Мотовелосипеды Страны Советов
Первый мотоцикл, произведенный в России в самом начале ХХ века как раз представлял собой обычный велосипед с установленным на него мотором. Последний располагался в раме и имел один цилиндр. Объем двигателя превышал 50 «кубиков», что делало конструкцию ближе к мотоциклам, но невысокая скорость до 40 км/ч и педали роднили ее с мопедами. Технику назвали «Россия» и производили ее на Лейтнеровской фабрике в Риге в 1900-х годах. Машину выпускали недолго и малыми партиями из-за высокой (450 руб.) стоимости. В 1910-м производство прекратили и «штамповали» только велосипеды.
Мопеды появились в Европе в 20-е годы: популярностью пользовалась техника, выпускаемая компаниями из Германии – Solex, ILO и Франции – Vеlosolex. В Советском Союзе первые велосипеды с моторчиком стали производить после войны.
Технику собирали по немецкой технологии, взяв за основу модель Wanderer-SP1. Первые машины собрали в победный 1945-й. Конструкция для того времени считалась «продвинутой». Мотовелосипед (хотя некотоые его считали мотоциклом) оснащался мотором в 98 куб. см и развивал 2,3 л. с. Уже тогда техника имела две (!) передачи. Правда, весила она 65 кг и разгонялась всего лишь до 30 км/ч.
Всего до 1951-го выпустили 40 тыс. машин. Кстати: термин «мопед» появился как раз только в этом году.
Сначала техника представляла собой обычный велосипед, «укомплектованный» подвесным двигателем типа «Иртыш» или МД-65 (Серпухов). Мотор объемом 48 куб. см, развивавший 0,8 л. с. подвешивался в районе педального узла. Иногда двигатель приобретался отдельно в наборе с дополнительными деталями, и владелец велосипеда мог самостоятельно поставить моторчик.
Максимальная скорость – 30 км/ч. Однако множество технических недоработок сводили на нет всю затею, автором которой являлся тогдашний Минавтопром. Решение проблемы пришло неожиданно и «ниоткуда».
Алексей Прибылой – изобретатель самоучка, не имевший технического образования, самостоятельно разработал и сделал двигатель для велосипеда. Причем кустарными способами: использовались литейные формы из песка. Придя к руководству Харьковского велозавода, мастер наглядно продемонстрировал свое «детище», чем сильно впечатлил инженерный коллектив. Представленный мотор, впоследствии получивший индекс Д-4, решили немедленно опробовать, а Прибылому тут же предложили должность в заводском КБ.
Они появились сразу, когда мотор стали испытывать на практике. И дело было отнюдь не в двигателе, а в его «носителе». При частом использовании велосипеды просто не выдерживали нагрузок и ломались. Стало очевидно: требовалась иная, специально «подогнанная» под условия эксплуатации, модель. Ее разработку поручили двум заводам: Львовскому и Харьковскому. Последний через некоторое время представил В-901, не особо сильно отличавшийся от стандартного велосипеда. Однако модель была разработана на основе немецкого Wanderer, документация по которому попала в СССР после окончания войны. Движок мотовелосипеда, весившего 27 кг, развивавший 1 л. с., имел объем в 45 «кубиков». Максимально достижимая скорость – 35 км/ч.
И если по асфальту ехать на нем еще как-то было можно, то перемещение по разбитым дорогам вызывало дикую тряску. Гораздо больший интерес представляет львовская модель В-902, в которой были учтены недостатки В-901. Мотовелосипед от ЛВЗ имел усиленную, сваренную из разных труб, раму. На переднюю вилку поставили рычажный амортизатор; при этом была возможность настраивать жесткость пружин.
Покрышки сделали толще, седло – комфортнее (под ним проложили войлок). Переднее колесо оснастили тормозами, а руль – фарой. Шатуны педалей немного выгнули, чтобы они не касались блока цилиндров. Первая партия В-902 покинула конвейер в 1958-м. Техника производилась до 1963-го года и пользовалась у населения популярностью. Даже после появления более совершенных моделей, В-902 использовался еще целые десятилетия: настолько он был надежным.
