
Первые советские экскаваторы – от пара и рельс к гидравлике и гусеницам
Активное строительство железных дорог в первой половине XIX века требовало выполнения огромного объема землеройных работ. Использование только ручного труда сильно замедляло процесс. Поэтому неудивительно, что возникла потребность в «механической лопате», производство которых первыми организовали американцы. Ведущими компаниями в этой отрасли стали Marion и Bucyrus.
А что в России? Там не торопились: народа много, ручной труд сравнительное дешев. И все же в 1843 году у американцев купили 4 экскаватора, работающих на пару и перемещающихся по рельсам.
Рельсовый паровой экскаватор компании Bucyrus. Фото: YouTube.com
Новинку не очень-то приняли и из центральных районов вскоре передали в Сибирь, где строили ж/д магистраль. В 1854-м разработали свою «землечерпалку, с помощью которой извлекали землю из забоев под Нижним Тагилом. Но это был единичный экземпляр.
Большинство экскаваторов в дореволюционной России – американские. Фото: YouTube.com
Только в 1902-м в Твери на Путиловском заводе «запустили в серию» свой экскаватор, сделанный по американскому подобию. Новинку использовали при строительстве ж/д путей. Машину назвали по имени завода – «Путиловец». К 1917 году произвели 35 экскаваторов, что было недостаточно: поэтому по-прежнему закупали и заграничные механизмы.
Вплоть до 1930-го в стране никто не занимался изготовлением землеройной техники. Просто восстанавливали то, что осталось от «царского режима». Ответственным за это назначили Бюро Земмашин, организованное при ВСНХ. И только в 1930-м вышло Правительственное постановление об организации собственного производства экскаваторов.
Американцы стали выпускать экскаваторы на гусеницах, а в СССР все еще были рельсовые машины. Фото: YouTube.com
Уже в следующем году в Коврове на ремзаводе создали модернизированную версию все того же «Путиловца». Экскаватор получился «сырым», но его все равно отправили ремонтировать ж/д дорогу в районе г. Горький. Ошибки изучили и вскоре была представлена вторая версия «Путиловца», который переименовали в «Ковровца». За пару лет удалось выпустить 177 машин.
Тогда на стройках трудилось 1100 экскаваторов, большинство из которых были иностранного производства и практически все привязаны к рельсам.
Первой отечественной моделью стала полноповоротная паровая машина, выпущенная на Воткинском заводе в 1932-м году. От других «коллег» экскаватор отличала универсальность: он мог работать со сменным оборудованием – краном, грейфером или прямой лопатой. При этом экскаватор имел 3 двигателя: для передвижения, управления лебедкой, а также поворота корпуса и работы ковша.
Паровой экскаватор на гусеницах в работе. Фото: YouTube.com
На заводе «Красный металлист» тоже не отставали от воткинцев и создали свой универсальный экскаватор МПП-0,75, поддерживавший работу с 10-ю видами оснащения. Землеройные машины делали и в Дмитрове (траншейный МК-1). В 1934-м в Коврове разработали двухдвигательную паровую машину ППГ-1,5 со стрелой длиной 15 м. Именно этот экскаватор вовсю использовался в лагерях ГУЛАГа.
Первенцем стала модель «Комсомолец», выпущенная на столичном заводе «Машиностроитель». Это экскаватор с движком, выдававшим всего 32 л. с. и имевшим ковш объемом 0,35 куб. м. Чуть позже машину модернизировали, присвоили индекс МI-ДВ-0,35 и отправили в амию, где ее встретили весьма благосклонно.
Первый советский экскаватор на автомобильном шасси. Фото: YouTube.com
В Ленинграде «пошли своим путем» и организовали производство мобильной техники на базе грузовика ЯГ-6. Экскаватор с объемом ковша 0,25 куб. м и бензиновым мотором в 40 «лошадей» получил индекс ДА-0,25. Одновременно выпустили землеройную машину на шасси трактора ЧТЗ С-60.
Экскаваторы принимали самое активное участие по восстановлению разрушенных войной городов. Фото: YouTube.com
