
РоАЗ – большие планы и короткая судьба
Предприятие официально вступило в строй в 2007-м году: в становлении завода принимала участие финансовая группа «Донинвест», частью которой и являлся РоАЗ. Ранее на этом места функционировал машиностроительный комплекс «Красный Аксай», основанный в 1891-м году (тогда это был медночугунолитейный завод) и производивший сельскохозяйственную технику. С 1999-го предприятие находилось на стадии банкротства. Строительство новых технологических линий было завершено буквально за 18 месяцев. Предполагалось, что по производительности РоАЗ выйдет на 2500 автобусов в год (максимум составлял 7 тыс. единиц техники). Изначально на заводе работало 900 человек, но руководство рассчитывало, что по мере загрузки мощностей, количество сотрудников вырастет до 1500.
Предпосылки к развитию были, и довольно серьезные. На предприятии существовало собственное КБ, а также инженерно-технологический отдел. Чтобы быстро разработать свой первый автобус, РоАЗ заключил соглашение с опытными партнерами: «Укравтобуспромом» (Львов, в советское время – ВКЭИ «Автобуспром) и ТагАЗом.
Через полтора года после модернизации завода «Красный Аксай» ростовские автобусы пошли в серию. Фото: YouTube.com
Последний также имел хороший опыт в постройке коммерческой техники: предприятие выпускало автобусы и грузовики южнокорейской Hyundai.
Первенец Ростовского завода по сути представлял собой модернизированный вариант украинского ТУР-А181. Эту модель впервые продемонстрировали широкой публике в 1998-м году. На сегодня известно, что единственный экземпляр эксплуатируется в аэропорту г. Львов. РоАЗ-236 считается автобусом категории М3.
Первая версия автобуса с четырьмя дверями. Фото: YouTube.com
К ней относятся транспортные средства для перевозки пассажиров с числом сидячих мест более восьми и массой свыше 5 т. Если судить по водительскому удостоверению, то для управления такой техники потребуется категория «D». По экстерьеру нельзя сказать, что машина как-то резко выделяется из «себе подобных»: по российским дорогам ездят и более эффектные внешне автобусы. Зато эксплуатационные характеристики вполне на уровне, да и производители комплектующих – весьма авторитетные.
Компоновка автобуса – продольная, силовой агрегат находится в задней части машины. Общее количество пассажиров – 120, число сидячих мест – 25. На транспортное средство установлен дизельный мотор Deutz BF6M1013FC (ФРГ) объемом 7,4 л, выдающий 286 «лошадей» и отвечающий условиям Euro 3. В комплекте с двигателем работает шестиступенчатая автоматическая КПП ZF Ecomat. От этой же компании используется рулевой управление и портальные мосты. Максимальный вес серийной машины достигает 17,8 т (у опытного образца был больше – 18,2 т). Минимальный радиус разворота – 12 м. Экстерьер машины приобрел окончательный вид с помощью немецких дизайнеров. РоАЗ дает гарантию на автобус – 100 тыс. км пробега либо 2 года эксплуатации.
К особенностям автобуса можно отнести наличие четырех дверей по одному борту, что несколько непривычно для россиян. Впервые общественности модель «5236» продемонстрировали в Крокус-Экспо – международном форуме по транспорту (2008-й год). А весной 2010-го ростовчане представили уже трехдверный вариант машины на выставке «Комтранс». Всего разработали три версии модели: для города, района и туризма. В КБ РоАЗ планировали со временем освоить выпуск 18-метровой сочлененной машины и автобусов среднего, малого классов (9 и 6 м соответственно). Также предполагалось организовать производство низкопольного троллейбуса длиной 12 м.
Во второй двери предусмотрен пандус для инвалидных колясок (с механическим приводом), напротив – специальная площадка под них. Кресла (пара штук), предназначенные для пожилых и пассажиров с детьми, оснащены подлокотниками.
Пандус для маломобильных пассажиров. Фото: YouTube.com
