ЗиС-36 – далекий предок ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131
Мировые тенденции по развитию грузового транспорта к началу сороковых годов были во многом одинаковы. Наибольшее распространение к тому времени получила бортовая машина грузоподъемностью от 2,5 до 3-х тонн. Чтобы построить внедорожную, как сейчас сказали бы, версию, автопроизводители создавали сначала трехосные, а затем и полноприводные автомобили.
Наибольших успехов добились в США. Поэтому и неудивительно, что все советские грузовые ЗиСы в той или иной мере похожи в техническом (да и внешне) отношении на заокеанскую технику. Изначально Автотракторный институт проектировал и создавал полугусеничные машины: ЗиС-22, ЗиС-42. Однако ближе ко второй половине 30-х главный конструктор автоотдела НАТИ Островцев А.Н. начал разработку грузовика с колесной формулой 6Х6, выбрав в качестве базы ЗиС-6.
Автомобиль появился в 1937-м. По сравнению с «донором», новый грузовик весил 4,5 т (увеличение массы на 300 кг). Проведенные испытания продемонстрировали лучшую, по сравнению с ЗиС-6, проходимость. Однако выявился и главный минус – малая мощность силового агрегата.
Из-за слабосильности машины предпочтение было отдано другой модели – НАТИ-К2, в серийной версии получившей индекс ЗиС-32. Эта машина с колесной формулой 4Х4 стала популярной и выпускалась сначала на столичном автозаводе, а после его эвакуации – в Ульяновске. Однако несмотря на то, что трехосный ЗиС был отвергнут, работы по его совершенствованию продолжались. Теперь она получила индекс «36». Основными конкурентами трехосного грузовика являлись т. н. «полугуси»: машины, у которых вместо ведущих задних колес стояла тележка с траками. Несмотря на их серийный выпуск, отзывы шли крайне отрицательные: машины считались ненадежными, водители предлагали «не заниматься ерундой» и лучше выпускать побольше обычных ЗиС-5 и ЗиС-6.
К концу 1940-го года построили пару опытных экземпляров ЗиС-36. Учитывая основной недостаток – малую мощность мотора, грузовик укомплектовали агрегатом ЗиС-16, выдававшим 83 «лошади». И этого оказалось недостаточно! Но тут выяснилось, что вскоре ожидается запуск в серию дизельного двигателя Д-7, развивавшего 96 л. с. В НАТИ надеялись именно на этот мотор, который, к тому же имел лучшую тяговитость и расходовал меньше горючего.
Первый опытный автомобиль получил стандартные мосты от ЗиС-6, у второго – главная передача двойная, шестеренчатая. ШРУСы – «Спайсер»: в то время производство шарниров типа «Рцеппа» еще толком не организовали.
Испытания стартовали 17.06.1941 года на полигоне в Софрино. Попутно проверяли и ЗиС-32. К обеим машинам прицепили по пушке. Сразу же стало ясно, почему необходим дизель, а не бензиновый агрегат. Последний, установленный на полугусеничную машину, расходовал 55 л на 100 км по шоссе и 100 л/100 км по проселку. В то же время ЗиС-36 тратил почти столько же топлива: 50 и 90 л соответственно – небольшая разница как-то смущала комиссию.
Второй этап испытаний проводили в июле 1941-го в паре с полугусеничным ЗиС-22М. Последний оказался куда привлекательнее ЗиС-36. Если не брать во внимание больший расход горючего, то по проходимости «полугусь» превосходил конкурента, которому на тяжелых участках требовались цепи, а ЗиС-22М и так был на гусеницах. Второй минус ЗиС-36 – перегрев силового агрегата, который работал на пределе своих возможностей.
Согласно программе испытаний, требовалось пройти 5 тыс. км. Однако миновав отметку в 1420 км, ЗиС-36 встал – «застучал» двигатель. Плохо показали себя и ШРУСы типа «Спайсер», которые делали управление грузовиком чрезмерно тяжелым. Шарниры заменили на «Рцеппа». В итоге ЗиС-36 забраковали, сделав вывод о «несоответствии» силового агрегата шасси. Хотя, если бы машину укомплектовали дизелем Д-7, возможно, итог был бы иным.
