Праворульные машины в СССР – для кого и зачем?
Изначально во всем мире производили автомобили, в которых руль располагался справа. Это было продиктовано соображениями безопасности: когда водитель выходил из авто, он сразу оказывался на тротуаре. И только Генри Форд подумал о пассажире: как считается, именно изобретатель конвейера первым стал делать машины с левым рулем.
В дореволюционной России и Стране Советов тоже по дорогам раскатывали автомобили, где водитель сидел справа. Например, НАМИ-1 (первая малолитражка Советского Союза) или грузовой автомобиль АМО-Ф15». Это длилось до тех пор, пока должность наркома не занял Ежов.
По его указу эксплуатация праворульных автомобилей в СССР была запрещена в 1932-м году. Начиная с 1937-го, в стране стали массово выпускать машины «правильной», по мнению главы НКВД, компоновкой. Считалось, что так лучше видна проезжая часть и встречный транспорт. Однако производство праворульных авто хоть стало менее активным, но полностью не прекратилось. А кто ими пользовался?
Речь идет о специализированных машинах – ЗАЗ-965С и «Москвич-434П».Эти машины, помимо праворульной конструкции отличались наличием фургона сзади вместо пассажирского дивана.
Автомобили развозили (собирали) корреспонденцию, а чтобы ее быстро изъять, удобнее выходить на тротуар с правой стороны, где располагались почтовые ящики. Иногда можно было даже и не вылезать из салона.
Ну, тут все понятно: экспортные модели должны соответствовать требованиям страны-импортера. «Москвичи», «Запорожцы, «Лады» и «Волги» шли за рубеж в улучшенной комплектации и с правым рулем.
Помимо дополнительных украшений, например, в виде молдингов и декора в салоне, машины для заграницы зачастую имели кузов из более толстого металла и лучшую отделку салона. Например, для этого применяли новый тогда материал – винил. На Западе его стали широко использовать гораздо позже.
В советское время автомобили из СССР охотно покупали в капиталистических странах, где было распространено и лево- и правостороннее движение. Это Великобритания, Австрия, Австралия, Бельгия, Финляндия и т. д. Также спросом такие авто пользовались (и сейчас тоже!) в бывших английских колониях на Африканском и Евразийском континентах. Например, Судане или Индии. Чтобы машины с нестандартным расположением руля как-то отличать по документам, им присваивали дополнительную букву, цифру в индексе или добавляли название. Например, ГАЗ-21П, ВАЗ-21098 «Москвич-412П» или Lada Riva.
Праворульные «Жигули» стали выпускать в 1974-м году и все они шли на экспорт. «Копейки» для заграницы получили индексы «21012» (для двигателя в 1,2 л) и «21014» (мотор объемом 1,3 л). А дальше «пошло-поехало»! С конвейера стали сходить праворульные «тройки», «шестерки», «Нивы», а позднее и переднеприводные модели. Для Англии и Австралии специально производили хэтчбеки с моторами в 1,1-1,5 л.
Ряд агрегатов и узлов на экспортируемой техники располагались в «зеркальном отражении». Кроме места водителя это, например, трапеция стеклоочистителя, гидровакуумный усилитель, панель приборов. Последняя имела разметку в милях. А вот ключ зажигания в классических «Ладах» остался на прежнем месте – слева.
Последние праворульные машины из уже Российской Федерации – «Самары», за рубежом получившие полное название Lada Samara Juno и Sable.
Они отличались от серийных авто обвесом, антикрылом, пороговыми накладками, люком в крыше, спортивной «баранкой».
На этом праворульная «эпопея» закончилась. Была попытка делать ВАЗ-2110 на экспорт, но до постановки на конвейер дело не дошло: помешал развал Союза и стремительно ухудшившаяся экономическая ситуация.
В дореволюционной России и Стране Советов тоже по дорогам раскатывали автомобили, где водитель сидел справа. Например, НАМИ-1 (первая малолитражка Советского Союза) или грузовой автомобиль АМО-Ф15». Это длилось до тех пор, пока должность наркома не занял Ежов.
