На чем ездила советская милиция?
2 357

На чем ездила советская милиция?

В 1900-м году столичная (Санкт-Петербург) Дума выдала документ, который регламентировал порядок организации движения в городе. Имелся в виду не только транспорт, но и пешеходы. Однако машины к этому процессу были привлечены уже после Октябрьской революции, в 20-х годах. Первые регулировщики движения не имели даже жезлов – обходились свистками, а в качестве средства мобильного передвижения использовали велосипеды.


Наконец, в 1925-м создается ОРУД. Эта организация обеспечивала безопасность движения и требовала от его участников соблюдения ПДД.

На чем ездила советская милиция?Велосипедистов-милиционеров называли «самокатчиками». Фото: YouTube.com

Также ведомство регистрировало транспортные средства и выдавало «права» водителям. Немного позже организация регулирования уличного движения административно-«бумажные» функции передала ГАИ. Обе госструктуры нуждались в своем транспорте: не догонять же нарушителей на велосипеде! И первыми машинами стали «эмки».

Милицейский ГАЗ-М1 ничем не отличался от обычных легковушек. Фото: YouTube.com

Изначально милицейский ГАЗ-М1 не раскрашивался в какие-либо специальные цвета. Но машина в то время – роскошь, в т. ч. и для ОРУД.

Милицейский мотоцикл отличался от обычного только табличкой. Фото: YouTube.com

Поэтому чаще использовали мотоциклы, которые тоже не имели особых оттенков: все ограничивалось простой табличкой на переднем крыле с надписью «милиция».

Послевоенные годы


К началу 50-х техническое состояние ОРУД было никудышним. К милиционерам на «службу» шли трофейные машины, либо «дембеля» – автомобили, списанные военными. Например, ГАЗ-67Б, плохо подходивший для ОРУД. Такое положение дел продолжалось до старта крупномасштабного выпуска «Москвичей» и ГАЗ-М20 – «Побед». В это же время вышло специальное распоряжение (Приказ №266 от МВД 31.12.1953) о покраске авто МВД в особую цветовую гамму: сочетание синего оттенка с красными полосками. Плюс, спецоборудование – динамик наверху, который устанавливали на приспособление типа багажника, чтобы не возиться со сверлением отверстий в крыше.

Стандартная раскраска того времени на «козлике». Фото: YouTube.com

Но таких автомобилей было мало, да и те, что поступали в распоряжение милиции, чаще всего оказывались списанными с баланса иных государственных учреждений. Поэтому по-прежнему «котировался» мотоцикл. Впрочем, использовали и грузовики. Примером может служить ГАЗ-51 или ГАЗ-63А, у которых демонтировали деревянный кузов и устанавливали сначала такую же, а потом и цельнометаллическую кабину.

Серийные грузовики быстро приспосабливали под нужды милиции. Фото: YouTube.com

Машины использовались самые обычные, со стандартными моторами. Не забывайте, что в конце 50- и начале 60-х авто на дорогах было совсем немного, да и передвигались они не так быстро, как сегодня.

До 70-х в ПДД СССР ограничений скорости не предусматривалось!

В 1961-м два ведомства – ОРУД и ГАИ, зачастую выполнявшие дублирующие функции, объединили в одну организацию. Тогда же были введены единые ПДД. За выполнением их требований следила теперь ОРУД-ГАИ.

Милицейское авто в переходной, бирюзовой окраске. Фото: YouTube.com

В 1962-м милицейским автомобилям было «предписано» перейти на бирюзовый цвет, однако многие подразделения так и оставили сине-красную раскраску.

Авто в ГАИ


К середине 60-х годов главным транспортом милиции являлась «Волга». С 1968-го патрульные автомобили стали красить в канареечный цвет с той же синей полоской. В следующем году образовалось единое ведомство, занимавшееся всеми вопросами безопасности движения на дорогах – ГАИ.

На милицейских ГАЗ-21 уже стояли более мощные моторы. Фото: YouTube.com

Раскраска «Волг» была регламентирована: на крыше обязательна аббревиатура «ГАИ», на двери – государственный герб. В то же время появилась дополнительная «оптика»: фара-искатель, синие маячки, передние «противотуманки». В служебных городских «Волгах» уже стояли форсированные двигатели.

ГАЗ-24 – символ милиции 70-х. Фото: YouTube.com

Однако машины в регионах комплектовались обычными силовыми агрегатами, но приспособленными под местные условия – бензин А-66. Ежегодно МВД покупало в среднем 200 машин марки «Волга». После начала выпуска ГАЗ-24 «цветной мундир» с ГАЗ-21 перекочевал на новинку.

