Советские автомобили, блиставшие в международных ралли
Советский автоспорт первое время существовал на голом энтузиазме. Машин было мало, поэтому гоняли в 20-30 годах больше на мотоциклах. Особенно двухколесную технику любили летчики – они всегда отличались смелостью, граничащую с безрассудством в глазах зевак.
Что касается автомобильных соревнований, то их признали официально только во второй половине 30-х годов. Сначала это были гонки, потом ралли. Вот про соревнования последнего типа мы сегодня постараемся подробно и рассказать. Хотя, основными героями статьи будут автомобили – серийные, но доработанные для ралли.
Спорт в СССР любили и всячески пропагандировали на государственном уровне. Строились стадионы, появлялись многочисленные спортивные секции, куда записывали чуть ли не насильно на заводах и фабриках. Объяснить это несложно – ведь человек, который занимается спортом, здоров, весел и бодр.
А вот с автомобильными гонками, тем более профессиональными, как-то не складывалось по нескольким причинам:
✅ Малое количество машин в стране
✅ Такое увлечение считалось буржуазным пережитком
✅ Партия не видела в этом нужды
Впрочем, энтузиастам удалось в итоге убедить «рулевых», что соревнования необходимы. Благодаря им можно быстро выявлять недостатки конструкции и вносить изменения. Ведь советский автопром во второй половине 30-х был не хуже европейского и копировал американский.
Первые гонки государственного уровня устраивали на грузовиках. А на легковых моделях стали соревноваться уже в 50-х. Но сначала гонки проходили на местечковом уровне. Государство смотрело на эти соревнования сквозь пальцы.
Европейский чемпионат по ралли был запущен федерацией FIA в начале 1950-х. В них могли участвовать даже советские спортсмены. Только таких в СССР не было. Поэтому государство обратило внимание на энтузиастов.
Если кто-то не понимает, для чего это было нужно, стоит объяснить. Легковые автомобили хотели продавать за рубежом. Но там «Москвичи» и «Победы» были никому не известны. Участие в ралли могло их сделать популярными.
В 1956 году советский автоклуб официально стал членом FIA. Начиная с этого времени, команды из СССР стали участвовать в большинстве ралли.
Первые автомобили, которые начали использовать с советской стороны – это ГАЗ-21 «Волга» и Москвич-402/407. К сожалению, этим машинам нечего было противопоставить конкурентам. «Москвич» был просто маломощным, а «Волга» оказалась слишком тяжелой. Из-за форсирования двигателей пострадал ресурс автомобилей – часто они даже не могли доехать до финиша.
Сейчас это кажется невероятным, но в качестве раллийных моделей выбрали легковые машины московского завода. Других вариантов в начале 60-х годов и не было. «Запорожец» не годился из-за примитивности конструкции, низких надежности и мощности. «Жигулей» в то время еще не существовало. Что касается «Волги», то эти автомобили не годились из-за тяжести. Это был скорее бизнес-класс по современным меркам, в ралли ему делать нечего.
Поэтому сборная СССР формировалась на заводе МЗМА, позже переименованного в АЗЛК. Самой главной «звездой» ралли стал Москвич-412. В первую очередь это произошло благодаря новому для своего времени мотору УЗАМ-412.
Он выдерживал форсировку до 150 л. с. оставаясь надежным. Поэтому автомобили могли конкурировать с моделями европейских и американских брендов.
Удивительно, но в ралли «Лондон-Сидней» команда СССР заняла 4 место в общем зачете. Скромные и бюджетные седаны «Москвич» на равных соревновались с Форд, БМВ, Мерседес и другими именитыми брендами.
Именно победы в ралли сделали советские модели от АЗЛК мегапопулярными в Европе. Многие водители мечтали сесть за руль спортивного автомобиля, но они были слишком дорогими. А тут бюджетный «Москвич»! Поэтому в некоторые годы завод АЗЛК поставлял больше 50 % своей продукции на экспорт. Так что не стоит пренебрежительно относиться к некогда популярному Москвичу-412. Этот автомобиль заслуженно считается звездой ралли.
Появление моделей ВАЗ было встречено советскими автомобилистами с восторгом. А как же иначе – они наконец получили современную машину. Первые модели вообще по сути были итальянскими немного адаптированными под реалии СССР.
Кстати, зря говорили, что в СССР испортили Фиат. На самом деле, ВАЗ-2101/03 получились куда надежнее оригинальных итальянских моделей.
В ралли «Копейка» дебютировала вскоре после начала серийного производства. В 1971 году этот автомобиль уже участвовал в Tour d'Europe. Кстати, эти соревнования впервые проходили по территории Советского Союза.
ВАЗ-2101 неожиданно оказался лидером в классе, опередив «Москвичи». Конечно, в динамике «Жигули» выигрывали, но никто не думал, что итальянский по сути автомобиль сможет выдержать все сложности ралли.
Конечно, благодарить за выигрыш ВАЗ-2101 стоит советских спортсменов. Они основательно доработали машину.
Ближе к концу 70-х стало ясно, что даже самые современные автомобили ВАЗ начинают проигрывать зарубежным брендам. Про «Москвич» и говорить нечего – они к тому времени безнадежно устарели.
Проблема усугубилась сменой концепции ралли. Если раньше это были длинные марафоны на тысячи километров, где от автомобилей требовалась надежность, то в конце 70-х все стало иным. Теперь большинство соревнований проходило по закрытым трассам.
Теперь от автомобилей требовалась высокая максимальная скорость и ураганная динамика. Разумеется, ждать всего этого от серийных, пускай даже с форсированными двигателями «Жигулей» не стоило. Так что советские спортсмены постепенно скатились в турнирной таблице. В 80-х они занимали места с 20 по 30 как правило.
Отдельно стоит упомянуть про ВАЗ-2121 «Ниву». Этот автомобиль тоже неоднократно принимал участие в ралли. Но победителями были машины, доработанные французским импортером Lada Poch. К советским командам они не имели никакого отношения, да и автомобили у них сильно отличались от серийных. Для чего французам это было надо? Бизнес и популяризация своего товара – автомобилей ВАЗ.
Знаменитая Lada Samara Т3 имеет мало общего с серийной «Восьмеркой». Эти автомобили готовили специально для ралли и тоже инженеры импортера Lada Poch, упорно торговавшего советским автомобилями во Франции.
Вторая половина 80-х стала закатом для раллийного спорта в Советском Союзе. Хотя АвтоВАЗ и АЗЛК выпустили переднеприводные модели, они все равно оставались устаревшими. Главным участником соревнований того времени стал ВАЗ-2108.
Модель с индексом 29081 имела мало общего с серийной «Восьмеркой». Ее мощность достигала 160 л. с., но этого все равно оказалось недостаточно. А финальную точку во всей этой длинной истории поставил запрет FIA группы В.
Завод АЗЛК в 1990-1991 годах еще пытался вернуться в мировые ралли, но шансов у него не было. Для спорта Москвич-2141 вообще не подходил, даже после ряда доработок.
Развал Советского Союза окончательно довершил картину. Государство перестало поддерживать автогонки – было не до этого. Впрочем, некоторые еще долго выступали за зарубежные команды, но это уже совсем другая история...
Что касается автомобильных соревнований, то их признали официально только во второй половине 30-х годов. Сначала это были гонки, потом ралли. Вот про соревнования последнего типа мы сегодня постараемся подробно и рассказать. Хотя, основными героями статьи будут автомобили – серийные, но доработанные для ралли.
Начало
Спорт в СССР любили и всячески пропагандировали на государственном уровне. Строились стадионы, появлялись многочисленные спортивные секции, куда записывали чуть ли не насильно на заводах и фабриках. Объяснить это несложно – ведь человек, который занимается спортом, здоров, весел и бодр.
Довоенные мотоциклы выглядели примерно так, хотя эта модель дебютировала в 1946 году. Фото: Youtube.com
А вот с автомобильными гонками, тем более профессиональными, как-то не складывалось по нескольким причинам:
✅ Малое количество машин в стране
✅ Такое увлечение считалось буржуазным пережитком
✅ Партия не видела в этом нужды
Впрочем, энтузиастам удалось в итоге убедить «рулевых», что соревнования необходимы. Благодаря им можно быстро выявлять недостатки конструкции и вносить изменения. Ведь советский автопром во второй половине 30-х был не хуже европейского и копировал американский.
Первые гонки государственного уровня устраивали на грузовиках. А на легковых моделях стали соревноваться уже в 50-х. Но сначала гонки проходили на местечковом уровне. Государство смотрело на эти соревнования сквозь пальцы.
Выход на международную арену
Европейский чемпионат по ралли был запущен федерацией FIA в начале 1950-х. В них могли участвовать даже советские спортсмены. Только таких в СССР не было. Поэтому государство обратило внимание на энтузиастов.
Раллийная «Волга» оказалась слишком тяжелой. Фото: архивное
Если кто-то не понимает, для чего это было нужно, стоит объяснить. Легковые автомобили хотели продавать за рубежом. Но там «Москвичи» и «Победы» были никому не известны. Участие в ралли могло их сделать популярными.
После этого спортивные команды начали создавать на разных советских предприятиях. В первую очередь – это таксопарки, ведь где еще было обилие легковых автомобилей?
В 1956 году советский автоклуб официально стал членом FIA. Начиная с этого времени, команды из СССР стали участвовать в большинстве ралли.
Первые автомобили, которые начали использовать с советской стороны – это ГАЗ-21 «Волга» и Москвич-402/407. К сожалению, этим машинам нечего было противопоставить конкурентам. «Москвич» был просто маломощным, а «Волга» оказалась слишком тяжелой. Из-за форсирования двигателей пострадал ресурс автомобилей – часто они даже не могли доехать до финиша.
«Москвичи»
Сейчас это кажется невероятным, но в качестве раллийных моделей выбрали легковые машины московского завода. Других вариантов в начале 60-х годов и не было. «Запорожец» не годился из-за примитивности конструкции, низких надежности и мощности. «Жигулей» в то время еще не существовало. Что касается «Волги», то эти автомобили не годились из-за тяжести. Это был скорее бизнес-класс по современным меркам, в ралли ему делать нечего.
А вот «Москвич» блистал на соревнованиях. Фото: архивное
Поэтому сборная СССР формировалась на заводе МЗМА, позже переименованного в АЗЛК. Самой главной «звездой» ралли стал Москвич-412. В первую очередь это произошло благодаря новому для своего времени мотору УЗАМ-412.
Он выдерживал форсировку до 150 л. с. оставаясь надежным. Поэтому автомобили могли конкурировать с моделями европейских и американских брендов.
Удивительно, но в ралли «Лондон-Сидней» команда СССР заняла 4 место в общем зачете. Скромные и бюджетные седаны «Москвич» на равных соревновались с Форд, БМВ, Мерседес и другими именитыми брендами.
Такие в СССР делали защитные решетки спереди. Фото: архивное
Именно победы в ралли сделали советские модели от АЗЛК мегапопулярными в Европе. Многие водители мечтали сесть за руль спортивного автомобиля, но они были слишком дорогими. А тут бюджетный «Москвич»! Поэтому в некоторые годы завод АЗЛК поставлял больше 50 % своей продукции на экспорт. Так что не стоит пренебрежительно относиться к некогда популярному Москвичу-412. Этот автомобиль заслуженно считается звездой ралли.
«Жигули»
Появление моделей ВАЗ было встречено советскими автомобилистами с восторгом. А как же иначе – они наконец получили современную машину. Первые модели вообще по сути были итальянскими немного адаптированными под реалии СССР.
А вот и доказательство того, что машины брали призовые места. Фото: архивное
Кстати, зря говорили, что в СССР испортили Фиат. На самом деле, ВАЗ-2101/03 получились куда надежнее оригинальных итальянских моделей.
В ралли «Копейка» дебютировала вскоре после начала серийного производства. В 1971 году этот автомобиль уже участвовал в Tour d'Europe. Кстати, эти соревнования впервые проходили по территории Советского Союза.
ВАЗ-2101 неожиданно оказался лидером в классе, опередив «Москвичи». Конечно, в динамике «Жигули» выигрывали, но никто не думал, что итальянский по сути автомобиль сможет выдержать все сложности ралли.
Конечно, благодарить за выигрыш ВАЗ-2101 стоит советских спортсменов. Они основательно доработали машину.
Деградация
Ближе к концу 70-х стало ясно, что даже самые современные автомобили ВАЗ начинают проигрывать зарубежным брендам. Про «Москвич» и говорить нечего – они к тому времени безнадежно устарели.
ВАЗ-2103 тоже участвовал в ралли. Фото: архивное
Проблема усугубилась сменой концепции ралли. Если раньше это были длинные марафоны на тысячи километров, где от автомобилей требовалась надежность, то в конце 70-х все стало иным. Теперь большинство соревнований проходило по закрытым трассам.
Теперь от автомобилей требовалась высокая максимальная скорость и ураганная динамика. Разумеется, ждать всего этого от серийных, пускай даже с форсированными двигателями «Жигулей» не стоило. Так что советские спортсмены постепенно скатились в турнирной таблице. В 80-х они занимали места с 20 по 30 как правило.
Отдельно стоит упомянуть про ВАЗ-2121 «Ниву». Этот автомобиль тоже неоднократно принимал участие в ралли. Но победителями были машины, доработанные французским импортером Lada Poch. К советским командам они не имели никакого отношения, да и автомобили у них сильно отличались от серийных. Для чего французам это было надо? Бизнес и популяризация своего товара – автомобилей ВАЗ.
Редкая Lada VFTS. Фото: архивное
Знаменитая Lada Samara Т3 имеет мало общего с серийной «Восьмеркой». Эти автомобили готовили специально для ралли и тоже инженеры импортера Lada Poch, упорно торговавшего советским автомобилями во Франции.
Конец
Вторая половина 80-х стала закатом для раллийного спорта в Советском Союзе. Хотя АвтоВАЗ и АЗЛК выпустили переднеприводные модели, они все равно оставались устаревшими. Главным участником соревнований того времени стал ВАЗ-2108.
Такой автомобиль выставил завод АЗЛК на ралли в 1988 году. Фото: архивное
Модель с индексом 29081 имела мало общего с серийной «Восьмеркой». Ее мощность достигала 160 л. с., но этого все равно оказалось недостаточно. А финальную точку во всей этой длинной истории поставил запрет FIA группы В.
Завод АЗЛК в 1990-1991 годах еще пытался вернуться в мировые ралли, но шансов у него не было. Для спорта Москвич-2141 вообще не подходил, даже после ряда доработок.
Развал Советского Союза окончательно довершил картину. Государство перестало поддерживать автогонки – было не до этого. Впрочем, некоторые еще долго выступали за зарубежные команды, но это уже совсем другая история...
- Ульф
- https://youtube.com; архивные
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...