«Фрегат Экоджет»: характеристики и перспективы проекта
Неординарный и даже революционный проект «Фрегат Экоджет» от других подобных отличается сразу по двум направлениям. Первое – техническое, здесь подразумевается необычная конструкция воздушного судна, связанная с овальным фюзеляжем, изготовленным из литий-алюминиевых сплавов. И второй момент – инновационный подход к организации строительства и последующей реализации самолета.
Идея создать самолет с овальным корпусом появилась примерно лет тридцать назад. Изначально проект назывался «Ту-304». Мысль проста: конструкторы захотели объединить экономичность узкофюзеляжного воздушного судна с большими возможностями широкофюзеляжного. Эллипсоидное сечение гарантирует увеличение по объему пассажирского салона и снижение массы авиалайнера.
Между креслами (расстояние не менее полуметра) предусмотрено три, а не два прохода, как это принято в современных самолетах. Будет использована схема 2+3+3+2.
Разработкой «Фрегат Экоджет» занимается «Росавиаконсорциум»: уже на начально стадии овальный фюзеляж вызвал даже не волну, а шквал критики. Однако специалисты основываются не на своих домыслах, а результатах продувки макета в криогенной аэродинамической трубе.
Также проведено тщательное компьютерное моделирование. Исследования доказывают жизнеспособность нестандартной конфигурации корпуса лайнера.
Уже с 90-х годов мировое самолетостроение постепенно двигалось к схеме, предусматривающей установку на воздушное пассажирское судно только два силовых агрегата. Это было обусловлено меньшим расходом топлива и снижением массы лайнера. «Фрегат Экоджет» тоже изначально планировалось сделать двухдвигательным. Однако Валентин Климов, вставший во главе проекта еще в 1991-м году предложил свой вариант. Новая схема, предусматривающая четыре двигателя, получила название «Фриджет».
Роль силовых агрегатов должны играть ПД-14, выпускаемые в Перми. Этими же моторами тогда хотели укомплектовать МС-21. Что даст установка 4-х двигателей вместо 2-х? По мнению Климова, все дело в вырабатываемом электричестве, которого на новом самолете потребуется почти тысяча киловатт. Руководитель проекта в 2017-м, отвечая на вопросы корреспондента Russian Aviation Insider, утверждал, что на самолете необходимо электрифицировать все системы: руления, кондиционирования, антиобледенения и т. п. Если все это реализовать, то отпадет необходимость использования распространенной ныне технологии air-bleed system.
По подсчетам Климова, использование электричества уменьшит расход горючего на 12 %, а вес лайнера – на 10 %. При этом траты на обслуживание снизятся на 5-10 %. Общие технические данные «Фрегат Экоджет» ( в скобках для «Фриджет»):
✅ масса снаряженного и пустого самолета – 140,4 и 84,86 т
✅ вес горючего в крыльях – 32,3 т
✅ силовая установка – пара ПД-18Р или ПС-90А20 (четыре ПД-14)
✅ крейсерская скорость – 840 (850) км/ч
✅ дальность – до 3 тыс. 500 км
✅ пассажировместимость – до 352 (в бизнес-классе – 280, среднем – 302) человек
Возможна установка центрального бака: в таком случае самолет будет способен перелететь на расстояние до 8 тыс. км. По сравнению с А300 или Ил-86, новое судно легче на 80 т и короче на 30 %.
Существует возможность установки импортных двигателей Rolls-Royce Trent 500 либо Pratt & Whitney PW1000G. Несмотря на привлекательность четырехдвигательной схемы, в мире от нее постепенно отказываются. Так, Boeing-747 сняли с конвейера в 2022-м, А380 – годом раньше.
А что здесь может быть нового? Сегодня в процессе создания самолетов участвует множество компаний: без глубокой кооперации быстро сделать воздушное судно не получится. Например, тот же «Боинг» или «Аэрбас» только разрабатывают конструкцию новой модели и собирают ее на финальном этапе. Все агрегаты, узлы, системы изготавливают сторонние производители.
По такой же схеме в РФ создают импортозамещенный SSJ-100. Однако «Росавиаконсорциум» решил продвинуться в этом направлении еще дальше. Изучив опыт производителей мобильных телефонов, авиастроители решили передать внешним компаниям финальную сборку и даже проведение испытательных полетов. Сам «Росавиаконсорциум» будет играть роль разработчика проекта, держателя Сертификата и координатора. Как это осуществится на практике?
Планируется разработать схему, в которую войдут обоснования возможности изготовления того или иного узла, перечень требуемого оборудования и технологических процессов, этапы изготовления самолета. В заключении необходим список производителей с указанием специализации. Причем подберут несколько исполнителей, способных выполнить заказ, чтобы при отказе одного передать задание другому. Для окончательной сборки «Фрегат Экоджет» «Росавиаконсорциум» предлагает такие компании, как Mitsubishi HeavyIndustries (Япония), Fokker из Голландии или американскую Spirit AeroCyctem. Однако в текущих политических условиях такие варианты нереальны. О том, чтобы сборку производить в РФ, «Росавиаконсорциум» пока ничего не сообщает.