У НАМИ-1 – правый руль. Фото: YouTube.com
По его указу эксплуатация праворульных автомобилей в СССР была запрещена в 1932-м году. Начиная с 1937-го, в стране стали массово выпускать машины «правильной», по мнению главы НКВД, компоновкой. Считалось, что так лучше видна проезжая часть и встречный транспорт. Однако производство праворульных авто хоть стало менее активным, но полностью не прекратилось. А кто ими пользовался?
Почта
Речь идет о специализированных машинах – ЗАЗ-965С и «Москвич-434П».Эти машины, помимо праворульной конструкции отличались наличием фургона сзади вместо пассажирского дивана.
Почтовый ЗАЗ. Фото: YouTube.com
Автомобили развозили (собирали) корреспонденцию, а чтобы ее быстро изъять, удобнее выходить на тротуар с правой стороны, где располагались почтовые ящики. Иногда можно было даже и не вылезать из салона.
Зарубежные покупатели советских авто
Ну, тут все понятно: экспортные модели должны соответствовать требованиям страны-импортера. «Москвичи», «Запорожцы, «Лады» и «Волги» шли за рубеж в улучшенной комплектации и с правым рулем.
ГАЗ-21П на экспорт. Фото: YouTube.com
Помимо дополнительных украшений, например, в виде молдингов и декора в салоне, машины для заграницы зачастую имели кузов из более толстого металла и лучшую отделку салона. Например, для этого применяли новый тогда материал – винил. На Западе его стали широко использовать гораздо позже.
Даже ГАЗоны шли за границу. Фото: YouTube.com
В советское время автомобили из СССР охотно покупали в капиталистических странах, где было распространено и лево- и правостороннее движение. Это Великобритания, Австрия, Австралия, Бельгия, Финляндия и т. д. Также спросом такие авто пользовались (и сейчас тоже!) в бывших английских колониях на Африканском и Евразийском континентах. Например, Судане или Индии. Чтобы машины с нестандартным расположением руля как-то отличать по документам, им присваивали дополнительную букву, цифру в индексе или добавляли название. Например, ГАЗ-21П, ВАЗ-21098 «Москвич-412П» или Lada Riva.
Праворульные ВАЗ и другие
Праворульные «Жигули» стали выпускать в 1974-м году и все они шли на экспорт. «Копейки» для заграницы получили индексы «21012» (для двигателя в 1,2 л) и «21014» (мотор объемом 1,3 л). А дальше «пошло-поехало»! С конвейера стали сходить праворульные «тройки», «шестерки», «Нивы», а позднее и переднеприводные модели. Для Англии и Австралии специально производили хэтчбеки с моторами в 1,1-1,5 л.
«Москвич» для Туманного Альбиона готов к отправке за рубеж. Фото: YouTube.com
Ряд агрегатов и узлов на экспортируемой техники располагались в «зеркальном отражении». Кроме места водителя это, например, трапеция стеклоочистителя, гидровакуумный усилитель, панель приборов. Последняя имела разметку в милях. А вот ключ зажигания в классических «Ладах» остался на прежнем месте – слева.
В праворульном авто все зеркально. Фото: YouTube.com
Последние праворульные машины из уже Российской Федерации – «Самары», за рубежом получившие полное название Lada Samara Juno и Sable.
Одна из последний «праворулек» – «девяносто девятая». Фото: YouTube.com
Они отличались от серийных авто обвесом, антикрылом, пороговыми накладками, люком в крыше, спортивной «баранкой».
«Таврия» в праворульном экспортном исполнении. Фото: YouTube.com
На этом праворульная «эпопея» закончилась. Была попытка делать ВАЗ-2110 на экспорт, но до постановки на конвейер дело не дошло: помешал развал Союза и стремительно ухудшившаяся экономическая ситуация.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...