Автомобильный афротранспорт «Черного» континента
Самый популярный транспорт в Африке – автомобильный. Железнодорожный развит слабо: в основном это наследие колониального прошлого. Внешние перевозки прибрежные страны осуществляют морским транспортом, а там, где есть крупные внутренние водоемы – речным. А вот в государствах, расположенных в центре материка, главным средством передвижения для жителей, не имеющих собственной машины, служат такси, обычные и микроавтобусы. Однако они имеют свои особенности, которые вряд ли вы встретите в любом другом уголке мира.
В некоторых африканских странах существуют компании, специализирующиеся на «изготовлении» автобусов, соответствующих местным требованиям. А они не такие уж и сложные. Транспорт должен быть дешевым и, ну очень вместительным. При этом объемный багажник на крыше – обязательный элемент.
Для изготовления «афробуса» используют шасси удлиненного типа от малотоннажного японского либо южнокорейского коммерческого авто. Как правило, это модели от Fuso либо Isuzu. Кузов «модернизируют»: срезают крышу и заднюю стенку, чтобы увеличить внутреннее пространство.
Наверх приспосабливают упомянутый багажник, который комплектуют лестницей. Остается нанести «боевую раскраску» и «ПАЗик» африканского «разлива» готов к поездкам.
За базу берут шасси от грузовика (!) с рессорами, движком мощностью в районе 120 «лошадей» и механической трансмиссией. Чаще всего это Isuzu Forward, иногда – Mitsubishi Fighter. Кузов делают сами, по максимально упрощенной технологии: например, о гнутых лобовых стеклах и не думают, а те, что по бортам – узкие и небольшие.
Это сделано для того, чтобы хоть как-то уберечься от невыносимой жары: разумеется, кондиционеры не предусматриваются изначально и в принципе. Дорого. Особо стоит отметить раскраску: она обязательно яркая и привлекающая внимание.
Но интересна она не только оригинальностью: надписи на автобусе несут и полезную информацию: марку шасси, наличие плеера (наверное, это единственный элемент комфорта) и собственное название машины. Здесь фантазия просто выпирает: встречаются такие имена, как «Дворец», «Превосходный» и т. п. Автобусы среднего класса вмещают до 44 пассажиров.
Иногда можно увидеть надпись типа Lexus: к автопроизводителю она не имеет никакого отношения. Просто так владелец автобуса хочет подчеркнуть его повышенный комфорт. Это все равно, что на «Москвиче-412» написать большими буквами «BMW».
Это вершина общественного автотранспорта и ее занимает техника с тремя осями (задняя – подъемная). Здесь роль шасси играет основа от грузовиков марок Scania, Mercedes, хотя бывают и варианты подешевле.
Приезжего может несколько шокировать компоновка кресел в таких африканских автобусах: 2+3, как в салоне самолета! Проход узкий, ноги толком не вытянешь: пассажировместимость достигает 88 человек. Но это так, мелочь – в тесноте, но не в обиде.
Однако не стоит думать, что все автобусы в Африке – только такие. Есть и привычные для европейцев машины, которые от своих «коллег» на Старом континенте отличаются разве что вызывающе яркой раскраской да непонятными надписями.
В крупных городах курсируют маршрутные автобусы, но ходят они редко: например, в Уагадугу (Буркина-Фасо) можно ждать и 40 минут и час-полтора. Нет ничего странного, например, в висящем на «запятках» автобуса человеке – те, кто едут вне салона, денег не платят! А вот с «зайцами» поступают сурово: никаких штрафов: просто приковывают цепью к двери и где высадят, неизвестно (Сенегал).
Их конечная (или начальная) остановка чаще всего – автовокзал или рынок. В любом случае африканская маршрутка – грузопассажирский транспорт, который может перевозить все, что угодно. Достаточно подкинуть немного денег водителю. Представьте, что вы, например, садитесь в микроавтобус, чтобы доехать в соседний район, а на крыше маршрутки – связка водопроводных труб, нависающая над лобовым стеклом.
На крыше есть и места для пассажиров. Багаж ваш тоже окажется там, даже если вы едите в салоне. Все вещи наверху опутываются сеткой, но никто не даст вам 100 % гарантии, что ваш рюкзачок где-нибудь не выпадет по дороге. Иногда габариты багажа превышают высоту самого микроавтобуса! На грузоподъемность автомобиля, прописанную в паспорте, внимания никто не обращает: может машина увезти 5 тонн, значит, увезет. А то, что где-то там в инструкции написано про максимум в 2,5 т, это не имеет никакого значения.
В Африке просто не принято нанимать для перевозки хотя бы тех же стройматериалов грузовой транспорт. Зачем, если есть автобусы и маршрутки, водители которых за небольшую плату согласятся забить свою машину под «завязку» хоть досками, хоть домашней скотиной. В общественный транспорт могут впихнуть даже ослика: очень удобно – доехал до места, а в конечный пункт можно добраться на четырехногом собственном «такси». На «Черном» континенте и сегодня очень много населенных пунктов, куда не ходят ни автобусы, ни такси, ни маршрутки.
В Африке они появились почти тогда, когда и в Европе: в этом плане «первенцем» была ЮАР, находящаяся под английской короной. Троллейбусы ездили в Трансваале уже в 1914-м году. Полностью от этого вида транспорта отказались в 1986-м. Еще троллейбусы курсировали во французском Марокко с 1932-го по 1972-й.
С 1925-го по 1963 работали маршруты с контактной сетью в столице Алжира: длина линий в 1950-м году превышала 50 км. Еще эксплуатировали троллейбусы в Тунисе. В Эфиопии в 2008-м был даже подписан контракт на поставку из России модели ЗИУ-682Г-016. Но не для использования, а в плане создания собственного производства.
Однако из-за сложной политической обстановки в стране дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Самая распространенная марка в Африке, как это ни странно – Mercedes. Разумеется, в абсолютном большинстве это машины, выпущенные десятилетия назад. Но благодаря высочайшей надежности, а также совсем не вредному для кузова климату, они эксплуатируются и сегодня. Хотя ржавые экземпляры все равно встречаются, потому что за состоянием кузова следить как-то не принято. Но даже если коррозия испортила внешний вид авто, будьте уверены: колесные арки и пол останутся целыми.
Особой популярностью пользуются т. н. sept-places, что в переводе означает «семь мест». Роль этого транспорта играют легковушки-универсалы, которые оборудуют дополнительными сиденьями в грузовом отсеке. Обычно это модели 70-х годов, например, «Пежо-304». В «дышащий на ладан» автомобиль водитель набивает 7 человек и летит до конечного пункта без остановки.
Плюс такой доставки в том, что желающие набираются очень быстро и их немного. А вот автобус не поедет, пока не заполнится пассажирами под завязку, на что уходит и час и два. Поэтому такой транспорт на 30-40 % стоит дороже. Но это не останавливает тех, кто куда-то спешит.
Интересное «ноу-хау»: машина отправляется с пассажирами от какой-нибудь части города, где много народа, в конкретный район. В пути такси, подобно «маршрутке», останавливается по требованию. Единственный минус в том, что на авто нет никаких указателей, сообщающих, куда оно едет. Все узнать можно только методом расспросов. Есть и такси в общепринятом понимании этого слова.
Но им местные пользуются редко – дорого. Увы! Низкие доходы формируют соответствующее качество жизни и россиянам по «лихим» девяностым это хорошо известно…
«Модернизация» общественного транспорта
В некоторых африканских странах существуют компании, специализирующиеся на «изготовлении» автобусов, соответствующих местным требованиям. А они не такие уж и сложные. Транспорт должен быть дешевым и, ну очень вместительным. При этом объемный багажник на крыше – обязательный элемент.
Пригородный транспорт
Для изготовления «афробуса» используют шасси удлиненного типа от малотоннажного японского либо южнокорейского коммерческого авто. Как правило, это модели от Fuso либо Isuzu. Кузов «модернизируют»: срезают крышу и заднюю стенку, чтобы увеличить внутреннее пространство.
В африканских автобусах на шасси европейских грузовиков мотор, разумеется, впереди, а не сзади. Фото: YouTube.com
Наверх приспосабливают упомянутый багажник, который комплектуют лестницей. Остается нанести «боевую раскраску» и «ПАЗик» африканского «разлива» готов к поездкам.
Средние автобусы
За базу берут шасси от грузовика (!) с рессорами, движком мощностью в районе 120 «лошадей» и механической трансмиссией. Чаще всего это Isuzu Forward, иногда – Mitsubishi Fighter. Кузов делают сами, по максимально упрощенной технологии: например, о гнутых лобовых стеклах и не думают, а те, что по бортам – узкие и небольшие.
Если нельзя загнуть стекла, то можно их сделать фигурными (Кения). Фото: YouTube.com
Это сделано для того, чтобы хоть как-то уберечься от невыносимой жары: разумеется, кондиционеры не предусматриваются изначально и в принципе. Дорого. Особо стоит отметить раскраску: она обязательно яркая и привлекающая внимание.
Нераскрашенный автобус пассажиры могут и проигнорировать. Фото: YouTube.com
Но интересна она не только оригинальностью: надписи на автобусе несут и полезную информацию: марку шасси, наличие плеера (наверное, это единственный элемент комфорта) и собственное название машины. Здесь фантазия просто выпирает: встречаются такие имена, как «Дворец», «Превосходный» и т. п. Автобусы среднего класса вмещают до 44 пассажиров.
Партию белорусских автобусов МАЗ с багажником на крыше специально сделали для Африки. Фото: YouTube.com
Иногда можно увидеть надпись типа Lexus: к автопроизводителю она не имеет никакого отношения. Просто так владелец автобуса хочет подчеркнуть его повышенный комфорт. Это все равно, что на «Москвиче-412» написать большими буквами «BMW».
Междугородний класс
Это вершина общественного автотранспорта и ее занимает техника с тремя осями (задняя – подъемная). Здесь роль шасси играет основа от грузовиков марок Scania, Mercedes, хотя бывают и варианты подешевле.
В год только одна профильная африканская компания выпускает на рынки стран континента тысячи автобусов на базе европейских грузовых шасси.
Приезжего может несколько шокировать компоновка кресел в таких африканских автобусах: 2+3, как в салоне самолета! Проход узкий, ноги толком не вытянешь: пассажировместимость достигает 88 человек. Но это так, мелочь – в тесноте, но не в обиде.
В этом автобусе африканцы поедут с комфортом: компоновка 2+2. Фото: YouTube.com
Однако не стоит думать, что все автобусы в Африке – только такие. Есть и привычные для европейцев машины, которые от своих «коллег» на Старом континенте отличаются разве что вызывающе яркой раскраской да непонятными надписями.
Большой автобус должен быть трехосным, ярким и вместительным. Фото: YouTube.com
В крупных городах курсируют маршрутные автобусы, но ходят они редко: например, в Уагадугу (Буркина-Фасо) можно ждать и 40 минут и час-полтора. Нет ничего странного, например, в висящем на «запятках» автобуса человеке – те, кто едут вне салона, денег не платят! А вот с «зайцами» поступают сурово: никаких штрафов: просто приковывают цепью к двери и где высадят, неизвестно (Сенегал).
Маршрутки
Их конечная (или начальная) остановка чаще всего – автовокзал или рынок. В любом случае африканская маршрутка – грузопассажирский транспорт, который может перевозить все, что угодно. Достаточно подкинуть немного денег водителю. Представьте, что вы, например, садитесь в микроавтобус, чтобы доехать в соседний район, а на крыше маршрутки – связка водопроводных труб, нависающая над лобовым стеклом.
Эта «современная» маршрутка в Африке – французский Saviem SG2, выпуск которого прекратился в 1978-м. Фото: YouTube.com
На крыше есть и места для пассажиров. Багаж ваш тоже окажется там, даже если вы едите в салоне. Все вещи наверху опутываются сеткой, но никто не даст вам 100 % гарантии, что ваш рюкзачок где-нибудь не выпадет по дороге. Иногда габариты багажа превышают высоту самого микроавтобуса! На грузоподъемность автомобиля, прописанную в паспорте, внимания никто не обращает: может машина увезти 5 тонн, значит, увезет. А то, что где-то там в инструкции написано про максимум в 2,5 т, это не имеет никакого значения.
Дороги в Африке не идеальные, но пассажиры помогут. А куда им деваться? Фото: YouTube.com
В Африке просто не принято нанимать для перевозки хотя бы тех же стройматериалов грузовой транспорт. Зачем, если есть автобусы и маршрутки, водители которых за небольшую плату согласятся забить свою машину под «завязку» хоть досками, хоть домашней скотиной. В общественный транспорт могут впихнуть даже ослика: очень удобно – доехал до места, а в конечный пункт можно добраться на четырехногом собственном «такси». На «Черном» континенте и сегодня очень много населенных пунктов, куда не ходят ни автобусы, ни такси, ни маршрутки.
Троллейбусы
В Африке они появились почти тогда, когда и в Европе: в этом плане «первенцем» была ЮАР, находящаяся под английской короной. Троллейбусы ездили в Трансваале уже в 1914-м году. Полностью от этого вида транспорта отказались в 1986-м. Еще троллейбусы курсировали во французском Марокко с 1932-го по 1972-й.
Французские троллейбусы Vetra были распространены в Алжире и Марокко. Фото: YouTube.com
С 1925-го по 1963 работали маршруты с контактной сетью в столице Алжира: длина линий в 1950-м году превышала 50 км. Еще эксплуатировали троллейбусы в Тунисе. В Эфиопии в 2008-м был даже подписан контракт на поставку из России модели ЗИУ-682Г-016. Но не для использования, а в плане создания собственного производства.
Российский ЗиУ так и не освоил пока африканские улицы. Фото: YouTube.com
Однако из-за сложной политической обстановки в стране дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Такси
Самая распространенная марка в Африке, как это ни странно – Mercedes. Разумеется, в абсолютном большинстве это машины, выпущенные десятилетия назад. Но благодаря высочайшей надежности, а также совсем не вредному для кузова климату, они эксплуатируются и сегодня. Хотя ржавые экземпляры все равно встречаются, потому что за состоянием кузова следить как-то не принято. Но даже если коррозия испортила внешний вид авто, будьте уверены: колесные арки и пол останутся целыми.
Mercedes он и в Африке Mercedes! Фото: YouTube.com
Особой популярностью пользуются т. н. sept-places, что в переводе означает «семь мест». Роль этого транспорта играют легковушки-универсалы, которые оборудуют дополнительными сиденьями в грузовом отсеке. Обычно это модели 70-х годов, например, «Пежо-304». В «дышащий на ладан» автомобиль водитель набивает 7 человек и летит до конечного пункта без остановки.
Любимая африканскими таксистами «семиместная» модель Peugeot 304 GLD Break (1978 год). Фото: YouTube.com
Плюс такой доставки в том, что желающие набираются очень быстро и их немного. А вот автобус не поедет, пока не заполнится пассажирами под завязку, на что уходит и час и два. Поэтому такой транспорт на 30-40 % стоит дороже. Но это не останавливает тех, кто куда-то спешит.
Коллективное такси
Интересное «ноу-хау»: машина отправляется с пассажирами от какой-нибудь части города, где много народа, в конкретный район. В пути такси, подобно «маршрутке», останавливается по требованию. Единственный минус в том, что на авто нет никаких указателей, сообщающих, куда оно едет. Все узнать можно только методом расспросов. Есть и такси в общепринятом понимании этого слова.
Не стоит пугаться: африканское такси может выглядеть и так Фото: YouTube.com
Но им местные пользуются редко – дорого. Увы! Низкие доходы формируют соответствующее качество жизни и россиянам по «лихим» девяностым это хорошо известно…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...