На чем ездила советская милиция?
В 1900-м году столичная (Санкт-Петербург) Дума выдала документ, который регламентировал порядок организации движения в городе. Имелся в виду не только транспорт, но и пешеходы. Однако машины к этому процессу были привлечены уже после Октябрьской революции, в 20-х годах. Первые регулировщики движения не имели даже жезлов – обходились свистками, а в качестве средства мобильного передвижения использовали велосипеды.
Наконец, в 1925-м создается ОРУД. Эта организация обеспечивала безопасность движения и требовала от его участников соблюдения ПДД.
Также ведомство регистрировало транспортные средства и выдавало «права» водителям. Немного позже организация регулирования уличного движения административно-«бумажные» функции передала ГАИ. Обе госструктуры нуждались в своем транспорте: не догонять же нарушителей на велосипеде! И первыми машинами стали «эмки».
Изначально милицейский ГАЗ-М1 не раскрашивался в какие-либо специальные цвета. Но машина в то время – роскошь, в т. ч. и для ОРУД.
Поэтому чаще использовали мотоциклы, которые тоже не имели особых оттенков: все ограничивалось простой табличкой на переднем крыле с надписью «милиция».
К началу 50-х техническое состояние ОРУД было никудышним. К милиционерам на «службу» шли трофейные машины, либо «дембеля» – автомобили, списанные военными. Например, ГАЗ-67Б, плохо подходивший для ОРУД. Такое положение дел продолжалось до старта крупномасштабного выпуска «Москвичей» и ГАЗ-М20 – «Побед». В это же время вышло специальное распоряжение (Приказ №266 от МВД 31.12.1953) о покраске авто МВД в особую цветовую гамму: сочетание синего оттенка с красными полосками. Плюс, спецоборудование – динамик наверху, который устанавливали на приспособление типа багажника, чтобы не возиться со сверлением отверстий в крыше.
Но таких автомобилей было мало, да и те, что поступали в распоряжение милиции, чаще всего оказывались списанными с баланса иных государственных учреждений. Поэтому по-прежнему «котировался» мотоцикл. Впрочем, использовали и грузовики. Примером может служить ГАЗ-51 или ГАЗ-63А, у которых демонтировали деревянный кузов и устанавливали сначала такую же, а потом и цельнометаллическую кабину.
Машины использовались самые обычные, со стандартными моторами. Не забывайте, что в конце 50- и начале 60-х авто на дорогах было совсем немного, да и передвигались они не так быстро, как сегодня.
В 1961-м два ведомства – ОРУД и ГАИ, зачастую выполнявшие дублирующие функции, объединили в одну организацию. Тогда же были введены единые ПДД. За выполнением их требований следила теперь ОРУД-ГАИ.
В 1962-м милицейским автомобилям было «предписано» перейти на бирюзовый цвет, однако многие подразделения так и оставили сине-красную раскраску.
К середине 60-х годов главным транспортом милиции являлась «Волга». С 1968-го патрульные автомобили стали красить в канареечный цвет с той же синей полоской. В следующем году образовалось единое ведомство, занимавшееся всеми вопросами безопасности движения на дорогах – ГАИ.
Раскраска «Волг» была регламентирована: на крыше обязательна аббревиатура «ГАИ», на двери – государственный герб. В то же время появилась дополнительная «оптика»: фара-искатель, синие маячки, передние «противотуманки». В служебных городских «Волгах» уже стояли форсированные двигатели.
Однако машины в регионах комплектовались обычными силовыми агрегатами, но приспособленными под местные условия – бензин А-66. Ежегодно МВД покупало в среднем 200 машин марки «Волга». После начала выпуска ГАЗ-24 «цветной мундир» с ГАЗ-21 перекочевал на новинку.
Кроме «Волг» в ведомстве были распространены и другие марки авто: УАЗы, ГАЗ-69 (чаще на селе), «Москвичи».
