
«УралАЗ» из Миасса – долгий путь к славе
Строительство завода по выпуску двигателей, КПП, мостов и газогенераторный установок в г. Миасс началось еще в 1939-м году. Цеха возводили под открытым небом, из-за нехватки материалов, использовали в основном дерево. Первая партия продукции вышла из ворот предприятия весной 1942-го года. Однако в феврале 1943-го завод перепрофилировали на производство грузовиков, в которых воюющий СССР остро нуждался.
Первый ЗиС-5В выехал из заводских ворот 8.07.1944 года. А осенью сборочный цех покинул автомобиль за №1000. После войны с конвейера стали сходить уже гражданские ЗиС-5М, оснащаемые движком в 77 «лошадей».
Памятник первенцу предприятия – ЗиС-5В. Фото: YouTube.com
Отсутствие в разоренной стране углеводородного топлива вынуждает строить машины с газогенераторными установками. С помощью НАМИ завод в Миассе создает в 1950-м автомобиль, работающий на дровах – УралЗиС-НАМИ Г-78.
Выпускаемая предприятием трехтонка довольно серьезно отличалась от ЗиС-5, производимой Московским автозаводом. На уральском предприятии увеличили степень сжатия, поставили улучшенный карбюратор, глушитель. В начале 50-х авто комплектовали распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Мост и переднюю ось усилили. В результате нововведений увеличилась мощность до 85 л. с., а скорость – 70 км/ч. Однако индекс оставался прежним – ЗиС-5В и складывалось впечатление, что это все тот же грузовик, масштабное производство которого стартовало еще в 30-е годы.
УралЗиС-355М внешне напоминает ГАЗ-51. Фото: YouTube.com
В 1956-м произошел очередной «рестайлинг»: машина получила обновленное рулевое управление, подогреватель для пуска мотора в морозы, больший топливный бак. Были и другие новшества, которые «позволили» автомобилю получить свой индекс УралЗиС-355. Внешне машина тоже изменилась: экстерьер мог «похвастаться» обтекаемыми крыльями, иной конфигурацией колесных дисков. Фактически авто являлось шасси для установки надстроек – цистерн, кранов, мобильных компрессоров самосвальных кузовов (полноприводной УралЗиС-358 с трехсторонней разгрузкой). Большое распространение получили молоковозы АЦМ-2,3.
Цементовоз на шасси УралЗиС-355 из кинофильма «Джентльмены удачи». Фото: YouTube.com
Последняя модель с индексом «355М» покинула завод осенью 1965-го года, т. е. шасси ЗиС-5 сходило с конвейера в том или ином виде 34 года.
С 1962-го предприятие стало называться «УралАЗ». А через три года двухосные автомобили, выпускаемые на протяжении 20-ти лет, были сняты с производства. Заодно заменили старый конвейер на новый, в преддверии серийного запуска 375-й модели грузовика с тремя мостами. При этом переход на выпуск новой машины произошел без остановки производства: его объемы, темпы удалось сохранить.
Советская легенда Урал-375 был рассчитан на эксплуатацию в любых климатических условиях. Фото: YouTube.com
В 60-е годы Урал-375» начинает свое «победное шествие»: грузовики поставлялись в армию, народное хозяйство, шли на экспорт в Монголию, ГДР. В 69-м на Лейпцигской международной ярмарке автомобиль удостоили золотой медали.
Урал-375Д отличается от базовой модели постоянным передним приводом. Фото: YouTube.com
К 70-му завод освоил производство грузовиков, адаптированных к тропикам – «375Ю» и климату Крайнего Севера «377К». В 76-м завод представил собственную модель вездеходной техники – Урал-5920, первая партия которой поступила в распоряжение Министерства нефтяной промышленности только в 1981-м.
В 1977-м стартовал выпуск новой модели «4320», способной брать на борт 7 т груза. Эта машина, работающая на дизельном топливе, впоследствии получила множество модификаций.
Урал-4320: первая модель с дизелем. Фото: YouTube.com
Например, седельный тягач «43202», авто для буксировки лесовозного поезда под индексом «6002», Урал-43201 для эксплуатации на Севере в 60-градусный мороз.
Это сельскохозяйственный грузовик широкого назначения. Универсальная машина с самосвальным кузовом, разработанная в 80-е, могла эксплуатироваться в диапазоне температур от -40° до +45°, т. е. на большей части территории СССР. Шасси автомобиля применяли для монтажа разных кузовов и сельхозоборудования. Проходимость обеспечивали три ведущих моста плюс широкопрофильные покрышки, давление в которых могло регулироваться из кабины.
Урал-5557 вывозит лес после дождя. Фото: YouTube.com
Оттуда же водитель мог посредством дистанционной системы откидывать борта. В 1989-м, скооперировавшись с КамАЗом, завод освоил выпуск первой четырехосной модели «5323», получившей бескапотную камскую кабину.
Развал Союза резко отрицательно сказался на производственном цикле завода. Предприятие даже вынужденно занималось непрофильной продукцией. Однако руководство УралАЗ сумело провести реконструкцию и восстановить объемы: в 2001-м количество выпускаемой техники выросло до 10010 экземпляров. На рубеже веков завод освоил производство трех разновидностей «вахтовок» моделей «3255», «32551», «32552». Правда, тираж невелик – 28 машин.
2003-й и 2004-й годы ознаменовались 30-процентным ростом темпов выпуска автомобилей. А в 2005-м заводские цеха покинула очередная модель – Урал-63685 – дорожный грузовик. Завод сотрудничал и с РЖД, поставляя на шасси своих автомобилей ремонтные мастерские.
Рядовой дорожный грузовик-бескапотник Урал-63685. Фото: YouTube.com
Также широким спросом пользуются вахтовые автобусы: по эксплуатационным качествам и цене они оказались вне конкуренции – речь идет о «вахтовках» на 24 и 28 мест. К 2008-му количество выпущенных «Уралов» достигло 15158 единиц техники в год.
Первая серия новых внедорожников-грузовиков сошла с конвейера в 2009-м. Это трехместный «капотник» с подрессоренным водительским местом и силовым агрегатом ЯМЗ-236НЕ2 (на 230 «лошадей») либо ЯМЗ-7601.ю развивавшим до 300 л. с. На шасси автомобиля может размещаться любое спецоборудование.
Современная версия Урал-4320 с кунгом. Фото: YouTube.com
В 2010 завод предлагает покупателям машину 4Х4 – Урал-32552-3011-59. Фактически это то же шасси под, например, вахтовый автобус или бортовой грузовик.
Проект стартовал в 2013-м, а серийное производство началось в 2014-м. Это целое семейство, включающее в себя машины, построенные на базе модели «4320», с двумя колесными формулами: 6х6 либо 4Х4. Компоновка тоже предлагается в двух версиях: с капотом или без.
Бескапотный седельный тягач Урал-М 6х6. Фото: YouTube.com
По сравнению с «донором» в обновленный грузовик внедрено почти полсотни новшеств и инженерных решений.
В названии нет ничего удивительного: в 2005-2019 годы предприятие входило в «Группу ГАЗ» (сейчас – в «Объединенную машиностроительную группу»). После «выхода в свет» в 2013-м «Газели NEXT» настала очередь «Урала». Презентация состоялась в 2015-м. Через три года стартовало производство версии 6Х4.
Урал NEXT, версия «Егерь». Фото: YouTube.com
Это дорожные самосвалы грузоподъемностью в 15,6 т, а также седельные тягачи, способные буксировать полуприцепы (в т. ч. автоцистерны) и автопоезда, полный вес которых ограничивается 62 т.
Миасский завод предлагает покупателям пять линеек грузовиков. Среди них – традиционная модель «4320», NEXT с полным приводом или 6Х4, 4Х4, бескапотный «М» и газомоторный вариант машины CNG. Очевидно: завод постоянно совершенствует свою продукцию, регулярно обновляя модельный ряд.
«Урал» 4Х4 с будкой. Фото: YouTube.com
Из особенностей выделяются привлекательные гарантийные условия: 150 тыс. км либо 3 года эксплуатации. Да и внешне «Урал» невозможно спутать ни с каким грузовиком – он всегда будет выделяться в общем потоке.
Первый ЗиС-5В выехал из заводских ворот 8.07.1944 года. А осенью сборочный цех покинул автомобиль за №1000. После войны с конвейера стали сходить уже гражданские ЗиС-5М, оснащаемые движком в 77 «лошадей».

Отсутствие в разоренной стране углеводородного топлива вынуждает строить машины с газогенераторными установками. С помощью НАМИ завод в Миассе создает в 1950-м автомобиль, работающий на дровах – УралЗиС-НАМИ Г-78.
УралЗиС-355
Выпускаемая предприятием трехтонка довольно серьезно отличалась от ЗиС-5, производимой Московским автозаводом. На уральском предприятии увеличили степень сжатия, поставили улучшенный карбюратор, глушитель. В начале 50-х авто комплектовали распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Мост и переднюю ось усилили. В результате нововведений увеличилась мощность до 85 л. с., а скорость – 70 км/ч. Однако индекс оставался прежним – ЗиС-5В и складывалось впечатление, что это все тот же грузовик, масштабное производство которого стартовало еще в 30-е годы.

В 1956-м произошел очередной «рестайлинг»: машина получила обновленное рулевое управление, подогреватель для пуска мотора в морозы, больший топливный бак. Были и другие новшества, которые «позволили» автомобилю получить свой индекс УралЗиС-355. Внешне машина тоже изменилась: экстерьер мог «похвастаться» обтекаемыми крыльями, иной конфигурацией колесных дисков. Фактически авто являлось шасси для установки надстроек – цистерн, кранов, мобильных компрессоров самосвальных кузовов (полноприводной УралЗиС-358 с трехсторонней разгрузкой). Большое распространение получили молоковозы АЦМ-2,3.

В 1957-м на соревнованиях по автоспорту в Ростове-на-Дону команда уральцев заняла все призовые места, победив опытных соперников от ЗиЛ и ГАЗ.
Последняя модель с индексом «355М» покинула завод осенью 1965-го года, т. е. шасси ЗиС-5 сходило с конвейера в том или ином виде 34 года.
Урал-375
С 1962-го предприятие стало называться «УралАЗ». А через три года двухосные автомобили, выпускаемые на протяжении 20-ти лет, были сняты с производства. Заодно заменили старый конвейер на новый, в преддверии серийного запуска 375-й модели грузовика с тремя мостами. При этом переход на выпуск новой машины произошел без остановки производства: его объемы, темпы удалось сохранить.

В 60-е годы Урал-375» начинает свое «победное шествие»: грузовики поставлялись в армию, народное хозяйство, шли на экспорт в Монголию, ГДР. В 69-м на Лейпцигской международной ярмарке автомобиль удостоили золотой медали.

К 70-му завод освоил производство грузовиков, адаптированных к тропикам – «375Ю» и климату Крайнего Севера «377К». В 76-м завод представил собственную модель вездеходной техники – Урал-5920, первая партия которой поступила в распоряжение Министерства нефтяной промышленности только в 1981-м.
«Дизелизация»
В 1977-м стартовал выпуск новой модели «4320», способной брать на борт 7 т груза. Эта машина, работающая на дизельном топливе, впоследствии получила множество модификаций.

Например, седельный тягач «43202», авто для буксировки лесовозного поезда под индексом «6002», Урал-43201 для эксплуатации на Севере в 60-градусный мороз.
Урал-5557
Это сельскохозяйственный грузовик широкого назначения. Универсальная машина с самосвальным кузовом, разработанная в 80-е, могла эксплуатироваться в диапазоне температур от -40° до +45°, т. е. на большей части территории СССР. Шасси автомобиля применяли для монтажа разных кузовов и сельхозоборудования. Проходимость обеспечивали три ведущих моста плюс широкопрофильные покрышки, давление в которых могло регулироваться из кабины.

Оттуда же водитель мог посредством дистанционной системы откидывать борта. В 1989-м, скооперировавшись с КамАЗом, завод освоил выпуск первой четырехосной модели «5323», получившей бескапотную камскую кабину.
1990-е и 2000-е
Развал Союза резко отрицательно сказался на производственном цикле завода. Предприятие даже вынужденно занималось непрофильной продукцией. Однако руководство УралАЗ сумело провести реконструкцию и восстановить объемы: в 2001-м количество выпускаемой техники выросло до 10010 экземпляров. На рубеже веков завод освоил производство трех разновидностей «вахтовок» моделей «3255», «32551», «32552». Правда, тираж невелик – 28 машин.
Если в 1991-м было выпущено 31371 грузовиков, то к 1998-му эта цифра уменьшилась в 12,6 (!) раз – до 2489 единиц техники.
2003-й и 2004-й годы ознаменовались 30-процентным ростом темпов выпуска автомобилей. А в 2005-м заводские цеха покинула очередная модель – Урал-63685 – дорожный грузовик. Завод сотрудничал и с РЖД, поставляя на шасси своих автомобилей ремонтные мастерские.

Также широким спросом пользуются вахтовые автобусы: по эксплуатационным качествам и цене они оказались вне конкуренции – речь идет о «вахтовках» на 24 и 28 мест. К 2008-му количество выпущенных «Уралов» достигло 15158 единиц техники в год.
Урал-4320-58
Первая серия новых внедорожников-грузовиков сошла с конвейера в 2009-м. Это трехместный «капотник» с подрессоренным водительским местом и силовым агрегатом ЯМЗ-236НЕ2 (на 230 «лошадей») либо ЯМЗ-7601.ю развивавшим до 300 л. с. На шасси автомобиля может размещаться любое спецоборудование.

В 2010 завод предлагает покупателям машину 4Х4 – Урал-32552-3011-59. Фактически это то же шасси под, например, вахтовый автобус или бортовой грузовик.
Урал-М
Проект стартовал в 2013-м, а серийное производство началось в 2014-м. Это целое семейство, включающее в себя машины, построенные на базе модели «4320», с двумя колесными формулами: 6х6 либо 4Х4. Компоновка тоже предлагается в двух версиях: с капотом или без.

По сравнению с «донором» в обновленный грузовик внедрено почти полсотни новшеств и инженерных решений.
Урал NEXT
В названии нет ничего удивительного: в 2005-2019 годы предприятие входило в «Группу ГАЗ» (сейчас – в «Объединенную машиностроительную группу»). После «выхода в свет» в 2013-м «Газели NEXT» настала очередь «Урала». Презентация состоялась в 2015-м. Через три года стартовало производство версии 6Х4.

Это дорожные самосвалы грузоподъемностью в 15,6 т, а также седельные тягачи, способные буксировать полуприцепы (в т. ч. автоцистерны) и автопоезда, полный вес которых ограничивается 62 т.
Сегодня
Миасский завод предлагает покупателям пять линеек грузовиков. Среди них – традиционная модель «4320», NEXT с полным приводом или 6Х4, 4Х4, бескапотный «М» и газомоторный вариант машины CNG. Очевидно: завод постоянно совершенствует свою продукцию, регулярно обновляя модельный ряд.

Из особенностей выделяются привлекательные гарантийные условия: 150 тыс. км либо 3 года эксплуатации. Да и внешне «Урал» невозможно спутать ни с каким грузовиком – он всегда будет выделяться в общем потоке.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....