«УралАЗ» из Миасса – долгий путь к славе
Строительство завода по выпуску двигателей, КПП, мостов и газогенераторный установок в г. Миасс началось еще в 1939-м году. Цеха возводили под открытым небом, из-за нехватки материалов, использовали в основном дерево. Первая партия продукции вышла из ворот предприятия весной 1942-го года. Однако в феврале 1943-го завод перепрофилировали на производство грузовиков, в которых воюющий СССР остро нуждался.
Первый ЗиС-5В выехал из заводских ворот 8.07.1944 года. А осенью сборочный цех покинул автомобиль за №1000. После войны с конвейера стали сходить уже гражданские ЗиС-5М, оснащаемые движком в 77 «лошадей».
Отсутствие в разоренной стране углеводородного топлива вынуждает строить машины с газогенераторными установками. С помощью НАМИ завод в Миассе создает в 1950-м автомобиль, работающий на дровах – УралЗиС-НАМИ Г-78.
Выпускаемая предприятием трехтонка довольно серьезно отличалась от ЗиС-5, производимой Московским автозаводом. На уральском предприятии увеличили степень сжатия, поставили улучшенный карбюратор, глушитель. В начале 50-х авто комплектовали распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Мост и переднюю ось усилили. В результате нововведений увеличилась мощность до 85 л. с., а скорость – 70 км/ч. Однако индекс оставался прежним – ЗиС-5В и складывалось впечатление, что это все тот же грузовик, масштабное производство которого стартовало еще в 30-е годы.
В 1956-м произошел очередной «рестайлинг»: машина получила обновленное рулевое управление, подогреватель для пуска мотора в морозы, больший топливный бак. Были и другие новшества, которые «позволили» автомобилю получить свой индекс УралЗиС-355. Внешне машина тоже изменилась: экстерьер мог «похвастаться» обтекаемыми крыльями, иной конфигурацией колесных дисков. Фактически авто являлось шасси для установки надстроек – цистерн, кранов, мобильных компрессоров самосвальных кузовов (полноприводной УралЗиС-358 с трехсторонней разгрузкой). Большое распространение получили молоковозы АЦМ-2,3.
Последняя модель с индексом «355М» покинула завод осенью 1965-го года, т. е. шасси ЗиС-5 сходило с конвейера в том или ином виде 34 года.
С 1962-го предприятие стало называться «УралАЗ». А через три года двухосные автомобили, выпускаемые на протяжении 20-ти лет, были сняты с производства. Заодно заменили старый конвейер на новый, в преддверии серийного запуска 375-й модели грузовика с тремя мостами. При этом переход на выпуск новой машины произошел без остановки производства: его объемы, темпы удалось сохранить.
В 60-е годы Урал-375» начинает свое «победное шествие»: грузовики поставлялись в армию, народное хозяйство, шли на экспорт в Монголию, ГДР. В 69-м на Лейпцигской международной ярмарке автомобиль удостоили золотой медали.
К 70-му завод освоил производство грузовиков, адаптированных к тропикам – «375Ю» и климату Крайнего Севера «377К». В 76-м завод представил собственную модель вездеходной техники – Урал-5920, первая партия которой поступила в распоряжение Министерства нефтяной промышленности только в 1981-м.
В 1977-м стартовал выпуск новой модели «4320», способной брать на борт 7 т груза. Эта машина, работающая на дизельном топливе, впоследствии получила множество модификаций.
Например, седельный тягач «43202», авто для буксировки лесовозного поезда под индексом «6002», Урал-43201 для эксплуатации на Севере в 60-градусный мороз.
Это сельскохозяйственный грузовик широкого назначения. Универсальная машина с самосвальным кузовом, разработанная в 80-е, могла эксплуатироваться в диапазоне температур от -40° до +45°, т. е. на большей части территории СССР. Шасси автомобиля применяли для монтажа разных кузовов и сельхозоборудования. Проходимость обеспечивали три ведущих моста плюс широкопрофильные покрышки, давление в которых могло регулироваться из кабины.
Оттуда же водитель мог посредством дистанционной системы откидывать борта. В 1989-м, скооперировавшись с КамАЗом, завод освоил выпуск первой четырехосной модели «5323», получившей бескапотную камскую кабину.
Развал Союза резко отрицательно сказался на производственном цикле завода. Предприятие даже вынужденно занималось непрофильной продукцией. Однако руководство УралАЗ сумело провести реконструкцию и восстановить объемы: в 2001-м количество выпускаемой техники выросло до 10010 экземпляров. На рубеже веков завод освоил производство трех разновидностей «вахтовок» моделей «3255», «32551», «32552». Правда, тираж невелик – 28 машин.
2003-й и 2004-й годы ознаменовались 30-процентным ростом темпов выпуска автомобилей. А в 2005-м заводские цеха покинула очередная модель – Урал-63685 – дорожный грузовик. Завод сотрудничал и с РЖД, поставляя на шасси своих автомобилей ремонтные мастерские.
Также широким спросом пользуются вахтовые автобусы: по эксплуатационным качествам и цене они оказались вне конкуренции – речь идет о «вахтовках» на 24 и 28 мест. К 2008-му количество выпущенных «Уралов» достигло 15158 единиц техники в год.
Первая серия новых внедорожников-грузовиков сошла с конвейера в 2009-м. Это трехместный «капотник» с подрессоренным водительским местом и силовым агрегатом ЯМЗ-236НЕ2 (на 230 «лошадей») либо ЯМЗ-7601.ю развивавшим до 300 л. с. На шасси автомобиля может размещаться любое спецоборудование.
В 2010 завод предлагает покупателям машину 4Х4 – Урал-32552-3011-59. Фактически это то же шасси под, например, вахтовый автобус или бортовой грузовик.
Проект стартовал в 2013-м, а серийное производство началось в 2014-м. Это целое семейство, включающее в себя машины, построенные на базе модели «4320», с двумя колесными формулами: 6х6 либо 4Х4. Компоновка тоже предлагается в двух версиях: с капотом или без.
По сравнению с «донором» в обновленный грузовик внедрено почти полсотни новшеств и инженерных решений.
В названии нет ничего удивительного: в 2005-2019 годы предприятие входило в «Группу ГАЗ» (сейчас – в «Объединенную машиностроительную группу»). После «выхода в свет» в 2013-м «Газели NEXT» настала очередь «Урала». Презентация состоялась в 2015-м. Через три года стартовало производство версии 6Х4.
Это дорожные самосвалы грузоподъемностью в 15,6 т, а также седельные тягачи, способные буксировать полуприцепы (в т. ч. автоцистерны) и автопоезда, полный вес которых ограничивается 62 т.
Миасский завод предлагает покупателям пять линеек грузовиков. Среди них – традиционная модель «4320», NEXT с полным приводом или 6Х4, 4Х4, бескапотный «М» и газомоторный вариант машины CNG. Очевидно: завод постоянно совершенствует свою продукцию, регулярно обновляя модельный ряд.
Из особенностей выделяются привлекательные гарантийные условия: 150 тыс. км либо 3 года эксплуатации. Да и внешне «Урал» невозможно спутать ни с каким грузовиком – он всегда будет выделяться в общем потоке.
Первый ЗиС-5В выехал из заводских ворот 8.07.1944 года. А осенью сборочный цех покинул автомобиль за №1000. После войны с конвейера стали сходить уже гражданские ЗиС-5М, оснащаемые движком в 77 «лошадей».
Памятник первенцу предприятия – ЗиС-5В. Фото: YouTube.com
Отсутствие в разоренной стране углеводородного топлива вынуждает строить машины с газогенераторными установками. С помощью НАМИ завод в Миассе создает в 1950-м автомобиль, работающий на дровах – УралЗиС-НАМИ Г-78.
