.d-md-none .d-lg-block bibimot

Популярный тягач автопоездов советского периода Volvo F12

Популярный тягач автопоездов советского периода Volvo F12
Хотя производство грузовых автомобилей в СССР было поставлено на широкую основу, оставались здесь и определенные пробелы. Если отечественные грузовики прекрасно выполняли черновую работу, трудясь в самых сложных условиях, то для дальних рейсов они не годились совсем. Да, то, что сейчас принято называть «дальнобоем» требовало мощных автомобилей с несколько другими характеристиками и дизайном.


От тягачей в составе автопоезда ожидались хорошие скоростные качества, грузоподъемность, мощность и надежность. Со временем Камский завод и МАЗ смогли частично удовлетворить потребность в такой технике. Все же, основными героями дальних и международных перевозок стали чехословацкие «Шкода-ЛИАЗ» и некоторые модели из западных стран.

Популярный тягач автопоездов советского периода Volvo F12Чаще всего тягая использовался в составе автопоезда. Фото: youtube.com

Одной из таких зарубежных компаний, тесно сотрудничавших с «Совтрансавто», являлась шведская Volvo. Еще в первой половине 70-х для дальних рейсов у шведов закупили модель F89-32. Она прекрасно зарекомендовала себя на бескрайних просторах нашей страны. Это, в свою очередь, дало отличный карт-бланш шведской стороне. Поэтому, когда компания выпустила новую модель, она сразу оказалась в сфере интересов советского автоперевозчика.

Инновационный Volvo F12


Чтобы предложить новый грузовик, шведы прибегли к донорской помощи от капотного 12-литрового, 395-сильного N12. Кроме того, конструкторы учитывали положительные стороны и опыт эксплуатации во многих странах предыдущего «восемьдесят девятого». Это позволило создать взвешенный, надежный и современный тягач для коммерческого использования.

Началом выпуска стал 1977 год. С того момента Volvo F12 стремительно набирал свою популярность. Не последнюю роль в этом сыграло и его широкое и успешное использование в грузоперевозках советской компании.


Основная выпускаемая модель вряд ли сегодня вызвала бы у водителей такой всеобщий восторг. У нее имелась одна, очень неприятная конструктивная особенность – низкая крыша. Но не будем забывать, что на дворе стоял конец седьмого десятилетия прошлого века. А вот в остальном грузовик оказался выше всяких похвал.

Например, уже со второго года производства применили грандиозное ноу-хау: промежуточное охлаждение воздуха при поступлении из турбонагнетателя в цилиндры. Система названная Intercooler, заметно подняла КПД силового агрегата. Побочным плюсом стало снижение токсичности выхлопа (хотя тогда еще и не было к этому показателю таких жестких требований как сегодня).

Приборная панель F12. Фото: youtube.com

Этот и другие инновационные элементы конструкции в совокупности с удивительной надежностью грузовика и живучестью мотора, сделали его безумно популярным во многих странах континентальной Европы. Поэтому, чтобы угодить разнящимся требованиям клиентов, производители предложили обширную линейку силовых агрегатов.

Технические особенности тягача


В принципе, схема комплектования грузовика в соответствии с требованиями заказчика шведами отработана еще на прошлых моделях. Поэтому сразу после начала производства новой модели стали предлагаться различные вариации ее исполнения:

✅ несколько колесных формул
✅ одно- или двухспальная кабина
✅ модификация с повышенной крышей Globetrotter (появилась немного позже)
✅ широкая линейка двигателей

В общем-то, цифровое обозначение модели, так же как и у донора, указывало на рабочий объем двигателя (12 литров). Это были 6-цилиндровые турбодизели нескольких модификаций. В плане технических решений, мы имеем дело с 3-осными седельными тягачами (третья ось – не ведущая, вывешиваемая). По сравнению с 2-осной модификацией, здесь имелась не только удлиненная база, но и усиленная рама, выполненная из швеллера большего сечения. Чаще всего выпускались грузовики с низкой крышей и двухместным спальником.

