Из особенностей новой машиной стоит выделить наличие пары дифференциалов, расположенных между колесными задними тележками и осями. Авто комплектовалось коробкой передач и «раздаткой» новой конструкции, также устанавливались крупногабаритные шины, в которых можно было поднимать давление через централизованную систему (от водоплавающего ЗиС-485БАВ), управляемую из кабины.
Версия авто с открытой платформой. Фото: YouTube.com
Еще уменьшили высоту платформы для удобства погрузки/разгрузки и понижения центра тяжести машины.
Другие особенности конструкции
Роль силового агрегата играл верхнеклапанный (на тот период более современный) мотор ЗиС-485, развивавший 110 «лошадей». Позже поставили опытный образец двигателя ЗиС-128ВК выдававшим 114 л. с. А в 1956-м автомобиль укомплектовали V-образным восьмицилиндровым агрегатом, который потом «перекочевал» на серийный ЗиЛ-131. Ставили и другие силовые установки, экспериментируя со степенью сжатия 6 и 6,5. Также пробовали различные типоразмеры покрышек: 10,00-18 и 11,00-18.
ЗиС-128 с тентованным кузовом. Фото: YouTube.com
Капот – «аллигаторного» типа, как у ГАЗ-51, с возможностью быстрого снятия боковин, облегчающих доступ к мотору для ремонта и обслуживания. Предполагалось, что грузовик будет преодолевать броды глубиной до метра: для этого становили воздухозаборную трубу для подачи кислорода в двигатель, герметизировали, экранировали проводку и все электрооборудование. Выхлопную трубу задрали по возможности повыше. Не забыли и о лебедке, которую позаимствовали у ЗиС-150М. Из трех выпущенных моделей одна имела обычную цельнометаллическую конструкцию, две – с брезентовым верхом. Был и автомобиль с полностью открытой кабиной. Кузов представили в двух вариантах: обычная деревянная открытая платформа и кузов с тентом.
Испытания проходили по полной программе. Фото: YouTube.com
Хотя автомобиль изначально предназначался для военных, о гражданских тоже не забыли: была разработана упрощенная транспортная модель ЗиС-128А. Ее «лишили» централизованной системы подкачки колес, убрали лебедку, грузовую платформу увеличили, а «запаску» перенесли на раму (она была за кабиной).
Судьба ЗиС-128
Полученный при создании и испытании машины опыт был использован при строительстве хорошо сегодня известных моделей ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131. В ходе их проектирования были учтены недостатки, выявленные на разных стадиях испытаний ЗиС-128. Также полученные данные были применены в ходе создания бронетранспортера БТР-152. Грузовик в марте 1956-го даже показывали Н. Хрущеву, но в плане серийного производства это не помогло.
Разработкой машины ЗиС-128 занимались с 1954-го по 1956-й год: за этот период было выпущено не менее четырех моделей. Точное количество не известно.
В дальнейшем запуск ЗиЛ-157 и «сто тридцать первого» в серию обеспечивали опытные образцы ЗиС-151Г и созданный на его базе фургон с односкатными колесами типоразмера 12,00-18. Версия ЗиС-151В стала прообразом «сто пятьдесят седьмого». Ясно лишь, что до наших дней не «дотянул» ни один грузовик ЗиС-128 – остались только несколько фото. Увидеть автомобиль можно разве что, как коллекционную модель, в стандартном масштабе 1:43.