«УралАЗ» из Миасса – долгий путь к славе
Строительство завода по выпуску двигателей, КПП, мостов и газогенераторный установок в г. Миасс началось еще в 1939-м году. Цеха возводили под открытым небом, из-за нехватки материалов, использовали в основном дерево. Первая партия продукции вышла из ворот предприятия весной 1942-го года. Однако в феврале 1943-го завод перепрофилировали на производство грузовиков, в которых воюющий СССР остро нуждался.
Первый ЗиС-5В выехал из заводских ворот 8.07.1944 года. А осенью сборочный цех покинул автомобиль за №1000. После войны с конвейера стали сходить уже гражданские ЗиС-5М, оснащаемые движком в 77 «лошадей».
Отсутствие в разоренной стране углеводородного топлива вынуждает строить машины с газогенераторными установками. С помощью НАМИ завод в Миассе создает в 1950-м автомобиль, работающий на дровах – УралЗиС-НАМИ Г-78.
Выпускаемая предприятием трехтонка довольно серьезно отличалась от ЗиС-5, производимой Московским автозаводом. На уральском предприятии увеличили степень сжатия, поставили улучшенный карбюратор, глушитель. В начале 50-х авто комплектовали распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Мост и переднюю ось усилили. В результате нововведений увеличилась мощность до 85 л. с., а скорость – 70 км/ч. Однако индекс оставался прежним – ЗиС-5В и складывалось впечатление, что это все тот же грузовик, масштабное производство которого стартовало еще в 30-е годы.
В 1956-м произошел очередной «рестайлинг»: машина получила обновленное рулевое управление, подогреватель для пуска мотора в морозы, больший топливный бак. Были и другие новшества, которые «позволили» автомобилю получить свой индекс УралЗиС-355. Внешне машина тоже изменилась: экстерьер мог «похвастаться» обтекаемыми крыльями, иной конфигурацией колесных дисков. Фактически авто являлось шасси для установки надстроек – цистерн, кранов, мобильных компрессоров самосвальных кузовов (полноприводной УралЗиС-358 с трехсторонней разгрузкой). Большое распространение получили молоковозы АЦМ-2,3.
Последняя модель с индексом «355М» покинула завод осенью 1965-го года, т. е. шасси ЗиС-5 сходило с конвейера в том или ином виде 34 года.
С 1962-го предприятие стало называться «УралАЗ». А через три года двухосные автомобили, выпускаемые на протяжении 20-ти лет, были сняты с производства. Заодно заменили старый конвейер на новый, в преддверии серийного запуска 375-й модели грузовика с тремя мостами. При этом переход на выпуск новой машины произошел без остановки производства: его объемы, темпы удалось сохранить.
В 60-е годы Урал-375» начинает свое «победное шествие»: грузовики поставлялись в армию, народное хозяйство, шли на экспорт в Монголию, ГДР. В 69-м на Лейпцигской международной ярмарке автомобиль удостоили золотой медали.
К 70-му завод освоил производство грузовиков, адаптированных к тропикам – «375Ю» и климату Крайнего Севера «377К». В 76-м завод представил собственную модель вездеходной техники – Урал-5920, первая партия которой поступила в распоряжение Министерства нефтяной промышленности только в 1981-м.
В 1977-м стартовал выпуск новой модели «4320», способной брать на борт 7 т груза. Эта машина, работающая на дизельном топливе, впоследствии получила множество модификаций.
Например, седельный тягач «43202», авто для буксировки лесовозного поезда под индексом «6002», Урал-43201 для эксплуатации на Севере в 60-градусный мороз.
Это сельскохозяйственный грузовик широкого назначения. Универсальная машина с самосвальным кузовом, разработанная в 80-е, могла эксплуатироваться в диапазоне температур от -40° до +45°, т. е. на большей части территории СССР. Шасси автомобиля применяли для монтажа разных кузовов и сельхозоборудования. Проходимость обеспечивали три ведущих моста плюс широкопрофильные покрышки, давление в которых могло регулироваться из кабины.
Оттуда же водитель мог посредством дистанционной системы откидывать борта. В 1989-м, скооперировавшись с КамАЗом, завод освоил выпуск первой четырехосной модели «5323», получившей бескапотную камскую кабину.
Развал Союза резко отрицательно сказался на производственном цикле завода. Предприятие даже вынужденно занималось непрофильной продукцией. Однако руководство УралАЗ сумело провести реконструкцию и восстановить объемы: в 2001-м количество выпускаемой техники выросло до 10010 экземпляров. На рубеже веков завод освоил производство трех разновидностей «вахтовок» моделей «3255», «32551», «32552». Правда, тираж невелик – 28 машин.
2003-й и 2004-й годы ознаменовались 30-процентным ростом темпов выпуска автомобилей. А в 2005-м заводские цеха покинула очередная модель – Урал-63685 – дорожный грузовик. Завод сотрудничал и с РЖД, поставляя на шасси своих автомобилей ремонтные мастерские.
Также широким спросом пользуются вахтовые автобусы: по эксплуатационным качествам и цене они оказались вне конкуренции – речь идет о «вахтовках» на 24 и 28 мест. К 2008-му количество выпущенных «Уралов» достигло 15158 единиц техники в год.
Первая серия новых внедорожников-грузовиков сошла с конвейера в 2009-м. Это трехместный «капотник» с подрессоренным водительским местом и силовым агрегатом ЯМЗ-236НЕ2 (на 230 «лошадей») либо ЯМЗ-7601.ю развивавшим до 300 л. с. На шасси автомобиля может размещаться любое спецоборудование.
В 2010 завод предлагает покупателям машину 4Х4 – Урал-32552-3011-59. Фактически это то же шасси под, например, вахтовый автобус или бортовой грузовик.
Проект стартовал в 2013-м, а серийное производство началось в 2014-м. Это целое семейство, включающее в себя машины, построенные на базе модели «4320», с двумя колесными формулами: 6х6 либо 4Х4. Компоновка тоже предлагается в двух версиях: с капотом или без.
По сравнению с «донором» в обновленный грузовик внедрено почти полсотни новшеств и инженерных решений.
В названии нет ничего удивительного: в 2005-2019 годы предприятие входило в «Группу ГАЗ» (сейчас – в «Объединенную машиностроительную группу»). После «выхода в свет» в 2013-м «Газели NEXT» настала очередь «Урала». Презентация состоялась в 2015-м. Через три года стартовало производство версии 6Х4.
Это дорожные самосвалы грузоподъемностью в 15,6 т, а также седельные тягачи, способные буксировать полуприцепы (в т. ч. автоцистерны) и автопоезда, полный вес которых ограничивается 62 т.
Миасский завод предлагает покупателям пять линеек грузовиков. Среди них – традиционная модель «4320», NEXT с полным приводом или 6Х4, 4Х4, бескапотный «М» и газомоторный вариант машины CNG. Очевидно: завод постоянно совершенствует свою продукцию, регулярно обновляя модельный ряд.
Из особенностей выделяются привлекательные гарантийные условия: 150 тыс. км либо 3 года эксплуатации. Да и внешне «Урал» невозможно спутать ни с каким грузовиком – он всегда будет выделяться в общем потоке.
Первый ЗиС-5В выехал из заводских ворот 8.07.1944 года. А осенью сборочный цех покинул автомобиль за №1000. После войны с конвейера стали сходить уже гражданские ЗиС-5М, оснащаемые движком в 77 «лошадей».
Памятник первенцу предприятия – ЗиС-5В. Фото: YouTube.com
Отсутствие в разоренной стране углеводородного топлива вынуждает строить машины с газогенераторными установками. С помощью НАМИ завод в Миассе создает в 1950-м автомобиль, работающий на дровах – УралЗиС-НАМИ Г-78.
УралЗиС-355
Выпускаемая предприятием трехтонка довольно серьезно отличалась от ЗиС-5, производимой Московским автозаводом. На уральском предприятии увеличили степень сжатия, поставили улучшенный карбюратор, глушитель. В начале 50-х авто комплектовали распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Мост и переднюю ось усилили. В результате нововведений увеличилась мощность до 85 л. с., а скорость – 70 км/ч. Однако индекс оставался прежним – ЗиС-5В и складывалось впечатление, что это все тот же грузовик, масштабное производство которого стартовало еще в 30-е годы.
УралЗиС-355М внешне напоминает ГАЗ-51. Фото: YouTube.com
В 1956-м произошел очередной «рестайлинг»: машина получила обновленное рулевое управление, подогреватель для пуска мотора в морозы, больший топливный бак. Были и другие новшества, которые «позволили» автомобилю получить свой индекс УралЗиС-355. Внешне машина тоже изменилась: экстерьер мог «похвастаться» обтекаемыми крыльями, иной конфигурацией колесных дисков. Фактически авто являлось шасси для установки надстроек – цистерн, кранов, мобильных компрессоров самосвальных кузовов (полноприводной УралЗиС-358 с трехсторонней разгрузкой). Большое распространение получили молоковозы АЦМ-2,3.
Цементовоз на шасси УралЗиС-355 из кинофильма «Джентльмены удачи». Фото: YouTube.com
В 1957-м на соревнованиях по автоспорту в Ростове-на-Дону команда уральцев заняла все призовые места, победив опытных соперников от ЗиЛ и ГАЗ.
Последняя модель с индексом «355М» покинула завод осенью 1965-го года, т. е. шасси ЗиС-5 сходило с конвейера в том или ином виде 34 года.
Урал-375
С 1962-го предприятие стало называться «УралАЗ». А через три года двухосные автомобили, выпускаемые на протяжении 20-ти лет, были сняты с производства. Заодно заменили старый конвейер на новый, в преддверии серийного запуска 375-й модели грузовика с тремя мостами. При этом переход на выпуск новой машины произошел без остановки производства: его объемы, темпы удалось сохранить.
Советская легенда Урал-375 был рассчитан на эксплуатацию в любых климатических условиях. Фото: YouTube.com
В 60-е годы Урал-375» начинает свое «победное шествие»: грузовики поставлялись в армию, народное хозяйство, шли на экспорт в Монголию, ГДР. В 69-м на Лейпцигской международной ярмарке автомобиль удостоили золотой медали.
Урал-375Д отличается от базовой модели постоянным передним приводом. Фото: YouTube.com
К 70-му завод освоил производство грузовиков, адаптированных к тропикам – «375Ю» и климату Крайнего Севера «377К». В 76-м завод представил собственную модель вездеходной техники – Урал-5920, первая партия которой поступила в распоряжение Министерства нефтяной промышленности только в 1981-м.
«Дизелизация»
В 1977-м стартовал выпуск новой модели «4320», способной брать на борт 7 т груза. Эта машина, работающая на дизельном топливе, впоследствии получила множество модификаций.
Урал-4320: первая модель с дизелем. Фото: YouTube.com
Например, седельный тягач «43202», авто для буксировки лесовозного поезда под индексом «6002», Урал-43201 для эксплуатации на Севере в 60-градусный мороз.
Урал-5557
Это сельскохозяйственный грузовик широкого назначения. Универсальная машина с самосвальным кузовом, разработанная в 80-е, могла эксплуатироваться в диапазоне температур от -40° до +45°, т. е. на большей части территории СССР. Шасси автомобиля применяли для монтажа разных кузовов и сельхозоборудования. Проходимость обеспечивали три ведущих моста плюс широкопрофильные покрышки, давление в которых могло регулироваться из кабины.
Урал-5557 вывозит лес после дождя. Фото: YouTube.com
Оттуда же водитель мог посредством дистанционной системы откидывать борта. В 1989-м, скооперировавшись с КамАЗом, завод освоил выпуск первой четырехосной модели «5323», получившей бескапотную камскую кабину.
1990-е и 2000-е
Развал Союза резко отрицательно сказался на производственном цикле завода. Предприятие даже вынужденно занималось непрофильной продукцией. Однако руководство УралАЗ сумело провести реконструкцию и восстановить объемы: в 2001-м количество выпускаемой техники выросло до 10010 экземпляров. На рубеже веков завод освоил производство трех разновидностей «вахтовок» моделей «3255», «32551», «32552». Правда, тираж невелик – 28 машин.
Если в 1991-м было выпущено 31371 грузовиков, то к 1998-му эта цифра уменьшилась в 12,6 (!) раз – до 2489 единиц техники.
2003-й и 2004-й годы ознаменовались 30-процентным ростом темпов выпуска автомобилей. А в 2005-м заводские цеха покинула очередная модель – Урал-63685 – дорожный грузовик. Завод сотрудничал и с РЖД, поставляя на шасси своих автомобилей ремонтные мастерские.
Рядовой дорожный грузовик-бескапотник Урал-63685. Фото: YouTube.com
Также широким спросом пользуются вахтовые автобусы: по эксплуатационным качествам и цене они оказались вне конкуренции – речь идет о «вахтовках» на 24 и 28 мест. К 2008-му количество выпущенных «Уралов» достигло 15158 единиц техники в год.
Урал-4320-58
Первая серия новых внедорожников-грузовиков сошла с конвейера в 2009-м. Это трехместный «капотник» с подрессоренным водительским местом и силовым агрегатом ЯМЗ-236НЕ2 (на 230 «лошадей») либо ЯМЗ-7601.ю развивавшим до 300 л. с. На шасси автомобиля может размещаться любое спецоборудование.
Современная версия Урал-4320 с кунгом. Фото: YouTube.com
В 2010 завод предлагает покупателям машину 4Х4 – Урал-32552-3011-59. Фактически это то же шасси под, например, вахтовый автобус или бортовой грузовик.
Урал-М
Проект стартовал в 2013-м, а серийное производство началось в 2014-м. Это целое семейство, включающее в себя машины, построенные на базе модели «4320», с двумя колесными формулами: 6х6 либо 4Х4. Компоновка тоже предлагается в двух версиях: с капотом или без.
Бескапотный седельный тягач Урал-М 6х6. Фото: YouTube.com
По сравнению с «донором» в обновленный грузовик внедрено почти полсотни новшеств и инженерных решений.
Урал NEXT
В названии нет ничего удивительного: в 2005-2019 годы предприятие входило в «Группу ГАЗ» (сейчас – в «Объединенную машиностроительную группу»). После «выхода в свет» в 2013-м «Газели NEXT» настала очередь «Урала». Презентация состоялась в 2015-м. Через три года стартовало производство версии 6Х4.
Урал NEXT, версия «Егерь». Фото: YouTube.com
Это дорожные самосвалы грузоподъемностью в 15,6 т, а также седельные тягачи, способные буксировать полуприцепы (в т. ч. автоцистерны) и автопоезда, полный вес которых ограничивается 62 т.
Сегодня
Миасский завод предлагает покупателям пять линеек грузовиков. Среди них – традиционная модель «4320», NEXT с полным приводом или 6Х4, 4Х4, бескапотный «М» и газомоторный вариант машины CNG. Очевидно: завод постоянно совершенствует свою продукцию, регулярно обновляя модельный ряд.
«Урал» 4Х4 с будкой. Фото: YouTube.com
Из особенностей выделяются привлекательные гарантийные условия: 150 тыс. км либо 3 года эксплуатации. Да и внешне «Урал» невозможно спутать ни с каким грузовиком – он всегда будет выделяться в общем потоке.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...