ЗиС-128: предшественник ЗиЛ-131
Это экспериментальный грузовик, не пошедший в серию, но проложивший «дорогу» на конвейер такой известной в СССР марке, как ЗиЛ-131. Машину разработали на столичном автозаводе, в будущем ЗиЛ, в 1954-м году. Изначально ЗиС-128 являлся не опытным образцом, а самостоятельной моделью. А по сути – логичным продолжением модели ЗиС-121В, построенной на заводе им. Сталина в 1953-м году и испытанной на подмосковных полигонах. Именно поэтому позже из заводского наименования ЗиС-Э128В, убрали две последние буквы.
Из особенностей новой машиной стоит выделить наличие пары дифференциалов, расположенных между колесными задними тележками и осями. Авто комплектовалось коробкой передач и «раздаткой» новой конструкции, также устанавливались крупногабаритные шины, в которых можно было поднимать давление через централизованную систему (от водоплавающего ЗиС-485БАВ), управляемую из кабины.
Еще уменьшили высоту платформы для удобства погрузки/разгрузки и понижения центра тяжести машины.
Роль силового агрегата играл верхнеклапанный (на тот период более современный) мотор ЗиС-485, развивавший 110 «лошадей». Позже поставили опытный образец двигателя ЗиС-128ВК выдававшим 114 л. с. А в 1956-м автомобиль укомплектовали V-образным восьмицилиндровым агрегатом, который потом «перекочевал» на серийный ЗиЛ-131. Ставили и другие силовые установки, экспериментируя со степенью сжатия 6 и 6,5. Также пробовали различные типоразмеры покрышек: 10,00-18 и 11,00-18.
Капот – «аллигаторного» типа, как у ГАЗ-51, с возможностью быстрого снятия боковин, облегчающих доступ к мотору для ремонта и обслуживания. Предполагалось, что грузовик будет преодолевать броды глубиной до метра: для этого становили воздухозаборную трубу для подачи кислорода в двигатель, герметизировали, экранировали проводку и все электрооборудование. Выхлопную трубу задрали по возможности повыше. Не забыли и о лебедке, которую позаимствовали у ЗиС-150М. Из трех выпущенных моделей одна имела обычную цельнометаллическую конструкцию, две – с брезентовым верхом. Был и автомобиль с полностью открытой кабиной. Кузов представили в двух вариантах: обычная деревянная открытая платформа и кузов с тентом.
Хотя автомобиль изначально предназначался для военных, о гражданских тоже не забыли: была разработана упрощенная транспортная модель ЗиС-128А. Ее «лишили» централизованной системы подкачки колес, убрали лебедку, грузовую платформу увеличили, а «запаску» перенесли на раму (она была за кабиной).
Полученный при создании и испытании машины опыт был использован при строительстве хорошо сегодня известных моделей ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131. В ходе их проектирования были учтены недостатки, выявленные на разных стадиях испытаний ЗиС-128. Также полученные данные были применены в ходе создания бронетранспортера БТР-152. Грузовик в марте 1956-го даже показывали Н. Хрущеву, но в плане серийного производства это не помогло.
В дальнейшем запуск ЗиЛ-157 и «сто тридцать первого» в серию обеспечивали опытные образцы ЗиС-151Г и созданный на его базе фургон с односкатными колесами типоразмера 12,00-18. Версия ЗиС-151В стала прообразом «сто пятьдесят седьмого». Ясно лишь, что до наших дней не «дотянул» ни один грузовик ЗиС-128 – остались только несколько фото. Увидеть автомобиль можно разве что, как коллекционную модель, в стандартном масштабе 1:43.
Из особенностей новой машиной стоит выделить наличие пары дифференциалов, расположенных между колесными задними тележками и осями. Авто комплектовалось коробкой передач и «раздаткой» новой конструкции, также устанавливались крупногабаритные шины, в которых можно было поднимать давление через централизованную систему (от водоплавающего ЗиС-485БАВ), управляемую из кабины.
Версия авто с открытой платформой. Фото: YouTube.com
Еще уменьшили высоту платформы для удобства погрузки/разгрузки и понижения центра тяжести машины.
Другие особенности конструкции
Роль силового агрегата играл верхнеклапанный (на тот период более современный) мотор ЗиС-485, развивавший 110 «лошадей». Позже поставили опытный образец двигателя ЗиС-128ВК выдававшим 114 л. с. А в 1956-м автомобиль укомплектовали V-образным восьмицилиндровым агрегатом, который потом «перекочевал» на серийный ЗиЛ-131. Ставили и другие силовые установки, экспериментируя со степенью сжатия 6 и 6,5. Также пробовали различные типоразмеры покрышек: 10,00-18 и 11,00-18.
ЗиС-128 с тентованным кузовом. Фото: YouTube.com
Капот – «аллигаторного» типа, как у ГАЗ-51, с возможностью быстрого снятия боковин, облегчающих доступ к мотору для ремонта и обслуживания. Предполагалось, что грузовик будет преодолевать броды глубиной до метра: для этого становили воздухозаборную трубу для подачи кислорода в двигатель, герметизировали, экранировали проводку и все электрооборудование. Выхлопную трубу задрали по возможности повыше. Не забыли и о лебедке, которую позаимствовали у ЗиС-150М. Из трех выпущенных моделей одна имела обычную цельнометаллическую конструкцию, две – с брезентовым верхом. Был и автомобиль с полностью открытой кабиной. Кузов представили в двух вариантах: обычная деревянная открытая платформа и кузов с тентом.
Испытания проходили по полной программе. Фото: YouTube.com
Хотя автомобиль изначально предназначался для военных, о гражданских тоже не забыли: была разработана упрощенная транспортная модель ЗиС-128А. Ее «лишили» централизованной системы подкачки колес, убрали лебедку, грузовую платформу увеличили, а «запаску» перенесли на раму (она была за кабиной).
Судьба ЗиС-128
Полученный при создании и испытании машины опыт был использован при строительстве хорошо сегодня известных моделей ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131. В ходе их проектирования были учтены недостатки, выявленные на разных стадиях испытаний ЗиС-128. Также полученные данные были применены в ходе создания бронетранспортера БТР-152. Грузовик в марте 1956-го даже показывали Н. Хрущеву, но в плане серийного производства это не помогло.
Разработкой машины ЗиС-128 занимались с 1954-го по 1956-й год: за этот период было выпущено не менее четырех моделей. Точное количество не известно.
В дальнейшем запуск ЗиЛ-157 и «сто тридцать первого» в серию обеспечивали опытные образцы ЗиС-151Г и созданный на его базе фургон с односкатными колесами типоразмера 12,00-18. Версия ЗиС-151В стала прообразом «сто пятьдесят седьмого». Ясно лишь, что до наших дней не «дотянул» ни один грузовик ЗиС-128 – остались только несколько фото. Увидеть автомобиль можно разве что, как коллекционную модель, в стандартном масштабе 1:43.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...