НефАЗ: вчера и сегодня
Впервые на Нефтекамском заводе запустили конвейер в октябре 1977-го года. С этого момента и отсчитывает свою историю НефАЗ: предприятие, являющееся частью ПАО «КАМАЗ», и расположенное в Башкирии. Однако фактически завод был известен раньше: 25.12.1970 вышел приказ Госкомитета СМ СССР по строительству за №65. Документ предписывал создать предприятие для выпуска лебедок и автосамосвалов в Нефтекамске.
Строительство стартовало 13.07.1972 года, а в апреле 1977-го был представлен первый самосвал на базе КАМАЗ. Модель получила индекс «5511». К концу 1979-го на предприятии собрали уже 30-тысячную машину.
И на это потребовалось всего два года! Также на заводе освоили производства самосвала для сельского хозяйства; модель «55102» разгружалась на три стороны.
Для их производства в 1981-м году были введены в эксплуатацию заводские корпуса общей площадью 3,5 тыс. кв. м. Предполагалось, что предприятие будет выпускать не менее 3 тыс. «вахтовок» в год. Первая из них сошла с конвейера 1.05.1982. Эта дата ознаменовала расширение ассортимента выпускаемой продукции – нефтекамцы «открыли» новое направление. В этом же году была выпущена первая партия вахтовых автобусов на базе КАМАЗ. Спецтехника производится и сегодня: спрос на нее есть и довольно устойчивый.
Модель считается одной из лучших: в ее основе шасси КАМАЗ-4326. Машина отличается комфортной надстройкой и высокой проходимостью, которую обеспечивает полный привод. Что представляет собой конструкция «вахтовки»? Это стандартная кабина плюс закрытый фургон, сделанный из сэндвич-панелей. Для входа/выхода предусмотрена пара дверей, одна из которых аварийная.
Обогрев осуществляется посредством автономного отопителя, вентиляция – естественная, через крышные люки и раздвигающиеся окна. Последние представляют собой однокамерные стеклопакеты. Есть вариант с турбовентиляторами, размещенными наверху надстройки для обеспечения принудительного вентилирования. Внутри салона – от 20-ти до 22-х мягких кресел с регулируемыми спинками и ремнями безопасности.
НефАЗ предлагает несколько модификаций вахтового автобуса. Среди них – модели с грузовым отсеком, жилым отделением для отдыха, платформой.
Есть даже машина, специально предназначенный для доставки к месту отдыха рыбаков и охотников. На сегодня завод предлагает 17 модификаций «вахтовок» разного типа.
Программа по их проектированию и строительству была разработана в 2000-м году. Первенец представлял собой машину с индексом «5299». Этот автобус по международной классификации входит в первый класс. К нему относится общественный транспорт длиной 10-12 м при весе в загруженном состоянии до 17 т. Первый экземпляр автобуса выехал из заводских ворот в декабре 2000-го.
Здесь стоит сделать небольшое отступление. После прекращения существования Союза в 1993-м в Набережных Челнах создали АО «КАМАЗАвтобусПром». Организация разработала прототип, рассчитанный на 120 пассажиров, с индексом «5262». Но пожар 1993-го года в цехе двигателей на КАМАЗе перечеркнул все планы. Завод сделал вторую попытку и подписал соглашение с фирмой Avtomontaza (Словения). Предполагалось создать мощности для производства автобуса КАМАЗ-5297. И опять: финансовый кризис, дефолт не дали осуществиться задуманному.
После выпуска первого автобуса, все последующие модели получали один и тот же индекс «5299», но с разными добавочными цифрами в конце. Например, одна из самых современных машин от НефАЗ, поставляемая в столицу, имеет полное название «5299-40-52».
Первые автобусы в основе имели два подрамника – передний и задний. Из-за этого пол оказался высоким. К 2007-му разработали новую версию кузова на 115 пассажиров (25 сидячих мест). К индексу добавили цифру «30». Машина получилась полунизкопольной, но зато с пандусом для инвалидных колясок в средней двери. В 2011-м на выставке «Комтранс» была показана новая версия нефтекамского автобуса НефАЗ-5299-40. Это уже полностью низкопольная версия, предназначенная для перевозки 105 человек (25 сидячих мест).
