Вахтовые автобусы – советский и российский эксклюзив
1 812

Вахтовые автобусы – советский и российский эксклюзив

Сложно сказать, когда появились первые «вахтовки» – автобусы с высокой проходимостью. Такое специфическое название в первую очередь связано с развитием газо- и нефтедобывающей отрасли в СССР. Особенно бурно процесс шел в 80-е годы. Тогда и возникла потребность доставки очередной вахты рабочих к месту добычи полезных ископаемых. Понятно, что никаких дорог в сибирской тайге не было и перевозку сначала осуществляли банально: в кузовах автомобилей с повышенной проходимостью.


Однако сфера применения «вахтовок» – не только доставка рабочих к месторождениям. Подобный спецтранспорт востребован, например, у спасательных бригад, вывозящих людей из терпящих стихийное бедствие (наводнение, пожары) районов. «Вахтовки» используют и для доставки туристов в живописные, но труднопроходимые места. Также этот вид транспорта будет полезен компаниям, организующим активный отдых – рыбалку, охоту.

В 80-е у нас был единственный полноприводной автобус – ПАЗ-3201 (1972-1982): но даже и он не справлялся с бездорожьем. Многие считают «первопроходцем» в этой отрасли автомобилестроения вполне конкретную модель. Как ее создавали и с какими трудностями столкнулись «пионеры»?

КАвЗ-49471


Второе название этого вахтового автобуса – «арктическая маршрутка». Его выпустил Нефтекамский завод автосамосвалов – НефАЗ. Модель КАвЗ-49471, продемонстрированная в 1982-м году, представляла собой шасси от Урал-375 с установленной сзади пассажирской «будкой» – специальным модулем, рассчитанным на 24 человека. Последний – не что иное, как доработанный автобус КАвЗ-685.

Вахтовые автобусы – советский и российский эксклюзивБолее поздняя «вахтовка» на дизельном шасси. Фото: YouTube.com

Параллельно в Нефтекамске выпустили «вахтовку» на базе ГАЗ-66-01, получившую индекс НЗАС-3964.

Не стоит думать: достаточно сварить каркас, обшить его металлическими листами, и все – модуль готов. Действительно, первую основу делали из профилированных стальных труб. Снаружи приклепывали алюминиевые панели, а чтобы они не контактировали с каркасом (могла возникнуть электрохимическая коррозия), использовали в качестве прокладки текстильную ленту. Места стыков листов обрабатывали мастикой. И все же у нефтекамцев первый «блин» получился «комом». Почему?

Проблемы


Ничем не защищенные заклепки быстро отваливались, а низкокачественная мастика не спасала от щелей, образующихся во время тряски по бездорожью. Отсутствие двойного остекления приводило к обмерзанию кузова, несмотря на работающую систему отопления. Все эти недостатки разработчикам высказывали сами потребители. Любопытно, что все недоработки исправляли «по мере их поступления», т. е. постепенно.

В современных пассажирских модулях заклепки не используют. Фото: YouTube.com

Устраняя недоработки, на заводе накапливали опыт и вскоре стали создавать вахтовые автобусы на базе других моделей грузовиков. Очередным примером может служить НефАЗ 4208, созданный на основе автомобиля КАМАЗ-4310. Этот трехосный проходимый спецтранспорт рассчитан на 30 человек. Современное шасси оснащается двигателем в 240 «лошадей», имеет дополнительную заправочную емкость в 210 л. Изначально такое «удовольствие» стоило относительно недорого – 3 млн. 457 тыс. руб.

НефАЗ 4208 лишен недостатков, присущих предшественникам. Фото: YouTube.com

Со временем к этому виду спецтранспорта выработались определенные требования и их производством стали заниматься не только в Нефтекамске, но и на других предприятиях.

Характерные особенности «вахтовок»


В первую очередь это вместительность: параметр вполне соизмерим с автобусом. В «вахтовку» вмещается не менее 18-ти человек. В некоторые западные модели входит пятьдесят и более пассажиров. Второй важный момент – комфорт. Одно дело трястись в кузове грузовика, добираясь до места работы, как это было в середине прошлого века, совсем другое – ехать в мягком кресле в обогреваемом (или с кондиционером) салоне. К тому же вахтовый транспорт в большинстве случаев оснащается качественной подвеской, «съедающей» неровности рельефа.

