
«Супервэны»: как Ford Transit выходит на гоночные трассы
Первое поколение «Транзита» появилось в продаже в 1965 году. Это если считать официальную хронологию Ford, которую компания ведет, представляя очередную модель. Некоторые думают, что к линейке стоит добавить фургон FK 1000, позже переименованный в Ford Taunus Transit. Эта машина выпускалась с 1953 по 1965 год на заводе в немецком Кёльне. Так или иначе, на протяжении 40 лет семейство Transit лидировало по продажам в Европе в классе легкого коммерческого транспорта.
Кроме фургонов, микроавтобусов, бортовых грузовиков и менее популярных автодомов, медицинских авто и рефрижераторов, были и совсем штучные версии. Знали ли вы, что Ford Transit вполне мог показать класс на гоночных трассах? Тем более что последняя модификация засветилась на «Восхождении на Пайкс-Пик» всего несколько дней назад. Но начнем издалека.
Самый ранний Supervan выглядел как чья-то странная шутка. По сути это был «замаскированный» суперкар GT40. Впервые он представлен в апреле 1971 года. Если не учитывать раскраски кузова, авто казался самым обычным Ford Transit. Зато на испытаниях зрители узнали, что машину ведет 435-сильный мотор. При внешней неуклюжести Supervan разгонялся до сотни за 7 секунд, а в целом мог достигнуть предельных 240 км/ч. При этом от пилота требовался настоящий профессионализм и стальные нервы. Аэродинамика фургона не была готова к таким испытаниям и машина опасно раскачивалась на поворотах.

Совершенно обычная машина, не так ли? Фото: YouTube.com
Второе поколение увидело свет в 1984, когда всерьез шли разговоры о полном прекращении выпуска «Транзитов» в целом. Вряд ли гоночный прототип смог переубедить менеджмент компании, но последовавшая за ним волна интереса — вполне. На этот раз было решено пожертвовать типичным дизайном «рабочей лошадки» в пользу управляемости. Были опасения, что более мощный мотор все-таки сможет опрокинуть стандартный кузов Transit.

А здесь создатели явно вдохновлялись монстром Франкенштейна. Фото: YouTube.com
Машина получила приземленную «юбку в пол» с огромными аэродинамическими элементами. В качестве прототипа взяли формы Ford C100 из тестового семейства. Но здесь кузов выполнен из легкого стеклопластика. В комбинации с новым восьмицилиндровым мотором от Cosworth у пилота получилось разогнать авто до 280 км/ч. При объеме в 3,9 литра двигатель выдавал полновесные 590 л. с.
Supervan 3 увидел свет спустя еще 10 лет. На этот раз руководители компании разглядели маркетинговый потенциал гоночного прототипа. Они приурочили испытания к выходу рестайлинга второго поколения Ford Transit. Разумеется, у «Супервэна» было довольно мало общего с коммерческой версией машины. Сравнить хотя бы моторы: стандартные «Транзиты» оснащались турбодизелями на 85, 100 или 115 л. с. В это же время Supervan 3 получил восьмицилиндровый Cosworth HB с настраиваемой мощностью от 630 до 700 «лошадей».
В целом это было не полноценное продолжение, а скорее глубокая доработка второй модели. Кузов «доведен до ума», теперь он выглядит не настолько чужеродно при выигрыше в обтекаемости. Но в нем все еще активно применяются композитные материалы и используется схожая схема аэродинамики. Машина получила гоночную расцветку и массивный спойлер сзади.

Третье поколение было не самым странным на фоне концептов тех лет. Фото: YouTube.com
Хотя автомобиль не использовался в полноценных гоночных заездах, машину не раз испытывали различные автожурналисты. Спустя несколько лет ответственные за Supervan 3 решили пойти на даунгрейд. Незнакомые с этим авто часто разгонялись до опасных скоростей, сами того не ожидая от «Транзита». Но даже с мотором почти втрое слабее фургон мог ускориться до 240 км/ч. На этот раз под капот убрали трехлитровый Ford-Cosworth мощностью 264 л. с.
Со времен переоснащения третьего «Супервэна» в 2004 году многим казалось, что компания умерила амбиции и забыла про линейку. Тем неожиданнее стало то, что они представили на фестивале скорости в Гудвуде в 2022 году. Машина внешне далеко ушла от форм «Транзита», но просто так бросать серию со звучным именем в компании не намерены.
Тем более что концерну хотелось подчеркнуть преимущество первой электрической модели над устаревшей бензиновой. В этом плане Pro Electric SuperVan действительно не оставляет им шансов. Над машиной работали одновременно основное гоночное подразделение Ford Performance, немецкий офис Ford Design и австрийцы из STARD. Четыре электромотора выдают суммарные 2000 л. с., с ними фургон разгоняется до 100 км/ч быстрее, чем за две секунды. Максимальную скорость при таких параметрах вычислить сложно.

