.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Супервэны»: как Ford Transit выходит на гоночные трассы

«Супервэны»: как Ford Transit выходит на гоночные трассы
Первое поколение «Транзита» появилось в продаже в 1965 году. Это если считать официальную хронологию Ford, которую компания ведет, представляя очередную модель. Некоторые думают, что к линейке стоит добавить фургон FK 1000, позже переименованный в Ford Taunus Transit. Эта машина выпускалась с 1953 по 1965 год на заводе в немецком Кёльне. Так или иначе, на протяжении 40 лет семейство Transit лидировало по продажам в Европе в классе легкого коммерческого транспорта.


Кроме фургонов, микроавтобусов, бортовых грузовиков и менее популярных автодомов, медицинских авто и рефрижераторов, были и совсем штучные версии. Знали ли вы, что Ford Transit вполне мог показать класс на гоночных трассах? Тем более что последняя модификация засветилась на «Восхождении на Пайкс-Пик» всего несколько дней назад. Но начнем издалека.

Первые два поколения


Самый ранний Supervan выглядел как чья-то странная шутка. По сути это был «замаскированный» суперкар GT40. Впервые он представлен в апреле 1971 года. Если не учитывать раскраски кузова, авто казался самым обычным Ford Transit. Зато на испытаниях зрители узнали, что машину ведет 435-сильный мотор. При внешней неуклюжести Supervan разгонялся до сотни за 7 секунд, а в целом мог достигнуть предельных 240 км/ч. При этом от пилота требовался настоящий профессионализм и стальные нервы. Аэродинамика фургона не была готова к таким испытаниям и машина опасно раскачивалась на поворотах.

«Супервэны»: как Ford Transit выходит на гоночные трассы
Совершенно обычная машина, не так ли? Фото: YouTube.com

Второе поколение увидело свет в 1984, когда всерьез шли разговоры о полном прекращении выпуска «Транзитов» в целом. Вряд ли гоночный прототип смог переубедить менеджмент компании, но последовавшая за ним волна интереса — вполне. На этот раз было решено пожертвовать типичным дизайном «рабочей лошадки» в пользу управляемости. Были опасения, что более мощный мотор все-таки сможет опрокинуть стандартный кузов Transit.


А здесь создатели явно вдохновлялись монстром Франкенштейна. Фото: YouTube.com

Машина получила приземленную «юбку в пол» с огромными аэродинамическими элементами. В качестве прототипа взяли формы Ford C100 из тестового семейства. Но здесь кузов выполнен из легкого стеклопластика. В комбинации с новым восьмицилиндровым мотором от Cosworth у пилота получилось разогнать авто до 280 км/ч. При объеме в 3,9 литра двигатель выдавал полновесные 590 л. с.

Третья генерация и ее откат


Supervan 3 увидел свет спустя еще 10 лет. На этот раз руководители компании разглядели маркетинговый потенциал гоночного прототипа. Они приурочили испытания к выходу рестайлинга второго поколения Ford Transit. Разумеется, у «Супервэна» было довольно мало общего с коммерческой версией машины. Сравнить хотя бы моторы: стандартные «Транзиты» оснащались турбодизелями на 85, 100 или 115 л. с. В это же время Supervan 3 получил восьмицилиндровый Cosworth HB с настраиваемой мощностью от 630 до 700 «лошадей».

В целом это было не полноценное продолжение, а скорее глубокая доработка второй модели. Кузов «доведен до ума», теперь он выглядит не настолько чужеродно при выигрыше в обтекаемости. Но в нем все еще активно применяются композитные материалы и используется схожая схема аэродинамики. Машина получила гоночную расцветку и массивный спойлер сзади.


Третье поколение было не самым странным на фоне концептов тех лет. Фото: YouTube.com

Хотя автомобиль не использовался в полноценных гоночных заездах, машину не раз испытывали различные автожурналисты. Спустя несколько лет ответственные за Supervan 3 решили пойти на даунгрейд. Незнакомые с этим авто часто разгонялись до опасных скоростей, сами того не ожидая от «Транзита». Но даже с мотором почти втрое слабее фургон мог ускориться до 240 км/ч. На этот раз под капот убрали трехлитровый Ford-Cosworth мощностью 264 л. с.

