
Cezeta 501 и 502 — самые стильные мотороллеры, продаваемые в СССР
Советские мотороллеры не отличались разнообразием и предназначались исключительно для практических целей — перемещения на небольшие расстояния. Поэтому появление в 60-х годах футуристической модели Чезета 501 не могло остаться незамеченным. Добавьте к этому хорошие эксплуатационные характеристики, простоту обслуживания и сразу станут ясны причины столь высокой популярности.
Ретро техника притягивает взгляд. Фото: youtube.com
Даже сейчас немногочисленные сохранившиеся экземпляры притягивают к себе внимание. Это классика дизайна, которая с годами приобрела неповторимый шарм и стала образцом конструкторской мысли, опередившей свое время.
Чезеты производила компания CZ Strakonice A.S, которую после войны присоединили к объединению Jawa. Разработчиком и идейным вдохновителем был чешский инженер Ярослав Кох, получивший известность еще в 30-е годы благодаря мотоциклам Praga, которые спроектировал лично.
Причем концепцию хорошо знакомого ценителям мотороллера с несущим кузовом и стильными обводами он разработал и запатентовал еще в 1940 году. Затем последовали события, которые мешали воплотить задумку в жизнь. В течение многих лет инженер не прекращал работу, улучшая и доводя до совершенства свой проект. Производство стартовало в 1957 году, была выпущена пробная партия в 300 шт. Эксперимент оказался удачным и объемы постепенно увеличивались.
Конструкция мотороллера с несущим кузовом была новаторской на тот момент. Далеко выступающая передняя часть не только обеспечила необычный вид, но и сделала колесную базу намного длиннее, что положительно повлияло на управляемость.
Выступающая передняя часть — характерная особенность мотороллера. Фото: youtube.com
Это конструктивное решение использовалось не просто так: кроме массивной, хорошо освещавшей дорогу фары, там располагался и бак для топлива. В первой версии багажника на переднем крыле не было, он появился чуть позже и использовался на всех мотороллерах, производимых на заводе. Вынос бака вперед позволил сделать большой отсек для хранения багажа и инструмента под сиденьем водителя.
Качество исполнения всех элементов кузова поражает, продумана каждая мелочь, эстетике уделено огромное внимание. Наверное поэтому модель пользовалась спросом как в странах соцлагеря, так и на западе. За два года было произведено и продано более 43 000 единиц.
Чувствуется внимание к каждой детали. Фото: youtube.com
На мотороллере устанавливали руль мотоциклетного типа, запуск двигателя производился кикстартером. В качестве силового агрегата использовали одноцилиндровый двухтактный мотор, выдающий 8 л.с. Такой же тогда применяли на мотоцикле CZ-175. Слева под рулем установили небольшой круглый спидометр, справа — замок зажигания (он вначале располагался ниже, но его перенесли, так как это было неудобно).
Руль простой и удобный, спидометр небольшого размера. Фото: youtube.com
Двигатель установлен как на мотоциклах — на раме. Колеса были намного крупнее, чем применяемые в то время на других моделях мотороллеров. Размер в 12 дюймов обеспечил не только улучшенную проходимость, но и упростил управление. Большим плюсом являлось и то, что б на эту модель подходили многие запчасти от мотоциклов Чезет.
Двигатель в первых мотороллерах был без дополнительного охлаждения и иногда перегревался под нагрузками. Фото: youtube.com
Как и у любой новинки, в процессе эксплуатации у мотороллера Cezeta проявились определенные недоработки, которые устраняли, а в обновленные версии добавляли цифру с номером модификации. Так, в третьей серии появился вентилятор принудительного охлаждения с приводом от коленвала, электрооборудование перевели с 6 на 12 Вольт, также установили амортизаторы гидравлического типа, что сделало ход мягче. В пятой подвеска заднего колеса стала рычажной, и запуск двигателя реализовали за счет династартера.
Заводская табличка располагалась около правой ноги водителя. Фото: youtube.com
Второе поколение культового даже на то время мотороллера имело несколько важных отличий. 172-кубовый двигатель развивал уже 9,5 л. с., что обеспечивало скорость езды до 90 км, на то время для такой техники это был серьезный показатель. Достойная динамика и хорошая управляемость позволяли без проблем маневрировать в плотном городском потоке.
Второе поколение получило хорошо заметные поворотники. Фото: youtube.com
Форма изменилась незначительно, были отличия в штампованных элементах, но узнать Чезету не составляло труда. Появились массивные поворотники в передней и задней части, что сделало вождение безопаснее. А сигнал, который был в снаружи, убрали под облицовку.
Систему охлаждения окончательно довели до ума, двигатель не перегревался даже на подъемах и медленном движении в плотном потоке. Глушитель также изменили, чтобы обеспечить беспрепятственное удаление выхлопных газов и улучшить показатели работы мотора. Запуск производился династартером, но на всякий случай в бардачке лежала лапка, чтобы при необходимости запустить мотор традиционным способом.
Подвеска стала еще мягче. Фото: youtube.com
Все 502 Чезеты шли в двухцветном окрашивании, на заводе предлагали 6 сочетаний цветов на выбор. Несмотря на большие объемы выпуска эта версия поставлялась в СССР в меньшем количестве и считалась дефицитом.
Сзади можно было закрепить запасное колесо. Фото: youtube.com
В конце 1964 года производство прекратили, всего выпустили свыше 72 000 единиц. На тот момент уже прошла испытания и была готова к запуску в серию Cezeta 503, но ее так и на начали делать из-за резко упавшего спроса. Так закончилась история одного из лучших производителей недорогой двухколесной техники своего времени.
Прицеп в 501-й Чезете выглядел стильно. Фото: youtube.com
Мотороллер можно было купить как в минимальном оснащении, так и с улучшениями. В 501 версии это был одноколесный прицеп, который не только увеличивал объем багажного пространства, но и выглядел очень стильно. Этот элемент пользовался популярностью и продавался в больших количествах. После появления 502 модификации прицеп продолжили производить, но в несколько упрощенном исполнении.
У 502-й модели прицеп был попроще. Фото: youtube.com
У второй серии была версия Cezeta DeLuxe, которую отличал литой руль нестандартной формы и увеличенный овальный спидометр, как на старых моделях мотоциклов Ява.
Руль и спидометр в версии ДеЛюкс. Фото: youtube.com
Но наибольший интерес вызывают две модификации. Первая — боковой прицеп Druzeta, именуемый в народе коляской. Это было функциональное дополнение, позволявшее возить третьего пассажира. Его также разработал Ярослав Кох, поэтому эстетика была полностью соблюдена. В передней части могла стоять такая же фара или декоративная хромированная заглушка, окрашивание было двухцветным.
Коляска была такой же стильной, как и мотороллер. Фото: youtube.com
В коляске был тормозной контур, что повышало безопасность езды. На сегодня боковых прицепов осталось мало, они ценятся среди коллекционеров и нередко стоят дороже самих мотороллеров. Поэтому встречаются современные реплики, внешне не отличающиеся от оригинала.
Редкая версия — Чезета 505, трехколесный мотороллер для подсобного хозяйства и транспортировки небольших грузов. В этом случае использовалась платформа собственной разработки, стильно оформленная и с брезентовым пологом. На ней устанавливали дополнительные габаритные огни для безопасности. Длина составляла 2,7 м при ширине 122 см. Грузоподъемность была внушительной — до 300 кг.
505 версия — чешский аналог «Муравья» . Фото: youtube.com
Это были стильные мотороллеры, которые отличал не только оригинальный вид, но и хорошие эксплуатационные характеристики. Чезету любили и ценили, жаль, что ее история так быстро закончилась. Но сегодня множество энтузиастов во всем мире восстанавливают технику, поэтому образцы инженерной мысли середины прошлого века не исчезнут.

Даже сейчас немногочисленные сохранившиеся экземпляры притягивают к себе внимание. Это классика дизайна, которая с годами приобрела неповторимый шарм и стала образцом конструкторской мысли, опередившей свое время.
Немного истории
Чезеты производила компания CZ Strakonice A.S, которую после войны присоединили к объединению Jawa. Разработчиком и идейным вдохновителем был чешский инженер Ярослав Кох, получивший известность еще в 30-е годы благодаря мотоциклам Praga, которые спроектировал лично.
Причем концепцию хорошо знакомого ценителям мотороллера с несущим кузовом и стильными обводами он разработал и запатентовал еще в 1940 году. Затем последовали события, которые мешали воплотить задумку в жизнь. В течение многих лет инженер не прекращал работу, улучшая и доводя до совершенства свой проект. Производство стартовало в 1957 году, была выпущена пробная партия в 300 шт. Эксперимент оказался удачным и объемы постепенно увеличивались.
На территорию СССР Cezeta попала в 1958 году.
Чезета 501
Конструкция мотороллера с несущим кузовом была новаторской на тот момент. Далеко выступающая передняя часть не только обеспечила необычный вид, но и сделала колесную базу намного длиннее, что положительно повлияло на управляемость.

Это конструктивное решение использовалось не просто так: кроме массивной, хорошо освещавшей дорогу фары, там располагался и бак для топлива. В первой версии багажника на переднем крыле не было, он появился чуть позже и использовался на всех мотороллерах, производимых на заводе. Вынос бака вперед позволил сделать большой отсек для хранения багажа и инструмента под сиденьем водителя.
Качество исполнения всех элементов кузова поражает, продумана каждая мелочь, эстетике уделено огромное внимание. Наверное поэтому модель пользовалась спросом как в странах соцлагеря, так и на западе. За два года было произведено и продано более 43 000 единиц.

