Первые советские экскаваторы – от пара и рельс к гидравлике и гусеницам
Активное строительство железных дорог в первой половине XIX века требовало выполнения огромного объема землеройных работ. Использование только ручного труда сильно замедляло процесс. Поэтому неудивительно, что возникла потребность в «механической лопате», производство которых первыми организовали американцы. Ведущими компаниями в этой отрасли стали Marion и Bucyrus.
А что в России? Там не торопились: народа много, ручной труд сравнительное дешев. И все же в 1843 году у американцев купили 4 экскаватора, работающих на пару и перемещающихся по рельсам.
Новинку не очень-то приняли и из центральных районов вскоре передали в Сибирь, где строили ж/д магистраль. В 1854-м разработали свою «землечерпалку, с помощью которой извлекали землю из забоев под Нижним Тагилом. Но это был единичный экземпляр.
Только в 1902-м в Твери на Путиловском заводе «запустили в серию» свой экскаватор, сделанный по американскому подобию. Новинку использовали при строительстве ж/д путей. Машину назвали по имени завода – «Путиловец». К 1917 году произвели 35 экскаваторов, что было недостаточно: поэтому по-прежнему закупали и заграничные механизмы.
Вплоть до 1930-го в стране никто не занимался изготовлением землеройной техники. Просто восстанавливали то, что осталось от «царского режима». Ответственным за это назначили Бюро Земмашин, организованное при ВСНХ. И только в 1930-м вышло Правительственное постановление об организации собственного производства экскаваторов.
Уже в следующем году в Коврове на ремзаводе создали модернизированную версию все того же «Путиловца». Экскаватор получился «сырым», но его все равно отправили ремонтировать ж/д дорогу в районе г. Горький. Ошибки изучили и вскоре была представлена вторая версия «Путиловца», который переименовали в «Ковровца». За пару лет удалось выпустить 177 машин.
Тогда на стройках трудилось 1100 экскаваторов, большинство из которых были иностранного производства и практически все привязаны к рельсам.
Первой отечественной моделью стала полноповоротная паровая машина, выпущенная на Воткинском заводе в 1932-м году. От других «коллег» экскаватор отличала универсальность: он мог работать со сменным оборудованием – краном, грейфером или прямой лопатой. При этом экскаватор имел 3 двигателя: для передвижения, управления лебедкой, а также поворота корпуса и работы ковша.
На заводе «Красный металлист» тоже не отставали от воткинцев и создали свой универсальный экскаватор МПП-0,75, поддерживавший работу с 10-ю видами оснащения. Землеройные машины делали и в Дмитрове (траншейный МК-1). В 1934-м в Коврове разработали двухдвигательную паровую машину ППГ-1,5 со стрелой длиной 15 м. Именно этот экскаватор вовсю использовался в лагерях ГУЛАГа.
Первенцем стала модель «Комсомолец», выпущенная на столичном заводе «Машиностроитель». Это экскаватор с движком, выдававшим всего 32 л. с. и имевшим ковш объемом 0,35 куб. м. Чуть позже машину модернизировали, присвоили индекс МI-ДВ-0,35 и отправили в амию, где ее встретили весьма благосклонно.
В Ленинграде «пошли своим путем» и организовали производство мобильной техники на базе грузовика ЯГ-6. Экскаватор с объемом ковша 0,25 куб. м и бензиновым мотором в 40 «лошадей» получил индекс ДА-0,25. Одновременно выпустили землеройную машину на шасси трактора ЧТЗ С-60.
После войны в 40-е производили в основном усовершенствованные модели 30-х годов. В Коврове это были Э-504 и Э-505, имевшие дизельный мотор в 80 л. с. и обладавшие хорошей на то время производительностью – 100 куб. м/час. Для рытья траншей выпускали ЭТ-351.
