Легковые иномарки в СССР: кому-то можно, а кому-то нет
1 444

Легковые иномарки в СССР: кому-то можно, а кому-то нет

Иномарки в России появились чуть ли не с самого момента изобретения автомобиля. Николай II был большим ценителем и любителем такой техники. Первая машина императора, за рулем которой он сидел довольно часто – Delaunay-Belleville. Потом автомобилей было много: Mercedes, Renault, Rolls-Royce («Серебряный призрак») и множество других, которые после революции перешли в распоряжение новой власти и непосредственно В. И. Ленина. Но это «сильные мира сего», а как насчет граждан попроще?


Одним из первых «иномарочников» в СССР называют Владимира Маяковского. Это он, побывав во Франции в конце 20-х, привез оттуда не «галстук и духи», а Renault.

Легковые иномарки в СССР: кому-то можно, а кому-то нетНа покупке авто настоялп подруга поэта. Фото: YouTube.com

Любовь Маяковского Лиля Брик – первая женщина в СССР, получившая водительское удостоверение.

Но постепенно заграничный автомобиль перестал быть в стране Советов каким-то чудом. А для артистической богемы он превратился в обязательный атрибут. У кинозвезды и любимицы партийного руководства Любови Орловой, например, имелся Packard-120. Не отставала от нее и знаменитая на весь мир балерина Ольга Лепешинская, владевшая кабриолетом Ford V8.

Такой же моделью пользовалась Любовь Орлова. Фото: YouTube.com

Однако настоящий бум иномарок в Советском Союзе случился уже после окончания Великой Отечественной войны.

Пятидесятые


Поначалу трофейные машины считались престижными: их получали в награду за творчество многие деятели культуры. Например, Никита Богословский, автор популярнейших песен «Темная ночь», «Спят курганы темные», получил авто Steyr, а позже – Opel Olimpia. Однако со стартом производства отечественного ЗиМ и ГАЗ-М20 мода на немецкие авто сошла на нет.

Opel Olimpia, купленный Богословским, в 50-е уже не выглядел роскошной машиной. Фото: YouTube.com

Интерес к зарубежным машинам снова появился в 50-е, когда западный автопром оправился от войны и смог предложить рынку модели, рядом с которыми продукция советского автопрома выглядела бледновато. Поэтому не только роскошные лимузины, но и авто среднего класса собирали вокруг себя толпу зевак, осматривавших технику снаружи и заглядывающих внутрь через окна. Владеть иномаркой считалось особым шиком, а если еще и с личным шофером, то это и вовсе было немыслимым «небожительством». Например, у Галины Улановой имелся Mercury Monterey, выпущенный в 1958-м. Сама она не водила и нанимала шофера, получавшего ежемесячно 1200 руб.

Талант балерины оказался прибыльным: Mercury Monterey 1958-го года. Фото: YouTube.com

Впрочем, скоро роскошный «Меркури» балерина сменили на французский Citroen ID-21. Машина была интересна не только как предмет роскоши, но и в техническом плане. «Ситроен» оборудовался подвеской на гидравлической пневматике, благодаря которой можно менять клиренс, что для советских автолюбителей было в диковинку. Однако неверно думать, что на заграничных машинах разъезжали только знаменитости и чиновники из партийной элиты.

Как в СССР граждане покупали иномарки


Официально такое приобретение не запрещалось. Чаще всего рядовым гражданами в личное пользование доставались подержанные машины, на которых ездили иностранные дипломаты. Им все равно рано или поздно приходилось возвращаться на Родину, а тащить с собой автомобиль и заморачиваться с таможенным оформлением никому и не приходило в голову. Продажа осуществлялась через Управление по делам дипломатического корпуса. Счастливыми обладателями иномарок становился, например, обслуживающий персонал посольств. Но и знаменитости не брезговали: примером может служить Арно Бабаджанян (его хиты – «Свадьба, «Королева красоты» и т. д.). В 1973-м ему достался престижный и шикарный Imperial Le Baron (1963-й год), на котором ранее ездил посол Японии.