После войны в 40-е производили в основном усовершенствованные модели 30-х годов. В Коврове это были Э-504 и Э-505, имевшие дизельный мотор в 80 л. с. и обладавшие хорошей на то время производительностью – 100 куб. м/час. Для рытья траншей выпускали ЭТ-351.
Помимо модернизации существующих моделей, были попытки продвигаться вперед. Один из примеров – разработка в 1952-м году первого экскаватора на гидравлике Э-151. В его основе – укороченное шасси ГАЗ-63. Однако модель «не пошла»: то передний, то задний мост при копании плотных грунтов вывешивался. Конструкция была неудачная, но допущенные ошибки учли при разработке последующих моделей.
Первый гидравлический экскаватор в СССР «не получился». Фото: YouTube.com
В результате Ковровский завод представил Э-6512 (1956 год) с двигателем Д-54. Машина имела грузоподъемность в 10 т и объем ковша 0,65 куб. м. За 4 года выпустили всего 7 единиц техники.
Один из лидеров экскаваторостроения – Ковровский завод продолжил модернизацию Э-6512.
Э-651 в основном работал в карьерах. Фото: YouTube.com
Итогом стало появление модели Э-6516 с двигателем Д-75. У нее была интересная особенность – отдельная кабина: ранее использовали общий модуль. Экскаватор Э-6516 производился небольшими партиями с 1963-го до 1965-й годы: всего выпустили 37 машин.
Его называют «классическим советским экскаватором». Сначала появилась модифицированная версия Э652А, затем Э652Б. Последний вариант оказался удачным и без каких-либо существенных изменений продержался на конвейере почти 20 лет. Кроме Коврова, модель производили в Донецке. Э652Б – первый советский экскаватор, удостоенный знаменитого пятиугольника – «Знака качества». И не зря! Машина получилась простой по конструкции, доступной в обслуживании, ремонте. Некоторые образцы работали до 2010-х.
Э-652Б в работе – фото 212 года! Фото: YouTube.com
На экскаваторе устанавливался дизель Д-108-8, развивавший 108 «лошадей». Машина могла комплектоваться прямым, обратным или грейферным ковшом. Также Э652Б использовался, как драглайн, кран или забивщик свай. В 1980-х в Донецке провели очередную модернизацию модели и присвоили ей новый, в соответствии с появившимся стандартом, индекс ЭО-4111.
Это первый экскаватор на пневматических колесах, который не только оснащался гидравликой, но и умел поворачиваться вокруг своей оси на 360°. О популярности машины говорит тот факт, что она стала образцом для изготовления детских игрушек. А среди механизаторов модель считалась «неубиваемой» и даже была изображена на воротах завода «Красный экскаватор», где выпускалась.
В первую очередь – универсальность. Машина могла комплектоваться несколькими типами прямых или обратных лопат разной вместимости. Также на ЭО-4321 навешивали гидромолот, зуб-рыхлитель, буры, грейферы – всего 20 видов оборудования.
ЭО-43210 под наименованием «Атек» роет котлован. Фото: YouTube.com
Экскаватор, сошедший с конвейера в 1972-м году оснащался двигателем СМД-15Н, выдававшим 80 «лошадей». Позже поставили СМД-17Н мощностью 99,25 л. с. Машина могла копать на глубину до 5,5 м при радиусе поворота в 8,9 м. ЭО-4321 хорошо справлялся с обледенелыми, каменистыми грунтами. При необходимости экскаватор крошил почву на отрезки шириной в 0,4 м. Допускалась эксплуатация машины при температуре от -40° до +40°.
Универсальный Э)-4321 на работе в лесном хозяйстве. Фото: YouTube.com
В 1983-м выпустили усовершенствованную версию ЭО-4321А, которую удостоили золотой медали на ВДНХ. Следующая разработка – ЭО-4321Б, имевшая более высокую (на16 %) производительность. И, наконец, модель ЭО-4322, отличавшаяся полностью модернизированным гидравлическим оборудованием. В конце 80-х в серию пошла еще одна версия – ЭО-4123, которую поставили на гусеницы. А дальше начались 90-е с их экспансией западной землеройной техники, что довольно сильно ударило по отечественному экскаваторостроению…
А что в России? Там не торопились: народа много, ручной труд сравнительное дешев. И все же в 1843 году у американцев купили 4 экскаватора, работающих на пару и перемещающихся по рельсам.

