
Праворульные машины в СССР – для кого и зачем?
Изначально во всем мире производили автомобили, в которых руль располагался справа. Это было продиктовано соображениями безопасности: когда водитель выходил из авто, он сразу оказывался на тротуаре. И только Генри Форд подумал о пассажире: как считается, именно изобретатель конвейера первым стал делать машины с левым рулем.
В дореволюционной России и Стране Советов тоже по дорогам раскатывали автомобили, где водитель сидел справа. Например, НАМИ-1 (первая малолитражка Советского Союза) или грузовой автомобиль АМО-Ф15». Это длилось до тех пор, пока должность наркома не занял Ежов.
У НАМИ-1 – правый руль. Фото: YouTube.com
По его указу эксплуатация праворульных автомобилей в СССР была запрещена в 1932-м году. Начиная с 1937-го, в стране стали массово выпускать машины «правильной», по мнению главы НКВД, компоновкой. Считалось, что так лучше видна проезжая часть и встречный транспорт. Однако производство праворульных авто хоть стало менее активным, но полностью не прекратилось. А кто ими пользовался?
Речь идет о специализированных машинах – ЗАЗ-965С и «Москвич-434П».Эти машины, помимо праворульной конструкции отличались наличием фургона сзади вместо пассажирского дивана.
Почтовый ЗАЗ. Фото: YouTube.com
Автомобили развозили (собирали) корреспонденцию, а чтобы ее быстро изъять, удобнее выходить на тротуар с правой стороны, где располагались почтовые ящики. Иногда можно было даже и не вылезать из салона.
Ну, тут все понятно: экспортные модели должны соответствовать требованиям страны-импортера. «Москвичи», «Запорожцы, «Лады» и «Волги» шли за рубеж в улучшенной комплектации и с правым рулем.
ГАЗ-21П на экспорт. Фото: YouTube.com
Помимо дополнительных украшений, например, в виде молдингов и декора в салоне, машины для заграницы зачастую имели кузов из более толстого металла и лучшую отделку салона. Например, для этого применяли новый тогда материал – винил. На Западе его стали широко использовать гораздо позже.
Даже ГАЗоны шли за границу. Фото: YouTube.com
В советское время автомобили из СССР охотно покупали в капиталистических странах, где было распространено и лево- и правостороннее движение. Это Великобритания, Австрия, Австралия, Бельгия, Финляндия и т. д. Также спросом такие авто пользовались (и сейчас тоже!) в бывших английских колониях на Африканском и Евразийском континентах. Например, Судане или Индии. Чтобы машины с нестандартным расположением руля как-то отличать по документам, им присваивали дополнительную букву, цифру в индексе или добавляли название. Например, ГАЗ-21П, ВАЗ-21098 «Москвич-412П» или Lada Riva.
Праворульные «Жигули» стали выпускать в 1974-м году и все они шли на экспорт. «Копейки» для заграницы получили индексы «21012» (для двигателя в 1,2 л) и «21014» (мотор объемом 1,3 л). А дальше «пошло-поехало»! С конвейера стали сходить праворульные «тройки», «шестерки», «Нивы», а позднее и переднеприводные модели. Для Англии и Австралии специально производили хэтчбеки с моторами в 1,1-1,5 л.
«Москвич» для Туманного Альбиона готов к отправке за рубеж. Фото: YouTube.com
Ряд агрегатов и узлов на экспортируемой техники располагались в «зеркальном отражении». Кроме места водителя это, например, трапеция стеклоочистителя, гидровакуумный усилитель, панель приборов. Последняя имела разметку в милях. А вот ключ зажигания в классических «Ладах» остался на прежнем месте – слева.
В праворульном авто все зеркально. Фото: YouTube.com
Последние праворульные машины из уже Российской Федерации – «Самары», за рубежом получившие полное название Lada Samara Juno и Sable.
Одна из последний «праворулек» – «девяносто девятая». Фото: YouTube.com
Они отличались от серийных авто обвесом, антикрылом, пороговыми накладками, люком в крыше, спортивной «баранкой».
«Таврия» в праворульном экспортном исполнении. Фото: YouTube.com
На этом праворульная «эпопея» закончилась. Была попытка делать ВАЗ-2110 на экспорт, но до постановки на конвейер дело не дошло: помешал развал Союза и стремительно ухудшившаяся экономическая ситуация.
В дореволюционной России и Стране Советов тоже по дорогам раскатывали автомобили, где водитель сидел справа. Например, НАМИ-1 (первая малолитражка Советского Союза) или грузовой автомобиль АМО-Ф15». Это длилось до тех пор, пока должность наркома не занял Ежов.

По его указу эксплуатация праворульных автомобилей в СССР была запрещена в 1932-м году. Начиная с 1937-го, в стране стали массово выпускать машины «правильной», по мнению главы НКВД, компоновкой. Считалось, что так лучше видна проезжая часть и встречный транспорт. Однако производство праворульных авто хоть стало менее активным, но полностью не прекратилось. А кто ими пользовался?
Почта
Речь идет о специализированных машинах – ЗАЗ-965С и «Москвич-434П».Эти машины, помимо праворульной конструкции отличались наличием фургона сзади вместо пассажирского дивана.

Автомобили развозили (собирали) корреспонденцию, а чтобы ее быстро изъять, удобнее выходить на тротуар с правой стороны, где располагались почтовые ящики. Иногда можно было даже и не вылезать из салона.
Зарубежные покупатели советских авто
Ну, тут все понятно: экспортные модели должны соответствовать требованиям страны-импортера. «Москвичи», «Запорожцы, «Лады» и «Волги» шли за рубеж в улучшенной комплектации и с правым рулем.

Помимо дополнительных украшений, например, в виде молдингов и декора в салоне, машины для заграницы зачастую имели кузов из более толстого металла и лучшую отделку салона. Например, для этого применяли новый тогда материал – винил. На Западе его стали широко использовать гораздо позже.

В советское время автомобили из СССР охотно покупали в капиталистических странах, где было распространено и лево- и правостороннее движение. Это Великобритания, Австрия, Австралия, Бельгия, Финляндия и т. д. Также спросом такие авто пользовались (и сейчас тоже!) в бывших английских колониях на Африканском и Евразийском континентах. Например, Судане или Индии. Чтобы машины с нестандартным расположением руля как-то отличать по документам, им присваивали дополнительную букву, цифру в индексе или добавляли название. Например, ГАЗ-21П, ВАЗ-21098 «Москвич-412П» или Lada Riva.
Праворульные ВАЗ и другие
Праворульные «Жигули» стали выпускать в 1974-м году и все они шли на экспорт. «Копейки» для заграницы получили индексы «21012» (для двигателя в 1,2 л) и «21014» (мотор объемом 1,3 л). А дальше «пошло-поехало»! С конвейера стали сходить праворульные «тройки», «шестерки», «Нивы», а позднее и переднеприводные модели. Для Англии и Австралии специально производили хэтчбеки с моторами в 1,1-1,5 л.

Ряд агрегатов и узлов на экспортируемой техники располагались в «зеркальном отражении». Кроме места водителя это, например, трапеция стеклоочистителя, гидровакуумный усилитель, панель приборов. Последняя имела разметку в милях. А вот ключ зажигания в классических «Ладах» остался на прежнем месте – слева.

Последние праворульные машины из уже Российской Федерации – «Самары», за рубежом получившие полное название Lada Samara Juno и Sable.

Они отличались от серийных авто обвесом, антикрылом, пороговыми накладками, люком в крыше, спортивной «баранкой».

На этом праворульная «эпопея» закончилась. Была попытка делать ВАЗ-2110 на экспорт, но до постановки на конвейер дело не дошло: помешал развал Союза и стремительно ухудшившаяся экономическая ситуация.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....