Imperial LeBaron Hardtop – авто для настоящего армянина 70-х. Фото: YouTube.com

Иногда авто заграничного производства оказывалось в руках механиков, обслуживающих гаражи высокопоставленных чиновников. Последние пересаживались на новые или модные машины. Более-менее «свежие» иномарки покупали моряки, ходившие в заграничное плавание: один автомобиль разрешалось приобретать в личное пользование.

Снижение пошлин


Оно случилось в СССР в конце 70-х. Ситуацией воспользовались те немногие граждане, которым посчастливилось выезжать за границу. Артисты не были исключением: в 1980-м в столицу Нонна Мордюкова прибыла с купе Lincoln Continental, который через пару лет она продала. Александр Градский годом позже приобрел б/у Buick Electra 225 Custom, произведенный в 1974-м.

На таком же Lincoln CONTINENTAL MARK IV ездила Нонна Мордюкова: кажется, роскошнее некуда... Фото: YouTube.com

Но не только актеры, артисты разъезжали на иномарках: Лев Гинзбург, который в своих литературных сочинениях заклинал как фашистов, так и неонацистов, преспокойно эксплуатировал немецкий Porsche Targa, сошедшим с конвейера в 1968-м году. А Ф. Шахмагонов, автор сценария к кинокартине «Судьба человека», приобрел Cadillac Fleetwood 75, на котором ранее ездил американский посол Стессел.

На таком BMW 2500 в кузове Е3 катался Владимир Семенович Высоцкий. Фото: YouTube.com

У поэта и музыканта было несколько иномарок, которые он менял по «мере разбития». Марина Влади, зная пристрастие мужа к заграничным автомобилям, подарила ему Renault 16. Далее бард владел парой БМВ 2500, а потом двумя «Мерседесами»; 380-м и 450-м. Любимцу народа и партийной верхушки разрешалось передвигаться на шикарных авто, хотя многие упрекали его за эту слабость.

Не всем разрешалось ездить на иномарках


Да, бывало и такое! Даже несмотря на известность и заслуги перед отечеством: ведь все решали чиновники. И в этом плане сильно не повезло народной артистке Людмиле Зыковой, с успехом исполнявшей русские, советские песни в Союзе и во всем мире. Когда знаменитый музыкант Леонид Коган прокатил «с ветерком» ее на личном Peugeot, певица захотела такой же и обратилась в Минкульт за разрешением на приобретение такого же автомобиля.

Любовь к авто передалась сыну Леонида Когана, Павлу, тоже известному музыканту. У него Volkswagen Phaeton: такой же моделью распоряжался президент Чувашии. Фото: YouTube.com

Однако глава ведомства Екатерина Фурцева на просьбу отреагировала крайне негативно: советская певица обязана передвигаться на советской же машине, а не на «Пежо», чей «удел» – возить «девушек легкого поведения». Хит Зыковой «Течет Волга» стал по-своему пророческим: до конца своих дней Людмила Георгиевна проездила на легковушках от Горьковского автозавода – «Волгах».

Продукция американского автопрома пользовалась особым спросом из-за внешнего шика и технических характеристик, казавшихся в то время чуть ли не фантастическими.

Однако владельцы зарубежных машин, в зависимости от их возраста, сталкивались с проблемами ремонта и запасных частей. И если восстановить помятый кузов еще как-то можно было (настоящие мастера в стране никогда не переводились), то, например, «достать» вышедший из строя агрегат, узел в тогдашних условиях нереально. Такие авто выставляли на продажу в специализированных «комиссионках». В Москве, например, это 11-я секция в единственном магазине «Автомобили» (Южный порт). Разумеется, по оценочной стоимости машину никто не продавал: основная сумма давалась «сверху».

Конец эпохи иномарок в СССР


Она завершилась вместе с распадом Союза. В начале 90-х в страну хлынул тогда еще «мутноватый» поток заграничных машин всевозможных марок. И первое время иметь такую было очень престижно: причем, неважно, какого года авто – главное, что не отечественная. Но разве мог бы кто подумать в далеком теперь уже СССР, что иномарка в стране станет обыденностью, на которую никто не обращает внимания…
А вы что думаете об иномарках в СССР?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....