Советская полноприводная история
Попытки сделать полноприводной автомобиль предпринимались конструкторами разных стран с самого начала минувшего века. К 30-м годам дело лучше всего шло у американцев: инженерам компании Marmon-Herrington удалось создать более-менее жизнеспособные версии грузовых и легковых моделей «Форд». Поэтому в той или иной мере на конструкторов из США ориентировались многие автопроизводители.
Не исключением стал и Горьковский автозавод, купивший и привезший в СССР в 1938-м году для изучения полноприводную модель Marmon-Herrington LD2. В ее основе – «Форд» с движком в 85 «лошадей». Машину испытали и тут же, разобрав по винтикам, приступили к разработке собственного аналога.
Базой для советского «кроссовера» стала серийная «эмка» ГАЗ-М1, правда, движок решили поставить более мощный: ГАЗ-11 с шестью цилиндрами, являющийся копией Dodge D5. Но, пока советский вариант не был готов, на прототип поставили американский оригинал. В результате появился полноприводной автомобиль ГАЗ-61-40 (последние цифры указывали на открытый верх модели).
Рама для машины была своя, а вот узлы трансмиссии и подвески пришлось копировать, что вызывало сложности. Советские инженеры приложили массу усилий, чтобы разобраться с шарнирами, разработанными Bendix Weiss и запустить их серийное производство.
Автомобиль унифицировали с серийными моделями «по полной». КПП поставили от ГАЗ-ММ, карданный вал – ЗиС-101, амортизаторы от «эмки». В итоге на конвейер поставили три модификации: «40» с открытым кузовом (предусматривался тент), «73» – седан и «415» – пикап.
Впоследствии перед войной была выпущена еще одна полноприводная машина – узкоколейный ГАЗ-67. Также стоит отметить «Гибрид» 4Х4 на основе американского легкого тягача Dodge WC-51 (за грузоподъемность ¾ т машина получила прозвище «додж три четверти»).
На полноприводную машину «надели» цельнометаллический кузов, изготовленный на московском заводе им. Сталина. А какие авто 4Х4 после войны выпускали в гражданском секторе?
Изготовленная в 1949-м году машина получила дополнительный индекс «Ш», что значит «штабная». С конструкцией особо не заморачивались: подвеску взяли от Dodge WC-51, движок поставили свой, в 162 «лошади». Собрали пару прототипов, однако полноприводной лимузин военных как-то не впечатлил, а Сталин по бездорожью не путешествовал.
Но тут на «сцену» выходит Никита Хрущев, который любил «общаться с народом» и выезжать в колхозы. Для него разработали специальную версию ЗиС-110Ш, поставив на нее свою подвеску, «раздатку» от ГАЗ-62 и дополнительный бак. Заодно сменили индекс на «П».
Количество выпущенных автомобилей точно неизвестно: по разным оценкам, не менее 3-х единиц техники.
Предприятие особенно активно ими занималось с начала 50-х. В то время завод им. Молотова (ЗиМ) запустил в серию внедорожники ГАЗ-69, ГАЗ-62. Также на конвейер встала полноприводная версия «Победы» с индексом М-72.
Одновременно была представлена модель нетипичного для предприятия формата, на которой стоит остановиться подробнее.
Это короткий, длиной в 3,5 м пикап с полным приводом, рассчитанный на двух человек, с небольшой платформой сзади, грузоподъемностью 150 кг. Вторая версия оснащалась закрытым багажником – что-то типа двухместного седана. Получилось нечто, напоминающее Suzuki X-90, которая увидела свет лишь через несколько десятков лет.
Автомобильчик, названный «Украинец», разработали на ГАЗе по указке Н. Хрущева, призвавшего «пересадить колхозников с телег на машины». Но само предприятие осваивать новинку не собиралось: мощностей и так не хватало.
