Праворульные машины в СССР – для кого и зачем?
Изначально во всем мире производили автомобили, в которых руль располагался справа. Это было продиктовано соображениями безопасности: когда водитель выходил из авто, он сразу оказывался на тротуаре. И только Генри Форд подумал о пассажире: как считается, именно изобретатель конвейера первым стал делать машины с левым рулем.
В дореволюционной России и Стране Советов тоже по дорогам раскатывали автомобили, где водитель сидел справа. Например, НАМИ-1 (первая малолитражка Советского Союза) или грузовой автомобиль АМО-Ф15». Это длилось до тех пор, пока должность наркома не занял Ежов.
По его указу эксплуатация праворульных автомобилей в СССР была запрещена в 1932-м году. Начиная с 1937-го, в стране стали массово выпускать машины «правильной», по мнению главы НКВД, компоновкой. Считалось, что так лучше видна проезжая часть и встречный транспорт. Однако производство праворульных авто хоть стало менее активным, но полностью не прекратилось. А кто ими пользовался?
Речь идет о специализированных машинах – ЗАЗ-965С и «Москвич-434П».Эти машины, помимо праворульной конструкции отличались наличием фургона сзади вместо пассажирского дивана.
Автомобили развозили (собирали) корреспонденцию, а чтобы ее быстро изъять, удобнее выходить на тротуар с правой стороны, где располагались почтовые ящики. Иногда можно было даже и не вылезать из салона.
Ну, тут все понятно: экспортные модели должны соответствовать требованиям страны-импортера. «Москвичи», «Запорожцы, «Лады» и «Волги» шли за рубеж в улучшенной комплектации и с правым рулем.
Помимо дополнительных украшений, например, в виде молдингов и декора в салоне, машины для заграницы зачастую имели кузов из более толстого металла и лучшую отделку салона. Например, для этого применяли новый тогда материал – винил. На Западе его стали широко использовать гораздо позже.
В советское время автомобили из СССР охотно покупали в капиталистических странах, где было распространено и лево- и правостороннее движение. Это Великобритания, Австрия, Австралия, Бельгия, Финляндия и т. д. Также спросом такие авто пользовались (и сейчас тоже!) в бывших английских колониях на Африканском и Евразийском континентах. Например, Судане или Индии. Чтобы машины с нестандартным расположением руля как-то отличать по документам, им присваивали дополнительную букву, цифру в индексе или добавляли название. Например, ГАЗ-21П, ВАЗ-21098 «Москвич-412П» или Lada Riva.
Праворульные «Жигули» стали выпускать в 1974-м году и все они шли на экспорт. «Копейки» для заграницы получили индексы «21012» (для двигателя в 1,2 л) и «21014» (мотор объемом 1,3 л). А дальше «пошло-поехало»! С конвейера стали сходить праворульные «тройки», «шестерки», «Нивы», а позднее и переднеприводные модели. Для Англии и Австралии специально производили хэтчбеки с моторами в 1,1-1,5 л.
Ряд агрегатов и узлов на экспортируемой техники располагались в «зеркальном отражении». Кроме места водителя это, например, трапеция стеклоочистителя, гидровакуумный усилитель, панель приборов. Последняя имела разметку в милях. А вот ключ зажигания в классических «Ладах» остался на прежнем месте – слева.
Последние праворульные машины из уже Российской Федерации – «Самары», за рубежом получившие полное название Lada Samara Juno и Sable.
Они отличались от серийных авто обвесом, антикрылом, пороговыми накладками, люком в крыше, спортивной «баранкой».
На этом праворульная «эпопея» закончилась. Была попытка делать ВАЗ-2110 на экспорт, но до постановки на конвейер дело не дошло: помешал развал Союза и стремительно ухудшившаяся экономическая ситуация.
В дореволюционной России и Стране Советов тоже по дорогам раскатывали автомобили, где водитель сидел справа. Например, НАМИ-1 (первая малолитражка Советского Союза) или грузовой автомобиль АМО-Ф15». Это длилось до тех пор, пока должность наркома не занял Ежов.
