
Советский самодельный спорткар «Орор» – сделано энтузиастом в квартире
Советские автолюбители делились на две категории – счастливые и нет. Первые имели машины в собственности, вторые только мечтали о них. И дело было не в отсутствии денег – просто автомобилей на всех не хватало.
Хотя, если нужна просто машина, то сроки ожидания получалось сократить. Например, «Запорожец» или «Москвич» купить было проще. Ведь мечтали о «Жигулях», а там очередь затягивалась на долгие годы.
Что касается «Волги», то эти автомобили вообще не продавали в частные руки. Только за особые заслуги перед страной их выделяли предприятиям, а те уже награждали лучших своих работников, естественно, не бесплатно.
Самый желанный автомобиль для советского человека. Фото: Youtube.com
Но в любом случае, советские автомобили были скучными. А ведь и тогда некоторым хотелось выделиться. И не прозрачными «набалдажками» на рычаг КПП с розой или пауком, бахромой, мехом и прочими монетками под стеклом. Нет, отдельных личностей тянуло ездить на спорткарах, таких, которые встречались на страницах журналов.
Приходилось мастерить самостоятельно. Как правило, подобные эксперименты заканчивались каким-нибудь трактором или «самобеглой тележкой». Но иногда получались вполне себе красивые и технологичные автомобили. Они даже регистрировались и имели разрешение на участие в дорожном движении.
В конце 1970-х годов инженер-технолог Генрик Иванович Матевосян просматривал автомобильные журналы зарубежных изданий. Глядя на стильные спорткары, в голове родилась мысль сделать что-то подобное самостоятельно. У энтузиаста не было даже собственного гаража, но это его не останавливало.
Спорткар виделся:
✅ Четырехместным
✅ С «рубленым» дизайном, как у итальянских производителей начала 80-х
✅ Дверями, открывающимися вверх, типа «крыло чайки»
Из узлов и агрегатов Матевосяну были доступны только детали от ВАЗ-2101. Но это не останавливало энтузиаста.
«Орор» на пробеге самодельных автомобилей. Фото: архивное
Что касается названия – то «Орор» в переводе с армянского – это «Чайка».
Нужно отметить, что в начале 80-х в Советском Союзе было несложно получить всю необходимую документацию на самодельные автомобили. Главное, чтобы они самостоятельно передвигались, не разваливались на ходу и выглядели более или менее достойно.
Сам автор проекта до сих пор говорит, что двигало им желание выделиться. Забегая вперед, стоит отметить, что это у него получилось.
Создание «Орора»
Проект по постройке самодельного автомобиля был начат в конце 70-х. Только для того, чтобы разработать техническую документацию, инженеру понадобилось четыре месяца.
Репортеры засняли процесс транспортировки спорткара с лоджии. Фото: архивное
На сборку «Орора», подгонку деталей и испытания, ушло около двух лет. Но примечательно не это, а то, как и где происходили работы. Не имея гаража, автор решил делать автомобиль в обычной многоэтажной «панельке». Для машины была выделена отдельная комната и лоджия.
В помещении происходила сборка узлов и агрегатов. А кузовной каркас обосновался на лоджии, в противном случае покинуть квартиру машина бы вряд ли смогла. Когда автомобиль был частично готов, автор проекта вызвал знакомого крановщика. Машину, совместными усилиями всех соседей, сняли с лоджии и благополучно опустили на землю.
Так выглядел автомобиль изначально. Фото: архивное
Потом Матевосян откатил заготовку в собственный сарайчик без света и прочих благ гаражной цивилизации и начал создавать кузовные панели. Они тоже были необычными – не стальными, а пластиковыми. Сколько именно стеклоткани и эпоксидной смолы ушло на кузов – история умалчивает. Скорее всего, автор проекта, работавший инженером-технологом, имел доступ к этим материалам.
Работы со стеклотканью и эпоксидкой были перенесены в отдельное помещение по нескольким причинам:
✅ Семья и так негативно относилась к «оккупанту», занявшему комнату и лоджию
✅ Травить домашних и себя парами химии не хотелось
✅ Самое главное – снятие готового автомобиля с балкона явно бы негативно отразилось на целостности кузовных панелей
В общем, благодаря целеустремленности Генрика Ивановича, машина была готов в 1981 году.
В качестве «донора» для самодельного спорткара взят ВАЗ-2101. Соответственно, пришлось использовать классическую компоновку – задний привод и переднее расположение двигателя.
В свое время про автомобиль часто писали в советских журналах. Фото: архивное
Зато кузов получился полностью из стеклопластика. Элементы навешены на пространственную мощную раму из стальных труб. Благодаря этому, автомобиль стал легче на 100 кг, чем ВАЗ-2101. Напомним, что «Копейка» весит около 955 кг.
Двигатель «Орора» удалось форсировать до 68 против 64 л. с. у оригинального ВАЗ-2101. Благодаря доработкам и аэродинамическому кузову, автомобиль имел максимальную скорость 170 км/ч. Расход топлива при этом получился вполне умеренным – до 10 литров бензина. Благодарить за это нужно аэродинамику кузова.
Так как автомобиль разрабатывался семейным человеком, он получил не два, а четыре места. На втором ряду тесно, но двое детей там размещались. Впрочем, в СССР люди были непривередливыми, так что могли ездить даже на дальние дистанции в самых спартанских условиях.
Автомобиль до сих пор привлекает взгляды. Фото: Youtube.com
Готовый автомобиль был покрашен в серебристый цвет. Возможно, это сделано в честь DeLorean DMC-12, ведь эта модель как раз начала выпускаться серийно в 1981 году. А опытный прототип был представлен за несколько лет до этого.
Кстати, автомобиль сохранился до сих пор. Пробег у него давно превысил отметку в 2 млн километров – об этом рассказывал создатель еще в 2010 году. Автор заявляет, что под капотом все тот же «родной» двигатель ВАЗ-2101. Скорее всего, он был подвергнут капитальному ремонту и не один раз. Но каких-то комментариев Матевосяна на это счет нет.
В Советском Союзе нередко проводились состязания самодельных автомобилей. Участвовал в них и «Орор». По слухам, эта модель превосходила большинство машин по техническим и динамическим параметрам.
Салон прост и аскетичен. Фото: Youtube.com
Было и одно задокументированное мероприятие, доказавшее преимущества творения инженера-самоучки над серийными моделями. Однажды, участвуя в автопробеге самодельных автомобилей, машины попали в Тольятти.
Руководство ВАЗ решило устроить соревнования с участием своих профессиональных испытателей и спортсменов. Планировалось доказать превосходство серийных автомобилей над самоделками, собранными из хлама.
Оригинально открывались не только двери. Фото: Youtube.com
Неожиданно для организаторов, победителем соревнований стал «Орор» вместе со своим создателем за рулем. Машина оказалась лучше «Жигулей» разных моделей. Она превосходила их по:
✅ Максимальной скорости
✅ Динамике
✅ Устойчивости в поворотах
«Орор» буквально «порвал» других участников состязаний. Автомобиль сразу вырвался вперед и не оставил соперникам никаких шансов на победу.
Генрик Иванович Матевосян однажды сам рассказал на форуме «самодельщиков», как его автомобиль получил название. Оказывается, «Орор» придумал редактор журнала «Техника – молодежи» В. Д. Захарченко. Это произошло в 1981 году.
Сам же автор дал модели название «Зангезур». Это одна из областей Восточной Армении, где родился Матевосян. Было это в 1983 году.
Создатель тщательно проработал дизайн, причем несколько раз. Фото: Youtube.com
После развала СССР автомобиль неоднократно модернизировался. Его перекрасили в красный цвет. Генрик Иванович рассказывал, что часто катает на машине своих внуков.
А еще существует «Орор-2». Это новая «самоделка» от Матевосяна. Под капотом у нее двигатель от старой Maserati с мощностью под 200 л. с. Но это уже совсем другая история…
Хотя, если нужна просто машина, то сроки ожидания получалось сократить. Например, «Запорожец» или «Москвич» купить было проще. Ведь мечтали о «Жигулях», а там очередь затягивалась на долгие годы.
Что касается «Волги», то эти автомобили вообще не продавали в частные руки. Только за особые заслуги перед страной их выделяли предприятиям, а те уже награждали лучших своих работников, естественно, не бесплатно.

