Т-125: родоначальник тракторной  «легенды» Т-150
1 110

Т-125: родоначальник тракторной «легенды» Т-150

Полое название трактора – ХТЗ Т-125: правда, собственного имени он не получил. Как говорят, своим появлением машина в немалой степени обязана Н. Хрущеву, который, побывав в США и побеседовав с тамошними фермерами, убедился, что мощный трактор просто необходим советскому сельскому хозяйству. Однако, это не более, чем байка, и вот почему. Десятого января 1959 года свет увидело Постановление Совмина страны за №831. Оно четко предписывало Харьковскому заводу разработать трактор третьего тягового класса с силовым агрегатом в 130 «лошадей». А Никита Сергеевич отправился в Америку только осенью этого же года.


К 1962-му заводчане под началом главного конструктора А. Сошникова представили первый опытный экземпляр Т-125. Трактор был рассчитан не только на сельское хозяйство, но и выполнение работ, связанных со строительством, а также перемещением тяжелых грузов.

Испытания


Они продолжались до 1964-го года. Все это время трактора выпускали небольшими партиями по 30 единиц техники. Но не сразу! А после выявления очередных недостатков. Как только их устраняли, производили следующую партию машин и вновь испытывали. Таким образом «на выходе» получили машину с высокими эксплуатационными качествами. Газета «Правда» (январь 1962-го) писала, что на вспашке Т-125 показал большую в два раза производительность по сравнению с гусеничным трактором ДТ-54.

Т-125: родоначальник тракторной  «легенды» Т-150Колесный трактор оказался лучше своего конкурента на гусеницах. Фото: YouTube.com

Надо сказать, что тогда эта машина пользовалась «непререкаемым авторитетом» и выпускалась десятками тысяч. Колесных мощных тракторов в стране не существовало. Правда, у НАМИ была одна разработка, которая и легла в основу Т-125.

Технические характеристики и их особенности


В первую очередь в глаза бросались огромные колеса, что было не совсем обычно для того времени. Также нельзя не заметить большой клиренс, просторную кабину и шарнирный механизм, обеспечивающий трактору выполнение маневров.

Идея использовать сочлененную раму пришла Сошникову в голову, когда в войну он увидел захваченный артиллерийский тягач итальянского производства.

Новый трактор мог не только хорошо пахать, но и тащить за собой груз весом до 10-и (по другим данным, 20-и) тонн со скоростью в 35 км/ч.

Трактор удостаивался похвал на выставках. Фото: YouTube.com

Подобное было «по плечу» разве что К-701, производство которого стартовало в 1962-м. На Т-125 устанавливался дизельный силовой агрегат АМ-03, выдававший предписанный 130 «лошадей». Мотор по многим элементам унифицирован с ЯМЗ-235, которым комплектовались грузовики. С двигателем в паре работала четырехступенчатая (с понижающим функционалом) МКПП и «раздатка». Тяговое усилие машины на паре первых передач достигало 2,5 тонны.

Тогдашним трактористам о просторной кабине можно было только мечтать. Фото: YouTube.com

Передняя подвеска оснащалась рессорами, задняя жестко соединялась с полурамой. Мосты можно было настраивать на ширину колеи 1,63 либо 1,91 м. Навески функционировали благодаря валу отбора мощности, находящемуся сзади. Завод разработал и построил несколько модификаций Т-125 с иными индексами:

✅ Т-127 – трелевочник для лесных хозяйств
✅ Т-128 – для строительства и ремонта дорожной сети
✅ КТ-125 – тягач с землеройным оснащением
✅ Т-126 – погрузчик

Машину проверяли в Сибири и на Кавказе, на ее лесотехнической модификации один из механизаторов установил рекорд по вывозу пиломатериалов, за что был удостоен звания Героя Соцтруда.

Всего произведено около 200 экземпляров Т-125. Фото: YouTube.com

После испытаний в 1964-м предполагалось, что ХТЗ будет выпускать в год не менее 70 тыс. штук Т-125.

Почему не пошел в серию?


Тогда среди руководства сельского хозяйства страны преобладало мнение, что будущее – за гусеничными тракторами, и выпускать колесные большими тиражами нецелесообразно. Время показало ошибочность предположения, а вставший на конвейер «потомок» Т-125 доказал это на практике.
А вы что думаете о Т-125?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...