
Автомобильный афротранспорт «Черного» континента
Самый популярный транспорт в Африке – автомобильный. Железнодорожный развит слабо: в основном это наследие колониального прошлого. Внешние перевозки прибрежные страны осуществляют морским транспортом, а там, где есть крупные внутренние водоемы – речным. А вот в государствах, расположенных в центре материка, главным средством передвижения для жителей, не имеющих собственной машины, служат такси, обычные и микроавтобусы. Однако они имеют свои особенности, которые вряд ли вы встретите в любом другом уголке мира.
В некоторых африканских странах существуют компании, специализирующиеся на «изготовлении» автобусов, соответствующих местным требованиям. А они не такие уж и сложные. Транспорт должен быть дешевым и, ну очень вместительным. При этом объемный багажник на крыше – обязательный элемент.
Для изготовления «афробуса» используют шасси удлиненного типа от малотоннажного японского либо южнокорейского коммерческого авто. Как правило, это модели от Fuso либо Isuzu. Кузов «модернизируют»: срезают крышу и заднюю стенку, чтобы увеличить внутреннее пространство.
В африканских автобусах на шасси европейских грузовиков мотор, разумеется, впереди, а не сзади. Фото: YouTube.com
Наверх приспосабливают упомянутый багажник, который комплектуют лестницей. Остается нанести «боевую раскраску» и «ПАЗик» африканского «разлива» готов к поездкам.
За базу берут шасси от грузовика (!) с рессорами, движком мощностью в районе 120 «лошадей» и механической трансмиссией. Чаще всего это Isuzu Forward, иногда – Mitsubishi Fighter. Кузов делают сами, по максимально упрощенной технологии: например, о гнутых лобовых стеклах и не думают, а те, что по бортам – узкие и небольшие.
Если нельзя загнуть стекла, то можно их сделать фигурными (Кения). Фото: YouTube.com
Это сделано для того, чтобы хоть как-то уберечься от невыносимой жары: разумеется, кондиционеры не предусматриваются изначально и в принципе. Дорого. Особо стоит отметить раскраску: она обязательно яркая и привлекающая внимание.
Нераскрашенный автобус пассажиры могут и проигнорировать. Фото: YouTube.com
Но интересна она не только оригинальностью: надписи на автобусе несут и полезную информацию: марку шасси, наличие плеера (наверное, это единственный элемент комфорта) и собственное название машины. Здесь фантазия просто выпирает: встречаются такие имена, как «Дворец», «Превосходный» и т. п. Автобусы среднего класса вмещают до 44 пассажиров.
Партию белорусских автобусов МАЗ с багажником на крыше специально сделали для Африки. Фото: YouTube.com
Иногда можно увидеть надпись типа Lexus: к автопроизводителю она не имеет никакого отношения. Просто так владелец автобуса хочет подчеркнуть его повышенный комфорт. Это все равно, что на «Москвиче-412» написать большими буквами «BMW».
Это вершина общественного автотранспорта и ее занимает техника с тремя осями (задняя – подъемная). Здесь роль шасси играет основа от грузовиков марок Scania, Mercedes, хотя бывают и варианты подешевле.
Приезжего может несколько шокировать компоновка кресел в таких африканских автобусах: 2+3, как в салоне самолета! Проход узкий, ноги толком не вытянешь: пассажировместимость достигает 88 человек. Но это так, мелочь – в тесноте, но не в обиде.
В этом автобусе африканцы поедут с комфортом: компоновка 2+2. Фото: YouTube.com
Однако не стоит думать, что все автобусы в Африке – только такие. Есть и привычные для европейцев машины, которые от своих «коллег» на Старом континенте отличаются разве что вызывающе яркой раскраской да непонятными надписями.
Большой автобус должен быть трехосным, ярким и вместительным. Фото: YouTube.com
В крупных городах курсируют маршрутные автобусы, но ходят они редко: например, в Уагадугу (Буркина-Фасо) можно ждать и 40 минут и час-полтора. Нет ничего странного, например, в висящем на «запятках» автобуса человеке – те, кто едут вне салона, денег не платят! А вот с «зайцами» поступают сурово: никаких штрафов: просто приковывают цепью к двери и где высадят, неизвестно (Сенегал).
Их конечная (или начальная) остановка чаще всего – автовокзал или рынок. В любом случае африканская маршрутка – грузопассажирский транспорт, который может перевозить все, что угодно. Достаточно подкинуть немного денег водителю. Представьте, что вы, например, садитесь в микроавтобус, чтобы доехать в соседний район, а на крыше маршрутки – связка водопроводных труб, нависающая над лобовым стеклом.
Эта «современная» маршрутка в Африке – французский Saviem SG2, выпуск которого прекратился в 1978-м. Фото: YouTube.com
