БВСМ-80
С дорогами в России сейчас стало получше, а вот раньше добраться до больного в труднодоступном районе было большой проблемой. Чтобы как-то ее решить и построили этот странный гибрид ГАЗ-52 (по другим данным ГАЗ-53) с ДТ-75. Его название расшифровывается, как «быстрая военная санитарная машина», хотя и предполагалось, что в гражданских целях она тоже будет использоваться. Цифра «80» соответствовала году начала проектирования, а первые метры машина преодолела только через три года.
В чем смысл конструкции?
Он прост: авто должно быстро мчаться на помощь по дорогам, а там, где их нет, переходить на гусеницы. Машина предназначалась военным медикам, однако они не проявили интереса к изобретению. А вот замминистра здравоохранения Российской Федерации Сидоров Н. И, идею решил поддержать. Руководил проектом Уланов Рем Николаевич. В обязанности кандидата технических наук входило проектирование автомобильной техники, обладающей повышенной проходимостью, а создание БВСМ-80 – его собственная инициатива. Почему «санитарный»? Проходя службу в санитарной части, во время войны, Уланов хорошо знал, с какими проблемами сталкивались военные медики, когда пытались быстро доставить раненых в госпиталь.
Вблизи машина выглядит внушительно. Фото: YouTube.com
В основе вездехода – серийный грузовик ГАЗ-52, «соединенный» с ходовой частью трактора ДТ-75. На нее нанесли медицинские знаки, впоследствии планировалось вместо кузова использовать закрытый фургон, чтобы в нем можно было оказывать первую медицинскую помощь.
Испытания
Окончательно машина была готова в 1983-м: ее построили на базе предприятия Мособлздрава – Куриловском мехзаводе. Испытания было решено провести, как это ни странно, в столичном Битцевском парке. Проверка вездехода в «реальных» условиях выявила ряд недостатков, которые чуть позже устранили. В частности, базу машины укоротили до 4,84 м от серийных 5,54 м. Шесть стандартных катков в гусеничной подвеске оказалось слишком много, поэтому два из них убрали.
Схема гусеничной подвески вездехода. Фото: YouTube.com
Как работала система? В обычном состоянии гусеничная часть была «поджата» к раме автомобиля. Если требовалось преодолеть бездорожье, шасси машины посредством гидравлических цилиндров приподнималась и автомобиль вставал на гусеницы. Испытания 1983-го года в Битцевском парке показали: вездеход успешно преодолевал любые дорожные препятствия, которые были «по плечу» лишь гусеничной технике. К сожалению, подробной информации о проведенных испытаниях не сохранилось. Однако некоторые технические характеристики все же имеются:
✅ расход топлива при езде на гусеницах – почти 100 л на «сотню» км
✅ скорость по асфальтированному шоссе – до 90 (!) км/ч
✅ по пересеченной местности на гусеницах – до 25 км/ч
Можно уверенно сказать, что даже если бы в крупную серию вездеход не вышел, то мелкими партиями наверняка выпускался бы.
Итоги
Как и в большинстве случаев с новаторскими идеями, здесь все сложилось неблагоприятно. Началась перестройка и финансирование проекта прикрыли. Узнав об этом, главный конструктор слег с инфарктом.
Брошенный вездеход доживает последние дни. Фото: YouTube.com
Вездеход несколько лет ржавел где-то у Шелепихинской набережной, а позже его, чтобы не «портил пейзаж», сдали на металлолом. Отреставрировать БВСМ-80 и поставить в музей – такая идея как-то никому не пришла в голову…