
Транспортный самолет «Слон» – характеристики и перспективы
Уже в то время, когда в российском небе «царствовал» тяжелый транспортник «Руслан» Ан-124, началась разработка тяжелого самолета следующего поколения – Ил-106. Однако в 1992-м, после развала СССР, финансирование проекта прекратилось. Впрочем, на то время вполне хватало и Ан-124-х.
В конце 2018-го главный конструктор ПАО «Ил» Н. Таликов заявил, что работы по созданию транспортного самолета, который придет на смену устаревающему «Руслану», возобновляются.
Ан-124 выпускали на украинской производственной базе, там же изготавливали двигатели. В 2015-м Киев прекратил сотрудничество с РФ в сфере самолетостроения. Наладить выпуск «Руслана» в России и двигателей к нему (Д-18Т) так и не получилось: проще оказалось разработать и производить собственный транспортный самолет с «нуля». Стоит сказать: на сегодня в России, кроме «Руслана», грузоподъемность которого составляет 120 т при дальности в 4 тыс. 800 км, тяжелого транспортного самолета нет. Его ближайший конкурент с похожими параметрами – военный американский Lockheed C-5 Galaxy.
В отличие от АН-124, Lockheed C-5 Galaxy – чисто военный самолет. Фото: YouTube.com
Проект под названием «Слон» появился в стенах ЦАГИ в 2016-м: роль заказчика играл Минпромторг (контракт подписан 31 августа).
Даже модернизированный Ан-124-100 скоро выработает свой ресурс. Фото: YouTube.com
При разработке нового транспортного воздушного судна учитывался опыт, полученный в ходе модернизации АН-124-100М и создании топливозаправщика Ил-78М-90А. Не забыли и проект КБ Мясищева, представленный еще в конце 80-х.
Изначально проектировалось V-образное хвостовое оперение. Фото: YouTube.com
Речь идет о двух концептах, объединенных в семейство М-60. Это пассажирский лайнер с нетрадиционным овальным восьмигранным фюзеляжем и транспортный самолет М-60ВТ с «классическим» корпусом и V-образным оперением. Оба макета продемонстрировали в 2017-м году на авиасалонах МАКС и в Ле-Бурже.
Его основные эксплуатанты – гражданские авиакомпании. Не исключено использование тяжелого транспортника и военными. Но создавать воздушное судно только для ВВС в экономическом плане нерационально: военным много таких самолетов не нужно. Осуществлять дорогой проект ради небольшой партии машин расточительно. По словам научного сотрудника Центра технологий ФАУ ЦАГИ А Крутова, машина «прежде всего оптимизирована» под гражданские цели.
О новом транспортнике заговорили еще в 2012-м, когда в ЦАГИ обратилась авиакомпания «Волга-Днепр», которой требовался самолет, рассчитанный на перемещение 100 т грузов с двумя двигателями. По сути, перевозчик имел в виду некое подобие грузового «Боинга». «Любовь» компаний к двум моторам вполне объяснима: экономия горючего плюс меньшие траты на обслуживание и замену агрегатов после выработки ими своего ресурса.
Boeing-747-8F Air Bridge Cargo уже не выпускают. Фото: YouTube.com
Но существует «суровая реальность»: на данный момент создать в России двигатель, подобный GE90-115 B тягой в 52 тс, устанавливаемый на «Боинги», в обозримом будущем невозможно. Да, у пермских моторостроителей есть проект ПД-50: но это весьма отдаленная перспектива. А вот разработка и «обкатка» ПД-35-го идет весьма активно: его планируют ставить на двухмоторную версию Ил-96 и рассчитывали на ныне свернутый российско-китайский проект CR929.
ПД-35: до серийного производства еще далеко. Фото: YouTube.com
На Ан-124 стоят силовые агрегаты тягой 23,5 тс, что меньше, чем у ПД-35. Последние позволят «Слону» летать со средней скоростью до 870 км/ч и перевозить 150-180 т на расстояние до 7 тыс. км. Самолет могут принимать обычные аэродромы – для взлета и посадки потребуется ВПП длиной 2,5-3 км.
Внешне «Слон» напоминает Ан-124, но это только с первого взгляда. Фюзеляж нового транспортника, в отличие от предшественника, образован пересечение двух окружностей. Это увеличивает высоту отсека до 5,2 м (подъем груза тельферами – на 4,01 м). В итоге наверху получается что-то типа гаргорота. Общая же архитектура не совсем стандартная: главной нагруженной частью фюзеляжа является его середина. А уже к ней прикрепляются все иные элементы. Это упрощает конструкцию и сокращает количество деталей. Впрочем, не исключено, что в ходе доработок внешний облик воздушного судна изменится.
Предусматривается создание самолета с двумя типами фюзеляжа. Первый, шириной 5,3 м рассчитан на транспортировку стандартных паллет и контейнеров. Второй, в 6,4 м предназначен для техники, расположенной в два ряда. Масса пустой машины с «узким» корпусом – 214,31 т, «широким» – 222,3 т.
Два варианта фюзеляжа в сравнении с Ан-124. Фото: YouTube.com
Вес перевозимого груза – до 150 т: для его размещения в самолете предусмотрены (как у Ан-124) рампы в передней и хвостовой части фюзеляжа. При полете они герметично закрываются обтекателями. Наверху основного отсека смонтируют пару направляющих под тельферы. Возможно обустройство дополнительной палубы для «двухэтажного» размещения коммерческой нагрузки.
За кабиной пилотов – специальное помещение для лиц, сопровождающих груз. В нем будет поддерживаться комфортное давление и температура. Размах высокорасположенного удлиненного крыла со складными законцовками и механизированной задней кромкой – 87-88 м. Шасси представляет собой систему с парой управляемых опор в носу судна и по семь на правом и левом бортах. Конструкция позволяет менять клиренс и наклонять машину в нужную сторону.
В случае реализации проекта преимущества тяжелого российского транспортного самолета очевидны. Если сравнивать с предшественником Ан-124, то это большая грузоподъемность и дальность. Что касается западных конкурентов Boeing или Airbus-А380-800F, то здесь преимущество «Слона» заключается в возможности осуществлять погрузку/разгрузку через рампы в носовой и хвостовой части судна. Плюс, меньшая требовательность к инфраструктуре аэродромов.
Один из камней преткновения –двигатель ПД-35. В минувшем году заместитель директора и главный конструктор НПК «Пермские моторы» А. Иноземцев сказал, что в испытания полноразмерного демонстратора намечены на конец 2023-го. Силовой агрегат планировали показать на МАКС-2023 (авиасалон должен состояться 25-30 июля), но мероприятие в этом году отменили, как заявил 23 июня в интервью ТАСС почетный президент авиасалона М. Талбоев. Предсерийный образец ОДК «Пермские моторы» рассчитывает представить в 2025-м.
ПД-35 пока на стадии испытаний. Фото: YouTube.com
Что касается «Слона», то пока пройдена начальная стадия исследований, связанных с аэродинамикой (имеется в виду продувка в до- и трансзвуковой трубе). Также произведен расчет летно-технических параметров воздушного судна. К сожалению, на сегодня новостей о состоянии проекта нет.
Продувка макета в аэродинамической трубе. Фото: YouTube.com
Последняя информация датируется мартом 2020-го года: прошло сообщение о продувке модели в трубе Т-106 при скорости потока до 0,85М. Испытание проходило в ЦАГИ им. Жуковского. В итоге расчетные параметры, заявленные в ходе проектирования, подтвердились.
Альтернативный вариант транспортного самолета. Фото: YouTube.com
Некоторый повод для оптимизма дает факт того, что параллельно с проектом «Слон» существуют иные версии сверхтяжелого транспортного гражданского самолета. Остается только ждать…
В конце 2018-го главный конструктор ПАО «Ил» Н. Таликов заявил, что работы по созданию транспортного самолета, который придет на смену устаревающему «Руслану», возобновляются.
Сложившаяся ситуация
Ан-124 выпускали на украинской производственной базе, там же изготавливали двигатели. В 2015-м Киев прекратил сотрудничество с РФ в сфере самолетостроения. Наладить выпуск «Руслана» в России и двигателей к нему (Д-18Т) так и не получилось: проще оказалось разработать и производить собственный транспортный самолет с «нуля». Стоит сказать: на сегодня в России, кроме «Руслана», грузоподъемность которого составляет 120 т при дальности в 4 тыс. 800 км, тяжелого транспортного самолета нет. Его ближайший конкурент с похожими параметрами – военный американский Lockheed C-5 Galaxy.

