ЗиС-128: предшественник ЗиЛ-131
Это экспериментальный грузовик, не пошедший в серию, но проложивший «дорогу» на конвейер такой известной в СССР марке, как ЗиЛ-131. Машину разработали на столичном автозаводе, в будущем ЗиЛ, в 1954-м году. Изначально ЗиС-128 являлся не опытным образцом, а самостоятельной моделью. А по сути – логичным продолжением модели ЗиС-121В, построенной на заводе им. Сталина в 1953-м году и испытанной на подмосковных полигонах. Именно поэтому позже из заводского наименования ЗиС-Э128В, убрали две последние буквы.
Из особенностей новой машиной стоит выделить наличие пары дифференциалов, расположенных между колесными задними тележками и осями. Авто комплектовалось коробкой передач и «раздаткой» новой конструкции, также устанавливались крупногабаритные шины, в которых можно было поднимать давление через централизованную систему (от водоплавающего ЗиС-485БАВ), управляемую из кабины.
Еще уменьшили высоту платформы для удобства погрузки/разгрузки и понижения центра тяжести машины.
Роль силового агрегата играл верхнеклапанный (на тот период более современный) мотор ЗиС-485, развивавший 110 «лошадей». Позже поставили опытный образец двигателя ЗиС-128ВК выдававшим 114 л. с. А в 1956-м автомобиль укомплектовали V-образным восьмицилиндровым агрегатом, который потом «перекочевал» на серийный ЗиЛ-131. Ставили и другие силовые установки, экспериментируя со степенью сжатия 6 и 6,5. Также пробовали различные типоразмеры покрышек: 10,00-18 и 11,00-18.
Капот – «аллигаторного» типа, как у ГАЗ-51, с возможностью быстрого снятия боковин, облегчающих доступ к мотору для ремонта и обслуживания. Предполагалось, что грузовик будет преодолевать броды глубиной до метра: для этого становили воздухозаборную трубу для подачи кислорода в двигатель, герметизировали, экранировали проводку и все электрооборудование. Выхлопную трубу задрали по возможности повыше. Не забыли и о лебедке, которую позаимствовали у ЗиС-150М. Из трех выпущенных моделей одна имела обычную цельнометаллическую конструкцию, две – с брезентовым верхом. Был и автомобиль с полностью открытой кабиной. Кузов представили в двух вариантах: обычная деревянная открытая платформа и кузов с тентом.
Хотя автомобиль изначально предназначался для военных, о гражданских тоже не забыли: была разработана упрощенная транспортная модель ЗиС-128А. Ее «лишили» централизованной системы подкачки колес, убрали лебедку, грузовую платформу увеличили, а «запаску» перенесли на раму (она была за кабиной).
Полученный при создании и испытании машины опыт был использован при строительстве хорошо сегодня известных моделей ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131. В ходе их проектирования были учтены недостатки, выявленные на разных стадиях испытаний ЗиС-128. Также полученные данные были применены в ходе создания бронетранспортера БТР-152. Грузовик в марте 1956-го даже показывали Н. Хрущеву, но в плане серийного производства это не помогло.
В дальнейшем запуск ЗиЛ-157 и «сто тридцать первого» в серию обеспечивали опытные образцы ЗиС-151Г и созданный на его базе фургон с односкатными колесами типоразмера 12,00-18. Версия ЗиС-151В стала прообразом «сто пятьдесят седьмого». Ясно лишь, что до наших дней не «дотянул» ни один грузовик ЗиС-128 – остались только несколько фото. Увидеть автомобиль можно разве что, как коллекционную модель, в стандартном масштабе 1:43.
Из особенностей новой машиной стоит выделить наличие пары дифференциалов, расположенных между колесными задними тележками и осями. Авто комплектовалось коробкой передач и «раздаткой» новой конструкции, также устанавливались крупногабаритные шины, в которых можно было поднимать давление через централизованную систему (от водоплавающего ЗиС-485БАВ), управляемую из кабины.
Версия авто с открытой платформой. Фото: YouTube.com
Еще уменьшили высоту платформы для удобства погрузки/разгрузки и понижения центра тяжести машины.
Другие особенности конструкции
Роль силового агрегата играл верхнеклапанный (на тот период более современный) мотор ЗиС-485, развивавший 110 «лошадей». Позже поставили опытный образец двигателя ЗиС-128ВК выдававшим 114 л. с. А в 1956-м автомобиль укомплектовали V-образным восьмицилиндровым агрегатом, который потом «перекочевал» на серийный ЗиЛ-131. Ставили и другие силовые установки, экспериментируя со степенью сжатия 6 и 6,5. Также пробовали различные типоразмеры покрышек: 10,00-18 и 11,00-18.
ЗиС-128 с тентованным кузовом. Фото: YouTube.com
Капот – «аллигаторного» типа, как у ГАЗ-51, с возможностью быстрого снятия боковин, облегчающих доступ к мотору для ремонта и обслуживания. Предполагалось, что грузовик будет преодолевать броды глубиной до метра: для этого становили воздухозаборную трубу для подачи кислорода в двигатель, герметизировали, экранировали проводку и все электрооборудование. Выхлопную трубу задрали по возможности повыше. Не забыли и о лебедке, которую позаимствовали у ЗиС-150М. Из трех выпущенных моделей одна имела обычную цельнометаллическую конструкцию, две – с брезентовым верхом. Был и автомобиль с полностью открытой кабиной. Кузов представили в двух вариантах: обычная деревянная открытая платформа и кузов с тентом.
Испытания проходили по полной программе. Фото: YouTube.com
Хотя автомобиль изначально предназначался для военных, о гражданских тоже не забыли: была разработана упрощенная транспортная модель ЗиС-128А. Ее «лишили» централизованной системы подкачки колес, убрали лебедку, грузовую платформу увеличили, а «запаску» перенесли на раму (она была за кабиной).
Судьба ЗиС-128
Полученный при создании и испытании машины опыт был использован при строительстве хорошо сегодня известных моделей ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131. В ходе их проектирования были учтены недостатки, выявленные на разных стадиях испытаний ЗиС-128. Также полученные данные были применены в ходе создания бронетранспортера БТР-152. Грузовик в марте 1956-го даже показывали Н. Хрущеву, но в плане серийного производства это не помогло.
Разработкой машины ЗиС-128 занимались с 1954-го по 1956-й год: за этот период было выпущено не менее четырех моделей. Точное количество не известно.
В дальнейшем запуск ЗиЛ-157 и «сто тридцать первого» в серию обеспечивали опытные образцы ЗиС-151Г и созданный на его базе фургон с односкатными колесами типоразмера 12,00-18. Версия ЗиС-151В стала прообразом «сто пятьдесят седьмого». Ясно лишь, что до наших дней не «дотянул» ни один грузовик ЗиС-128 – остались только несколько фото. Увидеть автомобиль можно разве что, как коллекционную модель, в стандартном масштабе 1:43.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...