УралЗиС-355
Выпускаемая предприятием трехтонка довольно серьезно отличалась от ЗиС-5, производимой Московским автозаводом. На уральском предприятии увеличили степень сжатия, поставили улучшенный карбюратор, глушитель. В начале 50-х авто комплектовали распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Мост и переднюю ось усилили. В результате нововведений увеличилась мощность до 85 л. с., а скорость – 70 км/ч. Однако индекс оставался прежним – ЗиС-5В и складывалось впечатление, что это все тот же грузовик, масштабное производство которого стартовало еще в 30-е годы.
УралЗиС-355М внешне напоминает ГАЗ-51. Фото: YouTube.com
В 1956-м произошел очередной «рестайлинг»: машина получила обновленное рулевое управление, подогреватель для пуска мотора в морозы, больший топливный бак. Были и другие новшества, которые «позволили» автомобилю получить свой индекс УралЗиС-355. Внешне машина тоже изменилась: экстерьер мог «похвастаться» обтекаемыми крыльями, иной конфигурацией колесных дисков. Фактически авто являлось шасси для установки надстроек – цистерн, кранов, мобильных компрессоров самосвальных кузовов (полноприводной УралЗиС-358 с трехсторонней разгрузкой). Большое распространение получили молоковозы АЦМ-2,3.
Цементовоз на шасси УралЗиС-355 из кинофильма «Джентльмены удачи». Фото: YouTube.com
В 1957-м на соревнованиях по автоспорту в Ростове-на-Дону команда уральцев заняла все призовые места, победив опытных соперников от ЗиЛ и ГАЗ.
Последняя модель с индексом «355М» покинула завод осенью 1965-го года, т. е. шасси ЗиС-5 сходило с конвейера в том или ином виде 34 года.
Урал-375
С 1962-го предприятие стало называться «УралАЗ». А через три года двухосные автомобили, выпускаемые на протяжении 20-ти лет, были сняты с производства. Заодно заменили старый конвейер на новый, в преддверии серийного запуска 375-й модели грузовика с тремя мостами. При этом переход на выпуск новой машины произошел без остановки производства: его объемы, темпы удалось сохранить.
Советская легенда Урал-375 был рассчитан на эксплуатацию в любых климатических условиях. Фото: YouTube.com
В 60-е годы Урал-375» начинает свое «победное шествие»: грузовики поставлялись в армию, народное хозяйство, шли на экспорт в Монголию, ГДР. В 69-м на Лейпцигской международной ярмарке автомобиль удостоили золотой медали.
Урал-375Д отличается от базовой модели постоянным передним приводом. Фото: YouTube.com
К 70-му завод освоил производство грузовиков, адаптированных к тропикам – «375Ю» и климату Крайнего Севера «377К». В 76-м завод представил собственную модель вездеходной техники – Урал-5920, первая партия которой поступила в распоряжение Министерства нефтяной промышленности только в 1981-м.
«Дизелизация»
В 1977-м стартовал выпуск новой модели «4320», способной брать на борт 7 т груза. Эта машина, работающая на дизельном топливе, впоследствии получила множество модификаций.
Урал-4320: первая модель с дизелем. Фото: YouTube.com
Например, седельный тягач «43202», авто для буксировки лесовозного поезда под индексом «6002», Урал-43201 для эксплуатации на Севере в 60-градусный мороз.
Урал-5557
Это сельскохозяйственный грузовик широкого назначения. Универсальная машина с самосвальным кузовом, разработанная в 80-е, могла эксплуатироваться в диапазоне температур от -40° до +45°, т. е. на большей части территории СССР. Шасси автомобиля применяли для монтажа разных кузовов и сельхозоборудования. Проходимость обеспечивали три ведущих моста плюс широкопрофильные покрышки, давление в которых могло регулироваться из кабины.
