НефАЗ: вчера и сегодня
Впервые на Нефтекамском заводе запустили конвейер в октябре 1977-го года. С этого момента и отсчитывает свою историю НефАЗ: предприятие, являющееся частью ПАО «КАМАЗ», и расположенное в Башкирии. Однако фактически завод был известен раньше: 25.12.1970 вышел приказ Госкомитета СМ СССР по строительству за №65. Документ предписывал создать предприятие для выпуска лебедок и автосамосвалов в Нефтекамске.
Строительство стартовало 13.07.1972 года, а в апреле 1977-го был представлен первый самосвал на базе КАМАЗ. Модель получила индекс «5511». К концу 1979-го на предприятии собрали уже 30-тысячную машину.
И на это потребовалось всего два года! Также на заводе освоили производства самосвала для сельского хозяйства; модель «55102» разгружалась на три стороны.
Для их производства в 1981-м году были введены в эксплуатацию заводские корпуса общей площадью 3,5 тыс. кв. м. Предполагалось, что предприятие будет выпускать не менее 3 тыс. «вахтовок» в год. Первая из них сошла с конвейера 1.05.1982. Эта дата ознаменовала расширение ассортимента выпускаемой продукции – нефтекамцы «открыли» новое направление. В этом же году была выпущена первая партия вахтовых автобусов на базе КАМАЗ. Спецтехника производится и сегодня: спрос на нее есть и довольно устойчивый.
Модель считается одной из лучших: в ее основе шасси КАМАЗ-4326. Машина отличается комфортной надстройкой и высокой проходимостью, которую обеспечивает полный привод. Что представляет собой конструкция «вахтовки»? Это стандартная кабина плюс закрытый фургон, сделанный из сэндвич-панелей. Для входа/выхода предусмотрена пара дверей, одна из которых аварийная.
Обогрев осуществляется посредством автономного отопителя, вентиляция – естественная, через крышные люки и раздвигающиеся окна. Последние представляют собой однокамерные стеклопакеты. Есть вариант с турбовентиляторами, размещенными наверху надстройки для обеспечения принудительного вентилирования. Внутри салона – от 20-ти до 22-х мягких кресел с регулируемыми спинками и ремнями безопасности.
НефАЗ предлагает несколько модификаций вахтового автобуса. Среди них – модели с грузовым отсеком, жилым отделением для отдыха, платформой.
Есть даже машина, специально предназначенный для доставки к месту отдыха рыбаков и охотников. На сегодня завод предлагает 17 модификаций «вахтовок» разного типа.
Программа по их проектированию и строительству была разработана в 2000-м году. Первенец представлял собой машину с индексом «5299». Этот автобус по международной классификации входит в первый класс. К нему относится общественный транспорт длиной 10-12 м при весе в загруженном состоянии до 17 т. Первый экземпляр автобуса выехал из заводских ворот в декабре 2000-го.
Здесь стоит сделать небольшое отступление. После прекращения существования Союза в 1993-м в Набережных Челнах создали АО «КАМАЗАвтобусПром». Организация разработала прототип, рассчитанный на 120 пассажиров, с индексом «5262». Но пожар 1993-го года в цехе двигателей на КАМАЗе перечеркнул все планы. Завод сделал вторую попытку и подписал соглашение с фирмой Avtomontaza (Словения). Предполагалось создать мощности для производства автобуса КАМАЗ-5297. И опять: финансовый кризис, дефолт не дали осуществиться задуманному.
После выпуска первого автобуса, все последующие модели получали один и тот же индекс «5299», но с разными добавочными цифрами в конце. Например, одна из самых современных машин от НефАЗ, поставляемая в столицу, имеет полное название «5299-40-52».
Первые автобусы в основе имели два подрамника – передний и задний. Из-за этого пол оказался высоким. К 2007-му разработали новую версию кузова на 115 пассажиров (25 сидячих мест). К индексу добавили цифру «30». Машина получилась полунизкопольной, но зато с пандусом для инвалидных колясок в средней двери. В 2011-м на выставке «Комтранс» была показана новая версия нефтекамского автобуса НефАЗ-5299-40. Это уже полностью низкопольная версия, предназначенная для перевозки 105 человек (25 сидячих мест).
