Советская полноприводная история
Попытки сделать полноприводной автомобиль предпринимались конструкторами разных стран с самого начала минувшего века. К 30-м годам дело лучше всего шло у американцев: инженерам компании Marmon-Herrington удалось создать более-менее жизнеспособные версии грузовых и легковых моделей «Форд». Поэтому в той или иной мере на конструкторов из США ориентировались многие автопроизводители.
Не исключением стал и Горьковский автозавод, купивший и привезший в СССР в 1938-м году для изучения полноприводную модель Marmon-Herrington LD2. В ее основе – «Форд» с движком в 85 «лошадей». Машину испытали и тут же, разобрав по винтикам, приступили к разработке собственного аналога.
Базой для советского «кроссовера» стала серийная «эмка» ГАЗ-М1, правда, движок решили поставить более мощный: ГАЗ-11 с шестью цилиндрами, являющийся копией Dodge D5. Но, пока советский вариант не был готов, на прототип поставили американский оригинал. В результате появился полноприводной автомобиль ГАЗ-61-40 (последние цифры указывали на открытый верх модели).
Рама для машины была своя, а вот узлы трансмиссии и подвески пришлось копировать, что вызывало сложности. Советские инженеры приложили массу усилий, чтобы разобраться с шарнирами, разработанными Bendix Weiss и запустить их серийное производство.
Автомобиль унифицировали с серийными моделями «по полной». КПП поставили от ГАЗ-ММ, карданный вал – ЗиС-101, амортизаторы от «эмки». В итоге на конвейер поставили три модификации: «40» с открытым кузовом (предусматривался тент), «73» – седан и «415» – пикап.
Впоследствии перед войной была выпущена еще одна полноприводная машина – узкоколейный ГАЗ-67. Также стоит отметить «Гибрид» 4Х4 на основе американского легкого тягача Dodge WC-51 (за грузоподъемность ¾ т машина получила прозвище «додж три четверти»).
На полноприводную машину «надели» цельнометаллический кузов, изготовленный на московском заводе им. Сталина. А какие авто 4Х4 после войны выпускали в гражданском секторе?
Изготовленная в 1949-м году машина получила дополнительный индекс «Ш», что значит «штабная». С конструкцией особо не заморачивались: подвеску взяли от Dodge WC-51, движок поставили свой, в 162 «лошади». Собрали пару прототипов, однако полноприводной лимузин военных как-то не впечатлил, а Сталин по бездорожью не путешествовал.
Но тут на «сцену» выходит Никита Хрущев, который любил «общаться с народом» и выезжать в колхозы. Для него разработали специальную версию ЗиС-110Ш, поставив на нее свою подвеску, «раздатку» от ГАЗ-62 и дополнительный бак. Заодно сменили индекс на «П».
Количество выпущенных автомобилей точно неизвестно: по разным оценкам, не менее 3-х единиц техники.
Предприятие особенно активно ими занималось с начала 50-х. В то время завод им. Молотова (ЗиМ) запустил в серию внедорожники ГАЗ-69, ГАЗ-62. Также на конвейер встала полноприводная версия «Победы» с индексом М-72.
Одновременно была представлена модель нетипичного для предприятия формата, на которой стоит остановиться подробнее.
Это короткий, длиной в 3,5 м пикап с полным приводом, рассчитанный на двух человек, с небольшой платформой сзади, грузоподъемностью 150 кг. Вторая версия оснащалась закрытым багажником – что-то типа двухместного седана. Получилось нечто, напоминающее Suzuki X-90, которая увидела свет лишь через несколько десятков лет.
Автомобильчик, названный «Украинец», разработали на ГАЗе по указке Н. Хрущева, призвавшего «пересадить колхозников с телег на машины». Но само предприятие осваивать новинку не собиралось: мощностей и так не хватало.
