Советские автомобили, блиставшие в международных ралли
1 751

Советские автомобили, блиставшие в международных ралли

Советский автоспорт первое время существовал на голом энтузиазме. Машин было мало, поэтому гоняли в 20-30 годах больше на мотоциклах. Особенно двухколесную технику любили летчики – они всегда отличались смелостью, граничащую с безрассудством в глазах зевак.


Что касается автомобильных соревнований, то их признали официально только во второй половине 30-х годов. Сначала это были гонки, потом ралли. Вот про соревнования последнего типа мы сегодня постараемся подробно и рассказать. Хотя, основными героями статьи будут автомобили – серийные, но доработанные для ралли.

Начало


Спорт в СССР любили и всячески пропагандировали на государственном уровне. Строились стадионы, появлялись многочисленные спортивные секции, куда записывали чуть ли не насильно на заводах и фабриках. Объяснить это несложно – ведь человек, который занимается спортом, здоров, весел и бодр.

Советские автомобили, блиставшие в международных раллиДовоенные мотоциклы выглядели примерно так, хотя эта модель дебютировала в 1946 году. Фото: Youtube.com

А вот с автомобильными гонками, тем более профессиональными, как-то не складывалось по нескольким причинам:

✅ Малое количество машин в стране
✅ Такое увлечение считалось буржуазным пережитком
✅ Партия не видела в этом нужды

Впрочем, энтузиастам удалось в итоге убедить «рулевых», что соревнования необходимы. Благодаря им можно быстро выявлять недостатки конструкции и вносить изменения. Ведь советский автопром во второй половине 30-х был не хуже европейского и копировал американский.

Первые гонки государственного уровня устраивали на грузовиках. А на легковых моделях стали соревноваться уже в 50-х. Но сначала гонки проходили на местечковом уровне. Государство смотрело на эти соревнования сквозь пальцы.

Выход на международную арену


Европейский чемпионат по ралли был запущен федерацией FIA в начале 1950-х. В них могли участвовать даже советские спортсмены. Только таких в СССР не было. Поэтому государство обратило внимание на энтузиастов.

Раллийная «Волга» оказалась слишком тяжелой. Фото: архивное

Если кто-то не понимает, для чего это было нужно, стоит объяснить. Легковые автомобили хотели продавать за рубежом. Но там «Москвичи» и «Победы» были никому не известны. Участие в ралли могло их сделать популярными.

После этого спортивные команды начали создавать на разных советских предприятиях. В первую очередь – это таксопарки, ведь где еще было обилие легковых автомобилей?

В 1956 году советский автоклуб официально стал членом FIA. Начиная с этого времени, команды из СССР стали участвовать в большинстве ралли.

Первые автомобили, которые начали использовать с советской стороны – это ГАЗ-21 «Волга» и Москвич-402/407. К сожалению, этим машинам нечего было противопоставить конкурентам. «Москвич» был просто маломощным, а «Волга» оказалась слишком тяжелой. Из-за форсирования двигателей пострадал ресурс автомобилей – часто они даже не могли доехать до финиша.

«Москвичи»


Сейчас это кажется невероятным, но в качестве раллийных моделей выбрали легковые машины московского завода. Других вариантов в начале 60-х годов и не было. «Запорожец» не годился из-за примитивности конструкции, низких надежности и мощности. «Жигулей» в то время еще не существовало. Что касается «Волги», то эти автомобили не годились из-за тяжести. Это был скорее бизнес-класс по современным меркам, в ралли ему делать нечего.

А вот «Москвич» блистал на соревнованиях. Фото: архивное

Поэтому сборная СССР формировалась на заводе МЗМА, позже переименованного в АЗЛК. Самой главной «звездой» ралли стал Москвич-412. В первую очередь это произошло благодаря новому для своего времени мотору УЗАМ-412.

Он выдерживал форсировку до 150 л. с. оставаясь надежным. Поэтому автомобили могли конкурировать с моделями европейских и американских брендов.

Удивительно, но в ралли «Лондон-Сидней» команда СССР заняла 4 место в общем зачете. Скромные и бюджетные седаны «Москвич» на равных соревновались с Форд, БМВ, Мерседес и другими именитыми брендами.

Такие в СССР делали защитные решетки спереди. Фото: архивное

Именно победы в ралли сделали советские модели от АЗЛК мегапопулярными в Европе. Многие водители мечтали сесть за руль спортивного автомобиля, но они были слишком дорогими. А тут бюджетный «Москвич»! Поэтому в некоторые годы завод АЗЛК поставлял больше 50 % своей продукции на экспорт. Так что не стоит пренебрежительно относиться к некогда популярному Москвичу-412. Этот автомобиль заслуженно считается звездой ралли.

«Жигули»


Появление моделей ВАЗ было встречено советскими автомобилистами с восторгом. А как же иначе – они наконец получили современную машину. Первые модели вообще по сути были итальянскими немного адаптированными под реалии СССР.

А вот и доказательство того, что машины брали призовые места. Фото: архивное

Кстати, зря говорили, что в СССР испортили Фиат. На самом деле, ВАЗ-2101/03 получились куда надежнее оригинальных итальянских моделей.
В ралли «Копейка» дебютировала вскоре после начала серийного производства. В 1971 году этот автомобиль уже участвовал в Tour d'Europe. Кстати, эти соревнования впервые проходили по территории Советского Союза.

ВАЗ-2101 неожиданно оказался лидером в классе, опередив «Москвичи». Конечно, в динамике «Жигули» выигрывали, но никто не думал, что итальянский по сути автомобиль сможет выдержать все сложности ралли.

Конечно, благодарить за выигрыш ВАЗ-2101 стоит советских спортсменов. Они основательно доработали машину.

Деградация


Ближе к концу 70-х стало ясно, что даже самые современные автомобили ВАЗ начинают проигрывать зарубежным брендам. Про «Москвич» и говорить нечего – они к тому времени безнадежно устарели.

ВАЗ-2103 тоже участвовал в ралли. Фото: архивное

Проблема усугубилась сменой концепции ралли. Если раньше это были длинные марафоны на тысячи километров, где от автомобилей требовалась надежность, то в конце 70-х все стало иным. Теперь большинство соревнований проходило по закрытым трассам.

Теперь от автомобилей требовалась высокая максимальная скорость и ураганная динамика. Разумеется, ждать всего этого от серийных, пускай даже с форсированными двигателями «Жигулей» не стоило. Так что советские спортсмены постепенно скатились в турнирной таблице. В 80-х они занимали места с 20 по 30 как правило.

Отдельно стоит упомянуть про ВАЗ-2121 «Ниву». Этот автомобиль тоже неоднократно принимал участие в ралли. Но победителями были машины, доработанные французским импортером Lada Poch. К советским командам они не имели никакого отношения, да и автомобили у них сильно отличались от серийных. Для чего французам это было надо? Бизнес и популяризация своего товара – автомобилей ВАЗ.

Редкая Lada VFTS. Фото: архивное

Знаменитая Lada Samara Т3 имеет мало общего с серийной «Восьмеркой». Эти автомобили готовили специально для ралли и тоже инженеры импортера Lada Poch, упорно торговавшего советским автомобилями во Франции.

Конец


Вторая половина 80-х стала закатом для раллийного спорта в Советском Союзе. Хотя АвтоВАЗ и АЗЛК выпустили переднеприводные модели, они все равно оставались устаревшими. Главным участником соревнований того времени стал ВАЗ-2108.

Такой автомобиль выставил завод АЗЛК на ралли в 1988 году. Фото: архивное

Модель с индексом 29081 имела мало общего с серийной «Восьмеркой». Ее мощность достигала 160 л. с., но этого все равно оказалось недостаточно. А финальную точку во всей этой длинной истории поставил запрет FIA группы В.

Завод АЗЛК в 1990-1991 годах еще пытался вернуться в мировые ралли, но шансов у него не было. Для спорта Москвич-2141 вообще не подходил, даже после ряда доработок.

Развал Советского Союза окончательно довершил картину. Государство перестало поддерживать автогонки – было не до этого. Впрочем, некоторые еще долго выступали за зарубежные команды, но это уже совсем другая история...
Как вы считаете, нужно ли популяризировать ралли в России?
  • Ульф
  • https://youtube.com; архивные
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...