
Вездеход ЗиЛ В-1 «Витязь» – образец максимальной унификации
В 1967 году у инженеров организации «Газстроймашина» возникоа идея (а может быть, соблазн) построить надежную и недорогую машину высокой проходимости с максимальным использованием серийных узлов и агрегатов от автомобиля, уже стоящего на конвейере. В качестве базовой модели рассматривали ЗиЛ-130. Вместе со специалистами столичного завода немедленно приступили к работам.
Снегоболотоходу дали название В-1 «Витязь». В машине использован минимум оригинальных деталей. Силовой агрегат, коробку, мосты, тормозные камеры, кабину и раму взяли от ЗиЛ-130.
Машину собрали на Московском экспериментальном механическом заводе (здесь еще без дополнительных баков). Фото: YouTube.com
От него же позаимствовали топливные баки, которые разместили в арках колес, что смотрелось довольно необычно. От автобуса ЗиЛ-127 взяли золотники для управления пневматикой.
Это гусеницы, но не совсем обычные. Они представляют собой резино-тросовые ленты, оснащенные соединениями в виде траков, для изготовления которых использовали пружинистую сталь. Внутри такая гусеница имеет прогибы, образующие «беговую дорожку» с ограничителями: по ней перемещаются опорные катки. Последние – обычные автомобильные шины 8,25Х15. При этом траки играют роль опор и ведущих элементов.
Вездеход имел гусеницы особой конструкции. Фото: YouTube.com
Звездочки, чтобы не изнашивали гусеницы, сделали резинокордовыми. Роль подвески играют двойные балансиры, а упругих элементов – камеры в шинах, давление в которых водитель регулирует прямо из кабины. Маневрирование вездеходом осуществляется посредством бортовых фрикционов от трактора Т-100М через пневматику.
Главная из них – чрезвычайно малое удельное давление на грунт, составлявшее 0,13 кг/кв. см. Для сравнения: у человека массой в 80 кг этот показатель равен примерно 0,2 кг/кв. см. Такая характеристика позволяла «Витязю» свободно передвигаться по слабонесущим грунтам. Если машина шла по снегу, то оставляла за собой след глубиной всего 10-15 см. Вездеход оснащался деревянным кузовом, в котором мог перевозить до 3-х тонн груза. По ровной дороге машина разгонялась до 25 км/ч, снегу – 10 км/ч. Длина, ширина, высота вездехода – 6,67, 3 и 2,9 м соответственно. Главный минус «Витязя» – неумение плавать.
Плавать вездеход не мог, но болото преодолевал запросто. Фото: YouTube.com
Но зато по проходимости машина превзошла многие модели серийных гусеничных вездеходов. Также из недостатков стоит выделить малую разгонную динамику: из-за нее машина не получила широкого распространения. Под капотом вездехода – стандартный восьмицилиндровый «зиловский» движок в 150 «лошадей» объемом 5,969 л при максимальных 3200 об/мин. Применяемое топливо – бензин А-76.
Лучше всего вездеход подходил для прокладки зимников. Проезжая по болотистой местности, «Витязь» выдавливал воду, которая, постепенно намерзая, образовывала корку. В итоге лед нарастал слоями, образуя прочную и ровную дорогу. Машину выпускали небольшими партиями на МЭМЗ – Московском экспериментальном механическом заводе. Вездеход был востребован в отдаленных северных районах, где с его помощью доставляли в труднодоступные места стройматериалы, продовольствие, горючее и т. п. Интересовались вездеходом и военные.
Дошел ли до наших дней хотя бы один экземпляр – неизвестно. Фото: YouTube.com
Опыт, полученный при разработке и эксплуатации ЗиЛ В-1 «Витязь» пригодился инженерам «Газстроймашины» в дальнейшем, когда они создавали таких монстров бездорожья, как вездеход «Ямал», «Тюмень». Остались ли где-то экземпляры ЗиЛ В-1 «Витязь» – на сегодня информации нет: скорее всего, отслужившие свое машины разобрали на запчасти и утилизировали. Впрочем, уменьшенные модели-копии этой машины, выпускаемые для коллекционеров, в продаже встречаются.
Снегоболотоходу дали название В-1 «Витязь». В машине использован минимум оригинальных деталей. Силовой агрегат, коробку, мосты, тормозные камеры, кабину и раму взяли от ЗиЛ-130.

От него же позаимствовали топливные баки, которые разместили в арках колес, что смотрелось довольно необычно. От автобуса ЗиЛ-127 взяли золотники для управления пневматикой.
Движитель
Это гусеницы, но не совсем обычные. Они представляют собой резино-тросовые ленты, оснащенные соединениями в виде траков, для изготовления которых использовали пружинистую сталь. Внутри такая гусеница имеет прогибы, образующие «беговую дорожку» с ограничителями: по ней перемещаются опорные катки. Последние – обычные автомобильные шины 8,25Х15. При этом траки играют роль опор и ведущих элементов.

Резиновые ленты обладали высокой прочностью: для их разрыва необходимо усилие в 40 т.
Звездочки, чтобы не изнашивали гусеницы, сделали резинокордовыми. Роль подвески играют двойные балансиры, а упругих элементов – камеры в шинах, давление в которых водитель регулирует прямо из кабины. Маневрирование вездеходом осуществляется посредством бортовых фрикционов от трактора Т-100М через пневматику.
Эксплуатационные особенности
Главная из них – чрезвычайно малое удельное давление на грунт, составлявшее 0,13 кг/кв. см. Для сравнения: у человека массой в 80 кг этот показатель равен примерно 0,2 кг/кв. см. Такая характеристика позволяла «Витязю» свободно передвигаться по слабонесущим грунтам. Если машина шла по снегу, то оставляла за собой след глубиной всего 10-15 см. Вездеход оснащался деревянным кузовом, в котором мог перевозить до 3-х тонн груза. По ровной дороге машина разгонялась до 25 км/ч, снегу – 10 км/ч. Длина, ширина, высота вездехода – 6,67, 3 и 2,9 м соответственно. Главный минус «Витязя» – неумение плавать.

Но зато по проходимости машина превзошла многие модели серийных гусеничных вездеходов. Также из недостатков стоит выделить малую разгонную динамику: из-за нее машина не получила широкого распространения. Под капотом вездехода – стандартный восьмицилиндровый «зиловский» движок в 150 «лошадей» объемом 5,969 л при максимальных 3200 об/мин. Применяемое топливо – бензин А-76.
Где использовали
Лучше всего вездеход подходил для прокладки зимников. Проезжая по болотистой местности, «Витязь» выдавливал воду, которая, постепенно намерзая, образовывала корку. В итоге лед нарастал слоями, образуя прочную и ровную дорогу. Машину выпускали небольшими партиями на МЭМЗ – Московском экспериментальном механическом заводе. Вездеход был востребован в отдаленных северных районах, где с его помощью доставляли в труднодоступные места стройматериалы, продовольствие, горючее и т. п. Интересовались вездеходом и военные.

Опыт, полученный при разработке и эксплуатации ЗиЛ В-1 «Витязь» пригодился инженерам «Газстроймашины» в дальнейшем, когда они создавали таких монстров бездорожья, как вездеход «Ямал», «Тюмень». Остались ли где-то экземпляры ЗиЛ В-1 «Витязь» – на сегодня информации нет: скорее всего, отслужившие свое машины разобрали на запчасти и утилизировали. Впрочем, уменьшенные модели-копии этой машины, выпускаемые для коллекционеров, в продаже встречаются.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....