На чем ездила советская милиция?
В 1900-м году столичная (Санкт-Петербург) Дума выдала документ, который регламентировал порядок организации движения в городе. Имелся в виду не только транспорт, но и пешеходы. Однако машины к этому процессу были привлечены уже после Октябрьской революции, в 20-х годах. Первые регулировщики движения не имели даже жезлов – обходились свистками, а в качестве средства мобильного передвижения использовали велосипеды.
Наконец, в 1925-м создается ОРУД. Эта организация обеспечивала безопасность движения и требовала от его участников соблюдения ПДД.
Также ведомство регистрировало транспортные средства и выдавало «права» водителям. Немного позже организация регулирования уличного движения административно-«бумажные» функции передала ГАИ. Обе госструктуры нуждались в своем транспорте: не догонять же нарушителей на велосипеде! И первыми машинами стали «эмки».
Изначально милицейский ГАЗ-М1 не раскрашивался в какие-либо специальные цвета. Но машина в то время – роскошь, в т. ч. и для ОРУД.
Поэтому чаще использовали мотоциклы, которые тоже не имели особых оттенков: все ограничивалось простой табличкой на переднем крыле с надписью «милиция».
К началу 50-х техническое состояние ОРУД было никудышним. К милиционерам на «службу» шли трофейные машины, либо «дембеля» – автомобили, списанные военными. Например, ГАЗ-67Б, плохо подходивший для ОРУД. Такое положение дел продолжалось до старта крупномасштабного выпуска «Москвичей» и ГАЗ-М20 – «Побед». В это же время вышло специальное распоряжение (Приказ №266 от МВД 31.12.1953) о покраске авто МВД в особую цветовую гамму: сочетание синего оттенка с красными полосками. Плюс, спецоборудование – динамик наверху, который устанавливали на приспособление типа багажника, чтобы не возиться со сверлением отверстий в крыше.
Но таких автомобилей было мало, да и те, что поступали в распоряжение милиции, чаще всего оказывались списанными с баланса иных государственных учреждений. Поэтому по-прежнему «котировался» мотоцикл. Впрочем, использовали и грузовики. Примером может служить ГАЗ-51 или ГАЗ-63А, у которых демонтировали деревянный кузов и устанавливали сначала такую же, а потом и цельнометаллическую кабину.
Машины использовались самые обычные, со стандартными моторами. Не забывайте, что в конце 50- и начале 60-х авто на дорогах было совсем немного, да и передвигались они не так быстро, как сегодня.
В 1961-м два ведомства – ОРУД и ГАИ, зачастую выполнявшие дублирующие функции, объединили в одну организацию. Тогда же были введены единые ПДД. За выполнением их требований следила теперь ОРУД-ГАИ.
В 1962-м милицейским автомобилям было «предписано» перейти на бирюзовый цвет, однако многие подразделения так и оставили сине-красную раскраску.
К середине 60-х годов главным транспортом милиции являлась «Волга». С 1968-го патрульные автомобили стали красить в канареечный цвет с той же синей полоской. В следующем году образовалось единое ведомство, занимавшееся всеми вопросами безопасности движения на дорогах – ГАИ.
Раскраска «Волг» была регламентирована: на крыше обязательна аббревиатура «ГАИ», на двери – государственный герб. В то же время появилась дополнительная «оптика»: фара-искатель, синие маячки, передние «противотуманки». В служебных городских «Волгах» уже стояли форсированные двигатели.
Однако машины в регионах комплектовались обычными силовыми агрегатами, но приспособленными под местные условия – бензин А-66. Ежегодно МВД покупало в среднем 200 машин марки «Волга». После начала выпуска ГАЗ-24 «цветной мундир» с ГАЗ-21 перекочевал на новинку.
Кроме «Волг» в ведомстве были распространены и другие марки авто: УАЗы, ГАЗ-69 (чаще на селе), «Москвичи».
