Вахтовые автобусы – советский и российский эксклюзив
Сложно сказать, когда появились первые «вахтовки» – автобусы с высокой проходимостью. Такое специфическое название в первую очередь связано с развитием газо- и нефтедобывающей отрасли в СССР. Особенно бурно процесс шел в 80-е годы. Тогда и возникла потребность доставки очередной вахты рабочих к месту добычи полезных ископаемых. Понятно, что никаких дорог в сибирской тайге не было и перевозку сначала осуществляли банально: в кузовах автомобилей с повышенной проходимостью.
Однако сфера применения «вахтовок» – не только доставка рабочих к месторождениям. Подобный спецтранспорт востребован, например, у спасательных бригад, вывозящих людей из терпящих стихийное бедствие (наводнение, пожары) районов. «Вахтовки» используют и для доставки туристов в живописные, но труднопроходимые места. Также этот вид транспорта будет полезен компаниям, организующим активный отдых – рыбалку, охоту.
В 80-е у нас был единственный полноприводной автобус – ПАЗ-3201 (1972-1982): но даже и он не справлялся с бездорожьем. Многие считают «первопроходцем» в этой отрасли автомобилестроения вполне конкретную модель. Как ее создавали и с какими трудностями столкнулись «пионеры»?
Второе название этого вахтового автобуса – «арктическая маршрутка». Его выпустил Нефтекамский завод автосамосвалов – НефАЗ. Модель КАвЗ-49471, продемонстрированная в 1982-м году, представляла собой шасси от Урал-375 с установленной сзади пассажирской «будкой» – специальным модулем, рассчитанным на 24 человека. Последний – не что иное, как доработанный автобус КАвЗ-685.
Не стоит думать: достаточно сварить каркас, обшить его металлическими листами, и все – модуль готов. Действительно, первую основу делали из профилированных стальных труб. Снаружи приклепывали алюминиевые панели, а чтобы они не контактировали с каркасом (могла возникнуть электрохимическая коррозия), использовали в качестве прокладки текстильную ленту. Места стыков листов обрабатывали мастикой. И все же у нефтекамцев первый «блин» получился «комом». Почему?
Ничем не защищенные заклепки быстро отваливались, а низкокачественная мастика не спасала от щелей, образующихся во время тряски по бездорожью. Отсутствие двойного остекления приводило к обмерзанию кузова, несмотря на работающую систему отопления. Все эти недостатки разработчикам высказывали сами потребители. Любопытно, что все недоработки исправляли «по мере их поступления», т. е. постепенно.
Устраняя недоработки, на заводе накапливали опыт и вскоре стали создавать вахтовые автобусы на базе других моделей грузовиков. Очередным примером может служить НефАЗ 4208, созданный на основе автомобиля КАМАЗ-4310. Этот трехосный проходимый спецтранспорт рассчитан на 30 человек. Современное шасси оснащается двигателем в 240 «лошадей», имеет дополнительную заправочную емкость в 210 л. Изначально такое «удовольствие» стоило относительно недорого – 3 млн. 457 тыс. руб.
Со временем к этому виду спецтранспорта выработались определенные требования и их производством стали заниматься не только в Нефтекамске, но и на других предприятиях.
В первую очередь это вместительность: параметр вполне соизмерим с автобусом. В «вахтовку» вмещается не менее 18-ти человек. В некоторые западные модели входит пятьдесят и более пассажиров. Второй важный момент – комфорт. Одно дело трястись в кузове грузовика, добираясь до места работы, как это было в середине прошлого века, совсем другое – ехать в мягком кресле в обогреваемом (или с кондиционером) салоне. К тому же вахтовый транспорт в большинстве случаев оснащается качественной подвеской, «съедающей» неровности рельефа.
Следующая особенность – проходимость. «Вахтовка» спокойно преодолевает болотистую местность, горные подъемы, спуски.
Ну и последний момент – усиленные узлы спецтранспорта, который должен быть надежным: имеется в виду не только шасси, но и пассажирский модуль.
Нынешние «вахтовки» подразумевают использование самых современных материалов. Например, сегодня фургон (или надстройка) необязательно в своей основе имеет каркас из металлического профиля. Все чаще производители применяют сэндвич-панели. Это позволяет «убить сразу двух зайцев»: понизить массу модуля и улучшить его теплоизолирующие свойства. Раньше пол застилали резиной, линолеумом вкупе с войлоком. В итоге низ быстро сгнивал и образовывались сквозные дыры. Сейчас используют современный материал автолин.
Что касается внутренней отделки салона, здесь тоже не так много вариантов. Сначала «для красоты» и лучшей теплоизоляции применяли ДВП, покрытое декоративной пленкой. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что последняя из-за выделяемого при дыхании пассажирами влажного воздуха, быстро облазит, а сам материал деформируется. Поэтому многие производители делают свой выбор в пользу пластика.
Другая тонкость – остекление. Да, оно должно быть двойным, но дело не только в количестве полотен. Изначально они крепились посредством резиновых уплотнителей, от которых позже отказались в пользу технологии вклеивания. Неожиданно выяснилось: жестко закрепленные стекла начали лопаться при тряске. Поэтому многие вернулись обратно к уплотнителям.
