ЗиС-36 – далекий предок ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131
Мировые тенденции по развитию грузового транспорта к началу сороковых годов были во многом одинаковы. Наибольшее распространение к тому времени получила бортовая машина грузоподъемностью от 2,5 до 3-х тонн. Чтобы построить внедорожную, как сейчас сказали бы, версию, автопроизводители создавали сначала трехосные, а затем и полноприводные автомобили.
Наибольших успехов добились в США. Поэтому и неудивительно, что все советские грузовые ЗиСы в той или иной мере похожи в техническом (да и внешне) отношении на заокеанскую технику. Изначально Автотракторный институт проектировал и создавал полугусеничные машины: ЗиС-22, ЗиС-42. Однако ближе ко второй половине 30-х главный конструктор автоотдела НАТИ Островцев А.Н. начал разработку грузовика с колесной формулой 6Х6, выбрав в качестве базы ЗиС-6.
Автомобиль появился в 1937-м. По сравнению с «донором», новый грузовик весил 4,5 т (увеличение массы на 300 кг). Проведенные испытания продемонстрировали лучшую, по сравнению с ЗиС-6, проходимость. Однако выявился и главный минус – малая мощность силового агрегата.
Из-за слабосильности машины предпочтение было отдано другой модели – НАТИ-К2, в серийной версии получившей индекс ЗиС-32. Эта машина с колесной формулой 4Х4 стала популярной и выпускалась сначала на столичном автозаводе, а после его эвакуации – в Ульяновске. Однако несмотря на то, что трехосный ЗиС был отвергнут, работы по его совершенствованию продолжались. Теперь она получила индекс «36». Основными конкурентами трехосного грузовика являлись т. н. «полугуси»: машины, у которых вместо ведущих задних колес стояла тележка с траками. Несмотря на их серийный выпуск, отзывы шли крайне отрицательные: машины считались ненадежными, водители предлагали «не заниматься ерундой» и лучше выпускать побольше обычных ЗиС-5 и ЗиС-6.
К концу 1940-го года построили пару опытных экземпляров ЗиС-36. Учитывая основной недостаток – малую мощность мотора, грузовик укомплектовали агрегатом ЗиС-16, выдававшим 83 «лошади». И этого оказалось недостаточно! Но тут выяснилось, что вскоре ожидается запуск в серию дизельного двигателя Д-7, развивавшего 96 л. с. В НАТИ надеялись именно на этот мотор, который, к тому же имел лучшую тяговитость и расходовал меньше горючего.
Первый опытный автомобиль получил стандартные мосты от ЗиС-6, у второго – главная передача двойная, шестеренчатая. ШРУСы – «Спайсер»: в то время производство шарниров типа «Рцеппа» еще толком не организовали.
Испытания стартовали 17.06.1941 года на полигоне в Софрино. Попутно проверяли и ЗиС-32. К обеим машинам прицепили по пушке. Сразу же стало ясно, почему необходим дизель, а не бензиновый агрегат. Последний, установленный на полугусеничную машину, расходовал 55 л на 100 км по шоссе и 100 л/100 км по проселку. В то же время ЗиС-36 тратил почти столько же топлива: 50 и 90 л соответственно – небольшая разница как-то смущала комиссию.
Второй этап испытаний проводили в июле 1941-го в паре с полугусеничным ЗиС-22М. Последний оказался куда привлекательнее ЗиС-36. Если не брать во внимание больший расход горючего, то по проходимости «полугусь» превосходил конкурента, которому на тяжелых участках требовались цепи, а ЗиС-22М и так был на гусеницах. Второй минус ЗиС-36 – перегрев силового агрегата, который работал на пределе своих возможностей.
Согласно программе испытаний, требовалось пройти 5 тыс. км. Однако миновав отметку в 1420 км, ЗиС-36 встал – «застучал» двигатель. Плохо показали себя и ШРУСы типа «Спайсер», которые делали управление грузовиком чрезмерно тяжелым. Шарниры заменили на «Рцеппа». В итоге ЗиС-36 забраковали, сделав вывод о «несоответствии» силового агрегата шасси. Хотя, если бы машину укомплектовали дизелем Д-7, возможно, итог был бы иным.
Наибольших успехов добились в США. Поэтому и неудивительно, что все советские грузовые ЗиСы в той или иной мере похожи в техническом (да и внешне) отношении на заокеанскую технику. Изначально Автотракторный институт проектировал и создавал полугусеничные машины: ЗиС-22, ЗиС-42. Однако ближе ко второй половине 30-х главный конструктор автоотдела НАТИ Островцев А.Н. начал разработку грузовика с колесной формулой 6Х6, выбрав в качестве базы ЗиС-6.
НАТИ-К1
Автомобиль появился в 1937-м. По сравнению с «донором», новый грузовик весил 4,5 т (увеличение массы на 300 кг). Проведенные испытания продемонстрировали лучшую, по сравнению с ЗиС-6, проходимость. Однако выявился и главный минус – малая мощность силового агрегата.
В роли донора выступил ЗиС-6. Фото: YouTube.com
Из-за слабосильности машины предпочтение было отдано другой модели – НАТИ-К2, в серийной версии получившей индекс ЗиС-32. Эта машина с колесной формулой 4Х4 стала популярной и выпускалась сначала на столичном автозаводе, а после его эвакуации – в Ульяновске. Однако несмотря на то, что трехосный ЗиС был отвергнут, работы по его совершенствованию продолжались. Теперь она получила индекс «36». Основными конкурентами трехосного грузовика являлись т. н. «полугуси»: машины, у которых вместо ведущих задних колес стояла тележка с траками. Несмотря на их серийный выпуск, отзывы шли крайне отрицательные: машины считались ненадежными, водители предлагали «не заниматься ерундой» и лучше выпускать побольше обычных ЗиС-5 и ЗиС-6.
Даже знаменитую «Катюшу» поставили не на «полугуся», а на ЗиС-6. Фото: YouTube.com
К концу 1940-го года построили пару опытных экземпляров ЗиС-36. Учитывая основной недостаток – малую мощность мотора, грузовик укомплектовали агрегатом ЗиС-16, выдававшим 83 «лошади». И этого оказалось недостаточно! Но тут выяснилось, что вскоре ожидается запуск в серию дизельного двигателя Д-7, развивавшего 96 л. с. В НАТИ надеялись именно на этот мотор, который, к тому же имел лучшую тяговитость и расходовал меньше горючего.
Испытания
Первый опытный автомобиль получил стандартные мосты от ЗиС-6, у второго – главная передача двойная, шестеренчатая. ШРУСы – «Спайсер»: в то время производство шарниров типа «Рцеппа» еще толком не организовали.
Мосты типа «спайсер» и сегодня ставят на УАЗы
Испытания стартовали 17.06.1941 года на полигоне в Софрино. Попутно проверяли и ЗиС-32. К обеим машинам прицепили по пушке. Сразу же стало ясно, почему необходим дизель, а не бензиновый агрегат. Последний, установленный на полугусеничную машину, расходовал 55 л на 100 км по шоссе и 100 л/100 км по проселку. В то же время ЗиС-36 тратил почти столько же топлива: 50 и 90 л соответственно – небольшая разница как-то смущала комиссию.
Найти сегодня ЗиС-36 можно разве что в виде модели. Фото: YouTube.com
Второй этап испытаний проводили в июле 1941-го в паре с полугусеничным ЗиС-22М. Последний оказался куда привлекательнее ЗиС-36. Если не брать во внимание больший расход горючего, то по проходимости «полугусь» превосходил конкурента, которому на тяжелых участках требовались цепи, а ЗиС-22М и так был на гусеницах. Второй минус ЗиС-36 – перегрев силового агрегата, который работал на пределе своих возможностей.
ЗиС-42 – поздний вариант ЗиС-22М. Фото: YouTube.com
Согласно программе испытаний, требовалось пройти 5 тыс. км. Однако миновав отметку в 1420 км, ЗиС-36 встал – «застучал» двигатель. Плохо показали себя и ШРУСы типа «Спайсер», которые делали управление грузовиком чрезмерно тяжелым. Шарниры заменили на «Рцеппа». В итоге ЗиС-36 забраковали, сделав вывод о «несоответствии» силового агрегата шасси. Хотя, если бы машину укомплектовали дизелем Д-7, возможно, итог был бы иным.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....