С вводом в эксплуатацию АвтоВАЗа, разумеется, в ГАИ появились «Жигули». Сначала это был ВАЗ-2101 «копейка» (модификация имела индекс ВАЗ-2101-94), позже – другие модели, по мере их постановки на конвейер.
Окраска и комплектация милицейских автомобилей осталась прежней, разве что постепенно исчезли фары-искатели. Цвет – желтый с синей полосой, плюс «люстра», рация.
Из легковушек в милиции «засветился» «Москвич-412»: тогда это была современная, стильная модель, выпускаемая в Москве и Ижевске. Объемный, в 350 л багажник позволял разместить нужное инспекторам оборудование, инвентарь.
Кроме легковых автомобилей использовался популярный в 70-е микроавтобус РАФ-2203, получивший дополнительную цифру «3» в конце индекса. Она означала, что спецверсия «22033» предназначена исключительно для нужд ГАИ. Машина впервые получила оборудование, помогающее работать на месте ДТП. Это стереофотограмметрическая система, позволявшая с нужных ракурсов снимать место события, пишущая машинка для составления протокола, магнитофон, дорожные знаки, ограничивающие движение конусы. Модель собирали небольшими партиями.
Была даже опытная версия с люком в крыше и перископом. Но в серию она не пошла.
Ну и конечно, же нельзя представить тогдашнюю милицию без УАЗ-469Б. Неприхотливая машина с успехом использовалась как в городе, так и на селе. В последнем случае «УАЗик», учитывая состояние советских дорог вообще и за чертой города в частности, был особо востребован. От серийных «собратьев» внедорожник отличался цельнометаллическим кузовом, в котором предусмотрено отделение для задержанных или кинолога с собакой. УАЗ в том или ином варианте и сегодня на службе теперь уже в полиции.
Впервые сравнительно много их появилось в ГАИ в 1976-м: машины предоставил тогдашний канцлер ФРГ Вилли Брандт.
Это было несколько автомобилей марки Mercedes W-116, уже прямо на заводе покрашенные в канареечный цвет. Другие элементы цветографической схемы наносили уже в подразделениях ведомства. Машина оборудовалась телефоном, рацией системой управления маячками и иными элементами спецоснащения.
Компания «Даймлер-Бенц» являлась официальным поставщиком мирового спортивного мероприятия и в течение 5-ти лет продавала в Союз авто спецназначение, в т. ч. и для милиции.
Если в провинции об иномарках и не мечтали, то в Москве, кроме «Мерседесов» в ГАИ «служили» и BMW Е12. Они появились в столице в преддверии Олимпиады-80.
Тогда на службе в МВД появилась одна из современных машин – ВАЗ-2108. Ее спецверсия получила полуторалитровый движок, сильные «противотуманки», громкоговоритель СГУ-60. В салоне предусмотрено множество розеток для использования спецоборудования. «Восьмерка» «примерила» старую, желтую и обновленную, бело-синюю раскраску. Ее ввели отдельным Приказом в 1990-м.
После прекращения существования Союза, модель наряду с хлынувшими в страну иномарками, все так же использовалась ГАИ, а позднее и ГИБДД. Наряду с ВАЗ-2108, с 1986-го в МВД использовался и «Москвич-2141», тоже плавно перешедший в постсоветскую милицию, а потом и полицию.
Наконец, в 1925-м создается ОРУД. Эта организация обеспечивала безопасность движения и требовала от его участников соблюдения ПДД.
Велосипедистов-милиционеров называли «самокатчиками». Фото: YouTube.com
Также ведомство регистрировало транспортные средства и выдавало «права» водителям. Немного позже организация регулирования уличного движения административно-«бумажные» функции передала ГАИ. Обе госструктуры нуждались в своем транспорте: не догонять же нарушителей на велосипеде! И первыми машинами стали «эмки».
Милицейский ГАЗ-М1 ничем не отличался от обычных легковушек. Фото: YouTube.com
Изначально милицейский ГАЗ-М1 не раскрашивался в какие-либо специальные цвета. Но машина в то время – роскошь, в т. ч. и для ОРУД.