Наибольших успехов добились в США. Поэтому и неудивительно, что все советские грузовые ЗиСы в той или иной мере похожи в техническом (да и внешне) отношении на заокеанскую технику. Изначально Автотракторный институт проектировал и создавал полугусеничные машины: ЗиС-22, ЗиС-42. Однако ближе ко второй половине 30-х главный конструктор автоотдела НАТИ Островцев А.Н. начал разработку грузовика с колесной формулой 6Х6, выбрав в качестве базы ЗиС-6.
НАТИ-К1
Автомобиль появился в 1937-м. По сравнению с «донором», новый грузовик весил 4,5 т (увеличение массы на 300 кг). Проведенные испытания продемонстрировали лучшую, по сравнению с ЗиС-6, проходимость. Однако выявился и главный минус – малая мощность силового агрегата.
В роли донора выступил ЗиС-6. Фото: YouTube.com
Из-за слабосильности машины предпочтение было отдано другой модели – НАТИ-К2, в серийной версии получившей индекс ЗиС-32. Эта машина с колесной формулой 4Х4 стала популярной и выпускалась сначала на столичном автозаводе, а после его эвакуации – в Ульяновске. Однако несмотря на то, что трехосный ЗиС был отвергнут, работы по его совершенствованию продолжались. Теперь она получила индекс «36». Основными конкурентами трехосного грузовика являлись т. н. «полугуси»: машины, у которых вместо ведущих задних колес стояла тележка с траками. Несмотря на их серийный выпуск, отзывы шли крайне отрицательные: машины считались ненадежными, водители предлагали «не заниматься ерундой» и лучше выпускать побольше обычных ЗиС-5 и ЗиС-6.
Даже знаменитую «Катюшу» поставили не на «полугуся», а на ЗиС-6. Фото: YouTube.com
К концу 1940-го года построили пару опытных экземпляров ЗиС-36. Учитывая основной недостаток – малую мощность мотора, грузовик укомплектовали агрегатом ЗиС-16, выдававшим 83 «лошади». И этого оказалось недостаточно! Но тут выяснилось, что вскоре ожидается запуск в серию дизельного двигателя Д-7, развивавшего 96 л. с. В НАТИ надеялись именно на этот мотор, который, к тому же имел лучшую тяговитость и расходовал меньше горючего.
Испытания
Первый опытный автомобиль получил стандартные мосты от ЗиС-6, у второго – главная передача двойная, шестеренчатая. ШРУСы – «Спайсер»: в то время производство шарниров типа «Рцеппа» еще толком не организовали.
Мосты типа «спайсер» и сегодня ставят на УАЗы
Испытания стартовали 17.06.1941 года на полигоне в Софрино. Попутно проверяли и ЗиС-32. К обеим машинам прицепили по пушке. Сразу же стало ясно, почему необходим дизель, а не бензиновый агрегат. Последний, установленный на полугусеничную машину, расходовал 55 л на 100 км по шоссе и 100 л/100 км по проселку. В то же время ЗиС-36 тратил почти столько же топлива: 50 и 90 л соответственно – небольшая разница как-то смущала комиссию.
Найти сегодня ЗиС-36 можно разве что в виде модели. Фото: YouTube.com
Второй этап испытаний проводили в июле 1941-го в паре с полугусеничным ЗиС-22М. Последний оказался куда привлекательнее ЗиС-36. Если не брать во внимание больший расход горючего, то по проходимости «полугусь» превосходил конкурента, которому на тяжелых участках требовались цепи, а ЗиС-22М и так был на гусеницах. Второй минус ЗиС-36 – перегрев силового агрегата, который работал на пределе своих возможностей.
ЗиС-42 – поздний вариант ЗиС-22М. Фото: YouTube.com
Согласно программе испытаний, требовалось пройти 5 тыс. км. Однако миновав отметку в 1420 км, ЗиС-36 встал – «застучал» двигатель. Плохо показали себя и ШРУСы типа «Спайсер», которые делали управление грузовиком чрезмерно тяжелым. Шарниры заменили на «Рцеппа». В итоге ЗиС-36 забраковали, сделав вывод о «несоответствии» силового агрегата шасси. Хотя, если бы машину укомплектовали дизелем Д-7, возможно, итог был бы иным.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....