 
                    НАМИ-072: «шестьдесят шестой», да не тот
				
				
				
				
				
				
				
				
				
				
				
				Автомобильный институт НАМИ разрабатывал множество машин, которые в дальнейшем в серию не шли. При этом в большинстве случаев инженеры и конструкторы заранее знали о «грустном» финале модели. Тем не менее, их разрабатывали, чтобы отточить технологии, работоспособность узлов и агрегатов, которые потом ставили на серийную технику. Один из таких опытных экземпляров – НАМИ-072, выпущенный в трех вариантах.
 
При разработке машину максимально унифицировали с серийными «Урал», ГАЗ и ЗиЛ. Внешне автомобиль сильно напоминал конвейерный ГАЗ-66. Однако в техническом плане это была машина совсем с другими эксплуатационными качествами. Например, расчетная грузоподъемность опытного автомобиля составляла 4,5 т (у ГАЗ-66 – две тонны). Для улучшения проходимости поставили широкопрофильную резину от Урал-375, а вот колесные диски разработали сами.
 Бортовая базовая версия НАМИ-072. Архивное фото.
Бортовая базовая версия НАМИ-072. Архивное фото.
Кабину, рулевое колесо и колонку взяли от «шестьдесят шестого», шарниры карданных валов позаимствовали у ЗиЛ-130, от него же – коробка передач. Правда, «раздатку» сконструировали оригинальную. Тормозная система – от ГАЗ-66, но в привод ввели дополнительный цилиндр. Еще от «шестьдесят шестой» досталась пара топливных баков по 105 литров.
 Бортовой НАМИ-072 проверяли и летом и зимой. Архивное фото.
Бортовой НАМИ-072 проверяли и летом и зимой. Архивное фото.
Базовый вариант представлял собой бортовой грузовик со сдвинутой вперед платформой. Это удалось сделать, избавившись от запасного колеса, весившего ни много, ни мало, 220 кг! Вместо него – система подкачки шин.
 
Восьмицилиндровый V-образный ЗМЗ-41 имел объем в 5,53 л и выдавал 140 «лошадей». Охлаждающий радиатор – от ЗиЛ-130, а масляный – от Урал-375. Миасский грузовик «поделился» и обоими мостами. При разработке сцепления использовали элементы ГАЗ-53. Подвеска получилась гибридной: что-то взяли у МАЗ-500, а что-то от «Урала». «Крейсерская» скорость автомобиля – 40 км/ч, а максимальная – 72 км/ч (впоследствии она выросла до 87,5 км/ч).
 
Это грузовой автомобиль с трехсторонней разгрузкой, способный работать в составе автопоезда. В последнем случае его грузоподъемность доходила до 9 т (без прицепа – 4,3 т). Самосвальный кузов ММЗ-554 предоставил Мытищинский завод.
 Самосвал в основном предназначался для сельского хозяйства. Фото: YouTube.com
Самосвал в основном предназначался для сельского хозяйства. Фото: YouTube.com
Если надставить борта, объем перевозимого груза мог достигать 8,9 куб. м. Чтобы установить телескопический подъемник, немного укоротили раму.
 
В 1967-м НАМИ-072С проходил проверку в реальных условиях: работая в паре с комбайном СК-4, вывозил зерновые. Причем, как в «одиночном» виде, так и с прицепом. Замечания по недостаткам были, но их оперативно устраняли. Рекомендовали снизить погрузочную высоту бортов. Затем машину испытывали зимой, «заставляя» бороться со снежными заносами на полях. НАМИ-072 спокойно преодолевал покров глубиной до полуметра, с трудом – до 70 см. Потом опять НАМИ-072С работал в совхозе. Для испытаний на песке автомобиль гоняли в Ступино, на плес Оки, где он соревновался в проходимости с ЗиЛ-157К.
 Эксплуатационные качества НАМИ-072С проверялись в колхозах и совхозах. Фото: YouTube.com
Эксплуатационные качества НАМИ-072С проверялись в колхозах и совхозах. Фото: YouTube.com 
Кроме работ на полях, автомобиль испытывали на асфальтированной трассе. Всего на шоссе было преодолено 4 тыс. 500 км. При этом средний расход горючего составил не более 35 литров на «сотню».
 
Была и еще одна его версия в эскизном исполнении – НАМИ-072Т. Это седельный тягач с устройством зацепления от ЗиЛ-130В. Еще от своего бортового «коллеги» модель отличалась укороченной рамой, которая была и у самосвала. Несмотря на полученные в конкурсах награды, грузовик во всех трех модификациях, в серию, как и было запланировано, не пошел.
			
