![ЭП20: российский электропоезд на замену чехословацким «ЧС» ЭП20: российский электропоезд на замену чехословацким «ЧС»](/uploads/posts/2023-06/1687270666_glavnoe.jpg)
ЭП20: российский электропоезд на замену чехословацким «ЧС»
РЖД в наследство от предшественника досталось кризисное хозяйство. Как мы и писали уже ранее, советские дороги в последние годы существования единой страны значительно снизили объемы грузоперевозок. По этой причине множество мощной и перспективной техники не ушло дальше опытных образцов. К сожалению, в 90-х ситуация только ухудшилась. Всеобщее безденежье и инфляция просто парализовали работу всех отраслей хозяйства. Понятно, что на этом фоне железная дорога тоже не стала исключением.
Какие-то просветы начали проявляться только на пороге нового тысячелетия. Болезненный переход экономики на капиталистические рельсы начал давать свои положительные результаты. Теперь уже коммерческие предприятия и частные фирмы стали увеличивать количество производимых товаров народного потребления. Стабилизировалась и торговля с европейскими и другими странами. А все это просто невозможно развивать, не задействуя в полной мере железнодорожное хозяйство страны.
Первый экземпляр нового локомотива. Фото: youtube.com
Параллельно росло благосостояние людей в целом, что привело в заметному росту пассажироперевозок внутри страны. Так решались многие коммерческие вопросы, кто-то ехал отдыхать к морю или в другие более теплые регионы. Заметно устаревшее пассажирское хозяйство, доставшееся в наследство после страны Советов, тоже нуждалось в коренном обновлении.
Поэтому уже в начале этого века остро встал вопрос поставки для нужд РЖД двухсистемных пассажирских электровозов. Надежды, которые возлагались на них, вылились в несколько основных пунктов:
✅ увеличение скорости прохождения маршрута
✅ сокращение времени простоя
✅ снижение общих эксплуатационных расходов
Если по второму пункту имелись в виду станций стыковки родов тока, то третий прямо исходил из отсутствия необходимости смены локомотивов при переходе на другой тип. «Первой ласточкой» стал созданный на НЭВЗ шестиосный с асинхронным приводом ЭП10. Именно его прочили в преемники чехословацкой техники, верно служившей на маршрутах дальнего следования по всему СССР долгие десятилетия. Успели локомотивы серии «ЧС» потрудиться и в независимой России и других странах СНГ. Казалось, теперь им пришла достойная смена. Ведь по многим техпараметрам «десятый» превосходил чехов.
Сборка электровозов в Новочеркасске. Фото: youtube.com
Вот только в самом главном из них новый российский электровоз подкачал – в надежности. Поэтому планируемое начало его массового производства в первой половине «нулевых» пришлось отложить. РЖД попросту отказались закупать локомотивы с часто выходившими из строя комплектующими и устаревшим рядом технологических моментов. В Новочеркасске заказали только 12 единиц такой техники, и то, чтобы избежать уплаты неустойки железнодорожному предприятию.
Но потребность в замене локомотивного хозяйства, укомплектованного техникой, поставленной для несуществующей страны (к тому же, и произведенной в уже разделившейся Чехословакии), оставалась злободневным вопросом. Поэтому принято решение о конструировании нового электровоза, получившего проектное обозначение ЭП20.
Путь, который проделали инженеры-железнодорожники, не был легким. Сначала прошли предпроектные испытания, результатом которых стало утверждение ТЗ на создание нового локомотива. Перед ним ставились те же цели, что и перед «десятым»: асинхронный тяговый привод, система рекуперативного торможения и соответствие европейским требованиям по безопасности и надежности для данного типа техники.
К этому добавились задачи обеспечения комфортного рабочего места для локомотивной бригады и высокая эксплуатационная скорость движения. Это было необходимо, потому что планировалось его использование на участке между двумя основными российскими городами, где скоростной режим достигает показателя в 200 км/ч.
