
НефАЗ: вчера и сегодня
Впервые на Нефтекамском заводе запустили конвейер в октябре 1977-го года. С этого момента и отсчитывает свою историю НефАЗ: предприятие, являющееся частью ПАО «КАМАЗ», и расположенное в Башкирии. Однако фактически завод был известен раньше: 25.12.1970 вышел приказ Госкомитета СМ СССР по строительству за №65. Документ предписывал создать предприятие для выпуска лебедок и автосамосвалов в Нефтекамске.
Строительство стартовало 13.07.1972 года, а в апреле 1977-го был представлен первый самосвал на базе КАМАЗ. Модель получила индекс «5511». К концу 1979-го на предприятии собрали уже 30-тысячную машину.
НефАЗ начинался с выпуска самосвалов на шасси КАМАЗ. Фото: YouTube.com
И на это потребовалось всего два года! Также на заводе освоили производства самосвала для сельского хозяйства; модель «55102» разгружалась на три стороны.
Для их производства в 1981-м году были введены в эксплуатацию заводские корпуса общей площадью 3,5 тыс. кв. м. Предполагалось, что предприятие будет выпускать не менее 3 тыс. «вахтовок» в год. Первая из них сошла с конвейера 1.05.1982. Эта дата ознаменовала расширение ассортимента выпускаемой продукции – нефтекамцы «открыли» новое направление. В этом же году была выпущена первая партия вахтовых автобусов на базе КАМАЗ. Спецтехника производится и сегодня: спрос на нее есть и довольно устойчивый.
Модель считается одной из лучших: в ее основе шасси КАМАЗ-4326. Машина отличается комфортной надстройкой и высокой проходимостью, которую обеспечивает полный привод. Что представляет собой конструкция «вахтовки»? Это стандартная кабина плюс закрытый фургон, сделанный из сэндвич-панелей. Для входа/выхода предусмотрена пара дверей, одна из которых аварийная.
Вахтовый автобус НефАЗ-42111-10-11 готовится в рейс. Фото: YouTube.com
Обогрев осуществляется посредством автономного отопителя, вентиляция – естественная, через крышные люки и раздвигающиеся окна. Последние представляют собой однокамерные стеклопакеты. Есть вариант с турбовентиляторами, размещенными наверху надстройки для обеспечения принудительного вентилирования. Внутри салона – от 20-ти до 22-х мягких кресел с регулируемыми спинками и ремнями безопасности.
Внутри видны полки под багаж, переговорное устройство, аптечка. Фото: YouTube.com
НефАЗ предлагает несколько модификаций вахтового автобуса. Среди них – модели с грузовым отсеком, жилым отделением для отдыха, платформой.
Грузопассажирская модификация вахтового автобуса. Фото: YouTube.com
Есть даже машина, специально предназначенный для доставки к месту отдыха рыбаков и охотников. На сегодня завод предлагает 17 модификаций «вахтовок» разного типа.
Программа по их проектированию и строительству была разработана в 2000-м году. Первенец представлял собой машину с индексом «5299». Этот автобус по международной классификации входит в первый класс. К нему относится общественный транспорт длиной 10-12 м при весе в загруженном состоянии до 17 т. Первый экземпляр автобуса выехал из заводских ворот в декабре 2000-го.
Одна из высокопольных моделей – НЕФАЗ 5299-17-42 (2017 год). Фото: YouTube.com
Здесь стоит сделать небольшое отступление. После прекращения существования Союза в 1993-м в Набережных Челнах создали АО «КАМАЗАвтобусПром». Организация разработала прототип, рассчитанный на 120 пассажиров, с индексом «5262». Но пожар 1993-го года в цехе двигателей на КАМАЗе перечеркнул все планы. Завод сделал вторую попытку и подписал соглашение с фирмой Avtomontaza (Словения). Предполагалось создать мощности для производства автобуса КАМАЗ-5297. И опять: финансовый кризис, дефолт не дали осуществиться задуманному.
Низкопольный НЕФАЗ-5299-40-52 на маршруте в столице. Фото: YouTube.com
После выпуска первого автобуса, все последующие модели получали один и тот же индекс «5299», но с разными добавочными цифрами в конце. Например, одна из самых современных машин от НефАЗ, поставляемая в столицу, имеет полное название «5299-40-52».
