Калина EV – почему проект «не пошел»?
Первый российский серийный электромобиль Lada Ellada, построенный на базе «Калины» был показан общественности в 2011 г. Стоимость разработок составила 10 млн. долларов при минимальной цене машины в 1,25 млн. рублей. Где сейчас электромобиль?
Уже заранее для новинки нашли практическое применение: был заключен договор с администрацией Ставропольского края на поставку около 100 авто в местный таксопарк. С финнами заключили соглашение о строительстве зарядных станций. И что в итоге? Начались разногласия руководства города и таксопарка, из-за которых в Ставрополье оплатили только 5 машин (и то 50 % от стоимости) и построили 3 станции. За пару последующих лет электромобили отъездили по 50-70 тыс. км. Авто эксплуатировались в теплом регионе – Кавказских, Минеральных Водах, Кисловодске, Ставрополе.
Партия в 100 единиц была все же выпущена. Из нее 40 передали дилерам в Центральный и Южный округа РФ сначала для проведения тестирования, а потом и продали по себестоимости (960 тыс. руб.). Известно, что владельцами Lada Ellada стал глава «Ростехнологии» Чемезов, Мантуров (Минпромторг) и даже король Иордании. Еще 60 единиц оставались в АвтоВАЗе и их дальнейшая судьба весьма туманна. Часть все же удалось продать даже ниже себестоимости, в основном сотрудникам завода. Приобретать электромобили смысл был и вот почему:
Еще было проведено исследование влияния покрышек на расход электроэнергии. Выяснилось, что установка «правильной» резины увеличивает пробег автомобиля до 30 км. Но это только положительные стороны. В отношении негативных моментов нареканий было немало. Электромобиль нормально ехал до скорости 60 км/ч, а дальше начинал «тупить»: разгон до 100 км/ч занимал 15 секунд. Это даже с 8-клапанной «восьмеркой» не сравнимо. Были и другие минусы, которые отмечали пользователи:
Судьба проекта
Уже заранее для новинки нашли практическое применение: был заключен договор с администрацией Ставропольского края на поставку около 100 авто в местный таксопарк. С финнами заключили соглашение о строительстве зарядных станций. И что в итоге? Начались разногласия руководства города и таксопарка, из-за которых в Ставрополье оплатили только 5 машин (и то 50 % от стоимости) и построили 3 станции. За пару последующих лет электромобили отъездили по 50-70 тыс. км. Авто эксплуатировались в теплом регионе – Кавказских, Минеральных Водах, Кисловодске, Ставрополе.
Партия в 100 единиц была все же выпущена. Из нее 40 передали дилерам в Центральный и Южный округа РФ сначала для проведения тестирования, а потом и продали по себестоимости (960 тыс. руб.). Известно, что владельцами Lada Ellada стал глава «Ростехнологии» Чемезов, Мантуров (Минпромторг) и даже король Иордании. Еще 60 единиц оставались в АвтоВАЗе и их дальнейшая судьба весьма туманна. Часть все же удалось продать даже ниже себестоимости, в основном сотрудникам завода. Приобретать электромобили смысл был и вот почему:
- ✅ цену сбивали до 750 тыс. рублей
- ✅ стоимость «полного бака» в те года составляла 50 руб.
- ✅ время зарядки от бытовой сети 8 ч, при использовании 3-фазного источника тока – 1,5 часа
- ✅ в семьях авто «числилось», как вторая машина для поездок по городу
Еще было проведено исследование влияния покрышек на расход электроэнергии. Выяснилось, что установка «правильной» резины увеличивает пробег автомобиля до 30 км. Но это только положительные стороны. В отношении негативных моментов нареканий было немало. Электромобиль нормально ехал до скорости 60 км/ч, а дальше начинал «тупить»: разгон до 100 км/ч занимал 15 секунд. Это даже с 8-клапанной «восьмеркой» не сравнимо. Были и другие минусы, которые отмечали пользователи:
- ✅ сокращение запаса хода при минусовой температуре в 2 раза
- ✅ ненадежность шестерни редуктора, срезаемой при торможении двигателя
- ✅ частые поломки цифровой приборной панели
- ✅ отказы в техобслуживании и гарантииСильное влияние на количество пройденных на одной зарядке километров оказывает стиль вождения, пользование музыкой (сабвуфер, усилитель), освещением, подогревом сидений и отопителем. Если включать все сразу, пробег электромобиля может сократиться и до 45-60 км.
