
НАМИ-072: «шестьдесят шестой», да не тот
Автомобильный институт НАМИ разрабатывал множество машин, которые в дальнейшем в серию не шли. При этом в большинстве случаев инженеры и конструкторы заранее знали о «грустном» финале модели. Тем не менее, их разрабатывали, чтобы отточить технологии, работоспособность узлов и агрегатов, которые потом ставили на серийную технику. Один из таких опытных экземпляров – НАМИ-072, выпущенный в трех вариантах.
При разработке машину максимально унифицировали с серийными «Урал», ГАЗ и ЗиЛ. Внешне автомобиль сильно напоминал конвейерный ГАЗ-66. Однако в техническом плане это была машина совсем с другими эксплуатационными качествами. Например, расчетная грузоподъемность опытного автомобиля составляла 4,5 т (у ГАЗ-66 – две тонны). Для улучшения проходимости поставили широкопрофильную резину от Урал-375, а вот колесные диски разработали сами.
Бортовая базовая версия НАМИ-072. Архивное фото.
Кабину, рулевое колесо и колонку взяли от «шестьдесят шестого», шарниры карданных валов позаимствовали у ЗиЛ-130, от него же – коробка передач. Правда, «раздатку» сконструировали оригинальную. Тормозная система – от ГАЗ-66, но в привод ввели дополнительный цилиндр. Еще от «шестьдесят шестой» досталась пара топливных баков по 105 литров.
Бортовой НАМИ-072 проверяли и летом и зимой. Архивное фото.
Базовый вариант представлял собой бортовой грузовик со сдвинутой вперед платформой. Это удалось сделать, избавившись от запасного колеса, весившего ни много, ни мало, 220 кг! Вместо него – система подкачки шин.
Восьмицилиндровый V-образный ЗМЗ-41 имел объем в 5,53 л и выдавал 140 «лошадей». Охлаждающий радиатор – от ЗиЛ-130, а масляный – от Урал-375. Миасский грузовик «поделился» и обоими мостами. При разработке сцепления использовали элементы ГАЗ-53. Подвеска получилась гибридной: что-то взяли у МАЗ-500, а что-то от «Урала». «Крейсерская» скорость автомобиля – 40 км/ч, а максимальная – 72 км/ч (впоследствии она выросла до 87,5 км/ч).
Это грузовой автомобиль с трехсторонней разгрузкой, способный работать в составе автопоезда. В последнем случае его грузоподъемность доходила до 9 т (без прицепа – 4,3 т). Самосвальный кузов ММЗ-554 предоставил Мытищинский завод.
Самосвал в основном предназначался для сельского хозяйства. Фото: YouTube.com
Если надставить борта, объем перевозимого груза мог достигать 8,9 куб. м. Чтобы установить телескопический подъемник, немного укоротили раму.
В 1967-м НАМИ-072С проходил проверку в реальных условиях: работая в паре с комбайном СК-4, вывозил зерновые. Причем, как в «одиночном» виде, так и с прицепом. Замечания по недостаткам были, но их оперативно устраняли. Рекомендовали снизить погрузочную высоту бортов. Затем машину испытывали зимой, «заставляя» бороться со снежными заносами на полях. НАМИ-072 спокойно преодолевал покров глубиной до полуметра, с трудом – до 70 см. Потом опять НАМИ-072С работал в совхозе. Для испытаний на песке автомобиль гоняли в Ступино, на плес Оки, где он соревновался в проходимости с ЗиЛ-157К.
Эксплуатационные качества НАМИ-072С проверялись в колхозах и совхозах. Фото: YouTube.com
Кроме работ на полях, автомобиль испытывали на асфальтированной трассе. Всего на шоссе было преодолено 4 тыс. 500 км. При этом средний расход горючего составил не более 35 литров на «сотню».
Была и еще одна его версия в эскизном исполнении – НАМИ-072Т. Это седельный тягач с устройством зацепления от ЗиЛ-130В. Еще от своего бортового «коллеги» модель отличалась укороченной рамой, которая была и у самосвала. Несмотря на полученные в конкурсах награды, грузовик во всех трех модификациях, в серию, как и было запланировано, не пошел.
При разработке машину максимально унифицировали с серийными «Урал», ГАЗ и ЗиЛ. Внешне автомобиль сильно напоминал конвейерный ГАЗ-66. Однако в техническом плане это была машина совсем с другими эксплуатационными качествами. Например, расчетная грузоподъемность опытного автомобиля составляла 4,5 т (у ГАЗ-66 – две тонны). Для улучшения проходимости поставили широкопрофильную резину от Урал-375, а вот колесные диски разработали сами.

