Cezeta 501 и 502 — самые стильные мотороллеры, продаваемые в СССР
Советские мотороллеры не отличались разнообразием и предназначались исключительно для практических целей — перемещения на небольшие расстояния. Поэтому появление в 60-х годах футуристической модели Чезета 501 не могло остаться незамеченным. Добавьте к этому хорошие эксплуатационные характеристики, простоту обслуживания и сразу станут ясны причины столь высокой популярности.
Даже сейчас немногочисленные сохранившиеся экземпляры притягивают к себе внимание. Это классика дизайна, которая с годами приобрела неповторимый шарм и стала образцом конструкторской мысли, опередившей свое время.
Чезеты производила компания CZ Strakonice A.S, которую после войны присоединили к объединению Jawa. Разработчиком и идейным вдохновителем был чешский инженер Ярослав Кох, получивший известность еще в 30-е годы благодаря мотоциклам Praga, которые спроектировал лично.
Причем концепцию хорошо знакомого ценителям мотороллера с несущим кузовом и стильными обводами он разработал и запатентовал еще в 1940 году. Затем последовали события, которые мешали воплотить задумку в жизнь. В течение многих лет инженер не прекращал работу, улучшая и доводя до совершенства свой проект. Производство стартовало в 1957 году, была выпущена пробная партия в 300 шт. Эксперимент оказался удачным и объемы постепенно увеличивались.
Конструкция мотороллера с несущим кузовом была новаторской на тот момент. Далеко выступающая передняя часть не только обеспечила необычный вид, но и сделала колесную базу намного длиннее, что положительно повлияло на управляемость.
Это конструктивное решение использовалось не просто так: кроме массивной, хорошо освещавшей дорогу фары, там располагался и бак для топлива. В первой версии багажника на переднем крыле не было, он появился чуть позже и использовался на всех мотороллерах, производимых на заводе. Вынос бака вперед позволил сделать большой отсек для хранения багажа и инструмента под сиденьем водителя.
Качество исполнения всех элементов кузова поражает, продумана каждая мелочь, эстетике уделено огромное внимание. Наверное поэтому модель пользовалась спросом как в странах соцлагеря, так и на западе. За два года было произведено и продано более 43 000 единиц.
На мотороллере устанавливали руль мотоциклетного типа, запуск двигателя производился кикстартером. В качестве силового агрегата использовали одноцилиндровый двухтактный мотор, выдающий 8 л.с. Такой же тогда применяли на мотоцикле CZ-175. Слева под рулем установили небольшой круглый спидометр, справа — замок зажигания (он вначале располагался ниже, но его перенесли, так как это было неудобно).
Двигатель установлен как на мотоциклах — на раме. Колеса были намного крупнее, чем применяемые в то время на других моделях мотороллеров. Размер в 12 дюймов обеспечил не только улучшенную проходимость, но и упростил управление. Большим плюсом являлось и то, что б на эту модель подходили многие запчасти от мотоциклов Чезет.
Как и у любой новинки, в процессе эксплуатации у мотороллера Cezeta проявились определенные недоработки, которые устраняли, а в обновленные версии добавляли цифру с номером модификации. Так, в третьей серии появился вентилятор принудительного охлаждения с приводом от коленвала, электрооборудование перевели с 6 на 12 Вольт, также установили амортизаторы гидравлического типа, что сделало ход мягче. В пятой подвеска заднего колеса стала рычажной, и запуск двигателя реализовали за счет династартера.
Второе поколение культового даже на то время мотороллера имело несколько важных отличий. 172-кубовый двигатель развивал уже 9,5 л. с., что обеспечивало скорость езды до 90 км, на то время для такой техники это был серьезный показатель. Достойная динамика и хорошая управляемость позволяли без проблем маневрировать в плотном городском потоке.
Форма изменилась незначительно, были отличия в штампованных элементах, но узнать Чезету не составляло труда. Появились массивные поворотники в передней и задней части, что сделало вождение безопаснее. А сигнал, который был в снаружи, убрали под облицовку.
Систему охлаждения окончательно довели до ума, двигатель не перегревался даже на подъемах и медленном движении в плотном потоке. Глушитель также изменили, чтобы обеспечить беспрепятственное удаление выхлопных газов и улучшить показатели работы мотора. Запуск производился династартером, но на всякий случай в бардачке лежала лапка, чтобы при необходимости запустить мотор традиционным способом.
Все 502 Чезеты шли в двухцветном окрашивании, на заводе предлагали 6 сочетаний цветов на выбор. Несмотря на большие объемы выпуска эта версия поставлялась в СССР в меньшем количестве и считалась дефицитом.
В конце 1964 года производство прекратили, всего выпустили свыше 72 000 единиц. На тот момент уже прошла испытания и была готова к запуску в серию Cezeta 503, но ее так и на начали делать из-за резко упавшего спроса. Так закончилась история одного из лучших производителей недорогой двухколесной техники своего времени.
Мотороллер можно было купить как в минимальном оснащении, так и с улучшениями. В 501 версии это был одноколесный прицеп, который не только увеличивал объем багажного пространства, но и выглядел очень стильно. Этот элемент пользовался популярностью и продавался в больших количествах. После появления 502 модификации прицеп продолжили производить, но в несколько упрощенном исполнении.
У второй серии была версия Cezeta DeLuxe, которую отличал литой руль нестандартной формы и увеличенный овальный спидометр, как на старых моделях мотоциклов Ява.
Но наибольший интерес вызывают две модификации. Первая — боковой прицеп Druzeta, именуемый в народе коляской. Это было функциональное дополнение, позволявшее возить третьего пассажира. Его также разработал Ярослав Кох, поэтому эстетика была полностью соблюдена. В передней части могла стоять такая же фара или декоративная хромированная заглушка, окрашивание было двухцветным.
В коляске был тормозной контур, что повышало безопасность езды. На сегодня боковых прицепов осталось мало, они ценятся среди коллекционеров и нередко стоят дороже самих мотороллеров. Поэтому встречаются современные реплики, внешне не отличающиеся от оригинала.
Редкая версия — Чезета 505, трехколесный мотороллер для подсобного хозяйства и транспортировки небольших грузов. В этом случае использовалась платформа собственной разработки, стильно оформленная и с брезентовым пологом. На ней устанавливали дополнительные габаритные огни для безопасности. Длина составляла 2,7 м при ширине 122 см. Грузоподъемность была внушительной — до 300 кг.
Это были стильные мотороллеры, которые отличал не только оригинальный вид, но и хорошие эксплуатационные характеристики. Чезету любили и ценили, жаль, что ее история так быстро закончилась. Но сегодня множество энтузиастов во всем мире восстанавливают технику, поэтому образцы инженерной мысли середины прошлого века не исчезнут.
Ретро техника притягивает взгляд. Фото: youtube.com
Даже сейчас немногочисленные сохранившиеся экземпляры притягивают к себе внимание. Это классика дизайна, которая с годами приобрела неповторимый шарм и стала образцом конструкторской мысли, опередившей свое время.
Немного истории
Чезеты производила компания CZ Strakonice A.S, которую после войны присоединили к объединению Jawa. Разработчиком и идейным вдохновителем был чешский инженер Ярослав Кох, получивший известность еще в 30-е годы благодаря мотоциклам Praga, которые спроектировал лично.
Причем концепцию хорошо знакомого ценителям мотороллера с несущим кузовом и стильными обводами он разработал и запатентовал еще в 1940 году. Затем последовали события, которые мешали воплотить задумку в жизнь. В течение многих лет инженер не прекращал работу, улучшая и доводя до совершенства свой проект. Производство стартовало в 1957 году, была выпущена пробная партия в 300 шт. Эксперимент оказался удачным и объемы постепенно увеличивались.
На территорию СССР Cezeta попала в 1958 году.
Чезета 501
Конструкция мотороллера с несущим кузовом была новаторской на тот момент. Далеко выступающая передняя часть не только обеспечила необычный вид, но и сделала колесную базу намного длиннее, что положительно повлияло на управляемость.
Выступающая передняя часть — характерная особенность мотороллера. Фото: youtube.com
Это конструктивное решение использовалось не просто так: кроме массивной, хорошо освещавшей дорогу фары, там располагался и бак для топлива. В первой версии багажника на переднем крыле не было, он появился чуть позже и использовался на всех мотороллерах, производимых на заводе. Вынос бака вперед позволил сделать большой отсек для хранения багажа и инструмента под сиденьем водителя.
Качество исполнения всех элементов кузова поражает, продумана каждая мелочь, эстетике уделено огромное внимание. Наверное поэтому модель пользовалась спросом как в странах соцлагеря, так и на западе. За два года было произведено и продано более 43 000 единиц.
Чувствуется внимание к каждой детали. Фото: youtube.com
На мотороллере устанавливали руль мотоциклетного типа, запуск двигателя производился кикстартером. В качестве силового агрегата использовали одноцилиндровый двухтактный мотор, выдающий 8 л.с. Такой же тогда применяли на мотоцикле CZ-175. Слева под рулем установили небольшой круглый спидометр, справа — замок зажигания (он вначале располагался ниже, но его перенесли, так как это было неудобно).
Руль простой и удобный, спидометр небольшого размера. Фото: youtube.com
Двигатель установлен как на мотоциклах — на раме. Колеса были намного крупнее, чем применяемые в то время на других моделях мотороллеров. Размер в 12 дюймов обеспечил не только улучшенную проходимость, но и упростил управление. Большим плюсом являлось и то, что б на эту модель подходили многие запчасти от мотоциклов Чезет.
