Легендарный советский складной велосипед «Кама»
3 690

Легендарный советский складной велосипед «Кама»

В советское время существовало сразу несколько велосипедных заводов в разных частях огромной страны. Такой подход позволял жителям определенных регионов пользоваться продукцией ближайших к ним производственных предприятий. Так западная часть Союза ездила на «Минске» (или «Аисте») и «Украине». А вот уральский регион пользовался дорожным велосипедом с одноименным названием или складной «Камой».


Большинство педальной техники застойных времен отличалось неплохим качеством и долговечностью. Это было связано не только с серьезными проверками ОТК, но и отличными свойствами металла, производимого советской промышленностью 70-х. К сожалению, к концу советской эпохи оба показателя значительно ухудшились, приведя к тому, что все любители велосипедов конца 80-х отзывались о двухколесной техники того периода с высокой долей презрения.

Легендарный советский складной велосипед «Кама»Складная конструкция многофункциональна. Фото: youtube.com

Случались курьезные ситуации, когда человек пытался обновить свой старенький велосипед, а потом обнаруживал, что новый превращается в развалину гораздо быстрее. Раздражения добавлял и тот факт, что цена на «педального друга» постоянно росла – прямо противоположно его качеству. Все же советские люди продолжали эксплуатировать дорожную технику, а вот складные велосипеды занимали в этом ряду особую нишу.

Ими чаще пользовались девушки (удобно полное отсутствие верхней поперечины рамы), дети (колеса маленького размера) и дачники (складная конструкция позволяла легко перевозить технику в автомобиле или электричке). Несмотря на то, что минское качество всегда было на высоте в любой модели, пермские складные велосипеды «Кама» тоже многим пришлись по душе.

Сначала «Урал», потом – «Кама»


Полноценный велосипед с 28-дюймовыми колесами, выпускавшийся Пермским машиностроительным заводом им. Октябрьской революции, именовался «Уралом». Правда, такое название предприятие получило только с 1977 года, до этого два десятилетия именуясь Пермским велосипедным заводом. Дорожник относился к категории двухколесной техники повышенной проходимости и эксплуатации на дорогах с разным покрытием (к тому же, изготовленный из износостойких материалов).

А вот складная «Кама» выглядела на его фоне этаким интеллигентом. Ее выпуск стартовал в середине 70-х прошлого столетия. И оказался ответом на повысившийся в тот момент спрос на такие конструкции.


Все дело в том, что советские люди того времени заметно улучшили свое благосостояние, по сравнению с послевоенным периодом. Это дало возможность им не только покупать хорошие вещи и обставлять свои квартиры. Некоторые приобрели личное авто и дачные участки. Также поколение застойных времен очень любило выезжать на отдых в лес или к реке.

Во всех перечисленных случаях хорошим подспорьем стал велосипед со складной рамой. За ними начали охотиться в спортивных магазинах, а многие советские профильные предприятия освоили выпуск именно таких моделей велосипедной техники: «Кама», «Салют», «Аист», «Десна». Ведь они имели ряд преимуществ:

✅ складная рама
✅ меньшие габариты за счет маленьких колес
✅ широкая регулировка руля и седла по росту
✅ возможность транспортировки в личном и общественном транспорте

Пермские велосипеды на маленьких колесах заняли одну из лидирующих позиций в своем сегменте рынка. Ведь в их комплектации, кроме багажника, крепящегося на пружинной конструкции, имелись щиток для цепи, красивые катафоты на спицах обеих колес, насос и кожаный дорожный бардачок. Они стали, по сути, первооткрывателями в этом сегменте. Позже подтянулись и другие. К преимуществам «Камы» также относились:

✅ надежный замок складывания рамы
✅ ужесточенная наклонная рама
✅ применения соединительных подпружиненных винтовых зажимов

Последний элемент оказался крайне удобной вещью. Во-первых, вы могли в считанные секунды преобразовать состояние велосипеда в полную готовность для транспортировки. Во-вторых, для этого не требовалось наличие какого-то специального ключа: все производилось при помощи мышечной силы и действия пальцев рук. Ну и, конечно же, так же быстро можно было вернуть технику в состояние полной готовности к движению, после прекращения ее транспортировки.