Милицейский мотоцикл отличался от обычного только табличкой. Фото: YouTube.com
Поэтому чаще использовали мотоциклы, которые тоже не имели особых оттенков: все ограничивалось простой табличкой на переднем крыле с надписью «милиция».
Послевоенные годы
К началу 50-х техническое состояние ОРУД было никудышним. К милиционерам на «службу» шли трофейные машины, либо «дембеля» – автомобили, списанные военными. Например, ГАЗ-67Б, плохо подходивший для ОРУД. Такое положение дел продолжалось до старта крупномасштабного выпуска «Москвичей» и ГАЗ-М20 – «Побед». В это же время вышло специальное распоряжение (Приказ №266 от МВД 31.12.1953) о покраске авто МВД в особую цветовую гамму: сочетание синего оттенка с красными полосками. Плюс, спецоборудование – динамик наверху, который устанавливали на приспособление типа багажника, чтобы не возиться со сверлением отверстий в крыше.
Стандартная раскраска того времени на «козлике». Фото: YouTube.com
Но таких автомобилей было мало, да и те, что поступали в распоряжение милиции, чаще всего оказывались списанными с баланса иных государственных учреждений. Поэтому по-прежнему «котировался» мотоцикл. Впрочем, использовали и грузовики. Примером может служить ГАЗ-51 или ГАЗ-63А, у которых демонтировали деревянный кузов и устанавливали сначала такую же, а потом и цельнометаллическую кабину.
Серийные грузовики быстро приспосабливали под нужды милиции. Фото: YouTube.com
Машины использовались самые обычные, со стандартными моторами. Не забывайте, что в конце 50- и начале 60-х авто на дорогах было совсем немного, да и передвигались они не так быстро, как сегодня.
До 70-х в ПДД СССР ограничений скорости не предусматривалось!
В 1961-м два ведомства – ОРУД и ГАИ, зачастую выполнявшие дублирующие функции, объединили в одну организацию. Тогда же были введены единые ПДД. За выполнением их требований следила теперь ОРУД-ГАИ.
Милицейское авто в переходной, бирюзовой окраске. Фото: YouTube.com
В 1962-м милицейским автомобилям было «предписано» перейти на бирюзовый цвет, однако многие подразделения так и оставили сине-красную раскраску.
Авто в ГАИ
К середине 60-х годов главным транспортом милиции являлась «Волга». С 1968-го патрульные автомобили стали красить в канареечный цвет с той же синей полоской. В следующем году образовалось единое ведомство, занимавшееся всеми вопросами безопасности движения на дорогах – ГАИ.
На милицейских ГАЗ-21 уже стояли более мощные моторы. Фото: YouTube.com
Раскраска «Волг» была регламентирована: на крыше обязательна аббревиатура «ГАИ», на двери – государственный герб. В то же время появилась дополнительная «оптика»: фара-искатель, синие маячки, передние «противотуманки». В служебных городских «Волгах» уже стояли форсированные двигатели.
ГАЗ-24 – символ милиции 70-х. Фото: YouTube.com
Однако машины в регионах комплектовались обычными силовыми агрегатами, но приспособленными под местные условия – бензин А-66. Ежегодно МВД покупало в среднем 200 машин марки «Волга». После начала выпуска ГАЗ-24 «цветной мундир» с ГАЗ-21 перекочевал на новинку.
«Москвич» тоже «примерял» милицейский мундир. Фото: YouTube.com
Кроме «Волг» в ведомстве были распространены и другие марки авто: УАЗы, ГАЗ-69 (чаще на селе), «Москвичи».
Семидесятые
С вводом в эксплуатацию АвтоВАЗа, разумеется, в ГАИ появились «Жигули». Сначала это был ВАЗ-2101 «копейка» (модификация имела индекс ВАЗ-2101-94), позже – другие модели, по мере их постановки на конвейер.
Едва сойдя с конвейера, ВАЗ-2101 сразу же появился в МВД. Фото: YouTube.com
Окраска и комплектация милицейских автомобилей осталась прежней, разве что постепенно исчезли фары-искатели. Цвет – желтый с синей полосой, плюс «люстра», рация.
