
Мотовелосипеды Страны Советов
Первый мотоцикл, произведенный в России в самом начале ХХ века как раз представлял собой обычный велосипед с установленным на него мотором. Последний располагался в раме и имел один цилиндр. Объем двигателя превышал 50 «кубиков», что делало конструкцию ближе к мотоциклам, но невысокая скорость до 40 км/ч и педали роднили ее с мопедами. Технику назвали «Россия» и производили ее на Лейтнеровской фабрике в Риге в 1900-х годах. Машину выпускали недолго и малыми партиями из-за высокой (450 руб.) стоимости. В 1910-м производство прекратили и «штамповали» только велосипеды.
Мопеды появились в Европе в 20-е годы: популярностью пользовалась техника, выпускаемая компаниями из Германии – Solex, ILO и Франции – Vеlosolex. В Советском Союзе первые велосипеды с моторчиком стали производить после войны.
Технику собирали по немецкой технологии, взяв за основу модель Wanderer-SP1. Первые машины собрали в победный 1945-й. Конструкция для того времени считалась «продвинутой». Мотовелосипед (хотя некотоые его считали мотоциклом) оснащался мотором в 98 куб. см и развивал 2,3 л. с. Уже тогда техника имела две (!) передачи. Правда, весила она 65 кг и разгонялась всего лишь до 30 км/ч.
Педали К1Б четко указывают, что это мопед, а не мотоцикл. Фото: YouTube.com
Всего до 1951-го выпустили 40 тыс. машин. Кстати: термин «мопед» появился как раз только в этом году.
Сначала техника представляла собой обычный велосипед, «укомплектованный» подвесным двигателем типа «Иртыш» или МД-65 (Серпухов). Мотор объемом 48 куб. см, развивавший 0,8 л. с. подвешивался в районе педального узла. Иногда двигатель приобретался отдельно в наборе с дополнительными деталями, и владелец велосипеда мог самостоятельно поставить моторчик.
Велосипед с двигателем «Иртыш». Фото: YouTube.com
Максимальная скорость – 30 км/ч. Однако множество технических недоработок сводили на нет всю затею, автором которой являлся тогдашний Минавтопром. Решение проблемы пришло неожиданно и «ниоткуда».
Алексей Прибылой – изобретатель самоучка, не имевший технического образования, самостоятельно разработал и сделал двигатель для велосипеда. Причем кустарными способами: использовались литейные формы из песка. Придя к руководству Харьковского велозавода, мастер наглядно продемонстрировал свое «детище», чем сильно впечатлил инженерный коллектив. Представленный мотор, впоследствии получивший индекс Д-4, решили немедленно опробовать, а Прибылому тут же предложили должность в заводском КБ.
Они появились сразу, когда мотор стали испытывать на практике. И дело было отнюдь не в двигателе, а в его «носителе». При частом использовании велосипеды просто не выдерживали нагрузок и ломались. Стало очевидно: требовалась иная, специально «подогнанная» под условия эксплуатации, модель. Ее разработку поручили двум заводам: Львовскому и Харьковскому. Последний через некоторое время представил В-901, не особо сильно отличавшийся от стандартного велосипеда. Однако модель была разработана на основе немецкого Wanderer, документация по которому попала в СССР после окончания войны. Движок мотовелосипеда, весившего 27 кг, развивавший 1 л. с., имел объем в 45 «кубиков». Максимально достижимая скорость – 35 км/ч.
Харьковский В-901 оказался «сыроватым». Фото: YouTube.com
И если по асфальту ехать на нем еще как-то было можно, то перемещение по разбитым дорогам вызывало дикую тряску. Гораздо больший интерес представляет львовская модель В-902, в которой были учтены недостатки В-901. Мотовелосипед от ЛВЗ имел усиленную, сваренную из разных труб, раму. На переднюю вилку поставили рычажный амортизатор; при этом была возможность настраивать жесткость пружин.
Мотовелосипед В-902 1958-го года: честь и хвала реставраторам! Фото: YouTube.com
Покрышки сделали толще, седло – комфортнее (под ним проложили войлок). Переднее колесо оснастили тормозами, а руль – фарой. Шатуны педалей немного выгнули, чтобы они не касались блока цилиндров. Первая партия В-902 покинула конвейер в 1958-м. Техника производилась до 1963-го года и пользовалась у населения популярностью. Даже после появления более совершенных моделей, В-902 использовался еще целые десятилетия: настолько он был надежным.
Второе название следующего серийного «творения» ЛЗМ – «Львовянка». Эта техника уже не очень была похожа на велосипед: скорее, нечто среднее между ним и мотоциклом. Впрочем, педали присутствовали. Первые образцы начали сходить с конвейера в 1963-м году. Новый мопед массой в 35 кг имел цельную штампованную раму переднюю вилку телескопического типа и заднюю «ходовую часть», оснащенную пружинами.
МВ-042 уже мало походил на велосипед. Фото: YouTube.com
Сначала под багажником был один моноамортизатор, на «рестйлинговой» версии М-042М поставили два. На технике стоял двигатель Д-5, выдававший уже 1,2 л. с. при 4500 об/мин. На 100 км пути моторчик тратил 1,5 л. Модель выпускали не так долго: до 1965-го года: появлялась более совершенная техника.
Ранее были и «переходные» модели: МП-043, МП-045, МП-046, а также МВ-044. В этом ряду «Тиса» – последний односкоростной легкий мопед, выпущенный Львовским заводом: далее предприятие перешло на выпуск техники с двумя передачами. А чем было обусловлено появление модели МП-047, выпускавшейся всего год: с 1968-й по 1969-й? Причина интересна: на складах ЛМЗ скопилось аж 40 тыс. непроданных мопедов: даже для плановой экономики это ненормально. И сотрудники завода провели, как сейчас бы сказали, маркетинговое исследование, цель которого – найти причину падения популярности продукции, выпускаемой предприятием.
МП-045 выглядел неказисто. Фото: YouTube.com
Первое, что удалось выяснить – устаревший дизайн, представлявший собой граненые формы, модные в 60-х. Второй момент – отсутствие бренда. Мопеды не имели имен, только индексы МП, МВ с цифрами. А, например, название прибалтийского мопеда легко запоминалось: «Рига». Также машины были малокомфортными, непрактичными и выглядели непривлекательно. Выводы сделали быстро и на свет появилась «Тиса».
Мопед «Тиса» окрашивался в модный вишневый цвет. Фото: YouTube.com
Техника комплектовалась мотором Д-6 в 1,2 л. с., оснащался удобным багажником, внешне хорошо выглядел и окрашивался в фирменный цвет «спелая вишня». А этот оттенок у советских любителей мототехники подсознательно ассоциировался с суперпрестижным на то время мотоциклом «Ява». Одновременно с «Тисой» на конвейер поставили МП-048: эта техника, получившая собственное имя «Верховина-3», впоследствии стала мегапопулярной в народе. А что делали коллеги львовчан, прибалтийцы?
Это первый серийный мопед, выпущенный заводом «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда») в 1958-м году. Здесь особо не мудрствовали и применили тот же мотор Д-4. Позже провели модернизацию и поставили на переднюю вилку пружинный амортизатор. Модель назвали «Рига-18».
Мопед «Рига-16» – комфортная одноместная машина – мечта любого советского мальчишки. Фото: YouTube.com
Следующий мотовелосипед получил имя «Гауя». От предыдущей модели ему досталась передняя маятниковая вилка с амортизатором. Сама машина в основе имела сварную трубчатую раму. Предусматривалась тормозная система: переднее колесо останавливалось при нажатии на правый рычаг на руле, заднее – с помощью педалей. Не забыли о комфорте – седло сделали из губчатой резины. Багажник рассчитан на транспортировку 15 кг груза. Также присутствовала фара, питающаяся от генератора Г-61. Вся рама окрашивалась разноцветными эмалями.
Мотовелосипед «Гауя» назван по имени реки. Фото: YouTube.com
Моторчик объемом 45 «кубиков» развивал одну лошадиную силу и позволял разогнаться до 40 км/ч. Роль топлива играла смесь бензина А-56 с маслом. Мотовелосипед массой 31 кг расходовал не более полутора литров на 100 км, что позволяло проехать с баком в 2,2 л более 200 км.
Мопеды появились в Европе в 20-е годы: популярностью пользовалась техника, выпускаемая компаниями из Германии – Solex, ILO и Франции – Vеlosolex. В Советском Союзе первые велосипеды с моторчиком стали производить после войны.
К1Б «Киевлянин»
Технику собирали по немецкой технологии, взяв за основу модель Wanderer-SP1. Первые машины собрали в победный 1945-й. Конструкция для того времени считалась «продвинутой». Мотовелосипед (хотя некотоые его считали мотоциклом) оснащался мотором в 98 куб. см и развивал 2,3 л. с. Уже тогда техника имела две (!) передачи. Правда, весила она 65 кг и разгонялась всего лишь до 30 км/ч.

На основе «Киевлянина» в СССР производилась первая трехколесная мотоколяска К-1В для инвалидов.
Всего до 1951-го выпустили 40 тыс. машин. Кстати: термин «мопед» появился как раз только в этом году.
Другие первенцы
Сначала техника представляла собой обычный велосипед, «укомплектованный» подвесным двигателем типа «Иртыш» или МД-65 (Серпухов). Мотор объемом 48 куб. см, развивавший 0,8 л. с. подвешивался в районе педального узла. Иногда двигатель приобретался отдельно в наборе с дополнительными деталями, и владелец велосипеда мог самостоятельно поставить моторчик.

Максимальная скорость – 30 км/ч. Однако множество технических недоработок сводили на нет всю затею, автором которой являлся тогдашний Минавтопром. Решение проблемы пришло неожиданно и «ниоткуда».
В-901 и В-902
Алексей Прибылой – изобретатель самоучка, не имевший технического образования, самостоятельно разработал и сделал двигатель для велосипеда. Причем кустарными способами: использовались литейные формы из песка. Придя к руководству Харьковского велозавода, мастер наглядно продемонстрировал свое «детище», чем сильно впечатлил инженерный коллектив. Представленный мотор, впоследствии получивший индекс Д-4, решили немедленно опробовать, а Прибылому тут же предложили должность в заводском КБ.
Проблемы
Они появились сразу, когда мотор стали испытывать на практике. И дело было отнюдь не в двигателе, а в его «носителе». При частом использовании велосипеды просто не выдерживали нагрузок и ломались. Стало очевидно: требовалась иная, специально «подогнанная» под условия эксплуатации, модель. Ее разработку поручили двум заводам: Львовскому и Харьковскому. Последний через некоторое время представил В-901, не особо сильно отличавшийся от стандартного велосипеда. Однако модель была разработана на основе немецкого Wanderer, документация по которому попала в СССР после окончания войны. Движок мотовелосипеда, весившего 27 кг, развивавший 1 л. с., имел объем в 45 «кубиков». Максимально достижимая скорость – 35 км/ч.

И если по асфальту ехать на нем еще как-то было можно, то перемещение по разбитым дорогам вызывало дикую тряску. Гораздо больший интерес представляет львовская модель В-902, в которой были учтены недостатки В-901. Мотовелосипед от ЛВЗ имел усиленную, сваренную из разных труб, раму. На переднюю вилку поставили рычажный амортизатор; при этом была возможность настраивать жесткость пружин.

Покрышки сделали толще, седло – комфортнее (под ним проложили войлок). Переднее колесо оснастили тормозами, а руль – фарой. Шатуны педалей немного выгнули, чтобы они не касались блока цилиндров. Первая партия В-902 покинула конвейер в 1958-м. Техника производилась до 1963-го года и пользовалась у населения популярностью. Даже после появления более совершенных моделей, В-902 использовался еще целые десятилетия: настолько он был надежным.
МВ-042
Второе название следующего серийного «творения» ЛЗМ – «Львовянка». Эта техника уже не очень была похожа на велосипед: скорее, нечто среднее между ним и мотоциклом. Впрочем, педали присутствовали. Первые образцы начали сходить с конвейера в 1963-м году. Новый мопед массой в 35 кг имел цельную штампованную раму переднюю вилку телескопического типа и заднюю «ходовую часть», оснащенную пружинами.

Сначала под багажником был один моноамортизатор, на «рестйлинговой» версии М-042М поставили два. На технике стоял двигатель Д-5, выдававший уже 1,2 л. с. при 4500 об/мин. На 100 км пути моторчик тратил 1,5 л. Модель выпускали не так долго: до 1965-го года: появлялась более совершенная техника.
МП-047 «Тиса»
Ранее были и «переходные» модели: МП-043, МП-045, МП-046, а также МВ-044. В этом ряду «Тиса» – последний односкоростной легкий мопед, выпущенный Львовским заводом: далее предприятие перешло на выпуск техники с двумя передачами. А чем было обусловлено появление модели МП-047, выпускавшейся всего год: с 1968-й по 1969-й? Причина интересна: на складах ЛМЗ скопилось аж 40 тыс. непроданных мопедов: даже для плановой экономики это ненормально. И сотрудники завода провели, как сейчас бы сказали, маркетинговое исследование, цель которого – найти причину падения популярности продукции, выпускаемой предприятием.

Первое, что удалось выяснить – устаревший дизайн, представлявший собой граненые формы, модные в 60-х. Второй момент – отсутствие бренда. Мопеды не имели имен, только индексы МП, МВ с цифрами. А, например, название прибалтийского мопеда легко запоминалось: «Рига». Также машины были малокомфортными, непрактичными и выглядели непривлекательно. Выводы сделали быстро и на свет появилась «Тиса».

Техника комплектовалась мотором Д-6 в 1,2 л. с., оснащался удобным багажником, внешне хорошо выглядел и окрашивался в фирменный цвет «спелая вишня». А этот оттенок у советских любителей мототехники подсознательно ассоциировался с суперпрестижным на то время мотоциклом «Ява». Одновременно с «Тисой» на конвейер поставили МП-048: эта техника, получившая собственное имя «Верховина-3», впоследствии стала мегапопулярной в народе. А что делали коллеги львовчан, прибалтийцы?
«Рига-16» и «Гауя»
Это первый серийный мопед, выпущенный заводом «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда») в 1958-м году. Здесь особо не мудрствовали и применили тот же мотор Д-4. Позже провели модернизацию и поставили на переднюю вилку пружинный амортизатор. Модель назвали «Рига-18».

Следующий мотовелосипед получил имя «Гауя». От предыдущей модели ему досталась передняя маятниковая вилка с амортизатором. Сама машина в основе имела сварную трубчатую раму. Предусматривалась тормозная система: переднее колесо останавливалось при нажатии на правый рычаг на руле, заднее – с помощью педалей. Не забыли о комфорте – седло сделали из губчатой резины. Багажник рассчитан на транспортировку 15 кг груза. Также присутствовала фара, питающаяся от генератора Г-61. Вся рама окрашивалась разноцветными эмалями.

Моторчик объемом 45 «кубиков» развивал одну лошадиную силу и позволял разогнаться до 40 км/ч. Роль топлива играла смесь бензина А-56 с маслом. Мотовелосипед массой 31 кг расходовал не более полутора литров на 100 км, что позволяло проехать с баком в 2,2 л более 200 км.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....