
Японские авто в СССР: как «самураи перешли границу у реки»
Тем или иным способом иномарки за «железный занавес» проникали практически с самых первых лет советской власти. Сначала это была экономическая необходимость: в стране отсутствовала собственная автомобильная промышленность. А ведь требовалось восстанавливать государство – возить грузы, людей, на чем-то пахать и чем-то строить. Но уже тогда иномарки были в собственности у некоторых граждан. Правда, непростых. Достаточно вспомнить «Рено» Владимира Маяковского или Mercury Monterey, принадлежавший Галине Улановой, знаменитой на весь мир балерине. И это, не говоря уж о Гагарине, владевшим спорткаром Djet V. Впрочем, высокопоставленным чиновникам тоже кое-что перепадало.
Однако в основном автомобили знаменитостей были произведены в США или Европе. А вот про японскую авто и мототехнику, проникавшую в СССР, информации не так много. И в первую очередь потому, что ее в страну попало сравнительно мало. На это были свои причины. Начиная с 1937-го года, в Советском Союзе ввели запрет на эксплуатацию машин с правым рулем. Да-да! Уже тогда такая компоновка подвергалась «дискриминации».
С правым рулем в РФ и сегодня согласны далеко не все. Фото: YouTube.com
Второй момент: фактически весь прошлый, да и начало нынешнего века Япония и СССР находятся в состоянии войны – мирный договор не подписан до сих пор. Но существует целый ряд соглашений, благодаря которым в Союз стала проникать спецтехника. Как и в 20-е, это было вызвано необходимостью: для освоения Дальнего Востока и Сибири требовались мощные, надежные машины. Именно поэтому в СССР в 60-е стали поступать японские лесовозы, экскаваторы, трубоукладчики и иная спецтехника. Без нее быстрое и успешное освоение дальневосточных земель было бы невозможно.
Первые образцы техники в СССР поступали с 1968-го года, когда в странах заработали представительства. Сначала это были бульдозеры Komatsu D125A.
Технику, которую собирались массово закупать, сначала испытывали. Фото: YouTube.com
Интересно, что их не просто купили и стали эксплуатировать: с 1969-й по 1970 на Дальнем Востоке проводились испытания (в т. ч. лесовозов, самосвалов от компании Komatsu-Nissan) с участием института ЦНИИМЭ. При этом постепенно ассортимент поставляемой техники расширялся.
Эти тяжеловесы-лесовозы закупались СССР у Японии на протяжении почти 20-ти лет. Всего в страну попало около 2 тыс. 300 единиц техники. Автомобиль оснащался турбированным рядным силовым агрегатом, развивавшим 300 «лошадей». По сути мотор являлся лицензионным «двойником» Cummins с таким же индексом.
Komatsu-Nissan KNWF-12T в некоторых лесхозах еще работает. Фото: YouTube.com
В комплекте с лесовозом шел прицеп, оснащенный гидравликой и телескопическим дышлом. Однако его стоимость чуть ли не в два раза превышала цену самого тягача, поэтому в СССР это «дополнение» интереса не вызвало.
Карьерный самосвал, способный перевозить до 120 т груза: всего в Союз за 1981-1985 годы поставлено свыше 1200 машин. Модель оснащалась турбированным двигателем Cummins KTA-2300C, развивавшим 1216 «лошадей». Максимальная скорость – 58 км/ч.
Современная модель карьерного самосвала Komatsu в Якутии. Фото: YouTube.com
Самосвал широко использовался на постсоветском пространстве, эксплуатируется и сегодня. Его можно увидеть на добыче угля в Якутии, Нерюнгри и других российских регионах, а также в Казахстане, Узбекистане, Армении. Компания Komatsu за советскую историю поставила в СССР 22 тыс. единицы спецтехники на сумму (сегодня она была бы больше в разы) в 250 млн. «зеленых».
На советское время в стране существовал единственный завод, выпускавший краны. Одесса в основном производила технику, способную поднимать 25, 40 т. Более мощные машины грузоподъемностью в 63 и 100 т выпускались очень скромными тиражами.
КАТО NK750YS-L грузоподъемностью 75 т специально был разработан для СССР. Фото: YouTube.com
Поэтому Союз дополнительно стал закупать японскую спецтехнику, из которой популярностью пользовались такие модели, как KR-500S, NK750YS-L и другие. Отличительные черты японских кранов – компактные габариты, надежность. Подъемная техника, закупленная у японцев чуть ли не полвека назад, и сегодня трудится на стройках страны.
Эти грузовики покупали небольшими партиями: в основном они предназначались для разборки и изучения сотрудниками НАМИ. Но в 70-х машины работали и на строительстве БАМа. Однако большинство моделей после испытательного срока были признаны непригодными для эксплуатации в суровых климатических условиях при отсутствии дорог с твердым покрытием.
Isuzu TD-50 оказался слишком «нежным» для российских морозов и дорог. Фото: YouTube.com
Но большинство рядовых граждан СССР интересовали не краны и самосвалы, а легковые машины. Как они попадали в страну и что конкретно из японской автомототехники разъезжало в то время по дорогам?
Сначала вслед за спецтехникой некоторым дальневосточным организациям и учреждениям удавалось приобретать (зачастую «попутно» с лесовозами) микроавтобусы типа Toyota Hiace H10. А дальше – очередь за физическими лицами. Первыми покупателями «японок» стали труженики океана: т. н. «паспорт моряка» позволял его владельцу приобрести автомобиль «для личного пользования» (1989-й год). Но этот пунктик обходили: появилось множество автовладельцев, разъезжавших на машинах по доверенности.
Toyota Hiace H10 уже в 70- могла встретиться на Дальнем Востоке. Фото: YouTube.com
Был и другой способ: человек фиктивно нанимался моряком на судно, а его работу выполняли другие, за что им «нелегал» отдавал свою зарплату. После покупки машины «счастливый автовладелец» увольнялся с корабля. Вызывает удивление, как просто проходила тогда регистрация иномарки. В ГАИ требовалось предоставить чек (как из магазина), справку об оплате пароходству за перевозку и таможенную декларацию.
Nissan Cedric 230 (1974 год): одна из первых моделей легковых авто, попавших в СССР. Фото: YouTube.com
А что ввозили? Да что угодно, лишь бы недорого купить (в среднем б/у «японка» тогда стоила 200 долларов). Например, в начале 70-х это мог быть «Ниссан Цедрик» (годы производства: 1987-1989), потом – «Тойота Марк II». В 80-х вывозили микроавтобусы типа «Делика».
Toyota Mark II (1984-й) и сегодня на ходу! Фото: YouTube.com
Одна из популярных иномарок из Страны Восходящего солнца, ввозившихся в страну ближе к концу 80-х – Honda Accord, конкурировавшая с Toyota Corona, Nissan BlueBird. Однако в период «застоя» машинами активно интересовались не только рядовые граждане, но и чиновники. Последним необходимо было «выделиться», чтобы подчеркнуть свой статус. И здесь тоже не обошлось без «японок», но уже престижного класса.
Этот седан в кузове MS110 считался премиальным авто, что подтверждал внешний вид, рамная конструкция. Роскошный просторный салон с очень мягким диваном в велюровой «оболочке», кондиционер, позволяли себя чувствовать «небожителем» любому чиновнику.
Toyota Crown 1980-го года на Сахалине. Фото: YouTube.com
Престижный интерьер дополнял 145-сильный движок и коробка-автомат (была версия и поскромнее: на 125 л. с. с «механикой»). Машина производилась в 1979-1983 годы.
Японский автопром, несомненно внес лепту не только в освоение восточных регионов страны. Граждане СССР, научные сотрудники профильных институтов получили возможность познакомиться с передовыми технологиями японцев и, учитывая их, разрабатывать собственные модели автотехники. К тому же к началу 90-х Дальний Восток стал самым «автомобильным» районом: сегодня на двух жителей Владивостока, включая только что родившихся младенцев и глубоких стариков, приходится не менее одной машины. И в подавляющем большинстве, это, конечно же, праворульные «японки».
Однако в основном автомобили знаменитостей были произведены в США или Европе. А вот про японскую авто и мототехнику, проникавшую в СССР, информации не так много. И в первую очередь потому, что ее в страну попало сравнительно мало. На это были свои причины. Начиная с 1937-го года, в Советском Союзе ввели запрет на эксплуатацию машин с правым рулем. Да-да! Уже тогда такая компоновка подвергалась «дискриминации».

Второй момент: фактически весь прошлый, да и начало нынешнего века Япония и СССР находятся в состоянии войны – мирный договор не подписан до сих пор. Но существует целый ряд соглашений, благодаря которым в Союз стала проникать спецтехника. Как и в 20-е, это было вызвано необходимостью: для освоения Дальнего Востока и Сибири требовались мощные, надежные машины. Именно поэтому в СССР в 60-е стали поступать японские лесовозы, экскаваторы, трубоукладчики и иная спецтехника. Без нее быстрое и успешное освоение дальневосточных земель было бы невозможно.
Компаниями-«первопроходцами» стали Komatsu, Hino, и, конечно же, Kato: эти машины и сегодня встречаются на стройках. А в лесхозах и на дорогах трудились Mitsubishi-Fuso.
Первые образцы техники в СССР поступали с 1968-го года, когда в странах заработали представительства. Сначала это были бульдозеры Komatsu D125A.

Интересно, что их не просто купили и стали эксплуатировать: с 1969-й по 1970 на Дальнем Востоке проводились испытания (в т. ч. лесовозов, самосвалов от компании Komatsu-Nissan) с участием института ЦНИИМЭ. При этом постепенно ассортимент поставляемой техники расширялся.
Komatsu-Nissan KNWF-12T
Эти тяжеловесы-лесовозы закупались СССР у Японии на протяжении почти 20-ти лет. Всего в страну попало около 2 тыс. 300 единиц техники. Автомобиль оснащался турбированным рядным силовым агрегатом, развивавшим 300 «лошадей». По сути мотор являлся лицензионным «двойником» Cummins с таким же индексом.

В комплекте с лесовозом шел прицеп, оснащенный гидравликой и телескопическим дышлом. Однако его стоимость чуть ли не в два раза превышала цену самого тягача, поэтому в СССР это «дополнение» интереса не вызвало.
Komatsu HD1200
Карьерный самосвал, способный перевозить до 120 т груза: всего в Союз за 1981-1985 годы поставлено свыше 1200 машин. Модель оснащалась турбированным двигателем Cummins KTA-2300C, развивавшим 1216 «лошадей». Максимальная скорость – 58 км/ч.

Самосвал широко использовался на постсоветском пространстве, эксплуатируется и сегодня. Его можно увидеть на добыче угля в Якутии, Нерюнгри и других российских регионах, а также в Казахстане, Узбекистане, Армении. Компания Komatsu за советскую историю поставила в СССР 22 тыс. единицы спецтехники на сумму (сегодня она была бы больше в разы) в 250 млн. «зеленых».
Kato
На советское время в стране существовал единственный завод, выпускавший краны. Одесса в основном производила технику, способную поднимать 25, 40 т. Более мощные машины грузоподъемностью в 63 и 100 т выпускались очень скромными тиражами.

Поэтому Союз дополнительно стал закупать японскую спецтехнику, из которой популярностью пользовались такие модели, как KR-500S, NK750YS-L и другие. Отличительные черты японских кранов – компактные габариты, надежность. Подъемная техника, закупленная у японцев чуть ли не полвека назад, и сегодня трудится на стройках страны.
Isuzu
Эти грузовики покупали небольшими партиями: в основном они предназначались для разборки и изучения сотрудниками НАМИ. Но в 70-х машины работали и на строительстве БАМа. Однако большинство моделей после испытательного срока были признаны непригодными для эксплуатации в суровых климатических условиях при отсутствии дорог с твердым покрытием.

Но большинство рядовых граждан СССР интересовали не краны и самосвалы, а легковые машины. Как они попадали в страну и что конкретно из японской автомототехники разъезжало в то время по дорогам?
Легковой транспорт
Сначала вслед за спецтехникой некоторым дальневосточным организациям и учреждениям удавалось приобретать (зачастую «попутно» с лесовозами) микроавтобусы типа Toyota Hiace H10. А дальше – очередь за физическими лицами. Первыми покупателями «японок» стали труженики океана: т. н. «паспорт моряка» позволял его владельцу приобрести автомобиль «для личного пользования» (1989-й год). Но этот пунктик обходили: появилось множество автовладельцев, разъезжавших на машинах по доверенности.

Был и другой способ: человек фиктивно нанимался моряком на судно, а его работу выполняли другие, за что им «нелегал» отдавал свою зарплату. После покупки машины «счастливый автовладелец» увольнялся с корабля. Вызывает удивление, как просто проходила тогда регистрация иномарки. В ГАИ требовалось предоставить чек (как из магазина), справку об оплате пароходству за перевозку и таможенную декларацию.

А что ввозили? Да что угодно, лишь бы недорого купить (в среднем б/у «японка» тогда стоила 200 долларов). Например, в начале 70-х это мог быть «Ниссан Цедрик» (годы производства: 1987-1989), потом – «Тойота Марк II». В 80-х вывозили микроавтобусы типа «Делика».

Рядом с Японией – КНР и Корея. Но тогда на китайский автопром смотрели с улыбкой, а машины из Сеула не могли конкурировать с японскими в плане цена-качество-надежность.
Одна из популярных иномарок из Страны Восходящего солнца, ввозившихся в страну ближе к концу 80-х – Honda Accord, конкурировавшая с Toyota Corona, Nissan BlueBird. Однако в период «застоя» машинами активно интересовались не только рядовые граждане, но и чиновники. Последним необходимо было «выделиться», чтобы подчеркнуть свой статус. И здесь тоже не обошлось без «японок», но уже престижного класса.
Toyota Crown
Этот седан в кузове MS110 считался премиальным авто, что подтверждал внешний вид, рамная конструкция. Роскошный просторный салон с очень мягким диваном в велюровой «оболочке», кондиционер, позволяли себя чувствовать «небожителем» любому чиновнику.

Престижный интерьер дополнял 145-сильный движок и коробка-автомат (была версия и поскромнее: на 125 л. с. с «механикой»). Машина производилась в 1979-1983 годы.
Резюме
Японский автопром, несомненно внес лепту не только в освоение восточных регионов страны. Граждане СССР, научные сотрудники профильных институтов получили возможность познакомиться с передовыми технологиями японцев и, учитывая их, разрабатывать собственные модели автотехники. К тому же к началу 90-х Дальний Восток стал самым «автомобильным» районом: сегодня на двух жителей Владивостока, включая только что родившихся младенцев и глубоких стариков, приходится не менее одной машины. И в подавляющем большинстве, это, конечно же, праворульные «японки».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....