Транспортный самолет «Слон» – характеристики и перспективы
Уже в то время, когда в российском небе «царствовал» тяжелый транспортник «Руслан» Ан-124, началась разработка тяжелого самолета следующего поколения – Ил-106. Однако в 1992-м, после развала СССР, финансирование проекта прекратилось. Впрочем, на то время вполне хватало и Ан-124-х.
В конце 2018-го главный конструктор ПАО «Ил» Н. Таликов заявил, что работы по созданию транспортного самолета, который придет на смену устаревающему «Руслану», возобновляются.
Ан-124 выпускали на украинской производственной базе, там же изготавливали двигатели. В 2015-м Киев прекратил сотрудничество с РФ в сфере самолетостроения. Наладить выпуск «Руслана» в России и двигателей к нему (Д-18Т) так и не получилось: проще оказалось разработать и производить собственный транспортный самолет с «нуля». Стоит сказать: на сегодня в России, кроме «Руслана», грузоподъемность которого составляет 120 т при дальности в 4 тыс. 800 км, тяжелого транспортного самолета нет. Его ближайший конкурент с похожими параметрами – военный американский Lockheed C-5 Galaxy.
Проект под названием «Слон» появился в стенах ЦАГИ в 2016-м: роль заказчика играл Минпромторг (контракт подписан 31 августа).
При разработке нового транспортного воздушного судна учитывался опыт, полученный в ходе модернизации АН-124-100М и создании топливозаправщика Ил-78М-90А. Не забыли и проект КБ Мясищева, представленный еще в конце 80-х.
Речь идет о двух концептах, объединенных в семейство М-60. Это пассажирский лайнер с нетрадиционным овальным восьмигранным фюзеляжем и транспортный самолет М-60ВТ с «классическим» корпусом и V-образным оперением. Оба макета продемонстрировали в 2017-м году на авиасалонах МАКС и в Ле-Бурже.
Его основные эксплуатанты – гражданские авиакомпании. Не исключено использование тяжелого транспортника и военными. Но создавать воздушное судно только для ВВС в экономическом плане нерационально: военным много таких самолетов не нужно. Осуществлять дорогой проект ради небольшой партии машин расточительно. По словам научного сотрудника Центра технологий ФАУ ЦАГИ А Крутова, машина «прежде всего оптимизирована» под гражданские цели.
О новом транспортнике заговорили еще в 2012-м, когда в ЦАГИ обратилась авиакомпания «Волга-Днепр», которой требовался самолет, рассчитанный на перемещение 100 т грузов с двумя двигателями. По сути, перевозчик имел в виду некое подобие грузового «Боинга». «Любовь» компаний к двум моторам вполне объяснима: экономия горючего плюс меньшие траты на обслуживание и замену агрегатов после выработки ими своего ресурса.
Но существует «суровая реальность»: на данный момент создать в России двигатель, подобный GE90-115 B тягой в 52 тс, устанавливаемый на «Боинги», в обозримом будущем невозможно. Да, у пермских моторостроителей есть проект ПД-50: но это весьма отдаленная перспектива. А вот разработка и «обкатка» ПД-35-го идет весьма активно: его планируют ставить на двухмоторную версию Ил-96 и рассчитывали на ныне свернутый российско-китайский проект CR929.
На Ан-124 стоят силовые агрегаты тягой 23,5 тс, что меньше, чем у ПД-35. Последние позволят «Слону» летать со средней скоростью до 870 км/ч и перевозить 150-180 т на расстояние до 7 тыс. км. Самолет могут принимать обычные аэродромы – для взлета и посадки потребуется ВПП длиной 2,5-3 км.
Внешне «Слон» напоминает Ан-124, но это только с первого взгляда. Фюзеляж нового транспортника, в отличие от предшественника, образован пересечение двух окружностей. Это увеличивает высоту отсека до 5,2 м (подъем груза тельферами – на 4,01 м). В итоге наверху получается что-то типа гаргорота. Общая же архитектура не совсем стандартная: главной нагруженной частью фюзеляжа является его середина. А уже к ней прикрепляются все иные элементы. Это упрощает конструкцию и сокращает количество деталей. Впрочем, не исключено, что в ходе доработок внешний облик воздушного судна изменится.
Предусматривается создание самолета с двумя типами фюзеляжа. Первый, шириной 5,3 м рассчитан на транспортировку стандартных паллет и контейнеров. Второй, в 6,4 м предназначен для техники, расположенной в два ряда. Масса пустой машины с «узким» корпусом – 214,31 т, «широким» – 222,3 т.
Вес перевозимого груза – до 150 т: для его размещения в самолете предусмотрены (как у Ан-124) рампы в передней и хвостовой части фюзеляжа. При полете они герметично закрываются обтекателями. Наверху основного отсека смонтируют пару направляющих под тельферы. Возможно обустройство дополнительной палубы для «двухэтажного» размещения коммерческой нагрузки.
За кабиной пилотов – специальное помещение для лиц, сопровождающих груз. В нем будет поддерживаться комфортное давление и температура. Размах высокорасположенного удлиненного крыла со складными законцовками и механизированной задней кромкой – 87-88 м. Шасси представляет собой систему с парой управляемых опор в носу судна и по семь на правом и левом бортах. Конструкция позволяет менять клиренс и наклонять машину в нужную сторону.
В случае реализации проекта преимущества тяжелого российского транспортного самолета очевидны. Если сравнивать с предшественником Ан-124, то это большая грузоподъемность и дальность. Что касается западных конкурентов Boeing или Airbus-А380-800F, то здесь преимущество «Слона» заключается в возможности осуществлять погрузку/разгрузку через рампы в носовой и хвостовой части судна. Плюс, меньшая требовательность к инфраструктуре аэродромов.
Один из камней преткновения –двигатель ПД-35. В минувшем году заместитель директора и главный конструктор НПК «Пермские моторы» А. Иноземцев сказал, что в испытания полноразмерного демонстратора намечены на конец 2023-го. Силовой агрегат планировали показать на МАКС-2023 (авиасалон должен состояться 25-30 июля), но мероприятие в этом году отменили, как заявил 23 июня в интервью ТАСС почетный президент авиасалона М. Талбоев. Предсерийный образец ОДК «Пермские моторы» рассчитывает представить в 2025-м.
Что касается «Слона», то пока пройдена начальная стадия исследований, связанных с аэродинамикой (имеется в виду продувка в до- и трансзвуковой трубе). Также произведен расчет летно-технических параметров воздушного судна. К сожалению, на сегодня новостей о состоянии проекта нет.
Последняя информация датируется мартом 2020-го года: прошло сообщение о продувке модели в трубе Т-106 при скорости потока до 0,85М. Испытание проходило в ЦАГИ им. Жуковского. В итоге расчетные параметры, заявленные в ходе проектирования, подтвердились.
Некоторый повод для оптимизма дает факт того, что параллельно с проектом «Слон» существуют иные версии сверхтяжелого транспортного гражданского самолета. Остается только ждать…
В конце 2018-го главный конструктор ПАО «Ил» Н. Таликов заявил, что работы по созданию транспортного самолета, который придет на смену устаревающему «Руслану», возобновляются.
Сложившаяся ситуация
Ан-124 выпускали на украинской производственной базе, там же изготавливали двигатели. В 2015-м Киев прекратил сотрудничество с РФ в сфере самолетостроения. Наладить выпуск «Руслана» в России и двигателей к нему (Д-18Т) так и не получилось: проще оказалось разработать и производить собственный транспортный самолет с «нуля». Стоит сказать: на сегодня в России, кроме «Руслана», грузоподъемность которого составляет 120 т при дальности в 4 тыс. 800 км, тяжелого транспортного самолета нет. Его ближайший конкурент с похожими параметрами – военный американский Lockheed C-5 Galaxy.
В отличие от АН-124, Lockheed C-5 Galaxy – чисто военный самолет. Фото: YouTube.com
Основной гражданский самолет, широко используемый в мире для перевозки грузов (до 140 т на 8 тыс. 130 км) – Boeing-747-8F. А также Airbus-А380-800F.
Проект под названием «Слон» появился в стенах ЦАГИ в 2016-м: роль заказчика играл Минпромторг (контракт подписан 31 августа).
Даже модернизированный Ан-124-100 скоро выработает свой ресурс. Фото: YouTube.com
При разработке нового транспортного воздушного судна учитывался опыт, полученный в ходе модернизации АН-124-100М и создании топливозаправщика Ил-78М-90А. Не забыли и проект КБ Мясищева, представленный еще в конце 80-х.
Изначально проектировалось V-образное хвостовое оперение. Фото: YouTube.com
Речь идет о двух концептах, объединенных в семейство М-60. Это пассажирский лайнер с нетрадиционным овальным восьмигранным фюзеляжем и транспортный самолет М-60ВТ с «классическим» корпусом и V-образным оперением. Оба макета продемонстрировали в 2017-м году на авиасалонах МАКС и в Ле-Бурже.
Особенности «Слона»
Его основные эксплуатанты – гражданские авиакомпании. Не исключено использование тяжелого транспортника и военными. Но создавать воздушное судно только для ВВС в экономическом плане нерационально: военным много таких самолетов не нужно. Осуществлять дорогой проект ради небольшой партии машин расточительно. По словам научного сотрудника Центра технологий ФАУ ЦАГИ А Крутова, машина «прежде всего оптимизирована» под гражданские цели.
Двигатели: два или четыре?
О новом транспортнике заговорили еще в 2012-м, когда в ЦАГИ обратилась авиакомпания «Волга-Днепр», которой требовался самолет, рассчитанный на перемещение 100 т грузов с двумя двигателями. По сути, перевозчик имел в виду некое подобие грузового «Боинга». «Любовь» компаний к двум моторам вполне объяснима: экономия горючего плюс меньшие траты на обслуживание и замену агрегатов после выработки ими своего ресурса.
Boeing-747-8F Air Bridge Cargo уже не выпускают. Фото: YouTube.com
Но существует «суровая реальность»: на данный момент создать в России двигатель, подобный GE90-115 B тягой в 52 тс, устанавливаемый на «Боинги», в обозримом будущем невозможно. Да, у пермских моторостроителей есть проект ПД-50: но это весьма отдаленная перспектива. А вот разработка и «обкатка» ПД-35-го идет весьма активно: его планируют ставить на двухмоторную версию Ил-96 и рассчитывали на ныне свернутый российско-китайский проект CR929.
ПД-35: до серийного производства еще далеко. Фото: YouTube.com
Использование двух двигателей вместо четырех ограничивает грузоподъемность 100 тоннами.
На Ан-124 стоят силовые агрегаты тягой 23,5 тс, что меньше, чем у ПД-35. Последние позволят «Слону» летать со средней скоростью до 870 км/ч и перевозить 150-180 т на расстояние до 7 тыс. км. Самолет могут принимать обычные аэродромы – для взлета и посадки потребуется ВПП длиной 2,5-3 км.
Характеристики конструкции
Внешне «Слон» напоминает Ан-124, но это только с первого взгляда. Фюзеляж нового транспортника, в отличие от предшественника, образован пересечение двух окружностей. Это увеличивает высоту отсека до 5,2 м (подъем груза тельферами – на 4,01 м). В итоге наверху получается что-то типа гаргорота. Общая же архитектура не совсем стандартная: главной нагруженной частью фюзеляжа является его середина. А уже к ней прикрепляются все иные элементы. Это упрощает конструкцию и сокращает количество деталей. Впрочем, не исключено, что в ходе доработок внешний облик воздушного судна изменится.
При строительстве планера будут применены современные сплавы и композиты.
Предусматривается создание самолета с двумя типами фюзеляжа. Первый, шириной 5,3 м рассчитан на транспортировку стандартных паллет и контейнеров. Второй, в 6,4 м предназначен для техники, расположенной в два ряда. Масса пустой машины с «узким» корпусом – 214,31 т, «широким» – 222,3 т.
Два варианта фюзеляжа в сравнении с Ан-124. Фото: YouTube.com
Вес перевозимого груза – до 150 т: для его размещения в самолете предусмотрены (как у Ан-124) рампы в передней и хвостовой части фюзеляжа. При полете они герметично закрываются обтекателями. Наверху основного отсека смонтируют пару направляющих под тельферы. Возможно обустройство дополнительной палубы для «двухэтажного» размещения коммерческой нагрузки.
За кабиной пилотов – специальное помещение для лиц, сопровождающих груз. В нем будет поддерживаться комфортное давление и температура. Размах высокорасположенного удлиненного крыла со складными законцовками и механизированной задней кромкой – 87-88 м. Шасси представляет собой систему с парой управляемых опор в носу судна и по семь на правом и левом бортах. Конструкция позволяет менять клиренс и наклонять машину в нужную сторону.
Перспективы «Слона»
В случае реализации проекта преимущества тяжелого российского транспортного самолета очевидны. Если сравнивать с предшественником Ан-124, то это большая грузоподъемность и дальность. Что касается западных конкурентов Boeing или Airbus-А380-800F, то здесь преимущество «Слона» заключается в возможности осуществлять погрузку/разгрузку через рампы в носовой и хвостовой части судна. Плюс, меньшая требовательность к инфраструктуре аэродромов.
Состояние дел на сегодня
Один из камней преткновения –двигатель ПД-35. В минувшем году заместитель директора и главный конструктор НПК «Пермские моторы» А. Иноземцев сказал, что в испытания полноразмерного демонстратора намечены на конец 2023-го. Силовой агрегат планировали показать на МАКС-2023 (авиасалон должен состояться 25-30 июля), но мероприятие в этом году отменили, как заявил 23 июня в интервью ТАСС почетный президент авиасалона М. Талбоев. Предсерийный образец ОДК «Пермские моторы» рассчитывает представить в 2025-м.
ПД-35 пока на стадии испытаний. Фото: YouTube.com
Что касается «Слона», то пока пройдена начальная стадия исследований, связанных с аэродинамикой (имеется в виду продувка в до- и трансзвуковой трубе). Также произведен расчет летно-технических параметров воздушного судна. К сожалению, на сегодня новостей о состоянии проекта нет.
Продувка макета в аэродинамической трубе. Фото: YouTube.com
Последняя информация датируется мартом 2020-го года: прошло сообщение о продувке модели в трубе Т-106 при скорости потока до 0,85М. Испытание проходило в ЦАГИ им. Жуковского. В итоге расчетные параметры, заявленные в ходе проектирования, подтвердились.
Альтернативный вариант транспортного самолета. Фото: YouTube.com
Некоторый повод для оптимизма дает факт того, что параллельно с проектом «Слон» существуют иные версии сверхтяжелого транспортного гражданского самолета. Остается только ждать…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...