На крыше есть и места для пассажиров. Багаж ваш тоже окажется там, даже если вы едите в салоне. Все вещи наверху опутываются сеткой, но никто не даст вам 100 % гарантии, что ваш рюкзачок где-нибудь не выпадет по дороге. Иногда габариты багажа превышают высоту самого микроавтобуса! На грузоподъемность автомобиля, прописанную в паспорте, внимания никто не обращает: может машина увезти 5 тонн, значит, увезет. А то, что где-то там в инструкции написано про максимум в 2,5 т, это не имеет никакого значения.
Дороги в Африке не идеальные, но пассажиры помогут. А куда им деваться? Фото: YouTube.com
В Африке просто не принято нанимать для перевозки хотя бы тех же стройматериалов грузовой транспорт. Зачем, если есть автобусы и маршрутки, водители которых за небольшую плату согласятся забить свою машину под «завязку» хоть досками, хоть домашней скотиной. В общественный транспорт могут впихнуть даже ослика: очень удобно – доехал до места, а в конечный пункт можно добраться на четырехногом собственном «такси». На «Черном» континенте и сегодня очень много населенных пунктов, куда не ходят ни автобусы, ни такси, ни маршрутки.
В Африке они появились почти тогда, когда и в Европе: в этом плане «первенцем» была ЮАР, находящаяся под английской короной. Троллейбусы ездили в Трансваале уже в 1914-м году. Полностью от этого вида транспорта отказались в 1986-м. Еще троллейбусы курсировали во французском Марокко с 1932-го по 1972-й.
Французские троллейбусы Vetra были распространены в Алжире и Марокко. Фото: YouTube.com
С 1925-го по 1963 работали маршруты с контактной сетью в столице Алжира: длина линий в 1950-м году превышала 50 км. Еще эксплуатировали троллейбусы в Тунисе. В Эфиопии в 2008-м был даже подписан контракт на поставку из России модели ЗИУ-682Г-016. Но не для использования, а в плане создания собственного производства.
Российский ЗиУ так и не освоил пока африканские улицы. Фото: YouTube.com
Однако из-за сложной политической обстановки в стране дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Самая распространенная марка в Африке, как это ни странно – Mercedes. Разумеется, в абсолютном большинстве это машины, выпущенные десятилетия назад. Но благодаря высочайшей надежности, а также совсем не вредному для кузова климату, они эксплуатируются и сегодня. Хотя ржавые экземпляры все равно встречаются, потому что за состоянием кузова следить как-то не принято. Но даже если коррозия испортила внешний вид авто, будьте уверены: колесные арки и пол останутся целыми.
Mercedes он и в Африке Mercedes! Фото: YouTube.com
Особой популярностью пользуются т. н. sept-places, что в переводе означает «семь мест». Роль этого транспорта играют легковушки-универсалы, которые оборудуют дополнительными сиденьями в грузовом отсеке. Обычно это модели 70-х годов, например, «Пежо-304». В «дышащий на ладан» автомобиль водитель набивает 7 человек и летит до конечного пункта без остановки.
Любимая африканскими таксистами «семиместная» модель Peugeot 304 GLD Break (1978 год). Фото: YouTube.com
Плюс такой доставки в том, что желающие набираются очень быстро и их немного. А вот автобус не поедет, пока не заполнится пассажирами под завязку, на что уходит и час и два. Поэтому такой транспорт на 30-40 % стоит дороже. Но это не останавливает тех, кто куда-то спешит.
Интересное «ноу-хау»: машина отправляется с пассажирами от какой-нибудь части города, где много народа, в конкретный район. В пути такси, подобно «маршрутке», останавливается по требованию. Единственный минус в том, что на авто нет никаких указателей, сообщающих, куда оно едет. Все узнать можно только методом расспросов. Есть и такси в общепринятом понимании этого слова.
Не стоит пугаться: африканское такси может выглядеть и так Фото: YouTube.com
Но им местные пользуются редко – дорого. Увы! Низкие доходы формируют соответствующее качество жизни и россиянам по «лихим» девяностым это хорошо известно…
«Модернизация» общественного транспорта
В некоторых африканских странах существуют компании, специализирующиеся на «изготовлении» автобусов, соответствующих местным требованиям. А они не такие уж и сложные. Транспорт должен быть дешевым и, ну очень вместительным. При этом объемный багажник на крыше – обязательный элемент.
Пригородный транспорт
Для изготовления «афробуса» используют шасси удлиненного типа от малотоннажного японского либо южнокорейского коммерческого авто. Как правило, это модели от Fuso либо Isuzu. Кузов «модернизируют»: срезают крышу и заднюю стенку, чтобы увеличить внутреннее пространство.

