ЗиС-36 – далекий предок ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131
Мировые тенденции по развитию грузового транспорта к началу сороковых годов были во многом одинаковы. Наибольшее распространение к тому времени получила бортовая машина грузоподъемностью от 2,5 до 3-х тонн. Чтобы построить внедорожную, как сейчас сказали бы, версию, автопроизводители создавали сначала трехосные, а затем и полноприводные автомобили.
Наибольших успехов добились в США. Поэтому и неудивительно, что все советские грузовые ЗиСы в той или иной мере похожи в техническом (да и внешне) отношении на заокеанскую технику. Изначально Автотракторный институт проектировал и создавал полугусеничные машины: ЗиС-22, ЗиС-42. Однако ближе ко второй половине 30-х главный конструктор автоотдела НАТИ Островцев А.Н. начал разработку грузовика с колесной формулой 6Х6, выбрав в качестве базы ЗиС-6.
Автомобиль появился в 1937-м. По сравнению с «донором», новый грузовик весил 4,5 т (увеличение массы на 300 кг). Проведенные испытания продемонстрировали лучшую, по сравнению с ЗиС-6, проходимость. Однако выявился и главный минус – малая мощность силового агрегата.
Из-за слабосильности машины предпочтение было отдано другой модели – НАТИ-К2, в серийной версии получившей индекс ЗиС-32. Эта машина с колесной формулой 4Х4 стала популярной и выпускалась сначала на столичном автозаводе, а после его эвакуации – в Ульяновске. Однако несмотря на то, что трехосный ЗиС был отвергнут, работы по его совершенствованию продолжались. Теперь она получила индекс «36». Основными конкурентами трехосного грузовика являлись т. н. «полугуси»: машины, у которых вместо ведущих задних колес стояла тележка с траками. Несмотря на их серийный выпуск, отзывы шли крайне отрицательные: машины считались ненадежными, водители предлагали «не заниматься ерундой» и лучше выпускать побольше обычных ЗиС-5 и ЗиС-6.
К концу 1940-го года построили пару опытных экземпляров ЗиС-36. Учитывая основной недостаток – малую мощность мотора, грузовик укомплектовали агрегатом ЗиС-16, выдававшим 83 «лошади». И этого оказалось недостаточно! Но тут выяснилось, что вскоре ожидается запуск в серию дизельного двигателя Д-7, развивавшего 96 л. с. В НАТИ надеялись именно на этот мотор, который, к тому же имел лучшую тяговитость и расходовал меньше горючего.
Первый опытный автомобиль получил стандартные мосты от ЗиС-6, у второго – главная передача двойная, шестеренчатая. ШРУСы – «Спайсер»: в то время производство шарниров типа «Рцеппа» еще толком не организовали.
Испытания стартовали 17.06.1941 года на полигоне в Софрино. Попутно проверяли и ЗиС-32. К обеим машинам прицепили по пушке. Сразу же стало ясно, почему необходим дизель, а не бензиновый агрегат. Последний, установленный на полугусеничную машину, расходовал 55 л на 100 км по шоссе и 100 л/100 км по проселку. В то же время ЗиС-36 тратил почти столько же топлива: 50 и 90 л соответственно – небольшая разница как-то смущала комиссию.
Второй этап испытаний проводили в июле 1941-го в паре с полугусеничным ЗиС-22М. Последний оказался куда привлекательнее ЗиС-36. Если не брать во внимание больший расход горючего, то по проходимости «полугусь» превосходил конкурента, которому на тяжелых участках требовались цепи, а ЗиС-22М и так был на гусеницах. Второй минус ЗиС-36 – перегрев силового агрегата, который работал на пределе своих возможностей.
Согласно программе испытаний, требовалось пройти 5 тыс. км. Однако миновав отметку в 1420 км, ЗиС-36 встал – «застучал» двигатель. Плохо показали себя и ШРУСы типа «Спайсер», которые делали управление грузовиком чрезмерно тяжелым. Шарниры заменили на «Рцеппа». В итоге ЗиС-36 забраковали, сделав вывод о «несоответствии» силового агрегата шасси. Хотя, если бы машину укомплектовали дизелем Д-7, возможно, итог был бы иным.
Наибольших успехов добились в США. Поэтому и неудивительно, что все советские грузовые ЗиСы в той или иной мере похожи в техническом (да и внешне) отношении на заокеанскую технику. Изначально Автотракторный институт проектировал и создавал полугусеничные машины: ЗиС-22, ЗиС-42. Однако ближе ко второй половине 30-х главный конструктор автоотдела НАТИ Островцев А.Н. начал разработку грузовика с колесной формулой 6Х6, выбрав в качестве базы ЗиС-6.
НАТИ-К1
Автомобиль появился в 1937-м. По сравнению с «донором», новый грузовик весил 4,5 т (увеличение массы на 300 кг). Проведенные испытания продемонстрировали лучшую, по сравнению с ЗиС-6, проходимость. Однако выявился и главный минус – малая мощность силового агрегата.
В роли донора выступил ЗиС-6. Фото: YouTube.com
Из-за слабосильности машины предпочтение было отдано другой модели – НАТИ-К2, в серийной версии получившей индекс ЗиС-32. Эта машина с колесной формулой 4Х4 стала популярной и выпускалась сначала на столичном автозаводе, а после его эвакуации – в Ульяновске. Однако несмотря на то, что трехосный ЗиС был отвергнут, работы по его совершенствованию продолжались. Теперь она получила индекс «36». Основными конкурентами трехосного грузовика являлись т. н. «полугуси»: машины, у которых вместо ведущих задних колес стояла тележка с траками. Несмотря на их серийный выпуск, отзывы шли крайне отрицательные: машины считались ненадежными, водители предлагали «не заниматься ерундой» и лучше выпускать побольше обычных ЗиС-5 и ЗиС-6.
Даже знаменитую «Катюшу» поставили не на «полугуся», а на ЗиС-6. Фото: YouTube.com
К концу 1940-го года построили пару опытных экземпляров ЗиС-36. Учитывая основной недостаток – малую мощность мотора, грузовик укомплектовали агрегатом ЗиС-16, выдававшим 83 «лошади». И этого оказалось недостаточно! Но тут выяснилось, что вскоре ожидается запуск в серию дизельного двигателя Д-7, развивавшего 96 л. с. В НАТИ надеялись именно на этот мотор, который, к тому же имел лучшую тяговитость и расходовал меньше горючего.
Испытания
Первый опытный автомобиль получил стандартные мосты от ЗиС-6, у второго – главная передача двойная, шестеренчатая. ШРУСы – «Спайсер»: в то время производство шарниров типа «Рцеппа» еще толком не организовали.
Мосты типа «спайсер» и сегодня ставят на УАЗы
Испытания стартовали 17.06.1941 года на полигоне в Софрино. Попутно проверяли и ЗиС-32. К обеим машинам прицепили по пушке. Сразу же стало ясно, почему необходим дизель, а не бензиновый агрегат. Последний, установленный на полугусеничную машину, расходовал 55 л на 100 км по шоссе и 100 л/100 км по проселку. В то же время ЗиС-36 тратил почти столько же топлива: 50 и 90 л соответственно – небольшая разница как-то смущала комиссию.
Найти сегодня ЗиС-36 можно разве что в виде модели. Фото: YouTube.com
Второй этап испытаний проводили в июле 1941-го в паре с полугусеничным ЗиС-22М. Последний оказался куда привлекательнее ЗиС-36. Если не брать во внимание больший расход горючего, то по проходимости «полугусь» превосходил конкурента, которому на тяжелых участках требовались цепи, а ЗиС-22М и так был на гусеницах. Второй минус ЗиС-36 – перегрев силового агрегата, который работал на пределе своих возможностей.
ЗиС-42 – поздний вариант ЗиС-22М. Фото: YouTube.com
Согласно программе испытаний, требовалось пройти 5 тыс. км. Однако миновав отметку в 1420 км, ЗиС-36 встал – «застучал» двигатель. Плохо показали себя и ШРУСы типа «Спайсер», которые делали управление грузовиком чрезмерно тяжелым. Шарниры заменили на «Рцеппа». В итоге ЗиС-36 забраковали, сделав вывод о «несоответствии» силового агрегата шасси. Хотя, если бы машину укомплектовали дизелем Д-7, возможно, итог был бы иным.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....
Toyota готовит большое обновление культового внедорожника
Похоже, это будет полноценное следующее поколение. Кроме визуальных «отличий», анонсированы изменения и по технической части. Подробнее читайте в нашем...