Т-125: родоначальник тракторной «легенды» Т-150
Полое название трактора – ХТЗ Т-125: правда, собственного имени он не получил. Как говорят, своим появлением машина в немалой степени обязана Н. Хрущеву, который, побывав в США и побеседовав с тамошними фермерами, убедился, что мощный трактор просто необходим советскому сельскому хозяйству. Однако, это не более, чем байка, и вот почему. Десятого января 1959 года свет увидело Постановление Совмина страны за №831. Оно четко предписывало Харьковскому заводу разработать трактор третьего тягового класса с силовым агрегатом в 130 «лошадей». А Никита Сергеевич отправился в Америку только осенью этого же года.
К 1962-му заводчане под началом главного конструктора А. Сошникова представили первый опытный экземпляр Т-125. Трактор был рассчитан не только на сельское хозяйство, но и выполнение работ, связанных со строительством, а также перемещением тяжелых грузов.
Они продолжались до 1964-го года. Все это время трактора выпускали небольшими партиями по 30 единиц техники. Но не сразу! А после выявления очередных недостатков. Как только их устраняли, производили следующую партию машин и вновь испытывали. Таким образом «на выходе» получили машину с высокими эксплуатационными качествами. Газета «Правда» (январь 1962-го) писала, что на вспашке Т-125 показал большую в два раза производительность по сравнению с гусеничным трактором ДТ-54.
Надо сказать, что тогда эта машина пользовалась «непререкаемым авторитетом» и выпускалась десятками тысяч. Колесных мощных тракторов в стране не существовало. Правда, у НАМИ была одна разработка, которая и легла в основу Т-125.
В первую очередь в глаза бросались огромные колеса, что было не совсем обычно для того времени. Также нельзя не заметить большой клиренс, просторную кабину и шарнирный механизм, обеспечивающий трактору выполнение маневров.
Новый трактор мог не только хорошо пахать, но и тащить за собой груз весом до 10-и (по другим данным, 20-и) тонн со скоростью в 35 км/ч.
Подобное было «по плечу» разве что К-701, производство которого стартовало в 1962-м. На Т-125 устанавливался дизельный силовой агрегат АМ-03, выдававший предписанный 130 «лошадей». Мотор по многим элементам унифицирован с ЯМЗ-235, которым комплектовались грузовики. С двигателем в паре работала четырехступенчатая (с понижающим функционалом) МКПП и «раздатка». Тяговое усилие машины на паре первых передач достигало 2,5 тонны.
Передняя подвеска оснащалась рессорами, задняя жестко соединялась с полурамой. Мосты можно было настраивать на ширину колеи 1,63 либо 1,91 м. Навески функционировали благодаря валу отбора мощности, находящемуся сзади. Завод разработал и построил несколько модификаций Т-125 с иными индексами:
✅ Т-127 – трелевочник для лесных хозяйств
✅ Т-128 – для строительства и ремонта дорожной сети
✅ КТ-125 – тягач с землеройным оснащением
✅ Т-126 – погрузчик
Машину проверяли в Сибири и на Кавказе, на ее лесотехнической модификации один из механизаторов установил рекорд по вывозу пиломатериалов, за что был удостоен звания Героя Соцтруда.
После испытаний в 1964-м предполагалось, что ХТЗ будет выпускать в год не менее 70 тыс. штук Т-125.
Тогда среди руководства сельского хозяйства страны преобладало мнение, что будущее – за гусеничными тракторами, и выпускать колесные большими тиражами нецелесообразно. Время показало ошибочность предположения, а вставший на конвейер «потомок» Т-125 доказал это на практике.
К 1962-му заводчане под началом главного конструктора А. Сошникова представили первый опытный экземпляр Т-125. Трактор был рассчитан не только на сельское хозяйство, но и выполнение работ, связанных со строительством, а также перемещением тяжелых грузов.
Испытания
Они продолжались до 1964-го года. Все это время трактора выпускали небольшими партиями по 30 единиц техники. Но не сразу! А после выявления очередных недостатков. Как только их устраняли, производили следующую партию машин и вновь испытывали. Таким образом «на выходе» получили машину с высокими эксплуатационными качествами. Газета «Правда» (январь 1962-го) писала, что на вспашке Т-125 показал большую в два раза производительность по сравнению с гусеничным трактором ДТ-54.
Колесный трактор оказался лучше своего конкурента на гусеницах. Фото: YouTube.com
Надо сказать, что тогда эта машина пользовалась «непререкаемым авторитетом» и выпускалась десятками тысяч. Колесных мощных тракторов в стране не существовало. Правда, у НАМИ была одна разработка, которая и легла в основу Т-125.
Технические характеристики и их особенности
В первую очередь в глаза бросались огромные колеса, что было не совсем обычно для того времени. Также нельзя не заметить большой клиренс, просторную кабину и шарнирный механизм, обеспечивающий трактору выполнение маневров.
Идея использовать сочлененную раму пришла Сошникову в голову, когда в войну он увидел захваченный артиллерийский тягач итальянского производства.
Новый трактор мог не только хорошо пахать, но и тащить за собой груз весом до 10-и (по другим данным, 20-и) тонн со скоростью в 35 км/ч.
Трактор удостаивался похвал на выставках. Фото: YouTube.com
Подобное было «по плечу» разве что К-701, производство которого стартовало в 1962-м. На Т-125 устанавливался дизельный силовой агрегат АМ-03, выдававший предписанный 130 «лошадей». Мотор по многим элементам унифицирован с ЯМЗ-235, которым комплектовались грузовики. С двигателем в паре работала четырехступенчатая (с понижающим функционалом) МКПП и «раздатка». Тяговое усилие машины на паре первых передач достигало 2,5 тонны.
Тогдашним трактористам о просторной кабине можно было только мечтать. Фото: YouTube.com
Передняя подвеска оснащалась рессорами, задняя жестко соединялась с полурамой. Мосты можно было настраивать на ширину колеи 1,63 либо 1,91 м. Навески функционировали благодаря валу отбора мощности, находящемуся сзади. Завод разработал и построил несколько модификаций Т-125 с иными индексами:
✅ Т-127 – трелевочник для лесных хозяйств
✅ Т-128 – для строительства и ремонта дорожной сети
✅ КТ-125 – тягач с землеройным оснащением
✅ Т-126 – погрузчик
Машину проверяли в Сибири и на Кавказе, на ее лесотехнической модификации один из механизаторов установил рекорд по вывозу пиломатериалов, за что был удостоен звания Героя Соцтруда.
Всего произведено около 200 экземпляров Т-125. Фото: YouTube.com
После испытаний в 1964-м предполагалось, что ХТЗ будет выпускать в год не менее 70 тыс. штук Т-125.
Почему не пошел в серию?
Тогда среди руководства сельского хозяйства страны преобладало мнение, что будущее – за гусеничными тракторами, и выпускать колесные большими тиражами нецелесообразно. Время показало ошибочность предположения, а вставший на конвейер «потомок» Т-125 доказал это на практике.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Они в 5 раз легче свинцовых при схожих и даже лучших остальных параметрах. А ведь за каждый килограмм веса машины идет настоящая борьба!...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
В России появится новый отечественный автобренд
Крупный холдинг продолжает развивать коммерческие модели. Изменений планируется настолько много, что потребуется отдельная компания....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...