Вездеход ЗиЛ В-1 «Витязь» – образец максимальной унификации
1 980

Вездеход ЗиЛ В-1 «Витязь» – образец максимальной унификации

В 1967 году у инженеров организации «Газстроймашина» возникоа идея (а может быть, соблазн) построить надежную и недорогую машину высокой проходимости с максимальным использованием серийных узлов и агрегатов от автомобиля, уже стоящего на конвейере. В качестве базовой модели рассматривали ЗиЛ-130. Вместе со специалистами столичного завода немедленно приступили к работам.


Снегоболотоходу дали название В-1 «Витязь». В машине использован минимум оригинальных деталей. Силовой агрегат, коробку, мосты, тормозные камеры, кабину и раму взяли от ЗиЛ-130.

Вездеход ЗиЛ В-1 «Витязь» – образец максимальной унификацииМашину собрали на Московском экспериментальном механическом заводе (здесь еще без дополнительных баков). Фото: YouTube.com

От него же позаимствовали топливные баки, которые разместили в арках колес, что смотрелось довольно необычно. От автобуса ЗиЛ-127 взяли золотники для управления пневматикой.

Движитель


Это гусеницы, но не совсем обычные. Они представляют собой резино-тросовые ленты, оснащенные соединениями в виде траков, для изготовления которых использовали пружинистую сталь. Внутри такая гусеница имеет прогибы, образующие «беговую дорожку» с ограничителями: по ней перемещаются опорные катки. Последние – обычные автомобильные шины 8,25Х15. При этом траки играют роль опор и ведущих элементов.

Вездеход имел гусеницы особой конструкции. Фото: YouTube.com

Резиновые ленты обладали высокой прочностью: для их разрыва необходимо усилие в 40 т.

Звездочки, чтобы не изнашивали гусеницы, сделали резинокордовыми. Роль подвески играют двойные балансиры, а упругих элементов – камеры в шинах, давление в которых водитель регулирует прямо из кабины. Маневрирование вездеходом осуществляется посредством бортовых фрикционов от трактора Т-100М через пневматику.

Эксплуатационные особенности


Главная из них – чрезвычайно малое удельное давление на грунт, составлявшее 0,13 кг/кв. см. Для сравнения: у человека массой в 80 кг этот показатель равен примерно 0,2 кг/кв. см. Такая характеристика позволяла «Витязю» свободно передвигаться по слабонесущим грунтам. Если машина шла по снегу, то оставляла за собой след глубиной всего 10-15 см. Вездеход оснащался деревянным кузовом, в котором мог перевозить до 3-х тонн груза. По ровной дороге машина разгонялась до 25 км/ч, снегу – 10 км/ч. Длина, ширина, высота вездехода – 6,67, 3 и 2,9 м соответственно. Главный минус «Витязя» – неумение плавать.

Плавать вездеход не мог, но болото преодолевал запросто. Фото: YouTube.com

Но зато по проходимости машина превзошла многие модели серийных гусеничных вездеходов. Также из недостатков стоит выделить малую разгонную динамику: из-за нее машина не получила широкого распространения. Под капотом вездехода – стандартный восьмицилиндровый «зиловский» движок в 150 «лошадей» объемом 5,969 л при максимальных 3200 об/мин. Применяемое топливо – бензин А-76.

Где использовали


Лучше всего вездеход подходил для прокладки зимников. Проезжая по болотистой местности, «Витязь» выдавливал воду, которая, постепенно намерзая, образовывала корку. В итоге лед нарастал слоями, образуя прочную и ровную дорогу. Машину выпускали небольшими партиями на МЭМЗ – Московском экспериментальном механическом заводе. Вездеход был востребован в отдаленных северных районах, где с его помощью доставляли в труднодоступные места стройматериалы, продовольствие, горючее и т. п. Интересовались вездеходом и военные.

Дошел ли до наших дней хотя бы один экземпляр – неизвестно. Фото: YouTube.com

Опыт, полученный при разработке и эксплуатации ЗиЛ В-1 «Витязь» пригодился инженерам «Газстроймашины» в дальнейшем, когда они создавали таких монстров бездорожья, как вездеход «Ямал», «Тюмень». Остались ли где-то экземпляры ЗиЛ В-1 «Витязь» – на сегодня информации нет: скорее всего, отслужившие свое машины разобрали на запчасти и утилизировали. Впрочем, уменьшенные модели-копии этой машины, выпускаемые для коллекционеров, в продаже встречаются.
А вы что думаете о вездеходе ЗиЛ В1 Витязь?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...