Кабину, рулевое колесо и колонку взяли от «шестьдесят шестого», шарниры карданных валов позаимствовали у ЗиЛ-130, от него же – коробка передач. Правда, «раздатку» сконструировали оригинальную. Тормозная система – от ГАЗ-66, но в привод ввели дополнительный цилиндр. Еще от «шестьдесят шестой» досталась пара топливных баков по 105 литров.

Базовый вариант представлял собой бортовой грузовик со сдвинутой вперед платформой. Это удалось сделать, избавившись от запасного колеса, весившего ни много, ни мало, 220 кг! Вместо него – система подкачки шин.
Двигатель НАМИ-072
Восьмицилиндровый V-образный ЗМЗ-41 имел объем в 5,53 л и выдавал 140 «лошадей». Охлаждающий радиатор – от ЗиЛ-130, а масляный – от Урал-375. Миасский грузовик «поделился» и обоими мостами. При разработке сцепления использовали элементы ГАЗ-53. Подвеска получилась гибридной: что-то взяли у МАЗ-500, а что-то от «Урала». «Крейсерская» скорость автомобиля – 40 км/ч, а максимальная – 72 км/ч (впоследствии она выросла до 87,5 км/ч).
Самосвал НАМИ-072С
Это грузовой автомобиль с трехсторонней разгрузкой, способный работать в составе автопоезда. В последнем случае его грузоподъемность доходила до 9 т (без прицепа – 4,3 т). Самосвальный кузов ММЗ-554 предоставил Мытищинский завод.

Если надставить борта, объем перевозимого груза мог достигать 8,9 куб. м. Чтобы установить телескопический подъемник, немного укоротили раму.
Испытания и результат
В 1967-м НАМИ-072С проходил проверку в реальных условиях: работая в паре с комбайном СК-4, вывозил зерновые. Причем, как в «одиночном» виде, так и с прицепом. Замечания по недостаткам были, но их оперативно устраняли. Рекомендовали снизить погрузочную высоту бортов. Затем машину испытывали зимой, «заставляя» бороться со снежными заносами на полях. НАМИ-072 спокойно преодолевал покров глубиной до полуметра, с трудом – до 70 см. Потом опять НАМИ-072С работал в совхозе. Для испытаний на песке автомобиль гоняли в Ступино, на плес Оки, где он соревновался в проходимости с ЗиЛ-157К.

На Всесоюзном конкурсе сельхозтехники самосвал занял призовое место и Минавтотранс РСФСР рекомендовал его к запуску в серию!
Кроме работ на полях, автомобиль испытывали на асфальтированной трассе. Всего на шоссе было преодолено 4 тыс. 500 км. При этом средний расход горючего составил не более 35 литров на «сотню».
Другие особенности грузовика
Была и еще одна его версия в эскизном исполнении – НАМИ-072Т. Это седельный тягач с устройством зацепления от ЗиЛ-130В. Еще от своего бортового «коллеги» модель отличалась укороченной рамой, которая была и у самосвала. Несмотря на полученные в конкурсах награды, грузовик во всех трех модификациях, в серию, как и было запланировано, не пошел.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас