Хотя, если нужна просто машина, то сроки ожидания получалось сократить. Например, «Запорожец» или «Москвич» купить было проще. Ведь мечтали о «Жигулях», а там очередь затягивалась на долгие годы.
Что касается «Волги», то эти автомобили вообще не продавали в частные руки. Только за особые заслуги перед страной их выделяли предприятиям, а те уже награждали лучших своих работников, естественно, не бесплатно.
Самый желанный автомобиль для советского человека. Фото: Youtube.com
Но в любом случае, советские автомобили были скучными. А ведь и тогда некоторым хотелось выделиться. И не прозрачными «набалдажками» на рычаг КПП с розой или пауком, бахромой, мехом и прочими монетками под стеклом. Нет, отдельных личностей тянуло ездить на спорткарах, таких, которые встречались на страницах журналов.
Приходилось мастерить самостоятельно. Как правило, подобные эксперименты заканчивались каким-нибудь трактором или «самобеглой тележкой». Но иногда получались вполне себе красивые и технологичные автомобили. Они даже регистрировались и имели разрешение на участие в дорожном движении.
Откуда взялся «Орор»?
В конце 1970-х годов инженер-технолог Генрик Иванович Матевосян просматривал автомобильные журналы зарубежных изданий. Глядя на стильные спорткары, в голове родилась мысль сделать что-то подобное самостоятельно. У энтузиаста не было даже собственного гаража, но это его не останавливало.
Спорткар виделся:
✅ Четырехместным
✅ С «рубленым» дизайном, как у итальянских производителей начала 80-х
✅ Дверями, открывающимися вверх, типа «крыло чайки»
Из узлов и агрегатов Матевосяну были доступны только детали от ВАЗ-2101. Но это не останавливало энтузиаста.
«Орор» на пробеге самодельных автомобилей. Фото: архивное
Что касается названия – то «Орор» в переводе с армянского – это «Чайка».
Нужно отметить, что в начале 80-х в Советском Союзе было несложно получить всю необходимую документацию на самодельные автомобили. Главное, чтобы они самостоятельно передвигались, не разваливались на ходу и выглядели более или менее достойно.
Сам автор проекта до сих пор говорит, что двигало им желание выделиться. Забегая вперед, стоит отметить, что это у него получилось.
Создание «Орора»
Проект по постройке самодельного автомобиля был начат в конце 70-х. Только для того, чтобы разработать техническую документацию, инженеру понадобилось четыре месяца.
Репортеры засняли процесс транспортировки спорткара с лоджии. Фото: архивное
На сборку «Орора», подгонку деталей и испытания, ушло около двух лет. Но примечательно не это, а то, как и где происходили работы. Не имея гаража, автор решил делать автомобиль в обычной многоэтажной «панельке». Для машины была выделена отдельная комната и лоджия.
В помещении происходила сборка узлов и агрегатов. А кузовной каркас обосновался на лоджии, в противном случае покинуть квартиру машина бы вряд ли смогла. Когда автомобиль был частично готов, автор проекта вызвал знакомого крановщика. Машину, совместными усилиями всех соседей, сняли с лоджии и благополучно опустили на землю.
Так выглядел автомобиль изначально. Фото: архивное
Потом Матевосян откатил заготовку в собственный сарайчик без света и прочих благ гаражной цивилизации и начал создавать кузовные панели. Они тоже были необычными – не стальными, а пластиковыми. Сколько именно стеклоткани и эпоксидной смолы ушло на кузов – история умалчивает. Скорее всего, автор проекта, работавший инженером-технологом, имел доступ к этим материалам.
Работы со стеклотканью и эпоксидкой были перенесены в отдельное помещение по нескольким причинам:
✅ Семья и так негативно относилась к «оккупанту», занявшему комнату и лоджию
✅ Травить домашних и себя парами химии не хотелось
✅ Самое главное – снятие готового автомобиля с балкона явно бы негативно отразилось на целостности кузовных панелей
В общем, благодаря целеустремленности Генрика Ивановича, машина была готов в 1981 году.
Технические особенности
В качестве «донора» для самодельного спорткара взят ВАЗ-2101. Соответственно, пришлось использовать классическую компоновку – задний привод и переднее расположение двигателя.
В свое время про автомобиль часто писали в советских журналах. Фото: архивное
Зато кузов получился полностью из стеклопластика. Элементы навешены на пространственную мощную раму из стальных труб. Благодаря этому, автомобиль стал легче на 100 кг, чем ВАЗ-2101. Напомним, что «Копейка» весит около 955 кг.
Двигатель «Орора» удалось форсировать до 68 против 64 л. с. у оригинального ВАЗ-2101. Благодаря доработкам и аэродинамическому кузову, автомобиль имел максимальную скорость 170 км/ч. Расход топлива при этом получился вполне умеренным – до 10 литров бензина. Благодарить за это нужно аэродинамику кузова.
Кроме поднимающихся дверей, у «Орора» была еще одна нетипичная для советского автопрома особенность. Это фары с электроприводом, убирающиеся в капот, как у настоящих суперкаров японского, итальянского и американского производства.
Так как автомобиль разрабатывался семейным человеком, он получил не два, а четыре места. На втором ряду тесно, но двое детей там размещались. Впрочем, в СССР люди были непривередливыми, так что могли ездить даже на дальние дистанции в самых спартанских условиях.
Автомобиль до сих пор привлекает взгляды. Фото: Youtube.com
Готовый автомобиль был покрашен в серебристый цвет. Возможно, это сделано в честь DeLorean DMC-12, ведь эта модель как раз начала выпускаться серийно в 1981 году. А опытный прототип был представлен за несколько лет до этого.
Кстати, автомобиль сохранился до сих пор. Пробег у него давно превысил отметку в 2 млн километров – об этом рассказывал создатель еще в 2010 году. Автор заявляет, что под капотом все тот же «родной» двигатель ВАЗ-2101. Скорее всего, он был подвергнут капитальному ремонту и не один раз. Но каких-то комментариев Матевосяна на это счет нет.
Соревнования
В Советском Союзе нередко проводились состязания самодельных автомобилей. Участвовал в них и «Орор». По слухам, эта модель превосходила большинство машин по техническим и динамическим параметрам.
Салон прост и аскетичен. Фото: Youtube.com
Было и одно задокументированное мероприятие, доказавшее преимущества творения инженера-самоучки над серийными моделями. Однажды, участвуя в автопробеге самодельных автомобилей, машины попали в Тольятти.
Руководство ВАЗ решило устроить соревнования с участием своих профессиональных испытателей и спортсменов. Планировалось доказать превосходство серийных автомобилей над самоделками, собранными из хлама.
Оригинально открывались не только двери. Фото: Youtube.com
Неожиданно для организаторов, победителем соревнований стал «Орор» вместе со своим создателем за рулем. Машина оказалась лучше «Жигулей» разных моделей. Она превосходила их по:
✅ Максимальной скорости
✅ Динамике
✅ Устойчивости в поворотах
«Орор» буквально «порвал» других участников состязаний. Автомобиль сразу вырвался вперед и не оставил соперникам никаких шансов на победу.
Немного подробностей от создателя
Генрик Иванович Матевосян однажды сам рассказал на форуме «самодельщиков», как его автомобиль получил название. Оказывается, «Орор» придумал редактор журнала «Техника – молодежи» В. Д. Захарченко. Это произошло в 1981 году.
Сам же автор дал модели название «Зангезур». Это одна из областей Восточной Армении, где родился Матевосян. Было это в 1983 году.
Создатель тщательно проработал дизайн, причем несколько раз. Фото: Youtube.com
После развала СССР автомобиль неоднократно модернизировался. Его перекрасили в красный цвет. Генрик Иванович рассказывал, что часто катает на машине своих внуков.
А еще существует «Орор-2». Это новая «самоделка» от Матевосяна. Под капотом у нее двигатель от старой Maserati с мощностью под 200 л. с. Но это уже совсем другая история…