«Фрегат Экоджет»: характеристики и перспективы проекта
1 111

«Фрегат Экоджет»: характеристики и перспективы проекта

Неординарный и даже революционный проект «Фрегат Экоджет» от других подобных отличается сразу по двум направлениям. Первое – техническое, здесь подразумевается необычная конструкция воздушного судна, связанная с овальным фюзеляжем, изготовленным из литий-алюминиевых сплавов. И второй момент – инновационный подход к организации строительства и последующей реализации самолета.


Технические особенности


Идея создать самолет с овальным корпусом появилась примерно лет тридцать назад. Изначально проект назывался «Ту-304». Мысль проста: конструкторы захотели объединить экономичность узкофюзеляжного воздушного судна с большими возможностями широкофюзеляжного. Эллипсоидное сечение гарантирует увеличение по объему пассажирского салона и снижение массы авиалайнера.

«Фрегат Экоджет»: характеристики и перспективы проектаДалеко не все считают овальный фюзеляж хорошим техническим решением. Фото: YouTube.com

На сегодня 56 % авиационных рейсов выполняются широкофюзеляжными лайнерами на расстояния до 3 тыс. км: в ряде регионов этот процент еще выше.

Между креслами (расстояние не менее полуметра) предусмотрено три, а не два прохода, как это принято в современных самолетах. Будет использована схема 2+3+3+2.

Компоновка салона и размещение пассажиров с ручной кладью. Фото: YouTube.com

Разработкой «Фрегат Экоджет» занимается «Росавиаконсорциум»: уже на начально стадии овальный фюзеляж вызвал даже не волну, а шквал критики. Однако специалисты основываются не на своих домыслах, а результатах продувки макета в криогенной аэродинамической трубе.

Габариты самолета позволяют вписаться в рамки любого аэродрома, принимающего широкофюзеляжные лайнеры. Фото: YouTube.com

Также проведено тщательное компьютерное моделирование. Исследования доказывают жизнеспособность нестандартной конфигурации корпуса лайнера.

Двигатели: два или четыре?


Уже с 90-х годов мировое самолетостроение постепенно двигалось к схеме, предусматривающей установку на воздушное пассажирское судно только два силовых агрегата. Это было обусловлено меньшим расходом топлива и снижением массы лайнера. «Фрегат Экоджет» тоже изначально планировалось сделать двухдвигательным. Однако Валентин Климов, вставший во главе проекта еще в 1991-м году предложил свой вариант. Новая схема, предусматривающая четыре двигателя, получила название «Фриджет».

Вариант Fregat с четырьмя двигателями. Фото: YouTube.com

Роль силовых агрегатов должны играть ПД-14, выпускаемые в Перми. Этими же моторами тогда хотели укомплектовать МС-21. Что даст установка 4-х двигателей вместо 2-х? По мнению Климова, все дело в вырабатываемом электричестве, которого на новом самолете потребуется почти тысяча киловатт. Руководитель проекта в 2017-м, отвечая на вопросы корреспондента Russian Aviation Insider, утверждал, что на самолете необходимо электрифицировать все системы: руления, кондиционирования, антиобледенения и т. п. Если все это реализовать, то отпадет необходимость использования распространенной ныне технологии air-bleed system.

Два или четыре мотора? Вопрос пока так и не решен. Фото: YouTube.com

Речь идет об отборе воздуха из работающего двигателя для обеспечения функционирования пневматических устройств, гарантирующих, например, обогрев плоскостей планера, комфортное давление внутри самолета и т. д.

По подсчетам Климова, использование электричества уменьшит расход горючего на 12 %, а вес лайнера – на 10 %. При этом траты на обслуживание снизятся на 5-10 %. Общие технические данные «Фрегат Экоджет» ( в скобках для «Фриджет»):

✅ масса снаряженного и пустого самолета – 140,4 и 84,86 т
✅ вес горючего в крыльях – 32,3 т
✅ силовая установка – пара ПД-18Р или ПС-90А20 (четыре ПД-14)
✅ крейсерская скорость – 840 (850) км/ч
✅ дальность – до 3 тыс. 500 км
✅ пассажировместимость – до 352 (в бизнес-классе – 280, среднем – 302) человек

Возможна установка центрального бака: в таком случае самолет будет способен перелететь на расстояние до 8 тыс. км. По сравнению с А300 или Ил-86, новое судно легче на 80 т и короче на 30 %.