Наверх приспосабливают упомянутый багажник, который комплектуют лестницей. Остается нанести «боевую раскраску» и «ПАЗик» африканского «разлива» готов к поездкам.
Средние автобусы
За базу берут шасси от грузовика (!) с рессорами, движком мощностью в районе 120 «лошадей» и механической трансмиссией. Чаще всего это Isuzu Forward, иногда – Mitsubishi Fighter. Кузов делают сами, по максимально упрощенной технологии: например, о гнутых лобовых стеклах и не думают, а те, что по бортам – узкие и небольшие.

Это сделано для того, чтобы хоть как-то уберечься от невыносимой жары: разумеется, кондиционеры не предусматриваются изначально и в принципе. Дорого. Особо стоит отметить раскраску: она обязательно яркая и привлекающая внимание.

Но интересна она не только оригинальностью: надписи на автобусе несут и полезную информацию: марку шасси, наличие плеера (наверное, это единственный элемент комфорта) и собственное название машины. Здесь фантазия просто выпирает: встречаются такие имена, как «Дворец», «Превосходный» и т. п. Автобусы среднего класса вмещают до 44 пассажиров.

Иногда можно увидеть надпись типа Lexus: к автопроизводителю она не имеет никакого отношения. Просто так владелец автобуса хочет подчеркнуть его повышенный комфорт. Это все равно, что на «Москвиче-412» написать большими буквами «BMW».
Междугородний класс
Это вершина общественного автотранспорта и ее занимает техника с тремя осями (задняя – подъемная). Здесь роль шасси играет основа от грузовиков марок Scania, Mercedes, хотя бывают и варианты подешевле.
В год только одна профильная африканская компания выпускает на рынки стран континента тысячи автобусов на базе европейских грузовых шасси.
Приезжего может несколько шокировать компоновка кресел в таких африканских автобусах: 2+3, как в салоне самолета! Проход узкий, ноги толком не вытянешь: пассажировместимость достигает 88 человек. Но это так, мелочь – в тесноте, но не в обиде.

Однако не стоит думать, что все автобусы в Африке – только такие. Есть и привычные для европейцев машины, которые от своих «коллег» на Старом континенте отличаются разве что вызывающе яркой раскраской да непонятными надписями.