С вводом в эксплуатацию АвтоВАЗа, разумеется, в ГАИ появились «Жигули». Сначала это был ВАЗ-2101 «копейка» (модификация имела индекс ВАЗ-2101-94), позже – другие модели, по мере их постановки на конвейер.
Окраска и комплектация милицейских автомобилей осталась прежней, разве что постепенно исчезли фары-искатели. Цвет – желтый с синей полосой, плюс «люстра», рация.
Из легковушек в милиции «засветился» «Москвич-412»: тогда это была современная, стильная модель, выпускаемая в Москве и Ижевске. Объемный, в 350 л багажник позволял разместить нужное инспекторам оборудование, инвентарь.
Кроме легковых автомобилей использовался популярный в 70-е микроавтобус РАФ-2203, получивший дополнительную цифру «3» в конце индекса. Она означала, что спецверсия «22033» предназначена исключительно для нужд ГАИ. Машина впервые получила оборудование, помогающее работать на месте ДТП. Это стереофотограмметрическая система, позволявшая с нужных ракурсов снимать место события, пишущая машинка для составления протокола, магнитофон, дорожные знаки, ограничивающие движение конусы. Модель собирали небольшими партиями.
Была даже опытная версия с люком в крыше и перископом. Но в серию она не пошла.
Ну и конечно, же нельзя представить тогдашнюю милицию без УАЗ-469Б. Неприхотливая машина с успехом использовалась как в городе, так и на селе. В последнем случае «УАЗик», учитывая состояние советских дорог вообще и за чертой города в частности, был особо востребован. От серийных «собратьев» внедорожник отличался цельнометаллическим кузовом, в котором предусмотрено отделение для задержанных или кинолога с собакой. УАЗ в том или ином варианте и сегодня на службе теперь уже в полиции.
Впервые сравнительно много их появилось в ГАИ в 1976-м: машины предоставил тогдашний канцлер ФРГ Вилли Брандт.
Это было несколько автомобилей марки Mercedes W-116, уже прямо на заводе покрашенные в канареечный цвет. Другие элементы цветографической схемы наносили уже в подразделениях ведомства. Машина оборудовалась телефоном, рацией системой управления маячками и иными элементами спецоснащения.
Компания «Даймлер-Бенц» являлась официальным поставщиком мирового спортивного мероприятия и в течение 5-ти лет продавала в Союз авто спецназначение, в т. ч. и для милиции.
Если в провинции об иномарках и не мечтали, то в Москве, кроме «Мерседесов» в ГАИ «служили» и BMW Е12. Они появились в столице в преддверии Олимпиады-80.
Тогда на службе в МВД появилась одна из современных машин – ВАЗ-2108. Ее спецверсия получила полуторалитровый движок, сильные «противотуманки», громкоговоритель СГУ-60. В салоне предусмотрено множество розеток для использования спецоборудования. «Восьмерка» «примерила» старую, желтую и обновленную, бело-синюю раскраску. Ее ввели отдельным Приказом в 1990-м.
После прекращения существования Союза, модель наряду с хлынувшими в страну иномарками, все так же использовалась ГАИ, а позднее и ГИБДД. Наряду с ВАЗ-2108, с 1986-го в МВД использовался и «Москвич-2141», тоже плавно перешедший в постсоветскую милицию, а потом и полицию.
Наконец, в 1925-м создается ОРУД. Эта организация обеспечивала безопасность движения и требовала от его участников соблюдения ПДД.
Велосипедистов-милиционеров называли «самокатчиками». Фото: YouTube.com
Также ведомство регистрировало транспортные средства и выдавало «права» водителям. Немного позже организация регулирования уличного движения административно-«бумажные» функции передала ГАИ. Обе госструктуры нуждались в своем транспорте: не догонять же нарушителей на велосипеде! И первыми машинами стали «эмки».
Милицейский ГАЗ-М1 ничем не отличался от обычных легковушек. Фото: YouTube.com
Изначально милицейский ГАЗ-М1 не раскрашивался в какие-либо специальные цвета. Но машина в то время – роскошь, в т. ч. и для ОРУД.
