Легендарный советский складной велосипед «Кама»
В советское время существовало сразу несколько велосипедных заводов в разных частях огромной страны. Такой подход позволял жителям определенных регионов пользоваться продукцией ближайших к ним производственных предприятий. Так западная часть Союза ездила на «Минске» (или «Аисте») и «Украине». А вот уральский регион пользовался дорожным велосипедом с одноименным названием или складной «Камой».
Большинство педальной техники застойных времен отличалось неплохим качеством и долговечностью. Это было связано не только с серьезными проверками ОТК, но и отличными свойствами металла, производимого советской промышленностью 70-х. К сожалению, к концу советской эпохи оба показателя значительно ухудшились, приведя к тому, что все любители велосипедов конца 80-х отзывались о двухколесной техники того периода с высокой долей презрения.
Случались курьезные ситуации, когда человек пытался обновить свой старенький велосипед, а потом обнаруживал, что новый превращается в развалину гораздо быстрее. Раздражения добавлял и тот факт, что цена на «педального друга» постоянно росла – прямо противоположно его качеству. Все же советские люди продолжали эксплуатировать дорожную технику, а вот складные велосипеды занимали в этом ряду особую нишу.
Ими чаще пользовались девушки (удобно полное отсутствие верхней поперечины рамы), дети (колеса маленького размера) и дачники (складная конструкция позволяла легко перевозить технику в автомобиле или электричке). Несмотря на то, что минское качество всегда было на высоте в любой модели, пермские складные велосипеды «Кама» тоже многим пришлись по душе.
Полноценный велосипед с 28-дюймовыми колесами, выпускавшийся Пермским машиностроительным заводом им. Октябрьской революции, именовался «Уралом». Правда, такое название предприятие получило только с 1977 года, до этого два десятилетия именуясь Пермским велосипедным заводом. Дорожник относился к категории двухколесной техники повышенной проходимости и эксплуатации на дорогах с разным покрытием (к тому же, изготовленный из износостойких материалов).
Все дело в том, что советские люди того времени заметно улучшили свое благосостояние, по сравнению с послевоенным периодом. Это дало возможность им не только покупать хорошие вещи и обставлять свои квартиры. Некоторые приобрели личное авто и дачные участки. Также поколение застойных времен очень любило выезжать на отдых в лес или к реке.
Во всех перечисленных случаях хорошим подспорьем стал велосипед со складной рамой. За ними начали охотиться в спортивных магазинах, а многие советские профильные предприятия освоили выпуск именно таких моделей велосипедной техники: «Кама», «Салют», «Аист», «Десна». Ведь они имели ряд преимуществ:
✅ складная рама
✅ меньшие габариты за счет маленьких колес
✅ широкая регулировка руля и седла по росту
✅ возможность транспортировки в личном и общественном транспорте
Пермские велосипеды на маленьких колесах заняли одну из лидирующих позиций в своем сегменте рынка. Ведь в их комплектации, кроме багажника, крепящегося на пружинной конструкции, имелись щиток для цепи, красивые катафоты на спицах обеих колес, насос и кожаный дорожный бардачок. Они стали, по сути, первооткрывателями в этом сегменте. Позже подтянулись и другие. К преимуществам «Камы» также относились:
✅ надежный замок складывания рамы
✅ ужесточенная наклонная рама
✅ применения соединительных подпружиненных винтовых зажимов
Последний элемент оказался крайне удобной вещью. Во-первых, вы могли в считанные секунды преобразовать состояние велосипеда в полную готовность для транспортировки. Во-вторых, для этого не требовалось наличие какого-то специального ключа: все производилось при помощи мышечной силы и действия пальцев рук. Ну и, конечно же, так же быстро можно было вернуть технику в состояние полной готовности к движению, после прекращения ее транспортировки.
На практике это выглядело так. Когда велосипедист, находящийся на платформе, видел заходящую на станцию электричку, он не спеша начинал свои приготовления: сложил раму, повернул руль, сдвинул седло. И – удобная транспортировочная конструкция готова к поездке! Выйдя из вагона необходимо было просто проделать те же действия в обратном порядке и наслаждаться приятной загородной поездкой на природе.
Еще одним плюсом являлась удобная конфигурация руля. Учитывая его широкие изгибы, имелся очень широкий диапазон его регулировки, в зависимости от потребностей и пожеланий седока. При езде по бездорожью вполне можно было столкнуться с мокрой или грязной поверхностью. Для защиты от брызгов на модель установили широкие крылья.
Первая модель получила индекс «815» и стала пробным шаром в сфере складной велотехники. И пришлась по душе многим городским ребятишкам. Ведь ее компактность имела преимущества не только во время транспортировки, но и в период длительного хранения. Не у всех имелся гараж, да и находился он часто очень далеко от дома. А с «Камой» не было проблем, чтобы хранить (тем более, в собранном виде) на балконе или даже в кладовке. Поэтому популярный велосипед решили доработать, устранив некоторые слабые стороны.
