
МАЗ-131: возрождение «афробуса»
Изначально в 2016-м году эта модель создавалась для Черного континента. Чрезмерно простой экстерьер чем-то напоминает (не побоюсь вспомнить дизайн) советский автобус «Кубань». Однако незамысловатый внешний вид объясняется требованиями заказчика: машина должна быть максимально дешевой.
Шасси автобуса в удлиненном виде позаимствовано от МАЗ-5336. Но и этого оказалось маловато: задний свес получился огромным: 4,2 м. К другим особенностям кузова можно отнести конструкцию крыши – она переменной высоты, которая имеет свой максимум над рабочим местом водителя.
В этот багажник поместится автомобиль! Фото: YouTube/ com
Далее она снижается, чтобы оставить площадь под огромный багажник с «поручнями». Это тоже требование заказчика. Впрочем, не исключено, что наверху будут находиться и пассажиры. Поэтому грузоподъемность МАЗ-131 довольна высокая для автобуса – три тонны.
С выбором силового агрегата особо не заморачивались: поставили проверенный временем, надежный ЯМЗ-236, укомплектованный КПП Fast Gear (КНР).
Вместо почти половины кнопок и лампочек – заглушки. Фото: YouTube/ com
Салон упрощен донельзя: его общая пассажировместимость составляет 72 человека, сидячих мест – 44. Для обустройства использованы элементы серийных минских автобусов: например, боковые стекла взяли от МАЗ-152, а мощный бампер – от рамного внедорожника МАЗ-6317.
В салоне только сиденья и поручни. Фото: YouTube/ com
По неизвестным причинам проект прикрыли, а единственный опытный экземпляр остался на заводской территории. Иногда он служил «выставочным экспонатом», который демонстрировали гостям МАЗа. Потом машину с пробегом в 30 тыс. км, решили продать за 1,8 млн. руб. РФ. Однако желающих приобрести МАЗ-131.020 так и не нашлось. Позже прошла информация о передаче автобуса в Сирию, как гуманитарной помощи (Минфин республики обязался оплатить стоимость техники).
Не так давно (2021-й год) в интернете появились фото сразу трех автобусов, не узнать которые, благодаря «дизайну», невозможно. Вариантов нет – на снимках все тот же МАЗ-131, но с другим логотипом – SUB. Как выяснилось, он принадлежит старому партнеру минского автозавода, компании «Этон». Именно с ней не так давно в Жодино МАЗ организовал совместный выпуск городского общественного электрического транспорта.
Сборка в Жодино нового – хорошо забытого старого МАЗ-131. Фото: YouTube/ com
Исходя из информации, представленной на сайте «Этон», покупателям предлагается не что иное, как «реинкарнированный» МАЗ-131. Все совпадает до мелочей: одинаковая внешность с угловатым экстерьером, тот же движок и коробка, габариты. Из «новшеств» заметна видеокамера сзади и подножка под передней дверью. Также появилась возможность монтажа оборудования для оплаты поездки.
Всего собрали 22 МАЗ-131. Фото: YouTube/ com
Изначально в отдельном цехе, попавшим на фото, планировали собирать электрообусы. По крайне мере, так было заявлено не открытии новой производственной площадки. Но про «афроМАЗы» не было ни слова. И позже – тоже никакой информации, как будто на снимках – засекреченный ракетный комплекс. Даже было непонятно, где собирали автобусы: на МАЗе или в Жодино. Может, в последнем просто прикрепляли новые шильдики и камеры?
В январе минувшего года Минпром РБ неожиданно прервал молчание на тему «афробусов» и опубликовал на своем интернет-ресурсе заметку. В ней сообщалось, что глава Минпрома РБ «лично» передал МАЗ-131 представителям республики Того. Интересно: фото самих автобусов опубликованы не были.
Уже в Африке с логотипом перевозчика. Фото: YouTube/ com
Оставалась ерунда: проверить, так ли это на самом деле. И действительно: в Le Messager, статье за 26.01.2022 озвучена главная новость: прибытие в город Ломе из Беларуси 22-х автобусов под маркой SUB. Новые машины переданы перевозчику SOTRAL. В статье мелькнула и сумма контракта в 2 млн. 276 тыс. долларов. Выходит, одно транспортное средство обошлось африканцам более, чем в 103 тыс. «зеленых» (свыше 9 млн. руб.). Неплохо, Беларусь! Но это, видимо, с учетом доставки.
Главное в любом африканском автобусе – вместительность и боевая раскраска. Фото: YouTube/ com
Подобные 131-му упрощенные автобусы для Африки – норма. Такие же незамысловатые модели раньше поставлялись в виде шасси от MAN и Mercedes. Собирали машины уже на месте. МАЗ-131 – первый автобус, поставленный из Европы в «цельном» виде.
Характеристики
Шасси автобуса в удлиненном виде позаимствовано от МАЗ-5336. Но и этого оказалось маловато: задний свес получился огромным: 4,2 м. К другим особенностям кузова можно отнести конструкцию крыши – она переменной высоты, которая имеет свой максимум над рабочим местом водителя.

Далее она снижается, чтобы оставить площадь под огромный багажник с «поручнями». Это тоже требование заказчика. Впрочем, не исключено, что наверху будут находиться и пассажиры. Поэтому грузоподъемность МАЗ-131 довольна высокая для автобуса – три тонны.
Двигатель и салон
С выбором силового агрегата особо не заморачивались: поставили проверенный временем, надежный ЯМЗ-236, укомплектованный КПП Fast Gear (КНР).

Салон упрощен донельзя: его общая пассажировместимость составляет 72 человека, сидячих мест – 44. Для обустройства использованы элементы серийных минских автобусов: например, боковые стекла взяли от МАЗ-152, а мощный бампер – от рамного внедорожника МАЗ-6317.

По неизвестным причинам проект прикрыли, а единственный опытный экземпляр остался на заводской территории. Иногда он служил «выставочным экспонатом», который демонстрировали гостям МАЗа. Потом машину с пробегом в 30 тыс. км, решили продать за 1,8 млн. руб. РФ. Однако желающих приобрести МАЗ-131.020 так и не нашлось. Позже прошла информация о передаче автобуса в Сирию, как гуманитарной помощи (Минфин республики обязался оплатить стоимость техники).
Возрождение
Не так давно (2021-й год) в интернете появились фото сразу трех автобусов, не узнать которые, благодаря «дизайну», невозможно. Вариантов нет – на снимках все тот же МАЗ-131, но с другим логотипом – SUB. Как выяснилось, он принадлежит старому партнеру минского автозавода, компании «Этон». Именно с ней не так давно в Жодино МАЗ организовал совместный выпуск городского общественного электрического транспорта.

Исходя из информации, представленной на сайте «Этон», покупателям предлагается не что иное, как «реинкарнированный» МАЗ-131. Все совпадает до мелочей: одинаковая внешность с угловатым экстерьером, тот же движок и коробка, габариты. Из «новшеств» заметна видеокамера сзади и подножка под передней дверью. Также появилась возможность монтажа оборудования для оплаты поездки.

Изначально в отдельном цехе, попавшим на фото, планировали собирать электрообусы. По крайне мере, так было заявлено не открытии новой производственной площадки. Но про «афроМАЗы» не было ни слова. И позже – тоже никакой информации, как будто на снимках – засекреченный ракетный комплекс. Даже было непонятно, где собирали автобусы: на МАЗе или в Жодино. Может, в последнем просто прикрепляли новые шильдики и камеры?
Прояснение
В январе минувшего года Минпром РБ неожиданно прервал молчание на тему «афробусов» и опубликовал на своем интернет-ресурсе заметку. В ней сообщалось, что глава Минпрома РБ «лично» передал МАЗ-131 представителям республики Того. Интересно: фото самих автобусов опубликованы не были.

Оставалась ерунда: проверить, так ли это на самом деле. И действительно: в Le Messager, статье за 26.01.2022 озвучена главная новость: прибытие в город Ломе из Беларуси 22-х автобусов под маркой SUB. Новые машины переданы перевозчику SOTRAL. В статье мелькнула и сумма контракта в 2 млн. 276 тыс. долларов. Выходит, одно транспортное средство обошлось африканцам более, чем в 103 тыс. «зеленых» (свыше 9 млн. руб.). Неплохо, Беларусь! Но это, видимо, с учетом доставки.

Подобные 131-му упрощенные автобусы для Африки – норма. Такие же незамысловатые модели раньше поставлялись в виде шасси от MAN и Mercedes. Собирали машины уже на месте. МАЗ-131 – первый автобус, поставленный из Европы в «цельном» виде.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....