НАМИ-020: предшественник Урал-375
Хорошо всем известный «Урал-375» мог называться совсем по-другому и выпускаться не в Миассе, а, например, Москве. Если бы не этот грузовик, вообще неизвестно, что было бы в дальнейшем с Уральским заводом! Начало долгого пути 375-го – совсем далеко от Миасса. Разработка машины с 1953-го года велась в столичном НАМИ. В начале 1950-х в стране возникла необходимость в автомобилях многоцелевого назначения (т. е., подходящих как для народного хозяйства, так и армии) высокой проходимости. В СССР было очень мало хороших дорог, а полученные по ленд-лизу «Студебеккеры» с трехосной схемой показали себя в грязи и глубоком снегу с лучшей стороны. Почему бы и в своей стране не организовать производство чего-то подобного, а то и лучшего?
В техническом задании указывалось, что требуется машина массой в четыре тонны, способная буксировать прицепы весом до 5 т по бездорожью и 10 т на асфальтированной трассе. Проект готовил отдел под руководством Н. Коротоношко. Инженеры справились с задачей и через пару лет представили первый прототип машины 6Х6: НАМИ-020. Тут же собрали и гражданского «двойника» – НАМИ-021.
Проведенные испытания убедили: автомобиль имеет большие перспективы.
Этот вопрос «встал ребром» в Минавтопроме. Учитывая, что в новом авто использовался двигатель V-образного типа ЗиЛ-375 и кабина от московского грузовика, напрашивался логичный вывод: передать документацию столичному заводу. А разрабатываемую полным ходом модель ЗиЛ-131 отогнать для освоения на УралЗиС (другое название – «Уралаз», в г. Миасс). Было и еще одно предложение – организовать крупномасштабное производство НАМИ-020 на одном из машиностроительных заводов в Улан-Удэ, где прекратили выпуск паровозов и освободившиеся площадки, цеха оставались пока пустыми.
Однако напористому директору УралЗиС Рухадзе А. и главному конструктору Курову А. удалось привести аргументы Министерству в пользу передачи документации заводу в Миассе. Окончательное решение по реализации проекта «НАМИ-020» на Урале принято в 1957-м. В соответствии с министерским Постановлением, предстояло организовать производственную линию за три года. Предприятию предписали наладить выпуск трехмостовых грузовиков в количестве не менее 35 тыс. единиц техники ежегодно. При этом модель «УралЗиС-355» 4Х2 должна быть снята с конвейера.
В этом же году на заводе «под проект» НАМИ организуется отдельное КБ, занимающееся машинами с высокой проходимостью. Бюро предстояло из опытного военного «020» и гражданского «021» сделать серийный «Урал-375». Работы возглавил Титков А. И., до этого курировавший разработку модели «УралЗиС-355М». Полученные прототипы на предприятии разобрали до винтика и тщательно изучили. Вместе с документацией и двумя машинами в Миасс прибыла группа инженеров из московского НАМИ.
Если его сравнить с эскизами, заметно некоторое упрощение конструкции. Но платформу оставили цельнометаллической, с закрытым брезентом верхом. «Запаска» расположилось между ней и кабиной, которую изготовили на ГАЗе (она напоминает 51-ю модель). Барабанная лебедка находилась сзади: трос мог разматываться вперед и противоположную сторону. Для снятия и подъема тяжелого колеса изготовили специальный механизм. Трансмиссию укомплектовали однодисковым сцеплением и пятиступенчатой КПП от МАЗ-200».
В перспективе планировалось поставить «автомат» – гидромеханическую коробку, которую позже испытывали на машине БАЗ-930. «Раздатку» позаимствовали от МАЗ-502. На «передке» установили ШРУСы шарикового типа. Оба задних моста «сообщались» через дифференциал, блокирующийся посредством пневматики. Чтобы защитить колодки от влаги при форсировании водных преград и грязи, тормозную систему сделали герметичной.
Имели двенадцатислойную конструкцию и размер 14,00-20. В кабине находились органы управления системой регулирования давления в колесах. Причем делать это можно было прямо во время движения авто, для чего использовался модуль с кранами, обеспечивающий отключение шин от воздушного ресивера.
Основным являлся карбюраторный ЗиЛ, развивавший 180 «лошадей» объемом 6,959 л. ГБЦ и поршни выполнены из алюминия.
Помимо бензинового мотора предполагалась комплектация грузовика дизельным шестицилиндровым агрегатом ДБ-69, выдававшим те же 180 л. с. при меньшем расходе топлива. Мотор разработан в специальном КБ инженером Бриллингом Н.