Первые автобусы в основе имели два подрамника – передний и задний. Из-за этого пол оказался высоким. К 2007-му разработали новую версию кузова на 115 пассажиров (25 сидячих мест). К индексу добавили цифру «30». Машина получилась полунизкопольной, но зато с пандусом для инвалидных колясок в средней двери. В 2011-м на выставке «Комтранс» была показана новая версия нефтекамского автобуса НефАЗ-5299-40. Это уже полностью низкопольная версия, предназначенная для перевозки 105 человек (25 сидячих мест).
Постепенно завод ушел от подрамников. Сегодня в основе автобусов – стальная ферма из профильных труб. Конструкция довольно сложная: ее детали изготавливают при помощи лазера. Если сравнивать кузова НефАЗов с продукцией ПАЗа или ЛиАЗа, можно найти интересное отличие. И там и там боковые панели делают из оцинковки, которую прикрепляют сваркой к фермам каркаса. Но у нефтекамских автобусов снаружи на кузове есть еще пластиковые элементы, полностью закрывающие кузов, что предотвращает коррозию.
Здесь будущий автобус будут облицовывать пластиковыми панелями. Фото: YouTube.com
Крыша представляет собой сплошную сэндвич-панель, приклеенную к стальной ферме. Если еще учесть пластик, используемый для декоративной отделки салона изнутри, получится, что автобусы НефАЗ – самые «полимероемкие» среди своих конкурентов.
Кресло (сделано по лицензии фирмы Grammer в Елабуге) оснащено пневматической подвеской, позволяющей «подогнать» его под любую комплекцию. При настройке руля вслед за ним движется вся приборная панель: удобно и современно!
Так выглядит панель приборов НефАЗ 2020-го года выпуска. Фото: YouTube.com
В нее входит ЖК-монитор, на котором – необходимый минимум. Вокруг места водителя – множество всяких ящичков и ниш под мелочи. Есть солнцезащитные шторки. В качестве опций для комплектации автобуса предлагается видеонаблюдение с камерами внутри и снаружи.
Здесь есть свои проблемы: расположение КПП, мостов и двигателя. Для этого в заднем свесе слева делают специальный шкаф-отсек, в котором находится КПП и мотор. Под данную компоновку нужен портальный мост. Его выпускают компании RABA (Венгрия) и ZF Friedrichshafen AG (Германия).
Портальный мост гарантирует ровный пол. Фото: YouTube.com
Подобное техническое решение, обусловленное необходимостью создания низкопольной конструкции, применяется на многих автобусах. Это немецкие Mercedes, российские ЛиАЗ, ПАЗ и многие другие модели зарубежных производителей.
Данный автобус еще интересен силовым агрегатом: на машине установлен дизель Cummins ISB 6.7e5, выдающий 250 «лошадей». Но дело не в мощности, а производителе. Мотор с 2010-го выпускает СП «Камминз КАМА», расположенное в Набережных Челнах. Двигателем комплектуют и КАМАЗы моделей 65115/116/117. На 2019-й год локализация производства достигала 60 %.
Газомоторная версия автобуса на испытаниях в Сочи. Фото: YouTube.com
Впрочем, насчет силового агрегата есть варианты: на НЕФАЗ‑5299-40-57 стоит газовый двигатель Weichai WP7СNG (КНР) на 260 л. с. Есть и свой КАМАЗ 820.91-260, работающий на «голубом топливе» и такой же мощности, что и китайский. Однако с таким мотором возможен выпуск только полунизкопольного варианта автобуса: агрегат просто не влезет в специальный отсек, о котором рассказано выше.
Первый из них – КАМАЗ-55994Э. Внутри с первого взгляда ничего не изменилось: число сидячих мест такое же, в крыше те же люки. Теперь взамен моторного отсека вдоль левого борта – стеллажи с аккумуляторами. Большую «банку» выхлопной трубы заменил электродвигатель. Вместо портального заднего моста установлена система со встроенными мотор-колесами. Кстати, ее производит та же компания ZF.
Электробус можно отличить и по надписям на бортах. Фото: YouTube.com
На сегодня завод НефАЗ, помимо «вахтовок», выпускает 3 версии электробусов, 6 машин, работающих на дизельном топливе и столько же моделей, использующих в качестве горючего газ. А еще в ассортименте – цистерны, прицепы, сельхозтехника, пожарные машины и самосвалы.
Строительство стартовало 13.07.1972 года, а в апреле 1977-го был представлен первый самосвал на базе КАМАЗ. Модель получила индекс «5511». К концу 1979-го на предприятии собрали уже 30-тысячную машину.

