ЗиС-32: единственный советский довоенный серийный грузовик 4Х4
Полноприводной грузовик имел свой прототип – автомобиль НАТИ-К2, который спроектировали, испытали в автотакторном институте еще в 1939-м году. Изначально была предложена модель К1, сделанная на базе трехосной серийной машины ЗиС-6. Но военным она показалась сложной и поэтому разработали упрощенный двухмостовый вариант на базе ЗиС-5. От последнего К2 отличался большей на 480 кг массой, но в необходимые 3,6 т машина укладывалась.
По окончании испытаний автомобиль передали столичному автозаводу, где его переименовали в ЗиС-32 и стали готовить в серию. Камнем преткновения был передний мост: лучший вариант – поставить агрегат, выпускаемый ГАЗом.
Но по тогдашним техническим требованиям ставить главную передачу на ЗиС от ГАЗ-АА не предусматривалось. В результате пришлось полноприводную машину укомплектовывать переделанным задним мостом от ЗиС-5, что увеличило вес грузовика. Кстати, новая машина была по максимуму унифицирована с уже выпускавшимися автомобилями – оригинальной была разве что двухступенчатая раздаточная коробка. Она распределяла крутящий момент между двумя работающими мостами. Можно добавить, что для еще лучшей проходимости полноприводная модель оснащалась противобуксовочными цепями.
Была и другая проблема – недостаточная (73 «лошади») мощность силового агрегата. Правда, тогда уже производили форсированные моторы ЗиС-16, развивавшие до 88-ми «лошадей», но их было мало, на все грузовики не хватало: в первую очередь двигатели ставили на уже выпускавшуюся серийно технику.
В 1940-м году для сравнения испытали пару моделей. Одна, ЗиС-32Р, оснащалась заграничными ШРУСами типа «Рцеппа», вторая – «Спайсер». Приемочную комиссию устроил первый вариант. Старт серийного производства запланировали на осень 1940-го. Предполагаемый годовой объем – 4 тыс. единиц техники. Постановку ее на конвейер тормозило отсутствие производственных площадей. На столичном автозаводе они были «под завязку» заняты выпуском ЗиС-22 и ЗиС-33.
В то время шла война с Финляндией и крупномасштабное производство отложили до ее окончания. За это время решали еще одну задачу, связанную с организацией собственного производства ШРУСов. А с этим дело обстояло туго: пришлось закупать в Америки у компании Rzeppa станки, заимствовать технологию.
До начала войны успели выпустить 197 грузовиков, затем завод эвакуировали в Ульяновск, где машину снова переименовали в ЗиС-253. На нее поставили американский трехцилиндровый дизельный агрегат GMC-3-71. Мотор оказался мощнее предшественника и больше по габаритам. Поэтому пришлось устанавливать иную кабину: подошла от Chevrolet G-7107. Теперь внешность ЗиС-32 стала совсем другой. Ульяновский ЗиС-253, тем не менее, в серию не пошел. После войны он со своим «собратом» ЗиС-32, вставшим на конвейер, совершил автопробег по маршруту Москва – Ульяновск. Это все, что известно о грузовике ЗиС-253.
Вставший на конвейер ЗиС-32 получился сравнительно удачным. Его снабдили дополнительным баком, что увеличило запас хода до 330 км при расходе горючего не более 43 л на 100 км. Автомобиль преодолевал водные преграды глубиной до 75 см, склоны крутизной 32° и имел радиус поворота в 8,6м.
Максимальная скорость с «родным» движком в 73 л. с. достигала 60 км/ч, а если стоял мотор ЗиС-16, то 65 км/ч. Выявился и недостаток: при интенсивной эксплуатации машина грелась: стандартный радиатор в три ряда от ЗиС-5 не справлялся с охлаждением. Приходилось ставить этот узел от ЗиС-6.
На сегодня в первоначальном виде не сохранилось ни одного экземпляра ЗиС-32. Но есть машины, восстановленные по снимкам, чертежам. Спасибо энтузиастам, бережно относящихся к истории.