Из «опций» стоит упомянуть рулевой гидроусилитель, подогреватель, обеспечивающий пуск двигателя в сильные морозы. Для водителя предусмотрен отопитель, который «попутно» поддерживал плюсовую температуру в аккумуляторном отсеке. Для того времени это была чуть ли не «роскошь»! Технические характеристики грузовика:
✅ вес снаряженного авто – 7,25 т
✅ максимальная нагрузка – 4 т
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ масса прицепа, буксируемого по бездорожью – до 5 т
Машина уверенно преодолевала водные преграды глубиной в 120 см и метровые сугробы, могла двигаться в гору крутизной до 32°.
Гражданская версия «021» отличалась от военной деревянной платформой, отсутствием люка в крыше и брезента.
В ходе создания автомобиля учитывались возможности завода и постоянно меняющиеся условия техзадания. Например, оказалось, что необходим более высокий клиренс для преодоления глубоких бродов. А это, в свою очередь», потребовало тщательной герметизации вех систем и агрегатов грузовика. Электропроводку предстояло экранировать.
Также заказчик поставил еще одну задачу по унификации передач всех мостов, что повысило бы ремонтопригодность машины. На то время опытный экземпляр комплектовался передним редуктором ГАЗ-63. Механизм был небольшой и достаточно компактный, но требования заказчика нужно выполнять: пришлось немного приподнять силовой агрегат и раму. Получился даже плюс: все три моста оказались на одной линии, да и проходимость за счет увеличения дорожного просвета повысилась.
Так назывался грузовик, созданный из представленной институтом моделей «020/021». От московского прототипа он отличался кабиной уже собственной разработки (изначально пробовали конструкцию от ГАЗ, потом от ЗиЛ-131), унифицированными (по требованию заказчика) мостами, улучшенной подвеской. Переделки не задели разве что двигатель (и то его герметизировали, проводку экранировали), да систему подкачки шин.
Одна из них – от ЗиЛа, другая – собственной разработки «Уралаз». У первой машина платформа стояла удлиненная и имела ровный пол.
Отсутствие скамеек, тента, подставок под оружие, как на второй, очевидно, военной модели, позволяло увеличить грузоподъемность на целую тонну. Можно сделать вывод, что грузовик с «зиловской» кабиной (НАМИ-021) предназначался для гражданских. В конце концов выбор остановили на своей разработке.
Официально серийное производство «Урал-375» стартовало с 1961-го года, но первые машины начали сходить с конвейера в конце предыдущего.
В техническом задании указывалось, что требуется машина массой в четыре тонны, способная буксировать прицепы весом до 5 т по бездорожью и 10 т на асфальтированной трассе. Проект готовил отдел под руководством Н. Коротоношко. Инженеры справились с задачей и через пару лет представили первый прототип машины 6Х6: НАМИ-020. Тут же собрали и гражданского «двойника» – НАМИ-021.
Грузовик проверяли во всех регионах СССР. Фото: YouTube.com
Проведенные испытания убедили: автомобиль имеет большие перспективы.
Где производить?
Этот вопрос «встал ребром» в Минавтопроме. Учитывая, что в новом авто использовался двигатель V-образного типа ЗиЛ-375 и кабина от московского грузовика, напрашивался логичный вывод: передать документацию столичному заводу. А разрабатываемую полным ходом модель ЗиЛ-131 отогнать для освоения на УралЗиС (другое название – «Уралаз», в г. Миасс). Было и еще одно предложение – организовать крупномасштабное производство НАМИ-020 на одном из машиностроительных заводов в Улан-Удэ, где прекратили выпуск паровозов и освободившиеся площадки, цеха оставались пока пустыми.
Разработанный НАМИ грузовик «020» не являлся чьей-то копией и представлял собой чисто советскую модель.
Однако напористому директору УралЗиС Рухадзе А. и главному конструктору Курову А. удалось привести аргументы Министерству в пользу передачи документации заводу в Миассе. Окончательное решение по реализации проекта «НАМИ-020» на Урале принято в 1957-м. В соответствии с министерским Постановлением, предстояло организовать производственную линию за три года. Предприятию предписали наладить выпуск трехмостовых грузовиков в количестве не менее 35 тыс. единиц техники ежегодно. При этом модель «УралЗиС-355» 4Х2 должна быть снята с конвейера.
До Урал-375 в Миассе выпускали УралЗиС-355М. Фото: YouTube.com
В этом же году на заводе «под проект» НАМИ организуется отдельное КБ, занимающееся машинами с высокой проходимостью. Бюро предстояло из опытного военного «020» и гражданского «021» сделать серийный «Урал-375». Работы возглавил Титков А. И., до этого курировавший разработку модели «УралЗиС-355М». Полученные прототипы на предприятии разобрали до винтика и тщательно изучили. Вместе с документацией и двумя машинами в Миасс прибыла группа инженеров из московского НАМИ.
Особенности нового опытного образца
Если его сравнить с эскизами, заметно некоторое упрощение конструкции. Но платформу оставили цельнометаллической, с закрытым брезентом верхом. «Запаска» расположилось между ней и кабиной, которую изготовили на ГАЗе (она напоминает 51-ю модель). Барабанная лебедка находилась сзади: трос мог разматываться вперед и противоположную сторону. Для снятия и подъема тяжелого колеса изготовили специальный механизм. Трансмиссию укомплектовали однодисковым сцеплением и пятиступенчатой КПП от МАЗ-200».
Схема трансмиссии и ходовой части. Фото: YouTube.com
В перспективе планировалось поставить «автомат» – гидромеханическую коробку, которую позже испытывали на машине БАЗ-930. «Раздатку» позаимствовали от МАЗ-502. На «передке» установили ШРУСы шарикового типа. Оба задних моста «сообщались» через дифференциал, блокирующийся посредством пневматики. Чтобы защитить колодки от влаги при форсировании водных преград и грязи, тормозную систему сделали герметичной.
Шины
Имели двенадцатислойную конструкцию и размер 14,00-20. В кабине находились органы управления системой регулирования давления в колесах. Причем делать это можно было прямо во время движения авто, для чего использовался модуль с кранами, обеспечивающий отключение шин от воздушного ресивера.
Двигатели
Основным являлся карбюраторный ЗиЛ, развивавший 180 «лошадей» объемом 6,959 л. ГБЦ и поршни выполнены из алюминия.
Пуск двигателя мог осуществляться тремя способами: через электрический стартер, пневматический механизм-дублер или рукояткой.
Помимо бензинового мотора предполагалась комплектация грузовика дизельным шестицилиндровым агрегатом ДБ-69, выдававшим те же 180 л. с. при меньшем расходе топлива. Мотор разработан в специальном КБ инженером Бриллингом Н.
Другие особенности и параметры НАМИ-020/021
Из «опций» стоит упомянуть рулевой гидроусилитель, подогреватель, обеспечивающий пуск двигателя в сильные морозы. Для водителя предусмотрен отопитель, который «попутно» поддерживал плюсовую температуру в аккумуляторном отсеке. Для того времени это была чуть ли не «роскошь»! Технические характеристики грузовика:
✅ вес снаряженного авто – 7,25 т
✅ максимальная нагрузка – 4 т
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ масса прицепа, буксируемого по бездорожью – до 5 т
Машина уверенно преодолевала водные преграды глубиной в 120 см и метровые сугробы, могла двигаться в гору крутизной до 32°.
Опытный грузовик спокойно едет по снегу глубиной в метр. Фото: YouTube.com
Гражданская версия «021» отличалась от военной деревянной платформой, отсутствием люка в крыше и брезента.
Нюансы
В ходе создания автомобиля учитывались возможности завода и постоянно меняющиеся условия техзадания. Например, оказалось, что необходим более высокий клиренс для преодоления глубоких бродов. А это, в свою очередь», потребовало тщательной герметизации вех систем и агрегатов грузовика. Электропроводку предстояло экранировать.
Предсерийный вариант Урал-375. Фото: YouTube.com
Также заказчик поставил еще одну задачу по унификации передач всех мостов, что повысило бы ремонтопригодность машины. На то время опытный экземпляр комплектовался передним редуктором ГАЗ-63. Механизм был небольшой и достаточно компактный, но требования заказчика нужно выполнять: пришлось немного приподнять силовой агрегат и раму. Получился даже плюс: все три моста оказались на одной линии, да и проходимость за счет увеличения дорожного просвета повысилась.
УралЗиС-НАМИ-375
Так назывался грузовик, созданный из представленной институтом моделей «020/021». От московского прототипа он отличался кабиной уже собственной разработки (изначально пробовали конструкцию от ГАЗ, потом от ЗиЛ-131), унифицированными (по требованию заказчика) мостами, улучшенной подвеской. Переделки не задели разве что двигатель (и то его герметизировали, проводку экранировали), да систему подкачки шин.
«Эпопея» с кабинами
Одна из них – от ЗиЛа, другая – собственной разработки «Уралаз». У первой машина платформа стояла удлиненная и имела ровный пол.
Для сравнения: ГАЗ-51 и его переделанная кабина на НАМИ-020. Фото: YouTube.com
Отсутствие скамеек, тента, подставок под оружие, как на второй, очевидно, военной модели, позволяло увеличить грузоподъемность на целую тонну. Можно сделать вывод, что грузовик с «зиловской» кабиной (НАМИ-021) предназначался для гражданских. В конце концов выбор остановили на своей разработке.
Потомок НАМИ-020 вобрал в себя все лучшее от предшественника: даже экстерьер выглядел законченным и суровым. Фото: YouTube.com
Официально серийное производство «Урал-375» стартовало с 1961-го года, но первые машины начали сходить с конвейера в конце предыдущего.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....