Постепенно завод ушел от подрамников. Сегодня в основе автобусов – стальная ферма из профильных труб. Конструкция довольно сложная: ее детали изготавливают при помощи лазера. Если сравнивать кузова НефАЗов с продукцией ПАЗа или ЛиАЗа, можно найти интересное отличие. И там и там боковые панели делают из оцинковки, которую прикрепляют сваркой к фермам каркаса. Но у нефтекамских автобусов снаружи на кузове есть еще пластиковые элементы, полностью закрывающие кузов, что предотвращает коррозию.
Крыша представляет собой сплошную сэндвич-панель, приклеенную к стальной ферме. Если еще учесть пластик, используемый для декоративной отделки салона изнутри, получится, что автобусы НефАЗ – самые «полимероемкие» среди своих конкурентов.
Кресло (сделано по лицензии фирмы Grammer в Елабуге) оснащено пневматической подвеской, позволяющей «подогнать» его под любую комплекцию. При настройке руля вслед за ним движется вся приборная панель: удобно и современно!
В нее входит ЖК-монитор, на котором – необходимый минимум. Вокруг места водителя – множество всяких ящичков и ниш под мелочи. Есть солнцезащитные шторки. В качестве опций для комплектации автобуса предлагается видеонаблюдение с камерами внутри и снаружи.
Здесь есть свои проблемы: расположение КПП, мостов и двигателя. Для этого в заднем свесе слева делают специальный шкаф-отсек, в котором находится КПП и мотор. Под данную компоновку нужен портальный мост. Его выпускают компании RABA (Венгрия) и ZF Friedrichshafen AG (Германия).
Подобное техническое решение, обусловленное необходимостью создания низкопольной конструкции, применяется на многих автобусах. Это немецкие Mercedes, российские ЛиАЗ, ПАЗ и многие другие модели зарубежных производителей.
Данный автобус еще интересен силовым агрегатом: на машине установлен дизель Cummins ISB 6.7e5, выдающий 250 «лошадей». Но дело не в мощности, а производителе. Мотор с 2010-го выпускает СП «Камминз КАМА», расположенное в Набережных Челнах. Двигателем комплектуют и КАМАЗы моделей 65115/116/117. На 2019-й год локализация производства достигала 60 %.
Впрочем, насчет силового агрегата есть варианты: на НЕФАЗ‑5299-40-57 стоит газовый двигатель Weichai WP7СNG (КНР) на 260 л. с. Есть и свой КАМАЗ 820.91-260, работающий на «голубом топливе» и такой же мощности, что и китайский. Однако с таким мотором возможен выпуск только полунизкопольного варианта автобуса: агрегат просто не влезет в специальный отсек, о котором рассказано выше.
Первый из них – КАМАЗ-55994Э. Внутри с первого взгляда ничего не изменилось: число сидячих мест такое же, в крыше те же люки. Теперь взамен моторного отсека вдоль левого борта – стеллажи с аккумуляторами. Большую «банку» выхлопной трубы заменил электродвигатель. Вместо портального заднего моста установлена система со встроенными мотор-колесами. Кстати, ее производит та же компания ZF.
На сегодня завод НефАЗ, помимо «вахтовок», выпускает 3 версии электробусов, 6 машин, работающих на дизельном топливе и столько же моделей, использующих в качестве горючего газ. А еще в ассортименте – цистерны, прицепы, сельхозтехника, пожарные машины и самосвалы.
Строительство стартовало 13.07.1972 года, а в апреле 1977-го был представлен первый самосвал на базе КАМАЗ. Модель получила индекс «5511». К концу 1979-го на предприятии собрали уже 30-тысячную машину.
НефАЗ начинался с выпуска самосвалов на шасси КАМАЗ. Фото: YouTube.com
И на это потребовалось всего два года! Также на заводе освоили производства самосвала для сельского хозяйства; модель «55102» разгружалась на три стороны.
Вахтовые автобусы
Для их производства в 1981-м году были введены в эксплуатацию заводские корпуса общей площадью 3,5 тыс. кв. м. Предполагалось, что предприятие будет выпускать не менее 3 тыс. «вахтовок» в год. Первая из них сошла с конвейера 1.05.1982. Эта дата ознаменовала расширение ассортимента выпускаемой продукции – нефтекамцы «открыли» новое направление. В этом же году была выпущена первая партия вахтовых автобусов на базе КАМАЗ. Спецтехника производится и сегодня: спрос на нее есть и довольно устойчивый.
НефАЗ-4211
Модель считается одной из лучших: в ее основе шасси КАМАЗ-4326. Машина отличается комфортной надстройкой и высокой проходимостью, которую обеспечивает полный привод. Что представляет собой конструкция «вахтовки»? Это стандартная кабина плюс закрытый фургон, сделанный из сэндвич-панелей. Для входа/выхода предусмотрена пара дверей, одна из которых аварийная.
Вахтовый автобус НефАЗ-42111-10-11 готовится в рейс. Фото: YouTube.com
Обогрев осуществляется посредством автономного отопителя, вентиляция – естественная, через крышные люки и раздвигающиеся окна. Последние представляют собой однокамерные стеклопакеты. Есть вариант с турбовентиляторами, размещенными наверху надстройки для обеспечения принудительного вентилирования. Внутри салона – от 20-ти до 22-х мягких кресел с регулируемыми спинками и ремнями безопасности.
Внутри видны полки под багаж, переговорное устройство, аптечка. Фото: YouTube.com
В случае неисправности автономного отопителя обогрев осуществляется через систему охлаждения двигателя.
НефАЗ предлагает несколько модификаций вахтового автобуса. Среди них – модели с грузовым отсеком, жилым отделением для отдыха, платформой.
Грузопассажирская модификация вахтового автобуса. Фото: YouTube.com
Есть даже машина, специально предназначенный для доставки к месту отдыха рыбаков и охотников. На сегодня завод предлагает 17 модификаций «вахтовок» разного типа.
Автобусы
Программа по их проектированию и строительству была разработана в 2000-м году. Первенец представлял собой машину с индексом «5299». Этот автобус по международной классификации входит в первый класс. К нему относится общественный транспорт длиной 10-12 м при весе в загруженном состоянии до 17 т. Первый экземпляр автобуса выехал из заводских ворот в декабре 2000-го.
Одна из высокопольных моделей – НЕФАЗ 5299-17-42 (2017 год). Фото: YouTube.com
Здесь стоит сделать небольшое отступление. После прекращения существования Союза в 1993-м в Набережных Челнах создали АО «КАМАЗАвтобусПром». Организация разработала прототип, рассчитанный на 120 пассажиров, с индексом «5262». Но пожар 1993-го года в цехе двигателей на КАМАЗе перечеркнул все планы. Завод сделал вторую попытку и подписал соглашение с фирмой Avtomontaza (Словения). Предполагалось создать мощности для производства автобуса КАМАЗ-5297. И опять: финансовый кризис, дефолт не дали осуществиться задуманному.
Низкопольный НЕФАЗ-5299-40-52 на маршруте в столице. Фото: YouTube.com
После выпуска первого автобуса, все последующие модели получали один и тот же индекс «5299», но с разными добавочными цифрами в конце. Например, одна из самых современных машин от НефАЗ, поставляемая в столицу, имеет полное название «5299-40-52».
Конструкционные особенности
Первые автобусы в основе имели два подрамника – передний и задний. Из-за этого пол оказался высоким. К 2007-му разработали новую версию кузова на 115 пассажиров (25 сидячих мест). К индексу добавили цифру «30». Машина получилась полунизкопольной, но зато с пандусом для инвалидных колясок в средней двери. В 2011-м на выставке «Комтранс» была показана новая версия нефтекамского автобуса НефАЗ-5299-40. Это уже полностью низкопольная версия, предназначенная для перевозки 105 человек (25 сидячих мест).
