Cezeta 501 и 502 — самые стильные мотороллеры, продаваемые в СССР
Советские мотороллеры не отличались разнообразием и предназначались исключительно для практических целей — перемещения на небольшие расстояния. Поэтому появление в 60-х годах футуристической модели Чезета 501 не могло остаться незамеченным. Добавьте к этому хорошие эксплуатационные характеристики, простоту обслуживания и сразу станут ясны причины столь высокой популярности.
Даже сейчас немногочисленные сохранившиеся экземпляры притягивают к себе внимание. Это классика дизайна, которая с годами приобрела неповторимый шарм и стала образцом конструкторской мысли, опередившей свое время.
Чезеты производила компания CZ Strakonice A.S, которую после войны присоединили к объединению Jawa. Разработчиком и идейным вдохновителем был чешский инженер Ярослав Кох, получивший известность еще в 30-е годы благодаря мотоциклам Praga, которые спроектировал лично.
Причем концепцию хорошо знакомого ценителям мотороллера с несущим кузовом и стильными обводами он разработал и запатентовал еще в 1940 году. Затем последовали события, которые мешали воплотить задумку в жизнь. В течение многих лет инженер не прекращал работу, улучшая и доводя до совершенства свой проект. Производство стартовало в 1957 году, была выпущена пробная партия в 300 шт. Эксперимент оказался удачным и объемы постепенно увеличивались.
Конструкция мотороллера с несущим кузовом была новаторской на тот момент. Далеко выступающая передняя часть не только обеспечила необычный вид, но и сделала колесную базу намного длиннее, что положительно повлияло на управляемость.
Это конструктивное решение использовалось не просто так: кроме массивной, хорошо освещавшей дорогу фары, там располагался и бак для топлива. В первой версии багажника на переднем крыле не было, он появился чуть позже и использовался на всех мотороллерах, производимых на заводе. Вынос бака вперед позволил сделать большой отсек для хранения багажа и инструмента под сиденьем водителя.
Качество исполнения всех элементов кузова поражает, продумана каждая мелочь, эстетике уделено огромное внимание. Наверное поэтому модель пользовалась спросом как в странах соцлагеря, так и на западе. За два года было произведено и продано более 43 000 единиц.
На мотороллере устанавливали руль мотоциклетного типа, запуск двигателя производился кикстартером. В качестве силового агрегата использовали одноцилиндровый двухтактный мотор, выдающий 8 л.с. Такой же тогда применяли на мотоцикле CZ-175. Слева под рулем установили небольшой круглый спидометр, справа — замок зажигания (он вначале располагался ниже, но его перенесли, так как это было неудобно).
Двигатель установлен как на мотоциклах — на раме. Колеса были намного крупнее, чем применяемые в то время на других моделях мотороллеров. Размер в 12 дюймов обеспечил не только улучшенную проходимость, но и упростил управление. Большим плюсом являлось и то, что б на эту модель подходили многие запчасти от мотоциклов Чезет.
Как и у любой новинки, в процессе эксплуатации у мотороллера Cezeta проявились определенные недоработки, которые устраняли, а в обновленные версии добавляли цифру с номером модификации. Так, в третьей серии появился вентилятор принудительного охлаждения с приводом от коленвала, электрооборудование перевели с 6 на 12 Вольт, также установили амортизаторы гидравлического типа, что сделало ход мягче. В пятой подвеска заднего колеса стала рычажной, и запуск двигателя реализовали за счет династартера.
Второе поколение культового даже на то время мотороллера имело несколько важных отличий. 172-кубовый двигатель развивал уже 9,5 л. с., что обеспечивало скорость езды до 90 км, на то время для такой техники это был серьезный показатель. Достойная динамика и хорошая управляемость позволяли без проблем маневрировать в плотном городском потоке.
Форма изменилась незначительно, были отличия в штампованных элементах, но узнать Чезету не составляло труда. Появились массивные поворотники в передней и задней части, что сделало вождение безопаснее. А сигнал, который был в снаружи, убрали под облицовку.
Систему охлаждения окончательно довели до ума, двигатель не перегревался даже на подъемах и медленном движении в плотном потоке. Глушитель также изменили, чтобы обеспечить беспрепятственное удаление выхлопных газов и улучшить показатели работы мотора. Запуск производился династартером, но на всякий случай в бардачке лежала лапка, чтобы при необходимости запустить мотор традиционным способом.
Все 502 Чезеты шли в двухцветном окрашивании, на заводе предлагали 6 сочетаний цветов на выбор. Несмотря на большие объемы выпуска эта версия поставлялась в СССР в меньшем количестве и считалась дефицитом.
В конце 1964 года производство прекратили, всего выпустили свыше 72 000 единиц. На тот момент уже прошла испытания и была готова к запуску в серию Cezeta 503, но ее так и на начали делать из-за резко упавшего спроса. Так закончилась история одного из лучших производителей недорогой двухколесной техники своего времени.