На практике это выглядело так. Когда велосипедист, находящийся на платформе, видел заходящую на станцию электричку, он не спеша начинал свои приготовления: сложил раму, повернул руль, сдвинул седло. И – удобная транспортировочная конструкция готова к поездке! Выйдя из вагона необходимо было просто проделать те же действия в обратном порядке и наслаждаться приятной загородной поездкой на природе.

Широкие крылья и бардачок для инструментов. Фото: youtube.com

Еще одним плюсом являлась удобная конфигурация руля. Учитывая его широкие изгибы, имелся очень широкий диапазон его регулировки, в зависимости от потребностей и пожеланий седока. При езде по бездорожью вполне можно было столкнуться с мокрой или грязной поверхностью. Для защиты от брызгов на модель установили широкие крылья.

Первая модель получила индекс «815» и стала пробным шаром в сфере складной велотехники. И пришлась по душе многим городским ребятишкам. Ведь ее компактность имела преимущества не только во время транспортировки, но и в период длительного хранения. Не у всех имелся гараж, да и находился он часто очень далеко от дома. А с «Камой» не было проблем, чтобы хранить (тем более, в собранном виде) на балконе или даже в кладовке. Поэтому популярный велосипед решили доработать, устранив некоторые слабые стороны.

Регулировка для которой не требуется ключ. Фото: youtube.com

Так, из соображений пассивной безопасности, «Кама» (модель 113-613) начала поставляться с передним тормозом. Он был выполнен по принципу спортивных моделей: трос от ручки на руле вел к тормозным щечкам, установленным на передней вилке велосипеда. Тогда же появился и удобный замок для складывания рамы. Базовая цена такой техники в конце 80-х составляла 98 рублей. Сумма немаленькая, на фоне дорожников, стоивших 60-70 рублей. Хотя вышеперечисленные преимущества, наверное, объясняют почему складные велосипеды всегда стоили заметно дороже классической техники.

Хотя с конца 70-х предприятие расширило спектр выпускаемой продукции, велосипеды всегда были в приоритете. В течение последующих полтора десятка лет в Перми изготавливались некоторые комплектующие для ижевских автомобилей.

«Кама» стала первой с надежными подшипниками в каретке. Фото: youtube.com

В то же время суммарный выпуск всех моделей велосипедов (дорожных, складных, спортивных, детских) превышал в среднегодовом исчислении 1 млн. штук. Как видите, в двухколесной технике нуждался почти каждый советский человек (ведь имелись еще и другие велозаводы с немаленьким тиражом выпуска).

Возобновление производства


Конечно, с падением «железного занавеса» в страну хлынули потоки импортной техники, в том числе, и велосипедной. А китайские бренды в последующем и вовсе начали доминировать на мировом рынке. В таких условиях, подкрепленных глубоким экономическим кризисом 90-х, сохранить производство оказалось очень сложным вопросом.

Но недавно власти Перми решили снова «войти в ту же реку». Да, легендарный велосипед возвращается! Конечно, он не стал точной копией успешной советской модели. Но основные параметры все же сохранили. Производство в прошлом году решила наладить компания «Урал-трейд». Правда, речь не шла о серийном или массовом выпуске складных велосипедов.

Приурочив это событие к 300-летию Перми, которое отмечается в этом году, на предприятии решили вспомнить одну из важных страниц истории города, собрав 3 тысячи слегка измененных копий «Камы». Для финансового успеха проекта, разместили заказы о предварительных продажах.

Удобный замок для складывания рамы. Фото: youtube.com

Никто не ожидал такого ажиотажа, все велосипеды раскупили задолго до того, как их смогли поставить на конвейер. И даже стоимость в 12-13 тыс. рублей совершенно не смутила потенциальных покупателей «Камы». В итоге заводу даже пришлось увеличить тираж еще на 10 тысяч экземпляров. Об этом сообщил ведущий инженер-конструктор компании-производителя велосипедов «Форвард» Сергей Андреев. Кто знает, может, в будущем производство сможет перейти в разряд мелкосерийного.
А вы купили бы новую «Каму»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...