Милицейский мотоцикл отличался от обычного только табличкой. Фото: YouTube.com
Поэтому чаще использовали мотоциклы, которые тоже не имели особых оттенков: все ограничивалось простой табличкой на переднем крыле с надписью «милиция».
Послевоенные годы
К началу 50-х техническое состояние ОРУД было никудышним. К милиционерам на «службу» шли трофейные машины, либо «дембеля» – автомобили, списанные военными. Например, ГАЗ-67Б, плохо подходивший для ОРУД. Такое положение дел продолжалось до старта крупномасштабного выпуска «Москвичей» и ГАЗ-М20 – «Побед». В это же время вышло специальное распоряжение (Приказ №266 от МВД 31.12.1953) о покраске авто МВД в особую цветовую гамму: сочетание синего оттенка с красными полосками. Плюс, спецоборудование – динамик наверху, который устанавливали на приспособление типа багажника, чтобы не возиться со сверлением отверстий в крыше.
Стандартная раскраска того времени на «козлике». Фото: YouTube.com
Но таких автомобилей было мало, да и те, что поступали в распоряжение милиции, чаще всего оказывались списанными с баланса иных государственных учреждений. Поэтому по-прежнему «котировался» мотоцикл. Впрочем, использовали и грузовики. Примером может служить ГАЗ-51 или ГАЗ-63А, у которых демонтировали деревянный кузов и устанавливали сначала такую же, а потом и цельнометаллическую кабину.
Серийные грузовики быстро приспосабливали под нужды милиции. Фото: YouTube.com
Машины использовались самые обычные, со стандартными моторами. Не забывайте, что в конце 50- и начале 60-х авто на дорогах было совсем немного, да и передвигались они не так быстро, как сегодня.
До 70-х в ПДД СССР ограничений скорости не предусматривалось!
В 1961-м два ведомства – ОРУД и ГАИ, зачастую выполнявшие дублирующие функции, объединили в одну организацию. Тогда же были введены единые ПДД. За выполнением их требований следила теперь ОРУД-ГАИ.
Милицейское авто в переходной, бирюзовой окраске. Фото: YouTube.com
В 1962-м милицейским автомобилям было «предписано» перейти на бирюзовый цвет, однако многие подразделения так и оставили сине-красную раскраску.
Авто в ГАИ
К середине 60-х годов главным транспортом милиции являлась «Волга». С 1968-го патрульные автомобили стали красить в канареечный цвет с той же синей полоской. В следующем году образовалось единое ведомство, занимавшееся всеми вопросами безопасности движения на дорогах – ГАИ.
На милицейских ГАЗ-21 уже стояли более мощные моторы. Фото: YouTube.com
Раскраска «Волг» была регламентирована: на крыше обязательна аббревиатура «ГАИ», на двери – государственный герб. В то же время появилась дополнительная «оптика»: фара-искатель, синие маячки, передние «противотуманки». В служебных городских «Волгах» уже стояли форсированные двигатели.
ГАЗ-24 – символ милиции 70-х. Фото: YouTube.com
Однако машины в регионах комплектовались обычными силовыми агрегатами, но приспособленными под местные условия – бензин А-66. Ежегодно МВД покупало в среднем 200 машин марки «Волга». После начала выпуска ГАЗ-24 «цветной мундир» с ГАЗ-21 перекочевал на новинку.
«Москвич» тоже «примерял» милицейский мундир. Фото: YouTube.com
Кроме «Волг» в ведомстве были распространены и другие марки авто: УАЗы, ГАЗ-69 (чаще на селе), «Москвичи».
Семидесятые
С вводом в эксплуатацию АвтоВАЗа, разумеется, в ГАИ появились «Жигули». Сначала это был ВАЗ-2101 «копейка» (модификация имела индекс ВАЗ-2101-94), позже – другие модели, по мере их постановки на конвейер.
Едва сойдя с конвейера, ВАЗ-2101 сразу же появился в МВД. Фото: YouTube.com
Окраска и комплектация милицейских автомобилей осталась прежней, разве что постепенно исчезли фары-искатели. Цвет – желтый с синей полосой, плюс «люстра», рация.