Урал-5557 вывозит лес после дождя. Фото: YouTube.com
Оттуда же водитель мог посредством дистанционной системы откидывать борта. В 1989-м, скооперировавшись с КамАЗом, завод освоил выпуск первой четырехосной модели «5323», получившей бескапотную камскую кабину.
1990-е и 2000-е
Развал Союза резко отрицательно сказался на производственном цикле завода. Предприятие даже вынужденно занималось непрофильной продукцией. Однако руководство УралАЗ сумело провести реконструкцию и восстановить объемы: в 2001-м количество выпускаемой техники выросло до 10010 экземпляров. На рубеже веков завод освоил производство трех разновидностей «вахтовок» моделей «3255», «32551», «32552». Правда, тираж невелик – 28 машин.
Если в 1991-м было выпущено 31371 грузовиков, то к 1998-му эта цифра уменьшилась в 12,6 (!) раз – до 2489 единиц техники.
2003-й и 2004-й годы ознаменовались 30-процентным ростом темпов выпуска автомобилей. А в 2005-м заводские цеха покинула очередная модель – Урал-63685 – дорожный грузовик. Завод сотрудничал и с РЖД, поставляя на шасси своих автомобилей ремонтные мастерские.
Рядовой дорожный грузовик-бескапотник Урал-63685. Фото: YouTube.com
Также широким спросом пользуются вахтовые автобусы: по эксплуатационным качествам и цене они оказались вне конкуренции – речь идет о «вахтовках» на 24 и 28 мест. К 2008-му количество выпущенных «Уралов» достигло 15158 единиц техники в год.
Урал-4320-58
Первая серия новых внедорожников-грузовиков сошла с конвейера в 2009-м. Это трехместный «капотник» с подрессоренным водительским местом и силовым агрегатом ЯМЗ-236НЕ2 (на 230 «лошадей») либо ЯМЗ-7601.ю развивавшим до 300 л. с. На шасси автомобиля может размещаться любое спецоборудование.
Современная версия Урал-4320 с кунгом. Фото: YouTube.com
В 2010 завод предлагает покупателям машину 4Х4 – Урал-32552-3011-59. Фактически это то же шасси под, например, вахтовый автобус или бортовой грузовик.
Урал-М
Проект стартовал в 2013-м, а серийное производство началось в 2014-м. Это целое семейство, включающее в себя машины, построенные на базе модели «4320», с двумя колесными формулами: 6х6 либо 4Х4. Компоновка тоже предлагается в двух версиях: с капотом или без.
Бескапотный седельный тягач Урал-М 6х6. Фото: YouTube.com
По сравнению с «донором» в обновленный грузовик внедрено почти полсотни новшеств и инженерных решений.
Урал NEXT
В названии нет ничего удивительного: в 2005-2019 годы предприятие входило в «Группу ГАЗ» (сейчас – в «Объединенную машиностроительную группу»). После «выхода в свет» в 2013-м «Газели NEXT» настала очередь «Урала». Презентация состоялась в 2015-м. Через три года стартовало производство версии 6Х4.
Урал NEXT, версия «Егерь». Фото: YouTube.com
Это дорожные самосвалы грузоподъемностью в 15,6 т, а также седельные тягачи, способные буксировать полуприцепы (в т. ч. автоцистерны) и автопоезда, полный вес которых ограничивается 62 т.
Сегодня
Миасский завод предлагает покупателям пять линеек грузовиков. Среди них – традиционная модель «4320», NEXT с полным приводом или 6Х4, 4Х4, бескапотный «М» и газомоторный вариант машины CNG. Очевидно: завод постоянно совершенствует свою продукцию, регулярно обновляя модельный ряд.
«Урал» 4Х4 с будкой. Фото: YouTube.com
Из особенностей выделяются привлекательные гарантийные условия: 150 тыс. км либо 3 года эксплуатации. Да и внешне «Урал» невозможно спутать ни с каким грузовиком – он всегда будет выделяться в общем потоке.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...