МАЗ-131: возрождение «афробуса»
25 261

МАЗ-131: возрождение «афробуса»

Изначально в 2016-м году эта модель создавалась для Черного континента. Чрезмерно простой экстерьер чем-то напоминает (не побоюсь вспомнить дизайн) советский автобус «Кубань». Однако незамысловатый внешний вид объясняется требованиями заказчика: машина должна быть максимально дешевой.


Характеристики


Шасси автобуса в удлиненном виде позаимствовано от МАЗ-5336. Но и этого оказалось маловато: задний свес получился огромным: 4,2 м. К другим особенностям кузова можно отнести конструкцию крыши – она переменной высоты, которая имеет свой максимум над рабочим местом водителя.

МАЗ-131: возрождение «афробуса»В этот багажник поместится автомобиль! Фото: YouTube/ com

Далее она снижается, чтобы оставить площадь под огромный багажник с «поручнями». Это тоже требование заказчика. Впрочем, не исключено, что наверху будут находиться и пассажиры. Поэтому грузоподъемность МАЗ-131 довольна высокая для автобуса – три тонны.

Двигатель и салон


С выбором силового агрегата особо не заморачивались: поставили проверенный временем, надежный ЯМЗ-236, укомплектованный КПП Fast Gear (КНР).

Вместо почти половины кнопок и лампочек – заглушки. Фото: YouTube/ com

Салон упрощен донельзя: его общая пассажировместимость составляет 72 человека, сидячих мест – 44. Для обустройства использованы элементы серийных минских автобусов: например, боковые стекла взяли от МАЗ-152, а мощный бампер – от рамного внедорожника МАЗ-6317.

В салоне только сиденья и поручни. Фото: YouTube/ com

По неизвестным причинам проект прикрыли, а единственный опытный экземпляр остался на заводской территории. Иногда он служил «выставочным экспонатом», который демонстрировали гостям МАЗа. Потом машину с пробегом в 30 тыс. км, решили продать за 1,8 млн. руб. РФ. Однако желающих приобрести МАЗ-131.020 так и не нашлось. Позже прошла информация о передаче автобуса в Сирию, как гуманитарной помощи (Минфин республики обязался оплатить стоимость техники).

Возрождение


Не так давно (2021-й год) в интернете появились фото сразу трех автобусов, не узнать которые, благодаря «дизайну», невозможно. Вариантов нет – на снимках все тот же МАЗ-131, но с другим логотипом – SUB. Как выяснилось, он принадлежит старому партнеру минского автозавода, компании «Этон». Именно с ней не так давно в Жодино МАЗ организовал совместный выпуск городского общественного электрического транспорта.

Сборка в Жодино нового – хорошо забытого старого МАЗ-131. Фото: YouTube/ com

Исходя из информации, представленной на сайте «Этон», покупателям предлагается не что иное, как «реинкарнированный» МАЗ-131. Все совпадает до мелочей: одинаковая внешность с угловатым экстерьером, тот же движок и коробка, габариты. Из «новшеств» заметна видеокамера сзади и подножка под передней дверью. Также появилась возможность монтажа оборудования для оплаты поездки.

Всего собрали 22 МАЗ-131. Фото: YouTube/ com

Изначально в отдельном цехе, попавшим на фото, планировали собирать электрообусы. По крайне мере, так было заявлено не открытии новой производственной площадки. Но про «афроМАЗы» не было ни слова. И позже – тоже никакой информации, как будто на снимках – засекреченный ракетный комплекс. Даже было непонятно, где собирали автобусы: на МАЗе или в Жодино. Может, в последнем просто прикрепляли новые шильдики и камеры?

Прояснение


В январе минувшего года Минпром РБ неожиданно прервал молчание на тему «афробусов» и опубликовал на своем интернет-ресурсе заметку. В ней сообщалось, что глава Минпрома РБ «лично» передал МАЗ-131 представителям республики Того. Интересно: фото самих автобусов опубликованы не были.

Уже в Африке с логотипом перевозчика. Фото: YouTube/ com

Оставалась ерунда: проверить, так ли это на самом деле. И действительно: в Le Messager, статье за 26.01.2022 озвучена главная новость: прибытие в город Ломе из Беларуси 22-х автобусов под маркой SUB. Новые машины переданы перевозчику SOTRAL. В статье мелькнула и сумма контракта в 2 млн. 276 тыс. долларов. Выходит, одно транспортное средство обошлось африканцам более, чем в 103 тыс. «зеленых» (свыше 9 млн. руб.). Неплохо, Беларусь! Но это, видимо, с учетом доставки.

Главное в любом африканском автобусе – вместительность и боевая раскраска. Фото: YouTube/ com

Подобные 131-му упрощенные автобусы для Африки – норма. Такие же незамысловатые модели раньше поставлялись в виде шасси от MAN и Mercedes. Собирали машины уже на месте. МАЗ-131 – первый автобус, поставленный из Европы в «цельном» виде.
А вы что думаете о МАЗ-131?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...