«Супервэны»: как Ford Transit выходит на гоночные трассы
Первое поколение «Транзита» появилось в продаже в 1965 году. Это если считать официальную хронологию Ford, которую компания ведет, представляя очередную модель. Некоторые думают, что к линейке стоит добавить фургон FK 1000, позже переименованный в Ford Taunus Transit. Эта машина выпускалась с 1953 по 1965 год на заводе в немецком Кёльне. Так или иначе, на протяжении 40 лет семейство Transit лидировало по продажам в Европе в классе легкого коммерческого транспорта.
Кроме фургонов, микроавтобусов, бортовых грузовиков и менее популярных автодомов, медицинских авто и рефрижераторов, были и совсем штучные версии. Знали ли вы, что Ford Transit вполне мог показать класс на гоночных трассах? Тем более что последняя модификация засветилась на «Восхождении на Пайкс-Пик» всего несколько дней назад. Но начнем издалека.
Самый ранний Supervan выглядел как чья-то странная шутка. По сути это был «замаскированный» суперкар GT40. Впервые он представлен в апреле 1971 года. Если не учитывать раскраски кузова, авто казался самым обычным Ford Transit. Зато на испытаниях зрители узнали, что машину ведет 435-сильный мотор. При внешней неуклюжести Supervan разгонялся до сотни за 7 секунд, а в целом мог достигнуть предельных 240 км/ч. При этом от пилота требовался настоящий профессионализм и стальные нервы. Аэродинамика фургона не была готова к таким испытаниям и машина опасно раскачивалась на поворотах.
Совершенно обычная машина, не так ли? Фото: YouTube.com
Второе поколение увидело свет в 1984, когда всерьез шли разговоры о полном прекращении выпуска «Транзитов» в целом. Вряд ли гоночный прототип смог переубедить менеджмент компании, но последовавшая за ним волна интереса — вполне. На этот раз было решено пожертвовать типичным дизайном «рабочей лошадки» в пользу управляемости. Были опасения, что более мощный мотор все-таки сможет опрокинуть стандартный кузов Transit.
А здесь создатели явно вдохновлялись монстром Франкенштейна. Фото: YouTube.com
Машина получила приземленную «юбку в пол» с огромными аэродинамическими элементами. В качестве прототипа взяли формы Ford C100 из тестового семейства. Но здесь кузов выполнен из легкого стеклопластика. В комбинации с новым восьмицилиндровым мотором от Cosworth у пилота получилось разогнать авто до 280 км/ч. При объеме в 3,9 литра двигатель выдавал полновесные 590 л. с.
Supervan 3 увидел свет спустя еще 10 лет. На этот раз руководители компании разглядели маркетинговый потенциал гоночного прототипа. Они приурочили испытания к выходу рестайлинга второго поколения Ford Transit. Разумеется, у «Супервэна» было довольно мало общего с коммерческой версией машины. Сравнить хотя бы моторы: стандартные «Транзиты» оснащались турбодизелями на 85, 100 или 115 л. с. В это же время Supervan 3 получил восьмицилиндровый Cosworth HB с настраиваемой мощностью от 630 до 700 «лошадей».
В целом это было не полноценное продолжение, а скорее глубокая доработка второй модели. Кузов «доведен до ума», теперь он выглядит не настолько чужеродно при выигрыше в обтекаемости. Но в нем все еще активно применяются композитные материалы и используется схожая схема аэродинамики. Машина получила гоночную расцветку и массивный спойлер сзади.
Третье поколение было не самым странным на фоне концептов тех лет. Фото: YouTube.com
Хотя автомобиль не использовался в полноценных гоночных заездах, машину не раз испытывали различные автожурналисты. Спустя несколько лет ответственные за Supervan 3 решили пойти на даунгрейд. Незнакомые с этим авто часто разгонялись до опасных скоростей, сами того не ожидая от «Транзита». Но даже с мотором почти втрое слабее фургон мог ускориться до 240 км/ч. На этот раз под капот убрали трехлитровый Ford-Cosworth мощностью 264 л. с.
Со времен переоснащения третьего «Супервэна» в 2004 году многим казалось, что компания умерила амбиции и забыла про линейку. Тем неожиданнее стало то, что они представили на фестивале скорости в Гудвуде в 2022 году. Машина внешне далеко ушла от форм «Транзита», но просто так бросать серию со звучным именем в компании не намерены.
Тем более что концерну хотелось подчеркнуть преимущество первой электрической модели над устаревшей бензиновой. В этом плане Pro Electric SuperVan действительно не оставляет им шансов. Над машиной работали одновременно основное гоночное подразделение Ford Performance, немецкий офис Ford Design и австрийцы из STARD. Четыре электромотора выдают суммарные 2000 л. с., с ними фургон разгоняется до 100 км/ч быстрее, чем за две секунды. Максимальную скорость при таких параметрах вычислить сложно.