Мотороллер можно было купить как в минимальном оснащении, так и с улучшениями. В 501 версии это был одноколесный прицеп, который не только увеличивал объем багажного пространства, но и выглядел очень стильно. Этот элемент пользовался популярностью и продавался в больших количествах. После появления 502 модификации прицеп продолжили производить, но в несколько упрощенном исполнении.
У второй серии была версия Cezeta DeLuxe, которую отличал литой руль нестандартной формы и увеличенный овальный спидометр, как на старых моделях мотоциклов Ява.
Но наибольший интерес вызывают две модификации. Первая — боковой прицеп Druzeta, именуемый в народе коляской. Это было функциональное дополнение, позволявшее возить третьего пассажира. Его также разработал Ярослав Кох, поэтому эстетика была полностью соблюдена. В передней части могла стоять такая же фара или декоративная хромированная заглушка, окрашивание было двухцветным.
В коляске был тормозной контур, что повышало безопасность езды. На сегодня боковых прицепов осталось мало, они ценятся среди коллекционеров и нередко стоят дороже самих мотороллеров. Поэтому встречаются современные реплики, внешне не отличающиеся от оригинала.
Редкая версия — Чезета 505, трехколесный мотороллер для подсобного хозяйства и транспортировки небольших грузов. В этом случае использовалась платформа собственной разработки, стильно оформленная и с брезентовым пологом. На ней устанавливали дополнительные габаритные огни для безопасности. Длина составляла 2,7 м при ширине 122 см. Грузоподъемность была внушительной — до 300 кг.
Это были стильные мотороллеры, которые отличал не только оригинальный вид, но и хорошие эксплуатационные характеристики. Чезету любили и ценили, жаль, что ее история так быстро закончилась. Но сегодня множество энтузиастов во всем мире восстанавливают технику, поэтому образцы инженерной мысли середины прошлого века не исчезнут.
Ретро техника притягивает взгляд. Фото: youtube.com
Даже сейчас немногочисленные сохранившиеся экземпляры притягивают к себе внимание. Это классика дизайна, которая с годами приобрела неповторимый шарм и стала образцом конструкторской мысли, опередившей свое время.
Немного истории
Чезеты производила компания CZ Strakonice A.S, которую после войны присоединили к объединению Jawa. Разработчиком и идейным вдохновителем был чешский инженер Ярослав Кох, получивший известность еще в 30-е годы благодаря мотоциклам Praga, которые спроектировал лично.
Причем концепцию хорошо знакомого ценителям мотороллера с несущим кузовом и стильными обводами он разработал и запатентовал еще в 1940 году. Затем последовали события, которые мешали воплотить задумку в жизнь. В течение многих лет инженер не прекращал работу, улучшая и доводя до совершенства свой проект. Производство стартовало в 1957 году, была выпущена пробная партия в 300 шт. Эксперимент оказался удачным и объемы постепенно увеличивались.
На территорию СССР Cezeta попала в 1958 году.
Чезета 501
Конструкция мотороллера с несущим кузовом была новаторской на тот момент. Далеко выступающая передняя часть не только обеспечила необычный вид, но и сделала колесную базу намного длиннее, что положительно повлияло на управляемость.
Выступающая передняя часть — характерная особенность мотороллера. Фото: youtube.com
Это конструктивное решение использовалось не просто так: кроме массивной, хорошо освещавшей дорогу фары, там располагался и бак для топлива. В первой версии багажника на переднем крыле не было, он появился чуть позже и использовался на всех мотороллерах, производимых на заводе. Вынос бака вперед позволил сделать большой отсек для хранения багажа и инструмента под сиденьем водителя.
Качество исполнения всех элементов кузова поражает, продумана каждая мелочь, эстетике уделено огромное внимание. Наверное поэтому модель пользовалась спросом как в странах соцлагеря, так и на западе. За два года было произведено и продано более 43 000 единиц.
Чувствуется внимание к каждой детали. Фото: youtube.com
На мотороллере устанавливали руль мотоциклетного типа, запуск двигателя производился кикстартером. В качестве силового агрегата использовали одноцилиндровый двухтактный мотор, выдающий 8 л.с. Такой же тогда применяли на мотоцикле CZ-175. Слева под рулем установили небольшой круглый спидометр, справа — замок зажигания (он вначале располагался ниже, но его перенесли, так как это было неудобно).
Руль простой и удобный, спидометр небольшого размера. Фото: youtube.com
Двигатель установлен как на мотоциклах — на раме. Колеса были намного крупнее, чем применяемые в то время на других моделях мотороллеров. Размер в 12 дюймов обеспечил не только улучшенную проходимость, но и упростил управление. Большим плюсом являлось и то, что б на эту модель подходили многие запчасти от мотоциклов Чезет.