Что под капотом
Изначально планировали устанавливать отечественные аккумуляторы от предприятия «Лиотех», однако в конечном итоге отдали предпочтение производителю Thunder Sky (КНР), предложившему более компактные литий-железо-фосфатные батареи:- ✅ общий вес (пара штук) равен 240 кг
- ✅ эксплуатационный ресурс 3000 циклов заряд/разряд
- ✅ запас хода в среднем 150 км (установлен максимум 205 км на трассе)
Мотор и соответствующее электронное оборудование (контроллер и т. д.) –производства Швейцарии. Двигатель охлаждается штатным «калиновским» радиатором. Аккумуляторы размещаются частично под капотом, остальные – на месте выхлопной системы и бензобака. Доступ к АКБ осуществляется из салона через заднее сиденье. «Запаска» находится на своем месте, т. е. полезный объем остался нетронутым.Салон
Здесь почти все, как в обычной «Калине». Но рукоятку переключения скоростей заменил укороченный селектор (вперед, нейтраль, назад), вместо тахометра на панели приборов размещен амперметр. Включатель кондиционера уступил место кнопке электрического отопителя. Шума работающего двигателя не слышно, зато все «врожденные» с завода поскрипывания и стуки «выползают» наружу.Особенности езды, отмеченные автовладельцами
Машина стала ехать гораздо плавней, если сравнивать с бензиновой «родственницей». Управляемость тоже заметно улучшилась. Все это благодаря изменившемуся (ушедшему вниз) центру тяжести и увеличенной массе автомобиля. Особенно хорошо машина показала себя на обледенелых извилистых подъемах с высотными перепадами. Авто свободно держится в поворотах.
Однако в случае поездки по горной местности водители отмечают откат авто назад при остановке на горке. Т. е. режима типа Parking, как у машин с АКПП, нет и приходится ставить технику на «ручник» или удерживать на подъеме при помощи малого газа либо педали тормоза. У авто есть система рекуперации для подзарядки батареи на ходу. И к ней, по словам пользователей, приходится привыкать. При торможении образуется своеобразная «ступенька»: сначала оно осуществляется с помощью двигателя и только потом в работу вступают штатные механизмы.
Конкуренты 2013 года
На то время с Lada Ellada могли соперничать электрокары Volkswagen e-Up, Nissan Leaf, Smart Electric Drive и другие. Все они проигрывали «Калине» в цене, но по техническим характеристикам были ей равны или немного лучше.Volkswagen e-Up
Переднеприводной компактный городской электромобиль. Если сравнивать с «Калиной», то особыми техническими преимуществами не блещет:- ✅ максимальная скорость 130 км/ч
- ✅ без подзарядки машина проезжает почти 150 км (ночью в холодную погоду диапазон падает до 75 км)
- ✅ время зарядки от бытовой розетки 220 В – 10 ч, при использовании встроенного устройства – 6 ч
Стоимость Volkswagen e-Up 23 тыс. евро. По сути это электрический вариант бензинового компактного городского автомобиля серии Up.Nissan Leaf
Самым популярным в РФ тогда считался «японец», цена которого составляла 3 млн. 400 тыс. руб. По техническим характеристикам он примерно соответствовал «Калине». Такой же запас хода, время зарядки, максимальная скорость (159 км/ч) и разбег до «сотни» (11,9 сек.). Масса применяемых литий-ионных батарей – 300 кг. Машина спокойно выдает 109 «лошадей», которые доступны при любом количестве оборотов. Пользователи отмечают, что тяга этого автомобиля сравнима с бензиновой трехлитровой моделью V6.Smart Electric Drive
Компактная двухместная машинка для езды по городу. Оснащается аккумулятором емкостью 15 кВт*ч. Это позволяет на одной зарядке проехать 145 км. С машиной идет специальное устройство, обеспечивающее восстановление батареи примерно за 1 ч. Стоимость электромобиля 19 тыс. евро.Заменит ли Lada Ellada бензиновые авто?
Нельзя однозначно сказать, что этот электромобиль – идеальное транспортное средство для города. Если на нем ездить на работу, учебу, в магазин и детский сад, то вполне приемлемый вариант, как второе авто в семье. Но у профессионалов несколько иное мнение. И главный минус, как считают таксисты, участвовавшие в тестировании, заключается в уменьшении запаса ход при отрицательной температуре. И это говорят в теплом Ставрополье! А что же тогда скажут в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске или Новосибирске? Т. е. зарабатывать извозом на электромобиле сложно: нужно постоянно держать в голове количество оставшихся километров – вряд ли клиент согласится подождать «лишние» полчаса, пока подзарядится аккумулятор. К тому же в России практически отсутствует развитая сеть станций, исключая мегаполисы. Остается надеяться, что полученный «вазовцами» опыт пойдет им на пользу и следующие модели электрокаров окажутся более «живучими» и востребованными. - ✅ общий вес (пара штук) равен 240 кг
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...