Позаботились и о безопасности локомотивной бригады. Фото: youtube.com
Чтобы техника оказалась на самом деле надежной и скоростной, заручились техподдержкой иностранных партнеров. Основным из них стал французский Alstom Transport, известный производитель скоростной железнодорожной техники. Зарубежная компания взяла на себя изготовление наиболее сложных узлов электрооборудования нового локомотива, для которого у россиян отсутствовало и оборудование, и опыт. Так ЭП20 получил целый ряд новых элементов, не использовавшихся в других моделях:
✅ кузов
✅ тяговое оборудование
✅ кабина машиниста (снабженная крэш-системой)
✅ тормозное оборудование
✅ тележки и мехоборудование
Такая тщательная и основательная подготовка новой модели привела к тому, что заказчик – РЖД, уже в 2010 году был готов к подписанию контракта на поставку 200 единиц ЭП20. Все они собирались на НЭВЗ, а общая сумма сделки достигала 1 млрд. евро.
ЭП20 имеет преимущества над чешскими локомотивами и своими земляками по ряду параметров. Первый из них – повышенная мощность, которая потребует задействования меньшего количества единиц техники, параллельно увеличив общий пассажиропоток. А это, в свою очередь, неизбежно приводит и к положительным эффектам как в экономическом, так и технологическом отношении.
В последующее десятилетие предприятие активно занималось сборкой мощных локомотивов. Самым плодотворным стал 2013 год, в течении которого на российские стальные магистрали вышло сразу 30 новых электровозов. Это дало возможность к началу сочинской Олимпиады вывести на линию 48 локомотивов. В целом, средний годовой показатель составил 8 штук (в 2021 году собрано всего 3 единицы ЭП20), что позволило к концу первого десятилетия производства выпустить 80 новых электровозов.
В кабине машиниста. Фото: youtube.com
Учитывая хорошие технические показатели, локомотив снабдили личным одиозным названием «Олимп». На многих участках он уже заменил чехословацкую технику последних моделей (ЧС7 и ЧС8). Российский электровоз способен трудиться при температурных режимах от -50 до +40°C. При этом 24-вагонный состав может разгонятся до максимальных 160 км/ч, а 17-вагонный – до 200 км/ч. Другие параметры у техники следующие:
✅ длина (по осям автосцепки) – 22500 мм
✅ ширина кузова – 3100 мм
✅ высота (с опущенным токоприемником) – 5100 мм
✅ рабочая масса – 129 т
✅ нагрузка на ось – 21,5 тс
✅ максимальная мощность тяговых электродвигателей – 7200 кВт
Первым местом эксплуатации нового электровоза стали Московская и Кавказская ж/д. Заезжал он и на территорию соседней Беларуси (как локомотив фирменного Москва-Минск). Это привело к интересу со стороны местных коллег. Белорусская сторона приготовила заявку на приобретения для собственных нужд 25 единиц ЭП20.
Думаю, всем понятно, что новая техника (даже та, к сборке которой подошли так основательно), не обойдется без своих слабых мест и недоработок. Например, к 2014 году имелось более 60 % случаев отказа оборудования.
Работники дороги, в процессе эксплуатации, обнаружили явные дефекты в конструкции локомотива. Это привело к формированию совместных инспекторских групп, сопровождавших рейсовые поезда по маршруту следования. При этом, аварийные ситуации тщательно разбирались и готовились необходимые рекомендации производителям.
Сборка электровозов встала на паузу. Фото: youtube.com
Это позволило в последующие годы вывести качество сборки на более высокий уровень. Ситуация заметно стабилизировалась, а количество поломок в пути резко пошло на спад. Сегодня сборка ЭП20 на Новочеркасском заводе стало большой проблемой из-за 30 % импортных комплектующих. Изменится ли ситуация в будущем, пока не известно, но российские дороги больше надеются на другие модели и на «чехов», в срочном порядке возвращаемых с консервации.
Какие-то просветы начали проявляться только на пороге нового тысячелетия. Болезненный переход экономики на капиталистические рельсы начал давать свои положительные результаты. Теперь уже коммерческие предприятия и частные фирмы стали увеличивать количество производимых товаров народного потребления. Стабилизировалась и торговля с европейскими и другими странами. А все это просто невозможно развивать, не задействуя в полной мере железнодорожное хозяйство страны.
![ЭП20: российский электропоезд на замену чехословацким «ЧС»](/uploads/posts/2023-06/1687269638_1.jpg)
Параллельно росло благосостояние людей в целом, что привело в заметному росту пассажироперевозок внутри страны. Так решались многие коммерческие вопросы, кто-то ехал отдыхать к морю или в другие более теплые регионы. Заметно устаревшее пассажирское хозяйство, доставшееся в наследство после страны Советов, тоже нуждалось в коренном обновлении.