Так, из соображений пассивной безопасности, «Кама» (модель 113-613) начала поставляться с передним тормозом. Он был выполнен по принципу спортивных моделей: трос от ручки на руле вел к тормозным щечкам, установленным на передней вилке велосипеда. Тогда же появился и удобный замок для складывания рамы. Базовая цена такой техники в конце 80-х составляла 98 рублей. Сумма немаленькая, на фоне дорожников, стоивших 60-70 рублей. Хотя вышеперечисленные преимущества, наверное, объясняют почему складные велосипеды всегда стоили заметно дороже классической техники.
Хотя с конца 70-х предприятие расширило спектр выпускаемой продукции, велосипеды всегда были в приоритете. В течение последующих полтора десятка лет в Перми изготавливались некоторые комплектующие для ижевских автомобилей.
В то же время суммарный выпуск всех моделей велосипедов (дорожных, складных, спортивных, детских) превышал в среднегодовом исчислении 1 млн. штук. Как видите, в двухколесной технике нуждался почти каждый советский человек (ведь имелись еще и другие велозаводы с немаленьким тиражом выпуска).
Конечно, с падением «железного занавеса» в страну хлынули потоки импортной техники, в том числе, и велосипедной. А китайские бренды в последующем и вовсе начали доминировать на мировом рынке. В таких условиях, подкрепленных глубоким экономическим кризисом 90-х, сохранить производство оказалось очень сложным вопросом.
Но недавно власти Перми решили снова «войти в ту же реку». Да, легендарный велосипед возвращается! Конечно, он не стал точной копией успешной советской модели. Но основные параметры все же сохранили. Производство в прошлом году решила наладить компания «Урал-трейд». Правда, речь не шла о серийном или массовом выпуске складных велосипедов.
Приурочив это событие к 300-летию Перми, которое отмечается в этом году, на предприятии решили вспомнить одну из важных страниц истории города, собрав 3 тысячи слегка измененных копий «Камы». Для финансового успеха проекта, разместили заказы о предварительных продажах.
Никто не ожидал такого ажиотажа, все велосипеды раскупили задолго до того, как их смогли поставить на конвейер. И даже стоимость в 12-13 тыс. рублей совершенно не смутила потенциальных покупателей «Камы». В итоге заводу даже пришлось увеличить тираж еще на 10 тысяч экземпляров. Об этом сообщил ведущий инженер-конструктор компании-производителя велосипедов «Форвард» Сергей Андреев. Кто знает, может, в будущем производство сможет перейти в разряд мелкосерийного.
Большинство педальной техники застойных времен отличалось неплохим качеством и долговечностью. Это было связано не только с серьезными проверками ОТК, но и отличными свойствами металла, производимого советской промышленностью 70-х. К сожалению, к концу советской эпохи оба показателя значительно ухудшились, приведя к тому, что все любители велосипедов конца 80-х отзывались о двухколесной техники того периода с высокой долей презрения.
Складная конструкция многофункциональна. Фото: youtube.com
Случались курьезные ситуации, когда человек пытался обновить свой старенький велосипед, а потом обнаруживал, что новый превращается в развалину гораздо быстрее. Раздражения добавлял и тот факт, что цена на «педального друга» постоянно росла – прямо противоположно его качеству. Все же советские люди продолжали эксплуатировать дорожную технику, а вот складные велосипеды занимали в этом ряду особую нишу.
Ими чаще пользовались девушки (удобно полное отсутствие верхней поперечины рамы), дети (колеса маленького размера) и дачники (складная конструкция позволяла легко перевозить технику в автомобиле или электричке). Несмотря на то, что минское качество всегда было на высоте в любой модели, пермские складные велосипеды «Кама» тоже многим пришлись по душе.
Сначала «Урал», потом – «Кама»
Полноценный велосипед с 28-дюймовыми колесами, выпускавшийся Пермским машиностроительным заводом им. Октябрьской революции, именовался «Уралом». Правда, такое название предприятие получило только с 1977 года, до этого два десятилетия именуясь Пермским велосипедным заводом. Дорожник относился к категории двухколесной техники повышенной проходимости и эксплуатации на дорогах с разным покрытием (к тому же, изготовленный из износостойких материалов).
А вот складная «Кама» выглядела на его фоне этаким интеллигентом. Ее выпуск стартовал в середине 70-х прошлого столетия. И оказался ответом на повысившийся в тот момент спрос на такие конструкции.
Все дело в том, что советские люди того времени заметно улучшили свое благосостояние, по сравнению с послевоенным периодом. Это дало возможность им не только покупать хорошие вещи и обставлять свои квартиры. Некоторые приобрели личное авто и дачные участки. Также поколение застойных времен очень любило выезжать на отдых в лес или к реке.
