Праворульные машины в СССР – для кого и зачем?
2 560

Праворульные машины в СССР – для кого и зачем?

Изначально во всем мире производили автомобили, в которых руль располагался справа. Это было продиктовано соображениями безопасности: когда водитель выходил из авто, он сразу оказывался на тротуаре. И только Генри Форд подумал о пассажире: как считается, именно изобретатель конвейера первым стал делать машины с левым рулем.


В дореволюционной России и Стране Советов тоже по дорогам раскатывали автомобили, где водитель сидел справа. Например, НАМИ-1 (первая малолитражка Советского Союза) или грузовой автомобиль АМО-Ф15». Это длилось до тех пор, пока должность наркома не занял Ежов.

Праворульные машины в СССР – для кого и зачем?У НАМИ-1 – правый руль. Фото: YouTube.com

По его указу эксплуатация праворульных автомобилей в СССР была запрещена в 1932-м году. Начиная с 1937-го, в стране стали массово выпускать машины «правильной», по мнению главы НКВД, компоновкой. Считалось, что так лучше видна проезжая часть и встречный транспорт. Однако производство праворульных авто хоть стало менее активным, но полностью не прекратилось. А кто ими пользовался?

Почта


Речь идет о специализированных машинах – ЗАЗ-965С и «Москвич-434П».Эти машины, помимо праворульной конструкции отличались наличием фургона сзади вместо пассажирского дивана.

Почтовый ЗАЗ. Фото: YouTube.com

Автомобили развозили (собирали) корреспонденцию, а чтобы ее быстро изъять, удобнее выходить на тротуар с правой стороны, где располагались почтовые ящики. Иногда можно было даже и не вылезать из салона.

Зарубежные покупатели советских авто


Ну, тут все понятно: экспортные модели должны соответствовать требованиям страны-импортера. «Москвичи», «Запорожцы, «Лады» и «Волги» шли за рубеж в улучшенной комплектации и с правым рулем.

ГАЗ-21П на экспорт. Фото: YouTube.com

Помимо дополнительных украшений, например, в виде молдингов и декора в салоне, машины для заграницы зачастую имели кузов из более толстого металла и лучшую отделку салона. Например, для этого применяли новый тогда материал – винил. На Западе его стали широко использовать гораздо позже.

Даже ГАЗоны шли за границу. Фото: YouTube.com

В советское время автомобили из СССР охотно покупали в капиталистических странах, где было распространено и лево- и правостороннее движение. Это Великобритания, Австрия, Австралия, Бельгия, Финляндия и т. д. Также спросом такие авто пользовались (и сейчас тоже!) в бывших английских колониях на Африканском и Евразийском континентах. Например, Судане или Индии. Чтобы машины с нестандартным расположением руля как-то отличать по документам, им присваивали дополнительную букву, цифру в индексе или добавляли название. Например, ГАЗ-21П, ВАЗ-21098 «Москвич-412П» или Lada Riva.

Праворульные ВАЗ и другие


Праворульные «Жигули» стали выпускать в 1974-м году и все они шли на экспорт. «Копейки» для заграницы получили индексы «21012» (для двигателя в 1,2 л) и «21014» (мотор объемом 1,3 л). А дальше «пошло-поехало»! С конвейера стали сходить праворульные «тройки», «шестерки», «Нивы», а позднее и переднеприводные модели. Для Англии и Австралии специально производили хэтчбеки с моторами в 1,1-1,5 л.

«Москвич» для Туманного Альбиона готов к отправке за рубеж. Фото: YouTube.com

Ряд агрегатов и узлов на экспортируемой техники располагались в «зеркальном отражении». Кроме места водителя это, например, трапеция стеклоочистителя, гидровакуумный усилитель, панель приборов. Последняя имела разметку в милях. А вот ключ зажигания в классических «Ладах» остался на прежнем месте – слева.

В праворульном авто все зеркально. Фото: YouTube.com

Последние праворульные машины из уже Российской Федерации – «Самары», за рубежом получившие полное название Lada Samara Juno и Sable.

Одна из последний «праворулек» – «девяносто девятая». Фото: YouTube.com

Они отличались от серийных авто обвесом, антикрылом, пороговыми накладками, люком в крыше, спортивной «баранкой».

«Таврия» в праворульном экспортном исполнении. Фото: YouTube.com

На этом праворульная «эпопея» закончилась. Была попытка делать ВАЗ-2110 на экспорт, но до постановки на конвейер дело не дошло: помешал развал Союза и стремительно ухудшившаяся экономическая ситуация.
А вы что думаете о праворульных авто в СССР?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....