Модификация с двумя мостами имела менее массивную раму. Фото: youtube.com

Особой модификацией считались фургоны, предназначенные для работы с прицепами-рефрижераторами. Последние оказались очень востребованными в СССР с его множественными грузоперевозками автомобильным транспортом. Они даже засветились на экране в некоторых документальных съемках о советских буднях и художественных фильмах. Разность исполнения этих тягачей прекрасно видна и в вариациях подвески, имевшей три типа:

✅ рессорная
✅ пневматическая
✅ смешанная

Конечно, второй вариант являлся примером повышенного комфорта поездки для водителя. Но и цена таких моделей была заметно выше. Ведь конструкция воздушной системы потребовала установку дополнительных шести воздушных кранов и подушек подвески, стабилизаторов поперечной устойчивости, сайлент-блоков и других элементов.

Двигатели подразделены на три основные модели: TD 121,122 и 123. Последний более дорогой напичкан электроникой, поэтому более уязвим. Многие пользователи назвали оптимальным «122-й». Он имеет простую систему управления ТНВД (механика, в составе двух тяг и пружины педали газа). Это делает ее максимально ремонтопригодной даже в полевых условиях. Один бывалый водитель поделился забавным случаем:

В сильные морозы мне пришлось срочно выехать с грузом. Возвращаясь домой уже порожняком глубокой ночью получил провал педали газа. Ситуация, мягко говоря, неприятная. Пришлось по холоду поднять кабину и увидеть, что соскочившая пружина с педали потерялась вместе с тягой. Чтобы не мерзнут в ночной пустынной местности, понадобилось срочно включать смекалку. Выручила конструкция из ветки рябины, резинки и кусочка проволоки. Из них я сварганил замену потерявшихся элементов и как-то смог добраться домой».


Этот же водитель заметил, что имел опыт эксплуатации Volvo F12 с различными моторами. Обо всех он высказался исключительно в положительном ключе. Каждый из этих движков преодолел отметку в 3 млн. км с родными коленвалами. Один этот показатель уже говорит о многом.

Новые модификации и переход к FH12


Со временем проявилась потребность в создании более компактных и более мощных модификаций. Так в 1983 году начат выпуск Volvo F10 с 10-литровым двигателем мощностью 320 л. с. В это же время шведы изменили внутренний интерьер кабины, немного осовременив его. Параллельно увеличился размер лобового остекления и появился вариант с высокой крышей. Спустя четыре года начат выпуск более Volvo F16 с большим объемом двигателя.

F10 в фильме «Машина смерти». Фото: youtube.com

Этот грузовик стал на тот момент самой мощной моделью среди коллег в Европе, предлагая максималку в 470 «лошадок». Его активно эксплуатировали в качестве лесовоза и других большегрузных автопоездов на рынках, где использовались и прежние модели.

Тогда же к дизайну кабины добавились стильные блок-фары. Все большую популярность стали приобретать грузовики с высокими кабинами. К началу 90-х изменения претерпела и механическая часть автомобиля. Например, как дополнительная функция стала возможной установка современной коробки-автомата.

В начале 90-х история линейки «F» подходила к своему завершению. Но только не в Иране. С этой страной шведов связывали давние и тесные отношения. Так в 1985 году компания Iran Kaveh начала выпуск шведской техники. Исламское государство в целом собрало более 10 тысяч автомобилей модели Volvo F12. Причем, сроки сборки продлились гораздо дольше, чем в Европе (до 2001 года). А грузовик стал одним из самых популярных в этой стране.

F12 с системой Intercooler. Фото: youtube.com

В самой же Швеции сборку F12 полностью прекратили в 1993 году. За все время на рынок поставлено более 200 тысяч единиц техники. На конвейере их заменила более современная FH12. Если вам было бы интересно больше узнать и об этой модели – напишите об этом в своих комментариях.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А вы согласны, что Volvo F12 – лучший тягач 80-х?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЛиАЗ-677 – один из самых популярных городских автобусов в СССР и РоссииЛиАЗ – от «лунохода» до электробуса