Это уже почти спорткар. Фото: YouTube.com
При разработке суперфургона взяли базу от Ford E-Transit Custom, хотя найти их сходство сложно. Машина строится из композитных панелей вокруг металлического каркаса. Здесь лежит батарея на 50 кВт*ч с системой жидкостного охлаждения. «Заточенность» под драг-рейсы и гоночные круги ставит скорость зарядки выше общего резерва емкости. Восстановить запас энергии с минимума до 100% можно за 45 минут.
По части электроники машина тоже выглядит передовой. Предусмотрено пять заранее определенных режимов с говорящими названиями: Track, Drift, Drag, Rally и Road. Последний — «спокойный», хотя фургон все равно разгоняется с пугающей скоростью. Переключаться между ними можно за доли секунды. Специально для эффектного старта или заноса есть возможность заблокировать одну из осей.
Прошел всего год, а не минимум десять, как было между другими «Супервэнами». Но и представленная в этом году машина «не дотянула» до пятого поколения и получила название SuperVan 4,2. Ее создавали в основном те же люди с единственной целью: выиграть гонку на Пайкс-Пик. Это сложный высокогорный заезд на 20 километров со множеством опасных моментов и разреженной атмосферой, не предназначенной для моторов машин.

Встречаем победителя! Фото: YouTube.com
Забегая вперед, это почти что удалось. В «открытом дивизионе» Ромен Дюма поставил лучшее время, пройдя трассу за 8 минут и 47 секунд. В общем же зачете не хватило 0:07 до первого места — почетное серебро. Всего же участвовало 66 экипажей, из которых напротив девяти фамилий стоит надпись «Did not finish» — «не финишировал».
Основное отличие версии 4,2 от прошлогодней — полностью переосмысленная аэродинамика. Она проектировалась специально под высокогорную трассу. Например, даже на скорости 240 км/ч прижимная сила достигает двух тонн. В первую очередь благодарить за это нужно новую форму антикрыла, увеличенный сплитер и перебалансированное шасси.
Комплект электромоторов упростили: теперь их три вместо четырех, суммарная мощность — 1400 л. с. Зато аккумуляторы сменились на технически более продвинутые. Рекуперация «впитывает» до 3/5 мощности при торможении.
На прочих комплектующих тоже не экономили. Для гонки разработали новые полуоси. Используются углерод-керамические тормоза, лобовое стекло заменено на легкий плексиглас. Дополняют картину специально подобранные гоночные шины Pirelli.
Успех машины на гонке оставляет надежду, что в ближайшие годы (или даже в следующем) мы увидим новый Supervan. Будет ли это полноценное пятое поколение или еще одно «четыре с дробью» — узнаем вскоре.
Кроме фургонов, микроавтобусов, бортовых грузовиков и менее популярных автодомов, медицинских авто и рефрижераторов, были и совсем штучные версии. Знали ли вы, что Ford Transit вполне мог показать класс на гоночных трассах? Тем более что последняя модификация засветилась на «Восхождении на Пайкс-Пик» всего несколько дней назад. Но начнем издалека.
Первые два поколения
Самый ранний Supervan выглядел как чья-то странная шутка. По сути это был «замаскированный» суперкар GT40. Впервые он представлен в апреле 1971 года. Если не учитывать раскраски кузова, авто казался самым обычным Ford Transit. Зато на испытаниях зрители узнали, что машину ведет 435-сильный мотор. При внешней неуклюжести Supervan разгонялся до сотни за 7 секунд, а в целом мог достигнуть предельных 240 км/ч. При этом от пилота требовался настоящий профессионализм и стальные нервы. Аэродинамика фургона не была готова к таким испытаниям и машина опасно раскачивалась на поворотах.

Совершенно обычная машина, не так ли? Фото: YouTube.com
Второе поколение увидело свет в 1984, когда всерьез шли разговоры о полном прекращении выпуска «Транзитов» в целом. Вряд ли гоночный прототип смог переубедить менеджмент компании, но последовавшая за ним волна интереса — вполне. На этот раз было решено пожертвовать типичным дизайном «рабочей лошадки» в пользу управляемости. Были опасения, что более мощный мотор все-таки сможет опрокинуть стандартный кузов Transit.

