.d-md-none .d-lg-block bibimot

Автомобильный генератор – ревизия и ремонт своими руками

Автомобильный генератор – ревизия и ремонт своими руками
Генератор – устройство, которое отвечает за выработку электроэнергии для оборудования автомобиля. Выход из строя данного агрегата не просто грозит перебоями энергоснабжения, а делает эксплуатацию авто невозможной – аккумулятор не способен длительно работать без подзарядки. Полная замена узла связана с серьезными финансовыми вложениями. Выход – в проведении ревизии и выборочного ремонта в мастерской или, если такой возможности нет – своими руками.


Если вы знаете, как пользоваться паяльником, и в состоянии снять генератор с авто, с большой долей вероятности можно сказать, что у вас все получится. Но не факт.


Устройство генератора


Разумеется, желательно иметь хотя-бы образное представление о том, как устроен этот узел. Автомобильный генератор состоит из следующих основных деталей:

  • ? Разборной корпус
  • ? Приводной вал со шкивом
  • ? Подшипниковые опоры вала
  • ? Ротор с обмоткой возбуждения и контактными кольцами
  • ? Статор с обмоткой и магнитопроводом
  • ? Щеточный узел
  • ? Выпрямительный блок
  • ? Регулятор напряжения


Генератор вырабатывает электрический ток во время движения автомобиля, подзаряжает аккумулятор и питает бортовую сеть. Некорректная работа агрегата способна не просто обесточить авто, но и привести к порче проводки, аккумулятора и БК. Но об этом давайте поговорим более подробно.

Признаки неисправностей


Определить наличие проблем с генератором можно и без специальных приборов. Для этого владельцу следует обращать внимание на такие характерные симптомы:

  • ? Посторонние шумы при работе узла
  • ? Отсутствие зарядного тока на АКБ (горит индикатор на приборной панели)
  • ? Перезаряд батареи – выкипание электролита, нагрев
  • ? Недозаряд – АКБ не справляется с запуском стартера
  • ? Слабый свет фар
  • ? Изменение яркости осветительных приборов при повышении числа оборотов
  • ? Дребезжащий звук клаксона при запущенном двигателе


Появление любого из перечисленных признаков свидетельствует о необходимости проведения ревизии. Если же игнорировать звоночки, последующий ремонт может оказаться более затратным. Да и перспектива внезапного отказа генератора где-нибудь на трассе между городами не радует. Летом еще куда ни шло – просто потеряете время и деньги на эвакуатор, а зимой и замерзнуть недолго в неработающем авто.

Возможные проблемы


Итак, давайте обсудим наиболее частые поломки генератора. Так или иначе все водители сталкивались с чем-то из нашего списка. Разве что новички-автолюбители и владельцы, меняющие машины каждые два три года на новые могут похвастаться своей неосведомленностью. Для остальных же предлагаю небольшой перечень для воспоминаний:

  • ? Износ графитовых щеток. Они передают на ротор поступает возбуждающий ток. из-за выработки контакт между кольцами и щетками становится нестабильным, при этом повышается риск выхода из строя контактной группы на роторе
  • ? Отказ регулятора напряжения. Обеспечивает стабильность напряжения в бортовой сети и зарядного напряжения
  • ? Поломка выпрямительного блока.. Диодный мост преобразует переменный ток генератора в постоянный. Достаточно сгореть хотя бы одному диоду, чтобы генератор вышел из строя
  • ? Износ подшипников. Из за износа опорные подшипники могут заклинить или разрушиться, что приведет к повреждению вала и всего генератора
  • ? Проскальзывание ремня. Ременная передача не должна провисать. Слабая натяжка приводит к выходу подшипников из строя, перебоям в работе генератора


Последний случай – самый комфортный в плане проведения работ. Достаточно просто подтянуть ремень или заменить на новый. Этот процесс не трудоемкий и не требует специальных навыков. В одной из статей на Бибимоте мы обязательно осветим его замену своими силами во всех деталях.

Автомобильный генератор – ревизия и ремонт своими рукамиСначала генератор нужно снять с автомобиля. Фото: youtube.com


В любом случае, все перечисленные неисправности можно устранить, заменив вышедшие из строя элементы. Если же произошло механическое разрушение корпуса, генератор обычно не подлежит ремонту – владельцу придется покупать новый или с разборки.

При перегорании обмоток на статоре или роторе, наматывают новые. Но не самостоятельно. Эти работы должен выполнять квалифицированный специалист, и стоят они недешево.


В некоторых случаях есть смысл сопоставить вложения и возможные риски повторного перегорания из-за недостаточного качества проводниковой продукции, используемой для перемотки.

Более точная проверка


Итак, вы что-то подозреваете, и готовы сами освоить искусство восстановления работоспособности генератора (у вас есть лишнее время и набор необходимого инструментария).Диагностику генератора в домашних условиях обычно проводят двумя основными способами. Первый метод несколько устарел и применим исключительно к генераторам, установленным на старых автомобилях карбюраторного типа (одним словом – прошлый век!).

Проверка обмоток генератора. Фото: youtube.com


Для проверки заведите мотор и отсоедините отрицательный контакт с аккумулятора. Если в работе электрооборудования отсутствуют сбои, это указывает на отсутствие причин для волнений. Во всяком случае – ваш генератор свои задачи выполняет будь здоров!