Двигатель в первых мотороллерах был без дополнительного охлаждения и иногда перегревался под нагрузками. Фото: youtube.com
Как и у любой новинки, в процессе эксплуатации у мотороллера Cezeta проявились определенные недоработки, которые устраняли, а в обновленные версии добавляли цифру с номером модификации. Так, в третьей серии появился вентилятор принудительного охлаждения с приводом от коленвала, электрооборудование перевели с 6 на 12 Вольт, также установили амортизаторы гидравлического типа, что сделало ход мягче. В пятой подвеска заднего колеса стала рычажной, и запуск двигателя реализовали за счет династартера.
Заводская табличка располагалась около правой ноги водителя. Фото: youtube.com
Модификацию производили до 1960 года.
Чезета 502
Второе поколение культового даже на то время мотороллера имело несколько важных отличий. 172-кубовый двигатель развивал уже 9,5 л. с., что обеспечивало скорость езды до 90 км, на то время для такой техники это был серьезный показатель. Достойная динамика и хорошая управляемость позволяли без проблем маневрировать в плотном городском потоке.
Второе поколение получило хорошо заметные поворотники. Фото: youtube.com
Форма изменилась незначительно, были отличия в штампованных элементах, но узнать Чезету не составляло труда. Появились массивные поворотники в передней и задней части, что сделало вождение безопаснее. А сигнал, который был в снаружи, убрали под облицовку.
Систему охлаждения окончательно довели до ума, двигатель не перегревался даже на подъемах и медленном движении в плотном потоке. Глушитель также изменили, чтобы обеспечить беспрепятственное удаление выхлопных газов и улучшить показатели работы мотора. Запуск производился династартером, но на всякий случай в бардачке лежала лапка, чтобы при необходимости запустить мотор традиционным способом.
Подвеска стала еще мягче. Фото: youtube.com
Все 502 Чезеты шли в двухцветном окрашивании, на заводе предлагали 6 сочетаний цветов на выбор. Несмотря на большие объемы выпуска эта версия поставлялась в СССР в меньшем количестве и считалась дефицитом.
Сзади можно было закрепить запасное колесо. Фото: youtube.com
В конце 1964 года производство прекратили, всего выпустили свыше 72 000 единиц. На тот момент уже прошла испытания и была готова к запуску в серию Cezeta 503, но ее так и на начали делать из-за резко упавшего спроса. Так закончилась история одного из лучших производителей недорогой двухколесной техники своего времени.
Еще пару лет сборку осуществляли в других странах. В Новой Зеландии модель именовали N-Zeta.
Модификации и дополнения
Прицеп в 501-й Чезете выглядел стильно. Фото: youtube.com
Мотороллер можно было купить как в минимальном оснащении, так и с улучшениями. В 501 версии это был одноколесный прицеп, который не только увеличивал объем багажного пространства, но и выглядел очень стильно. Этот элемент пользовался популярностью и продавался в больших количествах. После появления 502 модификации прицеп продолжили производить, но в несколько упрощенном исполнении.
У 502-й модели прицеп был попроще. Фото: youtube.com
У второй серии была версия Cezeta DeLuxe, которую отличал литой руль нестандартной формы и увеличенный овальный спидометр, как на старых моделях мотоциклов Ява.
Руль и спидометр в версии ДеЛюкс. Фото: youtube.com
Но наибольший интерес вызывают две модификации. Первая — боковой прицеп Druzeta, именуемый в народе коляской. Это было функциональное дополнение, позволявшее возить третьего пассажира. Его также разработал Ярослав Кох, поэтому эстетика была полностью соблюдена. В передней части могла стоять такая же фара или декоративная хромированная заглушка, окрашивание было двухцветным.
Коляска была такой же стильной, как и мотороллер. Фото: youtube.com
В коляске был тормозной контур, что повышало безопасность езды. На сегодня боковых прицепов осталось мало, они ценятся среди коллекционеров и нередко стоят дороже самих мотороллеров. Поэтому встречаются современные реплики, внешне не отличающиеся от оригинала.
Редкая версия — Чезета 505, трехколесный мотороллер для подсобного хозяйства и транспортировки небольших грузов. В этом случае использовалась платформа собственной разработки, стильно оформленная и с брезентовым пологом. На ней устанавливали дополнительные габаритные огни для безопасности. Длина составляла 2,7 м при ширине 122 см. Грузоподъемность была внушительной — до 300 кг.
505 версия — чешский аналог «Муравья» . Фото: youtube.com
Дошли сведения и о версии Cezeta 505 Budka с закрытым местом водителя, но ее произвели пробной партией и не продавали.
Итоги
Это были стильные мотороллеры, которые отличал не только оригинальный вид, но и хорошие эксплуатационные характеристики. Чезету любили и ценили, жаль, что ее история так быстро закончилась. Но сегодня множество энтузиастов во всем мире восстанавливают технику, поэтому образцы инженерной мысли середины прошлого века не исчезнут.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....