В крупных городах курсируют маршрутные автобусы, но ходят они редко: например, в Уагадугу (Буркина-Фасо) можно ждать и 40 минут и час-полтора. Нет ничего странного, например, в висящем на «запятках» автобуса человеке – те, кто едут вне салона, денег не платят! А вот с «зайцами» поступают сурово: никаких штрафов: просто приковывают цепью к двери и где высадят, неизвестно (Сенегал).
Маршрутки
Их конечная (или начальная) остановка чаще всего – автовокзал или рынок. В любом случае африканская маршрутка – грузопассажирский транспорт, который может перевозить все, что угодно. Достаточно подкинуть немного денег водителю. Представьте, что вы, например, садитесь в микроавтобус, чтобы доехать в соседний район, а на крыше маршрутки – связка водопроводных труб, нависающая над лобовым стеклом.

На крыше есть и места для пассажиров. Багаж ваш тоже окажется там, даже если вы едите в салоне. Все вещи наверху опутываются сеткой, но никто не даст вам 100 % гарантии, что ваш рюкзачок где-нибудь не выпадет по дороге. Иногда габариты багажа превышают высоту самого микроавтобуса! На грузоподъемность автомобиля, прописанную в паспорте, внимания никто не обращает: может машина увезти 5 тонн, значит, увезет. А то, что где-то там в инструкции написано про максимум в 2,5 т, это не имеет никакого значения.

В Африке просто не принято нанимать для перевозки хотя бы тех же стройматериалов грузовой транспорт. Зачем, если есть автобусы и маршрутки, водители которых за небольшую плату согласятся забить свою машину под «завязку» хоть досками, хоть домашней скотиной. В общественный транспорт могут впихнуть даже ослика: очень удобно – доехал до места, а в конечный пункт можно добраться на четырехногом собственном «такси». На «Черном» континенте и сегодня очень много населенных пунктов, куда не ходят ни автобусы, ни такси, ни маршрутки.
Троллейбусы
В Африке они появились почти тогда, когда и в Европе: в этом плане «первенцем» была ЮАР, находящаяся под английской короной. Троллейбусы ездили в Трансваале уже в 1914-м году. Полностью от этого вида транспорта отказались в 1986-м. Еще троллейбусы курсировали во французском Марокко с 1932-го по 1972-й.

С 1925-го по 1963 работали маршруты с контактной сетью в столице Алжира: длина линий в 1950-м году превышала 50 км. Еще эксплуатировали троллейбусы в Тунисе. В Эфиопии в 2008-м был даже подписан контракт на поставку из России модели ЗИУ-682Г-016. Но не для использования, а в плане создания собственного производства.

Однако из-за сложной политической обстановки в стране дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Такси
Самая распространенная марка в Африке, как это ни странно – Mercedes. Разумеется, в абсолютном большинстве это машины, выпущенные десятилетия назад. Но благодаря высочайшей надежности, а также совсем не вредному для кузова климату, они эксплуатируются и сегодня. Хотя ржавые экземпляры все равно встречаются, потому что за состоянием кузова следить как-то не принято. Но даже если коррозия испортила внешний вид авто, будьте уверены: колесные арки и пол останутся целыми.

Особой популярностью пользуются т. н. sept-places, что в переводе означает «семь мест». Роль этого транспорта играют легковушки-универсалы, которые оборудуют дополнительными сиденьями в грузовом отсеке. Обычно это модели 70-х годов, например, «Пежо-304». В «дышащий на ладан» автомобиль водитель набивает 7 человек и летит до конечного пункта без остановки.

Плюс такой доставки в том, что желающие набираются очень быстро и их немного. А вот автобус не поедет, пока не заполнится пассажирами под завязку, на что уходит и час и два. Поэтому такой транспорт на 30-40 % стоит дороже. Но это не останавливает тех, кто куда-то спешит.
Коллективное такси
Интересное «ноу-хау»: машина отправляется с пассажирами от какой-нибудь части города, где много народа, в конкретный район. В пути такси, подобно «маршрутке», останавливается по требованию. Единственный минус в том, что на авто нет никаких указателей, сообщающих, куда оно едет. Все узнать можно только методом расспросов. Есть и такси в общепринятом понимании этого слова.

Но им местные пользуются редко – дорого. Увы! Низкие доходы формируют соответствующее качество жизни и россиянам по «лихим» девяностым это хорошо известно…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....