Основной гражданский самолет, широко используемый в мире для перевозки грузов (до 140 т на 8 тыс. 130 км) – Boeing-747-8F. А также Airbus-А380-800F.
Проект под названием «Слон» появился в стенах ЦАГИ в 2016-м: роль заказчика играл Минпромторг (контракт подписан 31 августа).

При разработке нового транспортного воздушного судна учитывался опыт, полученный в ходе модернизации АН-124-100М и создании топливозаправщика Ил-78М-90А. Не забыли и проект КБ Мясищева, представленный еще в конце 80-х.

Речь идет о двух концептах, объединенных в семейство М-60. Это пассажирский лайнер с нетрадиционным овальным восьмигранным фюзеляжем и транспортный самолет М-60ВТ с «классическим» корпусом и V-образным оперением. Оба макета продемонстрировали в 2017-м году на авиасалонах МАКС и в Ле-Бурже.
Особенности «Слона»
Его основные эксплуатанты – гражданские авиакомпании. Не исключено использование тяжелого транспортника и военными. Но создавать воздушное судно только для ВВС в экономическом плане нерационально: военным много таких самолетов не нужно. Осуществлять дорогой проект ради небольшой партии машин расточительно. По словам научного сотрудника Центра технологий ФАУ ЦАГИ А Крутова, машина «прежде всего оптимизирована» под гражданские цели.
Двигатели: два или четыре?
О новом транспортнике заговорили еще в 2012-м, когда в ЦАГИ обратилась авиакомпания «Волга-Днепр», которой требовался самолет, рассчитанный на перемещение 100 т грузов с двумя двигателями. По сути, перевозчик имел в виду некое подобие грузового «Боинга». «Любовь» компаний к двум моторам вполне объяснима: экономия горючего плюс меньшие траты на обслуживание и замену агрегатов после выработки ими своего ресурса.