Кузов
Постепенно завод ушел от подрамников. Сегодня в основе автобусов – стальная ферма из профильных труб. Конструкция довольно сложная: ее детали изготавливают при помощи лазера. Если сравнивать кузова НефАЗов с продукцией ПАЗа или ЛиАЗа, можно найти интересное отличие. И там и там боковые панели делают из оцинковки, которую прикрепляют сваркой к фермам каркаса. Но у нефтекамских автобусов снаружи на кузове есть еще пластиковые элементы, полностью закрывающие кузов, что предотвращает коррозию.
Здесь будущий автобус будут облицовывать пластиковыми панелями. Фото: YouTube.com
Крыша представляет собой сплошную сэндвич-панель, приклеенную к стальной ферме. Если еще учесть пластик, используемый для декоративной отделки салона изнутри, получится, что автобусы НефАЗ – самые «полимероемкие» среди своих конкурентов.
Современные особенности рабочего места водителя
Кресло (сделано по лицензии фирмы Grammer в Елабуге) оснащено пневматической подвеской, позволяющей «подогнать» его под любую комплекцию. При настройке руля вслед за ним движется вся приборная панель: удобно и современно!
Так выглядит панель приборов НефАЗ 2020-го года выпуска. Фото: YouTube.com
В нее входит ЖК-монитор, на котором – необходимый минимум. Вокруг места водителя – множество всяких ящичков и ниш под мелочи. Есть солнцезащитные шторки. В качестве опций для комплектации автобуса предлагается видеонаблюдение с камерами внутри и снаружи.
Как «делают» низкий пол: НЕФАЗ‑5299-40-52
Здесь есть свои проблемы: расположение КПП, мостов и двигателя. Для этого в заднем свесе слева делают специальный шкаф-отсек, в котором находится КПП и мотор. Под данную компоновку нужен портальный мост. Его выпускают компании RABA (Венгрия) и ZF Friedrichshafen AG (Германия).
Портальный мост гарантирует ровный пол. Фото: YouTube.com
Подобное техническое решение, обусловленное необходимостью создания низкопольной конструкции, применяется на многих автобусах. Это немецкие Mercedes, российские ЛиАЗ, ПАЗ и многие другие модели зарубежных производителей.
Двигатели
Данный автобус еще интересен силовым агрегатом: на машине установлен дизель Cummins ISB 6.7e5, выдающий 250 «лошадей». Но дело не в мощности, а производителе. Мотор с 2010-го выпускает СП «Камминз КАМА», расположенное в Набережных Челнах. Двигателем комплектуют и КАМАЗы моделей 65115/116/117. На 2019-й год локализация производства достигала 60 %.
Газомоторная версия автобуса на испытаниях в Сочи. Фото: YouTube.com
Впрочем, насчет силового агрегата есть варианты: на НЕФАЗ‑5299-40-57 стоит газовый двигатель Weichai WP7СNG (КНР) на 260 л. с. Есть и свой КАМАЗ 820.91-260, работающий на «голубом топливе» и такой же мощности, что и китайский. Однако с таким мотором возможен выпуск только полунизкопольного варианта автобуса: агрегат просто не влезет в специальный отсек, о котором рассказано выше.
Электробусы
Первый из них – КАМАЗ-55994Э. Внутри с первого взгляда ничего не изменилось: число сидячих мест такое же, в крыше те же люки. Теперь взамен моторного отсека вдоль левого борта – стеллажи с аккумуляторами. Большую «банку» выхлопной трубы заменил электродвигатель. Вместо портального заднего моста установлена система со встроенными мотор-колесами. Кстати, ее производит та же компания ZF.
Электробус можно отличить и по надписям на бортах. Фото: YouTube.com
На сегодня завод НефАЗ, помимо «вахтовок», выпускает 3 версии электробусов, 6 машин, работающих на дизельном топливе и столько же моделей, использующих в качестве горючего газ. А еще в ассортименте – цистерны, прицепы, сельхозтехника, пожарные машины и самосвалы.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....