Вездеход ЗиЛ В-1 «Витязь» – образец максимальной унификации
В 1967 году у инженеров организации «Газстроймашина» возникоа идея (а может быть, соблазн) построить надежную и недорогую машину высокой проходимости с максимальным использованием серийных узлов и агрегатов от автомобиля, уже стоящего на конвейере. В качестве базовой модели рассматривали ЗиЛ-130. Вместе со специалистами столичного завода немедленно приступили к работам.
Снегоболотоходу дали название В-1 «Витязь». В машине использован минимум оригинальных деталей. Силовой агрегат, коробку, мосты, тормозные камеры, кабину и раму взяли от ЗиЛ-130.
От него же позаимствовали топливные баки, которые разместили в арках колес, что смотрелось довольно необычно. От автобуса ЗиЛ-127 взяли золотники для управления пневматикой.
Это гусеницы, но не совсем обычные. Они представляют собой резино-тросовые ленты, оснащенные соединениями в виде траков, для изготовления которых использовали пружинистую сталь. Внутри такая гусеница имеет прогибы, образующие «беговую дорожку» с ограничителями: по ней перемещаются опорные катки. Последние – обычные автомобильные шины 8,25Х15. При этом траки играют роль опор и ведущих элементов.
Звездочки, чтобы не изнашивали гусеницы, сделали резинокордовыми. Роль подвески играют двойные балансиры, а упругих элементов – камеры в шинах, давление в которых водитель регулирует прямо из кабины. Маневрирование вездеходом осуществляется посредством бортовых фрикционов от трактора Т-100М через пневматику.
Главная из них – чрезвычайно малое удельное давление на грунт, составлявшее 0,13 кг/кв. см. Для сравнения: у человека массой в 80 кг этот показатель равен примерно 0,2 кг/кв. см. Такая характеристика позволяла «Витязю» свободно передвигаться по слабонесущим грунтам. Если машина шла по снегу, то оставляла за собой след глубиной всего 10-15 см. Вездеход оснащался деревянным кузовом, в котором мог перевозить до 3-х тонн груза. По ровной дороге машина разгонялась до 25 км/ч, снегу – 10 км/ч. Длина, ширина, высота вездехода – 6,67, 3 и 2,9 м соответственно. Главный минус «Витязя» – неумение плавать.
Но зато по проходимости машина превзошла многие модели серийных гусеничных вездеходов. Также из недостатков стоит выделить малую разгонную динамику: из-за нее машина не получила широкого распространения. Под капотом вездехода – стандартный восьмицилиндровый «зиловский» движок в 150 «лошадей» объемом 5,969 л при максимальных 3200 об/мин. Применяемое топливо – бензин А-76.
Лучше всего вездеход подходил для прокладки зимников. Проезжая по болотистой местности, «Витязь» выдавливал воду, которая, постепенно намерзая, образовывала корку. В итоге лед нарастал слоями, образуя прочную и ровную дорогу. Машину выпускали небольшими партиями на МЭМЗ – Московском экспериментальном механическом заводе. Вездеход был востребован в отдаленных северных районах, где с его помощью доставляли в труднодоступные места стройматериалы, продовольствие, горючее и т. п. Интересовались вездеходом и военные.
Опыт, полученный при разработке и эксплуатации ЗиЛ В-1 «Витязь» пригодился инженерам «Газстроймашины» в дальнейшем, когда они создавали таких монстров бездорожья, как вездеход «Ямал», «Тюмень». Остались ли где-то экземпляры ЗиЛ В-1 «Витязь» – на сегодня информации нет: скорее всего, отслужившие свое машины разобрали на запчасти и утилизировали. Впрочем, уменьшенные модели-копии этой машины, выпускаемые для коллекционеров, в продаже встречаются.
Снегоболотоходу дали название В-1 «Витязь». В машине использован минимум оригинальных деталей. Силовой агрегат, коробку, мосты, тормозные камеры, кабину и раму взяли от ЗиЛ-130.
Машину собрали на Московском экспериментальном механическом заводе (здесь еще без дополнительных баков). Фото: YouTube.com
От него же позаимствовали топливные баки, которые разместили в арках колес, что смотрелось довольно необычно. От автобуса ЗиЛ-127 взяли золотники для управления пневматикой.
Движитель
Это гусеницы, но не совсем обычные. Они представляют собой резино-тросовые ленты, оснащенные соединениями в виде траков, для изготовления которых использовали пружинистую сталь. Внутри такая гусеница имеет прогибы, образующие «беговую дорожку» с ограничителями: по ней перемещаются опорные катки. Последние – обычные автомобильные шины 8,25Х15. При этом траки играют роль опор и ведущих элементов.
Вездеход имел гусеницы особой конструкции. Фото: YouTube.com
Резиновые ленты обладали высокой прочностью: для их разрыва необходимо усилие в 40 т.
Звездочки, чтобы не изнашивали гусеницы, сделали резинокордовыми. Роль подвески играют двойные балансиры, а упругих элементов – камеры в шинах, давление в которых водитель регулирует прямо из кабины. Маневрирование вездеходом осуществляется посредством бортовых фрикционов от трактора Т-100М через пневматику.
Эксплуатационные особенности
Главная из них – чрезвычайно малое удельное давление на грунт, составлявшее 0,13 кг/кв. см. Для сравнения: у человека массой в 80 кг этот показатель равен примерно 0,2 кг/кв. см. Такая характеристика позволяла «Витязю» свободно передвигаться по слабонесущим грунтам. Если машина шла по снегу, то оставляла за собой след глубиной всего 10-15 см. Вездеход оснащался деревянным кузовом, в котором мог перевозить до 3-х тонн груза. По ровной дороге машина разгонялась до 25 км/ч, снегу – 10 км/ч. Длина, ширина, высота вездехода – 6,67, 3 и 2,9 м соответственно. Главный минус «Витязя» – неумение плавать.
Плавать вездеход не мог, но болото преодолевал запросто. Фото: YouTube.com
Но зато по проходимости машина превзошла многие модели серийных гусеничных вездеходов. Также из недостатков стоит выделить малую разгонную динамику: из-за нее машина не получила широкого распространения. Под капотом вездехода – стандартный восьмицилиндровый «зиловский» движок в 150 «лошадей» объемом 5,969 л при максимальных 3200 об/мин. Применяемое топливо – бензин А-76.
Где использовали
Лучше всего вездеход подходил для прокладки зимников. Проезжая по болотистой местности, «Витязь» выдавливал воду, которая, постепенно намерзая, образовывала корку. В итоге лед нарастал слоями, образуя прочную и ровную дорогу. Машину выпускали небольшими партиями на МЭМЗ – Московском экспериментальном механическом заводе. Вездеход был востребован в отдаленных северных районах, где с его помощью доставляли в труднодоступные места стройматериалы, продовольствие, горючее и т. п. Интересовались вездеходом и военные.
Дошел ли до наших дней хотя бы один экземпляр – неизвестно. Фото: YouTube.com
Опыт, полученный при разработке и эксплуатации ЗиЛ В-1 «Витязь» пригодился инженерам «Газстроймашины» в дальнейшем, когда они создавали таких монстров бездорожья, как вездеход «Ямал», «Тюмень». Остались ли где-то экземпляры ЗиЛ В-1 «Витязь» – на сегодня информации нет: скорее всего, отслужившие свое машины разобрали на запчасти и утилизировали. Впрочем, уменьшенные модели-копии этой машины, выпускаемые для коллекционеров, в продаже встречаются.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....