У НАМИ-1 – правый руль. Фото: YouTube.com
По его указу эксплуатация праворульных автомобилей в СССР была запрещена в 1932-м году. Начиная с 1937-го, в стране стали массово выпускать машины «правильной», по мнению главы НКВД, компоновкой. Считалось, что так лучше видна проезжая часть и встречный транспорт. Однако производство праворульных авто хоть стало менее активным, но полностью не прекратилось. А кто ими пользовался?
Почта
Речь идет о специализированных машинах – ЗАЗ-965С и «Москвич-434П».Эти машины, помимо праворульной конструкции отличались наличием фургона сзади вместо пассажирского дивана.
Почтовый ЗАЗ. Фото: YouTube.com
Автомобили развозили (собирали) корреспонденцию, а чтобы ее быстро изъять, удобнее выходить на тротуар с правой стороны, где располагались почтовые ящики. Иногда можно было даже и не вылезать из салона.
Зарубежные покупатели советских авто
Ну, тут все понятно: экспортные модели должны соответствовать требованиям страны-импортера. «Москвичи», «Запорожцы, «Лады» и «Волги» шли за рубеж в улучшенной комплектации и с правым рулем.
ГАЗ-21П на экспорт. Фото: YouTube.com
Помимо дополнительных украшений, например, в виде молдингов и декора в салоне, машины для заграницы зачастую имели кузов из более толстого металла и лучшую отделку салона. Например, для этого применяли новый тогда материал – винил. На Западе его стали широко использовать гораздо позже.
Даже ГАЗоны шли за границу. Фото: YouTube.com
В советское время автомобили из СССР охотно покупали в капиталистических странах, где было распространено и лево- и правостороннее движение. Это Великобритания, Австрия, Австралия, Бельгия, Финляндия и т. д. Также спросом такие авто пользовались (и сейчас тоже!) в бывших английских колониях на Африканском и Евразийском континентах. Например, Судане или Индии. Чтобы машины с нестандартным расположением руля как-то отличать по документам, им присваивали дополнительную букву, цифру в индексе или добавляли название. Например, ГАЗ-21П, ВАЗ-21098 «Москвич-412П» или Lada Riva.
Праворульные ВАЗ и другие
Праворульные «Жигули» стали выпускать в 1974-м году и все они шли на экспорт. «Копейки» для заграницы получили индексы «21012» (для двигателя в 1,2 л) и «21014» (мотор объемом 1,3 л). А дальше «пошло-поехало»! С конвейера стали сходить праворульные «тройки», «шестерки», «Нивы», а позднее и переднеприводные модели. Для Англии и Австралии специально производили хэтчбеки с моторами в 1,1-1,5 л.
«Москвич» для Туманного Альбиона готов к отправке за рубеж. Фото: YouTube.com
Ряд агрегатов и узлов на экспортируемой техники располагались в «зеркальном отражении». Кроме места водителя это, например, трапеция стеклоочистителя, гидровакуумный усилитель, панель приборов. Последняя имела разметку в милях. А вот ключ зажигания в классических «Ладах» остался на прежнем месте – слева.
В праворульном авто все зеркально. Фото: YouTube.com
Последние праворульные машины из уже Российской Федерации – «Самары», за рубежом получившие полное название Lada Samara Juno и Sable.
Одна из последний «праворулек» – «девяносто девятая». Фото: YouTube.com
Они отличались от серийных авто обвесом, антикрылом, пороговыми накладками, люком в крыше, спортивной «баранкой».
«Таврия» в праворульном экспортном исполнении. Фото: YouTube.com
На этом праворульная «эпопея» закончилась. Была попытка делать ВАЗ-2110 на экспорт, но до постановки на конвейер дело не дошло: помешал развал Союза и стремительно ухудшившаяся экономическая ситуация.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....