Экономический эффект планируется просчитать заранее. К этому привлекаются компании, эксплуатирующие схожие лайнеры. В отношении «Фрегат Экоджет» это российские S7 Airlines и «ЮТЭйр». Их представители уже совершили свои расчеты, основываясь на реальных данных. Например, если бы разрабатываемый самолет уже летал по маршруту Москва – Сочи, билет стоил бы примерно 9 тыс. 700 руб.
При расчетах учитывалась стоимость самолета в 80 млн. «зеленых». Для сравнения: на 1.07.2023 самый дешевый перелет этим рейсом обойдется в 13 тыс. 370 руб. (авиаперевозчик – компания «Северный Ветер»). Билет от той же S7 AirLines стоит уже 20 тыс. 630 руб.
После того, как «Росавиаконсорциум» будет иметь электронную версию самолета со всеми техническими данными, можно приступать к поиску потенциальных заказчиков. Мировой опыт говорит о том, что авиаперевозчикам «не привыкать» приобретать самолеты не «вживую» а только в электронном виде. Примером может служить российская компания «Иркут», уже давно заключившая контракт на поставку МС-21.
На сегодняшний момент каких-либо новостей по проекту нет: созданием самолета последний раз активно интересовались в 2017-18 годах. В 2019-м было организовано ООО «Фрегат Экоджет», которое возглавил В. Денисов. Четыре года назад утверждалось: самолет продувается в трансзвуковой аэродинамической трубе. На тот момент было известно: разработка оценена в 72 млрд. руб.
При этом треть суммы поступит из государственных резервов. К 2030-му предполагается выпустить не менее 250 единиц техники. К этому же времени проект должен окупиться.
Технические особенности
Идея создать самолет с овальным корпусом появилась примерно лет тридцать назад. Изначально проект назывался «Ту-304». Мысль проста: конструкторы захотели объединить экономичность узкофюзеляжного воздушного судна с большими возможностями широкофюзеляжного. Эллипсоидное сечение гарантирует увеличение по объему пассажирского салона и снижение массы авиалайнера.
Далеко не все считают овальный фюзеляж хорошим техническим решением. Фото: YouTube.com
На сегодня 56 % авиационных рейсов выполняются широкофюзеляжными лайнерами на расстояния до 3 тыс. км: в ряде регионов этот процент еще выше.
Между креслами (расстояние не менее полуметра) предусмотрено три, а не два прохода, как это принято в современных самолетах. Будет использована схема 2+3+3+2.
Компоновка салона и размещение пассажиров с ручной кладью. Фото: YouTube.com
Разработкой «Фрегат Экоджет» занимается «Росавиаконсорциум»: уже на начально стадии овальный фюзеляж вызвал даже не волну, а шквал критики. Однако специалисты основываются не на своих домыслах, а результатах продувки макета в криогенной аэродинамической трубе.
Габариты самолета позволяют вписаться в рамки любого аэродрома, принимающего широкофюзеляжные лайнеры. Фото: YouTube.com
Также проведено тщательное компьютерное моделирование. Исследования доказывают жизнеспособность нестандартной конфигурации корпуса лайнера.
Двигатели: два или четыре?
Уже с 90-х годов мировое самолетостроение постепенно двигалось к схеме, предусматривающей установку на воздушное пассажирское судно только два силовых агрегата. Это было обусловлено меньшим расходом топлива и снижением массы лайнера. «Фрегат Экоджет» тоже изначально планировалось сделать двухдвигательным. Однако Валентин Климов, вставший во главе проекта еще в 1991-м году предложил свой вариант. Новая схема, предусматривающая четыре двигателя, получила название «Фриджет».
Вариант Fregat с четырьмя двигателями. Фото: YouTube.com
Роль силовых агрегатов должны играть ПД-14, выпускаемые в Перми. Этими же моторами тогда хотели укомплектовать МС-21. Что даст установка 4-х двигателей вместо 2-х? По мнению Климова, все дело в вырабатываемом электричестве, которого на новом самолете потребуется почти тысяча киловатт. Руководитель проекта в 2017-м, отвечая на вопросы корреспондента Russian Aviation Insider, утверждал, что на самолете необходимо электрифицировать все системы: руления, кондиционирования, антиобледенения и т. п. Если все это реализовать, то отпадет необходимость использования распространенной ныне технологии air-bleed system.
Два или четыре мотора? Вопрос пока так и не решен. Фото: YouTube.com
Речь идет об отборе воздуха из работающего двигателя для обеспечения функционирования пневматических устройств, гарантирующих, например, обогрев плоскостей планера, комфортное давление внутри самолета и т. д.
По подсчетам Климова, использование электричества уменьшит расход горючего на 12 %, а вес лайнера – на 10 %. При этом траты на обслуживание снизятся на 5-10 %. Общие технические данные «Фрегат Экоджет» ( в скобках для «Фриджет»):
✅ масса снаряженного и пустого самолета – 140,4 и 84,86 т
✅ вес горючего в крыльях – 32,3 т
✅ силовая установка – пара ПД-18Р или ПС-90А20 (четыре ПД-14)
✅ крейсерская скорость – 840 (850) км/ч
✅ дальность – до 3 тыс. 500 км
✅ пассажировместимость – до 352 (в бизнес-классе – 280, среднем – 302) человек
Возможна установка центрального бака: в таком случае самолет будет способен перелететь на расстояние до 8 тыс. км. По сравнению с А300 или Ил-86, новое судно легче на 80 т и короче на 30 %.
Варианты самолета с разным количеством пассажиров. Фото: YouTube.com
Существует возможность установки импортных двигателей Rolls-Royce Trent 500 либо Pratt & Whitney PW1000G. Несмотря на привлекательность четырехдвигательной схемы, в мире от нее постепенно отказываются. Так, Boeing-747 сняли с конвейера в 2022-м, А380 – годом раньше.
Организация строительства «Фрегат Экоджет»
А что здесь может быть нового? Сегодня в процессе создания самолетов участвует множество компаний: без глубокой кооперации быстро сделать воздушное судно не получится. Например, тот же «Боинг» или «Аэрбас» только разрабатывают конструкцию новой модели и собирают ее на финальном этапе. Все агрегаты, узлы, системы изготавливают сторонние производители.
По такой же схеме в РФ создают импортозамещенный SSJ-100. Однако «Росавиаконсорциум» решил продвинуться в этом направлении еще дальше. Изучив опыт производителей мобильных телефонов, авиастроители решили передать внешним компаниям финальную сборку и даже проведение испытательных полетов. Сам «Росавиаконсорциум» будет играть роль разработчика проекта, держателя Сертификата и координатора. Как это осуществится на практике?
Варианты кооперации
Планируется разработать схему, в которую войдут обоснования возможности изготовления того или иного узла, перечень требуемого оборудования и технологических процессов, этапы изготовления самолета. В заключении необходим список производителей с указанием специализации. Причем подберут несколько исполнителей, способных выполнить заказ, чтобы при отказе одного передать задание другому. Для окончательной сборки «Фрегат Экоджет» «Росавиаконсорциум» предлагает такие компании, как Mitsubishi HeavyIndustries (Япония), Fokker из Голландии или американскую Spirit AeroCyctem. Однако в текущих политических условиях такие варианты нереальны. О том, чтобы сборку производить в РФ, «Росавиаконсорциум» пока ничего не сообщает.
Эксплуатация самолета авиаперевозчиками
Экономический эффект планируется просчитать заранее. К этому привлекаются компании, эксплуатирующие схожие лайнеры. В отношении «Фрегат Экоджет» это российские S7 Airlines и «ЮТЭйр». Их представители уже совершили свои расчеты, основываясь на реальных данных. Например, если бы разрабатываемый самолет уже летал по маршруту Москва – Сочи, билет стоил бы примерно 9 тыс. 700 руб.
Скорость самолета обычная: лететь придется столько же времени, как и сегодня. Фото: YouTube.com
При расчетах учитывалась стоимость самолета в 80 млн. «зеленых». Для сравнения: на 1.07.2023 самый дешевый перелет этим рейсом обойдется в 13 тыс. 370 руб. (авиаперевозчик – компания «Северный Ветер»). Билет от той же S7 AirLines стоит уже 20 тыс. 630 руб.
Поиск заказчиков
После того, как «Росавиаконсорциум» будет иметь электронную версию самолета со всеми техническими данными, можно приступать к поиску потенциальных заказчиков. Мировой опыт говорит о том, что авиаперевозчикам «не привыкать» приобретать самолеты не «вживую» а только в электронном виде. Примером может служить российская компания «Иркут», уже давно заключившая контракт на поставку МС-21.
Резюме
На сегодняшний момент каких-либо новостей по проекту нет: созданием самолета последний раз активно интересовались в 2017-18 годах. В 2019-м было организовано ООО «Фрегат Экоджет», которое возглавил В. Денисов. Четыре года назад утверждалось: самолет продувается в трансзвуковой аэродинамической трубе. На тот момент было известно: разработка оценена в 72 млрд. руб.
Продувка макета самолета в аэродинамической трубе. Фото: YouTube.com
При этом треть суммы поступит из государственных резервов. К 2030-му предполагается выпустить не менее 250 единиц техники. К этому же времени проект должен окупиться.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....