Во всех перечисленных случаях хорошим подспорьем стал велосипед со складной рамой. За ними начали охотиться в спортивных магазинах, а многие советские профильные предприятия освоили выпуск именно таких моделей велосипедной техники: «Кама», «Салют», «Аист», «Десна». Ведь они имели ряд преимуществ:
✅ складная рама
✅ меньшие габариты за счет маленьких колес
✅ широкая регулировка руля и седла по росту
✅ возможность транспортировки в личном и общественном транспорте
Пермские велосипеды на маленьких колесах заняли одну из лидирующих позиций в своем сегменте рынка. Ведь в их комплектации, кроме багажника, крепящегося на пружинной конструкции, имелись щиток для цепи, красивые катафоты на спицах обеих колес, насос и кожаный дорожный бардачок. Они стали, по сути, первооткрывателями в этом сегменте. Позже подтянулись и другие. К преимуществам «Камы» также относились:
✅ надежный замок складывания рамы
✅ ужесточенная наклонная рама
✅ применения соединительных подпружиненных винтовых зажимов
Последний элемент оказался крайне удобной вещью. Во-первых, вы могли в считанные секунды преобразовать состояние велосипеда в полную готовность для транспортировки. Во-вторых, для этого не требовалось наличие какого-то специального ключа: все производилось при помощи мышечной силы и действия пальцев рук. Ну и, конечно же, так же быстро можно было вернуть технику в состояние полной готовности к движению, после прекращения ее транспортировки.
На практике это выглядело так. Когда велосипедист, находящийся на платформе, видел заходящую на станцию электричку, он не спеша начинал свои приготовления: сложил раму, повернул руль, сдвинул седло. И – удобная транспортировочная конструкция готова к поездке! Выйдя из вагона необходимо было просто проделать те же действия в обратном порядке и наслаждаться приятной загородной поездкой на природе.
Широкие крылья и бардачок для инструментов. Фото: youtube.com
Еще одним плюсом являлась удобная конфигурация руля. Учитывая его широкие изгибы, имелся очень широкий диапазон его регулировки, в зависимости от потребностей и пожеланий седока. При езде по бездорожью вполне можно было столкнуться с мокрой или грязной поверхностью. Для защиты от брызгов на модель установили широкие крылья.
Первая модель получила индекс «815» и стала пробным шаром в сфере складной велотехники. И пришлась по душе многим городским ребятишкам. Ведь ее компактность имела преимущества не только во время транспортировки, но и в период длительного хранения. Не у всех имелся гараж, да и находился он часто очень далеко от дома. А с «Камой» не было проблем, чтобы хранить (тем более, в собранном виде) на балконе или даже в кладовке. Поэтому популярный велосипед решили доработать, устранив некоторые слабые стороны.
Регулировка для которой не требуется ключ. Фото: youtube.com
Так, из соображений пассивной безопасности, «Кама» (модель 113-613) начала поставляться с передним тормозом. Он был выполнен по принципу спортивных моделей: трос от ручки на руле вел к тормозным щечкам, установленным на передней вилке велосипеда. Тогда же появился и удобный замок для складывания рамы. Базовая цена такой техники в конце 80-х составляла 98 рублей. Сумма немаленькая, на фоне дорожников, стоивших 60-70 рублей. Хотя вышеперечисленные преимущества, наверное, объясняют почему складные велосипеды всегда стоили заметно дороже классической техники.
Хотя с конца 70-х предприятие расширило спектр выпускаемой продукции, велосипеды всегда были в приоритете. В течение последующих полтора десятка лет в Перми изготавливались некоторые комплектующие для ижевских автомобилей.
«Кама» стала первой с надежными подшипниками в каретке. Фото: youtube.com
В то же время суммарный выпуск всех моделей велосипедов (дорожных, складных, спортивных, детских) превышал в среднегодовом исчислении 1 млн. штук. Как видите, в двухколесной технике нуждался почти каждый советский человек (ведь имелись еще и другие велозаводы с немаленьким тиражом выпуска).
Возобновление производства
Конечно, с падением «железного занавеса» в страну хлынули потоки импортной техники, в том числе, и велосипедной. А китайские бренды в последующем и вовсе начали доминировать на мировом рынке. В таких условиях, подкрепленных глубоким экономическим кризисом 90-х, сохранить производство оказалось очень сложным вопросом.
Но недавно власти Перми решили снова «войти в ту же реку». Да, легендарный велосипед возвращается! Конечно, он не стал точной копией успешной советской модели. Но основные параметры все же сохранили. Производство в прошлом году решила наладить компания «Урал-трейд». Правда, речь не шла о серийном или массовом выпуске складных велосипедов.
Приурочив это событие к 300-летию Перми, которое отмечается в этом году, на предприятии решили вспомнить одну из важных страниц истории города, собрав 3 тысячи слегка измененных копий «Камы». Для финансового успеха проекта, разместили заказы о предварительных продажах.
Удобный замок для складывания рамы. Фото: youtube.com
Никто не ожидал такого ажиотажа, все велосипеды раскупили задолго до того, как их смогли поставить на конвейер. И даже стоимость в 12-13 тыс. рублей совершенно не смутила потенциальных покупателей «Камы». В итоге заводу даже пришлось увеличить тираж еще на 10 тысяч экземпляров. Об этом сообщил ведущий инженер-конструктор компании-производителя велосипедов «Форвард» Сергей Андреев. Кто знает, может, в будущем производство сможет перейти в разряд мелкосерийного.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...