Легковые иномарки в СССР: кому-то можно, а кому-то нет
Иномарки в России появились чуть ли не с самого момента изобретения автомобиля. Николай II был большим ценителем и любителем такой техники. Первая машина императора, за рулем которой он сидел довольно часто – Delaunay-Belleville. Потом автомобилей было много: Mercedes, Renault, Rolls-Royce («Серебряный призрак») и множество других, которые после революции перешли в распоряжение новой власти и непосредственно В. И. Ленина. Но это «сильные мира сего», а как насчет граждан попроще?
Одним из первых «иномарочников» в СССР называют Владимира Маяковского. Это он, побывав во Франции в конце 20-х, привез оттуда не «галстук и духи», а Renault.
Но постепенно заграничный автомобиль перестал быть в стране Советов каким-то чудом. А для артистической богемы он превратился в обязательный атрибут. У кинозвезды и любимицы партийного руководства Любови Орловой, например, имелся Packard-120. Не отставала от нее и знаменитая на весь мир балерина Ольга Лепешинская, владевшая кабриолетом Ford V8.
Однако настоящий бум иномарок в Советском Союзе случился уже после окончания Великой Отечественной войны.
Поначалу трофейные машины считались престижными: их получали в награду за творчество многие деятели культуры. Например, Никита Богословский, автор популярнейших песен «Темная ночь», «Спят курганы темные», получил авто Steyr, а позже – Opel Olimpia. Однако со стартом производства отечественного ЗиМ и ГАЗ-М20 мода на немецкие авто сошла на нет.
Интерес к зарубежным машинам снова появился в 50-е, когда западный автопром оправился от войны и смог предложить рынку модели, рядом с которыми продукция советского автопрома выглядела бледновато. Поэтому не только роскошные лимузины, но и авто среднего класса собирали вокруг себя толпу зевак, осматривавших технику снаружи и заглядывающих внутрь через окна. Владеть иномаркой считалось особым шиком, а если еще и с личным шофером, то это и вовсе было немыслимым «небожительством». Например, у Галины Улановой имелся Mercury Monterey, выпущенный в 1958-м. Сама она не водила и нанимала шофера, получавшего ежемесячно 1200 руб.
Впрочем, скоро роскошный «Меркури» балерина сменили на французский Citroen ID-21. Машина была интересна не только как предмет роскоши, но и в техническом плане. «Ситроен» оборудовался подвеской на гидравлической пневматике, благодаря которой можно менять клиренс, что для советских автолюбителей было в диковинку. Однако неверно думать, что на заграничных машинах разъезжали только знаменитости и чиновники из партийной элиты.
Официально такое приобретение не запрещалось. Чаще всего рядовым гражданами в личное пользование доставались подержанные машины, на которых ездили иностранные дипломаты. Им все равно рано или поздно приходилось возвращаться на Родину, а тащить с собой автомобиль и заморачиваться с таможенным оформлением никому и не приходило в голову. Продажа осуществлялась через Управление по делам дипломатического корпуса. Счастливыми обладателями иномарок становился, например, обслуживающий персонал посольств. Но и знаменитости не брезговали: примером может служить Арно Бабаджанян (его хиты – «Свадьба, «Королева красоты» и т. д.). В 1973-м ему достался престижный и шикарный Imperial Le Baron (1963-й год), на котором ранее ездил посол Японии.
Иногда авто заграничного производства оказывалось в руках механиков, обслуживающих гаражи высокопоставленных чиновников. Последние пересаживались на новые или модные машины. Более-менее «свежие» иномарки покупали моряки, ходившие в заграничное плавание: один автомобиль разрешалось приобретать в личное пользование.
Оно случилось в СССР в конце 70-х. Ситуацией воспользовались те немногие граждане, которым посчастливилось выезжать за границу. Артисты не были исключением: в 1980-м в столицу Нонна Мордюкова прибыла с купе Lincoln Continental, который через пару лет она продала. Александр Градский годом позже приобрел б/у Buick Electra 225 Custom, произведенный в 1974-м.
Но не только актеры, артисты разъезжали на иномарках: Лев Гинзбург, который в своих литературных сочинениях заклинал как фашистов, так и неонацистов, преспокойно эксплуатировал немецкий Porsche Targa, сошедшим с конвейера в 1968-м году. А Ф. Шахмагонов, автор сценария к кинокартине «Судьба человека», приобрел Cadillac Fleetwood 75, на котором ранее ездил американский посол Стессел.
У поэта и музыканта было несколько иномарок, которые он менял по «мере разбития». Марина Влади, зная пристрастие мужа к заграничным автомобилям, подарила ему Renault 16. Далее бард владел парой БМВ 2500, а потом двумя «Мерседесами»; 380-м и 450-м. Любимцу народа и партийной верхушки разрешалось передвигаться на шикарных авто, хотя многие упрекали его за эту слабость.
