
Полузабытые МАЗы: экспериментальные и серийные седельные тягачи и автопоезда
Крупномасштабное производство МАЗ-500 стартовало в 1965-м году. Машина еще пока не стала широко распространенной, а в КБ завода уже думали, что дальше? Понятно, со временем от эксплуатационников начнут поступать отзывы и, очевидно, что понадобится модернизированная модель. И наметки МАЗ-500А уже были. Также глава КБ завода Михаил Высоцкий смотрел на перспективу, а она складывалась таковой, что объем грузоперевозок в стране увеличивался с каждым годом. Требовались машины-автопоезда, способные быстро передвигаться по магистральным трассам.
В 1965-м появились проекты по созданию на базе МАЗ-500 машин повышенной грузоподъемности. Это автомобили, предназначенные для использования с прицепами, а также седельные тягачи. Однако опытные образцы машин изготавливались и раньше. Одни из них так и остались на стадии экспериментальных разработок, но другие встали на конвейер. Часть машин выпускалась мелкими партиями, иным «везло» больше – организовывалось крупномасштабное производство.
Этот автомобиль «вырос» из самосвала МАЗ-511, выпускавшегося с 1962-го года. Авто транспортировало груз весом в 13 т, но для «дальнобоя» явно не годилась. Модель 504 появилась в 1965-м и оснащалась агрегатом ЯМЗ-236 в 180 «лошадей». Технически грузовик почти не отличался от базового МАЗ-500. Все вышесказанное относится и к МАЗ-504Б, который «умел» поднимать платформу для удобства разгрузки. Обе машины имели грузоподъемность в 13,5 т. Этого слишком мало для магистральных перевозок. Следующую разновидность МАЗ-504А поставили на конвейер в 1970-м.
МАЗ-504А: более мощный и грузоподъемный. Фото: YouTube.com
Машина получила новый, более мощный движок с восемью цилиндрами ЯМЗ-238, выдававший 240 л. с. Это позволило поднять максимальную скорость до 85 км/ч, а грузоподъемность увеличить до 20 т. Для лучшей устойчивости колесную базу сократили на 200 мм. Установка удлиненных рессор сделала движение по дорогам более плавным.
Внутри машина изменилась ненамного. Фото: YouTube.com
Внешне изменения коснулись только радиаторной решетки. Зато внутри появился обеденный стол, козырьки, защищающие от солнца шторы на боковых окнах. Чтобы уменьшить шумы и вибрацию, при отделке кабины использовали мягкие материалы. Позже завод выпустил МАЗ-504В, предназначенный для поездок за рубеж. Версия 504Г имела самосвальный кузов. Однако проведенная модернизация и даже улучшенные технические характеристики не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами.
МАЗ-504В успел сняться в фильме «Забытые вещи» (1982 год). Фото: YouTube.com
Поэтому после некоторых раздумий Правительство все же сделало выбор в пользу седельных тягачей зарубежного производства. Заводчане не отчаялись и в 1977-м предприняли еще одну попытку усовершенствования 504-го. Изменениям, в угоду европейской моде, подвергли облицовку радиатора. В техническом плане поставили двухконтурную (раздельную) тормозную систему, вентиляцию моторного отсека сделали эффективнее. Машина получила индекс 5429 и серийно выпускалась до 1982-го года. Однако неофициально производство автомобиля осуществлялось до первой половины 90-х.
Седельный тягач с полным приводом, оснащенный дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-236, развивавшим 180 «лошадей». Первые экземпляры были изготовлены еще в 1962-м году. Если сравнивать с 504-й моделью, то эта имела удлиненную базу.
МАЗ-508В в серию не пошел, но применение ему нашли. Фото: YouTube.com
Также автомобиль укомплектовали отдельным масляным насосом, предназначенным для подачи технической жидкости в систему буксируемого полуприцепа. Для нее предусмотрели специальный бак, расположенный справа (топливная емкость находилась слева). В крупномасштабное производство автомобиль так и не «пустили».
Первый полноприводной автомобиль собрали в 1966-м. Сначала был опытный автомобиль с индексом «П». Он имел множество недостатков, которые устраняли в ходе испытаний. По их результатам усовершенствовали коробку передач, поставили сцепление с двумя дисками и удлинили базу. Используемый движок – ЯМЗ-236, развивавший 180 л. с. Предназначение модели – транспортировка пиломатериалов.
МАЗ-509А и сегодня в строю. Фото: YouTube.com
В 1969-м машину дополнительно оснастили лебедкой. Но главная особенность автомобиля заключалась в наличии специального механизма, позволявшего затаскивать тележку на тягач в сложенном виде.
Тележка МАЗ-509А трансформировалась с помощью гидравлики. Фото: YouTube.com
Без груза машина становилась двухосной и расходовала меньше горючего. По тем временам это было передовое техническое решение.
Первую трехосную машину завода 6Х4 показали в 1965-м. Она оснащалась 6-цилиндровым агрегатом ЯМЗ-236, «сил» которого явно не хватало. Также в ходе испытаний выявили несбалансированность ходовой части ведущих мостов. По этим причинам грузовик сначала в серию не пошел. Наконец, в 1971-м машина получила агрегат ЯМЗ-238 в 240 «лошадей», но и его мощности оказалось недостаточно: тогда уменьшили грузоподъемность до 23 т. Из особенностей конструкции стоит выделить КПП на 8 скоростей, проходной средний мост.
Модель 1:43 МАЗ-514. Фото: YouTube.com
В 1974-м увидел свет МАЗ-514Б: авто с колесной формулой 6Х4 оснастили восьмицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-238Е, выдававшим 265 «лошадей». В этом виде машина встала на конвейер.
Сначала, в 1965-м, создали экспериментальный экземпляр: предполагалось, что машина будет использоваться для перевозок за пределами страны. Но из-за отсутствия нужного силового агрегата и недостаточно проработанных мостов проект временно прикрыли. Вернулись к нему в 1974-м: модифицированный МАЗ-515А получил удлиненную (между 1-й и 2-й осью) на 100 мм колесную базу, новый агрегат ЯМЗ-238, более комфортабельную кабину, позаимствованную у МАЗ-500А. Но в серию машина тоже не пошла.
МАЗ-515 с полуприцепом. Фото: YouTube.com
Следующая модификация – МАЗ-515Б в 1974-м году получила кабину от МАЗ-5335 с прямоугольной головной оптикой, интегрированной в бампер. Взамен пары топливных баков поставили один, увеличенной емкости. Машина могла оснащаться кондиционером. Однако всего произвели тридцать авто.
Базовый МАЗ-500 с прицепом мог транспортировать до 16,5 т. Но этого было явно недостаточно: стране требовались более «емкие» машины. Однако повышение грузоподъемности требовало уменьшения нагрузки на мосты, поэтому рассматривался вариант трехмостовой модели. Так появился МАЗ-516, имеющий техническое новшество – поднимающуюся заднюю (третью) ось. Это уменьшало расход горючего, увеличивало ресурс покрышек при езде без груза. Ось опускалась и переводилась вверх посредством гидравлики.
Грузовик с поднятым «ленивцем». Фото: YouTube.com
Испытания новинки проходили в 1966-м, а первая серия выехала из заводских цехов в 1969-м: всего 65 машин. Автомобиль сначала использовался в «одиночном порядке» и был способен перевозить 14, чуть позже – 14,5 т груза. В дальнейшем (1970-й год) произошла модернизация модели в виде МАЗ-516А.
Груженый МАЗ-516 с опущенной задней осью. Фото: YouTube.com
Этот автомобиль получил новую кабину от уже вставшего на конвейер МАЗ-500А. Силовым агрегатом ЯМЗ-238 в 250 «лошадей» грузовик оснастили только в 1973-м. МАЗ-516Б являлся последней модификацией 516-й серии. Это все тот же трехмостовый автомобиль с поднимаемой третьей осью. В 1977-м машина выпускалась серийно, уже с силовым агрегатом ЯМЗ-238Н, обеспечивавшим 300 «лошадей». В это же время завод переходит на четырехзначные индексы, однако модель «516» сохранила свои три цифры.
В 1965-м появились проекты по созданию на базе МАЗ-500 машин повышенной грузоподъемности. Это автомобили, предназначенные для использования с прицепами, а также седельные тягачи. Однако опытные образцы машин изготавливались и раньше. Одни из них так и остались на стадии экспериментальных разработок, но другие встали на конвейер. Часть машин выпускалась мелкими партиями, иным «везло» больше – организовывалось крупномасштабное производство.
МАЗ-504
Этот автомобиль «вырос» из самосвала МАЗ-511, выпускавшегося с 1962-го года. Авто транспортировало груз весом в 13 т, но для «дальнобоя» явно не годилась. Модель 504 появилась в 1965-м и оснащалась агрегатом ЯМЗ-236 в 180 «лошадей». Технически грузовик почти не отличался от базового МАЗ-500. Все вышесказанное относится и к МАЗ-504Б, который «умел» поднимать платформу для удобства разгрузки. Обе машины имели грузоподъемность в 13,5 т. Этого слишком мало для магистральных перевозок. Следующую разновидность МАЗ-504А поставили на конвейер в 1970-м.

Машина получила новый, более мощный движок с восемью цилиндрами ЯМЗ-238, выдававший 240 л. с. Это позволило поднять максимальную скорость до 85 км/ч, а грузоподъемность увеличить до 20 т. Для лучшей устойчивости колесную базу сократили на 200 мм. Установка удлиненных рессор сделала движение по дорогам более плавным.

Внешне изменения коснулись только радиаторной решетки. Зато внутри появился обеденный стол, козырьки, защищающие от солнца шторы на боковых окнах. Чтобы уменьшить шумы и вибрацию, при отделке кабины использовали мягкие материалы. Позже завод выпустил МАЗ-504В, предназначенный для поездок за рубеж. Версия 504Г имела самосвальный кузов. Однако проведенная модернизация и даже улучшенные технические характеристики не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами.

Поэтому после некоторых раздумий Правительство все же сделало выбор в пользу седельных тягачей зарубежного производства. Заводчане не отчаялись и в 1977-м предприняли еще одну попытку усовершенствования 504-го. Изменениям, в угоду европейской моде, подвергли облицовку радиатора. В техническом плане поставили двухконтурную (раздельную) тормозную систему, вентиляцию моторного отсека сделали эффективнее. Машина получила индекс 5429 и серийно выпускалась до 1982-го года. Однако неофициально производство автомобиля осуществлялось до первой половины 90-х.
МАЗ-508В
Седельный тягач с полным приводом, оснащенный дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-236, развивавшим 180 «лошадей». Первые экземпляры были изготовлены еще в 1962-м году. Если сравнивать с 504-й моделью, то эта имела удлиненную базу.

Также автомобиль укомплектовали отдельным масляным насосом, предназначенным для подачи технической жидкости в систему буксируемого полуприцепа. Для нее предусмотрели специальный бак, расположенный справа (топливная емкость находилась слева). В крупномасштабное производство автомобиль так и не «пустили».
МАЗ-509
Первый полноприводной автомобиль собрали в 1966-м. Сначала был опытный автомобиль с индексом «П». Он имел множество недостатков, которые устраняли в ходе испытаний. По их результатам усовершенствовали коробку передач, поставили сцепление с двумя дисками и удлинили базу. Используемый движок – ЯМЗ-236, развивавший 180 л. с. Предназначение модели – транспортировка пиломатериалов.

В 1969-м машину дополнительно оснастили лебедкой. Но главная особенность автомобиля заключалась в наличии специального механизма, позволявшего затаскивать тележку на тягач в сложенном виде.