			
			
			
			При разработке машину максимально унифицировали с серийными «Урал», ГАЗ и ЗиЛ. Внешне автомобиль сильно напоминал конвейерный ГАЗ-66. Однако в техническом плане это была машина совсем с другими эксплуатационными качествами. Например, расчетная грузоподъемность опытного автомобиля составляла 4,5 т (у ГАЗ-66 – две тонны). Для улучшения проходимости поставили широкопрофильную резину от Урал-375, а вот колесные диски разработали сами.
 Бортовая базовая версия НАМИ-072. Архивное фото.
Бортовая базовая версия НАМИ-072. Архивное фото.Кабину, рулевое колесо и колонку взяли от «шестьдесят шестого», шарниры карданных валов позаимствовали у ЗиЛ-130, от него же – коробка передач. Правда, «раздатку» сконструировали оригинальную. Тормозная система – от ГАЗ-66, но в привод ввели дополнительный цилиндр. Еще от «шестьдесят шестой» досталась пара топливных баков по 105 литров.
 Бортовой НАМИ-072 проверяли и летом и зимой. Архивное фото.
Бортовой НАМИ-072 проверяли и летом и зимой. Архивное фото.Базовый вариант представлял собой бортовой грузовик со сдвинутой вперед платформой. Это удалось сделать, избавившись от запасного колеса, весившего ни много, ни мало, 220 кг! Вместо него – система подкачки шин.
Двигатель НАМИ-072
Восьмицилиндровый V-образный ЗМЗ-41 имел объем в 5,53 л и выдавал 140 «лошадей». Охлаждающий радиатор – от ЗиЛ-130, а масляный – от Урал-375. Миасский грузовик «поделился» и обоими мостами. При разработке сцепления использовали элементы ГАЗ-53. Подвеска получилась гибридной: что-то взяли у МАЗ-500, а что-то от «Урала». «Крейсерская» скорость автомобиля – 40 км/ч, а максимальная – 72 км/ч (впоследствии она выросла до 87,5 км/ч).
Самосвал НАМИ-072С
Это грузовой автомобиль с трехсторонней разгрузкой, способный работать в составе автопоезда. В последнем случае его грузоподъемность доходила до 9 т (без прицепа – 4,3 т). Самосвальный кузов ММЗ-554 предоставил Мытищинский завод.
 Самосвал в основном предназначался для сельского хозяйства. Фото: YouTube.com
Самосвал в основном предназначался для сельского хозяйства. Фото: YouTube.comЕсли надставить борта, объем перевозимого груза мог достигать 8,9 куб. м. Чтобы установить телескопический подъемник, немного укоротили раму.
Испытания и результат
В 1967-м НАМИ-072С проходил проверку в реальных условиях: работая в паре с комбайном СК-4, вывозил зерновые. Причем, как в «одиночном» виде, так и с прицепом. Замечания по недостаткам были, но их оперативно устраняли. Рекомендовали снизить погрузочную высоту бортов. Затем машину испытывали зимой, «заставляя» бороться со снежными заносами на полях. НАМИ-072 спокойно преодолевал покров глубиной до полуметра, с трудом – до 70 см. Потом опять НАМИ-072С работал в совхозе. Для испытаний на песке автомобиль гоняли в Ступино, на плес Оки, где он соревновался в проходимости с ЗиЛ-157К.
 Эксплуатационные качества НАМИ-072С проверялись в колхозах и совхозах. Фото: YouTube.com
Эксплуатационные качества НАМИ-072С проверялись в колхозах и совхозах. Фото: YouTube.comНа Всесоюзном конкурсе сельхозтехники самосвал занял призовое место и Минавтотранс РСФСР рекомендовал его к запуску в серию!
Кроме работ на полях, автомобиль испытывали на асфальтированной трассе. Всего на шоссе было преодолено 4 тыс. 500 км. При этом средний расход горючего составил не более 35 литров на «сотню».
Другие особенности грузовика
Была и еще одна его версия в эскизном исполнении – НАМИ-072Т. Это седельный тягач с устройством зацепления от ЗиЛ-130В. Еще от своего бортового «коллеги» модель отличалась укороченной рамой, которая была и у самосвала. Несмотря на полученные в конкурсах награды, грузовик во всех трех модификациях, в серию, как и было запланировано, не пошел.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас