Калина EV – почему проект «не пошел»?
1 851

Калина EV – почему проект «не пошел»?

Первый российский серийный электромобиль Lada Ellada, построенный на базе «Калины» был показан общественности в 2011 г. Стоимость разработок составила 10 млн. долларов при минимальной цене машины в 1,25 млн. рублей. Где сейчас электромобиль?


Судьба проекта


Уже заранее для новинки нашли практическое применение: был заключен договор с администрацией Ставропольского края на поставку около 100 авто в местный таксопарк. С финнами заключили соглашение о строительстве зарядных станций. И что в итоге? Начались разногласия руководства города и таксопарка, из-за которых в Ставрополье оплатили только 5 машин (и то 50 % от стоимости) и построили 3 станции. За пару последующих лет электромобили отъездили по 50-70 тыс. км. Авто эксплуатировались в теплом регионе – Кавказских, Минеральных Водах, Кисловодске, Ставрополе.

Партия в 100 единиц была все же выпущена. Из нее 40 передали дилерам в Центральный и Южный округа РФ сначала для проведения тестирования, а потом и продали по себестоимости (960 тыс. руб.). Известно, что владельцами Lada Ellada стал глава «Ростехнологии» Чемезов, Мантуров (Минпромторг) и даже король Иордании. Еще 60 единиц оставались в АвтоВАЗе и их дальнейшая судьба весьма туманна. Часть все же удалось продать даже ниже себестоимости, в основном сотрудникам завода. Приобретать электромобили смысл был и вот почему:

  • ✅ цену сбивали до 750 тыс. рублей
  • ✅ стоимость «полного бака» в те года составляла 50 руб.
  • ✅ время зарядки от бытовой сети 8 ч, при использовании 3-фазного источника тока – 1,5 часа
  • ✅ в семьях авто «числилось», как вторая машина для поездок по городу


Еще было проведено исследование влияния покрышек на расход электроэнергии. Выяснилось, что установка «правильной» резины увеличивает пробег автомобиля до 30 км. Но это только положительные стороны. В отношении негативных моментов нареканий было немало. Электромобиль нормально ехал до скорости 60 км/ч, а дальше начинал «тупить»: разгон до 100 км/ч занимал 15 секунд. Это даже с 8-клапанной «восьмеркой» не сравнимо. Были и другие минусы, которые отмечали пользователи:

  • ✅ сокращение запаса хода при минусовой температуре в 2 раза
  • ✅ ненадежность шестерни редуктора, срезаемой при торможении двигателя
  • ✅ частые поломки цифровой приборной панели
  • ✅ отказы в техобслуживании и гарантии


    Сильное влияние на количество пройденных на одной зарядке километров оказывает стиль вождения, пользование музыкой (сабвуфер, усилитель), освещением, подогревом сидений и отопителем. Если включать все сразу, пробег электромобиля может сократиться и до 45-60 км.


    Так выглядит «бензобак». Фото: Youtube. com


    Что под капотом


    Изначально планировали устанавливать отечественные аккумуляторы от предприятия «Лиотех», однако в конечном итоге отдали предпочтение производителю Thunder Sky (КНР), предложившему более компактные литий-железо-фосфатные батареи:

    • ✅ общий вес (пара штук) равен 240 кг
    • ✅ эксплуатационный ресурс 3000 циклов заряд/разряд
    • ✅ запас хода в среднем 150 км (установлен максимум 205 км на трассе)


    Мотор и соответствующее электронное оборудование (контроллер и т. д.) –производства Швейцарии. Двигатель охлаждается штатным «калиновским» радиатором. Аккумуляторы размещаются частично под капотом, остальные – на месте выхлопной системы и бензобака. Доступ к АКБ осуществляется из салона через заднее сиденье. «Запаска» находится на своем месте, т. е. полезный объем остался нетронутым.

    Под капотом – мало что знакомого. Фото: Youtube. com


    Салон


    Здесь почти все, как в обычной «Калине». Но рукоятку переключения скоростей заменил укороченный селектор (вперед, нейтраль, назад), вместо тахометра на панели приборов размещен амперметр. Включатель кондиционера уступил место кнопке электрического отопителя. Шума работающего двигателя не слышно, зато все «врожденные» с завода поскрипывания и стуки «выползают» наружу.