А здесь создатели явно вдохновлялись монстром Франкенштейна. Фото: YouTube.com
Машина получила приземленную «юбку в пол» с огромными аэродинамическими элементами. В качестве прототипа взяли формы Ford C100 из тестового семейства. Но здесь кузов выполнен из легкого стеклопластика. В комбинации с новым восьмицилиндровым мотором от Cosworth у пилота получилось разогнать авто до 280 км/ч. При объеме в 3,9 литра двигатель выдавал полновесные 590 л. с.
Третья генерация и ее откат
Supervan 3 увидел свет спустя еще 10 лет. На этот раз руководители компании разглядели маркетинговый потенциал гоночного прототипа. Они приурочили испытания к выходу рестайлинга второго поколения Ford Transit. Разумеется, у «Супервэна» было довольно мало общего с коммерческой версией машины. Сравнить хотя бы моторы: стандартные «Транзиты» оснащались турбодизелями на 85, 100 или 115 л. с. В это же время Supervan 3 получил восьмицилиндровый Cosworth HB с настраиваемой мощностью от 630 до 700 «лошадей».
В целом это было не полноценное продолжение, а скорее глубокая доработка второй модели. Кузов «доведен до ума», теперь он выглядит не настолько чужеродно при выигрыше в обтекаемости. Но в нем все еще активно применяются композитные материалы и используется схожая схема аэродинамики. Машина получила гоночную расцветку и массивный спойлер сзади.

Третье поколение было не самым странным на фоне концептов тех лет. Фото: YouTube.com
Хотя автомобиль не использовался в полноценных гоночных заездах, машину не раз испытывали различные автожурналисты. Спустя несколько лет ответственные за Supervan 3 решили пойти на даунгрейд. Незнакомые с этим авто часто разгонялись до опасных скоростей, сами того не ожидая от «Транзита». Но даже с мотором почти втрое слабее фургон мог ускориться до 240 км/ч. На этот раз под капот убрали трехлитровый Ford-Cosworth мощностью 264 л. с.
Эпоха электрификации
Со времен переоснащения третьего «Супервэна» в 2004 году многим казалось, что компания умерила амбиции и забыла про линейку. Тем неожиданнее стало то, что они представили на фестивале скорости в Гудвуде в 2022 году. Машина внешне далеко ушла от форм «Транзита», но просто так бросать серию со звучным именем в компании не намерены.
Тем более что концерну хотелось подчеркнуть преимущество первой электрической модели над устаревшей бензиновой. В этом плане Pro Electric SuperVan действительно не оставляет им шансов. Над машиной работали одновременно основное гоночное подразделение Ford Performance, немецкий офис Ford Design и австрийцы из STARD. Четыре электромотора выдают суммарные 2000 л. с., с ними фургон разгоняется до 100 км/ч быстрее, чем за две секунды. Максимальную скорость при таких параметрах вычислить сложно.

Это уже почти спорткар. Фото: YouTube.com
При разработке суперфургона взяли базу от Ford E-Transit Custom, хотя найти их сходство сложно. Машина строится из композитных панелей вокруг металлического каркаса. Здесь лежит батарея на 50 кВт*ч с системой жидкостного охлаждения. «Заточенность» под драг-рейсы и гоночные круги ставит скорость зарядки выше общего резерва емкости. Восстановить запас энергии с минимума до 100% можно за 45 минут.
По части электроники машина тоже выглядит передовой. Предусмотрено пять заранее определенных режимов с говорящими названиями: Track, Drift, Drag, Rally и Road. Последний — «спокойный», хотя фургон все равно разгоняется с пугающей скоростью. Переключаться между ними можно за доли секунды. Специально для эффектного старта или заноса есть возможность заблокировать одну из осей.
Новейший образец
Прошел всего год, а не минимум десять, как было между другими «Супервэнами». Но и представленная в этом году машина «не дотянула» до пятого поколения и получила название SuperVan 4,2. Ее создавали в основном те же люди с единственной целью: выиграть гонку на Пайкс-Пик. Это сложный высокогорный заезд на 20 километров со множеством опасных моментов и разреженной атмосферой, не предназначенной для моторов машин.

Встречаем победителя! Фото: YouTube.com
Забегая вперед, это почти что удалось. В «открытом дивизионе» Ромен Дюма поставил лучшее время, пройдя трассу за 8 минут и 47 секунд. В общем же зачете не хватило 0:07 до первого места — почетное серебро. Всего же участвовало 66 экипажей, из которых напротив девяти фамилий стоит надпись «Did not finish» — «не финишировал».
Основное отличие версии 4,2 от прошлогодней — полностью переосмысленная аэродинамика. Она проектировалась специально под высокогорную трассу. Например, даже на скорости 240 км/ч прижимная сила достигает двух тонн. В первую очередь благодарить за это нужно новую форму антикрыла, увеличенный сплитер и перебалансированное шасси.
Комплект электромоторов упростили: теперь их три вместо четырех, суммарная мощность — 1400 л. с. Зато аккумуляторы сменились на технически более продвинутые. Рекуперация «впитывает» до 3/5 мощности при торможении.
На прочих комплектующих тоже не экономили. Для гонки разработали новые полуоси. Используются углерод-керамические тормоза, лобовое стекло заменено на легкий плексиглас. Дополняют картину специально подобранные гоночные шины Pirelli.
Успех машины на гонке оставляет надежду, что в ближайшие годы (или даже в следующем) мы увидим новый Supervan. Будет ли это полноценное пятое поколение или еще одно «четыре с дробью» — узнаем вскоре.
- mkslzrd
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....