По окончании испытаний автомобиль передали столичному автозаводу, где его переименовали в ЗиС-32 и стали готовить в серию. Камнем преткновения был передний мост: лучший вариант – поставить агрегат, выпускаемый ГАЗом.
Первый прототип полноприводного грузовика создал конструктор В. Грачев в 1938-м: ГАЗ-61.
Но по тогдашним техническим требованиям ставить главную передачу на ЗиС от ГАЗ-АА не предусматривалось. В результате пришлось полноприводную машину укомплектовывать переделанным задним мостом от ЗиС-5, что увеличило вес грузовика. Кстати, новая машина была по максимуму унифицирована с уже выпускавшимися автомобилями – оригинальной была разве что двухступенчатая раздаточная коробка. Она распределяла крутящий момент между двумя работающими мостами. Можно добавить, что для еще лучшей проходимости полноприводная модель оснащалась противобуксовочными цепями.
Цепями противоскольжения машина комплектовалась в обязательном порядке. Фото: YouTube.com
Была и другая проблема – недостаточная (73 «лошади») мощность силового агрегата. Правда, тогда уже производили форсированные моторы ЗиС-16, развивавшие до 88-ми «лошадей», но их было мало, на все грузовики не хватало: в первую очередь двигатели ставили на уже выпускавшуюся серийно технику.
В 1940-м году для сравнения испытали пару моделей. Одна, ЗиС-32Р, оснащалась заграничными ШРУСами типа «Рцеппа», вторая – «Спайсер». Приемочную комиссию устроил первый вариант. Старт серийного производства запланировали на осень 1940-го. Предполагаемый годовой объем – 4 тыс. единиц техники. Постановку ее на конвейер тормозило отсутствие производственных площадей. На столичном автозаводе они были «под завязку» заняты выпуском ЗиС-22 и ЗиС-33.
Передний мост пришлось делать из заднего. Фото: YouTube.com
В то время шла война с Финляндией и крупномасштабное производство отложили до ее окончания. За это время решали еще одну задачу, связанную с организацией собственного производства ШРУСов. А с этим дело обстояло туго: пришлось закупать в Америки у компании Rzeppa станки, заимствовать технологию.
ЗиС-253
До начала войны успели выпустить 197 грузовиков, затем завод эвакуировали в Ульяновск, где машину снова переименовали в ЗиС-253. На нее поставили американский трехцилиндровый дизельный агрегат GMC-3-71. Мотор оказался мощнее предшественника и больше по габаритам. Поэтому пришлось устанавливать иную кабину: подошла от Chevrolet G-7107. Теперь внешность ЗиС-32 стала совсем другой. Ульяновский ЗиС-253, тем не менее, в серию не пошел. После войны он со своим «собратом» ЗиС-32, вставшим на конвейер, совершил автопробег по маршруту Москва – Ульяновск. Это все, что известно о грузовике ЗиС-253.
Продолжение
Вставший на конвейер ЗиС-32 получился сравнительно удачным. Его снабдили дополнительным баком, что увеличило запас хода до 330 км при расходе горючего не более 43 л на 100 км. Автомобиль преодолевал водные преграды глубиной до 75 см, склоны крутизной 32° и имел радиус поворота в 8,6м.
Эксплуатационные данные авто для того времени считались неплохими. Фото: YouTube.com
Максимальная скорость с «родным» движком в 73 л. с. достигала 60 км/ч, а если стоял мотор ЗиС-16, то 65 км/ч. Выявился и недостаток: при интенсивной эксплуатации машина грелась: стандартный радиатор в три ряда от ЗиС-5 не справлялся с охлаждением. Приходилось ставить этот узел от ЗиС-6.
После войны машина успела еще потрудиться на восстановлении народного хозяйства. Фото: YouTube.com
На сегодня в первоначальном виде не сохранилось ни одного экземпляра ЗиС-32. Но есть машины, восстановленные по снимкам, чертежам. Спасибо энтузиастам, бережно относящихся к истории.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...