Но существует «суровая реальность»: на данный момент создать в России двигатель, подобный GE90-115 B тягой в 52 тс, устанавливаемый на «Боинги», в обозримом будущем невозможно. Да, у пермских моторостроителей есть проект ПД-50: но это весьма отдаленная перспектива. А вот разработка и «обкатка» ПД-35-го идет весьма активно: его планируют ставить на двухмоторную версию Ил-96 и рассчитывали на ныне свернутый российско-китайский проект CR929.

Использование двух двигателей вместо четырех ограничивает грузоподъемность 100 тоннами.
На Ан-124 стоят силовые агрегаты тягой 23,5 тс, что меньше, чем у ПД-35. Последние позволят «Слону» летать со средней скоростью до 870 км/ч и перевозить 150-180 т на расстояние до 7 тыс. км. Самолет могут принимать обычные аэродромы – для взлета и посадки потребуется ВПП длиной 2,5-3 км.
Характеристики конструкции
Внешне «Слон» напоминает Ан-124, но это только с первого взгляда. Фюзеляж нового транспортника, в отличие от предшественника, образован пересечение двух окружностей. Это увеличивает высоту отсека до 5,2 м (подъем груза тельферами – на 4,01 м). В итоге наверху получается что-то типа гаргорота. Общая же архитектура не совсем стандартная: главной нагруженной частью фюзеляжа является его середина. А уже к ней прикрепляются все иные элементы. Это упрощает конструкцию и сокращает количество деталей. Впрочем, не исключено, что в ходе доработок внешний облик воздушного судна изменится.
При строительстве планера будут применены современные сплавы и композиты.
Предусматривается создание самолета с двумя типами фюзеляжа. Первый, шириной 5,3 м рассчитан на транспортировку стандартных паллет и контейнеров. Второй, в 6,4 м предназначен для техники, расположенной в два ряда. Масса пустой машины с «узким» корпусом – 214,31 т, «широким» – 222,3 т.

Вес перевозимого груза – до 150 т: для его размещения в самолете предусмотрены (как у Ан-124) рампы в передней и хвостовой части фюзеляжа. При полете они герметично закрываются обтекателями. Наверху основного отсека смонтируют пару направляющих под тельферы. Возможно обустройство дополнительной палубы для «двухэтажного» размещения коммерческой нагрузки.
За кабиной пилотов – специальное помещение для лиц, сопровождающих груз. В нем будет поддерживаться комфортное давление и температура. Размах высокорасположенного удлиненного крыла со складными законцовками и механизированной задней кромкой – 87-88 м. Шасси представляет собой систему с парой управляемых опор в носу судна и по семь на правом и левом бортах. Конструкция позволяет менять клиренс и наклонять машину в нужную сторону.
Перспективы «Слона»
В случае реализации проекта преимущества тяжелого российского транспортного самолета очевидны. Если сравнивать с предшественником Ан-124, то это большая грузоподъемность и дальность. Что касается западных конкурентов Boeing или Airbus-А380-800F, то здесь преимущество «Слона» заключается в возможности осуществлять погрузку/разгрузку через рампы в носовой и хвостовой части судна. Плюс, меньшая требовательность к инфраструктуре аэродромов.
Состояние дел на сегодня
Один из камней преткновения –двигатель ПД-35. В минувшем году заместитель директора и главный конструктор НПК «Пермские моторы» А. Иноземцев сказал, что в испытания полноразмерного демонстратора намечены на конец 2023-го. Силовой агрегат планировали показать на МАКС-2023 (авиасалон должен состояться 25-30 июля), но мероприятие в этом году отменили, как заявил 23 июня в интервью ТАСС почетный президент авиасалона М. Талбоев. Предсерийный образец ОДК «Пермские моторы» рассчитывает представить в 2025-м.

Что касается «Слона», то пока пройдена начальная стадия исследований, связанных с аэродинамикой (имеется в виду продувка в до- и трансзвуковой трубе). Также произведен расчет летно-технических параметров воздушного судна. К сожалению, на сегодня новостей о состоянии проекта нет.

Последняя информация датируется мартом 2020-го года: прошло сообщение о продувке модели в трубе Т-106 при скорости потока до 0,85М. Испытание проходило в ЦАГИ им. Жуковского. В итоге расчетные параметры, заявленные в ходе проектирования, подтвердились.

Некоторый повод для оптимизма дает факт того, что параллельно с проектом «Слон» существуют иные версии сверхтяжелого транспортного гражданского самолета. Остается только ждать…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....