Варианты самолета с разным количеством пассажиров. Фото: YouTube.com

Существует возможность установки импортных двигателей Rolls-Royce Trent 500 либо Pratt & Whitney PW1000G. Несмотря на привлекательность четырехдвигательной схемы, в мире от нее постепенно отказываются. Так, Boeing-747 сняли с конвейера в 2022-м, А380 – годом раньше.

Организация строительства «Фрегат Экоджет»


А что здесь может быть нового? Сегодня в процессе создания самолетов участвует множество компаний: без глубокой кооперации быстро сделать воздушное судно не получится. Например, тот же «Боинг» или «Аэрбас» только разрабатывают конструкцию новой модели и собирают ее на финальном этапе. Все агрегаты, узлы, системы изготавливают сторонние производители.

По такой же схеме в РФ создают импортозамещенный SSJ-100. Однако «Росавиаконсорциум» решил продвинуться в этом направлении еще дальше. Изучив опыт производителей мобильных телефонов, авиастроители решили передать внешним компаниям финальную сборку и даже проведение испытательных полетов. Сам «Росавиаконсорциум» будет играть роль разработчика проекта, держателя Сертификата и координатора. Как это осуществится на практике?

Варианты кооперации


Планируется разработать схему, в которую войдут обоснования возможности изготовления того или иного узла, перечень требуемого оборудования и технологических процессов, этапы изготовления самолета. В заключении необходим список производителей с указанием специализации. Причем подберут несколько исполнителей, способных выполнить заказ, чтобы при отказе одного передать задание другому. Для окончательной сборки «Фрегат Экоджет» «Росавиаконсорциум» предлагает такие компании, как Mitsubishi HeavyIndustries (Япония), Fokker из Голландии или американскую Spirit AeroCyctem. Однако в текущих политических условиях такие варианты нереальны. О том, чтобы сборку производить в РФ, «Росавиаконсорциум» пока ничего не сообщает.

Эксплуатация самолета авиаперевозчиками


Экономический эффект планируется просчитать заранее. К этому привлекаются компании, эксплуатирующие схожие лайнеры. В отношении «Фрегат Экоджет» это российские S7 Airlines и «ЮТЭйр». Их представители уже совершили свои расчеты, основываясь на реальных данных. Например, если бы разрабатываемый самолет уже летал по маршруту Москва – Сочи, билет стоил бы примерно 9 тыс. 700 руб.

Скорость самолета обычная: лететь придется столько же времени, как и сегодня. Фото: YouTube.com

При расчетах учитывалась стоимость самолета в 80 млн. «зеленых». Для сравнения: на 1.07.2023 самый дешевый перелет этим рейсом обойдется в 13 тыс. 370 руб. (авиаперевозчик – компания «Северный Ветер»). Билет от той же S7 AirLines стоит уже 20 тыс. 630 руб.

Поиск заказчиков


После того, как «Росавиаконсорциум» будет иметь электронную версию самолета со всеми техническими данными, можно приступать к поиску потенциальных заказчиков. Мировой опыт говорит о том, что авиаперевозчикам «не привыкать» приобретать самолеты не «вживую» а только в электронном виде. Примером может служить российская компания «Иркут», уже давно заключившая контракт на поставку МС-21.

Резюме


На сегодняшний момент каких-либо новостей по проекту нет: созданием самолета последний раз активно интересовались в 2017-18 годах. В 2019-м было организовано ООО «Фрегат Экоджет», которое возглавил В. Денисов. Четыре года назад утверждалось: самолет продувается в трансзвуковой аэродинамической трубе. На тот момент было известно: разработка оценена в 72 млрд. руб.

Продувка макета самолета в аэродинамической трубе. Фото: YouTube.com

При этом треть суммы поступит из государственных резервов. К 2030-му предполагается выпустить не менее 250 единиц техники. К этому же времени проект должен окупиться.
А вы что думаете о проекте «Фрегат Экоджет»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас