НефАЗ: вчера и сегодня
2 979

НефАЗ: вчера и сегодня

Впервые на Нефтекамском заводе запустили конвейер в октябре 1977-го года. С этого момента и отсчитывает свою историю НефАЗ: предприятие, являющееся частью ПАО «КАМАЗ», и расположенное в Башкирии. Однако фактически завод был известен раньше: 25.12.1970 вышел приказ Госкомитета СМ СССР по строительству за №65. Документ предписывал создать предприятие для выпуска лебедок и автосамосвалов в Нефтекамске.


Строительство стартовало 13.07.1972 года, а в апреле 1977-го был представлен первый самосвал на базе КАМАЗ. Модель получила индекс «5511». К концу 1979-го на предприятии собрали уже 30-тысячную машину.

НефАЗ: вчера и сегодняНефАЗ начинался с выпуска самосвалов на шасси КАМАЗ. Фото: YouTube.com

И на это потребовалось всего два года! Также на заводе освоили производства самосвала для сельского хозяйства; модель «55102» разгружалась на три стороны.

Вахтовые автобусы


Для их производства в 1981-м году были введены в эксплуатацию заводские корпуса общей площадью 3,5 тыс. кв. м. Предполагалось, что предприятие будет выпускать не менее 3 тыс. «вахтовок» в год. Первая из них сошла с конвейера 1.05.1982. Эта дата ознаменовала расширение ассортимента выпускаемой продукции – нефтекамцы «открыли» новое направление. В этом же году была выпущена первая партия вахтовых автобусов на базе КАМАЗ. Спецтехника производится и сегодня: спрос на нее есть и довольно устойчивый.

НефАЗ-4211


Модель считается одной из лучших: в ее основе шасси КАМАЗ-4326. Машина отличается комфортной надстройкой и высокой проходимостью, которую обеспечивает полный привод. Что представляет собой конструкция «вахтовки»? Это стандартная кабина плюс закрытый фургон, сделанный из сэндвич-панелей. Для входа/выхода предусмотрена пара дверей, одна из которых аварийная.

Вахтовый автобус НефАЗ-42111-10-11 готовится в рейс. Фото: YouTube.com

Обогрев осуществляется посредством автономного отопителя, вентиляция – естественная, через крышные люки и раздвигающиеся окна. Последние представляют собой однокамерные стеклопакеты. Есть вариант с турбовентиляторами, размещенными наверху надстройки для обеспечения принудительного вентилирования. Внутри салона – от 20-ти до 22-х мягких кресел с регулируемыми спинками и ремнями безопасности.

Внутри видны полки под багаж, переговорное устройство, аптечка. Фото: YouTube.com

В случае неисправности автономного отопителя обогрев осуществляется через систему охлаждения двигателя.

НефАЗ предлагает несколько модификаций вахтового автобуса. Среди них – модели с грузовым отсеком, жилым отделением для отдыха, платформой.

Грузопассажирская модификация вахтового автобуса. Фото: YouTube.com

Есть даже машина, специально предназначенный для доставки к месту отдыха рыбаков и охотников. На сегодня завод предлагает 17 модификаций «вахтовок» разного типа.

Автобусы


Программа по их проектированию и строительству была разработана в 2000-м году. Первенец представлял собой машину с индексом «5299». Этот автобус по международной классификации входит в первый класс. К нему относится общественный транспорт длиной 10-12 м при весе в загруженном состоянии до 17 т. Первый экземпляр автобуса выехал из заводских ворот в декабре 2000-го.

Одна из высокопольных моделей – НЕФАЗ 5299-17-42 (2017 год). Фото: YouTube.com

Здесь стоит сделать небольшое отступление. После прекращения существования Союза в 1993-м в Набережных Челнах создали АО «КАМАЗАвтобусПром». Организация разработала прототип, рассчитанный на 120 пассажиров, с индексом «5262». Но пожар 1993-го года в цехе двигателей на КАМАЗе перечеркнул все планы. Завод сделал вторую попытку и подписал соглашение с фирмой Avtomontaza (Словения). Предполагалось создать мощности для производства автобуса КАМАЗ-5297. И опять: финансовый кризис, дефолт не дали осуществиться задуманному.

Низкопольный НЕФАЗ-5299-40-52 на маршруте в столице. Фото: YouTube.com

После выпуска первого автобуса, все последующие модели получали один и тот же индекс «5299», но с разными добавочными цифрами в конце. Например, одна из самых современных машин от НефАЗ, поставляемая в столицу, имеет полное название «5299-40-52».

