ЗиС-32: единственный советский довоенный серийный грузовик 4Х4
2 624

ЗиС-32: единственный советский довоенный серийный грузовик 4Х4

Полноприводной грузовик имел свой прототип – автомобиль НАТИ-К2, который спроектировали, испытали в автотакторном институте еще в 1939-м году. Изначально была предложена модель К1, сделанная на базе трехосной серийной машины ЗиС-6. Но военным она показалась сложной и поэтому разработали упрощенный двухмостовый вариант на базе ЗиС-5. От последнего К2 отличался большей на 480 кг массой, но в необходимые 3,6 т машина укладывалась.


По окончании испытаний автомобиль передали столичному автозаводу, где его переименовали в ЗиС-32 и стали готовить в серию. Камнем преткновения был передний мост: лучший вариант – поставить агрегат, выпускаемый ГАЗом.

Первый прототип полноприводного грузовика создал конструктор В. Грачев в 1938-м: ГАЗ-61.

Но по тогдашним техническим требованиям ставить главную передачу на ЗиС от ГАЗ-АА не предусматривалось. В результате пришлось полноприводную машину укомплектовывать переделанным задним мостом от ЗиС-5, что увеличило вес грузовика. Кстати, новая машина была по максимуму унифицирована с уже выпускавшимися автомобилями – оригинальной была разве что двухступенчатая раздаточная коробка. Она распределяла крутящий момент между двумя работающими мостами. Можно добавить, что для еще лучшей проходимости полноприводная модель оснащалась противобуксовочными цепями.

ЗиС-32: единственный советский довоенный серийный грузовик 4Х4Цепями противоскольжения машина комплектовалась в обязательном порядке. Фото: YouTube.com

Была и другая проблема – недостаточная (73 «лошади») мощность силового агрегата. Правда, тогда уже производили форсированные моторы ЗиС-16, развивавшие до 88-ми «лошадей», но их было мало, на все грузовики не хватало: в первую очередь двигатели ставили на уже выпускавшуюся серийно технику.

В 1940-м году для сравнения испытали пару моделей. Одна, ЗиС-32Р, оснащалась заграничными ШРУСами типа «Рцеппа», вторая – «Спайсер». Приемочную комиссию устроил первый вариант. Старт серийного производства запланировали на осень 1940-го. Предполагаемый годовой объем – 4 тыс. единиц техники. Постановку ее на конвейер тормозило отсутствие производственных площадей. На столичном автозаводе они были «под завязку» заняты выпуском ЗиС-22 и ЗиС-33.

Передний мост пришлось делать из заднего. Фото: YouTube.com

В то время шла война с Финляндией и крупномасштабное производство отложили до ее окончания. За это время решали еще одну задачу, связанную с организацией собственного производства ШРУСов. А с этим дело обстояло туго: пришлось закупать в Америки у компании Rzeppa станки, заимствовать технологию.

ЗиС-253


До начала войны успели выпустить 197 грузовиков, затем завод эвакуировали в Ульяновск, где машину снова переименовали в ЗиС-253. На нее поставили американский трехцилиндровый дизельный агрегат GMC-3-71. Мотор оказался мощнее предшественника и больше по габаритам. Поэтому пришлось устанавливать иную кабину: подошла от Chevrolet G-7107. Теперь внешность ЗиС-32 стала совсем другой. Ульяновский ЗиС-253, тем не менее, в серию не пошел. После войны он со своим «собратом» ЗиС-32, вставшим на конвейер, совершил автопробег по маршруту Москва – Ульяновск. Это все, что известно о грузовике ЗиС-253.

Продолжение


Вставший на конвейер ЗиС-32 получился сравнительно удачным. Его снабдили дополнительным баком, что увеличило запас хода до 330 км при расходе горючего не более 43 л на 100 км. Автомобиль преодолевал водные преграды глубиной до 75 см, склоны крутизной 32° и имел радиус поворота в 8,6м.

Эксплуатационные данные авто для того времени считались неплохими. Фото: YouTube.com

Максимальная скорость с «родным» движком в 73 л. с. достигала 60 км/ч, а если стоял мотор ЗиС-16, то 65 км/ч. Выявился и недостаток: при интенсивной эксплуатации машина грелась: стандартный радиатор в три ряда от ЗиС-5 не справлялся с охлаждением. Приходилось ставить этот узел от ЗиС-6.

После войны машина успела еще потрудиться на восстановлении народного хозяйства. Фото: YouTube.com

На сегодня в первоначальном виде не сохранилось ни одного экземпляра ЗиС-32. Но есть машины, восстановленные по снимкам, чертежам. Спасибо энтузиастам, бережно относящихся к истории.
А вы что думаете о ЗиС-32?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...