Завод для пуска авто в серию планировали найти где-нибудь на Украине, в связи с чем он и получил собственное имя. Испытания показали хорошую проходимость и в целом удовлетворительные эксплуатационные качества авто. Но подходящую производственную площадку для серийного выпуска так и не нашли.
Первый автомобиль представляет собой обычную «Волгу» тех времен в кузове «универсал». Однако есть фото, на которых четко видна подобная модель с двумя ведущими мостами. Что это? Попытка ГАЗ освоить производство внедорожника или «творчество» какого-то авторемонтного завода? Доподлинно неизвестно. Зато ГАЗ-24-95 точно выпускали «официально». На машине стоял «родной» мотор, а подвеску частично использовали от УАЗа. Всего изготовили три экземпляра.
Один заказало руководство обкома, второй попал в МО СССР, а на третьем охотился в Завидово Л. И. Брежнев.
Помимо 469-й модели, завод предпринимал попытку создания «кроссовера» – комфортного внедорожника. В итоге был создан УАЗ-3172-01 с цельнометаллическим кузовом и комфортабельным салоном.
Но советский Nissan Patrol изготовили очень поздно – в 1986-м. Уже через несколько лет страну завалили внедорожниками всех мастей западного производства.
Первыми серийными моделями стали машины с заводскими индексами «410» (седан) и «411» («универсал»). Авто выпускались небольшими партиями с середины 50-х. В то время шло освоение целины и для быстрого подвоза запчастей в поле механизаторам требовалась мобильная машина, обладающая хорошей проходимостью. ГАЗ-69 считались малоподходящими для такой цели, т. к. потребляли много топлива и стоили дорого. Тогда как раз только что разработали ГАЗ-М73, так и не ставший серийным. А вот узлы от него и наработки решили использовать для создания полноприводного «Москвича».
Работы стартовали в 1956-м и через год внедорожник был готов. От серийного 402-го он отличался двухступенчатой «раздаткой», шинами с грубым протектором, а также усиленным кузовом. Клиренс составлял 22 см, машина спокойно преодолевала брод глубиной до полуметра. В 58-м авто улучшили, прибавив к индексу букву «М». Тираж машин был небольшим: 410-х выпустили 7580 штук, 411-х – 1515 единиц техники.
Внедорожник, не базирующийся на серийной модели, а имеющий свою конструкцию, завод выпустил в 1957-м. Внешне авто напоминало популярный тогда Willys. В машине использовано множество деталей от конвейерных «Москвичей». Главное отличие – лонжеронная рама вместо несущего кузова.
Первая модель имела верх с тентом, и, скорее всего, предназначалась для поставок в ВС. 416-я получила закрытый кузов с элементами комфорта внутри. Возможно, модель хотели поставлять гражданским.
Это авто участвовало в конкурсе внедорожников в 70-х. Тогда три завода представили свои варианты полноприводных машин. Автомобиль от АЗЛК был построен на базе модели «412» и «2140». Техника выглядела незамысловато и предназначалась сельчанам. Внутри – минимум комфорта: пара кресел впереди и откидные скамейки сзади. Зато кузов был рамным!
Сначала машину одобрили, даже запланировали выпуск на уровне 60 тыс. экземпляров в год. Производство предполагалось организовать на дочернем предприятии АЗЛК в Кинешме. Чем закончился тот конкурс, всем хорошо известно: и «Москвич-2150» и полноприводной Иж-14 проиграли легендарной «Ниве» ВАЗ-2121, точнее ее прототипу. Но этот автомобиль – уже совсем другая история.
Не исключением стал и Горьковский автозавод, купивший и привезший в СССР в 1938-м году для изучения полноприводную модель Marmon-Herrington LD2. В ее основе – «Форд» с движком в 85 «лошадей». Машину испытали и тут же, разобрав по винтикам, приступили к разработке собственного аналога.
ГАЗ-61
Базой для советского «кроссовера» стала серийная «эмка» ГАЗ-М1, правда, движок решили поставить более мощный: ГАЗ-11 с шестью цилиндрами, являющийся копией Dodge D5. Но, пока советский вариант не был готов, на прототип поставили американский оригинал. В результате появился полноприводной автомобиль ГАЗ-61-40 (последние цифры указывали на открытый верх модели).
Газ-61 на испытаниях. Фото: YouTube.com
Рама для машины была своя, а вот узлы трансмиссии и подвески пришлось копировать, что вызывало сложности. Советские инженеры приложили массу усилий, чтобы разобраться с шарнирами, разработанными Bendix Weiss и запустить их серийное производство.
Модель Газ-61-73 седан. Фото: YouTube.com
Данная схема ШРУСов используется на УАЗах и сегодня.
Автомобиль унифицировали с серийными моделями «по полной». КПП поставили от ГАЗ-ММ, карданный вал – ЗиС-101, амортизаторы от «эмки». В итоге на конвейер поставили три модификации: «40» с открытым кузовом (предусматривался тент), «73» – седан и «415» – пикап.
ГАЗ-61-40 с открытым кузовом. Фото: YouTube.com
Впоследствии перед войной была выпущена еще одна полноприводная машина – узкоколейный ГАЗ-67. Также стоит отметить «Гибрид» 4Х4 на основе американского легкого тягача Dodge WC-51 (за грузоподъемность ¾ т машина получила прозвище «додж три четверти»).
Тот самый «додж три четверти». Фото: YouTube.com
На полноприводную машину «надели» цельнометаллический кузов, изготовленный на московском заводе им. Сталина. А какие авто 4Х4 после войны выпускали в гражданском секторе?
ЗиС-110
Изготовленная в 1949-м году машина получила дополнительный индекс «Ш», что значит «штабная». С конструкцией особо не заморачивались: подвеску взяли от Dodge WC-51, движок поставили свой, в 162 «лошади». Собрали пару прототипов, однако полноприводной лимузин военных как-то не впечатлил, а Сталин по бездорожью не путешествовал.
Полноприводной ЗиС-110Ш. Фото: YouTube.com
Но тут на «сцену» выходит Никита Хрущев, который любил «общаться с народом» и выезжать в колхозы. Для него разработали специальную версию ЗиС-110Ш, поставив на нее свою подвеску, «раздатку» от ГАЗ-62 и дополнительный бак. Заодно сменили индекс на «П».
ЗиС-110П для Хрущева. Фото: YouTube.com
Количество выпущенных автомобилей точно неизвестно: по разным оценкам, не менее 3-х единиц техники.
Другие «полноприводники» от ГАЗ
Предприятие особенно активно ими занималось с начала 50-х. В то время завод им. Молотова (ЗиМ) запустил в серию внедорожники ГАЗ-69, ГАЗ-62. Также на конвейер встала полноприводная версия «Победы» с индексом М-72.
Полноприводная «Победа» выпускалась небольшими тиражами. Фото: YouTube.com
Одновременно была представлена модель нетипичного для предприятия формата, на которой стоит остановиться подробнее.
М-73
Это короткий, длиной в 3,5 м пикап с полным приводом, рассчитанный на двух человек, с небольшой платформой сзади, грузоподъемностью 150 кг. Вторая версия оснащалась закрытым багажником – что-то типа двухместного седана. Получилось нечто, напоминающее Suzuki X-90, которая увидела свет лишь через несколько десятков лет.
Автомобильчик, названный «Украинец», разработали на ГАЗе по указке Н. Хрущева, призвавшего «пересадить колхозников с телег на машины». Но само предприятие осваивать новинку не собиралось: мощностей и так не хватало.
Забытый «Украинец». Фото: YouTube.com
Завод для пуска авто в серию планировали найти где-нибудь на Украине, в связи с чем он и получил собственное имя. Испытания показали хорошую проходимость и в целом удовлетворительные эксплуатационные качества авто. Но подходящую производственную площадку для серийного выпуска так и не нашли.
