Ведущий венгерский грузовик 60-х Csepel D450
Несмотря на то, что многие сходятся во мнении, что Советский Союз после войны доминировал над другими странами соцлагеря, все не было так однозначно. Кроме политического господства существовало еще и сотрудничество в техническом отношении. И здесь СССР был для «младших братьев» не только наставником, но и превосходным рынком сбыта. Поэтому во многих европейских государствах с социалистическим строем в конце 40-х начали активно развиваться различные отрасли автомобилестроения.
Не стала исключением и Венгерская Народная Республика. Хотя эта страна в свое время активно воевала против Советов, все прошлое решили отложить в сторону, а государства с одинаковым политическим строем развивали активное сотрудничество в техническом отношении.
Одним из подтверждений этому стало начало производства грузовых автомобилей различного назначения и дизельных двигателей к ним на венгерском предприятии Csepel Autogyar. Это произошло в 1949 году. Правда в то время советские предприятия и сами нуждались в зарубежной техподдержке, поэтому венграм пришлось обратиться за помощью к ближайшим соседям.
Ими оказалась австрийская фирма Steyr, которая еще в 1948 году передала венгерской стороне лицензию на выпуск нового семейства дизелей. На следующий год Вена дала добро и на выпуск грузовиков модели «380». Кроме культового D344, можно вспомнить и о D450, рассчитанного на большую тоннажность. Он выпускался и в виде седельного тягача, рассчитанного на нагрузку в 5 тонн.
Сохранившаяся документация подтверждает, что ВНР перечислила на счет австрийской компании кругленькую сумму в валюте (400 тыс. долл.). Но игра стоила свеч. Ведь в соответствии с двухсторонним договором спустя 10 лет все патентные позиции становились венгерской собственностью, что позволяло уже их автономный выпуск. Для успешного осуществления проекта построили новое предприятие в городе Сигетсентмиклоше. Со временем этот городской район получил название Сигетхалом.
4 апреля 1950 года подготовили опытный образец, получивший наименование NIK 350 (NIK расшифровывался как Центр тяжелой промышленности, которому поручили согласование проекта). Это был капотный грузовик с четырехцилиндровым дизелем, почти полностью собранный из австрийских комплектующих от компании Steyr. Такой расклад и не удивителен, ведь венгерская сторона еще не имели ни опыта, ни необходимой базы, ни походящих специалистов. Десятилетие спустя Csepel Autogyar смог приступить к разработке грузовиков собственной конструкции.
С начала 50-х на Чепельском автозаводе стартовали полноценные опытно-конструкторские работы. Их результатом стал целый ряд моделей как гражданского, так и военного назначения: 2,5-тонный «трехсотый», гусеничный артиллерийский тягач Cs 800, внедорожный NIK 130 и полноприводный D344 на базе «350-го».
Параллельно росла и линейка дизельных моторов: 4-цилиндровый D413, 6-цилиндровый D344 и др. К ним добавилась и бензиновая версия – B413. Такая хорошая практика позволила подготовить достойную модель D450 с множеством обновленных деталей:
✅ карданный вал
✅ более широкие обода
✅ иные тормозные барабаны
✅ улучшенная трансмиссия
✅ модифицированное шасси
Со временем заводчане приготовили специальную версию автомобиля, использовавшуюся во время африканской экспедиции. Она не только имела полный привод, но и блокируемый дифференциал, двойную конструкцию крыши. Последний элемент служил повышению пассивной безопасности в случае опрокидывания грузовика на песчаном бездорожье.
Такая конструкция часто использовалась производителями африканский версий тягачей. В некоторых случаях автомобили D450 африканского типа нашли свое применение в венгерской армии. На них установлена надстройка AMG.
Автомобиль компоновался современной версией 6-цилиндрового двигателя, впоследствии устанавливаемом и на более новой заводской серии D700 (включая седельный тягач). Грузовик предназначался для решения многих задач. Поэтому существовал во многих вариантах исполнения:
✅ бортовая платформа
✅ самосвал
✅ полицейский транспортный автомобиль
✅ самосвал-платформа
✅ грузовик с полуприцепом
В рекламной заводской брошюре тех лет значилось, что модель имела целых восемь типов компоновки: 8-тонный грузовик или таможенный грузовоз, 7-тонный цементовоз, 6000-литровый вино/молоковоз, бензовоз на 9000 литров и 8000-литровая цистерна. В последнем варианте имелся прицепной ящик для хранения вспомогательных элементов с двойными дверями.
Весь этот модельный ряд лучше всего свидетельствует о широком применении автомобиля в различных областях народного хозяйства. И о его востребованности, конечно. Интересно, что недавно был найден «450-й» 1959 года выпуска рядом с деревней Ваца. Он использовался ранее в качестве толкача для изношенных автобусов – представителей общественного транспорта города Волана. Другой сохранившейся тягач бордового цвета принадлежит к модернизированной версии, увидевшей свет в 1961 году. Он мог перевозить много различных типов трейлеров.
Сохранившиеся на сегодняшний день Csepel D450 вызывают ностальгию и жалость одновременно. Ведь время не пощадило их. Вот как описал такую находку один из венгерских любителей автостарины:
К этому можно добавить, что у водителя имелось отдельное сидение, а огромный рычаг переключения передач, растущий прямо из пола, всегда удобно располагался под рукой. Набор инструментов и подъемник установили под водительским сиденьем.
Одноконтурный пневмотормоз прекрасно справлялся с максимальной нагрузкой в 15 тонн. Кажется, его конструкция оказалась довольно удачной для того времени. А продольная листовая рессора производства MVG выглядела массивно и сильно подпрыгивала на поперечных нервюрах. Рычаг пятиступенчатой коробки передач со скользящей втулкой, требующей двойного сцепления из-за отсутствия синхронизации, проходил долгий путь, гидравлическое сцепление легкое и не задевало икру левой ноги.
4,1-тонный грузовик мог легко длительно удерживать скорость на уровне 50 км/ч. Правда, с прицепом она уменьшалась на 5-10 единиц. Небольшие круглые зеркала были на удивление информативными: водитель прекрасно видел происходящее позади грузовика. Индикаторы ширины по краям крыльев также оказались очень кстати. Под капотом располагался рядный 4-цилиндровый D414 со следующими параметрами:
✅ рабочий объем – 5514 куб. см
✅ мощность – 95 л. с
✅ запас топлива – 130 л
✅ расход – 14 л/100 км
✅ максимальная скорость – 68 км/ч
Он имел боковое управление с жидкостным охлаждением. В качестве мотора выбрали четырехтактный дизель без турбонаддува. Его установили продольно, в передней части грузовика под капотом. Такая компоновка была традиционной для того времени.
Производство модели продлилось почти 20 лет. За это время успели собрать 25300 грузовиков, что в несколько раз больше, чем предыдущей модели. Но в 70-х производство D450 стало невыгодным из-за некоторых изменений в законодательстве. Поэтому выпуск тягачей, на которые еще имелся немалый спрос, решили прекратить. Многие из этих трудяг отправились в братские тогда социалистические страны. Пришлось им потрудиться и на бескрайних советских просторах.
Не стала исключением и Венгерская Народная Республика. Хотя эта страна в свое время активно воевала против Советов, все прошлое решили отложить в сторону, а государства с одинаковым политическим строем развивали активное сотрудничество в техническом отношении.
Так перевозили 7 тонн цемента. Фото: youtube.com
Одним из подтверждений этому стало начало производства грузовых автомобилей различного назначения и дизельных двигателей к ним на венгерском предприятии Csepel Autogyar. Это произошло в 1949 году. Правда в то время советские предприятия и сами нуждались в зарубежной техподдержке, поэтому венграм пришлось обратиться за помощью к ближайшим соседям.
Ими оказалась австрийская фирма Steyr, которая еще в 1948 году передала венгерской стороне лицензию на выпуск нового семейства дизелей. На следующий год Вена дала добро и на выпуск грузовиков модели «380». Кроме культового D344, можно вспомнить и о D450, рассчитанного на большую тоннажность. Он выпускался и в виде седельного тягача, рассчитанного на нагрузку в 5 тонн.
Патент, который истек через 10 лет
Сохранившаяся документация подтверждает, что ВНР перечислила на счет австрийской компании кругленькую сумму в валюте (400 тыс. долл.). Но игра стоила свеч. Ведь в соответствии с двухсторонним договором спустя 10 лет все патентные позиции становились венгерской собственностью, что позволяло уже их автономный выпуск. Для успешного осуществления проекта построили новое предприятие в городе Сигетсентмиклоше. Со временем этот городской район получил название Сигетхалом.
Классический грузовик со специальной будкой. Фото: youtube.com
4 апреля 1950 года подготовили опытный образец, получивший наименование NIK 350 (NIK расшифровывался как Центр тяжелой промышленности, которому поручили согласование проекта). Это был капотный грузовик с четырехцилиндровым дизелем, почти полностью собранный из австрийских комплектующих от компании Steyr. Такой расклад и не удивителен, ведь венгерская сторона еще не имели ни опыта, ни необходимой базы, ни походящих специалистов. Десятилетие спустя Csepel Autogyar смог приступить к разработке грузовиков собственной конструкции.
К концу пятого десятилетия компания представила Csepel D450. Он не только имел современный вид, но и модернизированную техническую часть. Его производство началось с 1958 года.
С начала 50-х на Чепельском автозаводе стартовали полноценные опытно-конструкторские работы. Их результатом стал целый ряд моделей как гражданского, так и военного назначения: 2,5-тонный «трехсотый», гусеничный артиллерийский тягач Cs 800, внедорожный NIK 130 и полноприводный D344 на базе «350-го».
Параллельно росла и линейка дизельных моторов: 4-цилиндровый D413, 6-цилиндровый D344 и др. К ним добавилась и бензиновая версия – B413. Такая хорошая практика позволила подготовить достойную модель D450 с множеством обновленных деталей:
✅ карданный вал
✅ более широкие обода
✅ иные тормозные барабаны
✅ улучшенная трансмиссия
✅ модифицированное шасси
Со временем заводчане приготовили специальную версию автомобиля, использовавшуюся во время африканской экспедиции. Она не только имела полный привод, но и блокируемый дифференциал, двойную конструкцию крыши. Последний элемент служил повышению пассивной безопасности в случае опрокидывания грузовика на песчаном бездорожье.
Бортовая модификация грузоподъемностью 8 тонн. Фото: youtube.com
Такая конструкция часто использовалась производителями африканский версий тягачей. В некоторых случаях автомобили D450 африканского типа нашли свое применение в венгерской армии. На них установлена надстройка AMG.
Различные вариации исполнения
Автомобиль компоновался современной версией 6-цилиндрового двигателя, впоследствии устанавливаемом и на более новой заводской серии D700 (включая седельный тягач). Грузовик предназначался для решения многих задач. Поэтому существовал во многих вариантах исполнения:
✅ бортовая платформа
✅ самосвал
✅ полицейский транспортный автомобиль
✅ самосвал-платформа
✅ грузовик с полуприцепом
В рекламной заводской брошюре тех лет значилось, что модель имела целых восемь типов компоновки: 8-тонный грузовик или таможенный грузовоз, 7-тонный цементовоз, 6000-литровый вино/молоковоз, бензовоз на 9000 литров и 8000-литровая цистерна. В последнем варианте имелся прицепной ящик для хранения вспомогательных элементов с двойными дверями.
Весь этот модельный ряд лучше всего свидетельствует о широком применении автомобиля в различных областях народного хозяйства. И о его востребованности, конечно. Интересно, что недавно был найден «450-й» 1959 года выпуска рядом с деревней Ваца. Он использовался ранее в качестве толкача для изношенных автобусов – представителей общественного транспорта города Волана. Другой сохранившейся тягач бордового цвета принадлежит к модернизированной версии, увидевшей свет в 1961 году. Он мог перевозить много различных типов трейлеров.
Технические особенности венгерского грузовика
Сохранившиеся на сегодняшний день Csepel D450 вызывают ностальгию и жалость одновременно. Ведь время не пощадило их. Вот как описал такую находку один из венгерских любителей автостарины:
Я увидел в первую очередь огромный тонкий руль, который было невозможно повернуть в незаведенном состоянии. Рядом на приборной панели находился исторический радиоприемник типа «Колибри». К нему были подключены динамики производства «Орион». Все свидетельствовало о том времени. А вот оригинальная желтая резиновая обшивка окон уже безбожно крошилась. Кажется, ее время безвозвратно ушло.
К этому можно добавить, что у водителя имелось отдельное сидение, а огромный рычаг переключения передач, растущий прямо из пола, всегда удобно располагался под рукой. Набор инструментов и подъемник установили под водительским сиденьем.
Одноконтурный пневмотормоз прекрасно справлялся с максимальной нагрузкой в 15 тонн. Кажется, его конструкция оказалась довольно удачной для того времени. А продольная листовая рессора производства MVG выглядела массивно и сильно подпрыгивала на поперечных нервюрах. Рычаг пятиступенчатой коробки передач со скользящей втулкой, требующей двойного сцепления из-за отсутствия синхронизации, проходил долгий путь, гидравлическое сцепление легкое и не задевало икру левой ноги.
Тягач с опорно-сцепным устройством с пневмозамком. Фото: youtube.com
4,1-тонный грузовик мог легко длительно удерживать скорость на уровне 50 км/ч. Правда, с прицепом она уменьшалась на 5-10 единиц. Небольшие круглые зеркала были на удивление информативными: водитель прекрасно видел происходящее позади грузовика. Индикаторы ширины по краям крыльев также оказались очень кстати. Под капотом располагался рядный 4-цилиндровый D414 со следующими параметрами:
✅ рабочий объем – 5514 куб. см
✅ мощность – 95 л. с
✅ запас топлива – 130 л
✅ расход – 14 л/100 км
✅ максимальная скорость – 68 км/ч
Он имел боковое управление с жидкостным охлаждением. В качестве мотора выбрали четырехтактный дизель без турбонаддува. Его установили продольно, в передней части грузовика под капотом. Такая компоновка была традиционной для того времени.
Так выглядел вариант грузовика с прицепным ящиком. Фото: youtube.com
Производство модели продлилось почти 20 лет. За это время успели собрать 25300 грузовиков, что в несколько раз больше, чем предыдущей модели. Но в 70-х производство D450 стало невыгодным из-за некоторых изменений в законодательстве. Поэтому выпуск тягачей, на которые еще имелся немалый спрос, решили прекратить. Многие из этих трудяг отправились в братские тогда социалистические страны. Пришлось им потрудиться и на бескрайних советских просторах.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...