Завод для пуска авто в серию планировали найти где-нибудь на Украине, в связи с чем он и получил собственное имя. Испытания показали хорошую проходимость и в целом удовлетворительные эксплуатационные качества авто. Но подходящую производственную площадку для серийного выпуска так и не нашли.
Первый автомобиль представляет собой обычную «Волгу» тех времен в кузове «универсал». Однако есть фото, на которых четко видна подобная модель с двумя ведущими мостами. Что это? Попытка ГАЗ освоить производство внедорожника или «творчество» какого-то авторемонтного завода? Доподлинно неизвестно. Зато ГАЗ-24-95 точно выпускали «официально». На машине стоял «родной» мотор, а подвеску частично использовали от УАЗа. Всего изготовили три экземпляра.
Один заказало руководство обкома, второй попал в МО СССР, а на третьем охотился в Завидово Л. И. Брежнев.
Помимо 469-й модели, завод предпринимал попытку создания «кроссовера» – комфортного внедорожника. В итоге был создан УАЗ-3172-01 с цельнометаллическим кузовом и комфортабельным салоном.
Но советский Nissan Patrol изготовили очень поздно – в 1986-м. Уже через несколько лет страну завалили внедорожниками всех мастей западного производства.
Первыми серийными моделями стали машины с заводскими индексами «410» (седан) и «411» («универсал»). Авто выпускались небольшими партиями с середины 50-х. В то время шло освоение целины и для быстрого подвоза запчастей в поле механизаторам требовалась мобильная машина, обладающая хорошей проходимостью. ГАЗ-69 считались малоподходящими для такой цели, т. к. потребляли много топлива и стоили дорого. Тогда как раз только что разработали ГАЗ-М73, так и не ставший серийным. А вот узлы от него и наработки решили использовать для создания полноприводного «Москвича».
Работы стартовали в 1956-м и через год внедорожник был готов. От серийного 402-го он отличался двухступенчатой «раздаткой», шинами с грубым протектором, а также усиленным кузовом. Клиренс составлял 22 см, машина спокойно преодолевала брод глубиной до полуметра. В 58-м авто улучшили, прибавив к индексу букву «М». Тираж машин был небольшим: 410-х выпустили 7580 штук, 411-х – 1515 единиц техники.
Внедорожник, не базирующийся на серийной модели, а имеющий свою конструкцию, завод выпустил в 1957-м. Внешне авто напоминало популярный тогда Willys. В машине использовано множество деталей от конвейерных «Москвичей». Главное отличие – лонжеронная рама вместо несущего кузова.
Первая модель имела верх с тентом, и, скорее всего, предназначалась для поставок в ВС. 416-я получила закрытый кузов с элементами комфорта внутри. Возможно, модель хотели поставлять гражданским.
Это авто участвовало в конкурсе внедорожников в 70-х. Тогда три завода представили свои варианты полноприводных машин. Автомобиль от АЗЛК был построен на базе модели «412» и «2140». Техника выглядела незамысловато и предназначалась сельчанам. Внутри – минимум комфорта: пара кресел впереди и откидные скамейки сзади. Зато кузов был рамным!
Сначала машину одобрили, даже запланировали выпуск на уровне 60 тыс. экземпляров в год. Производство предполагалось организовать на дочернем предприятии АЗЛК в Кинешме. Чем закончился тот конкурс, всем хорошо известно: и «Москвич-2150» и полноприводной Иж-14 проиграли легендарной «Ниве» ВАЗ-2121, точнее ее прототипу. Но этот автомобиль – уже совсем другая история.
Не исключением стал и Горьковский автозавод, купивший и привезший в СССР в 1938-м году для изучения полноприводную модель Marmon-Herrington LD2. В ее основе – «Форд» с движком в 85 «лошадей». Машину испытали и тут же, разобрав по винтикам, приступили к разработке собственного аналога.
ГАЗ-61
Базой для советского «кроссовера» стала серийная «эмка» ГАЗ-М1, правда, движок решили поставить более мощный: ГАЗ-11 с шестью цилиндрами, являющийся копией Dodge D5. Но, пока советский вариант не был готов, на прототип поставили американский оригинал. В результате появился полноприводной автомобиль ГАЗ-61-40 (последние цифры указывали на открытый верх модели).
Газ-61 на испытаниях. Фото: YouTube.com
Рама для машины была своя, а вот узлы трансмиссии и подвески пришлось копировать, что вызывало сложности. Советские инженеры приложили массу усилий, чтобы разобраться с шарнирами, разработанными Bendix Weiss и запустить их серийное производство.
Модель Газ-61-73 седан. Фото: YouTube.com
Данная схема ШРУСов используется на УАЗах и сегодня.
Автомобиль унифицировали с серийными моделями «по полной». КПП поставили от ГАЗ-ММ, карданный вал – ЗиС-101, амортизаторы от «эмки». В итоге на конвейер поставили три модификации: «40» с открытым кузовом (предусматривался тент), «73» – седан и «415» – пикап.
ГАЗ-61-40 с открытым кузовом. Фото: YouTube.com
Впоследствии перед войной была выпущена еще одна полноприводная машина – узкоколейный ГАЗ-67. Также стоит отметить «Гибрид» 4Х4 на основе американского легкого тягача Dodge WC-51 (за грузоподъемность ¾ т машина получила прозвище «додж три четверти»).
Тот самый «додж три четверти». Фото: YouTube.com
На полноприводную машину «надели» цельнометаллический кузов, изготовленный на московском заводе им. Сталина. А какие авто 4Х4 после войны выпускали в гражданском секторе?
ЗиС-110
Изготовленная в 1949-м году машина получила дополнительный индекс «Ш», что значит «штабная». С конструкцией особо не заморачивались: подвеску взяли от Dodge WC-51, движок поставили свой, в 162 «лошади». Собрали пару прототипов, однако полноприводной лимузин военных как-то не впечатлил, а Сталин по бездорожью не путешествовал.
Полноприводной ЗиС-110Ш. Фото: YouTube.com
Но тут на «сцену» выходит Никита Хрущев, который любил «общаться с народом» и выезжать в колхозы. Для него разработали специальную версию ЗиС-110Ш, поставив на нее свою подвеску, «раздатку» от ГАЗ-62 и дополнительный бак. Заодно сменили индекс на «П».
ЗиС-110П для Хрущева. Фото: YouTube.com
Количество выпущенных автомобилей точно неизвестно: по разным оценкам, не менее 3-х единиц техники.
Другие «полноприводники» от ГАЗ
Предприятие особенно активно ими занималось с начала 50-х. В то время завод им. Молотова (ЗиМ) запустил в серию внедорожники ГАЗ-69, ГАЗ-62. Также на конвейер встала полноприводная версия «Победы» с индексом М-72.
Полноприводная «Победа» выпускалась небольшими тиражами. Фото: YouTube.com
Одновременно была представлена модель нетипичного для предприятия формата, на которой стоит остановиться подробнее.
М-73
Это короткий, длиной в 3,5 м пикап с полным приводом, рассчитанный на двух человек, с небольшой платформой сзади, грузоподъемностью 150 кг. Вторая версия оснащалась закрытым багажником – что-то типа двухместного седана. Получилось нечто, напоминающее Suzuki X-90, которая увидела свет лишь через несколько десятков лет.
Автомобильчик, названный «Украинец», разработали на ГАЗе по указке Н. Хрущева, призвавшего «пересадить колхозников с телег на машины». Но само предприятие осваивать новинку не собиралось: мощностей и так не хватало.
Забытый «Украинец». Фото: YouTube.com
Завод для пуска авто в серию планировали найти где-нибудь на Украине, в связи с чем он и получил собственное имя. Испытания показали хорошую проходимость и в целом удовлетворительные эксплуатационные качества авто. Но подходящую производственную площадку для серийного выпуска так и не нашли.
ГАЗ-22 и ГАЗ-24
Первый автомобиль представляет собой обычную «Волгу» тех времен в кузове «универсал». Однако есть фото, на которых четко видна подобная модель с двумя ведущими мостами. Что это? Попытка ГАЗ освоить производство внедорожника или «творчество» какого-то авторемонтного завода? Доподлинно неизвестно. Зато ГАЗ-24-95 точно выпускали «официально». На машине стоял «родной» мотор, а подвеску частично использовали от УАЗа. Всего изготовили три экземпляра.
Советский внедорожник Брежнева Л. И. Фото: YouTube.com
На заводе полноприводную модель звали «дворняжкой»: «чистопородными» считались обычная ГАЗ-24 и «Чайка».
Один заказало руководство обкома, второй попал в МО СССР, а на третьем охотился в Завидово Л. И. Брежнев.
УАЗ
Помимо 469-й модели, завод предпринимал попытку создания «кроссовера» – комфортного внедорожника. В итоге был создан УАЗ-3172-01 с цельнометаллическим кузовом и комфортабельным салоном.
Машина выпущена в единственном экземпляре. Фото: YouTube.com
Но советский Nissan Patrol изготовили очень поздно – в 1986-м. Уже через несколько лет страну завалили внедорожниками всех мастей западного производства.
«Москвич»
Первыми серийными моделями стали машины с заводскими индексами «410» (седан) и «411» («универсал»). Авто выпускались небольшими партиями с середины 50-х. В то время шло освоение целины и для быстрого подвоза запчастей в поле механизаторам требовалась мобильная машина, обладающая хорошей проходимостью. ГАЗ-69 считались малоподходящими для такой цели, т. к. потребляли много топлива и стоили дорого. Тогда как раз только что разработали ГАЗ-М73, так и не ставший серийным. А вот узлы от него и наработки решили использовать для создания полноприводного «Москвича».
«Москвич-411» в кузове «универсал» на снежной целине. Фото: YouTube.com
Работы стартовали в 1956-м и через год внедорожник был готов. От серийного 402-го он отличался двухступенчатой «раздаткой», шинами с грубым протектором, а также усиленным кузовом. Клиренс составлял 22 см, машина спокойно преодолевала брод глубиной до полуметра. В 58-м авто улучшили, прибавив к индексу букву «М». Тираж машин был небольшим: 410-х выпустили 7580 штук, 411-х – 1515 единиц техники.
«415» и «416»
Внедорожник, не базирующийся на серийной модели, а имеющий свою конструкцию, завод выпустил в 1957-м. Внешне авто напоминало популярный тогда Willys. В машине использовано множество деталей от конвейерных «Москвичей». Главное отличие – лонжеронная рама вместо несущего кузова.
«Москвич-416» в цельнометаллическом кузове. Фото: YouTube.com
Первая модель имела верх с тентом, и, скорее всего, предназначалась для поставок в ВС. 416-я получила закрытый кузов с элементами комфорта внутри. Возможно, модель хотели поставлять гражданским.
2150
Это авто участвовало в конкурсе внедорожников в 70-х. Тогда три завода представили свои варианты полноприводных машин. Автомобиль от АЗЛК был построен на базе модели «412» и «2140». Техника выглядела незамысловато и предназначалась сельчанам. Внутри – минимум комфорта: пара кресел впереди и откидные скамейки сзади. Зато кузов был рамным!
«Москвич-2150», проигравший конкурс. Фото: YouTube.com
Сначала машину одобрили, даже запланировали выпуск на уровне 60 тыс. экземпляров в год. Производство предполагалось организовать на дочернем предприятии АЗЛК в Кинешме. Чем закончился тот конкурс, всем хорошо известно: и «Москвич-2150» и полноприводной Иж-14 проиграли легендарной «Ниве» ВАЗ-2121, точнее ее прототипу. Но этот автомобиль – уже совсем другая история.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....