Без груза машина становилась двухосной и расходовала меньше горючего. По тем временам это было передовое техническое решение.
МАЗ-514
Первую трехосную машину завода 6Х4 показали в 1965-м. Она оснащалась 6-цилиндровым агрегатом ЯМЗ-236, «сил» которого явно не хватало. Также в ходе испытаний выявили несбалансированность ходовой части ведущих мостов. По этим причинам грузовик сначала в серию не пошел. Наконец, в 1971-м машина получила агрегат ЯМЗ-238 в 240 «лошадей», но и его мощности оказалось недостаточно: тогда уменьшили грузоподъемность до 23 т. Из особенностей конструкции стоит выделить КПП на 8 скоростей, проходной средний мост.

В 1974-м увидел свет МАЗ-514Б: авто с колесной формулой 6Х4 оснастили восьмицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-238Е, выдававшим 265 «лошадей». В этом виде машина встала на конвейер.
МАЗ-515
Сначала, в 1965-м, создали экспериментальный экземпляр: предполагалось, что машина будет использоваться для перевозок за пределами страны. Но из-за отсутствия нужного силового агрегата и недостаточно проработанных мостов проект временно прикрыли. Вернулись к нему в 1974-м: модифицированный МАЗ-515А получил удлиненную (между 1-й и 2-й осью) на 100 мм колесную базу, новый агрегат ЯМЗ-238, более комфортабельную кабину, позаимствованную у МАЗ-500А. Но в серию машина тоже не пошла.

МАЗ-515В – экспериментальный образец, получивший взамен круглых фар в передке, по бокам от решетки радиатора, прямоугольные.
Следующая модификация – МАЗ-515Б в 1974-м году получила кабину от МАЗ-5335 с прямоугольной головной оптикой, интегрированной в бампер. Взамен пары топливных баков поставили один, увеличенной емкости. Машина могла оснащаться кондиционером. Однако всего произвели тридцать авто.
МАЗ-516
Базовый МАЗ-500 с прицепом мог транспортировать до 16,5 т. Но этого было явно недостаточно: стране требовались более «емкие» машины. Однако повышение грузоподъемности требовало уменьшения нагрузки на мосты, поэтому рассматривался вариант трехмостовой модели. Так появился МАЗ-516, имеющий техническое новшество – поднимающуюся заднюю (третью) ось. Это уменьшало расход горючего, увеличивало ресурс покрышек при езде без груза. Ось опускалась и переводилась вверх посредством гидравлики.

Испытания новинки проходили в 1966-м, а первая серия выехала из заводских цехов в 1969-м: всего 65 машин. Автомобиль сначала использовался в «одиночном порядке» и был способен перевозить 14, чуть позже – 14,5 т груза. В дальнейшем (1970-й год) произошла модернизация модели в виде МАЗ-516А.

Этот автомобиль получил новую кабину от уже вставшего на конвейер МАЗ-500А. Силовым агрегатом ЯМЗ-238 в 250 «лошадей» грузовик оснастили только в 1973-м. МАЗ-516Б являлся последней модификацией 516-й серии. Это все тот же трехмостовый автомобиль с поднимаемой третьей осью. В 1977-м машина выпускалась серийно, уже с силовым агрегатом ЯМЗ-238Н, обеспечивавшим 300 «лошадей». В это же время завод переходит на четырехзначные индексы, однако модель «516» сохранила свои три цифры.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Нижегородский тягач получит российский двигатель вместо китайского
Наш мотор развивает 3000 Н*м крутящего момента. Его мощность на 150 л. с. больше, чем у китайского ДВС....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Крупнейший в мире гидроплан совершил свой первый полет
Он прошел с пассажирами на борту в рамках первого этапа летных испытаний Viceroy Seaglider. Более подробно об этом читайте в нашем материале....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...

Электросамокатчики «приехали» – выходят важные изменения в ПДД
Нововведение не назовешь точечным. Охвачено множество вопросов и проблем, связанных с этим типом транспорта. Пешеходам и водителям ТС однозначно будет теперь...