Но в любом случае, советские автомобили были скучными. А ведь и тогда некоторым хотелось выделиться. И не прозрачными «набалдажками» на рычаг КПП с розой или пауком, бахромой, мехом и прочими монетками под стеклом. Нет, отдельных личностей тянуло ездить на спорткарах, таких, которые встречались на страницах журналов.
Приходилось мастерить самостоятельно. Как правило, подобные эксперименты заканчивались каким-нибудь трактором или «самобеглой тележкой». Но иногда получались вполне себе красивые и технологичные автомобили. Они даже регистрировались и имели разрешение на участие в дорожном движении.
Откуда взялся «Орор»?
В конце 1970-х годов инженер-технолог Генрик Иванович Матевосян просматривал автомобильные журналы зарубежных изданий. Глядя на стильные спорткары, в голове родилась мысль сделать что-то подобное самостоятельно. У энтузиаста не было даже собственного гаража, но это его не останавливало.
Спорткар виделся:
✅ Четырехместным
✅ С «рубленым» дизайном, как у итальянских производителей начала 80-х
✅ Дверями, открывающимися вверх, типа «крыло чайки»
Из узлов и агрегатов Матевосяну были доступны только детали от ВАЗ-2101. Но это не останавливало энтузиаста.

Что касается названия – то «Орор» в переводе с армянского – это «Чайка».
Нужно отметить, что в начале 80-х в Советском Союзе было несложно получить всю необходимую документацию на самодельные автомобили. Главное, чтобы они самостоятельно передвигались, не разваливались на ходу и выглядели более или менее достойно.
Сам автор проекта до сих пор говорит, что двигало им желание выделиться. Забегая вперед, стоит отметить, что это у него получилось.
Создание «Орора»
Проект по постройке самодельного автомобиля был начат в конце 70-х. Только для того, чтобы разработать техническую документацию, инженеру понадобилось четыре месяца.

На сборку «Орора», подгонку деталей и испытания, ушло около двух лет. Но примечательно не это, а то, как и где происходили работы. Не имея гаража, автор решил делать автомобиль в обычной многоэтажной «панельке». Для машины была выделена отдельная комната и лоджия.
В помещении происходила сборка узлов и агрегатов. А кузовной каркас обосновался на лоджии, в противном случае покинуть квартиру машина бы вряд ли смогла. Когда автомобиль был частично готов, автор проекта вызвал знакомого крановщика. Машину, совместными усилиями всех соседей, сняли с лоджии и благополучно опустили на землю.

Потом Матевосян откатил заготовку в собственный сарайчик без света и прочих благ гаражной цивилизации и начал создавать кузовные панели. Они тоже были необычными – не стальными, а пластиковыми. Сколько именно стеклоткани и эпоксидной смолы ушло на кузов – история умалчивает. Скорее всего, автор проекта, работавший инженером-технологом, имел доступ к этим материалам.
Работы со стеклотканью и эпоксидкой были перенесены в отдельное помещение по нескольким причинам:
✅ Семья и так негативно относилась к «оккупанту», занявшему комнату и лоджию
✅ Травить домашних и себя парами химии не хотелось
✅ Самое главное – снятие готового автомобиля с балкона явно бы негативно отразилось на целостности кузовных панелей
В общем, благодаря целеустремленности Генрика Ивановича, машина была готов в 1981 году.
Технические особенности
В качестве «донора» для самодельного спорткара взят ВАЗ-2101. Соответственно, пришлось использовать классическую компоновку – задний привод и переднее расположение двигателя.

Зато кузов получился полностью из стеклопластика. Элементы навешены на пространственную мощную раму из стальных труб. Благодаря этому, автомобиль стал легче на 100 кг, чем ВАЗ-2101. Напомним, что «Копейка» весит около 955 кг.
Двигатель «Орора» удалось форсировать до 68 против 64 л. с. у оригинального ВАЗ-2101. Благодаря доработкам и аэродинамическому кузову, автомобиль имел максимальную скорость 170 км/ч. Расход топлива при этом получился вполне умеренным – до 10 литров бензина. Благодарить за это нужно аэродинамику кузова.
Кроме поднимающихся дверей, у «Орора» была еще одна нетипичная для советского автопрома особенность. Это фары с электроприводом, убирающиеся в капот, как у настоящих суперкаров японского, итальянского и американского производства.
Так как автомобиль разрабатывался семейным человеком, он получил не два, а четыре места. На втором ряду тесно, но двое детей там размещались. Впрочем, в СССР люди были непривередливыми, так что могли ездить даже на дальние дистанции в самых спартанских условиях.

Готовый автомобиль был покрашен в серебристый цвет. Возможно, это сделано в честь DeLorean DMC-12, ведь эта модель как раз начала выпускаться серийно в 1981 году. А опытный прототип был представлен за несколько лет до этого.
Кстати, автомобиль сохранился до сих пор. Пробег у него давно превысил отметку в 2 млн километров – об этом рассказывал создатель еще в 2010 году. Автор заявляет, что под капотом все тот же «родной» двигатель ВАЗ-2101. Скорее всего, он был подвергнут капитальному ремонту и не один раз. Но каких-то комментариев Матевосяна на это счет нет.
Соревнования
В Советском Союзе нередко проводились состязания самодельных автомобилей. Участвовал в них и «Орор». По слухам, эта модель превосходила большинство машин по техническим и динамическим параметрам.

Было и одно задокументированное мероприятие, доказавшее преимущества творения инженера-самоучки над серийными моделями. Однажды, участвуя в автопробеге самодельных автомобилей, машины попали в Тольятти.
Руководство ВАЗ решило устроить соревнования с участием своих профессиональных испытателей и спортсменов. Планировалось доказать превосходство серийных автомобилей над самоделками, собранными из хлама.

Неожиданно для организаторов, победителем соревнований стал «Орор» вместе со своим создателем за рулем. Машина оказалась лучше «Жигулей» разных моделей. Она превосходила их по:
✅ Максимальной скорости
✅ Динамике
✅ Устойчивости в поворотах
«Орор» буквально «порвал» других участников состязаний. Автомобиль сразу вырвался вперед и не оставил соперникам никаких шансов на победу.
Немного подробностей от создателя
Генрик Иванович Матевосян однажды сам рассказал на форуме «самодельщиков», как его автомобиль получил название. Оказывается, «Орор» придумал редактор журнала «Техника – молодежи» В. Д. Захарченко. Это произошло в 1981 году.
Сам же автор дал модели название «Зангезур». Это одна из областей Восточной Армении, где родился Матевосян. Было это в 1983 году.

После развала СССР автомобиль неоднократно модернизировался. Его перекрасили в красный цвет. Генрик Иванович рассказывал, что часто катает на машине своих внуков.
А еще существует «Орор-2». Это новая «самоделка» от Матевосяна. Под капотом у нее двигатель от старой Maserati с мощностью под 200 л. с. Но это уже совсем другая история…
- Ульф
- https://youtube.com; архивные
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...