Т-125: родоначальник тракторной «легенды» Т-150
Полое название трактора – ХТЗ Т-125: правда, собственного имени он не получил. Как говорят, своим появлением машина в немалой степени обязана Н. Хрущеву, который, побывав в США и побеседовав с тамошними фермерами, убедился, что мощный трактор просто необходим советскому сельскому хозяйству. Однако, это не более, чем байка, и вот почему. Десятого января 1959 года свет увидело Постановление Совмина страны за №831. Оно четко предписывало Харьковскому заводу разработать трактор третьего тягового класса с силовым агрегатом в 130 «лошадей». А Никита Сергеевич отправился в Америку только осенью этого же года.
К 1962-му заводчане под началом главного конструктора А. Сошникова представили первый опытный экземпляр Т-125. Трактор был рассчитан не только на сельское хозяйство, но и выполнение работ, связанных со строительством, а также перемещением тяжелых грузов.
Они продолжались до 1964-го года. Все это время трактора выпускали небольшими партиями по 30 единиц техники. Но не сразу! А после выявления очередных недостатков. Как только их устраняли, производили следующую партию машин и вновь испытывали. Таким образом «на выходе» получили машину с высокими эксплуатационными качествами. Газета «Правда» (январь 1962-го) писала, что на вспашке Т-125 показал большую в два раза производительность по сравнению с гусеничным трактором ДТ-54.
Надо сказать, что тогда эта машина пользовалась «непререкаемым авторитетом» и выпускалась десятками тысяч. Колесных мощных тракторов в стране не существовало. Правда, у НАМИ была одна разработка, которая и легла в основу Т-125.
В первую очередь в глаза бросались огромные колеса, что было не совсем обычно для того времени. Также нельзя не заметить большой клиренс, просторную кабину и шарнирный механизм, обеспечивающий трактору выполнение маневров.
Новый трактор мог не только хорошо пахать, но и тащить за собой груз весом до 10-и (по другим данным, 20-и) тонн со скоростью в 35 км/ч.
Подобное было «по плечу» разве что К-701, производство которого стартовало в 1962-м. На Т-125 устанавливался дизельный силовой агрегат АМ-03, выдававший предписанный 130 «лошадей». Мотор по многим элементам унифицирован с ЯМЗ-235, которым комплектовались грузовики. С двигателем в паре работала четырехступенчатая (с понижающим функционалом) МКПП и «раздатка». Тяговое усилие машины на паре первых передач достигало 2,5 тонны.
Передняя подвеска оснащалась рессорами, задняя жестко соединялась с полурамой. Мосты можно было настраивать на ширину колеи 1,63 либо 1,91 м. Навески функционировали благодаря валу отбора мощности, находящемуся сзади. Завод разработал и построил несколько модификаций Т-125 с иными индексами:
✅ Т-127 – трелевочник для лесных хозяйств
✅ Т-128 – для строительства и ремонта дорожной сети
✅ КТ-125 – тягач с землеройным оснащением
✅ Т-126 – погрузчик
Машину проверяли в Сибири и на Кавказе, на ее лесотехнической модификации один из механизаторов установил рекорд по вывозу пиломатериалов, за что был удостоен звания Героя Соцтруда.
После испытаний в 1964-м предполагалось, что ХТЗ будет выпускать в год не менее 70 тыс. штук Т-125.
Тогда среди руководства сельского хозяйства страны преобладало мнение, что будущее – за гусеничными тракторами, и выпускать колесные большими тиражами нецелесообразно. Время показало ошибочность предположения, а вставший на конвейер «потомок» Т-125 доказал это на практике.
К 1962-му заводчане под началом главного конструктора А. Сошникова представили первый опытный экземпляр Т-125. Трактор был рассчитан не только на сельское хозяйство, но и выполнение работ, связанных со строительством, а также перемещением тяжелых грузов.
Испытания
Они продолжались до 1964-го года. Все это время трактора выпускали небольшими партиями по 30 единиц техники. Но не сразу! А после выявления очередных недостатков. Как только их устраняли, производили следующую партию машин и вновь испытывали. Таким образом «на выходе» получили машину с высокими эксплуатационными качествами. Газета «Правда» (январь 1962-го) писала, что на вспашке Т-125 показал большую в два раза производительность по сравнению с гусеничным трактором ДТ-54.
Колесный трактор оказался лучше своего конкурента на гусеницах. Фото: YouTube.com
Надо сказать, что тогда эта машина пользовалась «непререкаемым авторитетом» и выпускалась десятками тысяч. Колесных мощных тракторов в стране не существовало. Правда, у НАМИ была одна разработка, которая и легла в основу Т-125.
Технические характеристики и их особенности
В первую очередь в глаза бросались огромные колеса, что было не совсем обычно для того времени. Также нельзя не заметить большой клиренс, просторную кабину и шарнирный механизм, обеспечивающий трактору выполнение маневров.
Идея использовать сочлененную раму пришла Сошникову в голову, когда в войну он увидел захваченный артиллерийский тягач итальянского производства.
Новый трактор мог не только хорошо пахать, но и тащить за собой груз весом до 10-и (по другим данным, 20-и) тонн со скоростью в 35 км/ч.
Трактор удостаивался похвал на выставках. Фото: YouTube.com
Подобное было «по плечу» разве что К-701, производство которого стартовало в 1962-м. На Т-125 устанавливался дизельный силовой агрегат АМ-03, выдававший предписанный 130 «лошадей». Мотор по многим элементам унифицирован с ЯМЗ-235, которым комплектовались грузовики. С двигателем в паре работала четырехступенчатая (с понижающим функционалом) МКПП и «раздатка». Тяговое усилие машины на паре первых передач достигало 2,5 тонны.
Тогдашним трактористам о просторной кабине можно было только мечтать. Фото: YouTube.com
Передняя подвеска оснащалась рессорами, задняя жестко соединялась с полурамой. Мосты можно было настраивать на ширину колеи 1,63 либо 1,91 м. Навески функционировали благодаря валу отбора мощности, находящемуся сзади. Завод разработал и построил несколько модификаций Т-125 с иными индексами:
✅ Т-127 – трелевочник для лесных хозяйств
✅ Т-128 – для строительства и ремонта дорожной сети
✅ КТ-125 – тягач с землеройным оснащением
✅ Т-126 – погрузчик
Машину проверяли в Сибири и на Кавказе, на ее лесотехнической модификации один из механизаторов установил рекорд по вывозу пиломатериалов, за что был удостоен звания Героя Соцтруда.
Всего произведено около 200 экземпляров Т-125. Фото: YouTube.com
После испытаний в 1964-м предполагалось, что ХТЗ будет выпускать в год не менее 70 тыс. штук Т-125.
Почему не пошел в серию?
Тогда среди руководства сельского хозяйства страны преобладало мнение, что будущее – за гусеничными тракторами, и выпускать колесные большими тиражами нецелесообразно. Время показало ошибочность предположения, а вставший на конвейер «потомок» Т-125 доказал это на практике.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...