Это уже почти спорткар. Фото: YouTube.com
При разработке суперфургона взяли базу от Ford E-Transit Custom, хотя найти их сходство сложно. Машина строится из композитных панелей вокруг металлического каркаса. Здесь лежит батарея на 50 кВт*ч с системой жидкостного охлаждения. «Заточенность» под драг-рейсы и гоночные круги ставит скорость зарядки выше общего резерва емкости. Восстановить запас энергии с минимума до 100% можно за 45 минут.
По части электроники машина тоже выглядит передовой. Предусмотрено пять заранее определенных режимов с говорящими названиями: Track, Drift, Drag, Rally и Road. Последний — «спокойный», хотя фургон все равно разгоняется с пугающей скоростью. Переключаться между ними можно за доли секунды. Специально для эффектного старта или заноса есть возможность заблокировать одну из осей.
Прошел всего год, а не минимум десять, как было между другими «Супервэнами». Но и представленная в этом году машина «не дотянула» до пятого поколения и получила название SuperVan 4,2. Ее создавали в основном те же люди с единственной целью: выиграть гонку на Пайкс-Пик. Это сложный высокогорный заезд на 20 километров со множеством опасных моментов и разреженной атмосферой, не предназначенной для моторов машин.
Встречаем победителя! Фото: YouTube.com
Забегая вперед, это почти что удалось. В «открытом дивизионе» Ромен Дюма поставил лучшее время, пройдя трассу за 8 минут и 47 секунд. В общем же зачете не хватило 0:07 до первого места — почетное серебро. Всего же участвовало 66 экипажей, из которых напротив девяти фамилий стоит надпись «Did not finish» — «не финишировал».
Основное отличие версии 4,2 от прошлогодней — полностью переосмысленная аэродинамика. Она проектировалась специально под высокогорную трассу. Например, даже на скорости 240 км/ч прижимная сила достигает двух тонн. В первую очередь благодарить за это нужно новую форму антикрыла, увеличенный сплитер и перебалансированное шасси.
Комплект электромоторов упростили: теперь их три вместо четырех, суммарная мощность — 1400 л. с. Зато аккумуляторы сменились на технически более продвинутые. Рекуперация «впитывает» до 3/5 мощности при торможении.
На прочих комплектующих тоже не экономили. Для гонки разработали новые полуоси. Используются углерод-керамические тормоза, лобовое стекло заменено на легкий плексиглас. Дополняют картину специально подобранные гоночные шины Pirelli.
Успех машины на гонке оставляет надежду, что в ближайшие годы (или даже в следующем) мы увидим новый Supervan. Будет ли это полноценное пятое поколение или еще одно «четыре с дробью» — узнаем вскоре.
Кроме фургонов, микроавтобусов, бортовых грузовиков и менее популярных автодомов, медицинских авто и рефрижераторов, были и совсем штучные версии. Знали ли вы, что Ford Transit вполне мог показать класс на гоночных трассах? Тем более что последняя модификация засветилась на «Восхождении на Пайкс-Пик» всего несколько дней назад. Но начнем издалека.
Первые два поколения
Самый ранний Supervan выглядел как чья-то странная шутка. По сути это был «замаскированный» суперкар GT40. Впервые он представлен в апреле 1971 года. Если не учитывать раскраски кузова, авто казался самым обычным Ford Transit. Зато на испытаниях зрители узнали, что машину ведет 435-сильный мотор. При внешней неуклюжести Supervan разгонялся до сотни за 7 секунд, а в целом мог достигнуть предельных 240 км/ч. При этом от пилота требовался настоящий профессионализм и стальные нервы. Аэродинамика фургона не была готова к таким испытаниям и машина опасно раскачивалась на поворотах.
Совершенно обычная машина, не так ли? Фото: YouTube.com
Второе поколение увидело свет в 1984, когда всерьез шли разговоры о полном прекращении выпуска «Транзитов» в целом. Вряд ли гоночный прототип смог переубедить менеджмент компании, но последовавшая за ним волна интереса — вполне. На этот раз было решено пожертвовать типичным дизайном «рабочей лошадки» в пользу управляемости. Были опасения, что более мощный мотор все-таки сможет опрокинуть стандартный кузов Transit.
А здесь создатели явно вдохновлялись монстром Франкенштейна. Фото: YouTube.com
Машина получила приземленную «юбку в пол» с огромными аэродинамическими элементами. В качестве прототипа взяли формы Ford C100 из тестового семейства. Но здесь кузов выполнен из легкого стеклопластика. В комбинации с новым восьмицилиндровым мотором от Cosworth у пилота получилось разогнать авто до 280 км/ч. При объеме в 3,9 литра двигатель выдавал полновесные 590 л. с.
