.d-md-none .d-lg-block bibimot

ЗиС-128: предшественник ЗиЛ-131

ЗиС-128: предшественник ЗиЛ-131
Это экспериментальный грузовик, не пошедший в серию, но проложивший «дорогу» на конвейер такой известной в СССР марке, как ЗиЛ-131. Машину разработали на столичном автозаводе, в будущем ЗиЛ, в 1954-м году. Изначально ЗиС-128 являлся не опытным образцом, а самостоятельной моделью. А по сути – логичным продолжением модели ЗиС-121В, построенной на заводе им. Сталина в 1953-м году и испытанной на подмосковных полигонах. Именно поэтому позже из заводского наименования ЗиС-Э128В, убрали две последние буквы.


Из особенностей новой машиной стоит выделить наличие пары дифференциалов, расположенных между колесными задними тележками и осями. Авто комплектовалось коробкой передач и «раздаткой» новой конструкции, также устанавливались крупногабаритные шины, в которых можно было поднимать давление через централизованную систему (от водоплавающего ЗиС-485БАВ), управляемую из кабины.

ЗиС-128: предшественник ЗиЛ-131Версия авто с открытой платформой. Фото: YouTube.com

Еще уменьшили высоту платформы для удобства погрузки/разгрузки и понижения центра тяжести машины.

Другие особенности конструкции


Роль силового агрегата играл верхнеклапанный (на тот период более современный) мотор ЗиС-485, развивавший 110 «лошадей». Позже поставили опытный образец двигателя ЗиС-128ВК выдававшим 114 л. с. А в 1956-м автомобиль укомплектовали V-образным восьмицилиндровым агрегатом, который потом «перекочевал» на серийный ЗиЛ-131. Ставили и другие силовые установки, экспериментируя со степенью сжатия 6 и 6,5. Также пробовали различные типоразмеры покрышек: 10,00-18 и 11,00-18.

ЗиС-128 с тентованным кузовом. Фото: YouTube.com

Капот – «аллигаторного» типа, как у ГАЗ-51, с возможностью быстрого снятия боковин, облегчающих доступ к мотору для ремонта и обслуживания. Предполагалось, что грузовик будет преодолевать броды глубиной до метра: для этого становили воздухозаборную трубу для подачи кислорода в двигатель, герметизировали, экранировали проводку и все электрооборудование. Выхлопную трубу задрали по возможности повыше. Не забыли и о лебедке, которую позаимствовали у ЗиС-150М. Из трех выпущенных моделей одна имела обычную цельнометаллическую конструкцию, две – с брезентовым верхом. Был и автомобиль с полностью открытой кабиной. Кузов представили в двух вариантах: обычная деревянная открытая платформа и кузов с тентом.

Испытания проходили по полной программе. Фото: YouTube.com

Хотя автомобиль изначально предназначался для военных, о гражданских тоже не забыли: была разработана упрощенная транспортная модель ЗиС-128А. Ее «лишили» централизованной системы подкачки колес, убрали лебедку, грузовую платформу увеличили, а «запаску» перенесли на раму (она была за кабиной).

Судьба ЗиС-128


Полученный при создании и испытании машины опыт был использован при строительстве хорошо сегодня известных моделей ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131. В ходе их проектирования были учтены недостатки, выявленные на разных стадиях испытаний ЗиС-128. Также полученные данные были применены в ходе создания бронетранспортера БТР-152. Грузовик в марте 1956-го даже показывали Н. Хрущеву, но в плане серийного производства это не помогло.

Разработкой машины ЗиС-128 занимались с 1954-го по 1956-й год: за этот период было выпущено не менее четырех моделей. Точное количество не известно.

В дальнейшем запуск ЗиЛ-157 и «сто тридцать первого» в серию обеспечивали опытные образцы ЗиС-151Г и созданный на его базе фургон с односкатными колесами типоразмера 12,00-18. Версия ЗиС-151В стала прообразом «сто пятьдесят седьмого». Ясно лишь, что до наших дней не «дотянул» ни один грузовик ЗиС-128 – остались только несколько фото. Увидеть автомобиль можно разве что, как коллекционную модель, в стандартном масштабе 1:43.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о ЗиС-128?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЗИЛ-131 – зачем была нужна такая большая машина с 6x6 WDЛучший российский грузовик для бездорожья - ГАЗ, ЗиЛ или Урал?