Японские авто в СССР: как «самураи перешли границу у реки»
Тем или иным способом иномарки за «железный занавес» проникали практически с самых первых лет советской власти. Сначала это была экономическая необходимость: в стране отсутствовала собственная автомобильная промышленность. А ведь требовалось восстанавливать государство – возить грузы, людей, на чем-то пахать и чем-то строить. Но уже тогда иномарки были в собственности у некоторых граждан. Правда, непростых. Достаточно вспомнить «Рено» Владимира Маяковского или Mercury Monterey, принадлежавший Галине Улановой, знаменитой на весь мир балерине. И это, не говоря уж о Гагарине, владевшим спорткаром Djet V. Впрочем, высокопоставленным чиновникам тоже кое-что перепадало.
Однако в основном автомобили знаменитостей были произведены в США или Европе. А вот про японскую авто и мототехнику, проникавшую в СССР, информации не так много. И в первую очередь потому, что ее в страну попало сравнительно мало. На это были свои причины. Начиная с 1937-го года, в Советском Союзе ввели запрет на эксплуатацию машин с правым рулем. Да-да! Уже тогда такая компоновка подвергалась «дискриминации».
Второй момент: фактически весь прошлый, да и начало нынешнего века Япония и СССР находятся в состоянии войны – мирный договор не подписан до сих пор. Но существует целый ряд соглашений, благодаря которым в Союз стала проникать спецтехника. Как и в 20-е, это было вызвано необходимостью: для освоения Дальнего Востока и Сибири требовались мощные, надежные машины. Именно поэтому в СССР в 60-е стали поступать японские лесовозы, экскаваторы, трубоукладчики и иная спецтехника. Без нее быстрое и успешное освоение дальневосточных земель было бы невозможно.
Первые образцы техники в СССР поступали с 1968-го года, когда в странах заработали представительства. Сначала это были бульдозеры Komatsu D125A.
Интересно, что их не просто купили и стали эксплуатировать: с 1969-й по 1970 на Дальнем Востоке проводились испытания (в т. ч. лесовозов, самосвалов от компании Komatsu-Nissan) с участием института ЦНИИМЭ. При этом постепенно ассортимент поставляемой техники расширялся.
Эти тяжеловесы-лесовозы закупались СССР у Японии на протяжении почти 20-ти лет. Всего в страну попало около 2 тыс. 300 единиц техники. Автомобиль оснащался турбированным рядным силовым агрегатом, развивавшим 300 «лошадей». По сути мотор являлся лицензионным «двойником» Cummins с таким же индексом.
В комплекте с лесовозом шел прицеп, оснащенный гидравликой и телескопическим дышлом. Однако его стоимость чуть ли не в два раза превышала цену самого тягача, поэтому в СССР это «дополнение» интереса не вызвало.
Карьерный самосвал, способный перевозить до 120 т груза: всего в Союз за 1981-1985 годы поставлено свыше 1200 машин. Модель оснащалась турбированным двигателем Cummins KTA-2300C, развивавшим 1216 «лошадей». Максимальная скорость – 58 км/ч.
Самосвал широко использовался на постсоветском пространстве, эксплуатируется и сегодня. Его можно увидеть на добыче угля в Якутии, Нерюнгри и других российских регионах, а также в Казахстане, Узбекистане, Армении. Компания Komatsu за советскую историю поставила в СССР 22 тыс. единицы спецтехники на сумму (сегодня она была бы больше в разы) в 250 млн. «зеленых».
На советское время в стране существовал единственный завод, выпускавший краны. Одесса в основном производила технику, способную поднимать 25, 40 т. Более мощные машины грузоподъемностью в 63 и 100 т выпускались очень скромными тиражами.
Поэтому Союз дополнительно стал закупать японскую спецтехнику, из которой популярностью пользовались такие модели, как KR-500S, NK750YS-L и другие. Отличительные черты японских кранов – компактные габариты, надежность. Подъемная техника, закупленная у японцев чуть ли не полвека назад, и сегодня трудится на стройках страны.
Эти грузовики покупали небольшими партиями: в основном они предназначались для разборки и изучения сотрудниками НАМИ. Но в 70-х машины работали и на строительстве БАМа. Однако большинство моделей после испытательного срока были признаны непригодными для эксплуатации в суровых климатических условиях при отсутствии дорог с твердым покрытием.
Но большинство рядовых граждан СССР интересовали не краны и самосвалы, а легковые машины. Как они попадали в страну и что конкретно из японской автомототехники разъезжало в то время по дорогам?
Сначала вслед за спецтехникой некоторым дальневосточным организациям и учреждениям удавалось приобретать (зачастую «попутно» с лесовозами) микроавтобусы типа Toyota Hiace H10. А дальше – очередь за физическими лицами. Первыми покупателями «японок» стали труженики океана: т. н. «паспорт моряка» позволял его владельцу приобрести автомобиль «для личного пользования» (1989-й год). Но этот пунктик обходили: появилось множество автовладельцев, разъезжавших на машинах по доверенности.
Был и другой способ: человек фиктивно нанимался моряком на судно, а его работу выполняли другие, за что им «нелегал» отдавал свою зарплату. После покупки машины «счастливый автовладелец» увольнялся с корабля. Вызывает удивление, как просто проходила тогда регистрация иномарки. В ГАИ требовалось предоставить чек (как из магазина), справку об оплате пароходству за перевозку и таможенную декларацию.
А что ввозили? Да что угодно, лишь бы недорого купить (в среднем б/у «японка» тогда стоила 200 долларов). Например, в начале 70-х это мог быть «Ниссан Цедрик» (годы производства: 1987-1989), потом – «Тойота Марк II». В 80-х вывозили микроавтобусы типа «Делика».
Одна из популярных иномарок из Страны Восходящего солнца, ввозившихся в страну ближе к концу 80-х – Honda Accord, конкурировавшая с Toyota Corona, Nissan BlueBird. Однако в период «застоя» машинами активно интересовались не только рядовые граждане, но и чиновники. Последним необходимо было «выделиться», чтобы подчеркнуть свой статус. И здесь тоже не обошлось без «японок», но уже престижного класса.
Этот седан в кузове MS110 считался премиальным авто, что подтверждал внешний вид, рамная конструкция. Роскошный просторный салон с очень мягким диваном в велюровой «оболочке», кондиционер, позволяли себя чувствовать «небожителем» любому чиновнику.
Престижный интерьер дополнял 145-сильный движок и коробка-автомат (была версия и поскромнее: на 125 л. с. с «механикой»). Машина производилась в 1979-1983 годы.
Японский автопром, несомненно внес лепту не только в освоение восточных регионов страны. Граждане СССР, научные сотрудники профильных институтов получили возможность познакомиться с передовыми технологиями японцев и, учитывая их, разрабатывать собственные модели автотехники. К тому же к началу 90-х Дальний Восток стал самым «автомобильным» районом: сегодня на двух жителей Владивостока, включая только что родившихся младенцев и глубоких стариков, приходится не менее одной машины. И в подавляющем большинстве, это, конечно же, праворульные «японки».
Однако в основном автомобили знаменитостей были произведены в США или Европе. А вот про японскую авто и мототехнику, проникавшую в СССР, информации не так много. И в первую очередь потому, что ее в страну попало сравнительно мало. На это были свои причины. Начиная с 1937-го года, в Советском Союзе ввели запрет на эксплуатацию машин с правым рулем. Да-да! Уже тогда такая компоновка подвергалась «дискриминации».
С правым рулем в РФ и сегодня согласны далеко не все. Фото: YouTube.com
Второй момент: фактически весь прошлый, да и начало нынешнего века Япония и СССР находятся в состоянии войны – мирный договор не подписан до сих пор. Но существует целый ряд соглашений, благодаря которым в Союз стала проникать спецтехника. Как и в 20-е, это было вызвано необходимостью: для освоения Дальнего Востока и Сибири требовались мощные, надежные машины. Именно поэтому в СССР в 60-е стали поступать японские лесовозы, экскаваторы, трубоукладчики и иная спецтехника. Без нее быстрое и успешное освоение дальневосточных земель было бы невозможно.
Компаниями-«первопроходцами» стали Komatsu, Hino, и, конечно же, Kato: эти машины и сегодня встречаются на стройках. А в лесхозах и на дорогах трудились Mitsubishi-Fuso.
Первые образцы техники в СССР поступали с 1968-го года, когда в странах заработали представительства. Сначала это были бульдозеры Komatsu D125A.
Технику, которую собирались массово закупать, сначала испытывали. Фото: YouTube.com
Интересно, что их не просто купили и стали эксплуатировать: с 1969-й по 1970 на Дальнем Востоке проводились испытания (в т. ч. лесовозов, самосвалов от компании Komatsu-Nissan) с участием института ЦНИИМЭ. При этом постепенно ассортимент поставляемой техники расширялся.
Komatsu-Nissan KNWF-12T
Эти тяжеловесы-лесовозы закупались СССР у Японии на протяжении почти 20-ти лет. Всего в страну попало около 2 тыс. 300 единиц техники. Автомобиль оснащался турбированным рядным силовым агрегатом, развивавшим 300 «лошадей». По сути мотор являлся лицензионным «двойником» Cummins с таким же индексом.
Komatsu-Nissan KNWF-12T в некоторых лесхозах еще работает. Фото: YouTube.com
В комплекте с лесовозом шел прицеп, оснащенный гидравликой и телескопическим дышлом. Однако его стоимость чуть ли не в два раза превышала цену самого тягача, поэтому в СССР это «дополнение» интереса не вызвало.
Komatsu HD1200
Карьерный самосвал, способный перевозить до 120 т груза: всего в Союз за 1981-1985 годы поставлено свыше 1200 машин. Модель оснащалась турбированным двигателем Cummins KTA-2300C, развивавшим 1216 «лошадей». Максимальная скорость – 58 км/ч.
Современная модель карьерного самосвала Komatsu в Якутии. Фото: YouTube.com
Самосвал широко использовался на постсоветском пространстве, эксплуатируется и сегодня. Его можно увидеть на добыче угля в Якутии, Нерюнгри и других российских регионах, а также в Казахстане, Узбекистане, Армении. Компания Komatsu за советскую историю поставила в СССР 22 тыс. единицы спецтехники на сумму (сегодня она была бы больше в разы) в 250 млн. «зеленых».
Kato
На советское время в стране существовал единственный завод, выпускавший краны. Одесса в основном производила технику, способную поднимать 25, 40 т. Более мощные машины грузоподъемностью в 63 и 100 т выпускались очень скромными тиражами.
КАТО NK750YS-L грузоподъемностью 75 т специально был разработан для СССР. Фото: YouTube.com
Поэтому Союз дополнительно стал закупать японскую спецтехнику, из которой популярностью пользовались такие модели, как KR-500S, NK750YS-L и другие. Отличительные черты японских кранов – компактные габариты, надежность. Подъемная техника, закупленная у японцев чуть ли не полвека назад, и сегодня трудится на стройках страны.
Isuzu
Эти грузовики покупали небольшими партиями: в основном они предназначались для разборки и изучения сотрудниками НАМИ. Но в 70-х машины работали и на строительстве БАМа. Однако большинство моделей после испытательного срока были признаны непригодными для эксплуатации в суровых климатических условиях при отсутствии дорог с твердым покрытием.
Isuzu TD-50 оказался слишком «нежным» для российских морозов и дорог. Фото: YouTube.com
Но большинство рядовых граждан СССР интересовали не краны и самосвалы, а легковые машины. Как они попадали в страну и что конкретно из японской автомототехники разъезжало в то время по дорогам?
Легковой транспорт
Сначала вслед за спецтехникой некоторым дальневосточным организациям и учреждениям удавалось приобретать (зачастую «попутно» с лесовозами) микроавтобусы типа Toyota Hiace H10. А дальше – очередь за физическими лицами. Первыми покупателями «японок» стали труженики океана: т. н. «паспорт моряка» позволял его владельцу приобрести автомобиль «для личного пользования» (1989-й год). Но этот пунктик обходили: появилось множество автовладельцев, разъезжавших на машинах по доверенности.
Toyota Hiace H10 уже в 70- могла встретиться на Дальнем Востоке. Фото: YouTube.com
Был и другой способ: человек фиктивно нанимался моряком на судно, а его работу выполняли другие, за что им «нелегал» отдавал свою зарплату. После покупки машины «счастливый автовладелец» увольнялся с корабля. Вызывает удивление, как просто проходила тогда регистрация иномарки. В ГАИ требовалось предоставить чек (как из магазина), справку об оплате пароходству за перевозку и таможенную декларацию.
Nissan Cedric 230 (1974 год): одна из первых моделей легковых авто, попавших в СССР. Фото: YouTube.com
А что ввозили? Да что угодно, лишь бы недорого купить (в среднем б/у «японка» тогда стоила 200 долларов). Например, в начале 70-х это мог быть «Ниссан Цедрик» (годы производства: 1987-1989), потом – «Тойота Марк II». В 80-х вывозили микроавтобусы типа «Делика».
Toyota Mark II (1984-й) и сегодня на ходу! Фото: YouTube.com
Рядом с Японией – КНР и Корея. Но тогда на китайский автопром смотрели с улыбкой, а машины из Сеула не могли конкурировать с японскими в плане цена-качество-надежность.
Одна из популярных иномарок из Страны Восходящего солнца, ввозившихся в страну ближе к концу 80-х – Honda Accord, конкурировавшая с Toyota Corona, Nissan BlueBird. Однако в период «застоя» машинами активно интересовались не только рядовые граждане, но и чиновники. Последним необходимо было «выделиться», чтобы подчеркнуть свой статус. И здесь тоже не обошлось без «японок», но уже престижного класса.
Toyota Crown
Этот седан в кузове MS110 считался премиальным авто, что подтверждал внешний вид, рамная конструкция. Роскошный просторный салон с очень мягким диваном в велюровой «оболочке», кондиционер, позволяли себя чувствовать «небожителем» любому чиновнику.
Toyota Crown 1980-го года на Сахалине. Фото: YouTube.com
Престижный интерьер дополнял 145-сильный движок и коробка-автомат (была версия и поскромнее: на 125 л. с. с «механикой»). Машина производилась в 1979-1983 годы.
Резюме
Японский автопром, несомненно внес лепту не только в освоение восточных регионов страны. Граждане СССР, научные сотрудники профильных институтов получили возможность познакомиться с передовыми технологиями японцев и, учитывая их, разрабатывать собственные модели автотехники. К тому же к началу 90-х Дальний Восток стал самым «автомобильным» районом: сегодня на двух жителей Владивостока, включая только что родившихся младенцев и глубоких стариков, приходится не менее одной машины. И в подавляющем большинстве, это, конечно же, праворульные «японки».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...