.d-md-none .d-lg-block bibimot

Японские авто в СССР: как «самураи перешли границу у реки»

Японские авто в СССР: как «самураи перешли границу у реки»
Тем или иным способом иномарки за «железный занавес» проникали практически с самых первых лет советской власти. Сначала это была экономическая необходимость: в стране отсутствовала собственная автомобильная промышленность. А ведь требовалось восстанавливать государство – возить грузы, людей, на чем-то пахать и чем-то строить. Но уже тогда иномарки были в собственности у некоторых граждан. Правда, непростых. Достаточно вспомнить «Рено» Владимира Маяковского или Mercury Monterey, принадлежавший Галине Улановой, знаменитой на весь мир балерине. И это, не говоря уж о Гагарине, владевшим спорткаром Djet V. Впрочем, высокопоставленным чиновникам тоже кое-что перепадало.


Однако в основном автомобили знаменитостей были произведены в США или Европе. А вот про японскую авто и мототехнику, проникавшую в СССР, информации не так много. И в первую очередь потому, что ее в страну попало сравнительно мало. На это были свои причины. Начиная с 1937-го года, в Советском Союзе ввели запрет на эксплуатацию машин с правым рулем. Да-да! Уже тогда такая компоновка подвергалась «дискриминации».

Японские авто в СССР: как «самураи перешли границу у реки»С правым рулем в РФ и сегодня согласны далеко не все. Фото: YouTube.com

Второй момент: фактически весь прошлый, да и начало нынешнего века Япония и СССР находятся в состоянии войны – мирный договор не подписан до сих пор. Но существует целый ряд соглашений, благодаря которым в Союз стала проникать спецтехника. Как и в 20-е, это было вызвано необходимостью: для освоения Дальнего Востока и Сибири требовались мощные, надежные машины. Именно поэтому в СССР в 60-е стали поступать японские лесовозы, экскаваторы, трубоукладчики и иная спецтехника. Без нее быстрое и успешное освоение дальневосточных земель было бы невозможно.

Компаниями-«первопроходцами» стали Komatsu, Hino, и, конечно же, Kato: эти машины и сегодня встречаются на стройках. А в лесхозах и на дорогах трудились Mitsubishi-Fuso.

Первые образцы техники в СССР поступали с 1968-го года, когда в странах заработали представительства. Сначала это были бульдозеры Komatsu D125A.

Технику, которую собирались массово закупать, сначала испытывали. Фото: YouTube.com

Интересно, что их не просто купили и стали эксплуатировать: с 1969-й по 1970 на Дальнем Востоке проводились испытания (в т. ч. лесовозов, самосвалов от компании Komatsu-Nissan) с участием института ЦНИИМЭ. При этом постепенно ассортимент поставляемой техники расширялся.

Komatsu-Nissan KNWF-12T


Эти тяжеловесы-лесовозы закупались СССР у Японии на протяжении почти 20-ти лет. Всего в страну попало около 2 тыс. 300 единиц техники. Автомобиль оснащался турбированным рядным силовым агрегатом, развивавшим 300 «лошадей». По сути мотор являлся лицензионным «двойником» Cummins с таким же индексом.

Komatsu-Nissan KNWF-12T в некоторых лесхозах еще работает. Фото: YouTube.com

В комплекте с лесовозом шел прицеп, оснащенный гидравликой и телескопическим дышлом. Однако его стоимость чуть ли не в два раза превышала цену самого тягача, поэтому в СССР это «дополнение» интереса не вызвало.

Komatsu HD1200


Карьерный самосвал, способный перевозить до 120 т груза: всего в Союз за 1981-1985 годы поставлено свыше 1200 машин. Модель оснащалась турбированным двигателем Cummins KTA-2300C, развивавшим 1216 «лошадей». Максимальная скорость – 58 км/ч.

Современная модель карьерного самосвала Komatsu в Якутии. Фото: YouTube.com

Самосвал широко использовался на постсоветском пространстве, эксплуатируется и сегодня. Его можно увидеть на добыче угля в Якутии, Нерюнгри и других российских регионах, а также в Казахстане, Узбекистане, Армении. Компания Komatsu за советскую историю поставила в СССР 22 тыс. единицы спецтехники на сумму (сегодня она была бы больше в разы) в 250 млн. «зеленых».

Kato


На советское время в стране существовал единственный завод, выпускавший краны. Одесса в основном производила технику, способную поднимать 25, 40 т. Более мощные машины грузоподъемностью в 63 и 100 т выпускались очень скромными тиражами.

