Урал-4322 – эти грузовики готовились для работы на Дальнем Востоке и в Сибири
Урал-4320 знаком почти любому российскому водителю. И если не по названию, то по внешнему виду. Хотя, можно спутать его с ЗиЛ-131 – грузовики похожи.
Одно нужно знать четко – на Урал-4320 не ставили бензиновые двигатели – только дизельные. Что касается ЗиЛ-131, то там все с точностью до наоборот.
Всем хорош дизельный «Урал», кроме одного – холодной зимой запустить его двигатель не так-то просто. На советских стройках века часто предпочитали ЗиЛ-131 и Урал-375. Хотя, последний расходовал бензин не ведрами, а бочками. Впрочем, дизельные «Уралы» в то время, середине 70-х, еще не выпускались серийно.
Но однажды конструкторов Уральского автомобильного завода осенило – есть дизельные грузовики, способные работать в самых суровых условиях. Им наплевать на экстремально низкие температуры.
Разговор пойдет про грузовики в своем роде уникальные. Это немецкие Magirus-Deutz, купленные в 1974 году. Для производителя это был настоящий «контракт века», ведь Советский Союз приобрел 10 000 автомобилей, в первую очередь, самосвалов.
А уникальность Magirus-Deutz в двигателях. Неизвестно как, но немцы умудрились так доработать устаревший дизельным мотор, что он оказался лучше многих современных.
Грузовики Магирус-Дойц оснащались силовыми агрегатами с воздушным, а не жидкостным охлаждением. Они имели ряд преимуществ:
✅ Простоту конструкции
✅ Легкость
✅ Ремонтопригодность
✅ Надежность
Ни один серийный дизель из СССР не мог сравниться с двигателем от Magirus-Deutz. И это подтвердит любой водитель-профессионал, начинавший карьеру в 70-х прошлого века.
Решив, что покупать партии немецких грузовиков слишком дорого, правительство, с подачи инженеров Уральского автомобильного завода, купило лицензию на двигатель. Речь о моторе F8L413 V8, стоявшем на тех самых легендарных грузовиках.
Этот силовой агрегат имел объем 11,3 литра и развивал 232 л. с. Выпуск его, по старой советской традиции, решили передать новичкам.
С КамАЗ схема оказалась успешной, хотя руководство ЗиЛ, у которого отобрали проект дизельного грузовика, долго горевало. А советские аналоги двигателей Magirus-Deutz отдали на новое предприятие, строившееся в Казахской ССР.
В принципе, уже изначально можно было угадать, что ничего из этой идеи не выйдет. Ведь качество у тех же КАЗ и ЕрАЗ ниже плинтуса. Но, видимо решили, что казахи не такие безалаберные, как грузины и армяне.
Но ведь проблема тут вовсе не в характере представителей какого-либо народа. Просто в стране, где никогда не было крупных заводов, сложно сразу найти «правильных» рабочих. Из нужно вырастить, желательно, чтобы те являлись представителями целых династий. Откуда такие в Казахстане, спрашивается?
Но надо же с чего-то начинать. Тем более, что Кустанайский дизельный завод закладывался в расчете на производство 40 тысяч моторов для грузовиков в год. А еще это предприятие планировалось совместным с немцами.
Как и следовало ожидать, завод в Казахской ССР строился долго. Поэтому первые опытные Урал-4322 получили моторы КамАЗ-740. Появились несколько прототипов в 1978 году. На всякий случай напомним, что в это время Урал-4320 уже начали выпускать серийно.
В дальнейшем на автомобиль предполагалось ставить новые дизели КДЗ с воздушным охлаждением. Чтобы модель не «зарезали» еще на стадии производства, дескать, зачем два почти одинаковых грузовика, ее изменили.
Кабину, например, взяли от КамАЗ-5320. Она просторнее «родной». Только пришлось потрудиться, переделывая ее под капотную компоновку.
На всякий случай, конструкторы решили сделать серьезный реверанс в сторону военных – грузовик получил герметизацию двигателя, коробки передач и других узлов. И это еще не все отличия – КПП обзавелась пневматическим усилителем.
