По окончании испытаний автомобиль передали столичному автозаводу, где его переименовали в ЗиС-32 и стали готовить в серию. Камнем преткновения был передний мост: лучший вариант – поставить агрегат, выпускаемый ГАЗом.
Первый прототип полноприводного грузовика создал конструктор В. Грачев в 1938-м: ГАЗ-61.
Но по тогдашним техническим требованиям ставить главную передачу на ЗиС от ГАЗ-АА не предусматривалось. В результате пришлось полноприводную машину укомплектовывать переделанным задним мостом от ЗиС-5, что увеличило вес грузовика. Кстати, новая машина была по максимуму унифицирована с уже выпускавшимися автомобилями – оригинальной была разве что двухступенчатая раздаточная коробка. Она распределяла крутящий момент между двумя работающими мостами. Можно добавить, что для еще лучшей проходимости полноприводная модель оснащалась противобуксовочными цепями.
Цепями противоскольжения машина комплектовалась в обязательном порядке. Фото: YouTube.com
Была и другая проблема – недостаточная (73 «лошади») мощность силового агрегата. Правда, тогда уже производили форсированные моторы ЗиС-16, развивавшие до 88-ми «лошадей», но их было мало, на все грузовики не хватало: в первую очередь двигатели ставили на уже выпускавшуюся серийно технику.
В 1940-м году для сравнения испытали пару моделей. Одна, ЗиС-32Р, оснащалась заграничными ШРУСами типа «Рцеппа», вторая – «Спайсер». Приемочную комиссию устроил первый вариант. Старт серийного производства запланировали на осень 1940-го. Предполагаемый годовой объем – 4 тыс. единиц техники. Постановку ее на конвейер тормозило отсутствие производственных площадей. На столичном автозаводе они были «под завязку» заняты выпуском ЗиС-22 и ЗиС-33.
Передний мост пришлось делать из заднего. Фото: YouTube.com
В то время шла война с Финляндией и крупномасштабное производство отложили до ее окончания. За это время решали еще одну задачу, связанную с организацией собственного производства ШРУСов. А с этим дело обстояло туго: пришлось закупать в Америки у компании Rzeppa станки, заимствовать технологию.
ЗиС-253
До начала войны успели выпустить 197 грузовиков, затем завод эвакуировали в Ульяновск, где машину снова переименовали в ЗиС-253. На нее поставили американский трехцилиндровый дизельный агрегат GMC-3-71. Мотор оказался мощнее предшественника и больше по габаритам. Поэтому пришлось устанавливать иную кабину: подошла от Chevrolet G-7107. Теперь внешность ЗиС-32 стала совсем другой. Ульяновский ЗиС-253, тем не менее, в серию не пошел. После войны он со своим «собратом» ЗиС-32, вставшим на конвейер, совершил автопробег по маршруту Москва – Ульяновск. Это все, что известно о грузовике ЗиС-253.
Продолжение
Вставший на конвейер ЗиС-32 получился сравнительно удачным. Его снабдили дополнительным баком, что увеличило запас хода до 330 км при расходе горючего не более 43 л на 100 км. Автомобиль преодолевал водные преграды глубиной до 75 см, склоны крутизной 32° и имел радиус поворота в 8,6м.
Эксплуатационные данные авто для того времени считались неплохими. Фото: YouTube.com
Максимальная скорость с «родным» движком в 73 л. с. достигала 60 км/ч, а если стоял мотор ЗиС-16, то 65 км/ч. Выявился и недостаток: при интенсивной эксплуатации машина грелась: стандартный радиатор в три ряда от ЗиС-5 не справлялся с охлаждением. Приходилось ставить этот узел от ЗиС-6.
После войны машина успела еще потрудиться на восстановлении народного хозяйства. Фото: YouTube.com
На сегодня в первоначальном виде не сохранилось ни одного экземпляра ЗиС-32. Но есть машины, восстановленные по снимкам, чертежам. Спасибо энтузиастам, бережно относящихся к истории.