
Калина EV – почему проект «не пошел»?
Первый российский серийный электромобиль Lada Ellada, построенный на базе «Калины» был показан общественности в 2011 г. Стоимость разработок составила 10 млн. долларов при минимальной цене машины в 1,25 млн. рублей. Где сейчас электромобиль?
Уже заранее для новинки нашли практическое применение: был заключен договор с администрацией Ставропольского края на поставку около 100 авто в местный таксопарк. С финнами заключили соглашение о строительстве зарядных станций. И что в итоге? Начались разногласия руководства города и таксопарка, из-за которых в Ставрополье оплатили только 5 машин (и то 50 % от стоимости) и построили 3 станции. За пару последующих лет электромобили отъездили по 50-70 тыс. км. Авто эксплуатировались в теплом регионе – Кавказских, Минеральных Водах, Кисловодске, Ставрополе.
Партия в 100 единиц была все же выпущена. Из нее 40 передали дилерам в Центральный и Южный округа РФ сначала для проведения тестирования, а потом и продали по себестоимости (960 тыс. руб.). Известно, что владельцами Lada Ellada стал глава «Ростехнологии» Чемезов, Мантуров (Минпромторг) и даже король Иордании. Еще 60 единиц оставались в АвтоВАЗе и их дальнейшая судьба весьма туманна. Часть все же удалось продать даже ниже себестоимости, в основном сотрудникам завода. Приобретать электромобили смысл был и вот почему:
Еще было проведено исследование влияния покрышек на расход электроэнергии. Выяснилось, что установка «правильной» резины увеличивает пробег автомобиля до 30 км. Но это только положительные стороны. В отношении негативных моментов нареканий было немало. Электромобиль нормально ехал до скорости 60 км/ч, а дальше начинал «тупить»: разгон до 100 км/ч занимал 15 секунд. Это даже с 8-клапанной «восьмеркой» не сравнимо. Были и другие минусы, которые отмечали пользователи:
Судьба проекта
Уже заранее для новинки нашли практическое применение: был заключен договор с администрацией Ставропольского края на поставку около 100 авто в местный таксопарк. С финнами заключили соглашение о строительстве зарядных станций. И что в итоге? Начались разногласия руководства города и таксопарка, из-за которых в Ставрополье оплатили только 5 машин (и то 50 % от стоимости) и построили 3 станции. За пару последующих лет электромобили отъездили по 50-70 тыс. км. Авто эксплуатировались в теплом регионе – Кавказских, Минеральных Водах, Кисловодске, Ставрополе.
Партия в 100 единиц была все же выпущена. Из нее 40 передали дилерам в Центральный и Южный округа РФ сначала для проведения тестирования, а потом и продали по себестоимости (960 тыс. руб.). Известно, что владельцами Lada Ellada стал глава «Ростехнологии» Чемезов, Мантуров (Минпромторг) и даже король Иордании. Еще 60 единиц оставались в АвтоВАЗе и их дальнейшая судьба весьма туманна. Часть все же удалось продать даже ниже себестоимости, в основном сотрудникам завода. Приобретать электромобили смысл был и вот почему:
- ✅ цену сбивали до 750 тыс. рублей
- ✅ стоимость «полного бака» в те года составляла 50 руб.
- ✅ время зарядки от бытовой сети 8 ч, при использовании 3-фазного источника тока – 1,5 часа
- ✅ в семьях авто «числилось», как вторая машина для поездок по городу
Еще было проведено исследование влияния покрышек на расход электроэнергии. Выяснилось, что установка «правильной» резины увеличивает пробег автомобиля до 30 км. Но это только положительные стороны. В отношении негативных моментов нареканий было немало. Электромобиль нормально ехал до скорости 60 км/ч, а дальше начинал «тупить»: разгон до 100 км/ч занимал 15 секунд. Это даже с 8-клапанной «восьмеркой» не сравнимо. Были и другие минусы, которые отмечали пользователи:
- ✅ сокращение запаса хода при минусовой температуре в 2 раза
- ✅ ненадежность шестерни редуктора, срезаемой при торможении двигателя
- ✅ частые поломки цифровой приборной панели
- ✅ отказы в техобслуживании и гарантииСильное влияние на количество пройденных на одной зарядке километров оказывает стиль вождения, пользование музыкой (сабвуфер, усилитель), освещением, подогревом сидений и отопителем. Если включать все сразу, пробег электромобиля может сократиться и до 45-60 км.
Что под капотом
Изначально планировали устанавливать отечественные аккумуляторы от предприятия «Лиотех», однако в конечном итоге отдали предпочтение производителю Thunder Sky (КНР), предложившему более компактные литий-железо-фосфатные батареи:- ✅ общий вес (пара штук) равен 240 кг
- ✅ эксплуатационный ресурс 3000 циклов заряд/разряд
- ✅ запас хода в среднем 150 км (установлен максимум 205 км на трассе)
Мотор и соответствующее электронное оборудование (контроллер и т. д.) –производства Швейцарии. Двигатель охлаждается штатным «калиновским» радиатором. Аккумуляторы размещаются частично под капотом, остальные – на месте выхлопной системы и бензобака. Доступ к АКБ осуществляется из салона через заднее сиденье. «Запаска» находится на своем месте, т. е. полезный объем остался нетронутым.Салон
Здесь почти все, как в обычной «Калине». Но рукоятку переключения скоростей заменил укороченный селектор (вперед, нейтраль, назад), вместо тахометра на панели приборов размещен амперметр. Включатель кондиционера уступил место кнопке электрического отопителя. Шума работающего двигателя не слышно, зато все «врожденные» с завода поскрипывания и стуки «выползают» наружу.Особенности езды, отмеченные автовладельцами
Машина стала ехать гораздо плавней, если сравнивать с бензиновой «родственницей». Управляемость тоже заметно улучшилась. Все это благодаря изменившемуся (ушедшему вниз) центру тяжести и увеличенной массе автомобиля. Особенно хорошо машина показала себя на обледенелых извилистых подъемах с высотными перепадами. Авто свободно держится в поворотах.
Однако в случае поездки по горной местности водители отмечают откат авто назад при остановке на горке. Т. е. режима типа Parking, как у машин с АКПП, нет и приходится ставить технику на «ручник» или удерживать на подъеме при помощи малого газа либо педали тормоза. У авто есть система рекуперации для подзарядки батареи на ходу. И к ней, по словам пользователей, приходится привыкать. При торможении образуется своеобразная «ступенька»: сначала оно осуществляется с помощью двигателя и только потом в работу вступают штатные механизмы.
Конкуренты 2013 года
На то время с Lada Ellada могли соперничать электрокары Volkswagen e-Up, Nissan Leaf, Smart Electric Drive и другие. Все они проигрывали «Калине» в цене, но по техническим характеристикам были ей равны или немного лучше.Volkswagen e-Up
Переднеприводной компактный городской электромобиль. Если сравнивать с «Калиной», то особыми техническими преимуществами не блещет:- ✅ максимальная скорость 130 км/ч
- ✅ без подзарядки машина проезжает почти 150 км (ночью в холодную погоду диапазон падает до 75 км)
- ✅ время зарядки от бытовой розетки 220 В – 10 ч, при использовании встроенного устройства – 6 ч
Стоимость Volkswagen e-Up 23 тыс. евро. По сути это электрический вариант бензинового компактного городского автомобиля серии Up.Nissan Leaf
Самым популярным в РФ тогда считался «японец», цена которого составляла 3 млн. 400 тыс. руб. По техническим характеристикам он примерно соответствовал «Калине». Такой же запас хода, время зарядки, максимальная скорость (159 км/ч) и разбег до «сотни» (11,9 сек.). Масса применяемых литий-ионных батарей – 300 кг. Машина спокойно выдает 109 «лошадей», которые доступны при любом количестве оборотов. Пользователи отмечают, что тяга этого автомобиля сравнима с бензиновой трехлитровой моделью V6.Smart Electric Drive
Компактная двухместная машинка для езды по городу. Оснащается аккумулятором емкостью 15 кВт*ч. Это позволяет на одной зарядке проехать 145 км. С машиной идет специальное устройство, обеспечивающее восстановление батареи примерно за 1 ч. Стоимость электромобиля 19 тыс. евро.Заменит ли Lada Ellada бензиновые авто?
Нельзя однозначно сказать, что этот электромобиль – идеальное транспортное средство для города. Если на нем ездить на работу, учебу, в магазин и детский сад, то вполне приемлемый вариант, как второе авто в семье. Но у профессионалов несколько иное мнение. И главный минус, как считают таксисты, участвовавшие в тестировании, заключается в уменьшении запаса ход при отрицательной температуре. И это говорят в теплом Ставрополье! А что же тогда скажут в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске или Новосибирске? Т. е. зарабатывать извозом на электромобиле сложно: нужно постоянно держать в голове количество оставшихся километров – вряд ли клиент согласится подождать «лишние» полчаса, пока подзарядится аккумулятор. К тому же в России практически отсутствует развитая сеть станций, исключая мегаполисы. Остается надеяться, что полученный «вазовцами» опыт пойдет им на пользу и следующие модели электрокаров окажутся более «живучими» и востребованными. - ✅ общий вес (пара штук) равен 240 кг
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...