
Автомобильный генератор – ревизия и ремонт своими руками
Генератор – устройство, которое отвечает за выработку электроэнергии для оборудования автомобиля. Выход из строя данного агрегата не просто грозит перебоями энергоснабжения, а делает эксплуатацию авто невозможной – аккумулятор не способен длительно работать без подзарядки. Полная замена узла связана с серьезными финансовыми вложениями. Выход – в проведении ревизии и выборочного ремонта в мастерской или, если такой возможности нет – своими руками.
Разумеется, желательно иметь хотя-бы образное представление о том, как устроен этот узел. Автомобильный генератор состоит из следующих основных деталей:
Генератор вырабатывает электрический ток во время движения автомобиля, подзаряжает аккумулятор и питает бортовую сеть. Некорректная работа агрегата способна не просто обесточить авто, но и привести к порче проводки, аккумулятора и БК. Но об этом давайте поговорим более подробно.
Определить наличие проблем с генератором можно и без специальных приборов. Для этого владельцу следует обращать внимание на такие характерные симптомы:
Появление любого из перечисленных признаков свидетельствует о необходимости проведения ревизии. Если же игнорировать звоночки, последующий ремонт может оказаться более затратным. Да и перспектива внезапного отказа генератора где-нибудь на трассе между городами не радует. Летом еще куда ни шло – просто потеряете время и деньги на эвакуатор, а зимой и замерзнуть недолго в неработающем авто.
Итак, давайте обсудим наиболее частые поломки генератора. Так или иначе все водители сталкивались с чем-то из нашего списка. Разве что новички-автолюбители и владельцы, меняющие машины каждые два три года на новые могут похвастаться своей неосведомленностью. Для остальных же предлагаю небольшой перечень для воспоминаний:
Последний случай – самый комфортный в плане проведения работ. Достаточно просто подтянуть ремень или заменить на новый. Этот процесс не трудоемкий и не требует специальных навыков. В одной из статей на Бибимоте мы обязательно осветим его замену своими силами во всех деталях.
Сначала генератор нужно снять с автомобиля. Фото: youtube.com
В любом случае, все перечисленные неисправности можно устранить, заменив вышедшие из строя элементы. Если же произошло механическое разрушение корпуса, генератор обычно не подлежит ремонту – владельцу придется покупать новый или с разборки.
В некоторых случаях есть смысл сопоставить вложения и возможные риски повторного перегорания из-за недостаточного качества проводниковой продукции, используемой для перемотки.
Итак, вы что-то подозреваете, и готовы сами освоить искусство восстановления работоспособности генератора (у вас есть лишнее время и набор необходимого инструментария).Диагностику генератора в домашних условиях обычно проводят двумя основными способами. Первый метод несколько устарел и применим исключительно к генераторам, установленным на старых автомобилях карбюраторного типа (одним словом – прошлый век!).
Проверка обмоток генератора. Фото: youtube.com
Для проверки заведите мотор и отсоедините отрицательный контакт с аккумулятора. Если в работе электрооборудования отсутствуют сбои, это указывает на отсутствие причин для волнений. Во всяком случае – ваш генератор свои задачи выполняет будь здоров!
На современном автомобиле нужен более продуманный подход. Вам потребуется специальный прибор – мультиметр. Тестер устанавливают в режим измерения напряжения постоянного тока в диапазоне от 0 до 20 В. При заглушенном двигателе, щупы прикладывают к контактам аккумуляторной батареи: черный – к отрицательному, красный – к положительному. Показания прибора при работоспособном аккумуляторе – 12,5 В.
Затем, при подключенном мультиметре, запускают двигатель. Если генератор в работоспособном состоянии, начнется подзарядка батареи, с соответствующим возрастанием напряжения. При норме, данная характеристика должна возрасти до 14,5 В. О выходе из строя генератора свидетельствует напряжение ниже 13 В или выше 14,8 В.
При холостой работе мотора добавьте нагрузку на аккумулятор. Включите дворники, магнитолу, освещение, обогрев стекол и т. д.
Состояние подшипников можно проверить, сняв со шкива приводной ремень и прокрутив вал вручную. Поломку определяют по характерному шуму шариков, легкому подклиниванию или вертикальному люфту. Небольшое биение совсем не норма, а скорее свидетельство критической степени износа.
Чтобы разобрать генератор, его для начала надо снять, а это та еще головоломка. Все зависит от конкретной модели автомобиля, но в любом случае у вас под рукой должны быть гаечные ключи (рожковые и накидные), головки с трещотками, удлинитель с воротом.
Главное – не потерять мелкие элементы. Фото: youtube.com
После того, как генератор окажется в ваших руках, подготовьте рабочее место (лучше всего подойдет стол) и несколько листов бумаги, на которые вы будете выкладывать внутреннее содержание девайса. Будет обидно, если вы все сделаете правильно, но потеряете какую-нибудь маленькую детальку, без которой никак.
Работы выполняют в такой последовательности:
После этого стоит сосредоточиться на дефектовке. Оценивается состояние каждого из элементов, прозваниваются диоды, очищаются от грязи и окиси контактные группы. Элементы с явным износом выше среднего безжалостно меняем на новые. Также не забудьте проверить прибором значение сопротивления изоляции на обмотке возбуждения. Результат сверяем с данными в руководстве по эксплуатации автомобиля.
При обрыве или замыкании обмотки, на что указывает отклонение в величине сопротивления, потребуется ее замена. Если распаялись отдельные контакты, отматываем виток, удаляя неисправный отрезок, и восстанавливаем поврежденное соединение.
После устранения всех недочетов собираем агрегат в обратной последовательности.
Правильно собрать в обратном порядке – та еще задача. Фото: youtube.com
Необходимо надежно фиксировать крепеж, и при этом избегать излишнего усилия. При использовании шуруповерта, закручивать элементы до упора не нужно. Окончательную затяжку соединений проводе вручную – так будет спокойнее.
Для поддержания генераторного агрегата в работоспособном состоянии дольше обычного, необходимо обеспечить надлежащий уход и техническое обслуживание. От вас как владельца требуется регулярное проведение следующих операций:
Чтобы обеспечить длительную эксплуатацию генераторного узла, при замене лучше не экономить, и покупать оригинальные комплектующие, с гарантией качества, и от проверенных поставщиков.
Несмотря на то, что генератор не входит в число основных агрегатов, его выход из строя не позволит вам двигаться дальше. Знание признаков, указывающих на неисправность узла, позволит вам своевременно устранить проблему до наступления критической стадии. Собственно, для этого и статья. Удачи вам на дорогах!
Если вы знаете, как пользоваться паяльником, и в состоянии снять генератор с авто, с большой долей вероятности можно сказать, что у вас все получится. Но не факт.
Устройство генератора
Разумеется, желательно иметь хотя-бы образное представление о том, как устроен этот узел. Автомобильный генератор состоит из следующих основных деталей:
- ? Разборной корпус
- ? Приводной вал со шкивом
- ? Подшипниковые опоры вала
- ? Ротор с обмоткой возбуждения и контактными кольцами
- ? Статор с обмоткой и магнитопроводом
- ? Щеточный узел
- ? Выпрямительный блок
- ? Регулятор напряжения
Генератор вырабатывает электрический ток во время движения автомобиля, подзаряжает аккумулятор и питает бортовую сеть. Некорректная работа агрегата способна не просто обесточить авто, но и привести к порче проводки, аккумулятора и БК. Но об этом давайте поговорим более подробно.
Признаки неисправностей
Определить наличие проблем с генератором можно и без специальных приборов. Для этого владельцу следует обращать внимание на такие характерные симптомы:
- ? Посторонние шумы при работе узла
- ? Отсутствие зарядного тока на АКБ (горит индикатор на приборной панели)
- ? Перезаряд батареи – выкипание электролита, нагрев
- ? Недозаряд – АКБ не справляется с запуском стартера
- ? Слабый свет фар
- ? Изменение яркости осветительных приборов при повышении числа оборотов
- ? Дребезжащий звук клаксона при запущенном двигателе
Появление любого из перечисленных признаков свидетельствует о необходимости проведения ревизии. Если же игнорировать звоночки, последующий ремонт может оказаться более затратным. Да и перспектива внезапного отказа генератора где-нибудь на трассе между городами не радует. Летом еще куда ни шло – просто потеряете время и деньги на эвакуатор, а зимой и замерзнуть недолго в неработающем авто.
Возможные проблемы
Итак, давайте обсудим наиболее частые поломки генератора. Так или иначе все водители сталкивались с чем-то из нашего списка. Разве что новички-автолюбители и владельцы, меняющие машины каждые два три года на новые могут похвастаться своей неосведомленностью. Для остальных же предлагаю небольшой перечень для воспоминаний:
- ? Износ графитовых щеток. Они передают на ротор поступает возбуждающий ток. из-за выработки контакт между кольцами и щетками становится нестабильным, при этом повышается риск выхода из строя контактной группы на роторе
- ? Отказ регулятора напряжения. Обеспечивает стабильность напряжения в бортовой сети и зарядного напряжения
- ? Поломка выпрямительного блока.. Диодный мост преобразует переменный ток генератора в постоянный. Достаточно сгореть хотя бы одному диоду, чтобы генератор вышел из строя
- ? Износ подшипников. Из за износа опорные подшипники могут заклинить или разрушиться, что приведет к повреждению вала и всего генератора
- ? Проскальзывание ремня. Ременная передача не должна провисать. Слабая натяжка приводит к выходу подшипников из строя, перебоям в работе генератора
Последний случай – самый комфортный в плане проведения работ. Достаточно просто подтянуть ремень или заменить на новый. Этот процесс не трудоемкий и не требует специальных навыков. В одной из статей на Бибимоте мы обязательно осветим его замену своими силами во всех деталях.

В любом случае, все перечисленные неисправности можно устранить, заменив вышедшие из строя элементы. Если же произошло механическое разрушение корпуса, генератор обычно не подлежит ремонту – владельцу придется покупать новый или с разборки.
При перегорании обмоток на статоре или роторе, наматывают новые. Но не самостоятельно. Эти работы должен выполнять квалифицированный специалист, и стоят они недешево.
В некоторых случаях есть смысл сопоставить вложения и возможные риски повторного перегорания из-за недостаточного качества проводниковой продукции, используемой для перемотки.
Более точная проверка
Итак, вы что-то подозреваете, и готовы сами освоить искусство восстановления работоспособности генератора (у вас есть лишнее время и набор необходимого инструментария).Диагностику генератора в домашних условиях обычно проводят двумя основными способами. Первый метод несколько устарел и применим исключительно к генераторам, установленным на старых автомобилях карбюраторного типа (одним словом – прошлый век!).

Для проверки заведите мотор и отсоедините отрицательный контакт с аккумулятора. Если в работе электрооборудования отсутствуют сбои, это указывает на отсутствие причин для волнений. Во всяком случае – ваш генератор свои задачи выполняет будь здоров!
На современном автомобиле нужен более продуманный подход. Вам потребуется специальный прибор – мультиметр. Тестер устанавливают в режим измерения напряжения постоянного тока в диапазоне от 0 до 20 В. При заглушенном двигателе, щупы прикладывают к контактам аккумуляторной батареи: черный – к отрицательному, красный – к положительному. Показания прибора при работоспособном аккумуляторе – 12,5 В.
Затем, при подключенном мультиметре, запускают двигатель. Если генератор в работоспособном состоянии, начнется подзарядка батареи, с соответствующим возрастанием напряжения. При норме, данная характеристика должна возрасти до 14,5 В. О выходе из строя генератора свидетельствует напряжение ниже 13 В или выше 14,8 В.
При холостой работе мотора добавьте нагрузку на аккумулятор. Включите дворники, магнитолу, освещение, обогрев стекол и т. д.
Если напряжение просядет ниже 13 В, это говорит о проблемах в работе генератора.
Состояние подшипников можно проверить, сняв со шкива приводной ремень и прокрутив вал вручную. Поломку определяют по характерному шуму шариков, легкому подклиниванию или вертикальному люфту. Небольшое биение совсем не норма, а скорее свидетельство критической степени износа.
Как разобрать узел и выполнить ремонт
Чтобы разобрать генератор, его для начала надо снять, а это та еще головоломка. Все зависит от конкретной модели автомобиля, но в любом случае у вас под рукой должны быть гаечные ключи (рожковые и накидные), головки с трещотками, удлинитель с воротом.

После того, как генератор окажется в ваших руках, подготовьте рабочее место (лучше всего подойдет стол) и несколько листов бумаги, на которые вы будете выкладывать внутреннее содержание девайса. Будет обидно, если вы все сделаете правильно, но потеряете какую-нибудь маленькую детальку, без которой никак.
Работы выполняют в такой последовательности:
- ? Отключаем зажигание, откидываем одну из клемм аккумуляторной батареи
- ? Снятие генератора с автомобиля
- ? Демонтаж задней крышки
- ? Отпайка обмотки статора от выпрямительного блока и регулятора напряжения
- ? Съем выпрямительного блока, реле и щеточного узла
- ? Демонтаж приводного шкива (обратите внимание на сохранность буферных втулок) и передней крышки генератора
- ? Извлечение вала ротора и статора (чтобы снять крышку со статорного узла, отсоединяют контакты на подключении фазных обмоток к диодному мосту)
После этого стоит сосредоточиться на дефектовке. Оценивается состояние каждого из элементов, прозваниваются диоды, очищаются от грязи и окиси контактные группы. Элементы с явным износом выше среднего безжалостно меняем на новые. Также не забудьте проверить прибором значение сопротивления изоляции на обмотке возбуждения. Результат сверяем с данными в руководстве по эксплуатации автомобиля.
При обрыве или замыкании обмотки, на что указывает отклонение в величине сопротивления, потребуется ее замена. Если распаялись отдельные контакты, отматываем виток, удаляя неисправный отрезок, и восстанавливаем поврежденное соединение.
После устранения всех недочетов собираем агрегат в обратной последовательности.

Необходимо надежно фиксировать крепеж, и при этом избегать излишнего усилия. При использовании шуруповерта, закручивать элементы до упора не нужно. Окончательную затяжку соединений проводе вручную – так будет спокойнее.
Порядок технического обслуживания
Для поддержания генераторного агрегата в работоспособном состоянии дольше обычного, необходимо обеспечить надлежащий уход и техническое обслуживание. От вас как владельца требуется регулярное проведение следующих операций:
- ? Проверка натяжения ремня привода – при недостаточном натяге, шкив будет проскальзывать, а чрезмерное усилие вызывает повышенную нагрузку на подшипники;
- ? Продувка сжатым воздухом, чтобы удалить пыль и загрязнения – несколько раз в год
- ? Очищение контактов – надежность соединений влияет на работоспособность оборудования. Клеммы регулярно очищают от окисления, меняют поврежденные элементы
- ? Замена щеток – по мере износа, от 50 % и выше
Чтобы обеспечить длительную эксплуатацию генераторного узла, при замене лучше не экономить, и покупать оригинальные комплектующие, с гарантией качества, и от проверенных поставщиков.
Несмотря на то, что генератор не входит в число основных агрегатов, его выход из строя не позволит вам двигаться дальше. Знание признаков, указывающих на неисправность узла, позволит вам своевременно устранить проблему до наступления критической стадии. Собственно, для этого и статья. Удачи вам на дорогах!
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...

Советские грузовые автопоезда – забытые гиганты дорог, оставшиеся в истории
Автопоезд – это не просто «фура», которые можно увидеть на наших дорогах каждый день. Так называют грузовые машины с несколькими прицепами, как будто вагонами....

Пока «Ладога» задерживается, «вывозить» будет Ан-26
ТВРС-44 в каком-то смысле повторяет судьбу ЛМС-901 «Байкал». Ускорить производство не получается, поэтому будут «замедлять» вывод из эксплуатации самолетов...

В шаге от серийного производства – АВТОВАЗ завершил испытания «Искры»
Машину тестировали в различных условиях. Завершение всех этапов сертификации дают «зеленый свет» массовому выпуску, дату которого уже огласили....