Полузабытые МАЗы: экспериментальные и серийные седельные тягачи и автопоезда
Крупномасштабное производство МАЗ-500 стартовало в 1965-м году. Машина еще пока не стала широко распространенной, а в КБ завода уже думали, что дальше? Понятно, со временем от эксплуатационников начнут поступать отзывы и, очевидно, что понадобится модернизированная модель. И наметки МАЗ-500А уже были. Также глава КБ завода Михаил Высоцкий смотрел на перспективу, а она складывалась таковой, что объем грузоперевозок в стране увеличивался с каждым годом. Требовались машины-автопоезда, способные быстро передвигаться по магистральным трассам.
В 1965-м появились проекты по созданию на базе МАЗ-500 машин повышенной грузоподъемности. Это автомобили, предназначенные для использования с прицепами, а также седельные тягачи. Однако опытные образцы машин изготавливались и раньше. Одни из них так и остались на стадии экспериментальных разработок, но другие встали на конвейер. Часть машин выпускалась мелкими партиями, иным «везло» больше – организовывалось крупномасштабное производство.
Этот автомобиль «вырос» из самосвала МАЗ-511, выпускавшегося с 1962-го года. Авто транспортировало груз весом в 13 т, но для «дальнобоя» явно не годилась. Модель 504 появилась в 1965-м и оснащалась агрегатом ЯМЗ-236 в 180 «лошадей». Технически грузовик почти не отличался от базового МАЗ-500. Все вышесказанное относится и к МАЗ-504Б, который «умел» поднимать платформу для удобства разгрузки. Обе машины имели грузоподъемность в 13,5 т. Этого слишком мало для магистральных перевозок. Следующую разновидность МАЗ-504А поставили на конвейер в 1970-м.
Машина получила новый, более мощный движок с восемью цилиндрами ЯМЗ-238, выдававший 240 л. с. Это позволило поднять максимальную скорость до 85 км/ч, а грузоподъемность увеличить до 20 т. Для лучшей устойчивости колесную базу сократили на 200 мм. Установка удлиненных рессор сделала движение по дорогам более плавным.
Внешне изменения коснулись только радиаторной решетки. Зато внутри появился обеденный стол, козырьки, защищающие от солнца шторы на боковых окнах. Чтобы уменьшить шумы и вибрацию, при отделке кабины использовали мягкие материалы. Позже завод выпустил МАЗ-504В, предназначенный для поездок за рубеж. Версия 504Г имела самосвальный кузов. Однако проведенная модернизация и даже улучшенные технические характеристики не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами.
Поэтому после некоторых раздумий Правительство все же сделало выбор в пользу седельных тягачей зарубежного производства. Заводчане не отчаялись и в 1977-м предприняли еще одну попытку усовершенствования 504-го. Изменениям, в угоду европейской моде, подвергли облицовку радиатора. В техническом плане поставили двухконтурную (раздельную) тормозную систему, вентиляцию моторного отсека сделали эффективнее. Машина получила индекс 5429 и серийно выпускалась до 1982-го года. Однако неофициально производство автомобиля осуществлялось до первой половины 90-х.
Седельный тягач с полным приводом, оснащенный дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-236, развивавшим 180 «лошадей». Первые экземпляры были изготовлены еще в 1962-м году. Если сравнивать с 504-й моделью, то эта имела удлиненную базу.
Также автомобиль укомплектовали отдельным масляным насосом, предназначенным для подачи технической жидкости в систему буксируемого полуприцепа. Для нее предусмотрели специальный бак, расположенный справа (топливная емкость находилась слева). В крупномасштабное производство автомобиль так и не «пустили».
Первый полноприводной автомобиль собрали в 1966-м. Сначала был опытный автомобиль с индексом «П». Он имел множество недостатков, которые устраняли в ходе испытаний. По их результатам усовершенствовали коробку передач, поставили сцепление с двумя дисками и удлинили базу. Используемый движок – ЯМЗ-236, развивавший 180 л. с. Предназначение модели – транспортировка пиломатериалов.
В 1969-м машину дополнительно оснастили лебедкой. Но главная особенность автомобиля заключалась в наличии специального механизма, позволявшего затаскивать тележку на тягач в сложенном виде.
Без груза машина становилась двухосной и расходовала меньше горючего. По тем временам это было передовое техническое решение.
Первую трехосную машину завода 6Х4 показали в 1965-м. Она оснащалась 6-цилиндровым агрегатом ЯМЗ-236, «сил» которого явно не хватало. Также в ходе испытаний выявили несбалансированность ходовой части ведущих мостов. По этим причинам грузовик сначала в серию не пошел. Наконец, в 1971-м машина получила агрегат ЯМЗ-238 в 240 «лошадей», но и его мощности оказалось недостаточно: тогда уменьшили грузоподъемность до 23 т. Из особенностей конструкции стоит выделить КПП на 8 скоростей, проходной средний мост.
В 1974-м увидел свет МАЗ-514Б: авто с колесной формулой 6Х4 оснастили восьмицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-238Е, выдававшим 265 «лошадей». В этом виде машина встала на конвейер.
Сначала, в 1965-м, создали экспериментальный экземпляр: предполагалось, что машина будет использоваться для перевозок за пределами страны. Но из-за отсутствия нужного силового агрегата и недостаточно проработанных мостов проект временно прикрыли. Вернулись к нему в 1974-м: модифицированный МАЗ-515А получил удлиненную (между 1-й и 2-й осью) на 100 мм колесную базу, новый агрегат ЯМЗ-238, более комфортабельную кабину, позаимствованную у МАЗ-500А. Но в серию машина тоже не пошла.
Следующая модификация – МАЗ-515Б в 1974-м году получила кабину от МАЗ-5335 с прямоугольной головной оптикой, интегрированной в бампер. Взамен пары топливных баков поставили один, увеличенной емкости. Машина могла оснащаться кондиционером. Однако всего произвели тридцать авто.
Базовый МАЗ-500 с прицепом мог транспортировать до 16,5 т. Но этого было явно недостаточно: стране требовались более «емкие» машины. Однако повышение грузоподъемности требовало уменьшения нагрузки на мосты, поэтому рассматривался вариант трехмостовой модели. Так появился МАЗ-516, имеющий техническое новшество – поднимающуюся заднюю (третью) ось. Это уменьшало расход горючего, увеличивало ресурс покрышек при езде без груза. Ось опускалась и переводилась вверх посредством гидравлики.
Испытания новинки проходили в 1966-м, а первая серия выехала из заводских цехов в 1969-м: всего 65 машин. Автомобиль сначала использовался в «одиночном порядке» и был способен перевозить 14, чуть позже – 14,5 т груза. В дальнейшем (1970-й год) произошла модернизация модели в виде МАЗ-516А.
Этот автомобиль получил новую кабину от уже вставшего на конвейер МАЗ-500А. Силовым агрегатом ЯМЗ-238 в 250 «лошадей» грузовик оснастили только в 1973-м. МАЗ-516Б являлся последней модификацией 516-й серии. Это все тот же трехмостовый автомобиль с поднимаемой третьей осью. В 1977-м машина выпускалась серийно, уже с силовым агрегатом ЯМЗ-238Н, обеспечивавшим 300 «лошадей». В это же время завод переходит на четырехзначные индексы, однако модель «516» сохранила свои три цифры.
В 1965-м появились проекты по созданию на базе МАЗ-500 машин повышенной грузоподъемности. Это автомобили, предназначенные для использования с прицепами, а также седельные тягачи. Однако опытные образцы машин изготавливались и раньше. Одни из них так и остались на стадии экспериментальных разработок, но другие встали на конвейер. Часть машин выпускалась мелкими партиями, иным «везло» больше – организовывалось крупномасштабное производство.
МАЗ-504
Этот автомобиль «вырос» из самосвала МАЗ-511, выпускавшегося с 1962-го года. Авто транспортировало груз весом в 13 т, но для «дальнобоя» явно не годилась. Модель 504 появилась в 1965-м и оснащалась агрегатом ЯМЗ-236 в 180 «лошадей». Технически грузовик почти не отличался от базового МАЗ-500. Все вышесказанное относится и к МАЗ-504Б, который «умел» поднимать платформу для удобства разгрузки. Обе машины имели грузоподъемность в 13,5 т. Этого слишком мало для магистральных перевозок. Следующую разновидность МАЗ-504А поставили на конвейер в 1970-м.
МАЗ-504А: более мощный и грузоподъемный. Фото: YouTube.com
Машина получила новый, более мощный движок с восемью цилиндрами ЯМЗ-238, выдававший 240 л. с. Это позволило поднять максимальную скорость до 85 км/ч, а грузоподъемность увеличить до 20 т. Для лучшей устойчивости колесную базу сократили на 200 мм. Установка удлиненных рессор сделала движение по дорогам более плавным.
Внутри машина изменилась ненамного. Фото: YouTube.com
Внешне изменения коснулись только радиаторной решетки. Зато внутри появился обеденный стол, козырьки, защищающие от солнца шторы на боковых окнах. Чтобы уменьшить шумы и вибрацию, при отделке кабины использовали мягкие материалы. Позже завод выпустил МАЗ-504В, предназначенный для поездок за рубеж. Версия 504Г имела самосвальный кузов. Однако проведенная модернизация и даже улучшенные технические характеристики не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами.
МАЗ-504В успел сняться в фильме «Забытые вещи» (1982 год). Фото: YouTube.com
Поэтому после некоторых раздумий Правительство все же сделало выбор в пользу седельных тягачей зарубежного производства. Заводчане не отчаялись и в 1977-м предприняли еще одну попытку усовершенствования 504-го. Изменениям, в угоду европейской моде, подвергли облицовку радиатора. В техническом плане поставили двухконтурную (раздельную) тормозную систему, вентиляцию моторного отсека сделали эффективнее. Машина получила индекс 5429 и серийно выпускалась до 1982-го года. Однако неофициально производство автомобиля осуществлялось до первой половины 90-х.
МАЗ-508В
Седельный тягач с полным приводом, оснащенный дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-236, развивавшим 180 «лошадей». Первые экземпляры были изготовлены еще в 1962-м году. Если сравнивать с 504-й моделью, то эта имела удлиненную базу.
МАЗ-508В в серию не пошел, но применение ему нашли. Фото: YouTube.com
Также автомобиль укомплектовали отдельным масляным насосом, предназначенным для подачи технической жидкости в систему буксируемого полуприцепа. Для нее предусмотрели специальный бак, расположенный справа (топливная емкость находилась слева). В крупномасштабное производство автомобиль так и не «пустили».
МАЗ-509
Первый полноприводной автомобиль собрали в 1966-м. Сначала был опытный автомобиль с индексом «П». Он имел множество недостатков, которые устраняли в ходе испытаний. По их результатам усовершенствовали коробку передач, поставили сцепление с двумя дисками и удлинили базу. Используемый движок – ЯМЗ-236, развивавший 180 л. с. Предназначение модели – транспортировка пиломатериалов.
МАЗ-509А и сегодня в строю. Фото: YouTube.com
В 1969-м машину дополнительно оснастили лебедкой. Но главная особенность автомобиля заключалась в наличии специального механизма, позволявшего затаскивать тележку на тягач в сложенном виде.
Тележка МАЗ-509А трансформировалась с помощью гидравлики. Фото: YouTube.com
Без груза машина становилась двухосной и расходовала меньше горючего. По тем временам это было передовое техническое решение.
МАЗ-514
Первую трехосную машину завода 6Х4 показали в 1965-м. Она оснащалась 6-цилиндровым агрегатом ЯМЗ-236, «сил» которого явно не хватало. Также в ходе испытаний выявили несбалансированность ходовой части ведущих мостов. По этим причинам грузовик сначала в серию не пошел. Наконец, в 1971-м машина получила агрегат ЯМЗ-238 в 240 «лошадей», но и его мощности оказалось недостаточно: тогда уменьшили грузоподъемность до 23 т. Из особенностей конструкции стоит выделить КПП на 8 скоростей, проходной средний мост.
Модель 1:43 МАЗ-514. Фото: YouTube.com
В 1974-м увидел свет МАЗ-514Б: авто с колесной формулой 6Х4 оснастили восьмицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-238Е, выдававшим 265 «лошадей». В этом виде машина встала на конвейер.
МАЗ-515
Сначала, в 1965-м, создали экспериментальный экземпляр: предполагалось, что машина будет использоваться для перевозок за пределами страны. Но из-за отсутствия нужного силового агрегата и недостаточно проработанных мостов проект временно прикрыли. Вернулись к нему в 1974-м: модифицированный МАЗ-515А получил удлиненную (между 1-й и 2-й осью) на 100 мм колесную базу, новый агрегат ЯМЗ-238, более комфортабельную кабину, позаимствованную у МАЗ-500А. Но в серию машина тоже не пошла.
МАЗ-515 с полуприцепом. Фото: YouTube.com
МАЗ-515В – экспериментальный образец, получивший взамен круглых фар в передке, по бокам от решетки радиатора, прямоугольные.
Следующая модификация – МАЗ-515Б в 1974-м году получила кабину от МАЗ-5335 с прямоугольной головной оптикой, интегрированной в бампер. Взамен пары топливных баков поставили один, увеличенной емкости. Машина могла оснащаться кондиционером. Однако всего произвели тридцать авто.
МАЗ-516
Базовый МАЗ-500 с прицепом мог транспортировать до 16,5 т. Но этого было явно недостаточно: стране требовались более «емкие» машины. Однако повышение грузоподъемности требовало уменьшения нагрузки на мосты, поэтому рассматривался вариант трехмостовой модели. Так появился МАЗ-516, имеющий техническое новшество – поднимающуюся заднюю (третью) ось. Это уменьшало расход горючего, увеличивало ресурс покрышек при езде без груза. Ось опускалась и переводилась вверх посредством гидравлики.
Грузовик с поднятым «ленивцем». Фото: YouTube.com
Испытания новинки проходили в 1966-м, а первая серия выехала из заводских цехов в 1969-м: всего 65 машин. Автомобиль сначала использовался в «одиночном порядке» и был способен перевозить 14, чуть позже – 14,5 т груза. В дальнейшем (1970-й год) произошла модернизация модели в виде МАЗ-516А.
Груженый МАЗ-516 с опущенной задней осью. Фото: YouTube.com
Этот автомобиль получил новую кабину от уже вставшего на конвейер МАЗ-500А. Силовым агрегатом ЯМЗ-238 в 250 «лошадей» грузовик оснастили только в 1973-м. МАЗ-516Б являлся последней модификацией 516-й серии. Это все тот же трехмостовый автомобиль с поднимаемой третьей осью. В 1977-м машина выпускалась серийно, уже с силовым агрегатом ЯМЗ-238Н, обеспечивавшим 300 «лошадей». В это же время завод переходит на четырехзначные индексы, однако модель «516» сохранила свои три цифры.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...