ЗиЛ-135МШ: прототип с самолетными стойками
3 451

ЗиЛ-135МШ: прототип с самолетными стойками

«Обидевшись» на Советский Союз за то, что он первым отправил человека в космос, американцы развернули собственную лунную программу. СССР тоже не остался в долгу и между сверхдержавами началась невиданная по масштабам гонка: кто первым освоит земной спутник. Чтобы до него долететь, требовалось решить множество проблем на Земле.


Как доставить космический корабль на Байконур


Полет на Луну предполагал разработку, постройку гигантского, даже по нынешним меркам, носителя. В США делали ставку на «Сатурн-5», в СССР – Н-1.

ЗиЛ-135МШ: прототип с самолетными стойкамиАмериканцы очень торопились с лунной программой. Фото: YouTube.com

У нас проектом руководил Королев С. П. Ракету должны были построить в Куйбышеве (современной Самаре). Еще до того, как Н-1 была создана, стали думать о способах ее доставки на космодром: ракета состоит из отдельных блоков, каждый из которых весит десятки тонн.

Полностью ракету собирают на космодроме. Фото: YouTube.com

Проведя, как сейчас бы сказали, логистический анализ, выяснили, что привезти «агрегат» можно только по железной дороге. А это означало бы: крупные блоки придется дробить на более мелкие. Тогда на космодроме нужно организовывать отдельный завод для сборки крупных частей ракеты-носителя.

Целиком ракету на космодром не привезешь. Фото: YouTube.com

Потребуется привлекать множество специалистов, сроки запуска неимоверно затянуться. Решили сделать по-иному, как когда-то хотел конструктор Янгель со своей ракетой Р-56.

Водным путем – быстрее. Фото: YouTube.com

Блоки будут сплавляться на барже вниз по Волге до Гурьева, откуда на космодром по степям их доставит транспортер-тяжеловес. Вот в него все дело и уперлось: требовалась машина грузоподъемностью от 100 т, обладающая хорошей проходимостью.

Кто будет выпускать транспортер


Изначально планировали разместить заказ на БелАЗе. Но завод, занятый выпуском (и весьма успешным) своих «карьерников», как-то не очень обрадовался такому предложению. Второй вариант – НАМИ. Однако руководство института не захотело брать на себя столь огромную ответственность. К тому же сроки разработки проекта – совсем небольшие. Неожиданно на «сцену» выходит ЗиЛ! Его руководитель Грачев заявил, что предприятие готово спроектировать и создать тягач высокой проходимости, способный перевозить требуемую массу груза. Это была бы гигантская платформа длиной 21,1 и шириной 10,8 м с 32-мя колесами. Проект назвали «ЗиЛ-135Ш», а будущий действующий прототип – ЗиЛ-135МШ. Производство автоматической аппаратуры взяло на себя ОКБ столичного завода им. Дзержинского.

ЗиЛ-135МШ


Транспортер был необходим, чтобы протестировать возможности будущей машины в полноразмерном варианте. Предполагалось: прототип по габаритам и иным параметрам составит 1/8 от будущего транспортера. И к середине 1967-го года из заводских ворот выехала машина, аналогов которой в мире не было – ЗиЛ-135МШ.

Уменьшенная копия будущего монстра-тяжеловоза. Фото: YouTube.com

В ней все оказалось необычным, даже колесная формула выглядела странно: 4Х4+2Х2. Это обусловлено использованием двух разновидностей трансмиссии, каждая из которых «имела» свой силовой агрегат. Одна – гидро-, вторая – электромеханическая. Последнюю позаимствовали от ЗиЛ-135Э. Колеса тоже имели нестандартное расположение: передние (их четыре штуки) шли не друг за другом, а на одной оси, т. е. параллельно.

Колеса


Нужны движители диаметром от трех метров, рассчитанные на высокие нагрузки. Таких советская промышленность не выпускала, а закупать за границей из-за серьезного дефицита валюты было крайне нежелательно. Проблему решили оригинально: от самолета Ил-18 взяли опорные стойки, которые оснастили отечественными полутораметровыми колесами.

Колеса имели диаметр 1,5 м. Фото: YouTube.com

Для увеличения проходимости они оснащались шинами, имевшими протектор с развитыми грунтозацепами. Размер покрышек: 120Х50Х58 см. В передних шинах из кабины можно было регулировать давление от 1 до 3 кг/кв. см.

Стойки


Сейчас бы сказали, что это газо-масляные «амортизаторы» (роль первого вещества играл азот). Стойки представляли собой герметичный сосуд со штоком, входящим в цилиндр.

Мощные стойки обеспечивали маневренность и выдерживали высокие нагрузки. Фото: YouTube.com

Крепление амортизаторов к раме осуществлялось через подшипники, что гарантировало их поворот вокруг собственной оси по вертикали. Ход подвески – до 45 см.

Двигатели


Один мотор разместили по центру вездехода, второй – в его задней части. Основные агрегаты ЗиЛ-375Я выдавали по 180 «лошадей» и имели объем по семь литров. От главного движка, который стоял впереди, вращался генератор, обеспечивающий 120 кВт мощности при 60 вольтах. Постоянное напряжение необходимо для питания мотор-колес мощностью по 15 кВт.

Двигатель ЗиЛ-375 на стенде. Фото: YouTube.com

Тот двигатель, что стоял сзади, задействовался при движении по бездорожью. Задний ведущий мост взяли от ЗиЛ-130, при этом использовалась двухступенчатая «раздатка» от ЗиЛ-157.

Другие особенности и испытания


Кабину (от ЗиЛ-135К), рассчитанную на четверых человек, сделали из стеклопластика и вынесли вперед (в основной модели их должно быть две, по бокам). Внутри предусматривался кондиционер, видеомониторы, переговорное устройство, радиостанция. Рядом с приборной панелью справа, перед оператором располагался специальный щиток, позволявший контролировать работу электросистем. Грузовая платформа сделана из дерева, оснащена тентом и подножками. Испытания опытного образца стартовали летом 1967-го.

Проходимость транспортера испытывали по полной программе. Фото: YouTube.com

Машину проверяли на шоссе, в болоте, грунтовке, луговине, пашне. За все время транспортер прошел 1000 км. Рулевое управление показало себя с лучшей стороны. На шоссе скорость достигала 60 км/ч, грунтовым дорогам – 20 км/ч, пашне – 10 км/ч. Грузоподъемность прототипа (на переднюю ось) – 12 т. Опытный образец мог свободно идти в потоке по дорогам общего пользования, не создавая помех.

В ходе испытаний проверялась работа автоматики, обеспечивающей поворот колес. Несмотря на ожидание сбоев, сложная система четко выполняла команды: удалось достичь минимального радиуса поворота в 5,1 м. По общим данным испытания тягача закончились полным успехом.

Отказ от проекта


Умирает С. П. Королев, лунную программу сворачивают. Почти пару лет работы по проекту «ЗиЛ-135Ш» еще ведутся. Новый руководитель Мишин В. П, с прохладцей отнесся к идее создания основного тягача, даже после успешных испытаний прототипа. Глава космической программы посчитал, что транспортировка по степи слишком рискованна и поэтому блоки ракет по-прежнему перевозили по ж/д. Как показало время, Мишин оказался неправ.

Востребованность колесных вездеходов


Потребность в них возникла в 1976-м, когда было нужно перевезти «Буран» на космодром. Для этого построили целый самолет («Мрия»)! А ведь так и не созданный транспортер ЗиЛ-135Ш мог бы решить проблему.

Успешно испытанный в 1967-м году советский транспортер (прототип) оказался никому не нужным. Фото: YouTube.com

Иной пример. В этом же году французы с помпой объявили о создании тяжеловесной платформы с системой поворота колес аж на каких-то 30°, а ЗиЛ-135Ш поворачивал их на 90° почти 10 лет назад! Другие зарубежные фирмы тоже на выставках демонстрировали свои образцы, продавая их по всему миру, в т. ч. в РФ, где мы ими пользуемся и сегодня.

Судьба прототипа


С успехом прошедший испытания транспортер, выпущенный в единственном экземпляре, после закрытия проекта отправился на хранение. Где находится машина – неизвестно. Скорее всего, ее разобрали и частично утилизировали. В российских технических музеях представлен ряд опытных вездеходов, произведенных СКБ столичного завода, однако ЗиЛ-135Ш там нет. Это последний восьмиколесный транспортер данной марки – все последующие имели только три оси.
А вы что думаете о ЗиЛ-135МШ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...