    Внутри все напоминает обычную «Калину». Фото: Youtube. com


    Особенности езды, отмеченные автовладельцами


    Машина стала ехать гораздо плавней, если сравнивать с бензиновой «родственницей». Управляемость тоже заметно улучшилась. Все это благодаря изменившемуся (ушедшему вниз) центру тяжести и увеличенной массе автомобиля. Особенно хорошо машина показала себя на обледенелых извилистых подъемах с высотными перепадами. Авто свободно держится в поворотах.

    Однако в случае поездки по горной местности водители отмечают откат авто назад при остановке на горке. Т. е. режима типа Parking, как у машин с АКПП, нет и приходится ставить технику на «ручник» или удерживать на подъеме при помощи малого газа либо педали тормоза. У авто есть система рекуперации для подзарядки батареи на ходу. И к ней, по словам пользователей, приходится привыкать. При торможении образуется своеобразная «ступенька»: сначала оно осуществляется с помощью двигателя и только потом в работу вступают штатные механизмы.

    Конкуренты 2013 года


    На то время с Lada Ellada могли соперничать электрокары Volkswagen e-Up, Nissan Leaf, Smart Electric Drive и другие. Все они проигрывали «Калине» в цене, но по техническим характеристикам были ей равны или немного лучше.

    Volkswagen e-Up


    Переднеприводной компактный городской электромобиль. Если сравнивать с «Калиной», то особыми техническими преимуществами не блещет:

    • ✅ максимальная скорость 130 км/ч
    • ✅ без подзарядки машина проезжает почти 150 км (ночью в холодную погоду диапазон падает до 75 км)
    • ✅ время зарядки от бытовой розетки 220 В – 10 ч, при использовании встроенного устройства – 6 ч


    Стоимость Volkswagen e-Up 23 тыс. евро. По сути это электрический вариант бензинового компактного городского автомобиля серии Up.

    Городской электрический компакт Volkswagen e-Up. Фото: Youtube. com


    Nissan Leaf


    Самым популярным в РФ тогда считался «японец», цена которого составляла 3 млн. 400 тыс. руб. По техническим характеристикам он примерно соответствовал «Калине». Такой же запас хода, время зарядки, максимальная скорость (159 км/ч) и разбег до «сотни» (11,9 сек.). Масса применяемых литий-ионных батарей – 300 кг. Машина спокойно выдает 109 «лошадей», которые доступны при любом количестве оборотов. Пользователи отмечают, что тяга этого автомобиля сравнима с бензиновой трехлитровой моделью V6.

    Популярный в РФ Nissan Leaf. Фото: Youtube. com


    Smart Electric Drive


    Компактная двухместная машинка для езды по городу. Оснащается аккумулятором емкостью 15 кВт*ч. Это позволяет на одной зарядке проехать 145 км. С машиной идет специальное устройство, обеспечивающее восстановление батареи примерно за 1 ч. Стоимость электромобиля 19 тыс. евро.

    Компактный Smart Electric Drive в пути. Фото: Youtube. com


    Заменит ли Lada Ellada бензиновые авто?


    Нельзя однозначно сказать, что этот электромобиль – идеальное транспортное средство для города. Если на нем ездить на работу, учебу, в магазин и детский сад, то вполне приемлемый вариант, как второе авто в семье. Но у профессионалов несколько иное мнение. И главный минус, как считают таксисты, участвовавшие в тестировании, заключается в уменьшении запаса ход при отрицательной температуре. И это говорят в теплом Ставрополье! А что же тогда скажут в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске или Новосибирске? Т. е. зарабатывать извозом на электромобиле сложно: нужно постоянно держать в голове количество оставшихся километров – вряд ли клиент согласится подождать «лишние» полчаса, пока подзарядится аккумулятор. К тому же в России практически отсутствует развитая сеть станций, исключая мегаполисы. Остается надеяться, что полученный «вазовцами» опыт пойдет им на пользу и следующие модели электрокаров окажутся более «живучими» и востребованными.
А вы купили бы Lada Ellada?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас