Полузабытые МАЗы: экспериментальные и серийные седельные тягачи и автопоезда
954

Полузабытые МАЗы: экспериментальные и серийные седельные тягачи и автопоезда

Крупномасштабное производство МАЗ-500 стартовало в 1965-м году. Машина еще пока не стала широко распространенной, а в КБ завода уже думали, что дальше? Понятно, со временем от эксплуатационников начнут поступать отзывы и, очевидно, что понадобится модернизированная модель. И наметки МАЗ-500А уже были. Также глава КБ завода Михаил Высоцкий смотрел на перспективу, а она складывалась таковой, что объем грузоперевозок в стране увеличивался с каждым годом. Требовались машины-автопоезда, способные быстро передвигаться по магистральным трассам.


В 1965-м появились проекты по созданию на базе МАЗ-500 машин повышенной грузоподъемности. Это автомобили, предназначенные для использования с прицепами, а также седельные тягачи. Однако опытные образцы машин изготавливались и раньше. Одни из них так и остались на стадии экспериментальных разработок, но другие встали на конвейер. Часть машин выпускалась мелкими партиями, иным «везло» больше – организовывалось крупномасштабное производство.

МАЗ-504


Этот автомобиль «вырос» из самосвала МАЗ-511, выпускавшегося с 1962-го года. Авто транспортировало груз весом в 13 т, но для «дальнобоя» явно не годилась. Модель 504 появилась в 1965-м и оснащалась агрегатом ЯМЗ-236 в 180 «лошадей». Технически грузовик почти не отличался от базового МАЗ-500. Все вышесказанное относится и к МАЗ-504Б, который «умел» поднимать платформу для удобства разгрузки. Обе машины имели грузоподъемность в 13,5 т. Этого слишком мало для магистральных перевозок. Следующую разновидность МАЗ-504А поставили на конвейер в 1970-м.

Полузабытые МАЗы: экспериментальные и серийные седельные тягачи и автопоездаМАЗ-504А: более мощный и грузоподъемный. Фото: YouTube.com

Машина получила новый, более мощный движок с восемью цилиндрами ЯМЗ-238, выдававший 240 л. с. Это позволило поднять максимальную скорость до 85 км/ч, а грузоподъемность увеличить до 20 т. Для лучшей устойчивости колесную базу сократили на 200 мм. Установка удлиненных рессор сделала движение по дорогам более плавным.

Внутри машина изменилась ненамного. Фото: YouTube.com

Внешне изменения коснулись только радиаторной решетки. Зато внутри появился обеденный стол, козырьки, защищающие от солнца шторы на боковых окнах. Чтобы уменьшить шумы и вибрацию, при отделке кабины использовали мягкие материалы. Позже завод выпустил МАЗ-504В, предназначенный для поездок за рубеж. Версия 504Г имела самосвальный кузов. Однако проведенная модернизация и даже улучшенные технические характеристики не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами.

МАЗ-504В успел сняться в фильме «Забытые вещи» (1982 год). Фото: YouTube.com

Поэтому после некоторых раздумий Правительство все же сделало выбор в пользу седельных тягачей зарубежного производства. Заводчане не отчаялись и в 1977-м предприняли еще одну попытку усовершенствования 504-го. Изменениям, в угоду европейской моде, подвергли облицовку радиатора. В техническом плане поставили двухконтурную (раздельную) тормозную систему, вентиляцию моторного отсека сделали эффективнее. Машина получила индекс 5429 и серийно выпускалась до 1982-го года. Однако неофициально производство автомобиля осуществлялось до первой половины 90-х.

МАЗ-508В


Седельный тягач с полным приводом, оснащенный дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-236, развивавшим 180 «лошадей». Первые экземпляры были изготовлены еще в 1962-м году. Если сравнивать с 504-й моделью, то эта имела удлиненную базу.

МАЗ-508В в серию не пошел, но применение ему нашли. Фото: YouTube.com

Также автомобиль укомплектовали отдельным масляным насосом, предназначенным для подачи технической жидкости в систему буксируемого полуприцепа. Для нее предусмотрели специальный бак, расположенный справа (топливная емкость находилась слева). В крупномасштабное производство автомобиль так и не «пустили».

МАЗ-509


Первый полноприводной автомобиль собрали в 1966-м. Сначала был опытный автомобиль с индексом «П». Он имел множество недостатков, которые устраняли в ходе испытаний. По их результатам усовершенствовали коробку передач, поставили сцепление с двумя дисками и удлинили базу. Используемый движок – ЯМЗ-236, развивавший 180 л. с. Предназначение модели – транспортировка пиломатериалов.

МАЗ-509А и сегодня в строю. Фото: YouTube.com

В 1969-м машину дополнительно оснастили лебедкой. Но главная особенность автомобиля заключалась в наличии специального механизма, позволявшего затаскивать тележку на тягач в сложенном виде.

Тележка МАЗ-509А трансформировалась с помощью гидравлики. Фото: YouTube.com

Без груза машина становилась двухосной и расходовала меньше горючего. По тем временам это было передовое техническое решение.

МАЗ-514


Первую трехосную машину завода 6Х4 показали в 1965-м. Она оснащалась 6-цилиндровым агрегатом ЯМЗ-236, «сил» которого явно не хватало. Также в ходе испытаний выявили несбалансированность ходовой части ведущих мостов. По этим причинам грузовик сначала в серию не пошел. Наконец, в 1971-м машина получила агрегат ЯМЗ-238 в 240 «лошадей», но и его мощности оказалось недостаточно: тогда уменьшили грузоподъемность до 23 т. Из особенностей конструкции стоит выделить КПП на 8 скоростей, проходной средний мост.

Модель 1:43 МАЗ-514. Фото: YouTube.com

В 1974-м увидел свет МАЗ-514Б: авто с колесной формулой 6Х4 оснастили восьмицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-238Е, выдававшим 265 «лошадей». В этом виде машина встала на конвейер.

МАЗ-515


Сначала, в 1965-м, создали экспериментальный экземпляр: предполагалось, что машина будет использоваться для перевозок за пределами страны. Но из-за отсутствия нужного силового агрегата и недостаточно проработанных мостов проект временно прикрыли. Вернулись к нему в 1974-м: модифицированный МАЗ-515А получил удлиненную (между 1-й и 2-й осью) на 100 мм колесную базу, новый агрегат ЯМЗ-238, более комфортабельную кабину, позаимствованную у МАЗ-500А. Но в серию машина тоже не пошла.

МАЗ-515 с полуприцепом. Фото: YouTube.com

МАЗ-515В – экспериментальный образец, получивший взамен круглых фар в передке, по бокам от решетки радиатора, прямоугольные.

Следующая модификация – МАЗ-515Б в 1974-м году получила кабину от МАЗ-5335 с прямоугольной головной оптикой, интегрированной в бампер. Взамен пары топливных баков поставили один, увеличенной емкости. Машина могла оснащаться кондиционером. Однако всего произвели тридцать авто.

МАЗ-516


Базовый МАЗ-500 с прицепом мог транспортировать до 16,5 т. Но этого было явно недостаточно: стране требовались более «емкие» машины. Однако повышение грузоподъемности требовало уменьшения нагрузки на мосты, поэтому рассматривался вариант трехмостовой модели. Так появился МАЗ-516, имеющий техническое новшество – поднимающуюся заднюю (третью) ось. Это уменьшало расход горючего, увеличивало ресурс покрышек при езде без груза. Ось опускалась и переводилась вверх посредством гидравлики.

Грузовик с поднятым «ленивцем». Фото: YouTube.com

Испытания новинки проходили в 1966-м, а первая серия выехала из заводских цехов в 1969-м: всего 65 машин. Автомобиль сначала использовался в «одиночном порядке» и был способен перевозить 14, чуть позже – 14,5 т груза. В дальнейшем (1970-й год) произошла модернизация модели в виде МАЗ-516А.

Груженый МАЗ-516 с опущенной задней осью. Фото: YouTube.com

Этот автомобиль получил новую кабину от уже вставшего на конвейер МАЗ-500А. Силовым агрегатом ЯМЗ-238 в 250 «лошадей» грузовик оснастили только в 1973-м. МАЗ-516Б являлся последней модификацией 516-й серии. Это все тот же трехмостовый автомобиль с поднимаемой третьей осью. В 1977-м машина выпускалась серийно, уже с силовым агрегатом ЯМЗ-238Н, обеспечивавшим 300 «лошадей». В это же время завод переходит на четырехзначные индексы, однако модель «516» сохранила свои три цифры.
А вы что думаете о магистральных МАЗах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...