Внутри большинства вахтовых автобусов просторно, ничего лишнего ничего нет. Фото: YouTube.com

Следующая особенность – проходимость. «Вахтовка» спокойно преодолевает болотистую местность, горные подъемы, спуски.

Но бывают и люксовые варианты «вахтовок»! Фото: YouTube.com

Ну и последний момент – усиленные узлы спецтранспорта, который должен быть надежным: имеется в виду не только шасси, но и пассажирский модуль.

Что внутри?


Нынешние «вахтовки» подразумевают использование самых современных материалов. Например, сегодня фургон (или надстройка) необязательно в своей основе имеет каркас из металлического профиля. Все чаще производители применяют сэндвич-панели. Это позволяет «убить сразу двух зайцев»: понизить массу модуля и улучшить его теплоизолирующие свойства. Раньше пол застилали резиной, линолеумом вкупе с войлоком. В итоге низ быстро сгнивал и образовывались сквозные дыры. Сейчас используют современный материал автолин.

Линолеум и резина на полу сегодня встречаются редко. Фото: YouTube.com

Что касается внутренней отделки салона, здесь тоже не так много вариантов. Сначала «для красоты» и лучшей теплоизоляции применяли ДВП, покрытое декоративной пленкой. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что последняя из-за выделяемого при дыхании пассажирами влажного воздуха, быстро облазит, а сам материал деформируется. Поэтому многие производители делают свой выбор в пользу пластика.

Пластик – лучший вариант для отделки. Фото: YouTube.com

Другая тонкость – остекление. Да, оно должно быть двойным, но дело не только в количестве полотен. Изначально они крепились посредством резиновых уплотнителей, от которых позже отказались в пользу технологии вклеивания. Неожиданно выяснилось: жестко закрепленные стекла начали лопаться при тряске. Поэтому многие вернулись обратно к уплотнителям.

Урал NEXT 32551-5013-71


По сравнению со своим «предком», собранным на основе КАвЗ, эта «вахтовка» «похорошела» как в техническом, так и комфортном плане. Выпускается она Уральским заводом спецтехники. В основе пассажирского модуля – металлический каркас. Машину оснастили двигателем ЯМЗ-536 (соответствует требования Euro-4), выдающим 240 «лошадей». В кабину поставили автономный отопитель мощностью 2 кВт и обогреватели лобового стекла.

Урал-NEXT 3255-5013-71-28 рассчитан на 28 мест. Фото: YouTube.com

Что касается пассажирского модуля, здесь из «обновлений» – дополнительные термоизолирующие панели. Также установлены более мощные (две штуки) автономные отопители на 8 кВт. Спинки сидений откидываются, чтобы можно было вздремнуть в долгой дороге.

А используют ли западные грузовики для изготовления «вахтовок»? Конечно! Один из примеров, рассмотренный ниже – спецтранспорт, изготовленный в РФ компанией «РусКомТранс» по заказу ТЭПК – организации, занимающейся строительством железных дорог в Красноярском крае.

Вахтовый автобус на базе Scania G 400


Машина имеет колесную формулу 6Х6. Сзади расположен пассажирский модуль, рассчитанный на 30 человек. Первое, что бросается в глаза при взгляде на него – заниженный вход, что дает очевидное удобство при посадке/высадке.

Низкий вход, это удобно. Фото: YouTube.com

Каркас сделан из сэндвич-панелей толщиной в 9 см (пять слоев). Кроме того, снаружи имеется дополнительное утепление из экструдированного пенопласта. Тепло внутри обеспечивают автономные отопители Webasto, а сохраняют его двойные стеклопакеты. Технические характеристики шасси от самосвала G400 CB6X6EHZ тоже впечатляют: это силовой агрегат, выдающий 400 «лошадей» и работающий в паре с «механикой» GR905 (КПП с демультипликатором: 12+2). Из дополнительных внутренних удобств можно выделить полки над пассажирами с освещением из светодиодов, а также регулируемые кресла.

Что на Западе?


В большинстве стран «вахтовки» просто не нужны. Исключение составляют северные страны. И то это спецтранспорт совсем в ином понимании слова. Например, в Исландии – стране гейзеров и вулканов – есть автобусы повышенной проходимости, используемые для туристических поездок. В Канаде спецтранспорт может использоваться для доставки к месту работы арктических экспедиций.
А вы что думаете о вахтовых автобуса СССР и РФ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...