Да, бывало и такое! Даже несмотря на известность и заслуги перед отечеством: ведь все решали чиновники. И в этом плане сильно не повезло народной артистке Людмиле Зыковой, с успехом исполнявшей русские, советские песни в Союзе и во всем мире. Когда знаменитый музыкант Леонид Коган прокатил «с ветерком» ее на личном Peugeot, певица захотела такой же и обратилась в Минкульт за разрешением на приобретение такого же автомобиля.
Однако глава ведомства Екатерина Фурцева на просьбу отреагировала крайне негативно: советская певица обязана передвигаться на советской же машине, а не на «Пежо», чей «удел» – возить «девушек легкого поведения». Хит Зыковой «Течет Волга» стал по-своему пророческим: до конца своих дней Людмила Георгиевна проездила на легковушках от Горьковского автозавода – «Волгах».
Однако владельцы зарубежных машин, в зависимости от их возраста, сталкивались с проблемами ремонта и запасных частей. И если восстановить помятый кузов еще как-то можно было (настоящие мастера в стране никогда не переводились), то, например, «достать» вышедший из строя агрегат, узел в тогдашних условиях нереально. Такие авто выставляли на продажу в специализированных «комиссионках». В Москве, например, это 11-я секция в единственном магазине «Автомобили» (Южный порт). Разумеется, по оценочной стоимости машину никто не продавал: основная сумма давалась «сверху».
Она завершилась вместе с распадом Союза. В начале 90-х в страну хлынул тогда еще «мутноватый» поток заграничных машин всевозможных марок. И первое время иметь такую было очень престижно: причем, неважно, какого года авто – главное, что не отечественная. Но разве мог бы кто подумать в далеком теперь уже СССР, что иномарка в стране станет обыденностью, на которую никто не обращает внимания…
Одним из первых «иномарочников» в СССР называют Владимира Маяковского. Это он, побывав во Франции в конце 20-х, привез оттуда не «галстук и духи», а Renault.
На покупке авто настоялп подруга поэта. Фото: YouTube.com
Любовь Маяковского Лиля Брик – первая женщина в СССР, получившая водительское удостоверение.
Но постепенно заграничный автомобиль перестал быть в стране Советов каким-то чудом. А для артистической богемы он превратился в обязательный атрибут. У кинозвезды и любимицы партийного руководства Любови Орловой, например, имелся Packard-120. Не отставала от нее и знаменитая на весь мир балерина Ольга Лепешинская, владевшая кабриолетом Ford V8.
Такой же моделью пользовалась Любовь Орлова. Фото: YouTube.com
Однако настоящий бум иномарок в Советском Союзе случился уже после окончания Великой Отечественной войны.
Пятидесятые
Поначалу трофейные машины считались престижными: их получали в награду за творчество многие деятели культуры. Например, Никита Богословский, автор популярнейших песен «Темная ночь», «Спят курганы темные», получил авто Steyr, а позже – Opel Olimpia. Однако со стартом производства отечественного ЗиМ и ГАЗ-М20 мода на немецкие авто сошла на нет.
Opel Olimpia, купленный Богословским, в 50-е уже не выглядел роскошной машиной. Фото: YouTube.com
Интерес к зарубежным машинам снова появился в 50-е, когда западный автопром оправился от войны и смог предложить рынку модели, рядом с которыми продукция советского автопрома выглядела бледновато. Поэтому не только роскошные лимузины, но и авто среднего класса собирали вокруг себя толпу зевак, осматривавших технику снаружи и заглядывающих внутрь через окна. Владеть иномаркой считалось особым шиком, а если еще и с личным шофером, то это и вовсе было немыслимым «небожительством». Например, у Галины Улановой имелся Mercury Monterey, выпущенный в 1958-м. Сама она не водила и нанимала шофера, получавшего ежемесячно 1200 руб.
Талант балерины оказался прибыльным: Mercury Monterey 1958-го года. Фото: YouTube.com
Впрочем, скоро роскошный «Меркури» балерина сменили на французский Citroen ID-21. Машина была интересна не только как предмет роскоши, но и в техническом плане. «Ситроен» оборудовался подвеской на гидравлической пневматике, благодаря которой можно менять клиренс, что для советских автолюбителей было в диковинку. Однако неверно думать, что на заграничных машинах разъезжали только знаменитости и чиновники из партийной элиты.