За сутки машина Thompson`s Iron Steam Shovel могла переместить до 4 тыс. «кубов» грунта. Норма на одного землекопа составляла не более 4 куб. м: одна машина заменяла до тысячи рабочих.
Новинку не очень-то приняли и из центральных районов вскоре передали в Сибирь, где строили ж/д магистраль. В 1854-м разработали свою «землечерпалку, с помощью которой извлекали землю из забоев под Нижним Тагилом. Но это был единичный экземпляр.

Только в 1902-м в Твери на Путиловском заводе «запустили в серию» свой экскаватор, сделанный по американскому подобию. Новинку использовали при строительстве ж/д путей. Машину назвали по имени завода – «Путиловец». К 1917 году произвели 35 экскаваторов, что было недостаточно: поэтому по-прежнему закупали и заграничные механизмы.
Начало экскаваторостроения в СССР
Вплоть до 1930-го в стране никто не занимался изготовлением землеройной техники. Просто восстанавливали то, что осталось от «царского режима». Ответственным за это назначили Бюро Земмашин, организованное при ВСНХ. И только в 1930-м вышло Правительственное постановление об организации собственного производства экскаваторов.

Уже в следующем году в Коврове на ремзаводе создали модернизированную версию все того же «Путиловца». Экскаватор получился «сырым», но его все равно отправили ремонтировать ж/д дорогу в районе г. Горький. Ошибки изучили и вскоре была представлена вторая версия «Путиловца», который переименовали в «Ковровца». За пару лет удалось выпустить 177 машин.
Звучит странно, но некоторые экземпляры из этой серии проработали аж до 80-х годов минувшего века!
Тогда на стройках трудилось 1100 экскаваторов, большинство из которых были иностранного производства и практически все привязаны к рельсам.
Экскаваторы на гусеницах
Первой отечественной моделью стала полноповоротная паровая машина, выпущенная на Воткинском заводе в 1932-м году. От других «коллег» экскаватор отличала универсальность: он мог работать со сменным оборудованием – краном, грейфером или прямой лопатой. При этом экскаватор имел 3 двигателя: для передвижения, управления лебедкой, а также поворота корпуса и работы ковша.

На заводе «Красный металлист» тоже не отставали от воткинцев и создали свой универсальный экскаватор МПП-0,75, поддерживавший работу с 10-ю видами оснащения. Землеройные машины делали и в Дмитрове (траншейный МК-1). В 1934-м в Коврове разработали двухдвигательную паровую машину ППГ-1,5 со стрелой длиной 15 м. Именно этот экскаватор вовсю использовался в лагерях ГУЛАГа.
Землеройные механизмы с ДВС
Первенцем стала модель «Комсомолец», выпущенная на столичном заводе «Машиностроитель». Это экскаватор с движком, выдававшим всего 32 л. с. и имевшим ковш объемом 0,35 куб. м. Чуть позже машину модернизировали, присвоили индекс МI-ДВ-0,35 и отправили в амию, где ее встретили весьма благосклонно.

В Ленинграде «пошли своим путем» и организовали производство мобильной техники на базе грузовика ЯГ-6. Экскаватор с объемом ковша 0,25 куб. м и бензиновым мотором в 40 «лошадей» получил индекс ДА-0,25. Одновременно выпустили землеройную машину на шасси трактора ЧТЗ С-60.