Помимо модернизации существующих моделей, были попытки продвигаться вперед. Один из примеров – разработка в 1952-м году первого экскаватора на гидравлике Э-151. В его основе – укороченное шасси ГАЗ-63. Однако модель «не пошла»: то передний, то задний мост при копании плотных грунтов вывешивался. Конструкция была неудачная, но допущенные ошибки учли при разработке последующих моделей.
В результате Ковровский завод представил Э-6512 (1956 год) с двигателем Д-54. Машина имела грузоподъемность в 10 т и объем ковша 0,65 куб. м. За 4 года выпустили всего 7 единиц техники.
Один из лидеров экскаваторостроения – Ковровский завод продолжил модернизацию Э-6512.
Итогом стало появление модели Э-6516 с двигателем Д-75. У нее была интересная особенность – отдельная кабина: ранее использовали общий модуль. Экскаватор Э-6516 производился небольшими партиями с 1963-го до 1965-й годы: всего выпустили 37 машин.
Его называют «классическим советским экскаватором». Сначала появилась модифицированная версия Э652А, затем Э652Б. Последний вариант оказался удачным и без каких-либо существенных изменений продержался на конвейере почти 20 лет. Кроме Коврова, модель производили в Донецке. Э652Б – первый советский экскаватор, удостоенный знаменитого пятиугольника – «Знака качества». И не зря! Машина получилась простой по конструкции, доступной в обслуживании, ремонте. Некоторые образцы работали до 2010-х.
На экскаваторе устанавливался дизель Д-108-8, развивавший 108 «лошадей». Машина могла комплектоваться прямым, обратным или грейферным ковшом. Также Э652Б использовался, как драглайн, кран или забивщик свай. В 1980-х в Донецке провели очередную модернизацию модели и присвоили ей новый, в соответствии с появившимся стандартом, индекс ЭО-4111.
Это первый экскаватор на пневматических колесах, который не только оснащался гидравликой, но и умел поворачиваться вокруг своей оси на 360°. О популярности машины говорит тот факт, что она стала образцом для изготовления детских игрушек. А среди механизаторов модель считалась «неубиваемой» и даже была изображена на воротах завода «Красный экскаватор», где выпускалась.
В первую очередь – универсальность. Машина могла комплектоваться несколькими типами прямых или обратных лопат разной вместимости. Также на ЭО-4321 навешивали гидромолот, зуб-рыхлитель, буры, грейферы – всего 20 видов оборудования.
Экскаватор, сошедший с конвейера в 1972-м году оснащался двигателем СМД-15Н, выдававшим 80 «лошадей». Позже поставили СМД-17Н мощностью 99,25 л. с. Машина могла копать на глубину до 5,5 м при радиусе поворота в 8,9 м. ЭО-4321 хорошо справлялся с обледенелыми, каменистыми грунтами. При необходимости экскаватор крошил почву на отрезки шириной в 0,4 м. Допускалась эксплуатация машины при температуре от -40° до +40°.
В 1983-м выпустили усовершенствованную версию ЭО-4321А, которую удостоили золотой медали на ВДНХ. Следующая разработка – ЭО-4321Б, имевшая более высокую (на16 %) производительность. И, наконец, модель ЭО-4322, отличавшаяся полностью модернизированным гидравлическим оборудованием. В конце 80-х в серию пошла еще одна версия – ЭО-4123, которую поставили на гусеницы. А дальше начались 90-е с их экспансией западной землеройной техники, что довольно сильно ударило по отечественному экскаваторостроению…
А что в России? Там не торопились: народа много, ручной труд сравнительное дешев. И все же в 1843 году у американцев купили 4 экскаватора, работающих на пару и перемещающихся по рельсам.
Рельсовый паровой экскаватор компании Bucyrus. Фото: YouTube.com
За сутки машина Thompson`s Iron Steam Shovel могла переместить до 4 тыс. «кубов» грунта. Норма на одного землекопа составляла не более 4 куб. м: одна машина заменяла до тысячи рабочих.
Новинку не очень-то приняли и из центральных районов вскоре передали в Сибирь, где строили ж/д магистраль. В 1854-м разработали свою «землечерпалку, с помощью которой извлекали землю из забоев под Нижним Тагилом. Но это был единичный экземпляр.
Большинство экскаваторов в дореволюционной России – американские. Фото: YouTube.com
Только в 1902-м в Твери на Путиловском заводе «запустили в серию» свой экскаватор, сделанный по американскому подобию. Новинку использовали при строительстве ж/д путей. Машину назвали по имени завода – «Путиловец». К 1917 году произвели 35 экскаваторов, что было недостаточно: поэтому по-прежнему закупали и заграничные механизмы.
Начало экскаваторостроения в СССР
Вплоть до 1930-го в стране никто не занимался изготовлением землеройной техники. Просто восстанавливали то, что осталось от «царского режима». Ответственным за это назначили Бюро Земмашин, организованное при ВСНХ. И только в 1930-м вышло Правительственное постановление об организации собственного производства экскаваторов.
Американцы стали выпускать экскаваторы на гусеницах, а в СССР все еще были рельсовые машины. Фото: YouTube.com
Уже в следующем году в Коврове на ремзаводе создали модернизированную версию все того же «Путиловца». Экскаватор получился «сырым», но его все равно отправили ремонтировать ж/д дорогу в районе г. Горький. Ошибки изучили и вскоре была представлена вторая версия «Путиловца», который переименовали в «Ковровца». За пару лет удалось выпустить 177 машин.
Звучит странно, но некоторые экземпляры из этой серии проработали аж до 80-х годов минувшего века!
Тогда на стройках трудилось 1100 экскаваторов, большинство из которых были иностранного производства и практически все привязаны к рельсам.
Экскаваторы на гусеницах
Первой отечественной моделью стала полноповоротная паровая машина, выпущенная на Воткинском заводе в 1932-м году. От других «коллег» экскаватор отличала универсальность: он мог работать со сменным оборудованием – краном, грейфером или прямой лопатой. При этом экскаватор имел 3 двигателя: для передвижения, управления лебедкой, а также поворота корпуса и работы ковша.
Паровой экскаватор на гусеницах в работе. Фото: YouTube.com
На заводе «Красный металлист» тоже не отставали от воткинцев и создали свой универсальный экскаватор МПП-0,75, поддерживавший работу с 10-ю видами оснащения. Землеройные машины делали и в Дмитрове (траншейный МК-1). В 1934-м в Коврове разработали двухдвигательную паровую машину ППГ-1,5 со стрелой длиной 15 м. Именно этот экскаватор вовсю использовался в лагерях ГУЛАГа.
Землеройные механизмы с ДВС
Первенцем стала модель «Комсомолец», выпущенная на столичном заводе «Машиностроитель». Это экскаватор с движком, выдававшим всего 32 л. с. и имевшим ковш объемом 0,35 куб. м. Чуть позже машину модернизировали, присвоили индекс МI-ДВ-0,35 и отправили в амию, где ее встретили весьма благосклонно.
Первый советский экскаватор на автомобильном шасси. Фото: YouTube.com
В Ленинграде «пошли своим путем» и организовали производство мобильной техники на базе грузовика ЯГ-6. Экскаватор с объемом ковша 0,25 куб. м и бензиновым мотором в 40 «лошадей» получил индекс ДА-0,25. Одновременно выпустили землеройную машину на шасси трактора ЧТЗ С-60.
Экскаваторы принимали самое активное участие по восстановлению разрушенных войной городов. Фото: YouTube.com
После войны в 40-е производили в основном усовершенствованные модели 30-х годов. В Коврове это были Э-504 и Э-505, имевшие дизельный мотор в 80 л. с. и обладавшие хорошей на то время производительностью – 100 куб. м/час. Для рытья траншей выпускали ЭТ-351.
1950-е
Помимо модернизации существующих моделей, были попытки продвигаться вперед. Один из примеров – разработка в 1952-м году первого экскаватора на гидравлике Э-151. В его основе – укороченное шасси ГАЗ-63. Однако модель «не пошла»: то передний, то задний мост при копании плотных грунтов вывешивался. Конструкция была неудачная, но допущенные ошибки учли при разработке последующих моделей.
Первый гидравлический экскаватор в СССР «не получился». Фото: YouTube.com
В результате Ковровский завод представил Э-6512 (1956 год) с двигателем Д-54. Машина имела грузоподъемность в 10 т и объем ковша 0,65 куб. м. За 4 года выпустили всего 7 единиц техники.
1960-е
Один из лидеров экскаваторостроения – Ковровский завод продолжил модернизацию Э-6512.
Э-651 в основном работал в карьерах. Фото: YouTube.com
Итогом стало появление модели Э-6516 с двигателем Д-75. У нее была интересная особенность – отдельная кабина: ранее использовали общий модуль. Экскаватор Э-6516 производился небольшими партиями с 1963-го до 1965-й годы: всего выпустили 37 машин.
Э-652
Его называют «классическим советским экскаватором». Сначала появилась модифицированная версия Э652А, затем Э652Б. Последний вариант оказался удачным и без каких-либо существенных изменений продержался на конвейере почти 20 лет. Кроме Коврова, модель производили в Донецке. Э652Б – первый советский экскаватор, удостоенный знаменитого пятиугольника – «Знака качества». И не зря! Машина получилась простой по конструкции, доступной в обслуживании, ремонте. Некоторые образцы работали до 2010-х.
Э-652Б в работе – фото 212 года! Фото: YouTube.com
На экскаваторе устанавливался дизель Д-108-8, развивавший 108 «лошадей». Машина могла комплектоваться прямым, обратным или грейферным ковшом. Также Э652Б использовался, как драглайн, кран или забивщик свай. В 1980-х в Донецке провели очередную модернизацию модели и присвоили ей новый, в соответствии с появившимся стандартом, индекс ЭО-4111.
ЭО-4321
Это первый экскаватор на пневматических колесах, который не только оснащался гидравликой, но и умел поворачиваться вокруг своей оси на 360°. О популярности машины говорит тот факт, что она стала образцом для изготовления детских игрушек. А среди механизаторов модель считалась «неубиваемой» и даже была изображена на воротах завода «Красный экскаватор», где выпускалась.
Технические особенности
В первую очередь – универсальность. Машина могла комплектоваться несколькими типами прямых или обратных лопат разной вместимости. Также на ЭО-4321 навешивали гидромолот, зуб-рыхлитель, буры, грейферы – всего 20 видов оборудования.
ЭО-43210 под наименованием «Атек» роет котлован. Фото: YouTube.com
Экскаватор, сошедший с конвейера в 1972-м году оснащался двигателем СМД-15Н, выдававшим 80 «лошадей». Позже поставили СМД-17Н мощностью 99,25 л. с. Машина могла копать на глубину до 5,5 м при радиусе поворота в 8,9 м. ЭО-4321 хорошо справлялся с обледенелыми, каменистыми грунтами. При необходимости экскаватор крошил почву на отрезки шириной в 0,4 м. Допускалась эксплуатация машины при температуре от -40° до +40°.
Универсальный Э)-4321 на работе в лесном хозяйстве. Фото: YouTube.com
В 1983-м выпустили усовершенствованную версию ЭО-4321А, которую удостоили золотой медали на ВДНХ. Следующая разработка – ЭО-4321Б, имевшая более высокую (на16 %) производительность. И, наконец, модель ЭО-4322, отличавшаяся полностью модернизированным гидравлическим оборудованием. В конце 80-х в серию пошла еще одна версия – ЭО-4123, которую поставили на гусеницы. А дальше начались 90-е с их экспансией западной землеройной техники, что довольно сильно ударило по отечественному экскаваторостроению…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....