На современном автомобиле нужен более продуманный подход. Вам потребуется специальный прибор – мультиметр. Тестер устанавливают в режим измерения напряжения постоянного тока в диапазоне от 0 до 20 В. При заглушенном двигателе, щупы прикладывают к контактам аккумуляторной батареи: черный – к отрицательному, красный – к положительному. Показания прибора при работоспособном аккумуляторе – 12,5 В.

Затем, при подключенном мультиметре, запускают двигатель. Если генератор в работоспособном состоянии, начнется подзарядка батареи, с соответствующим возрастанием напряжения. При норме, данная характеристика должна возрасти до 14,5 В. О выходе из строя генератора свидетельствует напряжение ниже 13 В или выше 14,8 В.

При холостой работе мотора добавьте нагрузку на аккумулятор. Включите дворники, магнитолу, освещение, обогрев стекол и т. д.

Если напряжение просядет ниже 13 В, это говорит о проблемах в работе генератора.


Состояние подшипников можно проверить, сняв со шкива приводной ремень и прокрутив вал вручную. Поломку определяют по характерному шуму шариков, легкому подклиниванию или вертикальному люфту. Небольшое биение совсем не норма, а скорее свидетельство критической степени износа.

Как разобрать узел и выполнить ремонт


Чтобы разобрать генератор, его для начала надо снять, а это та еще головоломка. Все зависит от конкретной модели автомобиля, но в любом случае у вас под рукой должны быть гаечные ключи (рожковые и накидные), головки с трещотками, удлинитель с воротом.

Главное – не потерять мелкие элементы. Фото: youtube.com


После того, как генератор окажется в ваших руках, подготовьте рабочее место (лучше всего подойдет стол) и несколько листов бумаги, на которые вы будете выкладывать внутреннее содержание девайса. Будет обидно, если вы все сделаете правильно, но потеряете какую-нибудь маленькую детальку, без которой никак.

Работы выполняют в такой последовательности:

  • ? Отключаем зажигание, откидываем одну из клемм аккумуляторной батареи
  • ? Снятие генератора с автомобиля
  • ? Демонтаж задней крышки
  • ? Отпайка обмотки статора от выпрямительного блока и регулятора напряжения
  • ? Съем выпрямительного блока, реле и щеточного узла
  • ? Демонтаж приводного шкива (обратите внимание на сохранность буферных втулок) и передней крышки генератора
  • ? Извлечение вала ротора и статора (чтобы снять крышку со статорного узла, отсоединяют контакты на подключении фазных обмоток к диодному мосту)


После этого стоит сосредоточиться на дефектовке. Оценивается состояние каждого из элементов, прозваниваются диоды, очищаются от грязи и окиси контактные группы. Элементы с явным износом выше среднего безжалостно меняем на новые. Также не забудьте проверить прибором значение сопротивления изоляции на обмотке возбуждения. Результат сверяем с данными в руководстве по эксплуатации автомобиля.

При обрыве или замыкании обмотки, на что указывает отклонение в величине сопротивления, потребуется ее замена. Если распаялись отдельные контакты, отматываем виток, удаляя неисправный отрезок, и восстанавливаем поврежденное соединение.
После устранения всех недочетов собираем агрегат в обратной последовательности.

Правильно собрать в обратном порядке – та еще задача. Фото: youtube.com


Необходимо надежно фиксировать крепеж, и при этом избегать излишнего усилия. При использовании шуруповерта, закручивать элементы до упора не нужно. Окончательную затяжку соединений проводе вручную – так будет спокойнее.

Порядок технического обслуживания


Для поддержания генераторного агрегата в работоспособном состоянии дольше обычного, необходимо обеспечить надлежащий уход и техническое обслуживание. От вас как владельца требуется регулярное проведение следующих операций:

  • ? Проверка натяжения ремня привода – при недостаточном натяге, шкив будет проскальзывать, а чрезмерное усилие вызывает повышенную нагрузку на подшипники;
  • ? Продувка сжатым воздухом, чтобы удалить пыль и загрязнения – несколько раз в год
  • ? Очищение контактов – надежность соединений влияет на работоспособность оборудования. Клеммы регулярно очищают от окисления, меняют поврежденные элементы
  • ? Замена щеток – по мере износа, от 50 % и выше


Чтобы обеспечить длительную эксплуатацию генераторного узла, при замене лучше не экономить, и покупать оригинальные комплектующие, с гарантией качества, и от проверенных поставщиков.

Несмотря на то, что генератор не входит в число основных агрегатов, его выход из строя не позволит вам двигаться дальше. Знание признаков, указывающих на неисправность узла, позволит вам своевременно устранить проблему до наступления критической стадии. Собственно, для этого и статья. Удачи вам на дорогах!

Использованы фотографии: https://youtube.com

Вы бы смогли сами отремонтировать генератор?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Как без знаний в электрике найти неисправность ABS – пошаговая инструкцияВыбираем автомобиль за 100 000 рублей – ВАЗ/ГАЗ или иномарка?

Зачем японским поездам такой нос

Зачем японским поездам такой нос

Необычная конфигурации головного вагона поездов японской транспортной системы «Синкансэн» скопирована с обычной птицы. Для чего это было сделано и что...
  • 2 560
Старая покрышка – выкидывать не стоит...

Старая покрышка – выкидывать не стоит...

Что делать со старой покрышкой? Конечно, выкинуть и купить другую. Но, может быть, есть варианты? Конечно есть. Но о них большинство автовладельцев уже забыло....
  • 2 210