ЗиЛ-135МШ: прототип с самолетными стойками
«Обидевшись» на Советский Союз за то, что он первым отправил человека в космос, американцы развернули собственную лунную программу. СССР тоже не остался в долгу и между сверхдержавами началась невиданная по масштабам гонка: кто первым освоит земной спутник. Чтобы до него долететь, требовалось решить множество проблем на Земле.
Полет на Луну предполагал разработку, постройку гигантского, даже по нынешним меркам, носителя. В США делали ставку на «Сатурн-5», в СССР – Н-1.
У нас проектом руководил Королев С. П. Ракету должны были построить в Куйбышеве (современной Самаре). Еще до того, как Н-1 была создана, стали думать о способах ее доставки на космодром: ракета состоит из отдельных блоков, каждый из которых весит десятки тонн.
Проведя, как сейчас бы сказали, логистический анализ, выяснили, что привезти «агрегат» можно только по железной дороге. А это означало бы: крупные блоки придется дробить на более мелкие. Тогда на космодроме нужно организовывать отдельный завод для сборки крупных частей ракеты-носителя.
Потребуется привлекать множество специалистов, сроки запуска неимоверно затянуться. Решили сделать по-иному, как когда-то хотел конструктор Янгель со своей ракетой Р-56.
Блоки будут сплавляться на барже вниз по Волге до Гурьева, откуда на космодром по степям их доставит транспортер-тяжеловес. Вот в него все дело и уперлось: требовалась машина грузоподъемностью от 100 т, обладающая хорошей проходимостью.
Изначально планировали разместить заказ на БелАЗе. Но завод, занятый выпуском (и весьма успешным) своих «карьерников», как-то не очень обрадовался такому предложению. Второй вариант – НАМИ. Однако руководство института не захотело брать на себя столь огромную ответственность. К тому же сроки разработки проекта – совсем небольшие. Неожиданно на «сцену» выходит ЗиЛ! Его руководитель Грачев заявил, что предприятие готово спроектировать и создать тягач высокой проходимости, способный перевозить требуемую массу груза. Это была бы гигантская платформа длиной 21,1 и шириной 10,8 м с 32-мя колесами. Проект назвали «ЗиЛ-135Ш», а будущий действующий прототип – ЗиЛ-135МШ. Производство автоматической аппаратуры взяло на себя ОКБ столичного завода им. Дзержинского.
Транспортер был необходим, чтобы протестировать возможности будущей машины в полноразмерном варианте. Предполагалось: прототип по габаритам и иным параметрам составит 1/8 от будущего транспортера. И к середине 1967-го года из заводских ворот выехала машина, аналогов которой в мире не было – ЗиЛ-135МШ.
В ней все оказалось необычным, даже колесная формула выглядела странно: 4Х4+2Х2. Это обусловлено использованием двух разновидностей трансмиссии, каждая из которых «имела» свой силовой агрегат. Одна – гидро-, вторая – электромеханическая. Последнюю позаимствовали от ЗиЛ-135Э. Колеса тоже имели нестандартное расположение: передние (их четыре штуки) шли не друг за другом, а на одной оси, т. е. параллельно.
Нужны движители диаметром от трех метров, рассчитанные на высокие нагрузки. Таких советская промышленность не выпускала, а закупать за границей из-за серьезного дефицита валюты было крайне нежелательно. Проблему решили оригинально: от самолета Ил-18 взяли опорные стойки, которые оснастили отечественными полутораметровыми колесами.
Для увеличения проходимости они оснащались шинами, имевшими протектор с развитыми грунтозацепами. Размер покрышек: 120Х50Х58 см. В передних шинах из кабины можно было регулировать давление от 1 до 3 кг/кв. см.
Сейчас бы сказали, что это газо-масляные «амортизаторы» (роль первого вещества играл азот). Стойки представляли собой герметичный сосуд со штоком, входящим в цилиндр.
Крепление амортизаторов к раме осуществлялось через подшипники, что гарантировало их поворот вокруг собственной оси по вертикали. Ход подвески – до 45 см.
Один мотор разместили по центру вездехода, второй – в его задней части. Основные агрегаты ЗиЛ-375Я выдавали по 180 «лошадей» и имели объем по семь литров. От главного движка, который стоял впереди, вращался генератор, обеспечивающий 120 кВт мощности при 60 вольтах. Постоянное напряжение необходимо для питания мотор-колес мощностью по 15 кВт.
Тот двигатель, что стоял сзади, задействовался при движении по бездорожью. Задний ведущий мост взяли от ЗиЛ-130, при этом использовалась двухступенчатая «раздатка» от ЗиЛ-157.
Кабину (от ЗиЛ-135К), рассчитанную на четверых человек, сделали из стеклопластика и вынесли вперед (в основной модели их должно быть две, по бокам). Внутри предусматривался кондиционер, видеомониторы, переговорное устройство, радиостанция. Рядом с приборной панелью справа, перед оператором располагался специальный щиток, позволявший контролировать работу электросистем. Грузовая платформа сделана из дерева, оснащена тентом и подножками. Испытания опытного образца стартовали летом 1967-го.
Машину проверяли на шоссе, в болоте, грунтовке, луговине, пашне. За все время транспортер прошел 1000 км. Рулевое управление показало себя с лучшей стороны. На шоссе скорость достигала 60 км/ч, грунтовым дорогам – 20 км/ч, пашне – 10 км/ч. Грузоподъемность прототипа (на переднюю ось) – 12 т. Опытный образец мог свободно идти в потоке по дорогам общего пользования, не создавая помех.
В ходе испытаний проверялась работа автоматики, обеспечивающей поворот колес. Несмотря на ожидание сбоев, сложная система четко выполняла команды: удалось достичь минимального радиуса поворота в 5,1 м. По общим данным испытания тягача закончились полным успехом.
Умирает С. П. Королев, лунную программу сворачивают. Почти пару лет работы по проекту «ЗиЛ-135Ш» еще ведутся. Новый руководитель Мишин В. П, с прохладцей отнесся к идее создания основного тягача, даже после успешных испытаний прототипа. Глава космической программы посчитал, что транспортировка по степи слишком рискованна и поэтому блоки ракет по-прежнему перевозили по ж/д. Как показало время, Мишин оказался неправ.
Потребность в них возникла в 1976-м, когда было нужно перевезти «Буран» на космодром. Для этого построили целый самолет («Мрия»)! А ведь так и не созданный транспортер ЗиЛ-135Ш мог бы решить проблему.
Иной пример. В этом же году французы с помпой объявили о создании тяжеловесной платформы с системой поворота колес аж на каких-то 30°, а ЗиЛ-135Ш поворачивал их на 90° почти 10 лет назад! Другие зарубежные фирмы тоже на выставках демонстрировали свои образцы, продавая их по всему миру, в т. ч. в РФ, где мы ими пользуемся и сегодня.
С успехом прошедший испытания транспортер, выпущенный в единственном экземпляре, после закрытия проекта отправился на хранение. Где находится машина – неизвестно. Скорее всего, ее разобрали и частично утилизировали. В российских технических музеях представлен ряд опытных вездеходов, произведенных СКБ столичного завода, однако ЗиЛ-135Ш там нет. Это последний восьмиколесный транспортер данной марки – все последующие имели только три оси.
Как доставить космический корабль на Байконур
Полет на Луну предполагал разработку, постройку гигантского, даже по нынешним меркам, носителя. В США делали ставку на «Сатурн-5», в СССР – Н-1.
Американцы очень торопились с лунной программой. Фото: YouTube.com
У нас проектом руководил Королев С. П. Ракету должны были построить в Куйбышеве (современной Самаре). Еще до того, как Н-1 была создана, стали думать о способах ее доставки на космодром: ракета состоит из отдельных блоков, каждый из которых весит десятки тонн.
Полностью ракету собирают на космодроме. Фото: YouTube.com
Проведя, как сейчас бы сказали, логистический анализ, выяснили, что привезти «агрегат» можно только по железной дороге. А это означало бы: крупные блоки придется дробить на более мелкие. Тогда на космодроме нужно организовывать отдельный завод для сборки крупных частей ракеты-носителя.
Целиком ракету на космодром не привезешь. Фото: YouTube.com
Потребуется привлекать множество специалистов, сроки запуска неимоверно затянуться. Решили сделать по-иному, как когда-то хотел конструктор Янгель со своей ракетой Р-56.
Водным путем – быстрее. Фото: YouTube.com
Блоки будут сплавляться на барже вниз по Волге до Гурьева, откуда на космодром по степям их доставит транспортер-тяжеловес. Вот в него все дело и уперлось: требовалась машина грузоподъемностью от 100 т, обладающая хорошей проходимостью.
Кто будет выпускать транспортер
Изначально планировали разместить заказ на БелАЗе. Но завод, занятый выпуском (и весьма успешным) своих «карьерников», как-то не очень обрадовался такому предложению. Второй вариант – НАМИ. Однако руководство института не захотело брать на себя столь огромную ответственность. К тому же сроки разработки проекта – совсем небольшие. Неожиданно на «сцену» выходит ЗиЛ! Его руководитель Грачев заявил, что предприятие готово спроектировать и создать тягач высокой проходимости, способный перевозить требуемую массу груза. Это была бы гигантская платформа длиной 21,1 и шириной 10,8 м с 32-мя колесами. Проект назвали «ЗиЛ-135Ш», а будущий действующий прототип – ЗиЛ-135МШ. Производство автоматической аппаратуры взяло на себя ОКБ столичного завода им. Дзержинского.
ЗиЛ-135МШ
Транспортер был необходим, чтобы протестировать возможности будущей машины в полноразмерном варианте. Предполагалось: прототип по габаритам и иным параметрам составит 1/8 от будущего транспортера. И к середине 1967-го года из заводских ворот выехала машина, аналогов которой в мире не было – ЗиЛ-135МШ.
Уменьшенная копия будущего монстра-тяжеловоза. Фото: YouTube.com
В ней все оказалось необычным, даже колесная формула выглядела странно: 4Х4+2Х2. Это обусловлено использованием двух разновидностей трансмиссии, каждая из которых «имела» свой силовой агрегат. Одна – гидро-, вторая – электромеханическая. Последнюю позаимствовали от ЗиЛ-135Э. Колеса тоже имели нестандартное расположение: передние (их четыре штуки) шли не друг за другом, а на одной оси, т. е. параллельно.
Колеса
Нужны движители диаметром от трех метров, рассчитанные на высокие нагрузки. Таких советская промышленность не выпускала, а закупать за границей из-за серьезного дефицита валюты было крайне нежелательно. Проблему решили оригинально: от самолета Ил-18 взяли опорные стойки, которые оснастили отечественными полутораметровыми колесами.
Колеса имели диаметр 1,5 м. Фото: YouTube.com
Для увеличения проходимости они оснащались шинами, имевшими протектор с развитыми грунтозацепами. Размер покрышек: 120Х50Х58 см. В передних шинах из кабины можно было регулировать давление от 1 до 3 кг/кв. см.
Стойки
Сейчас бы сказали, что это газо-масляные «амортизаторы» (роль первого вещества играл азот). Стойки представляли собой герметичный сосуд со штоком, входящим в цилиндр.
Мощные стойки обеспечивали маневренность и выдерживали высокие нагрузки. Фото: YouTube.com
Крепление амортизаторов к раме осуществлялось через подшипники, что гарантировало их поворот вокруг собственной оси по вертикали. Ход подвески – до 45 см.
Двигатели
Один мотор разместили по центру вездехода, второй – в его задней части. Основные агрегаты ЗиЛ-375Я выдавали по 180 «лошадей» и имели объем по семь литров. От главного движка, который стоял впереди, вращался генератор, обеспечивающий 120 кВт мощности при 60 вольтах. Постоянное напряжение необходимо для питания мотор-колес мощностью по 15 кВт.
Двигатель ЗиЛ-375 на стенде. Фото: YouTube.com
Тот двигатель, что стоял сзади, задействовался при движении по бездорожью. Задний ведущий мост взяли от ЗиЛ-130, при этом использовалась двухступенчатая «раздатка» от ЗиЛ-157.
Другие особенности и испытания
Кабину (от ЗиЛ-135К), рассчитанную на четверых человек, сделали из стеклопластика и вынесли вперед (в основной модели их должно быть две, по бокам). Внутри предусматривался кондиционер, видеомониторы, переговорное устройство, радиостанция. Рядом с приборной панелью справа, перед оператором располагался специальный щиток, позволявший контролировать работу электросистем. Грузовая платформа сделана из дерева, оснащена тентом и подножками. Испытания опытного образца стартовали летом 1967-го.
Проходимость транспортера испытывали по полной программе. Фото: YouTube.com
Машину проверяли на шоссе, в болоте, грунтовке, луговине, пашне. За все время транспортер прошел 1000 км. Рулевое управление показало себя с лучшей стороны. На шоссе скорость достигала 60 км/ч, грунтовым дорогам – 20 км/ч, пашне – 10 км/ч. Грузоподъемность прототипа (на переднюю ось) – 12 т. Опытный образец мог свободно идти в потоке по дорогам общего пользования, не создавая помех.
В ходе испытаний проверялась работа автоматики, обеспечивающей поворот колес. Несмотря на ожидание сбоев, сложная система четко выполняла команды: удалось достичь минимального радиуса поворота в 5,1 м. По общим данным испытания тягача закончились полным успехом.
Отказ от проекта
Умирает С. П. Королев, лунную программу сворачивают. Почти пару лет работы по проекту «ЗиЛ-135Ш» еще ведутся. Новый руководитель Мишин В. П, с прохладцей отнесся к идее создания основного тягача, даже после успешных испытаний прототипа. Глава космической программы посчитал, что транспортировка по степи слишком рискованна и поэтому блоки ракет по-прежнему перевозили по ж/д. Как показало время, Мишин оказался неправ.
Востребованность колесных вездеходов
Потребность в них возникла в 1976-м, когда было нужно перевезти «Буран» на космодром. Для этого построили целый самолет («Мрия»)! А ведь так и не созданный транспортер ЗиЛ-135Ш мог бы решить проблему.
Успешно испытанный в 1967-м году советский транспортер (прототип) оказался никому не нужным. Фото: YouTube.com
Иной пример. В этом же году французы с помпой объявили о создании тяжеловесной платформы с системой поворота колес аж на каких-то 30°, а ЗиЛ-135Ш поворачивал их на 90° почти 10 лет назад! Другие зарубежные фирмы тоже на выставках демонстрировали свои образцы, продавая их по всему миру, в т. ч. в РФ, где мы ими пользуемся и сегодня.
Судьба прототипа
С успехом прошедший испытания транспортер, выпущенный в единственном экземпляре, после закрытия проекта отправился на хранение. Где находится машина – неизвестно. Скорее всего, ее разобрали и частично утилизировали. В российских технических музеях представлен ряд опытных вездеходов, произведенных СКБ столичного завода, однако ЗиЛ-135Ш там нет. Это последний восьмиколесный транспортер данной марки – все последующие имели только три оси.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...