Троллейбус с автономным ходом против электробуса
В крупных городах активно переходят на электробусы, ломая при этом давно сложившуюся инфраструктуру, созданную под троллейбусы. Оправданы ли такие действия? Ведь существуют и альтернативные варианты. Один из них – выпуск троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Какие преимущества у них по сравнению с электробусами?
Главное заключается в отсутствии необходимости создания новой инфраструктуры при разрушении старой. Это стоит огромных денег: например, строительство одной подзарядной станции сопоставимо со стоимостью троллейбуса на автономном ходу. И действительно: зачем строить ЭЗС, когда энергию в аккумуляторах можно восполнять через контактную сеть «бесплатно»? Второй плюс – не надо переучивать водителей, и третий – цена электробусов выше.
Таковые были и четверть века назад: в 1998-м «Белкоммунмаш» выпустил модель АКСМ-333, оснащенную дизель генераторным агрегатом мощностью в 48 кВт.
Однако цель монтажа этой установки совсем не заключалась в перевозке пассажиров без привязки к контактной сети. ДВС, разгонявший машину только до 20 км/ч, позволял доехать до депо, да и то в пустом виде.
Модель появилась в 1999-м году и считалась настоящим технологическим прорывом для того времени. Троллейбус мог автономно передвигаться, используя только энергию аккумуляторов. Пусть на небольшое расстояние, в пределах депо или диспетчерской станции. Увеличить «пробег» тогда не позволяло отсутствие энергоемких батарей.
Сегодня машина на «заслуженном отдыхе» – в одном из минских музеев.
Выпустив «аккумуляторную» модель, завод «Белкоммунмаш» оказался перед выбором: троллейбусы с автономным ходом нужны, но делать их с питанием только от батарей нецелесообразно: АКБ с достаточной емкостью стали появляться в 2010-х. Поэтому в 2006-м была выпущена машина с дизель-генератором Kirsch и электродвигателем Skoda, выдававшим 185 кВт мощности. Батареи предоставил «Завод экспериментального машиностроения»: аккумуляторы изготавливались по космическим технологиям. Тем не менее, троллейбус развивал неплохую для города, в 55 км/ч, скорость.
Установка заняла приличную площадь, образовав в задней части салона «стол», впрочем, на который пассажиры с удовольствием ставили свои сумки. Правда, глушитель под свесом троллейбуса смотрелся как-то странно. Однако машина получилась дорогой: в массовое производство ее не запустили, оставив в единственном экземпляре, который называли «дуобусом». Сегодня он успешно трудиться в Бобруйске.
В следующем, 2007-м году вышла новая модель, оснащенная российскими «космическими» аккумуляторами, способными не только заряжаться от контактной сети, но и накапливать энергию посредством рекуперации при торможении троллейбуса. В итоге он мог передвигаться, использую «рога» или АКБ.
Причем в обоих вариантах динамические параметры машины были одинаковыми. Вроде бы, неплохо, однако все портил единственный, но весьма существенный минус. Запаса энергии батарей хватало всего на 5 км пути. А это очень мало: пассажиров на аккумуляторах не возили.
Следующая модель, спроектированная в 2013-14 годах, уже работала на реальных маршрутах. Но увы! На машине снова поставили дизель-генератор, питавший энергией аккумуляторы. Интересно, что этот троллейбус была сделан под определенную линию, на которой находился ж/д переезд, поэтому контактную сеть проложить не представлялось возможным.
Постройка «специальной» модели в будущем позволила создать троллейбусы на полноценном электрическом ходу.
Первые испытания стартовали в начале 2020-го. Машину разработали в относительно короткий срок благодаря возможности приобретать комплектующие из КНР. Их стоимость оказалась на приемлемом уровне, в отличие от западноевропейских узлов и деталей. Новые троллейбусы, подзаряжаясь от контактной сети, способны преодолеть в автономном режиме до 15 км. как только аккумуляторы зарядятся до 100 %, «рога» нужно опускать. При «растрате» 75 % энергии, штанги вновь подключаются к контактной сети.
Успешные испытания позволили «Минсктрансу» купить в 2020-м 70 машин, в 2021-м – 75. Теперь появилась возможность продлевать троллейбусные маршруты без обустройства контактной сети.
Не отставал от МАЗа и «Белкоммунмаш». Его модель, названная по имени литовского князя, правившего в белорусском Витебске, была продемонстрирована в 2015-м. Первые три единицы техники отправились в Ульяновск. В следующем году троллейбус испытывали в Санкт-Петербурге, потом в Гомеле, где она и осталась. В 2017-м пять экземпляров «катались» в Гродно. Убедившись, что машины эксплуатировать выгодно, появились новые заказчики.
Литий-железо-фосфатные батареи находятся за специальной перегородкой в задней части троллейбуса. Его общая пассажировместимость составляет 90 человек, сидячих мест – 25, девять из которых – на низком полу.
Чуть позже машины, предназначенные для отправки в Болгарию по заказу властей г. Враца, немного модернизировали. Максимальная масса троллейбуса была увеличена до 18,65 т, благодаря применению более мощного переднего моста. В итоге количество мест для сидения увеличилось до 30-ти.
Одна из последних разработок. Любопытно, что она представляет собой версию электробуса Vitovt Max Electro. В 2021-м году это детище BKM Holding стало лидером в конкурсе, предусматривающем продажу в Сараево 25 троллейбусов. После того, как машины опробовали на реальных маршрутах, решили закупить еще 10 единиц техники.
Vitovt 43300D – сочлененный троллейбус с аккумуляторами на крыше. После их полной зарядки машина способна проехать в автономном режиме 20 км. Восполнение АКБ энергией происходит во время движения, от контактной сети и достичь 100 % можно за полчаса. Общее количество пассажиров – 130 человек (так требуют европейские стандарты), мест для сидения – 37.
В салоне предусмотрены порты USB под зарядку гаджетов, есть кондиционеры, светодиодное освещение, информационные ЖК-мониторы, кнопки связи с водителем.
У последнего есть серьезный минус – невозможность «перекидки» на иной маршрут, где нет контактной сети. С другой стороны, электробус – самый дорогой вид общественного транспорта. Его цена больше, чем трамвая в 2 раза, а автобуса – в 3. При этом стоимость последнего сравнима с одним аккумулятором для электробуса. Приплюсуйте сюда необходимость простоя при зарядке, а это, минимум, полчаса. И не забывайте о российских зимах: в холда АКБ воспринимает заряд хуже и дольше. Поэтому, чтобы оставить интервал на остановках прежним, придется покупать больше машин и готовить соответствующее число водителей. Далее: запас хода у последней модели троллейбуса «Адмирал» 6281.01 уже составляет 30 км: внушительная цифра!
Кто-то скажет: электробус маневреннее. А зачем нужно такое качество общественному транспорту, двигающемуся по выделенным полосам? Общий вывод однозначен: зря «убивают» троллейбусы. Вместе с электробусами они могли бы вполне мирно сосуществовать и дополнять друг друга.
Главное заключается в отсутствии необходимости создания новой инфраструктуры при разрушении старой. Это стоит огромных денег: например, строительство одной подзарядной станции сопоставимо со стоимостью троллейбуса на автономном ходу. И действительно: зачем строить ЭЗС, когда энергию в аккумуляторах можно восполнять через контактную сеть «бесплатно»? Второй плюс – не надо переучивать водителей, и третий – цена электробусов выше.
Троллейбусы, которые ездят без «рогов»
Таковые были и четверть века назад: в 1998-м «Белкоммунмаш» выпустил модель АКСМ-333, оснащенную дизель генераторным агрегатом мощностью в 48 кВт.
Один из первых автономных действующих троллейбусов – АКСМ-333. Фото: YouTube.com
Однако цель монтажа этой установки совсем не заключалась в перевозке пассажиров без привязки к контактной сети. ДВС, разгонявший машину только до 20 км/ч, позволял доехать до депо, да и то в пустом виде.
МАЗ-103Т
Модель появилась в 1999-м году и считалась настоящим технологическим прорывом для того времени. Троллейбус мог автономно передвигаться, используя только энергию аккумуляторов. Пусть на небольшое расстояние, в пределах депо или диспетчерской станции. Увеличить «пробег» тогда не позволяло отсутствие энергоемких батарей.
Одна из более поздних версий – МАЗ-303T20. Фото: YouTube.com
Сегодня машина на «заслуженном отдыхе» – в одном из минских музеев.
33300А
Выпустив «аккумуляторную» модель, завод «Белкоммунмаш» оказался перед выбором: троллейбусы с автономным ходом нужны, но делать их с питанием только от батарей нецелесообразно: АКБ с достаточной емкостью стали появляться в 2010-х. Поэтому в 2006-м была выпущена машина с дизель-генератором Kirsch и электродвигателем Skoda, выдававшим 185 кВт мощности. Батареи предоставил «Завод экспериментального машиностроения»: аккумуляторы изготавливались по космическим технологиям. Тем не менее, троллейбус развивал неплохую для города, в 55 км/ч, скорость.
В серию модель 33300А так и не пошла. Фото: YouTube.com
Установка заняла приличную площадь, образовав в задней части салона «стол», впрочем, на который пассажиры с удовольствием ставили свои сумки. Правда, глушитель под свесом троллейбуса смотрелся как-то странно. Однако машина получилась дорогой: в массовое производство ее не запустили, оставив в единственном экземпляре, который называли «дуобусом». Сегодня он успешно трудиться в Бобруйске.
Vitovt 420903А
В следующем, 2007-м году вышла новая модель, оснащенная российскими «космическими» аккумуляторами, способными не только заряжаться от контактной сети, но и накапливать энергию посредством рекуперации при торможении троллейбуса. В итоге он мог передвигаться, использую «рога» или АКБ.
В депо – с опущенными штангами. Фото: YouTube.com
Причем в обоих вариантах динамические параметры машины были одинаковыми. Вроде бы, неплохо, однако все портил единственный, но весьма существенный минус. Запаса энергии батарей хватало всего на 5 км пути. А это очень мало: пассажиров на аккумуляторах не возили.
32100А
Следующая модель, спроектированная в 2013-14 годах, уже работала на реальных маршрутах. Но увы! На машине снова поставили дизель-генератор, питавший энергией аккумуляторы. Интересно, что этот троллейбус была сделан под определенную линию, на которой находился ж/д переезд, поэтому контактную сеть проложить не представлялось возможным.
Троллейбус преодолевает часть маршрута «бесконтактным» способом. Фото: YouTube.com
Постройка «специальной» модели в будущем позволила создать троллейбусы на полноценном электрическом ходу.
МАЗ-203Т70
Первые испытания стартовали в начале 2020-го. Машину разработали в относительно короткий срок благодаря возможности приобретать комплектующие из КНР. Их стоимость оказалась на приемлемом уровне, в отличие от западноевропейских узлов и деталей. Новые троллейбусы, подзаряжаясь от контактной сети, способны преодолеть в автономном режиме до 15 км. как только аккумуляторы зарядятся до 100 %, «рога» нужно опускать. При «растрате» 75 % энергии, штанги вновь подключаются к контактной сети.
МАЗ-203Т70 подъезжает к остановке с опущенными «рогами». Фото: YouTube.com
Успешные испытания позволили «Минсктрансу» купить в 2020-м 70 машин, в 2021-м – 75. Теперь появилась возможность продлевать троллейбусные маршруты без обустройства контактной сети.
32100D «Ольгерд»
Не отставал от МАЗа и «Белкоммунмаш». Его модель, названная по имени литовского князя, правившего в белорусском Витебске, была продемонстрирована в 2015-м. Первые три единицы техники отправились в Ульяновск. В следующем году троллейбус испытывали в Санкт-Петербурге, потом в Гомеле, где она и осталась. В 2017-м пять экземпляров «катались» в Гродно. Убедившись, что машины эксплуатировать выгодно, появились новые заказчики.
«Ольгерд» подзаряжается от контактной сети в Санкт-Петербурге. Фото: YouTube.com
Сегодня модель работает в Санкт-Петербурге и Душанбе. Пара штук есть в Нижнем Новгороде, 25 – в Минске (получены в 2021-м). В мае текущего года Краснодар приобрел 20 «Ольгердов».
Литий-железо-фосфатные батареи находятся за специальной перегородкой в задней части троллейбуса. Его общая пассажировместимость составляет 90 человек, сидячих мест – 25, девять из которых – на низком полу.
А здесь штанги опущены. Фото: YouTube.com
Чуть позже машины, предназначенные для отправки в Болгарию по заказу властей г. Враца, немного модернизировали. Максимальная масса троллейбуса была увеличена до 18,65 т, благодаря применению более мощного переднего моста. В итоге количество мест для сидения увеличилось до 30-ти.
Новый Vitovt 43300D
Одна из последних разработок. Любопытно, что она представляет собой версию электробуса Vitovt Max Electro. В 2021-м году это детище BKM Holding стало лидером в конкурсе, предусматривающем продажу в Сараево 25 троллейбусов. После того, как машины опробовали на реальных маршрутах, решили закупить еще 10 единиц техники.
Кто сказал, что троллейбус – устаревший некрасивый вид транспорта? Фото: YouTube.com
Vitovt 43300D – сочлененный троллейбус с аккумуляторами на крыше. После их полной зарядки машина способна проехать в автономном режиме 20 км. Восполнение АКБ энергией происходит во время движения, от контактной сети и достичь 100 % можно за полчаса. Общее количество пассажиров – 130 человек (так требуют европейские стандарты), мест для сидения – 37.
Рабочее место водителя – самое современное. Фото: YouTube.com
В салоне предусмотрены порты USB под зарядку гаджетов, есть кондиционеры, светодиодное освещение, информационные ЖК-мониторы, кнопки связи с водителем.
Так электробус или троллейбус с автономным ходом?
У последнего есть серьезный минус – невозможность «перекидки» на иной маршрут, где нет контактной сети. С другой стороны, электробус – самый дорогой вид общественного транспорта. Его цена больше, чем трамвая в 2 раза, а автобуса – в 3. При этом стоимость последнего сравнима с одним аккумулятором для электробуса. Приплюсуйте сюда необходимость простоя при зарядке, а это, минимум, полчаса. И не забывайте о российских зимах: в холда АКБ воспринимает заряд хуже и дольше. Поэтому, чтобы оставить интервал на остановках прежним, придется покупать больше машин и готовить соответствующее число водителей. Далее: запас хода у последней модели троллейбуса «Адмирал» 6281.01 уже составляет 30 км: внушительная цифра!
«Адмирал» 6281.01 выпускается в г. Энгельс компанией «Транспортные системы». Фото: YouTube.com
Кто-то скажет: электробус маневреннее. А зачем нужно такое качество общественному транспорту, двигающемуся по выделенным полосам? Общий вывод однозначен: зря «убивают» троллейбусы. Вместе с электробусами они могли бы вполне мирно сосуществовать и дополнять друг друга.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...