По сравнению со своим «предком», собранным на основе КАвЗ, эта «вахтовка» «похорошела» как в техническом, так и комфортном плане. Выпускается она Уральским заводом спецтехники. В основе пассажирского модуля – металлический каркас. Машину оснастили двигателем ЯМЗ-536 (соответствует требования Euro-4), выдающим 240 «лошадей». В кабину поставили автономный отопитель мощностью 2 кВт и обогреватели лобового стекла.
Что касается пассажирского модуля, здесь из «обновлений» – дополнительные термоизолирующие панели. Также установлены более мощные (две штуки) автономные отопители на 8 кВт. Спинки сидений откидываются, чтобы можно было вздремнуть в долгой дороге.
А используют ли западные грузовики для изготовления «вахтовок»? Конечно! Один из примеров, рассмотренный ниже – спецтранспорт, изготовленный в РФ компанией «РусКомТранс» по заказу ТЭПК – организации, занимающейся строительством железных дорог в Красноярском крае.
Машина имеет колесную формулу 6Х6. Сзади расположен пассажирский модуль, рассчитанный на 30 человек. Первое, что бросается в глаза при взгляде на него – заниженный вход, что дает очевидное удобство при посадке/высадке.
Каркас сделан из сэндвич-панелей толщиной в 9 см (пять слоев). Кроме того, снаружи имеется дополнительное утепление из экструдированного пенопласта. Тепло внутри обеспечивают автономные отопители Webasto, а сохраняют его двойные стеклопакеты. Технические характеристики шасси от самосвала G400 CB6X6EHZ тоже впечатляют: это силовой агрегат, выдающий 400 «лошадей» и работающий в паре с «механикой» GR905 (КПП с демультипликатором: 12+2). Из дополнительных внутренних удобств можно выделить полки над пассажирами с освещением из светодиодов, а также регулируемые кресла.
В большинстве стран «вахтовки» просто не нужны. Исключение составляют северные страны. И то это спецтранспорт совсем в ином понимании слова. Например, в Исландии – стране гейзеров и вулканов – есть автобусы повышенной проходимости, используемые для туристических поездок. В Канаде спецтранспорт может использоваться для доставки к месту работы арктических экспедиций.
Однако сфера применения «вахтовок» – не только доставка рабочих к месторождениям. Подобный спецтранспорт востребован, например, у спасательных бригад, вывозящих людей из терпящих стихийное бедствие (наводнение, пожары) районов. «Вахтовки» используют и для доставки туристов в живописные, но труднопроходимые места. Также этот вид транспорта будет полезен компаниям, организующим активный отдых – рыбалку, охоту.
В 80-е у нас был единственный полноприводной автобус – ПАЗ-3201 (1972-1982): но даже и он не справлялся с бездорожьем. Многие считают «первопроходцем» в этой отрасли автомобилестроения вполне конкретную модель. Как ее создавали и с какими трудностями столкнулись «пионеры»?
КАвЗ-49471
Второе название этого вахтового автобуса – «арктическая маршрутка». Его выпустил Нефтекамский завод автосамосвалов – НефАЗ. Модель КАвЗ-49471, продемонстрированная в 1982-м году, представляла собой шасси от Урал-375 с установленной сзади пассажирской «будкой» – специальным модулем, рассчитанным на 24 человека. Последний – не что иное, как доработанный автобус КАвЗ-685.
Более поздняя «вахтовка» на дизельном шасси. Фото: YouTube.com
Параллельно в Нефтекамске выпустили «вахтовку» на базе ГАЗ-66-01, получившую индекс НЗАС-3964.
Не стоит думать: достаточно сварить каркас, обшить его металлическими листами, и все – модуль готов. Действительно, первую основу делали из профилированных стальных труб. Снаружи приклепывали алюминиевые панели, а чтобы они не контактировали с каркасом (могла возникнуть электрохимическая коррозия), использовали в качестве прокладки текстильную ленту. Места стыков листов обрабатывали мастикой. И все же у нефтекамцев первый «блин» получился «комом». Почему?
Проблемы
Ничем не защищенные заклепки быстро отваливались, а низкокачественная мастика не спасала от щелей, образующихся во время тряски по бездорожью. Отсутствие двойного остекления приводило к обмерзанию кузова, несмотря на работающую систему отопления. Все эти недостатки разработчикам высказывали сами потребители. Любопытно, что все недоработки исправляли «по мере их поступления», т. е. постепенно.
В современных пассажирских модулях заклепки не используют. Фото: YouTube.com
Устраняя недоработки, на заводе накапливали опыт и вскоре стали создавать вахтовые автобусы на базе других моделей грузовиков. Очередным примером может служить НефАЗ 4208, созданный на основе автомобиля КАМАЗ-4310. Этот трехосный проходимый спецтранспорт рассчитан на 30 человек. Современное шасси оснащается двигателем в 240 «лошадей», имеет дополнительную заправочную емкость в 210 л. Изначально такое «удовольствие» стоило относительно недорого – 3 млн. 457 тыс. руб.
НефАЗ 4208 лишен недостатков, присущих предшественникам. Фото: YouTube.com
Со временем к этому виду спецтранспорта выработались определенные требования и их производством стали заниматься не только в Нефтекамске, но и на других предприятиях.
Характерные особенности «вахтовок»
В первую очередь это вместительность: параметр вполне соизмерим с автобусом. В «вахтовку» вмещается не менее 18-ти человек. В некоторые западные модели входит пятьдесят и более пассажиров. Второй важный момент – комфорт. Одно дело трястись в кузове грузовика, добираясь до места работы, как это было в середине прошлого века, совсем другое – ехать в мягком кресле в обогреваемом (или с кондиционером) салоне. К тому же вахтовый транспорт в большинстве случаев оснащается качественной подвеской, «съедающей» неровности рельефа.
Внутри большинства вахтовых автобусов просторно, ничего лишнего ничего нет. Фото: YouTube.com
Следующая особенность – проходимость. «Вахтовка» спокойно преодолевает болотистую местность, горные подъемы, спуски.
Но бывают и люксовые варианты «вахтовок»! Фото: YouTube.com
Ну и последний момент – усиленные узлы спецтранспорта, который должен быть надежным: имеется в виду не только шасси, но и пассажирский модуль.
Что внутри?
Нынешние «вахтовки» подразумевают использование самых современных материалов. Например, сегодня фургон (или надстройка) необязательно в своей основе имеет каркас из металлического профиля. Все чаще производители применяют сэндвич-панели. Это позволяет «убить сразу двух зайцев»: понизить массу модуля и улучшить его теплоизолирующие свойства. Раньше пол застилали резиной, линолеумом вкупе с войлоком. В итоге низ быстро сгнивал и образовывались сквозные дыры. Сейчас используют современный материал автолин.
Линолеум и резина на полу сегодня встречаются редко. Фото: YouTube.com
Что касается внутренней отделки салона, здесь тоже не так много вариантов. Сначала «для красоты» и лучшей теплоизоляции применяли ДВП, покрытое декоративной пленкой. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что последняя из-за выделяемого при дыхании пассажирами влажного воздуха, быстро облазит, а сам материал деформируется. Поэтому многие производители делают свой выбор в пользу пластика.
Пластик – лучший вариант для отделки. Фото: YouTube.com
Другая тонкость – остекление. Да, оно должно быть двойным, но дело не только в количестве полотен. Изначально они крепились посредством резиновых уплотнителей, от которых позже отказались в пользу технологии вклеивания. Неожиданно выяснилось: жестко закрепленные стекла начали лопаться при тряске. Поэтому многие вернулись обратно к уплотнителям.
Урал NEXT 32551-5013-71
По сравнению со своим «предком», собранным на основе КАвЗ, эта «вахтовка» «похорошела» как в техническом, так и комфортном плане. Выпускается она Уральским заводом спецтехники. В основе пассажирского модуля – металлический каркас. Машину оснастили двигателем ЯМЗ-536 (соответствует требования Euro-4), выдающим 240 «лошадей». В кабину поставили автономный отопитель мощностью 2 кВт и обогреватели лобового стекла.
Урал-NEXT 3255-5013-71-28 рассчитан на 28 мест. Фото: YouTube.com
Что касается пассажирского модуля, здесь из «обновлений» – дополнительные термоизолирующие панели. Также установлены более мощные (две штуки) автономные отопители на 8 кВт. Спинки сидений откидываются, чтобы можно было вздремнуть в долгой дороге.
А используют ли западные грузовики для изготовления «вахтовок»? Конечно! Один из примеров, рассмотренный ниже – спецтранспорт, изготовленный в РФ компанией «РусКомТранс» по заказу ТЭПК – организации, занимающейся строительством железных дорог в Красноярском крае.
Вахтовый автобус на базе Scania G 400
Машина имеет колесную формулу 6Х6. Сзади расположен пассажирский модуль, рассчитанный на 30 человек. Первое, что бросается в глаза при взгляде на него – заниженный вход, что дает очевидное удобство при посадке/высадке.
Низкий вход, это удобно. Фото: YouTube.com
Каркас сделан из сэндвич-панелей толщиной в 9 см (пять слоев). Кроме того, снаружи имеется дополнительное утепление из экструдированного пенопласта. Тепло внутри обеспечивают автономные отопители Webasto, а сохраняют его двойные стеклопакеты. Технические характеристики шасси от самосвала G400 CB6X6EHZ тоже впечатляют: это силовой агрегат, выдающий 400 «лошадей» и работающий в паре с «механикой» GR905 (КПП с демультипликатором: 12+2). Из дополнительных внутренних удобств можно выделить полки над пассажирами с освещением из светодиодов, а также регулируемые кресла.
Что на Западе?
В большинстве стран «вахтовки» просто не нужны. Исключение составляют северные страны. И то это спецтранспорт совсем в ином понимании слова. Например, в Исландии – стране гейзеров и вулканов – есть автобусы повышенной проходимости, используемые для туристических поездок. В Канаде спецтранспорт может использоваться для доставки к месту работы арктических экспедиций.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....