Конструкционные особенности


Первые автобусы в основе имели два подрамника – передний и задний. Из-за этого пол оказался высоким. К 2007-му разработали новую версию кузова на 115 пассажиров (25 сидячих мест). К индексу добавили цифру «30». Машина получилась полунизкопольной, но зато с пандусом для инвалидных колясок в средней двери. В 2011-м на выставке «Комтранс» была показана новая версия нефтекамского автобуса НефАЗ-5299-40. Это уже полностью низкопольная версия, предназначенная для перевозки 105 человек (25 сидячих мест).

Кузов


Постепенно завод ушел от подрамников. Сегодня в основе автобусов – стальная ферма из профильных труб. Конструкция довольно сложная: ее детали изготавливают при помощи лазера. Если сравнивать кузова НефАЗов с продукцией ПАЗа или ЛиАЗа, можно найти интересное отличие. И там и там боковые панели делают из оцинковки, которую прикрепляют сваркой к фермам каркаса. Но у нефтекамских автобусов снаружи на кузове есть еще пластиковые элементы, полностью закрывающие кузов, что предотвращает коррозию.

Здесь будущий автобус будут облицовывать пластиковыми панелями. Фото: YouTube.com

Крыша представляет собой сплошную сэндвич-панель, приклеенную к стальной ферме. Если еще учесть пластик, используемый для декоративной отделки салона изнутри, получится, что автобусы НефАЗ – самые «полимероемкие» среди своих конкурентов.

Современные особенности рабочего места водителя


Кресло (сделано по лицензии фирмы Grammer в Елабуге) оснащено пневматической подвеской, позволяющей «подогнать» его под любую комплекцию. При настройке руля вслед за ним движется вся приборная панель: удобно и современно!

Так выглядит панель приборов НефАЗ 2020-го года выпуска. Фото: YouTube.com

В нее входит ЖК-монитор, на котором – необходимый минимум. Вокруг места водителя – множество всяких ящичков и ниш под мелочи. Есть солнцезащитные шторки. В качестве опций для комплектации автобуса предлагается видеонаблюдение с камерами внутри и снаружи.

Как «делают» низкий пол: НЕФАЗ‑5299-40-52


Здесь есть свои проблемы: расположение КПП, мостов и двигателя. Для этого в заднем свесе слева делают специальный шкаф-отсек, в котором находится КПП и мотор. Под данную компоновку нужен портальный мост. Его выпускают компании RABA (Венгрия) и ZF Friedrichshafen AG (Германия).

Портальный мост гарантирует ровный пол. Фото: YouTube.com

Подобное техническое решение, обусловленное необходимостью создания низкопольной конструкции, применяется на многих автобусах. Это немецкие Mercedes, российские ЛиАЗ, ПАЗ и многие другие модели зарубежных производителей.

Двигатели


Данный автобус еще интересен силовым агрегатом: на машине установлен дизель Cummins ISB 6.7e5, выдающий 250 «лошадей». Но дело не в мощности, а производителе. Мотор с 2010-го выпускает СП «Камминз КАМА», расположенное в Набережных Челнах. Двигателем комплектуют и КАМАЗы моделей 65115/116/117. На 2019-й год локализация производства достигала 60 %.

Газомоторная версия автобуса на испытаниях в Сочи. Фото: YouTube.com

Впрочем, насчет силового агрегата есть варианты: на НЕФАЗ‑5299-40-57 стоит газовый двигатель Weichai WP7СNG (КНР) на 260 л. с. Есть и свой КАМАЗ 820.91-260, работающий на «голубом топливе» и такой же мощности, что и китайский. Однако с таким мотором возможен выпуск только полунизкопольного варианта автобуса: агрегат просто не влезет в специальный отсек, о котором рассказано выше.

Электробусы


Первый из них – КАМАЗ-55994Э. Внутри с первого взгляда ничего не изменилось: число сидячих мест такое же, в крыше те же люки. Теперь взамен моторного отсека вдоль левого борта – стеллажи с аккумуляторами. Большую «банку» выхлопной трубы заменил электродвигатель. Вместо портального заднего моста установлена система со встроенными мотор-колесами. Кстати, ее производит та же компания ZF.

Электробус можно отличить и по надписям на бортах. Фото: YouTube.com

На сегодня завод НефАЗ, помимо «вахтовок», выпускает 3 версии электробусов, 6 машин, работающих на дизельном топливе и столько же моделей, использующих в качестве горючего газ. А еще в ассортименте – цистерны, прицепы, сельхозтехника, пожарные машины и самосвалы.
А вы что думаете о продукции НефАЗ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...