Второе название следующего серийного «творения» ЛЗМ – «Львовянка». Эта техника уже не очень была похожа на велосипед: скорее, нечто среднее между ним и мотоциклом. Впрочем, педали присутствовали. Первые образцы начали сходить с конвейера в 1963-м году. Новый мопед массой в 35 кг имел цельную штампованную раму переднюю вилку телескопического типа и заднюю «ходовую часть», оснащенную пружинами.
Сначала под багажником был один моноамортизатор, на «рестйлинговой» версии М-042М поставили два. На технике стоял двигатель Д-5, выдававший уже 1,2 л. с. при 4500 об/мин. На 100 км пути моторчик тратил 1,5 л. Модель выпускали не так долго: до 1965-го года: появлялась более совершенная техника.
Ранее были и «переходные» модели: МП-043, МП-045, МП-046, а также МВ-044. В этом ряду «Тиса» – последний односкоростной легкий мопед, выпущенный Львовским заводом: далее предприятие перешло на выпуск техники с двумя передачами. А чем было обусловлено появление модели МП-047, выпускавшейся всего год: с 1968-й по 1969-й? Причина интересна: на складах ЛМЗ скопилось аж 40 тыс. непроданных мопедов: даже для плановой экономики это ненормально. И сотрудники завода провели, как сейчас бы сказали, маркетинговое исследование, цель которого – найти причину падения популярности продукции, выпускаемой предприятием.
Первое, что удалось выяснить – устаревший дизайн, представлявший собой граненые формы, модные в 60-х. Второй момент – отсутствие бренда. Мопеды не имели имен, только индексы МП, МВ с цифрами. А, например, название прибалтийского мопеда легко запоминалось: «Рига». Также машины были малокомфортными, непрактичными и выглядели непривлекательно. Выводы сделали быстро и на свет появилась «Тиса».
Техника комплектовалась мотором Д-6 в 1,2 л. с., оснащался удобным багажником, внешне хорошо выглядел и окрашивался в фирменный цвет «спелая вишня». А этот оттенок у советских любителей мототехники подсознательно ассоциировался с суперпрестижным на то время мотоциклом «Ява». Одновременно с «Тисой» на конвейер поставили МП-048: эта техника, получившая собственное имя «Верховина-3», впоследствии стала мегапопулярной в народе. А что делали коллеги львовчан, прибалтийцы?
Это первый серийный мопед, выпущенный заводом «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда») в 1958-м году. Здесь особо не мудрствовали и применили тот же мотор Д-4. Позже провели модернизацию и поставили на переднюю вилку пружинный амортизатор. Модель назвали «Рига-18».
Следующий мотовелосипед получил имя «Гауя». От предыдущей модели ему досталась передняя маятниковая вилка с амортизатором. Сама машина в основе имела сварную трубчатую раму. Предусматривалась тормозная система: переднее колесо останавливалось при нажатии на правый рычаг на руле, заднее – с помощью педалей. Не забыли о комфорте – седло сделали из губчатой резины. Багажник рассчитан на транспортировку 15 кг груза. Также присутствовала фара, питающаяся от генератора Г-61. Вся рама окрашивалась разноцветными эмалями.
Моторчик объемом 45 «кубиков» развивал одну лошадиную силу и позволял разогнаться до 40 км/ч. Роль топлива играла смесь бензина А-56 с маслом. Мотовелосипед массой 31 кг расходовал не более полутора литров на 100 км, что позволяло проехать с баком в 2,2 л более 200 км.
Мопеды появились в Европе в 20-е годы: популярностью пользовалась техника, выпускаемая компаниями из Германии – Solex, ILO и Франции – Vеlosolex. В Советском Союзе первые велосипеды с моторчиком стали производить после войны.
К1Б «Киевлянин»
Технику собирали по немецкой технологии, взяв за основу модель Wanderer-SP1. Первые машины собрали в победный 1945-й. Конструкция для того времени считалась «продвинутой». Мотовелосипед (хотя некотоые его считали мотоциклом) оснащался мотором в 98 куб. см и развивал 2,3 л. с. Уже тогда техника имела две (!) передачи. Правда, весила она 65 кг и разгонялась всего лишь до 30 км/ч.
Педали К1Б четко указывают, что это мопед, а не мотоцикл. Фото: YouTube.com
На основе «Киевлянина» в СССР производилась первая трехколесная мотоколяска К-1В для инвалидов.
Всего до 1951-го выпустили 40 тыс. машин. Кстати: термин «мопед» появился как раз только в этом году.
Другие первенцы
Сначала техника представляла собой обычный велосипед, «укомплектованный» подвесным двигателем типа «Иртыш» или МД-65 (Серпухов). Мотор объемом 48 куб. см, развивавший 0,8 л. с. подвешивался в районе педального узла. Иногда двигатель приобретался отдельно в наборе с дополнительными деталями, и владелец велосипеда мог самостоятельно поставить моторчик.
Велосипед с двигателем «Иртыш». Фото: YouTube.com
Максимальная скорость – 30 км/ч. Однако множество технических недоработок сводили на нет всю затею, автором которой являлся тогдашний Минавтопром. Решение проблемы пришло неожиданно и «ниоткуда».
В-901 и В-902
Алексей Прибылой – изобретатель самоучка, не имевший технического образования, самостоятельно разработал и сделал двигатель для велосипеда. Причем кустарными способами: использовались литейные формы из песка. Придя к руководству Харьковского велозавода, мастер наглядно продемонстрировал свое «детище», чем сильно впечатлил инженерный коллектив. Представленный мотор, впоследствии получивший индекс Д-4, решили немедленно опробовать, а Прибылому тут же предложили должность в заводском КБ.
Проблемы
Они появились сразу, когда мотор стали испытывать на практике. И дело было отнюдь не в двигателе, а в его «носителе». При частом использовании велосипеды просто не выдерживали нагрузок и ломались. Стало очевидно: требовалась иная, специально «подогнанная» под условия эксплуатации, модель. Ее разработку поручили двум заводам: Львовскому и Харьковскому. Последний через некоторое время представил В-901, не особо сильно отличавшийся от стандартного велосипеда. Однако модель была разработана на основе немецкого Wanderer, документация по которому попала в СССР после окончания войны. Движок мотовелосипеда, весившего 27 кг, развивавший 1 л. с., имел объем в 45 «кубиков». Максимально достижимая скорость – 35 км/ч.
Харьковский В-901 оказался «сыроватым». Фото: YouTube.com
И если по асфальту ехать на нем еще как-то было можно, то перемещение по разбитым дорогам вызывало дикую тряску. Гораздо больший интерес представляет львовская модель В-902, в которой были учтены недостатки В-901. Мотовелосипед от ЛВЗ имел усиленную, сваренную из разных труб, раму. На переднюю вилку поставили рычажный амортизатор; при этом была возможность настраивать жесткость пружин.
Мотовелосипед В-902 1958-го года: честь и хвала реставраторам! Фото: YouTube.com
Покрышки сделали толще, седло – комфортнее (под ним проложили войлок). Переднее колесо оснастили тормозами, а руль – фарой. Шатуны педалей немного выгнули, чтобы они не касались блока цилиндров. Первая партия В-902 покинула конвейер в 1958-м. Техника производилась до 1963-го года и пользовалась у населения популярностью. Даже после появления более совершенных моделей, В-902 использовался еще целые десятилетия: настолько он был надежным.
МВ-042
Второе название следующего серийного «творения» ЛЗМ – «Львовянка». Эта техника уже не очень была похожа на велосипед: скорее, нечто среднее между ним и мотоциклом. Впрочем, педали присутствовали. Первые образцы начали сходить с конвейера в 1963-м году. Новый мопед массой в 35 кг имел цельную штампованную раму переднюю вилку телескопического типа и заднюю «ходовую часть», оснащенную пружинами.