И на это потребовалось всего два года! Также на заводе освоили производства самосвала для сельского хозяйства; модель «55102» разгружалась на три стороны.
Вахтовые автобусы
Для их производства в 1981-м году были введены в эксплуатацию заводские корпуса общей площадью 3,5 тыс. кв. м. Предполагалось, что предприятие будет выпускать не менее 3 тыс. «вахтовок» в год. Первая из них сошла с конвейера 1.05.1982. Эта дата ознаменовала расширение ассортимента выпускаемой продукции – нефтекамцы «открыли» новое направление. В этом же году была выпущена первая партия вахтовых автобусов на базе КАМАЗ. Спецтехника производится и сегодня: спрос на нее есть и довольно устойчивый.
НефАЗ-4211
Модель считается одной из лучших: в ее основе шасси КАМАЗ-4326. Машина отличается комфортной надстройкой и высокой проходимостью, которую обеспечивает полный привод. Что представляет собой конструкция «вахтовки»? Это стандартная кабина плюс закрытый фургон, сделанный из сэндвич-панелей. Для входа/выхода предусмотрена пара дверей, одна из которых аварийная.

Обогрев осуществляется посредством автономного отопителя, вентиляция – естественная, через крышные люки и раздвигающиеся окна. Последние представляют собой однокамерные стеклопакеты. Есть вариант с турбовентиляторами, размещенными наверху надстройки для обеспечения принудительного вентилирования. Внутри салона – от 20-ти до 22-х мягких кресел с регулируемыми спинками и ремнями безопасности.

В случае неисправности автономного отопителя обогрев осуществляется через систему охлаждения двигателя.
НефАЗ предлагает несколько модификаций вахтового автобуса. Среди них – модели с грузовым отсеком, жилым отделением для отдыха, платформой.

Есть даже машина, специально предназначенный для доставки к месту отдыха рыбаков и охотников. На сегодня завод предлагает 17 модификаций «вахтовок» разного типа.
Автобусы
Программа по их проектированию и строительству была разработана в 2000-м году. Первенец представлял собой машину с индексом «5299». Этот автобус по международной классификации входит в первый класс. К нему относится общественный транспорт длиной 10-12 м при весе в загруженном состоянии до 17 т. Первый экземпляр автобуса выехал из заводских ворот в декабре 2000-го.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. После прекращения существования Союза в 1993-м в Набережных Челнах создали АО «КАМАЗАвтобусПром». Организация разработала прототип, рассчитанный на 120 пассажиров, с индексом «5262». Но пожар 1993-го года в цехе двигателей на КАМАЗе перечеркнул все планы. Завод сделал вторую попытку и подписал соглашение с фирмой Avtomontaza (Словения). Предполагалось создать мощности для производства автобуса КАМАЗ-5297. И опять: финансовый кризис, дефолт не дали осуществиться задуманному.

После выпуска первого автобуса, все последующие модели получали один и тот же индекс «5299», но с разными добавочными цифрами в конце. Например, одна из самых современных машин от НефАЗ, поставляемая в столицу, имеет полное название «5299-40-52».
Конструкционные особенности
Первые автобусы в основе имели два подрамника – передний и задний. Из-за этого пол оказался высоким. К 2007-му разработали новую версию кузова на 115 пассажиров (25 сидячих мест). К индексу добавили цифру «30». Машина получилась полунизкопольной, но зато с пандусом для инвалидных колясок в средней двери. В 2011-м на выставке «Комтранс» была показана новая версия нефтекамского автобуса НефАЗ-5299-40. Это уже полностью низкопольная версия, предназначенная для перевозки 105 человек (25 сидячих мест).
Кузов
Постепенно завод ушел от подрамников. Сегодня в основе автобусов – стальная ферма из профильных труб. Конструкция довольно сложная: ее детали изготавливают при помощи лазера. Если сравнивать кузова НефАЗов с продукцией ПАЗа или ЛиАЗа, можно найти интересное отличие. И там и там боковые панели делают из оцинковки, которую прикрепляют сваркой к фермам каркаса. Но у нефтекамских автобусов снаружи на кузове есть еще пластиковые элементы, полностью закрывающие кузов, что предотвращает коррозию.

Крыша представляет собой сплошную сэндвич-панель, приклеенную к стальной ферме. Если еще учесть пластик, используемый для декоративной отделки салона изнутри, получится, что автобусы НефАЗ – самые «полимероемкие» среди своих конкурентов.
Современные особенности рабочего места водителя
Кресло (сделано по лицензии фирмы Grammer в Елабуге) оснащено пневматической подвеской, позволяющей «подогнать» его под любую комплекцию. При настройке руля вслед за ним движется вся приборная панель: удобно и современно!

В нее входит ЖК-монитор, на котором – необходимый минимум. Вокруг места водителя – множество всяких ящичков и ниш под мелочи. Есть солнцезащитные шторки. В качестве опций для комплектации автобуса предлагается видеонаблюдение с камерами внутри и снаружи.
Как «делают» низкий пол: НЕФАЗ‑5299-40-52
Здесь есть свои проблемы: расположение КПП, мостов и двигателя. Для этого в заднем свесе слева делают специальный шкаф-отсек, в котором находится КПП и мотор. Под данную компоновку нужен портальный мост. Его выпускают компании RABA (Венгрия) и ZF Friedrichshafen AG (Германия).

Подобное техническое решение, обусловленное необходимостью создания низкопольной конструкции, применяется на многих автобусах. Это немецкие Mercedes, российские ЛиАЗ, ПАЗ и многие другие модели зарубежных производителей.
Двигатели
Данный автобус еще интересен силовым агрегатом: на машине установлен дизель Cummins ISB 6.7e5, выдающий 250 «лошадей». Но дело не в мощности, а производителе. Мотор с 2010-го выпускает СП «Камминз КАМА», расположенное в Набережных Челнах. Двигателем комплектуют и КАМАЗы моделей 65115/116/117. На 2019-й год локализация производства достигала 60 %.

Впрочем, насчет силового агрегата есть варианты: на НЕФАЗ‑5299-40-57 стоит газовый двигатель Weichai WP7СNG (КНР) на 260 л. с. Есть и свой КАМАЗ 820.91-260, работающий на «голубом топливе» и такой же мощности, что и китайский. Однако с таким мотором возможен выпуск только полунизкопольного варианта автобуса: агрегат просто не влезет в специальный отсек, о котором рассказано выше.
Электробусы
Первый из них – КАМАЗ-55994Э. Внутри с первого взгляда ничего не изменилось: число сидячих мест такое же, в крыше те же люки. Теперь взамен моторного отсека вдоль левого борта – стеллажи с аккумуляторами. Большую «банку» выхлопной трубы заменил электродвигатель. Вместо портального заднего моста установлена система со встроенными мотор-колесами. Кстати, ее производит та же компания ZF.

На сегодня завод НефАЗ, помимо «вахтовок», выпускает 3 версии электробусов, 6 машин, работающих на дизельном топливе и столько же моделей, использующих в качестве горючего газ. А еще в ассортименте – цистерны, прицепы, сельхозтехника, пожарные машины и самосвалы.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....