Популярный тягач автопоездов советского периода Volvo F12
Хотя производство грузовых автомобилей в СССР было поставлено на широкую основу, оставались здесь и определенные пробелы. Если отечественные грузовики прекрасно выполняли черновую работу, трудясь в самых сложных условиях, то для дальних рейсов они не годились совсем. Да, то, что сейчас принято называть «дальнобоем» требовало мощных автомобилей с несколько другими характеристиками и дизайном.
От тягачей в составе автопоезда ожидались хорошие скоростные качества, грузоподъемность, мощность и надежность. Со временем Камский завод и МАЗ смогли частично удовлетворить потребность в такой технике. Все же, основными героями дальних и международных перевозок стали чехословацкие «Шкода-ЛИАЗ» и некоторые модели из западных стран.
Одной из таких зарубежных компаний, тесно сотрудничавших с «Совтрансавто», являлась шведская Volvo. Еще в первой половине 70-х для дальних рейсов у шведов закупили модель F89-32. Она прекрасно зарекомендовала себя на бескрайних просторах нашей страны. Это, в свою очередь, дало отличный карт-бланш шведской стороне. Поэтому, когда компания выпустила новую модель, она сразу оказалась в сфере интересов советского автоперевозчика.
Чтобы предложить новый грузовик, шведы прибегли к донорской помощи от капотного 12-литрового, 395-сильного N12. Кроме того, конструкторы учитывали положительные стороны и опыт эксплуатации во многих странах предыдущего «восемьдесят девятого». Это позволило создать взвешенный, надежный и современный тягач для коммерческого использования.
Основная выпускаемая модель вряд ли сегодня вызвала бы у водителей такой всеобщий восторг. У нее имелась одна, очень неприятная конструктивная особенность – низкая крыша. Но не будем забывать, что на дворе стоял конец седьмого десятилетия прошлого века. А вот в остальном грузовик оказался выше всяких похвал.
Например, уже со второго года производства применили грандиозное ноу-хау: промежуточное охлаждение воздуха при поступлении из турбонагнетателя в цилиндры. Система названная Intercooler, заметно подняла КПД силового агрегата. Побочным плюсом стало снижение токсичности выхлопа (хотя тогда еще и не было к этому показателю таких жестких требований как сегодня).
Этот и другие инновационные элементы конструкции в совокупности с удивительной надежностью грузовика и живучестью мотора, сделали его безумно популярным во многих странах континентальной Европы. Поэтому, чтобы угодить разнящимся требованиям клиентов, производители предложили обширную линейку силовых агрегатов.
В принципе, схема комплектования грузовика в соответствии с требованиями заказчика шведами отработана еще на прошлых моделях. Поэтому сразу после начала производства новой модели стали предлагаться различные вариации ее исполнения:
✅ несколько колесных формул
✅ одно- или двухспальная кабина
✅ модификация с повышенной крышей Globetrotter (появилась немного позже)
✅ широкая линейка двигателей
В общем-то, цифровое обозначение модели, так же как и у донора, указывало на рабочий объем двигателя (12 литров). Это были 6-цилиндровые турбодизели нескольких модификаций. В плане технических решений, мы имеем дело с 3-осными седельными тягачами (третья ось – не ведущая, вывешиваемая). По сравнению с 2-осной модификацией, здесь имелась не только удлиненная база, но и усиленная рама, выполненная из швеллера большего сечения. Чаще всего выпускались грузовики с низкой крышей и двухместным спальником.
Особой модификацией считались фургоны, предназначенные для работы с прицепами-рефрижераторами. Последние оказались очень востребованными в СССР с его множественными грузоперевозками автомобильным транспортом. Они даже засветились на экране в некоторых документальных съемках о советских буднях и художественных фильмах. Разность исполнения этих тягачей прекрасно видна и в вариациях подвески, имевшей три типа:
✅ рессорная
✅ пневматическая
✅ смешанная
Конечно, второй вариант являлся примером повышенного комфорта поездки для водителя. Но и цена таких моделей была заметно выше. Ведь конструкция воздушной системы потребовала установку дополнительных шести воздушных кранов и подушек подвески, стабилизаторов поперечной устойчивости, сайлент-блоков и других элементов.
Двигатели подразделены на три основные модели: TD 121,122 и 123. Последний более дорогой напичкан электроникой, поэтому более уязвим. Многие пользователи назвали оптимальным «122-й». Он имеет простую систему управления ТНВД (механика, в составе двух тяг и пружины педали газа). Это делает ее максимально ремонтопригодной даже в полевых условиях. Один бывалый водитель поделился забавным случаем:
Этот же водитель заметил, что имел опыт эксплуатации Volvo F12 с различными моторами. Обо всех он высказался исключительно в положительном ключе. Каждый из этих движков преодолел отметку в 3 млн. км с родными коленвалами. Один этот показатель уже говорит о многом.