МВ-042 уже мало походил на велосипед. Фото: YouTube.com
Сначала под багажником был один моноамортизатор, на «рестйлинговой» версии М-042М поставили два. На технике стоял двигатель Д-5, выдававший уже 1,2 л. с. при 4500 об/мин. На 100 км пути моторчик тратил 1,5 л. Модель выпускали не так долго: до 1965-го года: появлялась более совершенная техника.
МП-047 «Тиса»
Ранее были и «переходные» модели: МП-043, МП-045, МП-046, а также МВ-044. В этом ряду «Тиса» – последний односкоростной легкий мопед, выпущенный Львовским заводом: далее предприятие перешло на выпуск техники с двумя передачами. А чем было обусловлено появление модели МП-047, выпускавшейся всего год: с 1968-й по 1969-й? Причина интересна: на складах ЛМЗ скопилось аж 40 тыс. непроданных мопедов: даже для плановой экономики это ненормально. И сотрудники завода провели, как сейчас бы сказали, маркетинговое исследование, цель которого – найти причину падения популярности продукции, выпускаемой предприятием.
МП-045 выглядел неказисто. Фото: YouTube.com
Первое, что удалось выяснить – устаревший дизайн, представлявший собой граненые формы, модные в 60-х. Второй момент – отсутствие бренда. Мопеды не имели имен, только индексы МП, МВ с цифрами. А, например, название прибалтийского мопеда легко запоминалось: «Рига». Также машины были малокомфортными, непрактичными и выглядели непривлекательно. Выводы сделали быстро и на свет появилась «Тиса».
Мопед «Тиса» окрашивался в модный вишневый цвет. Фото: YouTube.com
Техника комплектовалась мотором Д-6 в 1,2 л. с., оснащался удобным багажником, внешне хорошо выглядел и окрашивался в фирменный цвет «спелая вишня». А этот оттенок у советских любителей мототехники подсознательно ассоциировался с суперпрестижным на то время мотоциклом «Ява». Одновременно с «Тисой» на конвейер поставили МП-048: эта техника, получившая собственное имя «Верховина-3», впоследствии стала мегапопулярной в народе. А что делали коллеги львовчан, прибалтийцы?
«Рига-16» и «Гауя»
Это первый серийный мопед, выпущенный заводом «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда») в 1958-м году. Здесь особо не мудрствовали и применили тот же мотор Д-4. Позже провели модернизацию и поставили на переднюю вилку пружинный амортизатор. Модель назвали «Рига-18».
Мопед «Рига-16» – комфортная одноместная машина – мечта любого советского мальчишки. Фото: YouTube.com
Следующий мотовелосипед получил имя «Гауя». От предыдущей модели ему досталась передняя маятниковая вилка с амортизатором. Сама машина в основе имела сварную трубчатую раму. Предусматривалась тормозная система: переднее колесо останавливалось при нажатии на правый рычаг на руле, заднее – с помощью педалей. Не забыли о комфорте – седло сделали из губчатой резины. Багажник рассчитан на транспортировку 15 кг груза. Также присутствовала фара, питающаяся от генератора Г-61. Вся рама окрашивалась разноцветными эмалями.
Мотовелосипед «Гауя» назван по имени реки. Фото: YouTube.com
Моторчик объемом 45 «кубиков» развивал одну лошадиную силу и позволял разогнаться до 40 км/ч. Роль топлива играла смесь бензина А-56 с маслом. Мотовелосипед массой 31 кг расходовал не более полутора литров на 100 км, что позволяло проехать с баком в 2,2 л более 200 км.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Они в 5 раз легче свинцовых при схожих и даже лучших остальных параметрах. А ведь за каждый килограмм веса машины идет настоящая борьба!...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
В России появится новый отечественный автобренд
Крупный холдинг продолжает развивать коммерческие модели. Изменений планируется настолько много, что потребуется отдельная компания....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...