Постепенно завод ушел от подрамников. Сегодня в основе автобусов – стальная ферма из профильных труб. Конструкция довольно сложная: ее детали изготавливают при помощи лазера. Если сравнивать кузова НефАЗов с продукцией ПАЗа или ЛиАЗа, можно найти интересное отличие. И там и там боковые панели делают из оцинковки, которую прикрепляют сваркой к фермам каркаса. Но у нефтекамских автобусов снаружи на кузове есть еще пластиковые элементы, полностью закрывающие кузов, что предотвращает коррозию.
Крыша представляет собой сплошную сэндвич-панель, приклеенную к стальной ферме. Если еще учесть пластик, используемый для декоративной отделки салона изнутри, получится, что автобусы НефАЗ – самые «полимероемкие» среди своих конкурентов.
Кресло (сделано по лицензии фирмы Grammer в Елабуге) оснащено пневматической подвеской, позволяющей «подогнать» его под любую комплекцию. При настройке руля вслед за ним движется вся приборная панель: удобно и современно!
В нее входит ЖК-монитор, на котором – необходимый минимум. Вокруг места водителя – множество всяких ящичков и ниш под мелочи. Есть солнцезащитные шторки. В качестве опций для комплектации автобуса предлагается видеонаблюдение с камерами внутри и снаружи.
Здесь есть свои проблемы: расположение КПП, мостов и двигателя. Для этого в заднем свесе слева делают специальный шкаф-отсек, в котором находится КПП и мотор. Под данную компоновку нужен портальный мост. Его выпускают компании RABA (Венгрия) и ZF Friedrichshafen AG (Германия).
Подобное техническое решение, обусловленное необходимостью создания низкопольной конструкции, применяется на многих автобусах. Это немецкие Mercedes, российские ЛиАЗ, ПАЗ и многие другие модели зарубежных производителей.
Данный автобус еще интересен силовым агрегатом: на машине установлен дизель Cummins ISB 6.7e5, выдающий 250 «лошадей». Но дело не в мощности, а производителе. Мотор с 2010-го выпускает СП «Камминз КАМА», расположенное в Набережных Челнах. Двигателем комплектуют и КАМАЗы моделей 65115/116/117. На 2019-й год локализация производства достигала 60 %.
Впрочем, насчет силового агрегата есть варианты: на НЕФАЗ‑5299-40-57 стоит газовый двигатель Weichai WP7СNG (КНР) на 260 л. с. Есть и свой КАМАЗ 820.91-260, работающий на «голубом топливе» и такой же мощности, что и китайский. Однако с таким мотором возможен выпуск только полунизкопольного варианта автобуса: агрегат просто не влезет в специальный отсек, о котором рассказано выше.
Первый из них – КАМАЗ-55994Э. Внутри с первого взгляда ничего не изменилось: число сидячих мест такое же, в крыше те же люки. Теперь взамен моторного отсека вдоль левого борта – стеллажи с аккумуляторами. Большую «банку» выхлопной трубы заменил электродвигатель. Вместо портального заднего моста установлена система со встроенными мотор-колесами. Кстати, ее производит та же компания ZF.
На сегодня завод НефАЗ, помимо «вахтовок», выпускает 3 версии электробусов, 6 машин, работающих на дизельном топливе и столько же моделей, использующих в качестве горючего газ. А еще в ассортименте – цистерны, прицепы, сельхозтехника, пожарные машины и самосвалы.
Строительство стартовало 13.07.1972 года, а в апреле 1977-го был представлен первый самосвал на базе КАМАЗ. Модель получила индекс «5511». К концу 1979-го на предприятии собрали уже 30-тысячную машину.
НефАЗ начинался с выпуска самосвалов на шасси КАМАЗ. Фото: YouTube.com
И на это потребовалось всего два года! Также на заводе освоили производства самосвала для сельского хозяйства; модель «55102» разгружалась на три стороны.