Поэтому уже в начале этого века остро встал вопрос поставки для нужд РЖД двухсистемных пассажирских электровозов. Надежды, которые возлагались на них, вылились в несколько основных пунктов:
✅ увеличение скорости прохождения маршрута
✅ сокращение времени простоя
✅ снижение общих эксплуатационных расходов
Если по второму пункту имелись в виду станций стыковки родов тока, то третий прямо исходил из отсутствия необходимости смены локомотивов при переходе на другой тип. «Первой ласточкой» стал созданный на НЭВЗ шестиосный с асинхронным приводом ЭП10. Именно его прочили в преемники чехословацкой техники, верно служившей на маршрутах дальнего следования по всему СССР долгие десятилетия. Успели локомотивы серии «ЧС» потрудиться и в независимой России и других странах СНГ. Казалось, теперь им пришла достойная смена. Ведь по многим техпараметрам «десятый» превосходил чехов.
![](/uploads/posts/2023-06/1687269638_2.jpg)
Вот только в самом главном из них новый российский электровоз подкачал – в надежности. Поэтому планируемое начало его массового производства в первой половине «нулевых» пришлось отложить. РЖД попросту отказались закупать локомотивы с часто выходившими из строя комплектующими и устаревшим рядом технологических моментов. В Новочеркасске заказали только 12 единиц такой техники, и то, чтобы избежать уплаты неустойки железнодорожному предприятию.
А необходимость замены локомотивов никуда не пропала
Но потребность в замене локомотивного хозяйства, укомплектованного техникой, поставленной для несуществующей страны (к тому же, и произведенной в уже разделившейся Чехословакии), оставалась злободневным вопросом. Поэтому принято решение о конструировании нового электровоза, получившего проектное обозначение ЭП20.
Осенняя выставка «Экспо 1520», проходившая в 2011 году, стала местом премьерного показа новой техники. Там производители впервые представили на суд общественности скоростной пассажирский электровоз ЭП20.
Путь, который проделали инженеры-железнодорожники, не был легким. Сначала прошли предпроектные испытания, результатом которых стало утверждение ТЗ на создание нового локомотива. Перед ним ставились те же цели, что и перед «десятым»: асинхронный тяговый привод, система рекуперативного торможения и соответствие европейским требованиям по безопасности и надежности для данного типа техники.
К этому добавились задачи обеспечения комфортного рабочего места для локомотивной бригады и высокая эксплуатационная скорость движения. Это было необходимо, потому что планировалось его использование на участке между двумя основными российскими городами, где скоростной режим достигает показателя в 200 км/ч.
![](/uploads/posts/2023-06/1687269639_3.jpg)
Чтобы техника оказалась на самом деле надежной и скоростной, заручились техподдержкой иностранных партнеров. Основным из них стал французский Alstom Transport, известный производитель скоростной железнодорожной техники. Зарубежная компания взяла на себя изготовление наиболее сложных узлов электрооборудования нового локомотива, для которого у россиян отсутствовало и оборудование, и опыт. Так ЭП20 получил целый ряд новых элементов, не использовавшихся в других моделях:
✅ кузов
✅ тяговое оборудование
✅ кабина машиниста (снабженная крэш-системой)
✅ тормозное оборудование
✅ тележки и мехоборудование
Такая тщательная и основательная подготовка новой модели привела к тому, что заказчик – РЖД, уже в 2010 году был готов к подписанию контракта на поставку 200 единиц ЭП20. Все они собирались на НЭВЗ, а общая сумма сделки достигала 1 млрд. евро.
Положительные отличия от электровозов прошлых серий
ЭП20 имеет преимущества над чешскими локомотивами и своими земляками по ряду параметров. Первый из них – повышенная мощность, которая потребует задействования меньшего количества единиц техники, параллельно увеличив общий пассажиропоток. А это, в свою очередь, неизбежно приводит и к положительным эффектам как в экономическом, так и технологическом отношении.
В последующее десятилетие предприятие активно занималось сборкой мощных локомотивов. Самым плодотворным стал 2013 год, в течении которого на российские стальные магистрали вышло сразу 30 новых электровозов. Это дало возможность к началу сочинской Олимпиады вывести на линию 48 локомотивов. В целом, средний годовой показатель составил 8 штук (в 2021 году собрано всего 3 единицы ЭП20), что позволило к концу первого десятилетия производства выпустить 80 новых электровозов.
![](/uploads/posts/2023-06/1687269640_4.jpg)
Учитывая хорошие технические показатели, локомотив снабдили личным одиозным названием «Олимп». На многих участках он уже заменил чехословацкую технику последних моделей (ЧС7 и ЧС8). Российский электровоз способен трудиться при температурных режимах от -50 до +40°C. При этом 24-вагонный состав может разгонятся до максимальных 160 км/ч, а 17-вагонный – до 200 км/ч. Другие параметры у техники следующие:
✅ длина (по осям автосцепки) – 22500 мм
✅ ширина кузова – 3100 мм
✅ высота (с опущенным токоприемником) – 5100 мм
✅ рабочая масса – 129 т
✅ нагрузка на ось – 21,5 тс
✅ максимальная мощность тяговых электродвигателей – 7200 кВт
Первым местом эксплуатации нового электровоза стали Московская и Кавказская ж/д. Заезжал он и на территорию соседней Беларуси (как локомотив фирменного Москва-Минск). Это привело к интересу со стороны местных коллег. Белорусская сторона приготовила заявку на приобретения для собственных нужд 25 единиц ЭП20.
Небольшие недоработки и их устранение
Думаю, всем понятно, что новая техника (даже та, к сборке которой подошли так основательно), не обойдется без своих слабых мест и недоработок. Например, к 2014 году имелось более 60 % случаев отказа оборудования.
Работники дороги, в процессе эксплуатации, обнаружили явные дефекты в конструкции локомотива. Это привело к формированию совместных инспекторских групп, сопровождавших рейсовые поезда по маршруту следования. При этом, аварийные ситуации тщательно разбирались и готовились необходимые рекомендации производителям.
![](/uploads/posts/2023-06/1687269640_5.jpg)
Это позволило в последующие годы вывести качество сборки на более высокий уровень. Ситуация заметно стабилизировалась, а количество поломок в пути резко пошло на спад. Сегодня сборка ЭП20 на Новочеркасском заводе стало большой проблемой из-за 30 % импортных комплектующих. Изменится ли ситуация в будущем, пока не известно, но российские дороги больше надеются на другие модели и на «чехов», в срочном порядке возвращаемых с консервации.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
![«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги «Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги](/uploads/mini/shortstory/df3/2492724630589ee6501e5caeffe4c.jpg)
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
![МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства](/uploads/mini/shortstory/26d/fe7f6cab22000fc53f46220664645.jpg)
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
![Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный](/uploads/mini/shortstory/595/846f0995ee8b05d78b8db3b63d36b.jpg)
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
![Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство? Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?](/uploads/mini/shortstory/934/9cfc4223ff309d3dd852249fc11a5.jpg)
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
![Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше](/uploads/mini/shortstory/b9b/aa7567bf4465e2a19bb2f2dbd584d.jpg)
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
![Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный](/uploads/mini/shortstory/449/57fc97abe343d897758367d7ab328.jpg)
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
![Остров Свободы получил новых «Патриотов» Остров Свободы получил новых «Патриотов»](/uploads/mini/shortstory/b7d/6ad9963462690e2716034d6683d9a.jpg)
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
![Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке](/uploads/mini/shortstory/2c8/837fe06f17ecda2b406f75b6095a3.jpg)
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
![Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года](/uploads/mini/shortstory/969/614807a6122959f829c34c8368a9c.jpg)
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
![Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею](/uploads/mini/shortstory/8d5/b1b4d89982160767a06d2d7e468fd.jpg)
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
![Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох](/uploads/mini/shortstory/0a0/7031decf77e86a18298daf4825f04.jpg)
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
![Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8 Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8](/uploads/mini/shortstory/d67/5f402c25c19c0ef249c12061711b1.jpg)
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
![КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности](/uploads/mini/shortstory/6e0/24adc3c27185156bf915c8ae9cc66.jpg)
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
![Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз» Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»](/uploads/mini/shortstory/8f5/83e438446b8ea3ecfb02530051131.jpg)
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
![Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока](/uploads/mini/shortstory/e17/7ad95b9a155801288a32422d00923.jpg)
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
![Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross](/uploads/mini/shortstory/d8d/2279275492c20705399aa0829f34c.jpg)
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....