Советский самодельный спорткар «Орор» – сделано энтузиастом в квартире
Советские автолюбители делились на две категории – счастливые и нет. Первые имели машины в собственности, вторые только мечтали о них. И дело было не в отсутствии денег – просто автомобилей на всех не хватало.
Хотя, если нужна просто машина, то сроки ожидания получалось сократить. Например, «Запорожец» или «Москвич» купить было проще. Ведь мечтали о «Жигулях», а там очередь затягивалась на долгие годы.
Что касается «Волги», то эти автомобили вообще не продавали в частные руки. Только за особые заслуги перед страной их выделяли предприятиям, а те уже награждали лучших своих работников, естественно, не бесплатно.
Но в любом случае, советские автомобили были скучными. А ведь и тогда некоторым хотелось выделиться. И не прозрачными «набалдажками» на рычаг КПП с розой или пауком, бахромой, мехом и прочими монетками под стеклом. Нет, отдельных личностей тянуло ездить на спорткарах, таких, которые встречались на страницах журналов.
Приходилось мастерить самостоятельно. Как правило, подобные эксперименты заканчивались каким-нибудь трактором или «самобеглой тележкой». Но иногда получались вполне себе красивые и технологичные автомобили. Они даже регистрировались и имели разрешение на участие в дорожном движении.
В конце 1970-х годов инженер-технолог Генрик Иванович Матевосян просматривал автомобильные журналы зарубежных изданий. Глядя на стильные спорткары, в голове родилась мысль сделать что-то подобное самостоятельно. У энтузиаста не было даже собственного гаража, но это его не останавливало.
Спорткар виделся:
✅ Четырехместным
✅ С «рубленым» дизайном, как у итальянских производителей начала 80-х
✅ Дверями, открывающимися вверх, типа «крыло чайки»
Из узлов и агрегатов Матевосяну были доступны только детали от ВАЗ-2101. Но это не останавливало энтузиаста.
Что касается названия – то «Орор» в переводе с армянского – это «Чайка».
Нужно отметить, что в начале 80-х в Советском Союзе было несложно получить всю необходимую документацию на самодельные автомобили. Главное, чтобы они самостоятельно передвигались, не разваливались на ходу и выглядели более или менее достойно.
Сам автор проекта до сих пор говорит, что двигало им желание выделиться. Забегая вперед, стоит отметить, что это у него получилось.
Создание «Орора»
Проект по постройке самодельного автомобиля был начат в конце 70-х. Только для того, чтобы разработать техническую документацию, инженеру понадобилось четыре месяца.
На сборку «Орора», подгонку деталей и испытания, ушло около двух лет. Но примечательно не это, а то, как и где происходили работы. Не имея гаража, автор решил делать автомобиль в обычной многоэтажной «панельке». Для машины была выделена отдельная комната и лоджия.
В помещении происходила сборка узлов и агрегатов. А кузовной каркас обосновался на лоджии, в противном случае покинуть квартиру машина бы вряд ли смогла. Когда автомобиль был частично готов, автор проекта вызвал знакомого крановщика. Машину, совместными усилиями всех соседей, сняли с лоджии и благополучно опустили на землю.
Потом Матевосян откатил заготовку в собственный сарайчик без света и прочих благ гаражной цивилизации и начал создавать кузовные панели. Они тоже были необычными – не стальными, а пластиковыми. Сколько именно стеклоткани и эпоксидной смолы ушло на кузов – история умалчивает. Скорее всего, автор проекта, работавший инженером-технологом, имел доступ к этим материалам.
Работы со стеклотканью и эпоксидкой были перенесены в отдельное помещение по нескольким причинам:
✅ Семья и так негативно относилась к «оккупанту», занявшему комнату и лоджию
✅ Травить домашних и себя парами химии не хотелось
✅ Самое главное – снятие готового автомобиля с балкона явно бы негативно отразилось на целостности кузовных панелей
В общем, благодаря целеустремленности Генрика Ивановича, машина была готов в 1981 году.
В качестве «донора» для самодельного спорткара взят ВАЗ-2101. Соответственно, пришлось использовать классическую компоновку – задний привод и переднее расположение двигателя.
Зато кузов получился полностью из стеклопластика. Элементы навешены на пространственную мощную раму из стальных труб. Благодаря этому, автомобиль стал легче на 100 кг, чем ВАЗ-2101. Напомним, что «Копейка» весит около 955 кг.
Двигатель «Орора» удалось форсировать до 68 против 64 л. с. у оригинального ВАЗ-2101. Благодаря доработкам и аэродинамическому кузову, автомобиль имел максимальную скорость 170 км/ч. Расход топлива при этом получился вполне умеренным – до 10 литров бензина. Благодарить за это нужно аэродинамику кузова.
Так как автомобиль разрабатывался семейным человеком, он получил не два, а четыре места. На втором ряду тесно, но двое детей там размещались. Впрочем, в СССР люди были непривередливыми, так что могли ездить даже на дальние дистанции в самых спартанских условиях.
Готовый автомобиль был покрашен в серебристый цвет. Возможно, это сделано в честь DeLorean DMC-12, ведь эта модель как раз начала выпускаться серийно в 1981 году. А опытный прототип был представлен за несколько лет до этого.
Кстати, автомобиль сохранился до сих пор. Пробег у него давно превысил отметку в 2 млн километров – об этом рассказывал создатель еще в 2010 году. Автор заявляет, что под капотом все тот же «родной» двигатель ВАЗ-2101. Скорее всего, он был подвергнут капитальному ремонту и не один раз. Но каких-то комментариев Матевосяна на это счет нет.
В Советском Союзе нередко проводились состязания самодельных автомобилей. Участвовал в них и «Орор». По слухам, эта модель превосходила большинство машин по техническим и динамическим параметрам.
Было и одно задокументированное мероприятие, доказавшее преимущества творения инженера-самоучки над серийными моделями. Однажды, участвуя в автопробеге самодельных автомобилей, машины попали в Тольятти.
Руководство ВАЗ решило устроить соревнования с участием своих профессиональных испытателей и спортсменов. Планировалось доказать превосходство серийных автомобилей над самоделками, собранными из хлама.
Неожиданно для организаторов, победителем соревнований стал «Орор» вместе со своим создателем за рулем. Машина оказалась лучше «Жигулей» разных моделей. Она превосходила их по:
✅ Максимальной скорости
✅ Динамике
✅ Устойчивости в поворотах
«Орор» буквально «порвал» других участников состязаний. Автомобиль сразу вырвался вперед и не оставил соперникам никаких шансов на победу.
Генрик Иванович Матевосян однажды сам рассказал на форуме «самодельщиков», как его автомобиль получил название. Оказывается, «Орор» придумал редактор журнала «Техника – молодежи» В. Д. Захарченко. Это произошло в 1981 году.
Сам же автор дал модели название «Зангезур». Это одна из областей Восточной Армении, где родился Матевосян. Было это в 1983 году.
После развала СССР автомобиль неоднократно модернизировался. Его перекрасили в красный цвет. Генрик Иванович рассказывал, что часто катает на машине своих внуков.
А еще существует «Орор-2». Это новая «самоделка» от Матевосяна. Под капотом у нее двигатель от старой Maserati с мощностью под 200 л. с. Но это уже совсем другая история…
Хотя, если нужна просто машина, то сроки ожидания получалось сократить. Например, «Запорожец» или «Москвич» купить было проще. Ведь мечтали о «Жигулях», а там очередь затягивалась на долгие годы.
Что касается «Волги», то эти автомобили вообще не продавали в частные руки. Только за особые заслуги перед страной их выделяли предприятиям, а те уже награждали лучших своих работников, естественно, не бесплатно.
Самый желанный автомобиль для советского человека. Фото: Youtube.com
Но в любом случае, советские автомобили были скучными. А ведь и тогда некоторым хотелось выделиться. И не прозрачными «набалдажками» на рычаг КПП с розой или пауком, бахромой, мехом и прочими монетками под стеклом. Нет, отдельных личностей тянуло ездить на спорткарах, таких, которые встречались на страницах журналов.
Приходилось мастерить самостоятельно. Как правило, подобные эксперименты заканчивались каким-нибудь трактором или «самобеглой тележкой». Но иногда получались вполне себе красивые и технологичные автомобили. Они даже регистрировались и имели разрешение на участие в дорожном движении.
Откуда взялся «Орор»?
В конце 1970-х годов инженер-технолог Генрик Иванович Матевосян просматривал автомобильные журналы зарубежных изданий. Глядя на стильные спорткары, в голове родилась мысль сделать что-то подобное самостоятельно. У энтузиаста не было даже собственного гаража, но это его не останавливало.
Спорткар виделся:
✅ Четырехместным
✅ С «рубленым» дизайном, как у итальянских производителей начала 80-х
✅ Дверями, открывающимися вверх, типа «крыло чайки»
Из узлов и агрегатов Матевосяну были доступны только детали от ВАЗ-2101. Но это не останавливало энтузиаста.
«Орор» на пробеге самодельных автомобилей. Фото: архивное
Что касается названия – то «Орор» в переводе с армянского – это «Чайка».
Нужно отметить, что в начале 80-х в Советском Союзе было несложно получить всю необходимую документацию на самодельные автомобили. Главное, чтобы они самостоятельно передвигались, не разваливались на ходу и выглядели более или менее достойно.
Сам автор проекта до сих пор говорит, что двигало им желание выделиться. Забегая вперед, стоит отметить, что это у него получилось.
Создание «Орора»
Проект по постройке самодельного автомобиля был начат в конце 70-х. Только для того, чтобы разработать техническую документацию, инженеру понадобилось четыре месяца.
Репортеры засняли процесс транспортировки спорткара с лоджии. Фото: архивное
На сборку «Орора», подгонку деталей и испытания, ушло около двух лет. Но примечательно не это, а то, как и где происходили работы. Не имея гаража, автор решил делать автомобиль в обычной многоэтажной «панельке». Для машины была выделена отдельная комната и лоджия.
В помещении происходила сборка узлов и агрегатов. А кузовной каркас обосновался на лоджии, в противном случае покинуть квартиру машина бы вряд ли смогла. Когда автомобиль был частично готов, автор проекта вызвал знакомого крановщика. Машину, совместными усилиями всех соседей, сняли с лоджии и благополучно опустили на землю.
Так выглядел автомобиль изначально. Фото: архивное
Потом Матевосян откатил заготовку в собственный сарайчик без света и прочих благ гаражной цивилизации и начал создавать кузовные панели. Они тоже были необычными – не стальными, а пластиковыми. Сколько именно стеклоткани и эпоксидной смолы ушло на кузов – история умалчивает. Скорее всего, автор проекта, работавший инженером-технологом, имел доступ к этим материалам.
Работы со стеклотканью и эпоксидкой были перенесены в отдельное помещение по нескольким причинам:
✅ Семья и так негативно относилась к «оккупанту», занявшему комнату и лоджию
✅ Травить домашних и себя парами химии не хотелось
✅ Самое главное – снятие готового автомобиля с балкона явно бы негативно отразилось на целостности кузовных панелей
В общем, благодаря целеустремленности Генрика Ивановича, машина была готов в 1981 году.
Технические особенности
В качестве «донора» для самодельного спорткара взят ВАЗ-2101. Соответственно, пришлось использовать классическую компоновку – задний привод и переднее расположение двигателя.
В свое время про автомобиль часто писали в советских журналах. Фото: архивное
Зато кузов получился полностью из стеклопластика. Элементы навешены на пространственную мощную раму из стальных труб. Благодаря этому, автомобиль стал легче на 100 кг, чем ВАЗ-2101. Напомним, что «Копейка» весит около 955 кг.
Двигатель «Орора» удалось форсировать до 68 против 64 л. с. у оригинального ВАЗ-2101. Благодаря доработкам и аэродинамическому кузову, автомобиль имел максимальную скорость 170 км/ч. Расход топлива при этом получился вполне умеренным – до 10 литров бензина. Благодарить за это нужно аэродинамику кузова.
Кроме поднимающихся дверей, у «Орора» была еще одна нетипичная для советского автопрома особенность. Это фары с электроприводом, убирающиеся в капот, как у настоящих суперкаров японского, итальянского и американского производства.
Так как автомобиль разрабатывался семейным человеком, он получил не два, а четыре места. На втором ряду тесно, но двое детей там размещались. Впрочем, в СССР люди были непривередливыми, так что могли ездить даже на дальние дистанции в самых спартанских условиях.
Автомобиль до сих пор привлекает взгляды. Фото: Youtube.com
Готовый автомобиль был покрашен в серебристый цвет. Возможно, это сделано в честь DeLorean DMC-12, ведь эта модель как раз начала выпускаться серийно в 1981 году. А опытный прототип был представлен за несколько лет до этого.
Кстати, автомобиль сохранился до сих пор. Пробег у него давно превысил отметку в 2 млн километров – об этом рассказывал создатель еще в 2010 году. Автор заявляет, что под капотом все тот же «родной» двигатель ВАЗ-2101. Скорее всего, он был подвергнут капитальному ремонту и не один раз. Но каких-то комментариев Матевосяна на это счет нет.
Соревнования
В Советском Союзе нередко проводились состязания самодельных автомобилей. Участвовал в них и «Орор». По слухам, эта модель превосходила большинство машин по техническим и динамическим параметрам.
Салон прост и аскетичен. Фото: Youtube.com
Было и одно задокументированное мероприятие, доказавшее преимущества творения инженера-самоучки над серийными моделями. Однажды, участвуя в автопробеге самодельных автомобилей, машины попали в Тольятти.
Руководство ВАЗ решило устроить соревнования с участием своих профессиональных испытателей и спортсменов. Планировалось доказать превосходство серийных автомобилей над самоделками, собранными из хлама.
Оригинально открывались не только двери. Фото: Youtube.com
Неожиданно для организаторов, победителем соревнований стал «Орор» вместе со своим создателем за рулем. Машина оказалась лучше «Жигулей» разных моделей. Она превосходила их по:
✅ Максимальной скорости
✅ Динамике
✅ Устойчивости в поворотах
«Орор» буквально «порвал» других участников состязаний. Автомобиль сразу вырвался вперед и не оставил соперникам никаких шансов на победу.
Немного подробностей от создателя
Генрик Иванович Матевосян однажды сам рассказал на форуме «самодельщиков», как его автомобиль получил название. Оказывается, «Орор» придумал редактор журнала «Техника – молодежи» В. Д. Захарченко. Это произошло в 1981 году.
Сам же автор дал модели название «Зангезур». Это одна из областей Восточной Армении, где родился Матевосян. Было это в 1983 году.
Создатель тщательно проработал дизайн, причем несколько раз. Фото: Youtube.com
После развала СССР автомобиль неоднократно модернизировался. Его перекрасили в красный цвет. Генрик Иванович рассказывал, что часто катает на машине своих внуков.
А еще существует «Орор-2». Это новая «самоделка» от Матевосяна. Под капотом у нее двигатель от старой Maserati с мощностью под 200 л. с. Но это уже совсем другая история…
- Ульф
- https://youtube.com; архивные
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...