
P-Volt: провал очередной «зеленой» самолетной идеи
В 2021-м году два производителя: итальянская компания Tecnam и британская Rolls-Roys вместе с норвежской Wideroe объявили о начале первых полетов на электросамолете P-Volt, не позднее, чем через 5 лет. Англичане обязались сделать силовой агрегат, итальянцы – предоставить производственные мощности и провести проектные работы. За норвежцами – испытания. Что это за летательный аппарат?
Машина базируется на уже действующей модели Р2012 Traveler, рассчитанной на перевозку одиннадцати пассажиров. Самолет оснащается парой силовых агрегатов Lycoming TWO540C1A, обеспечивающих дальность полета до 1,6 тыс. км. Подробностей о технических характеристиках новинки не сообщалось. Известно лишь, что это машина т. н. STOL, т. е. короткого взлета. Подобные аппараты весьма актуальны для Норвегии с ее сложным рельефом. Электрический аппарат должен был предназначаться для выполнения региональных маршрутов по западному побережью страны и на ее севере. Предполагалось, что P-Volt, тоже рассчитанный на одиннадцать пассажиров, будет дешевле в обслуживании, эксплуатации.
Р2012 Traveler: региональная авиация в Норвегии очень востребована. Фото: YouTube.com
Авиакомпания Wideroe осуществляет перевозки пассажиров на небольшие расстояния – в среднем 275 км. Так что электрический лайнер ей очень бы пригодился. К тому же подобная машина отвечает стремлению Норвегии к экологическим идеалам: достичь нулевых выбросов от самолетов в атмосферу. О программе объявили в 2020-м году, а полномасштабные пассажирские рейсы должны стартовать в 2026-м. И вот теперь пришло известие, что все работы по созданию электрической версии Р2012 Traveler прекращаются. В чем дело?
Его суть сводится к мысли о том, что существующие ныне технологии, связанные с накоплением, хранением электрической энергии не могут гарантировать коммерческий успех проекта. Понятно, что речь в основном шла об аккумуляторах.
Современные АКБ не отвечают требованиям авиаперевозчиков. Фото: YouTube.com
В Tecnam считают, что имеющиеся в распоряжении человечества батареи не могут устанавливаться в электрические самолеты и служить в них длительное время основным источником энергии. Главная проблема – чрезмерно короткий срок службы: аккумуляторы придется менять через несколько недель использования. Подобный факт ставит крест на рентабельности P-Volt, который в случае изготовления просто превратиться в «зеленый флаг», а не грузоперевозчика.
Неэкологичный «керосиновый» Р2012 Traveler как летал, так и летает. Фото: YouTube.com
Также итальянцы добавляют: если самолет не может эксплуатироваться с прибылью, быть эффективным в плане расходов по техобслуживанию, то он не нужен, как и «неопределенные технические разработки».
Даже если принять во внимание оптимистические прогнозы, результаты исследования будут неутешительными. Максимум, самолет сможет совершить несколько сотен полетов. К этому времени емкость хранилища снизится до 170 Вт*ч/кг (это количество энергии, которую может вырабатывать вес батареи) и все аккумуляторы придется менять. А это недешевое удовольствие!
«Электрическое» подразделение компании Electrical участвовало в создании двигателя для P-Volt, а также разрабатывало вместе с Rotax гибридный силовой агрегат H3PS1 для уже летающего на обычных двигателях регионального самолета Tecnam P2010.
Электрический P-Volt полетел только на картинке. Фото: YouTube.com
По сути в RR согласны с мнением итальянцев: дальнейшее развитие «чисто» электрической авиации тормозит отсутствие нужных аккумуляторов. Поэтому в Rolls-Royce сосредотачиваются на гибридных силовых установках. В то же время компания работает и над электрическими двигателями для небольших аппаратов eVTOL (примером может служить VX4). Современные батареи могут обеспечить их необходимой энергией на сравнительно долгое время.
P-Volt
Машина базируется на уже действующей модели Р2012 Traveler, рассчитанной на перевозку одиннадцати пассажиров. Самолет оснащается парой силовых агрегатов Lycoming TWO540C1A, обеспечивающих дальность полета до 1,6 тыс. км. Подробностей о технических характеристиках новинки не сообщалось. Известно лишь, что это машина т. н. STOL, т. е. короткого взлета. Подобные аппараты весьма актуальны для Норвегии с ее сложным рельефом. Электрический аппарат должен был предназначаться для выполнения региональных маршрутов по западному побережью страны и на ее севере. Предполагалось, что P-Volt, тоже рассчитанный на одиннадцать пассажиров, будет дешевле в обслуживании, эксплуатации.

Авиакомпания Wideroe осуществляет перевозки пассажиров на небольшие расстояния – в среднем 275 км. Так что электрический лайнер ей очень бы пригодился. К тому же подобная машина отвечает стремлению Норвегии к экологическим идеалам: достичь нулевых выбросов от самолетов в атмосферу. О программе объявили в 2020-м году, а полномасштабные пассажирские рейсы должны стартовать в 2026-м. И вот теперь пришло известие, что все работы по созданию электрической версии Р2012 Traveler прекращаются. В чем дело?
Заявление Tecnam
Его суть сводится к мысли о том, что существующие ныне технологии, связанные с накоплением, хранением электрической энергии не могут гарантировать коммерческий успех проекта. Понятно, что речь в основном шла об аккумуляторах.

В Tecnam считают, что имеющиеся в распоряжении человечества батареи не могут устанавливаться в электрические самолеты и служить в них длительное время основным источником энергии. Главная проблема – чрезмерно короткий срок службы: аккумуляторы придется менять через несколько недель использования. Подобный факт ставит крест на рентабельности P-Volt, который в случае изготовления просто превратиться в «зеленый флаг», а не грузоперевозчика.

Также итальянцы добавляют: если самолет не может эксплуатироваться с прибылью, быть эффективным в плане расходов по техобслуживанию, то он не нужен, как и «неопределенные технические разработки».
Один из директоров компании Фабио Руссо, заметил, что фирма не собирается «участвовать в гонке», цель которой – к 2026-му году вывести на рынок электрический самолет.
Даже если принять во внимание оптимистические прогнозы, результаты исследования будут неутешительными. Максимум, самолет сможет совершить несколько сотен полетов. К этому времени емкость хранилища снизится до 170 Вт*ч/кг (это количество энергии, которую может вырабатывать вес батареи) и все аккумуляторы придется менять. А это недешевое удовольствие!
Что говорят в Rolls-Royce
«Электрическое» подразделение компании Electrical участвовало в создании двигателя для P-Volt, а также разрабатывало вместе с Rotax гибридный силовой агрегат H3PS1 для уже летающего на обычных двигателях регионального самолета Tecnam P2010.

По сути в RR согласны с мнением итальянцев: дальнейшее развитие «чисто» электрической авиации тормозит отсутствие нужных аккумуляторов. Поэтому в Rolls-Royce сосредотачиваются на гибридных силовых установках. В то же время компания работает и над электрическими двигателями для небольших аппаратов eVTOL (примером может служить VX4). Современные батареи могут обеспечить их необходимой энергией на сравнительно долгое время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас