Автомобильный афротранспорт «Черного» континента
Самый популярный транспорт в Африке – автомобильный. Железнодорожный развит слабо: в основном это наследие колониального прошлого. Внешние перевозки прибрежные страны осуществляют морским транспортом, а там, где есть крупные внутренние водоемы – речным. А вот в государствах, расположенных в центре материка, главным средством передвижения для жителей, не имеющих собственной машины, служат такси, обычные и микроавтобусы. Однако они имеют свои особенности, которые вряд ли вы встретите в любом другом уголке мира.
В некоторых африканских странах существуют компании, специализирующиеся на «изготовлении» автобусов, соответствующих местным требованиям. А они не такие уж и сложные. Транспорт должен быть дешевым и, ну очень вместительным. При этом объемный багажник на крыше – обязательный элемент.
Для изготовления «афробуса» используют шасси удлиненного типа от малотоннажного японского либо южнокорейского коммерческого авто. Как правило, это модели от Fuso либо Isuzu. Кузов «модернизируют»: срезают крышу и заднюю стенку, чтобы увеличить внутреннее пространство.
Наверх приспосабливают упомянутый багажник, который комплектуют лестницей. Остается нанести «боевую раскраску» и «ПАЗик» африканского «разлива» готов к поездкам.
За базу берут шасси от грузовика (!) с рессорами, движком мощностью в районе 120 «лошадей» и механической трансмиссией. Чаще всего это Isuzu Forward, иногда – Mitsubishi Fighter. Кузов делают сами, по максимально упрощенной технологии: например, о гнутых лобовых стеклах и не думают, а те, что по бортам – узкие и небольшие.
Это сделано для того, чтобы хоть как-то уберечься от невыносимой жары: разумеется, кондиционеры не предусматриваются изначально и в принципе. Дорого. Особо стоит отметить раскраску: она обязательно яркая и привлекающая внимание.
Но интересна она не только оригинальностью: надписи на автобусе несут и полезную информацию: марку шасси, наличие плеера (наверное, это единственный элемент комфорта) и собственное название машины. Здесь фантазия просто выпирает: встречаются такие имена, как «Дворец», «Превосходный» и т. п. Автобусы среднего класса вмещают до 44 пассажиров.
Иногда можно увидеть надпись типа Lexus: к автопроизводителю она не имеет никакого отношения. Просто так владелец автобуса хочет подчеркнуть его повышенный комфорт. Это все равно, что на «Москвиче-412» написать большими буквами «BMW».
Это вершина общественного автотранспорта и ее занимает техника с тремя осями (задняя – подъемная). Здесь роль шасси играет основа от грузовиков марок Scania, Mercedes, хотя бывают и варианты подешевле.
Приезжего может несколько шокировать компоновка кресел в таких африканских автобусах: 2+3, как в салоне самолета! Проход узкий, ноги толком не вытянешь: пассажировместимость достигает 88 человек. Но это так, мелочь – в тесноте, но не в обиде.
Однако не стоит думать, что все автобусы в Африке – только такие. Есть и привычные для европейцев машины, которые от своих «коллег» на Старом континенте отличаются разве что вызывающе яркой раскраской да непонятными надписями.
В крупных городах курсируют маршрутные автобусы, но ходят они редко: например, в Уагадугу (Буркина-Фасо) можно ждать и 40 минут и час-полтора. Нет ничего странного, например, в висящем на «запятках» автобуса человеке – те, кто едут вне салона, денег не платят! А вот с «зайцами» поступают сурово: никаких штрафов: просто приковывают цепью к двери и где высадят, неизвестно (Сенегал).
Их конечная (или начальная) остановка чаще всего – автовокзал или рынок. В любом случае африканская маршрутка – грузопассажирский транспорт, который может перевозить все, что угодно. Достаточно подкинуть немного денег водителю. Представьте, что вы, например, садитесь в микроавтобус, чтобы доехать в соседний район, а на крыше маршрутки – связка водопроводных труб, нависающая над лобовым стеклом.
На крыше есть и места для пассажиров. Багаж ваш тоже окажется там, даже если вы едите в салоне. Все вещи наверху опутываются сеткой, но никто не даст вам 100 % гарантии, что ваш рюкзачок где-нибудь не выпадет по дороге. Иногда габариты багажа превышают высоту самого микроавтобуса! На грузоподъемность автомобиля, прописанную в паспорте, внимания никто не обращает: может машина увезти 5 тонн, значит, увезет. А то, что где-то там в инструкции написано про максимум в 2,5 т, это не имеет никакого значения.
В Африке просто не принято нанимать для перевозки хотя бы тех же стройматериалов грузовой транспорт. Зачем, если есть автобусы и маршрутки, водители которых за небольшую плату согласятся забить свою машину под «завязку» хоть досками, хоть домашней скотиной. В общественный транспорт могут впихнуть даже ослика: очень удобно – доехал до места, а в конечный пункт можно добраться на четырехногом собственном «такси». На «Черном» континенте и сегодня очень много населенных пунктов, куда не ходят ни автобусы, ни такси, ни маршрутки.
В Африке они появились почти тогда, когда и в Европе: в этом плане «первенцем» была ЮАР, находящаяся под английской короной. Троллейбусы ездили в Трансваале уже в 1914-м году. Полностью от этого вида транспорта отказались в 1986-м. Еще троллейбусы курсировали во французском Марокко с 1932-го по 1972-й.
С 1925-го по 1963 работали маршруты с контактной сетью в столице Алжира: длина линий в 1950-м году превышала 50 км. Еще эксплуатировали троллейбусы в Тунисе. В Эфиопии в 2008-м был даже подписан контракт на поставку из России модели ЗИУ-682Г-016. Но не для использования, а в плане создания собственного производства.
Однако из-за сложной политической обстановки в стране дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Самая распространенная марка в Африке, как это ни странно – Mercedes. Разумеется, в абсолютном большинстве это машины, выпущенные десятилетия назад. Но благодаря высочайшей надежности, а также совсем не вредному для кузова климату, они эксплуатируются и сегодня. Хотя ржавые экземпляры все равно встречаются, потому что за состоянием кузова следить как-то не принято. Но даже если коррозия испортила внешний вид авто, будьте уверены: колесные арки и пол останутся целыми.
Особой популярностью пользуются т. н. sept-places, что в переводе означает «семь мест». Роль этого транспорта играют легковушки-универсалы, которые оборудуют дополнительными сиденьями в грузовом отсеке. Обычно это модели 70-х годов, например, «Пежо-304». В «дышащий на ладан» автомобиль водитель набивает 7 человек и летит до конечного пункта без остановки.
Плюс такой доставки в том, что желающие набираются очень быстро и их немного. А вот автобус не поедет, пока не заполнится пассажирами под завязку, на что уходит и час и два. Поэтому такой транспорт на 30-40 % стоит дороже. Но это не останавливает тех, кто куда-то спешит.
Интересное «ноу-хау»: машина отправляется с пассажирами от какой-нибудь части города, где много народа, в конкретный район. В пути такси, подобно «маршрутке», останавливается по требованию. Единственный минус в том, что на авто нет никаких указателей, сообщающих, куда оно едет. Все узнать можно только методом расспросов. Есть и такси в общепринятом понимании этого слова.
Но им местные пользуются редко – дорого. Увы! Низкие доходы формируют соответствующее качество жизни и россиянам по «лихим» девяностым это хорошо известно…
«Модернизация» общественного транспорта
В некоторых африканских странах существуют компании, специализирующиеся на «изготовлении» автобусов, соответствующих местным требованиям. А они не такие уж и сложные. Транспорт должен быть дешевым и, ну очень вместительным. При этом объемный багажник на крыше – обязательный элемент.
Пригородный транспорт
Для изготовления «афробуса» используют шасси удлиненного типа от малотоннажного японского либо южнокорейского коммерческого авто. Как правило, это модели от Fuso либо Isuzu. Кузов «модернизируют»: срезают крышу и заднюю стенку, чтобы увеличить внутреннее пространство.
В африканских автобусах на шасси европейских грузовиков мотор, разумеется, впереди, а не сзади. Фото: YouTube.com
Наверх приспосабливают упомянутый багажник, который комплектуют лестницей. Остается нанести «боевую раскраску» и «ПАЗик» африканского «разлива» готов к поездкам.
Средние автобусы
За базу берут шасси от грузовика (!) с рессорами, движком мощностью в районе 120 «лошадей» и механической трансмиссией. Чаще всего это Isuzu Forward, иногда – Mitsubishi Fighter. Кузов делают сами, по максимально упрощенной технологии: например, о гнутых лобовых стеклах и не думают, а те, что по бортам – узкие и небольшие.
Если нельзя загнуть стекла, то можно их сделать фигурными (Кения). Фото: YouTube.com
Это сделано для того, чтобы хоть как-то уберечься от невыносимой жары: разумеется, кондиционеры не предусматриваются изначально и в принципе. Дорого. Особо стоит отметить раскраску: она обязательно яркая и привлекающая внимание.
Нераскрашенный автобус пассажиры могут и проигнорировать. Фото: YouTube.com
Но интересна она не только оригинальностью: надписи на автобусе несут и полезную информацию: марку шасси, наличие плеера (наверное, это единственный элемент комфорта) и собственное название машины. Здесь фантазия просто выпирает: встречаются такие имена, как «Дворец», «Превосходный» и т. п. Автобусы среднего класса вмещают до 44 пассажиров.
Партию белорусских автобусов МАЗ с багажником на крыше специально сделали для Африки. Фото: YouTube.com
Иногда можно увидеть надпись типа Lexus: к автопроизводителю она не имеет никакого отношения. Просто так владелец автобуса хочет подчеркнуть его повышенный комфорт. Это все равно, что на «Москвиче-412» написать большими буквами «BMW».
Междугородний класс
Это вершина общественного автотранспорта и ее занимает техника с тремя осями (задняя – подъемная). Здесь роль шасси играет основа от грузовиков марок Scania, Mercedes, хотя бывают и варианты подешевле.
В год только одна профильная африканская компания выпускает на рынки стран континента тысячи автобусов на базе европейских грузовых шасси.
Приезжего может несколько шокировать компоновка кресел в таких африканских автобусах: 2+3, как в салоне самолета! Проход узкий, ноги толком не вытянешь: пассажировместимость достигает 88 человек. Но это так, мелочь – в тесноте, но не в обиде.
В этом автобусе африканцы поедут с комфортом: компоновка 2+2. Фото: YouTube.com
Однако не стоит думать, что все автобусы в Африке – только такие. Есть и привычные для европейцев машины, которые от своих «коллег» на Старом континенте отличаются разве что вызывающе яркой раскраской да непонятными надписями.
Большой автобус должен быть трехосным, ярким и вместительным. Фото: YouTube.com
В крупных городах курсируют маршрутные автобусы, но ходят они редко: например, в Уагадугу (Буркина-Фасо) можно ждать и 40 минут и час-полтора. Нет ничего странного, например, в висящем на «запятках» автобуса человеке – те, кто едут вне салона, денег не платят! А вот с «зайцами» поступают сурово: никаких штрафов: просто приковывают цепью к двери и где высадят, неизвестно (Сенегал).
Маршрутки
Их конечная (или начальная) остановка чаще всего – автовокзал или рынок. В любом случае африканская маршрутка – грузопассажирский транспорт, который может перевозить все, что угодно. Достаточно подкинуть немного денег водителю. Представьте, что вы, например, садитесь в микроавтобус, чтобы доехать в соседний район, а на крыше маршрутки – связка водопроводных труб, нависающая над лобовым стеклом.
Эта «современная» маршрутка в Африке – французский Saviem SG2, выпуск которого прекратился в 1978-м. Фото: YouTube.com
На крыше есть и места для пассажиров. Багаж ваш тоже окажется там, даже если вы едите в салоне. Все вещи наверху опутываются сеткой, но никто не даст вам 100 % гарантии, что ваш рюкзачок где-нибудь не выпадет по дороге. Иногда габариты багажа превышают высоту самого микроавтобуса! На грузоподъемность автомобиля, прописанную в паспорте, внимания никто не обращает: может машина увезти 5 тонн, значит, увезет. А то, что где-то там в инструкции написано про максимум в 2,5 т, это не имеет никакого значения.
Дороги в Африке не идеальные, но пассажиры помогут. А куда им деваться? Фото: YouTube.com
В Африке просто не принято нанимать для перевозки хотя бы тех же стройматериалов грузовой транспорт. Зачем, если есть автобусы и маршрутки, водители которых за небольшую плату согласятся забить свою машину под «завязку» хоть досками, хоть домашней скотиной. В общественный транспорт могут впихнуть даже ослика: очень удобно – доехал до места, а в конечный пункт можно добраться на четырехногом собственном «такси». На «Черном» континенте и сегодня очень много населенных пунктов, куда не ходят ни автобусы, ни такси, ни маршрутки.
Троллейбусы
В Африке они появились почти тогда, когда и в Европе: в этом плане «первенцем» была ЮАР, находящаяся под английской короной. Троллейбусы ездили в Трансваале уже в 1914-м году. Полностью от этого вида транспорта отказались в 1986-м. Еще троллейбусы курсировали во французском Марокко с 1932-го по 1972-й.
Французские троллейбусы Vetra были распространены в Алжире и Марокко. Фото: YouTube.com
С 1925-го по 1963 работали маршруты с контактной сетью в столице Алжира: длина линий в 1950-м году превышала 50 км. Еще эксплуатировали троллейбусы в Тунисе. В Эфиопии в 2008-м был даже подписан контракт на поставку из России модели ЗИУ-682Г-016. Но не для использования, а в плане создания собственного производства.
Российский ЗиУ так и не освоил пока африканские улицы. Фото: YouTube.com
Однако из-за сложной политической обстановки в стране дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Такси
Самая распространенная марка в Африке, как это ни странно – Mercedes. Разумеется, в абсолютном большинстве это машины, выпущенные десятилетия назад. Но благодаря высочайшей надежности, а также совсем не вредному для кузова климату, они эксплуатируются и сегодня. Хотя ржавые экземпляры все равно встречаются, потому что за состоянием кузова следить как-то не принято. Но даже если коррозия испортила внешний вид авто, будьте уверены: колесные арки и пол останутся целыми.
Mercedes он и в Африке Mercedes! Фото: YouTube.com
Особой популярностью пользуются т. н. sept-places, что в переводе означает «семь мест». Роль этого транспорта играют легковушки-универсалы, которые оборудуют дополнительными сиденьями в грузовом отсеке. Обычно это модели 70-х годов, например, «Пежо-304». В «дышащий на ладан» автомобиль водитель набивает 7 человек и летит до конечного пункта без остановки.
Любимая африканскими таксистами «семиместная» модель Peugeot 304 GLD Break (1978 год). Фото: YouTube.com
Плюс такой доставки в том, что желающие набираются очень быстро и их немного. А вот автобус не поедет, пока не заполнится пассажирами под завязку, на что уходит и час и два. Поэтому такой транспорт на 30-40 % стоит дороже. Но это не останавливает тех, кто куда-то спешит.
Коллективное такси
Интересное «ноу-хау»: машина отправляется с пассажирами от какой-нибудь части города, где много народа, в конкретный район. В пути такси, подобно «маршрутке», останавливается по требованию. Единственный минус в том, что на авто нет никаких указателей, сообщающих, куда оно едет. Все узнать можно только методом расспросов. Есть и такси в общепринятом понимании этого слова.
Не стоит пугаться: африканское такси может выглядеть и так Фото: YouTube.com
Но им местные пользуются редко – дорого. Увы! Низкие доходы формируют соответствующее качество жизни и россиянам по «лихим» девяностым это хорошо известно…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...