Как в СССР граждане покупали иномарки
Официально такое приобретение не запрещалось. Чаще всего рядовым гражданами в личное пользование доставались подержанные машины, на которых ездили иностранные дипломаты. Им все равно рано или поздно приходилось возвращаться на Родину, а тащить с собой автомобиль и заморачиваться с таможенным оформлением никому и не приходило в голову. Продажа осуществлялась через Управление по делам дипломатического корпуса. Счастливыми обладателями иномарок становился, например, обслуживающий персонал посольств. Но и знаменитости не брезговали: примером может служить Арно Бабаджанян (его хиты – «Свадьба, «Королева красоты» и т. д.). В 1973-м ему достался престижный и шикарный Imperial Le Baron (1963-й год), на котором ранее ездил посол Японии.
Imperial LeBaron Hardtop – авто для настоящего армянина 70-х. Фото: YouTube.com
Иногда авто заграничного производства оказывалось в руках механиков, обслуживающих гаражи высокопоставленных чиновников. Последние пересаживались на новые или модные машины. Более-менее «свежие» иномарки покупали моряки, ходившие в заграничное плавание: один автомобиль разрешалось приобретать в личное пользование.
Снижение пошлин
Оно случилось в СССР в конце 70-х. Ситуацией воспользовались те немногие граждане, которым посчастливилось выезжать за границу. Артисты не были исключением: в 1980-м в столицу Нонна Мордюкова прибыла с купе Lincoln Continental, который через пару лет она продала. Александр Градский годом позже приобрел б/у Buick Electra 225 Custom, произведенный в 1974-м.
На таком же Lincoln CONTINENTAL MARK IV ездила Нонна Мордюкова: кажется, роскошнее некуда... Фото: YouTube.com
Но не только актеры, артисты разъезжали на иномарках: Лев Гинзбург, который в своих литературных сочинениях заклинал как фашистов, так и неонацистов, преспокойно эксплуатировал немецкий Porsche Targa, сошедшим с конвейера в 1968-м году. А Ф. Шахмагонов, автор сценария к кинокартине «Судьба человека», приобрел Cadillac Fleetwood 75, на котором ранее ездил американский посол Стессел.
На таком BMW 2500 в кузове Е3 катался Владимир Семенович Высоцкий. Фото: YouTube.com
У поэта и музыканта было несколько иномарок, которые он менял по «мере разбития». Марина Влади, зная пристрастие мужа к заграничным автомобилям, подарила ему Renault 16. Далее бард владел парой БМВ 2500, а потом двумя «Мерседесами»; 380-м и 450-м. Любимцу народа и партийной верхушки разрешалось передвигаться на шикарных авто, хотя многие упрекали его за эту слабость.
Не всем разрешалось ездить на иномарках
Да, бывало и такое! Даже несмотря на известность и заслуги перед отечеством: ведь все решали чиновники. И в этом плане сильно не повезло народной артистке Людмиле Зыковой, с успехом исполнявшей русские, советские песни в Союзе и во всем мире. Когда знаменитый музыкант Леонид Коган прокатил «с ветерком» ее на личном Peugeot, певица захотела такой же и обратилась в Минкульт за разрешением на приобретение такого же автомобиля.
Любовь к авто передалась сыну Леонида Когана, Павлу, тоже известному музыканту. У него Volkswagen Phaeton: такой же моделью распоряжался президент Чувашии. Фото: YouTube.com
Однако глава ведомства Екатерина Фурцева на просьбу отреагировала крайне негативно: советская певица обязана передвигаться на советской же машине, а не на «Пежо», чей «удел» – возить «девушек легкого поведения». Хит Зыковой «Течет Волга» стал по-своему пророческим: до конца своих дней Людмила Георгиевна проездила на легковушках от Горьковского автозавода – «Волгах».
Продукция американского автопрома пользовалась особым спросом из-за внешнего шика и технических характеристик, казавшихся в то время чуть ли не фантастическими.
Однако владельцы зарубежных машин, в зависимости от их возраста, сталкивались с проблемами ремонта и запасных частей. И если восстановить помятый кузов еще как-то можно было (настоящие мастера в стране никогда не переводились), то, например, «достать» вышедший из строя агрегат, узел в тогдашних условиях нереально. Такие авто выставляли на продажу в специализированных «комиссионках». В Москве, например, это 11-я секция в единственном магазине «Автомобили» (Южный порт). Разумеется, по оценочной стоимости машину никто не продавал: основная сумма давалась «сверху».
Конец эпохи иномарок в СССР
Она завершилась вместе с распадом Союза. В начале 90-х в страну хлынул тогда еще «мутноватый» поток заграничных машин всевозможных марок. И первое время иметь такую было очень престижно: причем, неважно, какого года авто – главное, что не отечественная. Но разве мог бы кто подумать в далеком теперь уже СССР, что иномарка в стране станет обыденностью, на которую никто не обращает внимания…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...