НАМИ-072: «шестьдесят шестой», да не тот
3 154

НАМИ-072: «шестьдесят шестой», да не тот

Автомобильный институт НАМИ разрабатывал множество машин, которые в дальнейшем в серию не шли. При этом в большинстве случаев инженеры и конструкторы заранее знали о «грустном» финале модели. Тем не менее, их разрабатывали, чтобы отточить технологии, работоспособность узлов и агрегатов, которые потом ставили на серийную технику. Один из таких опытных экземпляров – НАМИ-072, выпущенный в трех вариантах.


При разработке машину максимально унифицировали с серийными «Урал», ГАЗ и ЗиЛ. Внешне автомобиль сильно напоминал конвейерный ГАЗ-66. Однако в техническом плане это была машина совсем с другими эксплуатационными качествами. Например, расчетная грузоподъемность опытного автомобиля составляла 4,5 т (у ГАЗ-66 – две тонны). Для улучшения проходимости поставили широкопрофильную резину от Урал-375, а вот колесные диски разработали сами.

НАМИ-072: «шестьдесят шестой», да не тотБортовая базовая версия НАМИ-072. Архивное фото.

Кабину, рулевое колесо и колонку взяли от «шестьдесят шестого», шарниры карданных валов позаимствовали у ЗиЛ-130, от него же – коробка передач. Правда, «раздатку» сконструировали оригинальную. Тормозная система – от ГАЗ-66, но в привод ввели дополнительный цилиндр. Еще от «шестьдесят шестой» досталась пара топливных баков по 105 литров.

Бортовой НАМИ-072 проверяли и летом и зимой. Архивное фото.

Базовый вариант представлял собой бортовой грузовик со сдвинутой вперед платформой. Это удалось сделать, избавившись от запасного колеса, весившего ни много, ни мало, 220 кг! Вместо него – система подкачки шин.

Двигатель НАМИ-072


Восьмицилиндровый V-образный ЗМЗ-41 имел объем в 5,53 л и выдавал 140 «лошадей». Охлаждающий радиатор – от ЗиЛ-130, а масляный – от Урал-375. Миасский грузовик «поделился» и обоими мостами. При разработке сцепления использовали элементы ГАЗ-53. Подвеска получилась гибридной: что-то взяли у МАЗ-500, а что-то от «Урала». «Крейсерская» скорость автомобиля – 40 км/ч, а максимальная – 72 км/ч (впоследствии она выросла до 87,5 км/ч).

Самосвал НАМИ-072С


Это грузовой автомобиль с трехсторонней разгрузкой, способный работать в составе автопоезда. В последнем случае его грузоподъемность доходила до 9 т (без прицепа – 4,3 т). Самосвальный кузов ММЗ-554 предоставил Мытищинский завод.

Самосвал в основном предназначался для сельского хозяйства. Фото: YouTube.com

Если надставить борта, объем перевозимого груза мог достигать 8,9 куб. м. Чтобы установить телескопический подъемник, немного укоротили раму.

Испытания и результат


В 1967-м НАМИ-072С проходил проверку в реальных условиях: работая в паре с комбайном СК-4, вывозил зерновые. Причем, как в «одиночном» виде, так и с прицепом. Замечания по недостаткам были, но их оперативно устраняли. Рекомендовали снизить погрузочную высоту бортов. Затем машину испытывали зимой, «заставляя» бороться со снежными заносами на полях. НАМИ-072 спокойно преодолевал покров глубиной до полуметра, с трудом – до 70 см. Потом опять НАМИ-072С работал в совхозе. Для испытаний на песке автомобиль гоняли в Ступино, на плес Оки, где он соревновался в проходимости с ЗиЛ-157К.

Эксплуатационные качества НАМИ-072С проверялись в колхозах и совхозах. Фото: YouTube.com

На Всесоюзном конкурсе сельхозтехники самосвал занял призовое место и Минавтотранс РСФСР рекомендовал его к запуску в серию!

Кроме работ на полях, автомобиль испытывали на асфальтированной трассе. Всего на шоссе было преодолено 4 тыс. 500 км. При этом средний расход горючего составил не более 35 литров на «сотню».

Другие особенности грузовика


Была и еще одна его версия в эскизном исполнении – НАМИ-072Т. Это седельный тягач с устройством зацепления от ЗиЛ-130В. Еще от своего бортового «коллеги» модель отличалась укороченной рамой, которая была и у самосвала. Несмотря на полученные в конкурсах награды, грузовик во всех трех модификациях, в серию, как и было запланировано, не пошел.
А вы что думаете о НАМИ-072?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...