Со временем проявилась потребность в создании более компактных и более мощных модификаций. Так в 1983 году начат выпуск Volvo F10 с 10-литровым двигателем мощностью 320 л. с. В это же время шведы изменили внутренний интерьер кабины, немного осовременив его. Параллельно увеличился размер лобового остекления и появился вариант с высокой крышей. Спустя четыре года начат выпуск более Volvo F16 с большим объемом двигателя.
Этот грузовик стал на тот момент самой мощной моделью среди коллег в Европе, предлагая максималку в 470 «лошадок». Его активно эксплуатировали в качестве лесовоза и других большегрузных автопоездов на рынках, где использовались и прежние модели.
Тогда же к дизайну кабины добавились стильные блок-фары. Все большую популярность стали приобретать грузовики с высокими кабинами. К началу 90-х изменения претерпела и механическая часть автомобиля. Например, как дополнительная функция стала возможной установка современной коробки-автомата.
В начале 90-х история линейки «F» подходила к своему завершению. Но только не в Иране. С этой страной шведов связывали давние и тесные отношения. Так в 1985 году компания Iran Kaveh начала выпуск шведской техники. Исламское государство в целом собрало более 10 тысяч автомобилей модели Volvo F12. Причем, сроки сборки продлились гораздо дольше, чем в Европе (до 2001 года). А грузовик стал одним из самых популярных в этой стране.
В самой же Швеции сборку F12 полностью прекратили в 1993 году. За все время на рынок поставлено более 200 тысяч единиц техники. На конвейере их заменила более современная FH12. Если вам было бы интересно больше узнать и об этой модели – напишите об этом в своих комментариях.
От тягачей в составе автопоезда ожидались хорошие скоростные качества, грузоподъемность, мощность и надежность. Со временем Камский завод и МАЗ смогли частично удовлетворить потребность в такой технике. Все же, основными героями дальних и международных перевозок стали чехословацкие «Шкода-ЛИАЗ» и некоторые модели из западных стран.
Чаще всего тягая использовался в составе автопоезда. Фото: youtube.com
Одной из таких зарубежных компаний, тесно сотрудничавших с «Совтрансавто», являлась шведская Volvo. Еще в первой половине 70-х для дальних рейсов у шведов закупили модель F89-32. Она прекрасно зарекомендовала себя на бескрайних просторах нашей страны. Это, в свою очередь, дало отличный карт-бланш шведской стороне. Поэтому, когда компания выпустила новую модель, она сразу оказалась в сфере интересов советского автоперевозчика.
Инновационный Volvo F12
Чтобы предложить новый грузовик, шведы прибегли к донорской помощи от капотного 12-литрового, 395-сильного N12. Кроме того, конструкторы учитывали положительные стороны и опыт эксплуатации во многих странах предыдущего «восемьдесят девятого». Это позволило создать взвешенный, надежный и современный тягач для коммерческого использования.
Началом выпуска стал 1977 год. С того момента Volvo F12 стремительно набирал свою популярность. Не последнюю роль в этом сыграло и его широкое и успешное использование в грузоперевозках советской компании.
Основная выпускаемая модель вряд ли сегодня вызвала бы у водителей такой всеобщий восторг. У нее имелась одна, очень неприятная конструктивная особенность – низкая крыша. Но не будем забывать, что на дворе стоял конец седьмого десятилетия прошлого века. А вот в остальном грузовик оказался выше всяких похвал.
Например, уже со второго года производства применили грандиозное ноу-хау: промежуточное охлаждение воздуха при поступлении из турбонагнетателя в цилиндры. Система названная Intercooler, заметно подняла КПД силового агрегата. Побочным плюсом стало снижение токсичности выхлопа (хотя тогда еще и не было к этому показателю таких жестких требований как сегодня).
Приборная панель F12. Фото: youtube.com
Этот и другие инновационные элементы конструкции в совокупности с удивительной надежностью грузовика и живучестью мотора, сделали его безумно популярным во многих странах континентальной Европы. Поэтому, чтобы угодить разнящимся требованиям клиентов, производители предложили обширную линейку силовых агрегатов.