После войны в 40-е производили в основном усовершенствованные модели 30-х годов. В Коврове это были Э-504 и Э-505, имевшие дизельный мотор в 80 л. с. и обладавшие хорошей на то время производительностью – 100 куб. м/час. Для рытья траншей выпускали ЭТ-351.
1950-е
Помимо модернизации существующих моделей, были попытки продвигаться вперед. Один из примеров – разработка в 1952-м году первого экскаватора на гидравлике Э-151. В его основе – укороченное шасси ГАЗ-63. Однако модель «не пошла»: то передний, то задний мост при копании плотных грунтов вывешивался. Конструкция была неудачная, но допущенные ошибки учли при разработке последующих моделей.

В результате Ковровский завод представил Э-6512 (1956 год) с двигателем Д-54. Машина имела грузоподъемность в 10 т и объем ковша 0,65 куб. м. За 4 года выпустили всего 7 единиц техники.
1960-е
Один из лидеров экскаваторостроения – Ковровский завод продолжил модернизацию Э-6512.

Итогом стало появление модели Э-6516 с двигателем Д-75. У нее была интересная особенность – отдельная кабина: ранее использовали общий модуль. Экскаватор Э-6516 производился небольшими партиями с 1963-го до 1965-й годы: всего выпустили 37 машин.
Э-652
Его называют «классическим советским экскаватором». Сначала появилась модифицированная версия Э652А, затем Э652Б. Последний вариант оказался удачным и без каких-либо существенных изменений продержался на конвейере почти 20 лет. Кроме Коврова, модель производили в Донецке. Э652Б – первый советский экскаватор, удостоенный знаменитого пятиугольника – «Знака качества». И не зря! Машина получилась простой по конструкции, доступной в обслуживании, ремонте. Некоторые образцы работали до 2010-х.

На экскаваторе устанавливался дизель Д-108-8, развивавший 108 «лошадей». Машина могла комплектоваться прямым, обратным или грейферным ковшом. Также Э652Б использовался, как драглайн, кран или забивщик свай. В 1980-х в Донецке провели очередную модернизацию модели и присвоили ей новый, в соответствии с появившимся стандартом, индекс ЭО-4111.
ЭО-4321
Это первый экскаватор на пневматических колесах, который не только оснащался гидравликой, но и умел поворачиваться вокруг своей оси на 360°. О популярности машины говорит тот факт, что она стала образцом для изготовления детских игрушек. А среди механизаторов модель считалась «неубиваемой» и даже была изображена на воротах завода «Красный экскаватор», где выпускалась.
Технические особенности
В первую очередь – универсальность. Машина могла комплектоваться несколькими типами прямых или обратных лопат разной вместимости. Также на ЭО-4321 навешивали гидромолот, зуб-рыхлитель, буры, грейферы – всего 20 видов оборудования.

Экскаватор, сошедший с конвейера в 1972-м году оснащался двигателем СМД-15Н, выдававшим 80 «лошадей». Позже поставили СМД-17Н мощностью 99,25 л. с. Машина могла копать на глубину до 5,5 м при радиусе поворота в 8,9 м. ЭО-4321 хорошо справлялся с обледенелыми, каменистыми грунтами. При необходимости экскаватор крошил почву на отрезки шириной в 0,4 м. Допускалась эксплуатация машины при температуре от -40° до +40°.

В 1983-м выпустили усовершенствованную версию ЭО-4321А, которую удостоили золотой медали на ВДНХ. Следующая разработка – ЭО-4321Б, имевшая более высокую (на16 %) производительность. И, наконец, модель ЭО-4322, отличавшаяся полностью модернизированным гидравлическим оборудованием. В конце 80-х в серию пошла еще одна версия – ЭО-4123, которую поставили на гусеницы. А дальше начались 90-е с их экспансией западной землеройной техники, что довольно сильно ударило по отечественному экскаваторостроению…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...