
БВСМ-80 или как скрестили ГАЗ-52 с ДТ-75
Историю инженерной мысли многие отождествляют с постоянным поиском компромиссов. Или попытках совместить одни достоинства с другими. Так и здесь: транспорт на колесах едет быстро и плавно, но в грязи бесполезен. Машина на гусеницах пролезет везде, но передвигаться на таком транспорте не очень-то комфортно, да и со скоростью неважно. А если соединить и то, и другое? Один из вариантов такой идеи – перед вами.
С дорогами в России сейчас стало получше, а вот раньше добраться до больного в труднодоступном районе было большой проблемой. Чтобы как-то ее решить и построили этот странный гибрид ГАЗ-52 (по другим данным ГАЗ-53) с ДТ-75. Его название расшифровывается, как «быстрая военная санитарная машина», хотя и предполагалось, что в гражданских целях она тоже будет использоваться. Цифра «80» соответствовала году начала проектирования, а первые метры машина преодолела только через три года.
Он прост: авто должно быстро мчаться на помощь по дорогам, а там, где их нет, переходить на гусеницы. Машина предназначалась военным медикам, однако они не проявили интереса к изобретению. А вот замминистра здравоохранения Российской Федерации Сидоров Н. И, идею решил поддержать. Руководил проектом Уланов Рем Николаевич. В обязанности кандидата технических наук входило проектирование автомобильной техники, обладающей повышенной проходимостью, а создание БВСМ-80 – его собственная инициатива. Почему «санитарный»? Проходя службу в санитарной части, во время войны, Уланов хорошо знал, с какими проблемами сталкивались военные медики, когда пытались быстро доставить раненых в госпиталь.
Вблизи машина выглядит внушительно. Фото: YouTube.com
В основе вездехода – серийный грузовик ГАЗ-52, «соединенный» с ходовой частью трактора ДТ-75. На нее нанесли медицинские знаки, впоследствии планировалось вместо кузова использовать закрытый фургон, чтобы в нем можно было оказывать первую медицинскую помощь.
Окончательно машина была готова в 1983-м: ее построили на базе предприятия Мособлздрава – Куриловском мехзаводе. Испытания было решено провести, как это ни странно, в столичном Битцевском парке. Проверка вездехода в «реальных» условиях выявила ряд недостатков, которые чуть позже устранили. В частности, базу машины укоротили до 4,84 м от серийных 5,54 м. Шесть стандартных катков в гусеничной подвеске оказалось слишком много, поэтому два из них убрали.
Схема гусеничной подвески вездехода. Фото: YouTube.com
Как работала система? В обычном состоянии гусеничная часть была «поджата» к раме автомобиля. Если требовалось преодолеть бездорожье, шасси машины посредством гидравлических цилиндров приподнималась и автомобиль вставал на гусеницы. Испытания 1983-го года в Битцевском парке показали: вездеход успешно преодолевал любые дорожные препятствия, которые были «по плечу» лишь гусеничной технике. К сожалению, подробной информации о проведенных испытаниях не сохранилось. Однако некоторые технические характеристики все же имеются:
✅ расход топлива при езде на гусеницах – почти 100 л на «сотню» км
✅ скорость по асфальтированному шоссе – до 90 (!) км/ч
✅ по пересеченной местности на гусеницах – до 25 км/ч
Можно уверенно сказать, что даже если бы в крупную серию вездеход не вышел, то мелкими партиями наверняка выпускался бы.
Как и в большинстве случаев с новаторскими идеями, здесь все сложилось неблагоприятно. Началась перестройка и финансирование проекта прикрыли. Узнав об этом, главный конструктор слег с инфарктом.
Брошенный вездеход доживает последние дни. Фото: YouTube.com
Вездеход несколько лет ржавел где-то у Шелепихинской набережной, а позже его, чтобы не «портил пейзаж», сдали на металлолом. Отреставрировать БВСМ-80 и поставить в музей – такая идея как-то никому не пришла в голову…
БВСМ-80
С дорогами в России сейчас стало получше, а вот раньше добраться до больного в труднодоступном районе было большой проблемой. Чтобы как-то ее решить и построили этот странный гибрид ГАЗ-52 (по другим данным ГАЗ-53) с ДТ-75. Его название расшифровывается, как «быстрая военная санитарная машина», хотя и предполагалось, что в гражданских целях она тоже будет использоваться. Цифра «80» соответствовала году начала проектирования, а первые метры машина преодолела только через три года.
В чем смысл конструкции?
Он прост: авто должно быстро мчаться на помощь по дорогам, а там, где их нет, переходить на гусеницы. Машина предназначалась военным медикам, однако они не проявили интереса к изобретению. А вот замминистра здравоохранения Российской Федерации Сидоров Н. И, идею решил поддержать. Руководил проектом Уланов Рем Николаевич. В обязанности кандидата технических наук входило проектирование автомобильной техники, обладающей повышенной проходимостью, а создание БВСМ-80 – его собственная инициатива. Почему «санитарный»? Проходя службу в санитарной части, во время войны, Уланов хорошо знал, с какими проблемами сталкивались военные медики, когда пытались быстро доставить раненых в госпиталь.

В основе вездехода – серийный грузовик ГАЗ-52, «соединенный» с ходовой частью трактора ДТ-75. На нее нанесли медицинские знаки, впоследствии планировалось вместо кузова использовать закрытый фургон, чтобы в нем можно было оказывать первую медицинскую помощь.
Испытания
Окончательно машина была готова в 1983-м: ее построили на базе предприятия Мособлздрава – Куриловском мехзаводе. Испытания было решено провести, как это ни странно, в столичном Битцевском парке. Проверка вездехода в «реальных» условиях выявила ряд недостатков, которые чуть позже устранили. В частности, базу машины укоротили до 4,84 м от серийных 5,54 м. Шесть стандартных катков в гусеничной подвеске оказалось слишком много, поэтому два из них убрали.

Как работала система? В обычном состоянии гусеничная часть была «поджата» к раме автомобиля. Если требовалось преодолеть бездорожье, шасси машины посредством гидравлических цилиндров приподнималась и автомобиль вставал на гусеницы. Испытания 1983-го года в Битцевском парке показали: вездеход успешно преодолевал любые дорожные препятствия, которые были «по плечу» лишь гусеничной технике. К сожалению, подробной информации о проведенных испытаниях не сохранилось. Однако некоторые технические характеристики все же имеются:
✅ расход топлива при езде на гусеницах – почти 100 л на «сотню» км
✅ скорость по асфальтированному шоссе – до 90 (!) км/ч
✅ по пересеченной местности на гусеницах – до 25 км/ч
Можно уверенно сказать, что даже если бы в крупную серию вездеход не вышел, то мелкими партиями наверняка выпускался бы.
Итоги
Как и в большинстве случаев с новаторскими идеями, здесь все сложилось неблагоприятно. Началась перестройка и финансирование проекта прикрыли. Узнав об этом, главный конструктор слег с инфарктом.

Вездеход несколько лет ржавел где-то у Шелепихинской набережной, а позже его, чтобы не «портил пейзаж», сдали на металлолом. Отреставрировать БВСМ-80 и поставить в музей – такая идея как-то никому не пришла в голову…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...