Эпоха электрификации


Со времен переоснащения третьего «Супервэна» в 2004 году многим казалось, что компания умерила амбиции и забыла про линейку. Тем неожиданнее стало то, что они представили на фестивале скорости в Гудвуде в 2022 году. Машина внешне далеко ушла от форм «Транзита», но просто так бросать серию со звучным именем в компании не намерены.

Тем более что концерну хотелось подчеркнуть преимущество первой электрической модели над устаревшей бензиновой. В этом плане Pro Electric SuperVan действительно не оставляет им шансов. Над машиной работали одновременно основное гоночное подразделение Ford Performance, немецкий офис Ford Design и австрийцы из STARD. Четыре электромотора выдают суммарные 2000 л. с., с ними фургон разгоняется до 100 км/ч быстрее, чем за две секунды. Максимальную скорость при таких параметрах вычислить сложно.


Это уже почти спорткар. Фото: YouTube.com

При разработке суперфургона взяли базу от Ford E-Transit Custom, хотя найти их сходство сложно. Машина строится из композитных панелей вокруг металлического каркаса. Здесь лежит батарея на 50 кВт*ч с системой жидкостного охлаждения. «Заточенность» под драг-рейсы и гоночные круги ставит скорость зарядки выше общего резерва емкости. Восстановить запас энергии с минимума до 100% можно за 45 минут.

По части электроники машина тоже выглядит передовой. Предусмотрено пять заранее определенных режимов с говорящими названиями: Track, Drift, Drag, Rally и Road. Последний — «спокойный», хотя фургон все равно разгоняется с пугающей скоростью. Переключаться между ними можно за доли секунды. Специально для эффектного старта или заноса есть возможность заблокировать одну из осей.

Новейший образец


Прошел всего год, а не минимум десять, как было между другими «Супервэнами». Но и представленная в этом году машина «не дотянула» до пятого поколения и получила название SuperVan 4,2. Ее создавали в основном те же люди с единственной целью: выиграть гонку на Пайкс-Пик. Это сложный высокогорный заезд на 20 километров со множеством опасных моментов и разреженной атмосферой, не предназначенной для моторов машин.


Встречаем победителя! Фото: YouTube.com

Забегая вперед, это почти что удалось. В «открытом дивизионе» Ромен Дюма поставил лучшее время, пройдя трассу за 8 минут и 47 секунд. В общем же зачете не хватило 0:07 до первого места — почетное серебро. Всего же участвовало 66 экипажей, из которых напротив девяти фамилий стоит надпись «Did not finish» — «не финишировал».

Основное отличие версии 4,2 от прошлогодней — полностью переосмысленная аэродинамика. Она проектировалась специально под высокогорную трассу. Например, даже на скорости 240 км/ч прижимная сила достигает двух тонн. В первую очередь благодарить за это нужно новую форму антикрыла, увеличенный сплитер и перебалансированное шасси.

Комплект электромоторов упростили: теперь их три вместо четырех, суммарная мощность — 1400 л. с. Зато аккумуляторы сменились на технически более продвинутые. Рекуперация «впитывает» до 3/5 мощности при торможении.

На прочих комплектующих тоже не экономили. Для гонки разработали новые полуоси. Используются углерод-керамические тормоза, лобовое стекло заменено на легкий плексиглас. Дополняют картину специально подобранные гоночные шины Pirelli.

Успех машины на гонке оставляет надежду, что в ближайшие годы (или даже в следующем) мы увидим новый Supervan. Будет ли это полноценное пятое поколение или еще одно «четыре с дробью» — узнаем вскоре.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Вы бы хотели увидеть следующий Supervan?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Малые серии линейки Ford TaunusPeugeot 205 T16 «Пайкс-Пик»