
Ведущий венгерский грузовик 60-х Csepel D450
Несмотря на то, что многие сходятся во мнении, что Советский Союз после войны доминировал над другими странами соцлагеря, все не было так однозначно. Кроме политического господства существовало еще и сотрудничество в техническом отношении. И здесь СССР был для «младших братьев» не только наставником, но и превосходным рынком сбыта. Поэтому во многих европейских государствах с социалистическим строем в конце 40-х начали активно развиваться различные отрасли автомобилестроения.
Не стала исключением и Венгерская Народная Республика. Хотя эта страна в свое время активно воевала против Советов, все прошлое решили отложить в сторону, а государства с одинаковым политическим строем развивали активное сотрудничество в техническом отношении.
Так перевозили 7 тонн цемента. Фото: youtube.com
Одним из подтверждений этому стало начало производства грузовых автомобилей различного назначения и дизельных двигателей к ним на венгерском предприятии Csepel Autogyar. Это произошло в 1949 году. Правда в то время советские предприятия и сами нуждались в зарубежной техподдержке, поэтому венграм пришлось обратиться за помощью к ближайшим соседям.
Ими оказалась австрийская фирма Steyr, которая еще в 1948 году передала венгерской стороне лицензию на выпуск нового семейства дизелей. На следующий год Вена дала добро и на выпуск грузовиков модели «380». Кроме культового D344, можно вспомнить и о D450, рассчитанного на большую тоннажность. Он выпускался и в виде седельного тягача, рассчитанного на нагрузку в 5 тонн.
Сохранившаяся документация подтверждает, что ВНР перечислила на счет австрийской компании кругленькую сумму в валюте (400 тыс. долл.). Но игра стоила свеч. Ведь в соответствии с двухсторонним договором спустя 10 лет все патентные позиции становились венгерской собственностью, что позволяло уже их автономный выпуск. Для успешного осуществления проекта построили новое предприятие в городе Сигетсентмиклоше. Со временем этот городской район получил название Сигетхалом.
Классический грузовик со специальной будкой. Фото: youtube.com
4 апреля 1950 года подготовили опытный образец, получивший наименование NIK 350 (NIK расшифровывался как Центр тяжелой промышленности, которому поручили согласование проекта). Это был капотный грузовик с четырехцилиндровым дизелем, почти полностью собранный из австрийских комплектующих от компании Steyr. Такой расклад и не удивителен, ведь венгерская сторона еще не имели ни опыта, ни необходимой базы, ни походящих специалистов. Десятилетие спустя Csepel Autogyar смог приступить к разработке грузовиков собственной конструкции.
С начала 50-х на Чепельском автозаводе стартовали полноценные опытно-конструкторские работы. Их результатом стал целый ряд моделей как гражданского, так и военного назначения: 2,5-тонный «трехсотый», гусеничный артиллерийский тягач Cs 800, внедорожный NIK 130 и полноприводный D344 на базе «350-го».
Параллельно росла и линейка дизельных моторов: 4-цилиндровый D413, 6-цилиндровый D344 и др. К ним добавилась и бензиновая версия – B413. Такая хорошая практика позволила подготовить достойную модель D450 с множеством обновленных деталей:
✅ карданный вал
✅ более широкие обода
✅ иные тормозные барабаны
✅ улучшенная трансмиссия
✅ модифицированное шасси
Со временем заводчане приготовили специальную версию автомобиля, использовавшуюся во время африканской экспедиции. Она не только имела полный привод, но и блокируемый дифференциал, двойную конструкцию крыши. Последний элемент служил повышению пассивной безопасности в случае опрокидывания грузовика на песчаном бездорожье.
Бортовая модификация грузоподъемностью 8 тонн. Фото: youtube.com
Такая конструкция часто использовалась производителями африканский версий тягачей. В некоторых случаях автомобили D450 африканского типа нашли свое применение в венгерской армии. На них установлена надстройка AMG.
Автомобиль компоновался современной версией 6-цилиндрового двигателя, впоследствии устанавливаемом и на более новой заводской серии D700 (включая седельный тягач). Грузовик предназначался для решения многих задач. Поэтому существовал во многих вариантах исполнения:
✅ бортовая платформа
✅ самосвал
✅ полицейский транспортный автомобиль
✅ самосвал-платформа
✅ грузовик с полуприцепом
В рекламной заводской брошюре тех лет значилось, что модель имела целых восемь типов компоновки: 8-тонный грузовик или таможенный грузовоз, 7-тонный цементовоз, 6000-литровый вино/молоковоз, бензовоз на 9000 литров и 8000-литровая цистерна. В последнем варианте имелся прицепной ящик для хранения вспомогательных элементов с двойными дверями.
Весь этот модельный ряд лучше всего свидетельствует о широком применении автомобиля в различных областях народного хозяйства. И о его востребованности, конечно. Интересно, что недавно был найден «450-й» 1959 года выпуска рядом с деревней Ваца. Он использовался ранее в качестве толкача для изношенных автобусов – представителей общественного транспорта города Волана. Другой сохранившейся тягач бордового цвета принадлежит к модернизированной версии, увидевшей свет в 1961 году. Он мог перевозить много различных типов трейлеров.
Сохранившиеся на сегодняшний день Csepel D450 вызывают ностальгию и жалость одновременно. Ведь время не пощадило их. Вот как описал такую находку один из венгерских любителей автостарины:
К этому можно добавить, что у водителя имелось отдельное сидение, а огромный рычаг переключения передач, растущий прямо из пола, всегда удобно располагался под рукой. Набор инструментов и подъемник установили под водительским сиденьем.
Одноконтурный пневмотормоз прекрасно справлялся с максимальной нагрузкой в 15 тонн. Кажется, его конструкция оказалась довольно удачной для того времени. А продольная листовая рессора производства MVG выглядела массивно и сильно подпрыгивала на поперечных нервюрах. Рычаг пятиступенчатой коробки передач со скользящей втулкой, требующей двойного сцепления из-за отсутствия синхронизации, проходил долгий путь, гидравлическое сцепление легкое и не задевало икру левой ноги.
Тягач с опорно-сцепным устройством с пневмозамком. Фото: youtube.com
4,1-тонный грузовик мог легко длительно удерживать скорость на уровне 50 км/ч. Правда, с прицепом она уменьшалась на 5-10 единиц. Небольшие круглые зеркала были на удивление информативными: водитель прекрасно видел происходящее позади грузовика. Индикаторы ширины по краям крыльев также оказались очень кстати. Под капотом располагался рядный 4-цилиндровый D414 со следующими параметрами:
✅ рабочий объем – 5514 куб. см
✅ мощность – 95 л. с
✅ запас топлива – 130 л
✅ расход – 14 л/100 км
✅ максимальная скорость – 68 км/ч
Он имел боковое управление с жидкостным охлаждением. В качестве мотора выбрали четырехтактный дизель без турбонаддува. Его установили продольно, в передней части грузовика под капотом. Такая компоновка была традиционной для того времени.
Так выглядел вариант грузовика с прицепным ящиком. Фото: youtube.com
Производство модели продлилось почти 20 лет. За это время успели собрать 25300 грузовиков, что в несколько раз больше, чем предыдущей модели. Но в 70-х производство D450 стало невыгодным из-за некоторых изменений в законодательстве. Поэтому выпуск тягачей, на которые еще имелся немалый спрос, решили прекратить. Многие из этих трудяг отправились в братские тогда социалистические страны. Пришлось им потрудиться и на бескрайних советских просторах.
Не стала исключением и Венгерская Народная Республика. Хотя эта страна в свое время активно воевала против Советов, все прошлое решили отложить в сторону, а государства с одинаковым политическим строем развивали активное сотрудничество в техническом отношении.

Одним из подтверждений этому стало начало производства грузовых автомобилей различного назначения и дизельных двигателей к ним на венгерском предприятии Csepel Autogyar. Это произошло в 1949 году. Правда в то время советские предприятия и сами нуждались в зарубежной техподдержке, поэтому венграм пришлось обратиться за помощью к ближайшим соседям.
Ими оказалась австрийская фирма Steyr, которая еще в 1948 году передала венгерской стороне лицензию на выпуск нового семейства дизелей. На следующий год Вена дала добро и на выпуск грузовиков модели «380». Кроме культового D344, можно вспомнить и о D450, рассчитанного на большую тоннажность. Он выпускался и в виде седельного тягача, рассчитанного на нагрузку в 5 тонн.
Патент, который истек через 10 лет
Сохранившаяся документация подтверждает, что ВНР перечислила на счет австрийской компании кругленькую сумму в валюте (400 тыс. долл.). Но игра стоила свеч. Ведь в соответствии с двухсторонним договором спустя 10 лет все патентные позиции становились венгерской собственностью, что позволяло уже их автономный выпуск. Для успешного осуществления проекта построили новое предприятие в городе Сигетсентмиклоше. Со временем этот городской район получил название Сигетхалом.

4 апреля 1950 года подготовили опытный образец, получивший наименование NIK 350 (NIK расшифровывался как Центр тяжелой промышленности, которому поручили согласование проекта). Это был капотный грузовик с четырехцилиндровым дизелем, почти полностью собранный из австрийских комплектующих от компании Steyr. Такой расклад и не удивителен, ведь венгерская сторона еще не имели ни опыта, ни необходимой базы, ни походящих специалистов. Десятилетие спустя Csepel Autogyar смог приступить к разработке грузовиков собственной конструкции.
К концу пятого десятилетия компания представила Csepel D450. Он не только имел современный вид, но и модернизированную техническую часть. Его производство началось с 1958 года.
С начала 50-х на Чепельском автозаводе стартовали полноценные опытно-конструкторские работы. Их результатом стал целый ряд моделей как гражданского, так и военного назначения: 2,5-тонный «трехсотый», гусеничный артиллерийский тягач Cs 800, внедорожный NIK 130 и полноприводный D344 на базе «350-го».
Параллельно росла и линейка дизельных моторов: 4-цилиндровый D413, 6-цилиндровый D344 и др. К ним добавилась и бензиновая версия – B413. Такая хорошая практика позволила подготовить достойную модель D450 с множеством обновленных деталей:
✅ карданный вал
✅ более широкие обода
✅ иные тормозные барабаны
✅ улучшенная трансмиссия
✅ модифицированное шасси
Со временем заводчане приготовили специальную версию автомобиля, использовавшуюся во время африканской экспедиции. Она не только имела полный привод, но и блокируемый дифференциал, двойную конструкцию крыши. Последний элемент служил повышению пассивной безопасности в случае опрокидывания грузовика на песчаном бездорожье.

Такая конструкция часто использовалась производителями африканский версий тягачей. В некоторых случаях автомобили D450 африканского типа нашли свое применение в венгерской армии. На них установлена надстройка AMG.
Различные вариации исполнения
Автомобиль компоновался современной версией 6-цилиндрового двигателя, впоследствии устанавливаемом и на более новой заводской серии D700 (включая седельный тягач). Грузовик предназначался для решения многих задач. Поэтому существовал во многих вариантах исполнения:
✅ бортовая платформа
✅ самосвал
✅ полицейский транспортный автомобиль
✅ самосвал-платформа
✅ грузовик с полуприцепом
В рекламной заводской брошюре тех лет значилось, что модель имела целых восемь типов компоновки: 8-тонный грузовик или таможенный грузовоз, 7-тонный цементовоз, 6000-литровый вино/молоковоз, бензовоз на 9000 литров и 8000-литровая цистерна. В последнем варианте имелся прицепной ящик для хранения вспомогательных элементов с двойными дверями.
Весь этот модельный ряд лучше всего свидетельствует о широком применении автомобиля в различных областях народного хозяйства. И о его востребованности, конечно. Интересно, что недавно был найден «450-й» 1959 года выпуска рядом с деревней Ваца. Он использовался ранее в качестве толкача для изношенных автобусов – представителей общественного транспорта города Волана. Другой сохранившейся тягач бордового цвета принадлежит к модернизированной версии, увидевшей свет в 1961 году. Он мог перевозить много различных типов трейлеров.
Технические особенности венгерского грузовика
Сохранившиеся на сегодняшний день Csepel D450 вызывают ностальгию и жалость одновременно. Ведь время не пощадило их. Вот как описал такую находку один из венгерских любителей автостарины:
Я увидел в первую очередь огромный тонкий руль, который было невозможно повернуть в незаведенном состоянии. Рядом на приборной панели находился исторический радиоприемник типа «Колибри». К нему были подключены динамики производства «Орион». Все свидетельствовало о том времени. А вот оригинальная желтая резиновая обшивка окон уже безбожно крошилась. Кажется, ее время безвозвратно ушло.
К этому можно добавить, что у водителя имелось отдельное сидение, а огромный рычаг переключения передач, растущий прямо из пола, всегда удобно располагался под рукой. Набор инструментов и подъемник установили под водительским сиденьем.
Одноконтурный пневмотормоз прекрасно справлялся с максимальной нагрузкой в 15 тонн. Кажется, его конструкция оказалась довольно удачной для того времени. А продольная листовая рессора производства MVG выглядела массивно и сильно подпрыгивала на поперечных нервюрах. Рычаг пятиступенчатой коробки передач со скользящей втулкой, требующей двойного сцепления из-за отсутствия синхронизации, проходил долгий путь, гидравлическое сцепление легкое и не задевало икру левой ноги.

4,1-тонный грузовик мог легко длительно удерживать скорость на уровне 50 км/ч. Правда, с прицепом она уменьшалась на 5-10 единиц. Небольшие круглые зеркала были на удивление информативными: водитель прекрасно видел происходящее позади грузовика. Индикаторы ширины по краям крыльев также оказались очень кстати. Под капотом располагался рядный 4-цилиндровый D414 со следующими параметрами:
✅ рабочий объем – 5514 куб. см
✅ мощность – 95 л. с
✅ запас топлива – 130 л
✅ расход – 14 л/100 км
✅ максимальная скорость – 68 км/ч
Он имел боковое управление с жидкостным охлаждением. В качестве мотора выбрали четырехтактный дизель без турбонаддува. Его установили продольно, в передней части грузовика под капотом. Такая компоновка была традиционной для того времени.

Производство модели продлилось почти 20 лет. За это время успели собрать 25300 грузовиков, что в несколько раз больше, чем предыдущей модели. Но в 70-х производство D450 стало невыгодным из-за некоторых изменений в законодательстве. Поэтому выпуск тягачей, на которые еще имелся немалый спрос, решили прекратить. Многие из этих трудяг отправились в братские тогда социалистические страны. Пришлось им потрудиться и на бескрайних советских просторах.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....