Третья генерация и ее откат
Supervan 3 увидел свет спустя еще 10 лет. На этот раз руководители компании разглядели маркетинговый потенциал гоночного прототипа. Они приурочили испытания к выходу рестайлинга второго поколения Ford Transit. Разумеется, у «Супервэна» было довольно мало общего с коммерческой версией машины. Сравнить хотя бы моторы: стандартные «Транзиты» оснащались турбодизелями на 85, 100 или 115 л. с. В это же время Supervan 3 получил восьмицилиндровый Cosworth HB с настраиваемой мощностью от 630 до 700 «лошадей».
В целом это было не полноценное продолжение, а скорее глубокая доработка второй модели. Кузов «доведен до ума», теперь он выглядит не настолько чужеродно при выигрыше в обтекаемости. Но в нем все еще активно применяются композитные материалы и используется схожая схема аэродинамики. Машина получила гоночную расцветку и массивный спойлер сзади.
Третье поколение было не самым странным на фоне концептов тех лет. Фото: YouTube.com
Хотя автомобиль не использовался в полноценных гоночных заездах, машину не раз испытывали различные автожурналисты. Спустя несколько лет ответственные за Supervan 3 решили пойти на даунгрейд. Незнакомые с этим авто часто разгонялись до опасных скоростей, сами того не ожидая от «Транзита». Но даже с мотором почти втрое слабее фургон мог ускориться до 240 км/ч. На этот раз под капот убрали трехлитровый Ford-Cosworth мощностью 264 л. с.
Эпоха электрификации
Со времен переоснащения третьего «Супервэна» в 2004 году многим казалось, что компания умерила амбиции и забыла про линейку. Тем неожиданнее стало то, что они представили на фестивале скорости в Гудвуде в 2022 году. Машина внешне далеко ушла от форм «Транзита», но просто так бросать серию со звучным именем в компании не намерены.
Тем более что концерну хотелось подчеркнуть преимущество первой электрической модели над устаревшей бензиновой. В этом плане Pro Electric SuperVan действительно не оставляет им шансов. Над машиной работали одновременно основное гоночное подразделение Ford Performance, немецкий офис Ford Design и австрийцы из STARD. Четыре электромотора выдают суммарные 2000 л. с., с ними фургон разгоняется до 100 км/ч быстрее, чем за две секунды. Максимальную скорость при таких параметрах вычислить сложно.
Это уже почти спорткар. Фото: YouTube.com
При разработке суперфургона взяли базу от Ford E-Transit Custom, хотя найти их сходство сложно. Машина строится из композитных панелей вокруг металлического каркаса. Здесь лежит батарея на 50 кВт*ч с системой жидкостного охлаждения. «Заточенность» под драг-рейсы и гоночные круги ставит скорость зарядки выше общего резерва емкости. Восстановить запас энергии с минимума до 100% можно за 45 минут.
По части электроники машина тоже выглядит передовой. Предусмотрено пять заранее определенных режимов с говорящими названиями: Track, Drift, Drag, Rally и Road. Последний — «спокойный», хотя фургон все равно разгоняется с пугающей скоростью. Переключаться между ними можно за доли секунды. Специально для эффектного старта или заноса есть возможность заблокировать одну из осей.
Новейший образец
Прошел всего год, а не минимум десять, как было между другими «Супервэнами». Но и представленная в этом году машина «не дотянула» до пятого поколения и получила название SuperVan 4,2. Ее создавали в основном те же люди с единственной целью: выиграть гонку на Пайкс-Пик. Это сложный высокогорный заезд на 20 километров со множеством опасных моментов и разреженной атмосферой, не предназначенной для моторов машин.
Встречаем победителя! Фото: YouTube.com
Забегая вперед, это почти что удалось. В «открытом дивизионе» Ромен Дюма поставил лучшее время, пройдя трассу за 8 минут и 47 секунд. В общем же зачете не хватило 0:07 до первого места — почетное серебро. Всего же участвовало 66 экипажей, из которых напротив девяти фамилий стоит надпись «Did not finish» — «не финишировал».
Основное отличие версии 4,2 от прошлогодней — полностью переосмысленная аэродинамика. Она проектировалась специально под высокогорную трассу. Например, даже на скорости 240 км/ч прижимная сила достигает двух тонн. В первую очередь благодарить за это нужно новую форму антикрыла, увеличенный сплитер и перебалансированное шасси.
Комплект электромоторов упростили: теперь их три вместо четырех, суммарная мощность — 1400 л. с. Зато аккумуляторы сменились на технически более продвинутые. Рекуперация «впитывает» до 3/5 мощности при торможении.
На прочих комплектующих тоже не экономили. Для гонки разработали новые полуоси. Используются углерод-керамические тормоза, лобовое стекло заменено на легкий плексиглас. Дополняют картину специально подобранные гоночные шины Pirelli.
Успех машины на гонке оставляет надежду, что в ближайшие годы (или даже в следующем) мы увидим новый Supervan. Будет ли это полноценное пятое поколение или еще одно «четыре с дробью» — узнаем вскоре.
- mkslzrd
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....