Технические особенности тягача
В принципе, схема комплектования грузовика в соответствии с требованиями заказчика шведами отработана еще на прошлых моделях. Поэтому сразу после начала производства новой модели стали предлагаться различные вариации ее исполнения:
✅ несколько колесных формул
✅ одно- или двухспальная кабина
✅ модификация с повышенной крышей Globetrotter (появилась немного позже)
✅ широкая линейка двигателей
В общем-то, цифровое обозначение модели, так же как и у донора, указывало на рабочий объем двигателя (12 литров). Это были 6-цилиндровые турбодизели нескольких модификаций. В плане технических решений, мы имеем дело с 3-осными седельными тягачами (третья ось – не ведущая, вывешиваемая). По сравнению с 2-осной модификацией, здесь имелась не только удлиненная база, но и усиленная рама, выполненная из швеллера большего сечения. Чаще всего выпускались грузовики с низкой крышей и двухместным спальником.
Модификация с двумя мостами имела менее массивную раму. Фото: youtube.com
Особой модификацией считались фургоны, предназначенные для работы с прицепами-рефрижераторами. Последние оказались очень востребованными в СССР с его множественными грузоперевозками автомобильным транспортом. Они даже засветились на экране в некоторых документальных съемках о советских буднях и художественных фильмах. Разность исполнения этих тягачей прекрасно видна и в вариациях подвески, имевшей три типа:
✅ рессорная
✅ пневматическая
✅ смешанная
Конечно, второй вариант являлся примером повышенного комфорта поездки для водителя. Но и цена таких моделей была заметно выше. Ведь конструкция воздушной системы потребовала установку дополнительных шести воздушных кранов и подушек подвески, стабилизаторов поперечной устойчивости, сайлент-блоков и других элементов.
Двигатели подразделены на три основные модели: TD 121,122 и 123. Последний более дорогой напичкан электроникой, поэтому более уязвим. Многие пользователи назвали оптимальным «122-й». Он имеет простую систему управления ТНВД (механика, в составе двух тяг и пружины педали газа). Это делает ее максимально ремонтопригодной даже в полевых условиях. Один бывалый водитель поделился забавным случаем:
В сильные морозы мне пришлось срочно выехать с грузом. Возвращаясь домой уже порожняком глубокой ночью получил провал педали газа. Ситуация, мягко говоря, неприятная. Пришлось по холоду поднять кабину и увидеть, что соскочившая пружина с педали потерялась вместе с тягой. Чтобы не мерзнут в ночной пустынной местности, понадобилось срочно включать смекалку. Выручила конструкция из ветки рябины, резинки и кусочка проволоки. Из них я сварганил замену потерявшихся элементов и как-то смог добраться домой».
Этот же водитель заметил, что имел опыт эксплуатации Volvo F12 с различными моторами. Обо всех он высказался исключительно в положительном ключе. Каждый из этих движков преодолел отметку в 3 млн. км с родными коленвалами. Один этот показатель уже говорит о многом.
Новые модификации и переход к FH12
Со временем проявилась потребность в создании более компактных и более мощных модификаций. Так в 1983 году начат выпуск Volvo F10 с 10-литровым двигателем мощностью 320 л. с. В это же время шведы изменили внутренний интерьер кабины, немного осовременив его. Параллельно увеличился размер лобового остекления и появился вариант с высокой крышей. Спустя четыре года начат выпуск более Volvo F16 с большим объемом двигателя.
F10 в фильме «Машина смерти». Фото: youtube.com
Этот грузовик стал на тот момент самой мощной моделью среди коллег в Европе, предлагая максималку в 470 «лошадок». Его активно эксплуатировали в качестве лесовоза и других большегрузных автопоездов на рынках, где использовались и прежние модели.
Тогда же к дизайну кабины добавились стильные блок-фары. Все большую популярность стали приобретать грузовики с высокими кабинами. К началу 90-х изменения претерпела и механическая часть автомобиля. Например, как дополнительная функция стала возможной установка современной коробки-автомата.
В начале 90-х история линейки «F» подходила к своему завершению. Но только не в Иране. С этой страной шведов связывали давние и тесные отношения. Так в 1985 году компания Iran Kaveh начала выпуск шведской техники. Исламское государство в целом собрало более 10 тысяч автомобилей модели Volvo F12. Причем, сроки сборки продлились гораздо дольше, чем в Европе (до 2001 года). А грузовик стал одним из самых популярных в этой стране.
F12 с системой Intercooler. Фото: youtube.com
В самой же Швеции сборку F12 полностью прекратили в 1993 году. За все время на рынок поставлено более 200 тысяч единиц техники. На конвейере их заменила более современная FH12. Если вам было бы интересно больше узнать и об этой модели – напишите об этом в своих комментариях.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...