ЗиС-32: единственный советский довоенный серийный грузовик 4Х4
Полноприводной грузовик имел свой прототип – автомобиль НАТИ-К2, который спроектировали, испытали в автотакторном институте еще в 1939-м году. Изначально была предложена модель К1, сделанная на базе трехосной серийной машины ЗиС-6. Но военным она показалась сложной и поэтому разработали упрощенный двухмостовый вариант на базе ЗиС-5. От последнего К2 отличался большей на 480 кг массой, но в необходимые 3,6 т машина укладывалась.
По окончании испытаний автомобиль передали столичному автозаводу, где его переименовали в ЗиС-32 и стали готовить в серию. Камнем преткновения был передний мост: лучший вариант – поставить агрегат, выпускаемый ГАЗом.
Но по тогдашним техническим требованиям ставить главную передачу на ЗиС от ГАЗ-АА не предусматривалось. В результате пришлось полноприводную машину укомплектовывать переделанным задним мостом от ЗиС-5, что увеличило вес грузовика. Кстати, новая машина была по максимуму унифицирована с уже выпускавшимися автомобилями – оригинальной была разве что двухступенчатая раздаточная коробка. Она распределяла крутящий момент между двумя работающими мостами. Можно добавить, что для еще лучшей проходимости полноприводная модель оснащалась противобуксовочными цепями.
Была и другая проблема – недостаточная (73 «лошади») мощность силового агрегата. Правда, тогда уже производили форсированные моторы ЗиС-16, развивавшие до 88-ми «лошадей», но их было мало, на все грузовики не хватало: в первую очередь двигатели ставили на уже выпускавшуюся серийно технику.
В 1940-м году для сравнения испытали пару моделей. Одна, ЗиС-32Р, оснащалась заграничными ШРУСами типа «Рцеппа», вторая – «Спайсер». Приемочную комиссию устроил первый вариант. Старт серийного производства запланировали на осень 1940-го. Предполагаемый годовой объем – 4 тыс. единиц техники. Постановку ее на конвейер тормозило отсутствие производственных площадей. На столичном автозаводе они были «под завязку» заняты выпуском ЗиС-22 и ЗиС-33.
В то время шла война с Финляндией и крупномасштабное производство отложили до ее окончания. За это время решали еще одну задачу, связанную с организацией собственного производства ШРУСов. А с этим дело обстояло туго: пришлось закупать в Америки у компании Rzeppa станки, заимствовать технологию.
До начала войны успели выпустить 197 грузовиков, затем завод эвакуировали в Ульяновск, где машину снова переименовали в ЗиС-253. На нее поставили американский трехцилиндровый дизельный агрегат GMC-3-71. Мотор оказался мощнее предшественника и больше по габаритам. Поэтому пришлось устанавливать иную кабину: подошла от Chevrolet G-7107. Теперь внешность ЗиС-32 стала совсем другой. Ульяновский ЗиС-253, тем не менее, в серию не пошел. После войны он со своим «собратом» ЗиС-32, вставшим на конвейер, совершил автопробег по маршруту Москва – Ульяновск. Это все, что известно о грузовике ЗиС-253.
Вставший на конвейер ЗиС-32 получился сравнительно удачным. Его снабдили дополнительным баком, что увеличило запас хода до 330 км при расходе горючего не более 43 л на 100 км. Автомобиль преодолевал водные преграды глубиной до 75 см, склоны крутизной 32° и имел радиус поворота в 8,6м.
Максимальная скорость с «родным» движком в 73 л. с. достигала 60 км/ч, а если стоял мотор ЗиС-16, то 65 км/ч. Выявился и недостаток: при интенсивной эксплуатации машина грелась: стандартный радиатор в три ряда от ЗиС-5 не справлялся с охлаждением. Приходилось ставить этот узел от ЗиС-6.
На сегодня в первоначальном виде не сохранилось ни одного экземпляра ЗиС-32. Но есть машины, восстановленные по снимкам, чертежам. Спасибо энтузиастам, бережно относящихся к истории.
По окончании испытаний автомобиль передали столичному автозаводу, где его переименовали в ЗиС-32 и стали готовить в серию. Камнем преткновения был передний мост: лучший вариант – поставить агрегат, выпускаемый ГАЗом.
Первый прототип полноприводного грузовика создал конструктор В. Грачев в 1938-м: ГАЗ-61.
Но по тогдашним техническим требованиям ставить главную передачу на ЗиС от ГАЗ-АА не предусматривалось. В результате пришлось полноприводную машину укомплектовывать переделанным задним мостом от ЗиС-5, что увеличило вес грузовика. Кстати, новая машина была по максимуму унифицирована с уже выпускавшимися автомобилями – оригинальной была разве что двухступенчатая раздаточная коробка. Она распределяла крутящий момент между двумя работающими мостами. Можно добавить, что для еще лучшей проходимости полноприводная модель оснащалась противобуксовочными цепями.
Цепями противоскольжения машина комплектовалась в обязательном порядке. Фото: YouTube.com
Была и другая проблема – недостаточная (73 «лошади») мощность силового агрегата. Правда, тогда уже производили форсированные моторы ЗиС-16, развивавшие до 88-ми «лошадей», но их было мало, на все грузовики не хватало: в первую очередь двигатели ставили на уже выпускавшуюся серийно технику.
В 1940-м году для сравнения испытали пару моделей. Одна, ЗиС-32Р, оснащалась заграничными ШРУСами типа «Рцеппа», вторая – «Спайсер». Приемочную комиссию устроил первый вариант. Старт серийного производства запланировали на осень 1940-го. Предполагаемый годовой объем – 4 тыс. единиц техники. Постановку ее на конвейер тормозило отсутствие производственных площадей. На столичном автозаводе они были «под завязку» заняты выпуском ЗиС-22 и ЗиС-33.
Передний мост пришлось делать из заднего. Фото: YouTube.com
В то время шла война с Финляндией и крупномасштабное производство отложили до ее окончания. За это время решали еще одну задачу, связанную с организацией собственного производства ШРУСов. А с этим дело обстояло туго: пришлось закупать в Америки у компании Rzeppa станки, заимствовать технологию.
ЗиС-253
До начала войны успели выпустить 197 грузовиков, затем завод эвакуировали в Ульяновск, где машину снова переименовали в ЗиС-253. На нее поставили американский трехцилиндровый дизельный агрегат GMC-3-71. Мотор оказался мощнее предшественника и больше по габаритам. Поэтому пришлось устанавливать иную кабину: подошла от Chevrolet G-7107. Теперь внешность ЗиС-32 стала совсем другой. Ульяновский ЗиС-253, тем не менее, в серию не пошел. После войны он со своим «собратом» ЗиС-32, вставшим на конвейер, совершил автопробег по маршруту Москва – Ульяновск. Это все, что известно о грузовике ЗиС-253.
Продолжение
Вставший на конвейер ЗиС-32 получился сравнительно удачным. Его снабдили дополнительным баком, что увеличило запас хода до 330 км при расходе горючего не более 43 л на 100 км. Автомобиль преодолевал водные преграды глубиной до 75 см, склоны крутизной 32° и имел радиус поворота в 8,6м.
Эксплуатационные данные авто для того времени считались неплохими. Фото: YouTube.com
Максимальная скорость с «родным» движком в 73 л. с. достигала 60 км/ч, а если стоял мотор ЗиС-16, то 65 км/ч. Выявился и недостаток: при интенсивной эксплуатации машина грелась: стандартный радиатор в три ряда от ЗиС-5 не справлялся с охлаждением. Приходилось ставить этот узел от ЗиС-6.
После войны машина успела еще потрудиться на восстановлении народного хозяйства. Фото: YouTube.com
На сегодня в первоначальном виде не сохранилось ни одного экземпляра ЗиС-32. Но есть машины, восстановленные по снимкам, чертежам. Спасибо энтузиастам, бережно относящихся к истории.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....