«Москвич» тоже «примерял» милицейский мундир. Фото: YouTube.com

Кроме «Волг» в ведомстве были распространены и другие марки авто: УАЗы, ГАЗ-69 (чаще на селе), «Москвичи».

Семидесятые


С вводом в эксплуатацию АвтоВАЗа, разумеется, в ГАИ появились «Жигули». Сначала это был ВАЗ-2101 «копейка» (модификация имела индекс ВАЗ-2101-94), позже – другие модели, по мере их постановки на конвейер.

Едва сойдя с конвейера, ВАЗ-2101 сразу же появился в МВД. Фото: YouTube.com

Окраска и комплектация милицейских автомобилей осталась прежней, разве что постепенно исчезли фары-искатели. Цвет – желтый с синей полосой, плюс «люстра», рация.

Помимо «Жигулей» с обычными движками, ГАИ получала модели с роторными моторами. Их высокие разгонные характеристики, мощность до 120 «лошадей», были очень кстати для погони за нарушителями. Но ресурс роторных агрегатов был короток и такие машины прослужили в МВД недолго.

Из легковушек в милиции «засветился» «Москвич-412»: тогда это была современная, стильная модель, выпускаемая в Москве и Ижевске. Объемный, в 350 л багажник позволял разместить нужное инспекторам оборудование, инвентарь.

Это не шутка: ЗАЗы тоже служили в милиции. Фото: YouTube.com

Кроме легковых автомобилей использовался популярный в 70-е микроавтобус РАФ-2203, получивший дополнительную цифру «3» в конце индекса. Она означала, что спецверсия «22033» предназначена исключительно для нужд ГАИ. Машина впервые получила оборудование, помогающее работать на месте ДТП. Это стереофотограмметрическая система, позволявшая с нужных ракурсов снимать место события, пишущая машинка для составления протокола, магнитофон, дорожные знаки, ограничивающие движение конусы. Модель собирали небольшими партиями.

Милицейский РАФ в стандартной раскраске. Фото: YouTube.com

Была даже опытная версия с люком в крыше и перископом. Но в серию она не пошла.

Вариант РАФ с люком в крыше на конвейер не попал. Фото: YouTube.com

Ну и конечно, же нельзя представить тогдашнюю милицию без УАЗ-469Б. Неприхотливая машина с успехом использовалась как в городе, так и на селе. В последнем случае «УАЗик», учитывая состояние советских дорог вообще и за чертой города в частности, был особо востребован. От серийных «собратьев» внедорожник отличался цельнометаллическим кузовом, в котором предусмотрено отделение для задержанных или кинолога с собакой. УАЗ в том или ином варианте и сегодня на службе теперь уже в полиции.

Иномарки


Впервые сравнительно много их появилось в ГАИ в 1976-м: машины предоставил тогдашний канцлер ФРГ Вилли Брандт.

Однако первой иномаркой в ГАИ стал Ford Galaxy 70-го года выпуска. Фото: YouTube.com

Это было несколько автомобилей марки Mercedes W-116, уже прямо на заводе покрашенные в канареечный цвет. Другие элементы цветографической схемы наносили уже в подразделениях ведомства. Машина оборудовалась телефоном, рацией системой управления маячками и иными элементами спецоснащения.

Mercedes чаще попадали в столицу, но были и в Ленинграде, Киеве, Минске. Фото: YouTube.com

Компания «Даймлер-Бенц» являлась официальным поставщиком мирового спортивного мероприятия и в течение 5-ти лет продавала в Союз авто спецназначение, в т. ч. и для милиции.

Судя по номерам, эта БМВ зарегистрирована в Москве. Фото: YouTube.com

Если в провинции об иномарках и не мечтали, то в Москве, кроме «Мерседесов» в ГАИ «служили» и BMW Е12. Они появились в столице в преддверии Олимпиады-80.

Восьмидесятые


Тогда на службе в МВД появилась одна из современных машин – ВАЗ-2108. Ее спецверсия получила полуторалитровый движок, сильные «противотуманки», громкоговоритель СГУ-60. В салоне предусмотрено множество розеток для использования спецоборудования. «Восьмерка» «примерила» старую, желтую и обновленную, бело-синюю раскраску. Ее ввели отдельным Приказом в 1990-м.

ВАЗ-2108 в желтой раскраске на фестивале старых авто (Сассенхейм, 2018). Фото: YouTube.com

После прекращения существования Союза, модель наряду с хлынувшими в страну иномарками, все так же использовалась ГАИ, а позднее и ГИБДД. Наряду с ВАЗ-2108, с 1986-го в МВД использовался и «Москвич-2141», тоже плавно перешедший в постсоветскую милицию, а потом и полицию.
А вы что думаете об авто советской милиции?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...