Двигатель в первых мотороллерах был без дополнительного охлаждения и иногда перегревался под нагрузками. Фото: youtube.com
Как и у любой новинки, в процессе эксплуатации у мотороллера Cezeta проявились определенные недоработки, которые устраняли, а в обновленные версии добавляли цифру с номером модификации. Так, в третьей серии появился вентилятор принудительного охлаждения с приводом от коленвала, электрооборудование перевели с 6 на 12 Вольт, также установили амортизаторы гидравлического типа, что сделало ход мягче. В пятой подвеска заднего колеса стала рычажной, и запуск двигателя реализовали за счет династартера.
Заводская табличка располагалась около правой ноги водителя. Фото: youtube.com
Модификацию производили до 1960 года.
Чезета 502
Второе поколение культового даже на то время мотороллера имело несколько важных отличий. 172-кубовый двигатель развивал уже 9,5 л. с., что обеспечивало скорость езды до 90 км, на то время для такой техники это был серьезный показатель. Достойная динамика и хорошая управляемость позволяли без проблем маневрировать в плотном городском потоке.
Второе поколение получило хорошо заметные поворотники. Фото: youtube.com
Форма изменилась незначительно, были отличия в штампованных элементах, но узнать Чезету не составляло труда. Появились массивные поворотники в передней и задней части, что сделало вождение безопаснее. А сигнал, который был в снаружи, убрали под облицовку.
Систему охлаждения окончательно довели до ума, двигатель не перегревался даже на подъемах и медленном движении в плотном потоке. Глушитель также изменили, чтобы обеспечить беспрепятственное удаление выхлопных газов и улучшить показатели работы мотора. Запуск производился династартером, но на всякий случай в бардачке лежала лапка, чтобы при необходимости запустить мотор традиционным способом.
Подвеска стала еще мягче. Фото: youtube.com
Все 502 Чезеты шли в двухцветном окрашивании, на заводе предлагали 6 сочетаний цветов на выбор. Несмотря на большие объемы выпуска эта версия поставлялась в СССР в меньшем количестве и считалась дефицитом.
Сзади можно было закрепить запасное колесо. Фото: youtube.com
В конце 1964 года производство прекратили, всего выпустили свыше 72 000 единиц. На тот момент уже прошла испытания и была готова к запуску в серию Cezeta 503, но ее так и на начали делать из-за резко упавшего спроса. Так закончилась история одного из лучших производителей недорогой двухколесной техники своего времени.
Еще пару лет сборку осуществляли в других странах. В Новой Зеландии модель именовали N-Zeta.
Модификации и дополнения
Прицеп в 501-й Чезете выглядел стильно. Фото: youtube.com
Мотороллер можно было купить как в минимальном оснащении, так и с улучшениями. В 501 версии это был одноколесный прицеп, который не только увеличивал объем багажного пространства, но и выглядел очень стильно. Этот элемент пользовался популярностью и продавался в больших количествах. После появления 502 модификации прицеп продолжили производить, но в несколько упрощенном исполнении.
У 502-й модели прицеп был попроще. Фото: youtube.com
У второй серии была версия Cezeta DeLuxe, которую отличал литой руль нестандартной формы и увеличенный овальный спидометр, как на старых моделях мотоциклов Ява.
Руль и спидометр в версии ДеЛюкс. Фото: youtube.com
Но наибольший интерес вызывают две модификации. Первая — боковой прицеп Druzeta, именуемый в народе коляской. Это было функциональное дополнение, позволявшее возить третьего пассажира. Его также разработал Ярослав Кох, поэтому эстетика была полностью соблюдена. В передней части могла стоять такая же фара или декоративная хромированная заглушка, окрашивание было двухцветным.
Коляска была такой же стильной, как и мотороллер. Фото: youtube.com
В коляске был тормозной контур, что повышало безопасность езды. На сегодня боковых прицепов осталось мало, они ценятся среди коллекционеров и нередко стоят дороже самих мотороллеров. Поэтому встречаются современные реплики, внешне не отличающиеся от оригинала.
Редкая версия — Чезета 505, трехколесный мотороллер для подсобного хозяйства и транспортировки небольших грузов. В этом случае использовалась платформа собственной разработки, стильно оформленная и с брезентовым пологом. На ней устанавливали дополнительные габаритные огни для безопасности. Длина составляла 2,7 м при ширине 122 см. Грузоподъемность была внушительной — до 300 кг.
505 версия — чешский аналог «Муравья» . Фото: youtube.com
Дошли сведения и о версии Cezeta 505 Budka с закрытым местом водителя, но ее произвели пробной партией и не продавали.
Итоги
Это были стильные мотороллеры, которые отличал не только оригинальный вид, но и хорошие эксплуатационные характеристики. Чезету любили и ценили, жаль, что ее история так быстро закончилась. Но сегодня множество энтузиастов во всем мире восстанавливают технику, поэтому образцы инженерной мысли середины прошлого века не исчезнут.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...