Правда, места находятся на этаком подиуме, под которым – тормозные ресиверы. Из технических плюсов стоит выделить книлинг – наклон автобуса для удобства посадки/высадки, плюс, автоматическая настройка высоты пола. Система – производства Sachs и ZF.
Проход в салоне между креслами достаточно широкий. Фото: YouTube.com
В первоначальном варианте автобуса комфортный микроклимат в жару поддерживался шестью вентиляторами наверху и форточками в каждом окне по левому борту. В дальнейшем решили количество «кулеров» уменьшить до трех, а три окна сделать глухими. Что касается зимы, тепло в салоне обеспечивают четыре обогревателя.
Здесь все на высоте: удобно и эргономично, приборная панель, которая регулируется вместе с рулем – от Siеmens VDO, есть и компьютер. Обзор с рабочего места хороший. Правда, вопросы возникают по поводу отсутствия перегородки с салоном: холод зимой, шум от пассажиров могут вызвать быстрое утомление водителя.
За рулем справа виден БУ. Фото: YouTube.com
Всего за время существования завода было произведено менее сотни автобусов РоАЗ-5236. Сегодня большинство машин эксплуатируются в автопарках г. Ростов-на-Дону. Модель стоит меньше, чем низкопольные «одноклассники» типа НефАЗ-VDL или «Волжанин», но дороже Ликинского ЛиАЗ-5292. Последняя цена новой машины РоАЗ-5236AD – 3 млн. 600 тыс. руб.
Летом 2008-го года завод подписал договор о поставке комплектующих для «отверточной» сборки четырех моделей автобусов, разработанных в КНР. Это РоАЗ-Zonda С9 и РоАЗ-Zonda С12, предназначенные для города, а также туристические версии РоАЗ-Zonda А5 и А7. Работы начались в конце того же 2008-го. Туристическая версия «Зонда» А7 в дальнейшем получила заводской индекс «5239». Полутораэтажная машина вмещала 51 пассажира-туриста. В движение ее приводил дизельный мотор Cummins, скомплектованный с коробкой ZF. Такие же агрегаты стояли и на других версиях китайских автобусов.
Туристическая ростовско-китайская версия «5239». Фото: YouTube.com
РоАЗ – первый завод в РФ, попытавшийся занять нишу пассажирского транспорта в среднем ценовом сегменте. А еще предприятие начало успешно решать одну из проблем китайской техники в России – сервисное обслуживание марки. Завод уже получил заказы на 117 единиц техники, но кризис помешал осуществить поставки. В результате была выпущена мизерная партия китайских автобусов ростовской сборки. Та же участь постигла новую «свою» модель с индексом «5236», но уже модифицированную, без четвертой двери в заднем свесе: испытания показали ее бесполезность. В итоге «облегченная» машина тоже была выпущена ограниченным тиражом.
Кризис 2008-го года осложнил финансовое положение предприятия, что проявилось через три года. В 2011-м на завод подали в суд иски украинские компании, которые требовали признания РоАЗ банкротом. Однако какое-то время завод работал, выпуская свои модели и собирая китайские. Судебные иски были отклонены. Но это не спасло завод: в конце этого же года его закрыли. А затем и вовсе ликвидировали. Основной причиной объявили нерентабельность производства и отсутствие перспектив марки.
Автобус с полузабытой эмблемой еще встречается на ростовских улицах. Фото: YouTube.com
Без работы на тот момент осталось 300 человек: часть из них перешла на ТагАЗ, но и он вскоре (в 2014-м) обанкротился.
Потихоньку автобусы от РоАЗ вырабатывают свой ресурс и списываются. Фото: YouTube.com
В том же 2011-м ликвидировали все производственные мощности: оборудование продали или распилили на металлолом. На месте «Красного Аксая» с 2016-го года теперь возводят дома под жилой микрорайон.
Предпосылки к развитию были, и довольно серьезные. На предприятии существовало собственное КБ, а также инженерно-технологический отдел. Чтобы быстро разработать свой первый автобус, РоАЗ заключил соглашение с опытными партнерами: «Укравтобуспромом» (Львов, в советское время – ВКЭИ «Автобуспром) и ТагАЗом.