Помимо «Жигулей» с обычными движками, ГАИ получала модели с роторными моторами. Их высокие разгонные характеристики, мощность до 120 «лошадей», были очень кстати для погони за нарушителями. Но ресурс роторных агрегатов был короток и такие машины прослужили в МВД недолго.
Из легковушек в милиции «засветился» «Москвич-412»: тогда это была современная, стильная модель, выпускаемая в Москве и Ижевске. Объемный, в 350 л багажник позволял разместить нужное инспекторам оборудование, инвентарь.
Это не шутка: ЗАЗы тоже служили в милиции. Фото: YouTube.com
Кроме легковых автомобилей использовался популярный в 70-е микроавтобус РАФ-2203, получивший дополнительную цифру «3» в конце индекса. Она означала, что спецверсия «22033» предназначена исключительно для нужд ГАИ. Машина впервые получила оборудование, помогающее работать на месте ДТП. Это стереофотограмметрическая система, позволявшая с нужных ракурсов снимать место события, пишущая машинка для составления протокола, магнитофон, дорожные знаки, ограничивающие движение конусы. Модель собирали небольшими партиями.
Милицейский РАФ в стандартной раскраске. Фото: YouTube.com
Была даже опытная версия с люком в крыше и перископом. Но в серию она не пошла.
Вариант РАФ с люком в крыше на конвейер не попал. Фото: YouTube.com
Ну и конечно, же нельзя представить тогдашнюю милицию без УАЗ-469Б. Неприхотливая машина с успехом использовалась как в городе, так и на селе. В последнем случае «УАЗик», учитывая состояние советских дорог вообще и за чертой города в частности, был особо востребован. От серийных «собратьев» внедорожник отличался цельнометаллическим кузовом, в котором предусмотрено отделение для задержанных или кинолога с собакой. УАЗ в том или ином варианте и сегодня на службе теперь уже в полиции.
Иномарки
Впервые сравнительно много их появилось в ГАИ в 1976-м: машины предоставил тогдашний канцлер ФРГ Вилли Брандт.
Однако первой иномаркой в ГАИ стал Ford Galaxy 70-го года выпуска. Фото: YouTube.com
Это было несколько автомобилей марки Mercedes W-116, уже прямо на заводе покрашенные в канареечный цвет. Другие элементы цветографической схемы наносили уже в подразделениях ведомства. Машина оборудовалась телефоном, рацией системой управления маячками и иными элементами спецоснащения.
Mercedes чаще попадали в столицу, но были и в Ленинграде, Киеве, Минске. Фото: YouTube.com
Компания «Даймлер-Бенц» являлась официальным поставщиком мирового спортивного мероприятия и в течение 5-ти лет продавала в Союз авто спецназначение, в т. ч. и для милиции.
Судя по номерам, эта БМВ зарегистрирована в Москве. Фото: YouTube.com
Если в провинции об иномарках и не мечтали, то в Москве, кроме «Мерседесов» в ГАИ «служили» и BMW Е12. Они появились в столице в преддверии Олимпиады-80.
Восьмидесятые
Тогда на службе в МВД появилась одна из современных машин – ВАЗ-2108. Ее спецверсия получила полуторалитровый движок, сильные «противотуманки», громкоговоритель СГУ-60. В салоне предусмотрено множество розеток для использования спецоборудования. «Восьмерка» «примерила» старую, желтую и обновленную, бело-синюю раскраску. Ее ввели отдельным Приказом в 1990-м.
ВАЗ-2108 в желтой раскраске на фестивале старых авто (Сассенхейм, 2018). Фото: YouTube.com
После прекращения существования Союза, модель наряду с хлынувшими в страну иномарками, все так же использовалась ГАИ, а позднее и ГИБДД. Наряду с ВАЗ-2108, с 1986-го в МВД использовался и «Москвич-2141», тоже плавно перешедший в постсоветскую милицию, а потом и полицию.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...