Помимо «Жигулей» с обычными движками, ГАИ получала модели с роторными моторами. Их высокие разгонные характеристики, мощность до 120 «лошадей», были очень кстати для погони за нарушителями. Но ресурс роторных агрегатов был короток и такие машины прослужили в МВД недолго.
Из легковушек в милиции «засветился» «Москвич-412»: тогда это была современная, стильная модель, выпускаемая в Москве и Ижевске. Объемный, в 350 л багажник позволял разместить нужное инспекторам оборудование, инвентарь.
Это не шутка: ЗАЗы тоже служили в милиции. Фото: YouTube.com
Кроме легковых автомобилей использовался популярный в 70-е микроавтобус РАФ-2203, получивший дополнительную цифру «3» в конце индекса. Она означала, что спецверсия «22033» предназначена исключительно для нужд ГАИ. Машина впервые получила оборудование, помогающее работать на месте ДТП. Это стереофотограмметрическая система, позволявшая с нужных ракурсов снимать место события, пишущая машинка для составления протокола, магнитофон, дорожные знаки, ограничивающие движение конусы. Модель собирали небольшими партиями.
Милицейский РАФ в стандартной раскраске. Фото: YouTube.com
Была даже опытная версия с люком в крыше и перископом. Но в серию она не пошла.
Вариант РАФ с люком в крыше на конвейер не попал. Фото: YouTube.com
Ну и конечно, же нельзя представить тогдашнюю милицию без УАЗ-469Б. Неприхотливая машина с успехом использовалась как в городе, так и на селе. В последнем случае «УАЗик», учитывая состояние советских дорог вообще и за чертой города в частности, был особо востребован. От серийных «собратьев» внедорожник отличался цельнометаллическим кузовом, в котором предусмотрено отделение для задержанных или кинолога с собакой. УАЗ в том или ином варианте и сегодня на службе теперь уже в полиции.
Иномарки
Впервые сравнительно много их появилось в ГАИ в 1976-м: машины предоставил тогдашний канцлер ФРГ Вилли Брандт.
Однако первой иномаркой в ГАИ стал Ford Galaxy 70-го года выпуска. Фото: YouTube.com
Это было несколько автомобилей марки Mercedes W-116, уже прямо на заводе покрашенные в канареечный цвет. Другие элементы цветографической схемы наносили уже в подразделениях ведомства. Машина оборудовалась телефоном, рацией системой управления маячками и иными элементами спецоснащения.
Mercedes чаще попадали в столицу, но были и в Ленинграде, Киеве, Минске. Фото: YouTube.com
Компания «Даймлер-Бенц» являлась официальным поставщиком мирового спортивного мероприятия и в течение 5-ти лет продавала в Союз авто спецназначение, в т. ч. и для милиции.
Судя по номерам, эта БМВ зарегистрирована в Москве. Фото: YouTube.com
Если в провинции об иномарках и не мечтали, то в Москве, кроме «Мерседесов» в ГАИ «служили» и BMW Е12. Они появились в столице в преддверии Олимпиады-80.
Восьмидесятые
Тогда на службе в МВД появилась одна из современных машин – ВАЗ-2108. Ее спецверсия получила полуторалитровый движок, сильные «противотуманки», громкоговоритель СГУ-60. В салоне предусмотрено множество розеток для использования спецоборудования. «Восьмерка» «примерила» старую, желтую и обновленную, бело-синюю раскраску. Ее ввели отдельным Приказом в 1990-м.
ВАЗ-2108 в желтой раскраске на фестивале старых авто (Сассенхейм, 2018). Фото: YouTube.com
После прекращения существования Союза, модель наряду с хлынувшими в страну иномарками, все так же использовалась ГАИ, а позднее и ГИБДД. Наряду с ВАЗ-2108, с 1986-го в МВД использовался и «Москвич-2141», тоже плавно перешедший в постсоветскую милицию, а потом и полицию.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....