КАТО NK750YS-L грузоподъемностью 75 т специально был разработан для СССР. Фото: YouTube.com

Поэтому Союз дополнительно стал закупать японскую спецтехнику, из которой популярностью пользовались такие модели, как KR-500S, NK750YS-L и другие. Отличительные черты японских кранов – компактные габариты, надежность. Подъемная техника, закупленная у японцев чуть ли не полвека назад, и сегодня трудится на стройках страны.

Isuzu


Эти грузовики покупали небольшими партиями: в основном они предназначались для разборки и изучения сотрудниками НАМИ. Но в 70-х машины работали и на строительстве БАМа. Однако большинство моделей после испытательного срока были признаны непригодными для эксплуатации в суровых климатических условиях при отсутствии дорог с твердым покрытием.

Isuzu TD-50 оказался слишком «нежным» для российских морозов и дорог. Фото: YouTube.com

Но большинство рядовых граждан СССР интересовали не краны и самосвалы, а легковые машины. Как они попадали в страну и что конкретно из японской автомототехники разъезжало в то время по дорогам?

Легковой транспорт


Сначала вслед за спецтехникой некоторым дальневосточным организациям и учреждениям удавалось приобретать (зачастую «попутно» с лесовозами) микроавтобусы типа Toyota Hiace H10. А дальше – очередь за физическими лицами. Первыми покупателями «японок» стали труженики океана: т. н. «паспорт моряка» позволял его владельцу приобрести автомобиль «для личного пользования» (1989-й год). Но этот пунктик обходили: появилось множество автовладельцев, разъезжавших на машинах по доверенности.

Toyota Hiace H10 уже в 70- могла встретиться на Дальнем Востоке. Фото: YouTube.com

Был и другой способ: человек фиктивно нанимался моряком на судно, а его работу выполняли другие, за что им «нелегал» отдавал свою зарплату. После покупки машины «счастливый автовладелец» увольнялся с корабля. Вызывает удивление, как просто проходила тогда регистрация иномарки. В ГАИ требовалось предоставить чек (как из магазина), справку об оплате пароходству за перевозку и таможенную декларацию.

Nissan Cedric 230 (1974 год): одна из первых моделей легковых авто, попавших в СССР. Фото: YouTube.com

А что ввозили? Да что угодно, лишь бы недорого купить (в среднем б/у «японка» тогда стоила 200 долларов). Например, в начале 70-х это мог быть «Ниссан Цедрик» (годы производства: 1987-1989), потом – «Тойота Марк II». В 80-х вывозили микроавтобусы типа «Делика».

Toyota Mark II (1984-й) и сегодня на ходу! Фото: YouTube.com

Рядом с Японией – КНР и Корея. Но тогда на китайский автопром смотрели с улыбкой, а машины из Сеула не могли конкурировать с японскими в плане цена-качество-надежность.

Одна из популярных иномарок из Страны Восходящего солнца, ввозившихся в страну ближе к концу 80-х – Honda Accord, конкурировавшая с Toyota Corona, Nissan BlueBird. Однако в период «застоя» машинами активно интересовались не только рядовые граждане, но и чиновники. Последним необходимо было «выделиться», чтобы подчеркнуть свой статус. И здесь тоже не обошлось без «японок», но уже престижного класса.

Toyota Crown


Этот седан в кузове MS110 считался премиальным авто, что подтверждал внешний вид, рамная конструкция. Роскошный просторный салон с очень мягким диваном в велюровой «оболочке», кондиционер, позволяли себя чувствовать «небожителем» любому чиновнику.
Toyota Crown 1980-го года на Сахалине. Фото: YouTube.com

Престижный интерьер дополнял 145-сильный движок и коробка-автомат (была версия и поскромнее: на 125 л. с. с «механикой»). Машина производилась в 1979-1983 годы.

Резюме


Японский автопром, несомненно внес лепту не только в освоение восточных регионов страны. Граждане СССР, научные сотрудники профильных институтов получили возможность познакомиться с передовыми технологиями японцев и, учитывая их, разрабатывать собственные модели автотехники. К тому же к началу 90-х Дальний Восток стал самым «автомобильным» районом: сегодня на двух жителей Владивостока, включая только что родившихся младенцев и глубоких стариков, приходится не менее одной машины. И в подавляющем большинстве, это, конечно же, праворульные «японки».

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о японских машинах в СССР?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Первый в мире серийный среднемоторный автомобиль для дорог общего пользования – DjetMercury Cougar – возвращение легенды в ином обличье не бывает триумфальным