БВСМ-80 или как скрестили ГАЗ-52 с ДТ-75
Историю инженерной мысли многие отождествляют с постоянным поиском компромиссов. Или попытках совместить одни достоинства с другими. Так и здесь: транспорт на колесах едет быстро и плавно, но в грязи бесполезен. Машина на гусеницах пролезет везде, но передвигаться на таком транспорте не очень-то комфортно, да и со скоростью неважно. А если соединить и то, и другое? Один из вариантов такой идеи – перед вами.
С дорогами в России сейчас стало получше, а вот раньше добраться до больного в труднодоступном районе было большой проблемой. Чтобы как-то ее решить и построили этот странный гибрид ГАЗ-52 (по другим данным ГАЗ-53) с ДТ-75. Его название расшифровывается, как «быстрая военная санитарная машина», хотя и предполагалось, что в гражданских целях она тоже будет использоваться. Цифра «80» соответствовала году начала проектирования, а первые метры машина преодолела только через три года.
Он прост: авто должно быстро мчаться на помощь по дорогам, а там, где их нет, переходить на гусеницы. Машина предназначалась военным медикам, однако они не проявили интереса к изобретению. А вот замминистра здравоохранения Российской Федерации Сидоров Н. И, идею решил поддержать. Руководил проектом Уланов Рем Николаевич. В обязанности кандидата технических наук входило проектирование автомобильной техники, обладающей повышенной проходимостью, а создание БВСМ-80 – его собственная инициатива. Почему «санитарный»? Проходя службу в санитарной части, во время войны, Уланов хорошо знал, с какими проблемами сталкивались военные медики, когда пытались быстро доставить раненых в госпиталь.
В основе вездехода – серийный грузовик ГАЗ-52, «соединенный» с ходовой частью трактора ДТ-75. На нее нанесли медицинские знаки, впоследствии планировалось вместо кузова использовать закрытый фургон, чтобы в нем можно было оказывать первую медицинскую помощь.
Окончательно машина была готова в 1983-м: ее построили на базе предприятия Мособлздрава – Куриловском мехзаводе. Испытания было решено провести, как это ни странно, в столичном Битцевском парке. Проверка вездехода в «реальных» условиях выявила ряд недостатков, которые чуть позже устранили. В частности, базу машины укоротили до 4,84 м от серийных 5,54 м. Шесть стандартных катков в гусеничной подвеске оказалось слишком много, поэтому два из них убрали.
Как работала система? В обычном состоянии гусеничная часть была «поджата» к раме автомобиля. Если требовалось преодолеть бездорожье, шасси машины посредством гидравлических цилиндров приподнималась и автомобиль вставал на гусеницы. Испытания 1983-го года в Битцевском парке показали: вездеход успешно преодолевал любые дорожные препятствия, которые были «по плечу» лишь гусеничной технике. К сожалению, подробной информации о проведенных испытаниях не сохранилось. Однако некоторые технические характеристики все же имеются:
✅ расход топлива при езде на гусеницах – почти 100 л на «сотню» км
✅ скорость по асфальтированному шоссе – до 90 (!) км/ч
✅ по пересеченной местности на гусеницах – до 25 км/ч
Можно уверенно сказать, что даже если бы в крупную серию вездеход не вышел, то мелкими партиями наверняка выпускался бы.
Как и в большинстве случаев с новаторскими идеями, здесь все сложилось неблагоприятно. Началась перестройка и финансирование проекта прикрыли. Узнав об этом, главный конструктор слег с инфарктом.
Вездеход несколько лет ржавел где-то у Шелепихинской набережной, а позже его, чтобы не «портил пейзаж», сдали на металлолом. Отреставрировать БВСМ-80 и поставить в музей – такая идея как-то никому не пришла в голову…
БВСМ-80
С дорогами в России сейчас стало получше, а вот раньше добраться до больного в труднодоступном районе было большой проблемой. Чтобы как-то ее решить и построили этот странный гибрид ГАЗ-52 (по другим данным ГАЗ-53) с ДТ-75. Его название расшифровывается, как «быстрая военная санитарная машина», хотя и предполагалось, что в гражданских целях она тоже будет использоваться. Цифра «80» соответствовала году начала проектирования, а первые метры машина преодолела только через три года.
В чем смысл конструкции?
Он прост: авто должно быстро мчаться на помощь по дорогам, а там, где их нет, переходить на гусеницы. Машина предназначалась военным медикам, однако они не проявили интереса к изобретению. А вот замминистра здравоохранения Российской Федерации Сидоров Н. И, идею решил поддержать. Руководил проектом Уланов Рем Николаевич. В обязанности кандидата технических наук входило проектирование автомобильной техники, обладающей повышенной проходимостью, а создание БВСМ-80 – его собственная инициатива. Почему «санитарный»? Проходя службу в санитарной части, во время войны, Уланов хорошо знал, с какими проблемами сталкивались военные медики, когда пытались быстро доставить раненых в госпиталь.
Вблизи машина выглядит внушительно. Фото: YouTube.com
В основе вездехода – серийный грузовик ГАЗ-52, «соединенный» с ходовой частью трактора ДТ-75. На нее нанесли медицинские знаки, впоследствии планировалось вместо кузова использовать закрытый фургон, чтобы в нем можно было оказывать первую медицинскую помощь.
Испытания
Окончательно машина была готова в 1983-м: ее построили на базе предприятия Мособлздрава – Куриловском мехзаводе. Испытания было решено провести, как это ни странно, в столичном Битцевском парке. Проверка вездехода в «реальных» условиях выявила ряд недостатков, которые чуть позже устранили. В частности, базу машины укоротили до 4,84 м от серийных 5,54 м. Шесть стандартных катков в гусеничной подвеске оказалось слишком много, поэтому два из них убрали.
Схема гусеничной подвески вездехода. Фото: YouTube.com
Как работала система? В обычном состоянии гусеничная часть была «поджата» к раме автомобиля. Если требовалось преодолеть бездорожье, шасси машины посредством гидравлических цилиндров приподнималась и автомобиль вставал на гусеницы. Испытания 1983-го года в Битцевском парке показали: вездеход успешно преодолевал любые дорожные препятствия, которые были «по плечу» лишь гусеничной технике. К сожалению, подробной информации о проведенных испытаниях не сохранилось. Однако некоторые технические характеристики все же имеются:
✅ расход топлива при езде на гусеницах – почти 100 л на «сотню» км
✅ скорость по асфальтированному шоссе – до 90 (!) км/ч
✅ по пересеченной местности на гусеницах – до 25 км/ч
Можно уверенно сказать, что даже если бы в крупную серию вездеход не вышел, то мелкими партиями наверняка выпускался бы.
Итоги
Как и в большинстве случаев с новаторскими идеями, здесь все сложилось неблагоприятно. Началась перестройка и финансирование проекта прикрыли. Узнав об этом, главный конструктор слег с инфарктом.
Брошенный вездеход доживает последние дни. Фото: YouTube.com
Вездеход несколько лет ржавел где-то у Шелепихинской набережной, а позже его, чтобы не «портил пейзаж», сдали на металлолом. Отреставрировать БВСМ-80 и поставить в музей – такая идея как-то никому не пришла в голову…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...