ГАЗ-22 и ГАЗ-24
Первый автомобиль представляет собой обычную «Волгу» тех времен в кузове «универсал». Однако есть фото, на которых четко видна подобная модель с двумя ведущими мостами. Что это? Попытка ГАЗ освоить производство внедорожника или «творчество» какого-то авторемонтного завода? Доподлинно неизвестно. Зато ГАЗ-24-95 точно выпускали «официально». На машине стоял «родной» мотор, а подвеску частично использовали от УАЗа. Всего изготовили три экземпляра.
Советский внедорожник Брежнева Л. И. Фото: YouTube.com
На заводе полноприводную модель звали «дворняжкой»: «чистопородными» считались обычная ГАЗ-24 и «Чайка».
Один заказало руководство обкома, второй попал в МО СССР, а на третьем охотился в Завидово Л. И. Брежнев.
УАЗ
Помимо 469-й модели, завод предпринимал попытку создания «кроссовера» – комфортного внедорожника. В итоге был создан УАЗ-3172-01 с цельнометаллическим кузовом и комфортабельным салоном.
Машина выпущена в единственном экземпляре. Фото: YouTube.com
Но советский Nissan Patrol изготовили очень поздно – в 1986-м. Уже через несколько лет страну завалили внедорожниками всех мастей западного производства.
«Москвич»
Первыми серийными моделями стали машины с заводскими индексами «410» (седан) и «411» («универсал»). Авто выпускались небольшими партиями с середины 50-х. В то время шло освоение целины и для быстрого подвоза запчастей в поле механизаторам требовалась мобильная машина, обладающая хорошей проходимостью. ГАЗ-69 считались малоподходящими для такой цели, т. к. потребляли много топлива и стоили дорого. Тогда как раз только что разработали ГАЗ-М73, так и не ставший серийным. А вот узлы от него и наработки решили использовать для создания полноприводного «Москвича».
«Москвич-411» в кузове «универсал» на снежной целине. Фото: YouTube.com
Работы стартовали в 1956-м и через год внедорожник был готов. От серийного 402-го он отличался двухступенчатой «раздаткой», шинами с грубым протектором, а также усиленным кузовом. Клиренс составлял 22 см, машина спокойно преодолевала брод глубиной до полуметра. В 58-м авто улучшили, прибавив к индексу букву «М». Тираж машин был небольшим: 410-х выпустили 7580 штук, 411-х – 1515 единиц техники.
«415» и «416»
Внедорожник, не базирующийся на серийной модели, а имеющий свою конструкцию, завод выпустил в 1957-м. Внешне авто напоминало популярный тогда Willys. В машине использовано множество деталей от конвейерных «Москвичей». Главное отличие – лонжеронная рама вместо несущего кузова.
«Москвич-416» в цельнометаллическом кузове. Фото: YouTube.com
Первая модель имела верх с тентом, и, скорее всего, предназначалась для поставок в ВС. 416-я получила закрытый кузов с элементами комфорта внутри. Возможно, модель хотели поставлять гражданским.
2150
Это авто участвовало в конкурсе внедорожников в 70-х. Тогда три завода представили свои варианты полноприводных машин. Автомобиль от АЗЛК был построен на базе модели «412» и «2140». Техника выглядела незамысловато и предназначалась сельчанам. Внутри – минимум комфорта: пара кресел впереди и откидные скамейки сзади. Зато кузов был рамным!
«Москвич-2150», проигравший конкурс. Фото: YouTube.com
Сначала машину одобрили, даже запланировали выпуск на уровне 60 тыс. экземпляров в год. Производство предполагалось организовать на дочернем предприятии АЗЛК в Кинешме. Чем закончился тот конкурс, всем хорошо известно: и «Москвич-2150» и полноприводной Иж-14 проиграли легендарной «Ниве» ВАЗ-2121, точнее ее прототипу. Но этот автомобиль – уже совсем другая история.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...