Мотовелосипеды Страны Советов
Первый мотоцикл, произведенный в России в самом начале ХХ века как раз представлял собой обычный велосипед с установленным на него мотором. Последний располагался в раме и имел один цилиндр. Объем двигателя превышал 50 «кубиков», что делало конструкцию ближе к мотоциклам, но невысокая скорость до 40 км/ч и педали роднили ее с мопедами. Технику назвали «Россия» и производили ее на Лейтнеровской фабрике в Риге в 1900-х годах. Машину выпускали недолго и малыми партиями из-за высокой (450 руб.) стоимости. В 1910-м производство прекратили и «штамповали» только велосипеды.
Мопеды появились в Европе в 20-е годы: популярностью пользовалась техника, выпускаемая компаниями из Германии – Solex, ILO и Франции – Vеlosolex. В Советском Союзе первые велосипеды с моторчиком стали производить после войны.
Технику собирали по немецкой технологии, взяв за основу модель Wanderer-SP1. Первые машины собрали в победный 1945-й. Конструкция для того времени считалась «продвинутой». Мотовелосипед (хотя некотоые его считали мотоциклом) оснащался мотором в 98 куб. см и развивал 2,3 л. с. Уже тогда техника имела две (!) передачи. Правда, весила она 65 кг и разгонялась всего лишь до 30 км/ч.
Всего до 1951-го выпустили 40 тыс. машин. Кстати: термин «мопед» появился как раз только в этом году.
Сначала техника представляла собой обычный велосипед, «укомплектованный» подвесным двигателем типа «Иртыш» или МД-65 (Серпухов). Мотор объемом 48 куб. см, развивавший 0,8 л. с. подвешивался в районе педального узла. Иногда двигатель приобретался отдельно в наборе с дополнительными деталями, и владелец велосипеда мог самостоятельно поставить моторчик.
Максимальная скорость – 30 км/ч. Однако множество технических недоработок сводили на нет всю затею, автором которой являлся тогдашний Минавтопром. Решение проблемы пришло неожиданно и «ниоткуда».
Алексей Прибылой – изобретатель самоучка, не имевший технического образования, самостоятельно разработал и сделал двигатель для велосипеда. Причем кустарными способами: использовались литейные формы из песка. Придя к руководству Харьковского велозавода, мастер наглядно продемонстрировал свое «детище», чем сильно впечатлил инженерный коллектив. Представленный мотор, впоследствии получивший индекс Д-4, решили немедленно опробовать, а Прибылому тут же предложили должность в заводском КБ.
Они появились сразу, когда мотор стали испытывать на практике. И дело было отнюдь не в двигателе, а в его «носителе». При частом использовании велосипеды просто не выдерживали нагрузок и ломались. Стало очевидно: требовалась иная, специально «подогнанная» под условия эксплуатации, модель. Ее разработку поручили двум заводам: Львовскому и Харьковскому. Последний через некоторое время представил В-901, не особо сильно отличавшийся от стандартного велосипеда. Однако модель была разработана на основе немецкого Wanderer, документация по которому попала в СССР после окончания войны. Движок мотовелосипеда, весившего 27 кг, развивавший 1 л. с., имел объем в 45 «кубиков». Максимально достижимая скорость – 35 км/ч.
И если по асфальту ехать на нем еще как-то было можно, то перемещение по разбитым дорогам вызывало дикую тряску. Гораздо больший интерес представляет львовская модель В-902, в которой были учтены недостатки В-901. Мотовелосипед от ЛВЗ имел усиленную, сваренную из разных труб, раму. На переднюю вилку поставили рычажный амортизатор; при этом была возможность настраивать жесткость пружин.
Покрышки сделали толще, седло – комфортнее (под ним проложили войлок). Переднее колесо оснастили тормозами, а руль – фарой. Шатуны педалей немного выгнули, чтобы они не касались блока цилиндров. Первая партия В-902 покинула конвейер в 1958-м. Техника производилась до 1963-го года и пользовалась у населения популярностью. Даже после появления более совершенных моделей, В-902 использовался еще целые десятилетия: настолько он был надежным.
Второе название следующего серийного «творения» ЛЗМ – «Львовянка». Эта техника уже не очень была похожа на велосипед: скорее, нечто среднее между ним и мотоциклом. Впрочем, педали присутствовали. Первые образцы начали сходить с конвейера в 1963-м году. Новый мопед массой в 35 кг имел цельную штампованную раму переднюю вилку телескопического типа и заднюю «ходовую часть», оснащенную пружинами.
Сначала под багажником был один моноамортизатор, на «рестйлинговой» версии М-042М поставили два. На технике стоял двигатель Д-5, выдававший уже 1,2 л. с. при 4500 об/мин. На 100 км пути моторчик тратил 1,5 л. Модель выпускали не так долго: до 1965-го года: появлялась более совершенная техника.
Ранее были и «переходные» модели: МП-043, МП-045, МП-046, а также МВ-044. В этом ряду «Тиса» – последний односкоростной легкий мопед, выпущенный Львовским заводом: далее предприятие перешло на выпуск техники с двумя передачами. А чем было обусловлено появление модели МП-047, выпускавшейся всего год: с 1968-й по 1969-й? Причина интересна: на складах ЛМЗ скопилось аж 40 тыс. непроданных мопедов: даже для плановой экономики это ненормально. И сотрудники завода провели, как сейчас бы сказали, маркетинговое исследование, цель которого – найти причину падения популярности продукции, выпускаемой предприятием.
Первое, что удалось выяснить – устаревший дизайн, представлявший собой граненые формы, модные в 60-х. Второй момент – отсутствие бренда. Мопеды не имели имен, только индексы МП, МВ с цифрами. А, например, название прибалтийского мопеда легко запоминалось: «Рига». Также машины были малокомфортными, непрактичными и выглядели непривлекательно. Выводы сделали быстро и на свет появилась «Тиса».
Техника комплектовалась мотором Д-6 в 1,2 л. с., оснащался удобным багажником, внешне хорошо выглядел и окрашивался в фирменный цвет «спелая вишня». А этот оттенок у советских любителей мототехники подсознательно ассоциировался с суперпрестижным на то время мотоциклом «Ява». Одновременно с «Тисой» на конвейер поставили МП-048: эта техника, получившая собственное имя «Верховина-3», впоследствии стала мегапопулярной в народе. А что делали коллеги львовчан, прибалтийцы?
Это первый серийный мопед, выпущенный заводом «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда») в 1958-м году. Здесь особо не мудрствовали и применили тот же мотор Д-4. Позже провели модернизацию и поставили на переднюю вилку пружинный амортизатор. Модель назвали «Рига-18».
Следующий мотовелосипед получил имя «Гауя». От предыдущей модели ему досталась передняя маятниковая вилка с амортизатором. Сама машина в основе имела сварную трубчатую раму. Предусматривалась тормозная система: переднее колесо останавливалось при нажатии на правый рычаг на руле, заднее – с помощью педалей. Не забыли о комфорте – седло сделали из губчатой резины. Багажник рассчитан на транспортировку 15 кг груза. Также присутствовала фара, питающаяся от генератора Г-61. Вся рама окрашивалась разноцветными эмалями.
Моторчик объемом 45 «кубиков» развивал одну лошадиную силу и позволял разогнаться до 40 км/ч. Роль топлива играла смесь бензина А-56 с маслом. Мотовелосипед массой 31 кг расходовал не более полутора литров на 100 км, что позволяло проехать с баком в 2,2 л более 200 км.
Мопеды появились в Европе в 20-е годы: популярностью пользовалась техника, выпускаемая компаниями из Германии – Solex, ILO и Франции – Vеlosolex. В Советском Союзе первые велосипеды с моторчиком стали производить после войны.
К1Б «Киевлянин»
Технику собирали по немецкой технологии, взяв за основу модель Wanderer-SP1. Первые машины собрали в победный 1945-й. Конструкция для того времени считалась «продвинутой». Мотовелосипед (хотя некотоые его считали мотоциклом) оснащался мотором в 98 куб. см и развивал 2,3 л. с. Уже тогда техника имела две (!) передачи. Правда, весила она 65 кг и разгонялась всего лишь до 30 км/ч.
Педали К1Б четко указывают, что это мопед, а не мотоцикл. Фото: YouTube.com
На основе «Киевлянина» в СССР производилась первая трехколесная мотоколяска К-1В для инвалидов.
Всего до 1951-го выпустили 40 тыс. машин. Кстати: термин «мопед» появился как раз только в этом году.
Другие первенцы
Сначала техника представляла собой обычный велосипед, «укомплектованный» подвесным двигателем типа «Иртыш» или МД-65 (Серпухов). Мотор объемом 48 куб. см, развивавший 0,8 л. с. подвешивался в районе педального узла. Иногда двигатель приобретался отдельно в наборе с дополнительными деталями, и владелец велосипеда мог самостоятельно поставить моторчик.
Велосипед с двигателем «Иртыш». Фото: YouTube.com
Максимальная скорость – 30 км/ч. Однако множество технических недоработок сводили на нет всю затею, автором которой являлся тогдашний Минавтопром. Решение проблемы пришло неожиданно и «ниоткуда».
В-901 и В-902
Алексей Прибылой – изобретатель самоучка, не имевший технического образования, самостоятельно разработал и сделал двигатель для велосипеда. Причем кустарными способами: использовались литейные формы из песка. Придя к руководству Харьковского велозавода, мастер наглядно продемонстрировал свое «детище», чем сильно впечатлил инженерный коллектив. Представленный мотор, впоследствии получивший индекс Д-4, решили немедленно опробовать, а Прибылому тут же предложили должность в заводском КБ.
Проблемы
Они появились сразу, когда мотор стали испытывать на практике. И дело было отнюдь не в двигателе, а в его «носителе». При частом использовании велосипеды просто не выдерживали нагрузок и ломались. Стало очевидно: требовалась иная, специально «подогнанная» под условия эксплуатации, модель. Ее разработку поручили двум заводам: Львовскому и Харьковскому. Последний через некоторое время представил В-901, не особо сильно отличавшийся от стандартного велосипеда. Однако модель была разработана на основе немецкого Wanderer, документация по которому попала в СССР после окончания войны. Движок мотовелосипеда, весившего 27 кг, развивавший 1 л. с., имел объем в 45 «кубиков». Максимально достижимая скорость – 35 км/ч.
Харьковский В-901 оказался «сыроватым». Фото: YouTube.com
И если по асфальту ехать на нем еще как-то было можно, то перемещение по разбитым дорогам вызывало дикую тряску. Гораздо больший интерес представляет львовская модель В-902, в которой были учтены недостатки В-901. Мотовелосипед от ЛВЗ имел усиленную, сваренную из разных труб, раму. На переднюю вилку поставили рычажный амортизатор; при этом была возможность настраивать жесткость пружин.
Мотовелосипед В-902 1958-го года: честь и хвала реставраторам! Фото: YouTube.com
Покрышки сделали толще, седло – комфортнее (под ним проложили войлок). Переднее колесо оснастили тормозами, а руль – фарой. Шатуны педалей немного выгнули, чтобы они не касались блока цилиндров. Первая партия В-902 покинула конвейер в 1958-м. Техника производилась до 1963-го года и пользовалась у населения популярностью. Даже после появления более совершенных моделей, В-902 использовался еще целые десятилетия: настолько он был надежным.
МВ-042
Второе название следующего серийного «творения» ЛЗМ – «Львовянка». Эта техника уже не очень была похожа на велосипед: скорее, нечто среднее между ним и мотоциклом. Впрочем, педали присутствовали. Первые образцы начали сходить с конвейера в 1963-м году. Новый мопед массой в 35 кг имел цельную штампованную раму переднюю вилку телескопического типа и заднюю «ходовую часть», оснащенную пружинами.
МВ-042 уже мало походил на велосипед. Фото: YouTube.com
Сначала под багажником был один моноамортизатор, на «рестйлинговой» версии М-042М поставили два. На технике стоял двигатель Д-5, выдававший уже 1,2 л. с. при 4500 об/мин. На 100 км пути моторчик тратил 1,5 л. Модель выпускали не так долго: до 1965-го года: появлялась более совершенная техника.
МП-047 «Тиса»
Ранее были и «переходные» модели: МП-043, МП-045, МП-046, а также МВ-044. В этом ряду «Тиса» – последний односкоростной легкий мопед, выпущенный Львовским заводом: далее предприятие перешло на выпуск техники с двумя передачами. А чем было обусловлено появление модели МП-047, выпускавшейся всего год: с 1968-й по 1969-й? Причина интересна: на складах ЛМЗ скопилось аж 40 тыс. непроданных мопедов: даже для плановой экономики это ненормально. И сотрудники завода провели, как сейчас бы сказали, маркетинговое исследование, цель которого – найти причину падения популярности продукции, выпускаемой предприятием.
МП-045 выглядел неказисто. Фото: YouTube.com
Первое, что удалось выяснить – устаревший дизайн, представлявший собой граненые формы, модные в 60-х. Второй момент – отсутствие бренда. Мопеды не имели имен, только индексы МП, МВ с цифрами. А, например, название прибалтийского мопеда легко запоминалось: «Рига». Также машины были малокомфортными, непрактичными и выглядели непривлекательно. Выводы сделали быстро и на свет появилась «Тиса».
Мопед «Тиса» окрашивался в модный вишневый цвет. Фото: YouTube.com
Техника комплектовалась мотором Д-6 в 1,2 л. с., оснащался удобным багажником, внешне хорошо выглядел и окрашивался в фирменный цвет «спелая вишня». А этот оттенок у советских любителей мототехники подсознательно ассоциировался с суперпрестижным на то время мотоциклом «Ява». Одновременно с «Тисой» на конвейер поставили МП-048: эта техника, получившая собственное имя «Верховина-3», впоследствии стала мегапопулярной в народе. А что делали коллеги львовчан, прибалтийцы?
«Рига-16» и «Гауя»
Это первый серийный мопед, выпущенный заводом «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда») в 1958-м году. Здесь особо не мудрствовали и применили тот же мотор Д-4. Позже провели модернизацию и поставили на переднюю вилку пружинный амортизатор. Модель назвали «Рига-18».
Мопед «Рига-16» – комфортная одноместная машина – мечта любого советского мальчишки. Фото: YouTube.com
Следующий мотовелосипед получил имя «Гауя». От предыдущей модели ему досталась передняя маятниковая вилка с амортизатором. Сама машина в основе имела сварную трубчатую раму. Предусматривалась тормозная система: переднее колесо останавливалось при нажатии на правый рычаг на руле, заднее – с помощью педалей. Не забыли о комфорте – седло сделали из губчатой резины. Багажник рассчитан на транспортировку 15 кг груза. Также присутствовала фара, питающаяся от генератора Г-61. Вся рама окрашивалась разноцветными эмалями.
Мотовелосипед «Гауя» назван по имени реки. Фото: YouTube.com
Моторчик объемом 45 «кубиков» развивал одну лошадиную силу и позволял разогнаться до 40 км/ч. Роль топлива играла смесь бензина А-56 с маслом. Мотовелосипед массой 31 кг расходовал не более полутора литров на 100 км, что позволяло проехать с баком в 2,2 л более 200 км.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....