Вездеход ЗиЛ В-1 «Витязь» – образец максимальной унификации
В 1967 году у инженеров организации «Газстроймашина» возникоа идея (а может быть, соблазн) построить надежную и недорогую машину высокой проходимости с максимальным использованием серийных узлов и агрегатов от автомобиля, уже стоящего на конвейере. В качестве базовой модели рассматривали ЗиЛ-130. Вместе со специалистами столичного завода немедленно приступили к работам.
Снегоболотоходу дали название В-1 «Витязь». В машине использован минимум оригинальных деталей. Силовой агрегат, коробку, мосты, тормозные камеры, кабину и раму взяли от ЗиЛ-130.
От него же позаимствовали топливные баки, которые разместили в арках колес, что смотрелось довольно необычно. От автобуса ЗиЛ-127 взяли золотники для управления пневматикой.
Это гусеницы, но не совсем обычные. Они представляют собой резино-тросовые ленты, оснащенные соединениями в виде траков, для изготовления которых использовали пружинистую сталь. Внутри такая гусеница имеет прогибы, образующие «беговую дорожку» с ограничителями: по ней перемещаются опорные катки. Последние – обычные автомобильные шины 8,25Х15. При этом траки играют роль опор и ведущих элементов.
Звездочки, чтобы не изнашивали гусеницы, сделали резинокордовыми. Роль подвески играют двойные балансиры, а упругих элементов – камеры в шинах, давление в которых водитель регулирует прямо из кабины. Маневрирование вездеходом осуществляется посредством бортовых фрикционов от трактора Т-100М через пневматику.
Главная из них – чрезвычайно малое удельное давление на грунт, составлявшее 0,13 кг/кв. см. Для сравнения: у человека массой в 80 кг этот показатель равен примерно 0,2 кг/кв. см. Такая характеристика позволяла «Витязю» свободно передвигаться по слабонесущим грунтам. Если машина шла по снегу, то оставляла за собой след глубиной всего 10-15 см. Вездеход оснащался деревянным кузовом, в котором мог перевозить до 3-х тонн груза. По ровной дороге машина разгонялась до 25 км/ч, снегу – 10 км/ч. Длина, ширина, высота вездехода – 6,67, 3 и 2,9 м соответственно. Главный минус «Витязя» – неумение плавать.
Но зато по проходимости машина превзошла многие модели серийных гусеничных вездеходов. Также из недостатков стоит выделить малую разгонную динамику: из-за нее машина не получила широкого распространения. Под капотом вездехода – стандартный восьмицилиндровый «зиловский» движок в 150 «лошадей» объемом 5,969 л при максимальных 3200 об/мин. Применяемое топливо – бензин А-76.
Лучше всего вездеход подходил для прокладки зимников. Проезжая по болотистой местности, «Витязь» выдавливал воду, которая, постепенно намерзая, образовывала корку. В итоге лед нарастал слоями, образуя прочную и ровную дорогу. Машину выпускали небольшими партиями на МЭМЗ – Московском экспериментальном механическом заводе. Вездеход был востребован в отдаленных северных районах, где с его помощью доставляли в труднодоступные места стройматериалы, продовольствие, горючее и т. п. Интересовались вездеходом и военные.
Опыт, полученный при разработке и эксплуатации ЗиЛ В-1 «Витязь» пригодился инженерам «Газстроймашины» в дальнейшем, когда они создавали таких монстров бездорожья, как вездеход «Ямал», «Тюмень». Остались ли где-то экземпляры ЗиЛ В-1 «Витязь» – на сегодня информации нет: скорее всего, отслужившие свое машины разобрали на запчасти и утилизировали. Впрочем, уменьшенные модели-копии этой машины, выпускаемые для коллекционеров, в продаже встречаются.
Снегоболотоходу дали название В-1 «Витязь». В машине использован минимум оригинальных деталей. Силовой агрегат, коробку, мосты, тормозные камеры, кабину и раму взяли от ЗиЛ-130.
Машину собрали на Московском экспериментальном механическом заводе (здесь еще без дополнительных баков). Фото: YouTube.com
От него же позаимствовали топливные баки, которые разместили в арках колес, что смотрелось довольно необычно. От автобуса ЗиЛ-127 взяли золотники для управления пневматикой.
Движитель
Это гусеницы, но не совсем обычные. Они представляют собой резино-тросовые ленты, оснащенные соединениями в виде траков, для изготовления которых использовали пружинистую сталь. Внутри такая гусеница имеет прогибы, образующие «беговую дорожку» с ограничителями: по ней перемещаются опорные катки. Последние – обычные автомобильные шины 8,25Х15. При этом траки играют роль опор и ведущих элементов.
Вездеход имел гусеницы особой конструкции. Фото: YouTube.com
Резиновые ленты обладали высокой прочностью: для их разрыва необходимо усилие в 40 т.
Звездочки, чтобы не изнашивали гусеницы, сделали резинокордовыми. Роль подвески играют двойные балансиры, а упругих элементов – камеры в шинах, давление в которых водитель регулирует прямо из кабины. Маневрирование вездеходом осуществляется посредством бортовых фрикционов от трактора Т-100М через пневматику.
Эксплуатационные особенности
Главная из них – чрезвычайно малое удельное давление на грунт, составлявшее 0,13 кг/кв. см. Для сравнения: у человека массой в 80 кг этот показатель равен примерно 0,2 кг/кв. см. Такая характеристика позволяла «Витязю» свободно передвигаться по слабонесущим грунтам. Если машина шла по снегу, то оставляла за собой след глубиной всего 10-15 см. Вездеход оснащался деревянным кузовом, в котором мог перевозить до 3-х тонн груза. По ровной дороге машина разгонялась до 25 км/ч, снегу – 10 км/ч. Длина, ширина, высота вездехода – 6,67, 3 и 2,9 м соответственно. Главный минус «Витязя» – неумение плавать.
Плавать вездеход не мог, но болото преодолевал запросто. Фото: YouTube.com
Но зато по проходимости машина превзошла многие модели серийных гусеничных вездеходов. Также из недостатков стоит выделить малую разгонную динамику: из-за нее машина не получила широкого распространения. Под капотом вездехода – стандартный восьмицилиндровый «зиловский» движок в 150 «лошадей» объемом 5,969 л при максимальных 3200 об/мин. Применяемое топливо – бензин А-76.
Где использовали
Лучше всего вездеход подходил для прокладки зимников. Проезжая по болотистой местности, «Витязь» выдавливал воду, которая, постепенно намерзая, образовывала корку. В итоге лед нарастал слоями, образуя прочную и ровную дорогу. Машину выпускали небольшими партиями на МЭМЗ – Московском экспериментальном механическом заводе. Вездеход был востребован в отдаленных северных районах, где с его помощью доставляли в труднодоступные места стройматериалы, продовольствие, горючее и т. п. Интересовались вездеходом и военные.
Дошел ли до наших дней хотя бы один экземпляр – неизвестно. Фото: YouTube.com
Опыт, полученный при разработке и эксплуатации ЗиЛ В-1 «Витязь» пригодился инженерам «Газстроймашины» в дальнейшем, когда они создавали таких монстров бездорожья, как вездеход «Ямал», «Тюмень». Остались ли где-то экземпляры ЗиЛ В-1 «Витязь» – на сегодня информации нет: скорее всего, отслужившие свое машины разобрали на запчасти и утилизировали. Впрочем, уменьшенные модели-копии этой машины, выпускаемые для коллекционеров, в продаже встречаются.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...