Вахтовые автобусы
Для их производства в 1981-м году были введены в эксплуатацию заводские корпуса общей площадью 3,5 тыс. кв. м. Предполагалось, что предприятие будет выпускать не менее 3 тыс. «вахтовок» в год. Первая из них сошла с конвейера 1.05.1982. Эта дата ознаменовала расширение ассортимента выпускаемой продукции – нефтекамцы «открыли» новое направление. В этом же году была выпущена первая партия вахтовых автобусов на базе КАМАЗ. Спецтехника производится и сегодня: спрос на нее есть и довольно устойчивый.
НефАЗ-4211
Модель считается одной из лучших: в ее основе шасси КАМАЗ-4326. Машина отличается комфортной надстройкой и высокой проходимостью, которую обеспечивает полный привод. Что представляет собой конструкция «вахтовки»? Это стандартная кабина плюс закрытый фургон, сделанный из сэндвич-панелей. Для входа/выхода предусмотрена пара дверей, одна из которых аварийная.
Вахтовый автобус НефАЗ-42111-10-11 готовится в рейс. Фото: YouTube.com
Обогрев осуществляется посредством автономного отопителя, вентиляция – естественная, через крышные люки и раздвигающиеся окна. Последние представляют собой однокамерные стеклопакеты. Есть вариант с турбовентиляторами, размещенными наверху надстройки для обеспечения принудительного вентилирования. Внутри салона – от 20-ти до 22-х мягких кресел с регулируемыми спинками и ремнями безопасности.
Внутри видны полки под багаж, переговорное устройство, аптечка. Фото: YouTube.com
В случае неисправности автономного отопителя обогрев осуществляется через систему охлаждения двигателя.
НефАЗ предлагает несколько модификаций вахтового автобуса. Среди них – модели с грузовым отсеком, жилым отделением для отдыха, платформой.
Грузопассажирская модификация вахтового автобуса. Фото: YouTube.com
Есть даже машина, специально предназначенный для доставки к месту отдыха рыбаков и охотников. На сегодня завод предлагает 17 модификаций «вахтовок» разного типа.
Автобусы
Программа по их проектированию и строительству была разработана в 2000-м году. Первенец представлял собой машину с индексом «5299». Этот автобус по международной классификации входит в первый класс. К нему относится общественный транспорт длиной 10-12 м при весе в загруженном состоянии до 17 т. Первый экземпляр автобуса выехал из заводских ворот в декабре 2000-го.
Одна из высокопольных моделей – НЕФАЗ 5299-17-42 (2017 год). Фото: YouTube.com
Здесь стоит сделать небольшое отступление. После прекращения существования Союза в 1993-м в Набережных Челнах создали АО «КАМАЗАвтобусПром». Организация разработала прототип, рассчитанный на 120 пассажиров, с индексом «5262». Но пожар 1993-го года в цехе двигателей на КАМАЗе перечеркнул все планы. Завод сделал вторую попытку и подписал соглашение с фирмой Avtomontaza (Словения). Предполагалось создать мощности для производства автобуса КАМАЗ-5297. И опять: финансовый кризис, дефолт не дали осуществиться задуманному.
Низкопольный НЕФАЗ-5299-40-52 на маршруте в столице. Фото: YouTube.com
После выпуска первого автобуса, все последующие модели получали один и тот же индекс «5299», но с разными добавочными цифрами в конце. Например, одна из самых современных машин от НефАЗ, поставляемая в столицу, имеет полное название «5299-40-52».
Конструкционные особенности
Первые автобусы в основе имели два подрамника – передний и задний. Из-за этого пол оказался высоким. К 2007-му разработали новую версию кузова на 115 пассажиров (25 сидячих мест). К индексу добавили цифру «30». Машина получилась полунизкопольной, но зато с пандусом для инвалидных колясок в средней двери. В 2011-м на выставке «Комтранс» была показана новая версия нефтекамского автобуса НефАЗ-5299-40. Это уже полностью низкопольная версия, предназначенная для перевозки 105 человек (25 сидячих мест).
Кузов
Постепенно завод ушел от подрамников. Сегодня в основе автобусов – стальная ферма из профильных труб. Конструкция довольно сложная: ее детали изготавливают при помощи лазера. Если сравнивать кузова НефАЗов с продукцией ПАЗа или ЛиАЗа, можно найти интересное отличие. И там и там боковые панели делают из оцинковки, которую прикрепляют сваркой к фермам каркаса. Но у нефтекамских автобусов снаружи на кузове есть еще пластиковые элементы, полностью закрывающие кузов, что предотвращает коррозию.
Здесь будущий автобус будут облицовывать пластиковыми панелями. Фото: YouTube.com
Крыша представляет собой сплошную сэндвич-панель, приклеенную к стальной ферме. Если еще учесть пластик, используемый для декоративной отделки салона изнутри, получится, что автобусы НефАЗ – самые «полимероемкие» среди своих конкурентов.
Современные особенности рабочего места водителя
Кресло (сделано по лицензии фирмы Grammer в Елабуге) оснащено пневматической подвеской, позволяющей «подогнать» его под любую комплекцию. При настройке руля вслед за ним движется вся приборная панель: удобно и современно!
Так выглядит панель приборов НефАЗ 2020-го года выпуска. Фото: YouTube.com
В нее входит ЖК-монитор, на котором – необходимый минимум. Вокруг места водителя – множество всяких ящичков и ниш под мелочи. Есть солнцезащитные шторки. В качестве опций для комплектации автобуса предлагается видеонаблюдение с камерами внутри и снаружи.
Как «делают» низкий пол: НЕФАЗ‑5299-40-52
Здесь есть свои проблемы: расположение КПП, мостов и двигателя. Для этого в заднем свесе слева делают специальный шкаф-отсек, в котором находится КПП и мотор. Под данную компоновку нужен портальный мост. Его выпускают компании RABA (Венгрия) и ZF Friedrichshafen AG (Германия).
Портальный мост гарантирует ровный пол. Фото: YouTube.com
Подобное техническое решение, обусловленное необходимостью создания низкопольной конструкции, применяется на многих автобусах. Это немецкие Mercedes, российские ЛиАЗ, ПАЗ и многие другие модели зарубежных производителей.
Двигатели
Данный автобус еще интересен силовым агрегатом: на машине установлен дизель Cummins ISB 6.7e5, выдающий 250 «лошадей». Но дело не в мощности, а производителе. Мотор с 2010-го выпускает СП «Камминз КАМА», расположенное в Набережных Челнах. Двигателем комплектуют и КАМАЗы моделей 65115/116/117. На 2019-й год локализация производства достигала 60 %.
Газомоторная версия автобуса на испытаниях в Сочи. Фото: YouTube.com
Впрочем, насчет силового агрегата есть варианты: на НЕФАЗ‑5299-40-57 стоит газовый двигатель Weichai WP7СNG (КНР) на 260 л. с. Есть и свой КАМАЗ 820.91-260, работающий на «голубом топливе» и такой же мощности, что и китайский. Однако с таким мотором возможен выпуск только полунизкопольного варианта автобуса: агрегат просто не влезет в специальный отсек, о котором рассказано выше.
Электробусы
Первый из них – КАМАЗ-55994Э. Внутри с первого взгляда ничего не изменилось: число сидячих мест такое же, в крыше те же люки. Теперь взамен моторного отсека вдоль левого борта – стеллажи с аккумуляторами. Большую «банку» выхлопной трубы заменил электродвигатель. Вместо портального заднего моста установлена система со встроенными мотор-колесами. Кстати, ее производит та же компания ZF.
Электробус можно отличить и по надписям на бортах. Фото: YouTube.com
На сегодня завод НефАЗ, помимо «вахтовок», выпускает 3 версии электробусов, 6 машин, работающих на дизельном топливе и столько же моделей, использующих в качестве горючего газ. А еще в ассортименте – цистерны, прицепы, сельхозтехника, пожарные машины и самосвалы.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...