Первый ЗиС-5В выехал из заводских ворот 8.07.1944 года. А осенью сборочный цех покинул автомобиль за №1000. После войны с конвейера стали сходить уже гражданские ЗиС-5М, оснащаемые движком в 77 «лошадей».
Памятник первенцу предприятия – ЗиС-5В. Фото: YouTube.com
Отсутствие в разоренной стране углеводородного топлива вынуждает строить машины с газогенераторными установками. С помощью НАМИ завод в Миассе создает в 1950-м автомобиль, работающий на дровах – УралЗиС-НАМИ Г-78.
УралЗиС-355
Выпускаемая предприятием трехтонка довольно серьезно отличалась от ЗиС-5, производимой Московским автозаводом. На уральском предприятии увеличили степень сжатия, поставили улучшенный карбюратор, глушитель. В начале 50-х авто комплектовали распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Мост и переднюю ось усилили. В результате нововведений увеличилась мощность до 85 л. с., а скорость – 70 км/ч. Однако индекс оставался прежним – ЗиС-5В и складывалось впечатление, что это все тот же грузовик, масштабное производство которого стартовало еще в 30-е годы.
УралЗиС-355М внешне напоминает ГАЗ-51. Фото: YouTube.com
В 1956-м произошел очередной «рестайлинг»: машина получила обновленное рулевое управление, подогреватель для пуска мотора в морозы, больший топливный бак. Были и другие новшества, которые «позволили» автомобилю получить свой индекс УралЗиС-355. Внешне машина тоже изменилась: экстерьер мог «похвастаться» обтекаемыми крыльями, иной конфигурацией колесных дисков. Фактически авто являлось шасси для установки надстроек – цистерн, кранов, мобильных компрессоров самосвальных кузовов (полноприводной УралЗиС-358 с трехсторонней разгрузкой). Большое распространение получили молоковозы АЦМ-2,3.
Цементовоз на шасси УралЗиС-355 из кинофильма «Джентльмены удачи». Фото: YouTube.com
В 1957-м на соревнованиях по автоспорту в Ростове-на-Дону команда уральцев заняла все призовые места, победив опытных соперников от ЗиЛ и ГАЗ.
Последняя модель с индексом «355М» покинула завод осенью 1965-го года, т. е. шасси ЗиС-5 сходило с конвейера в том или ином виде 34 года.
Урал-375
С 1962-го предприятие стало называться «УралАЗ». А через три года двухосные автомобили, выпускаемые на протяжении 20-ти лет, были сняты с производства. Заодно заменили старый конвейер на новый, в преддверии серийного запуска 375-й модели грузовика с тремя мостами. При этом переход на выпуск новой машины произошел без остановки производства: его объемы, темпы удалось сохранить.
Советская легенда Урал-375 был рассчитан на эксплуатацию в любых климатических условиях. Фото: YouTube.com
В 60-е годы Урал-375» начинает свое «победное шествие»: грузовики поставлялись в армию, народное хозяйство, шли на экспорт в Монголию, ГДР. В 69-м на Лейпцигской международной ярмарке автомобиль удостоили золотой медали.
Урал-375Д отличается от базовой модели постоянным передним приводом. Фото: YouTube.com
К 70-му завод освоил производство грузовиков, адаптированных к тропикам – «375Ю» и климату Крайнего Севера «377К». В 76-м завод представил собственную модель вездеходной техники – Урал-5920, первая партия которой поступила в распоряжение Министерства нефтяной промышленности только в 1981-м.
«Дизелизация»
В 1977-м стартовал выпуск новой модели «4320», способной брать на борт 7 т груза. Эта машина, работающая на дизельном топливе, впоследствии получила множество модификаций.
Урал-4320: первая модель с дизелем. Фото: YouTube.com
Например, седельный тягач «43202», авто для буксировки лесовозного поезда под индексом «6002», Урал-43201 для эксплуатации на Севере в 60-градусный мороз.
Урал-5557
Это сельскохозяйственный грузовик широкого назначения. Универсальная машина с самосвальным кузовом, разработанная в 80-е, могла эксплуатироваться в диапазоне температур от -40° до +45°, т. е. на большей части территории СССР. Шасси автомобиля применяли для монтажа разных кузовов и сельхозоборудования. Проходимость обеспечивали три ведущих моста плюс широкопрофильные покрышки, давление в которых могло регулироваться из кабины.
Урал-5557 вывозит лес после дождя. Фото: YouTube.com
Оттуда же водитель мог посредством дистанционной системы откидывать борта. В 1989-м, скооперировавшись с КамАЗом, завод освоил выпуск первой четырехосной модели «5323», получившей бескапотную камскую кабину.
1990-е и 2000-е
Развал Союза резко отрицательно сказался на производственном цикле завода. Предприятие даже вынужденно занималось непрофильной продукцией. Однако руководство УралАЗ сумело провести реконструкцию и восстановить объемы: в 2001-м количество выпускаемой техники выросло до 10010 экземпляров. На рубеже веков завод освоил производство трех разновидностей «вахтовок» моделей «3255», «32551», «32552». Правда, тираж невелик – 28 машин.
Если в 1991-м было выпущено 31371 грузовиков, то к 1998-му эта цифра уменьшилась в 12,6 (!) раз – до 2489 единиц техники.
2003-й и 2004-й годы ознаменовались 30-процентным ростом темпов выпуска автомобилей. А в 2005-м заводские цеха покинула очередная модель – Урал-63685 – дорожный грузовик. Завод сотрудничал и с РЖД, поставляя на шасси своих автомобилей ремонтные мастерские.
Рядовой дорожный грузовик-бескапотник Урал-63685. Фото: YouTube.com
Также широким спросом пользуются вахтовые автобусы: по эксплуатационным качествам и цене они оказались вне конкуренции – речь идет о «вахтовках» на 24 и 28 мест. К 2008-му количество выпущенных «Уралов» достигло 15158 единиц техники в год.
Урал-4320-58
Первая серия новых внедорожников-грузовиков сошла с конвейера в 2009-м. Это трехместный «капотник» с подрессоренным водительским местом и силовым агрегатом ЯМЗ-236НЕ2 (на 230 «лошадей») либо ЯМЗ-7601.ю развивавшим до 300 л. с. На шасси автомобиля может размещаться любое спецоборудование.
Современная версия Урал-4320 с кунгом. Фото: YouTube.com
В 2010 завод предлагает покупателям машину 4Х4 – Урал-32552-3011-59. Фактически это то же шасси под, например, вахтовый автобус или бортовой грузовик.
Урал-М
Проект стартовал в 2013-м, а серийное производство началось в 2014-м. Это целое семейство, включающее в себя машины, построенные на базе модели «4320», с двумя колесными формулами: 6х6 либо 4Х4. Компоновка тоже предлагается в двух версиях: с капотом или без.
Бескапотный седельный тягач Урал-М 6х6. Фото: YouTube.com
По сравнению с «донором» в обновленный грузовик внедрено почти полсотни новшеств и инженерных решений.
Урал NEXT
В названии нет ничего удивительного: в 2005-2019 годы предприятие входило в «Группу ГАЗ» (сейчас – в «Объединенную машиностроительную группу»). После «выхода в свет» в 2013-м «Газели NEXT» настала очередь «Урала». Презентация состоялась в 2015-м. Через три года стартовало производство версии 6Х4.
Урал NEXT, версия «Егерь». Фото: YouTube.com
Это дорожные самосвалы грузоподъемностью в 15,6 т, а также седельные тягачи, способные буксировать полуприцепы (в т. ч. автоцистерны) и автопоезда, полный вес которых ограничивается 62 т.
Сегодня
Миасский завод предлагает покупателям пять линеек грузовиков. Среди них – традиционная модель «4320», NEXT с полным приводом или 6Х4, 4Х4, бескапотный «М» и газомоторный вариант машины CNG. Очевидно: завод постоянно совершенствует свою продукцию, регулярно обновляя модельный ряд.
«Урал» 4Х4 с будкой. Фото: YouTube.com
Из особенностей выделяются привлекательные гарантийные условия: 150 тыс. км либо 3 года эксплуатации. Да и внешне «Урал» невозможно спутать ни с каким грузовиком – он всегда будет выделяться в общем потоке.