Последний также имел хороший опыт в постройке коммерческой техники: предприятие выпускало автобусы и грузовики южнокорейской Hyundai.
РоАЗ-5236
Первенец Ростовского завода по сути представлял собой модернизированный вариант украинского ТУР-А181. Эту модель впервые продемонстрировали широкой публике в 1998-м году. На сегодня известно, что единственный экземпляр эксплуатируется в аэропорту г. Львов. РоАЗ-236 считается автобусом категории М3.

К ней относятся транспортные средства для перевозки пассажиров с числом сидячих мест более восьми и массой свыше 5 т. Если судить по водительскому удостоверению, то для управления такой техники потребуется категория «D». По экстерьеру нельзя сказать, что машина как-то резко выделяется из «себе подобных»: по российским дорогам ездят и более эффектные внешне автобусы. Зато эксплуатационные характеристики вполне на уровне, да и производители комплектующих – весьма авторитетные.
Технические данные
Компоновка автобуса – продольная, силовой агрегат находится в задней части машины. Общее количество пассажиров – 120, число сидячих мест – 25. На транспортное средство установлен дизельный мотор Deutz BF6M1013FC (ФРГ) объемом 7,4 л, выдающий 286 «лошадей» и отвечающий условиям Euro 3. В комплекте с двигателем работает шестиступенчатая автоматическая КПП ZF Ecomat. От этой же компании используется рулевой управление и портальные мосты. Максимальный вес серийной машины достигает 17,8 т (у опытного образца был больше – 18,2 т). Минимальный радиус разворота – 12 м. Экстерьер машины приобрел окончательный вид с помощью немецких дизайнеров. РоАЗ дает гарантию на автобус – 100 тыс. км пробега либо 2 года эксплуатации.
В официальном списке комплектующих – 29 позиций. Силовой агрегат, топливная система, мосты и 6 других важнейших узлов – немецкие. Тормоза вместе с ABS – американские, зеркала – турецкие, а привод створчатых дверей – из Италии.
К особенностям автобуса можно отнести наличие четырех дверей по одному борту, что несколько непривычно для россиян. Впервые общественности модель «5236» продемонстрировали в Крокус-Экспо – международном форуме по транспорту (2008-й год). А весной 2010-го ростовчане представили уже трехдверный вариант машины на выставке «Комтранс». Всего разработали три версии модели: для города, района и туризма. В КБ РоАЗ планировали со временем освоить выпуск 18-метровой сочлененной машины и автобусов среднего, малого классов (9 и 6 м соответственно). Также предполагалось организовать производство низкопольного троллейбуса длиной 12 м.
Внутри салона
Во второй двери предусмотрен пандус для инвалидных колясок (с механическим приводом), напротив – специальная площадка под них. Кресла (пара штук), предназначенные для пожилых и пассажиров с детьми, оснащены подлокотниками.

Правда, места находятся на этаком подиуме, под которым – тормозные ресиверы. Из технических плюсов стоит выделить книлинг – наклон автобуса для удобства посадки/высадки, плюс, автоматическая настройка высоты пола. Система – производства Sachs и ZF.

В первоначальном варианте автобуса комфортный микроклимат в жару поддерживался шестью вентиляторами наверху и форточками в каждом окне по левому борту. В дальнейшем решили количество «кулеров» уменьшить до трех, а три окна сделать глухими. Что касается зимы, тепло в салоне обеспечивают четыре обогревателя.
Рабочее место водителя
Здесь все на высоте: удобно и эргономично, приборная панель, которая регулируется вместе с рулем – от Siеmens VDO, есть и компьютер. Обзор с рабочего места хороший. Правда, вопросы возникают по поводу отсутствия перегородки с салоном: холод зимой, шум от пассажиров могут вызвать быстрое утомление водителя.

Всего за время существования завода было произведено менее сотни автобусов РоАЗ-5236. Сегодня большинство машин эксплуатируются в автопарках г. Ростов-на-Дону. Модель стоит меньше, чем низкопольные «одноклассники» типа НефАЗ-VDL или «Волжанин», но дороже Ликинского ЛиАЗ-5292. Последняя цена новой машины РоАЗ-5236AD – 3 млн. 600 тыс. руб.
Ростов – Китай
Летом 2008-го года завод подписал договор о поставке комплектующих для «отверточной» сборки четырех моделей автобусов, разработанных в КНР. Это РоАЗ-Zonda С9 и РоАЗ-Zonda С12, предназначенные для города, а также туристические версии РоАЗ-Zonda А5 и А7. Работы начались в конце того же 2008-го. Туристическая версия «Зонда» А7 в дальнейшем получила заводской индекс «5239». Полутораэтажная машина вмещала 51 пассажира-туриста. В движение ее приводил дизельный мотор Cummins, скомплектованный с коробкой ZF. Такие же агрегаты стояли и на других версиях китайских автобусов.

РоАЗ – первый завод в РФ, попытавшийся занять нишу пассажирского транспорта в среднем ценовом сегменте. А еще предприятие начало успешно решать одну из проблем китайской техники в России – сервисное обслуживание марки. Завод уже получил заказы на 117 единиц техники, но кризис помешал осуществить поставки. В результате была выпущена мизерная партия китайских автобусов ростовской сборки. Та же участь постигла новую «свою» модель с индексом «5236», но уже модифицированную, без четвертой двери в заднем свесе: испытания показали ее бесполезность. В итоге «облегченная» машина тоже была выпущена ограниченным тиражом.
Финал
Кризис 2008-го года осложнил финансовое положение предприятия, что проявилось через три года. В 2011-м на завод подали в суд иски украинские компании, которые требовали признания РоАЗ банкротом. Однако какое-то время завод работал, выпуская свои модели и собирая китайские. Судебные иски были отклонены. Но это не спасло завод: в конце этого же года его закрыли. А затем и вовсе ликвидировали. Основной причиной объявили нерентабельность производства и отсутствие перспектив марки.

Без работы на тот момент осталось 300 человек: часть из них перешла на ТагАЗ, но и он вскоре (в 2014-м) обанкротился.

В том же 2011-м ликвидировали все производственные мощности: оборудование продали или распилили на металлолом. На месте «Красного Аксая» с 2016-го года теперь возводят дома под жилой микрорайон.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....