На мотороллере устанавливали руль мотоциклетного типа, запуск двигателя производился кикстартером. В качестве силового агрегата использовали одноцилиндровый двухтактный мотор, выдающий 8 л.с. Такой же тогда применяли на мотоцикле CZ-175. Слева под рулем установили небольшой круглый спидометр, справа — замок зажигания (он вначале располагался ниже, но его перенесли, так как это было неудобно).

Двигатель установлен как на мотоциклах — на раме. Колеса были намного крупнее, чем применяемые в то время на других моделях мотороллеров. Размер в 12 дюймов обеспечил не только улучшенную проходимость, но и упростил управление. Большим плюсом являлось и то, что б на эту модель подходили многие запчасти от мотоциклов Чезет.

Как и у любой новинки, в процессе эксплуатации у мотороллера Cezeta проявились определенные недоработки, которые устраняли, а в обновленные версии добавляли цифру с номером модификации. Так, в третьей серии появился вентилятор принудительного охлаждения с приводом от коленвала, электрооборудование перевели с 6 на 12 Вольт, также установили амортизаторы гидравлического типа, что сделало ход мягче. В пятой подвеска заднего колеса стала рычажной, и запуск двигателя реализовали за счет династартера.

Модификацию производили до 1960 года.
Чезета 502
Второе поколение культового даже на то время мотороллера имело несколько важных отличий. 172-кубовый двигатель развивал уже 9,5 л. с., что обеспечивало скорость езды до 90 км, на то время для такой техники это был серьезный показатель. Достойная динамика и хорошая управляемость позволяли без проблем маневрировать в плотном городском потоке.

Форма изменилась незначительно, были отличия в штампованных элементах, но узнать Чезету не составляло труда. Появились массивные поворотники в передней и задней части, что сделало вождение безопаснее. А сигнал, который был в снаружи, убрали под облицовку.
Систему охлаждения окончательно довели до ума, двигатель не перегревался даже на подъемах и медленном движении в плотном потоке. Глушитель также изменили, чтобы обеспечить беспрепятственное удаление выхлопных газов и улучшить показатели работы мотора. Запуск производился династартером, но на всякий случай в бардачке лежала лапка, чтобы при необходимости запустить мотор традиционным способом.

Все 502 Чезеты шли в двухцветном окрашивании, на заводе предлагали 6 сочетаний цветов на выбор. Несмотря на большие объемы выпуска эта версия поставлялась в СССР в меньшем количестве и считалась дефицитом.

В конце 1964 года производство прекратили, всего выпустили свыше 72 000 единиц. На тот момент уже прошла испытания и была готова к запуску в серию Cezeta 503, но ее так и на начали делать из-за резко упавшего спроса. Так закончилась история одного из лучших производителей недорогой двухколесной техники своего времени.
Еще пару лет сборку осуществляли в других странах. В Новой Зеландии модель именовали N-Zeta.
Модификации и дополнения

Мотороллер можно было купить как в минимальном оснащении, так и с улучшениями. В 501 версии это был одноколесный прицеп, который не только увеличивал объем багажного пространства, но и выглядел очень стильно. Этот элемент пользовался популярностью и продавался в больших количествах. После появления 502 модификации прицеп продолжили производить, но в несколько упрощенном исполнении.

У второй серии была версия Cezeta DeLuxe, которую отличал литой руль нестандартной формы и увеличенный овальный спидометр, как на старых моделях мотоциклов Ява.

Но наибольший интерес вызывают две модификации. Первая — боковой прицеп Druzeta, именуемый в народе коляской. Это было функциональное дополнение, позволявшее возить третьего пассажира. Его также разработал Ярослав Кох, поэтому эстетика была полностью соблюдена. В передней части могла стоять такая же фара или декоративная хромированная заглушка, окрашивание было двухцветным.

В коляске был тормозной контур, что повышало безопасность езды. На сегодня боковых прицепов осталось мало, они ценятся среди коллекционеров и нередко стоят дороже самих мотороллеров. Поэтому встречаются современные реплики, внешне не отличающиеся от оригинала.
Редкая версия — Чезета 505, трехколесный мотороллер для подсобного хозяйства и транспортировки небольших грузов. В этом случае использовалась платформа собственной разработки, стильно оформленная и с брезентовым пологом. На ней устанавливали дополнительные габаритные огни для безопасности. Длина составляла 2,7 м при ширине 122 см. Грузоподъемность была внушительной — до 300 кг.

Дошли сведения и о версии Cezeta 505 Budka с закрытым местом водителя, но ее произвели пробной партией и не продавали.
Итоги
Это были стильные мотороллеры, которые отличал не только оригинальный вид, но и хорошие эксплуатационные характеристики. Чезету любили и ценили, жаль, что ее история так быстро закончилась. Но сегодня множество энтузиастов во всем мире восстанавливают технику, поэтому образцы инженерной мысли середины прошлого века не исчезнут.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...