Были сделаны и уникальные амфибии в нескольких экземплярах. Они держались на воде за счет высокобортного герметизированного кузова. Спереди ставили волноотражающий щит, но только перед погружением. А двигаться на воде помогали колеса и пара гребных валов сзади.
В серию эти автомобили не пошли, что и понятно – они были опытными. На них оттачивали особенности конструкции, ожидая главный козырь – новый дизельный мотор с воздушным охлаждением.
Первые опытные двигатели на заводе КДЗ выпустили только ближе к 1987 году. Их торжественно нарекли Урал-744.10, намекая на то, что сделали моторы с конкретной целью. А еще в индексе наблюдается явная связь с «камазовским» силовым агрегатом и превосходство над ним в цифрах.
Самое смешное, что двигатели от Magirus-Deutz и их советские копии родом из 1930-х годов. Поэтому они никак не могли быть современнее моторов КамАЗ-740 с жидкостным охлаждением.
Грузовики второго поколения получились более гармоничными внешне. Кабины от КамАЗ-5320 доработали, да и подкапотное пространство теперь смотрелось интереснее.
Внутри появились:
✅ Подрессоренное регулируемое сиденье
✅ Оригинальная панель приборов
✅ Автономный отопитель
В базовой версии бортовой Урал-4322 имел мощную лебедку на 8 тонн. Трос можно было выводить как вперед, так и назад.
Даже с опытным двигателем грузовик мог разогнаться до 93 км/ч на шоссе. Расход топлива тоже радовал – 34 литра на 100 км.
Так как на дворе стоял конец 80-х с его «перестройками» и кооператорами, на Уральском автомобильном заводе решили охватить все и сразу. Базовая версия оснащалась бортовым металлическим кузовом. Это был универсальный грузовик «для всего».
Для военных созданы версии с КУНГ как в базовом, так и северном исполнениях. Специально для работников нефтегазовой промышленности выпускали вахтовые автобусы. Был даже седельный тягач.
Особо стоит отметить гоночный Урал-4322, построенный специально для ралли Париж-Москва-Пекин. Двигатель там развивал 360 л. с. Машина должна была участвовать в соревнованиях 1991 года. Но из-за развала СССР ничего не получилось.
Зато автомобиль выступил в ралли 1992 года. Там он не занял призовых мест, но получил приз за волю к победе.
Серийное производство двигателей на Кустанайском дизельном заводе началось только в 1990 году. Их выпускали небольшими партиями, поэтому Урал-4322 получали и моторы КамАЗ-740.
После развала Советского Союза завод КДЗ в независимом Казахстане быстро «приказал долго жить». Это было ожидаемо – предприятие до 1992 года включительно сумело собрать всего чуть больше 400 двигателей.
Уральский автомобильный завод не растерялся – он начал сотрудничать с немцами напрямую, устанавливая оригинальные силовые агрегаты Deutz. Кстати, в паре с ними шли коробки передач ZF. Естественно, такие модификации выпускались в единичных экземплярах – на дворе было начало 90-х и глубочайший экономический кризис.
Большинство Урал-4322 получали двигатели КамАЗ, как и кабины. Но вскоре сотрудничество прекратилось – производитель решил, что не стоит помогать прямому конкуренту. Это поставило окончательный крест на модели.
Сейчас встретить Урал-4322 нереально. Хотя, они еще долго катались по российским дорогам после окончания производства в середине 90-х.
Одно нужно знать четко – на Урал-4320 не ставили бензиновые двигатели – только дизельные. Что касается ЗиЛ-131, то там все с точностью до наоборот.
Всем хорош дизельный «Урал», кроме одного – холодной зимой запустить его двигатель не так-то просто. На советских стройках века часто предпочитали ЗиЛ-131 и Урал-375. Хотя, последний расходовал бензин не ведрами, а бочками. Впрочем, дизельные «Уралы» в то время, середине 70-х, еще не выпускались серийно.
Некоторые путают ЗиЛ-131 с «Уралом». Фото: Youtube.com
Но однажды конструкторов Уральского автомобильного завода осенило – есть дизельные грузовики, способные работать в самых суровых условиях. Им наплевать на экстремально низкие температуры.
Идея
Разговор пойдет про грузовики в своем роде уникальные. Это немецкие Magirus-Deutz, купленные в 1974 году. Для производителя это был настоящий «контракт века», ведь Советский Союз приобрел 10 000 автомобилей, в первую очередь, самосвалов.
Грузовики Magirus-Deutz были лучшими в СССР. Фото: Youtube.com
А уникальность Magirus-Deutz в двигателях. Неизвестно как, но немцы умудрились так доработать устаревший дизельным мотор, что он оказался лучше многих современных.
Грузовики Магирус-Дойц оснащались силовыми агрегатами с воздушным, а не жидкостным охлаждением. Они имели ряд преимуществ:
✅ Простоту конструкции
✅ Легкость
✅ Ремонтопригодность
✅ Надежность
Ни один серийный дизель из СССР не мог сравниться с двигателем от Magirus-Deutz. И это подтвердит любой водитель-профессионал, начинавший карьеру в 70-х прошлого века.
Редкое фото отправки грузовиков в СССР. Фото: Youtube.com
Решив, что покупать партии немецких грузовиков слишком дорого, правительство, с подачи инженеров Уральского автомобильного завода, купило лицензию на двигатель. Речь о моторе F8L413 V8, стоявшем на тех самых легендарных грузовиках.
Этот силовой агрегат имел объем 11,3 литра и развивал 232 л. с. Выпуск его, по старой советской традиции, решили передать новичкам.
С КамАЗ схема оказалась успешной, хотя руководство ЗиЛ, у которого отобрали проект дизельного грузовика, долго горевало. А советские аналоги двигателей Magirus-Deutz отдали на новое предприятие, строившееся в Казахской ССР.
Но тут так совпало, что Уральский автомобильный завод готовил к серийному запуску дизельный грузовик. А моторы на предприятии не делали, сотрудничая с ЯМЗ и КамАЗ. Такие же отношения планировали наладить и с казахским КДЗ.
В принципе, уже изначально можно было угадать, что ничего из этой идеи не выйдет. Ведь качество у тех же КАЗ и ЕрАЗ ниже плинтуса. Но, видимо решили, что казахи не такие безалаберные, как грузины и армяне.
Тот самый немецкий дизель воздушного охлаждения. Фото: Youtube.com
Но ведь проблема тут вовсе не в характере представителей какого-либо народа. Просто в стране, где никогда не было крупных заводов, сложно сразу найти «правильных» рабочих. Из нужно вырастить, желательно, чтобы те являлись представителями целых династий. Откуда такие в Казахстане, спрашивается?
Но надо же с чего-то начинать. Тем более, что Кустанайский дизельный завод закладывался в расчете на производство 40 тысяч моторов для грузовиков в год. А еще это предприятие планировалось совместным с немцами.
Первая серия Урал-4322
Как и следовало ожидать, завод в Казахской ССР строился долго. Поэтому первые опытные Урал-4322 получили моторы КамАЗ-740. Появились несколько прототипов в 1978 году. На всякий случай напомним, что в это время Урал-4320 уже начали выпускать серийно.
Грузовики первого семейства были нарочито грубыми. Фото: архивное
В дальнейшем на автомобиль предполагалось ставить новые дизели КДЗ с воздушным охлаждением. Чтобы модель не «зарезали» еще на стадии производства, дескать, зачем два почти одинаковых грузовика, ее изменили.
Кабину, например, взяли от КамАЗ-5320. Она просторнее «родной». Только пришлось потрудиться, переделывая ее под капотную компоновку.
На всякий случай, конструкторы решили сделать серьезный реверанс в сторону военных – грузовик получил герметизацию двигателя, коробки передач и других узлов. И это еще не все отличия – КПП обзавелась пневматическим усилителем.
Были сделаны и уникальные амфибии в нескольких экземплярах. Они держались на воде за счет высокобортного герметизированного кузова. Спереди ставили волноотражающий щит, но только перед погружением. А двигаться на воде помогали колеса и пара гребных валов сзади.
В серию эти автомобили не пошли, что и понятно – они были опытными. На них оттачивали особенности конструкции, ожидая главный козырь – новый дизельный мотор с воздушным охлаждением.
Второе поколение
Первые опытные двигатели на заводе КДЗ выпустили только ближе к 1987 году. Их торжественно нарекли Урал-744.10, намекая на то, что сделали моторы с конкретной целью. А еще в индексе наблюдается явная связь с «камазовским» силовым агрегатом и превосходство над ним в цифрах.
Такой самосвал получил индекс 55223. Фото: Youtube.com
Самое смешное, что двигатели от Magirus-Deutz и их советские копии родом из 1930-х годов. Поэтому они никак не могли быть современнее моторов КамАЗ-740 с жидкостным охлаждением.
Грузовики второго поколения получились более гармоничными внешне. Кабины от КамАЗ-5320 доработали, да и подкапотное пространство теперь смотрелось интереснее.
Внутри появились:
✅ Подрессоренное регулируемое сиденье
✅ Оригинальная панель приборов
✅ Автономный отопитель
В базовой версии бортовой Урал-4322 имел мощную лебедку на 8 тонн. Трос можно было выводить как вперед, так и назад.
Даже с опытным двигателем грузовик мог разогнаться до 93 км/ч на шоссе. Расход топлива тоже радовал – 34 литра на 100 км.
Модификации
Так как на дворе стоял конец 80-х с его «перестройками» и кооператорами, на Уральском автомобильном заводе решили охватить все и сразу. Базовая версия оснащалась бортовым металлическим кузовом. Это был универсальный грузовик «для всего».
Базовая модификация грузовиков второго поколения. Фото: Youtube.com
Для военных созданы версии с КУНГ как в базовом, так и северном исполнениях. Специально для работников нефтегазовой промышленности выпускали вахтовые автобусы. Был даже седельный тягач.
Ну и классика жанра, ради чего это все и начиналось в принципе – самосвалы с односторонней разгрузкой. Они должны были отправиться на строительство очередной БАМ или другой «стройки века».
Особо стоит отметить гоночный Урал-4322, построенный специально для ралли Париж-Москва-Пекин. Двигатель там развивал 360 л. с. Машина должна была участвовать в соревнованиях 1991 года. Но из-за развала СССР ничего не получилось.
Версия грузовика с КУНГ. Фото: Youtube.com
Зато автомобиль выступил в ралли 1992 года. Там он не занял призовых мест, но получил приз за волю к победе.
Серийное производство двигателей на Кустанайском дизельном заводе началось только в 1990 году. Их выпускали небольшими партиями, поэтому Урал-4322 получали и моторы КамАЗ-740.
Судьба модели в России
После развала Советского Союза завод КДЗ в независимом Казахстане быстро «приказал долго жить». Это было ожидаемо – предприятие до 1992 года включительно сумело собрать всего чуть больше 400 двигателей.
Был даже седельный тягач. Фото: Youtube.com
Уральский автомобильный завод не растерялся – он начал сотрудничать с немцами напрямую, устанавливая оригинальные силовые агрегаты Deutz. Кстати, в паре с ними шли коробки передач ZF. Естественно, такие модификации выпускались в единичных экземплярах – на дворе было начало 90-х и глубочайший экономический кризис.
Большинство Урал-4322 получали двигатели КамАЗ, как и кабины. Но вскоре сотрудничество прекратилось – производитель решил, что не стоит помогать прямому конкуренту. Это поставило окончательный крест на модели.
Сейчас встретить Урал-4322 нереально. Хотя, они еще долго катались по российским дорогам после окончания производства в середине 90-х.
- Ульф
- https://youtube.com; архивные
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....