БВСМ-80 или как скрестили ГАЗ-52 с ДТ-75
Историю инженерной мысли многие отождествляют с постоянным поиском компромиссов. Или попытках совместить одни достоинства с другими. Так и здесь: транспорт на колесах едет быстро и плавно, но в грязи бесполезен. Машина на гусеницах пролезет везде, но передвигаться на таком транспорте не очень-то комфортно, да и со скоростью неважно. А если соединить и то, и другое? Один из вариантов такой идеи – перед вами.
С дорогами в России сейчас стало получше, а вот раньше добраться до больного в труднодоступном районе было большой проблемой. Чтобы как-то ее решить и построили этот странный гибрид ГАЗ-52 (по другим данным ГАЗ-53) с ДТ-75. Его название расшифровывается, как «быстрая военная санитарная машина», хотя и предполагалось, что в гражданских целях она тоже будет использоваться. Цифра «80» соответствовала году начала проектирования, а первые метры машина преодолела только через три года.
Он прост: авто должно быстро мчаться на помощь по дорогам, а там, где их нет, переходить на гусеницы. Машина предназначалась военным медикам, однако они не проявили интереса к изобретению. А вот замминистра здравоохранения Российской Федерации Сидоров Н. И, идею решил поддержать. Руководил проектом Уланов Рем Николаевич. В обязанности кандидата технических наук входило проектирование автомобильной техники, обладающей повышенной проходимостью, а создание БВСМ-80 – его собственная инициатива. Почему «санитарный»? Проходя службу в санитарной части, во время войны, Уланов хорошо знал, с какими проблемами сталкивались военные медики, когда пытались быстро доставить раненых в госпиталь.
В основе вездехода – серийный грузовик ГАЗ-52, «соединенный» с ходовой частью трактора ДТ-75. На нее нанесли медицинские знаки, впоследствии планировалось вместо кузова использовать закрытый фургон, чтобы в нем можно было оказывать первую медицинскую помощь.
Окончательно машина была готова в 1983-м: ее построили на базе предприятия Мособлздрава – Куриловском мехзаводе. Испытания было решено провести, как это ни странно, в столичном Битцевском парке. Проверка вездехода в «реальных» условиях выявила ряд недостатков, которые чуть позже устранили. В частности, базу машины укоротили до 4,84 м от серийных 5,54 м. Шесть стандартных катков в гусеничной подвеске оказалось слишком много, поэтому два из них убрали.
Как работала система? В обычном состоянии гусеничная часть была «поджата» к раме автомобиля. Если требовалось преодолеть бездорожье, шасси машины посредством гидравлических цилиндров приподнималась и автомобиль вставал на гусеницы. Испытания 1983-го года в Битцевском парке показали: вездеход успешно преодолевал любые дорожные препятствия, которые были «по плечу» лишь гусеничной технике. К сожалению, подробной информации о проведенных испытаниях не сохранилось. Однако некоторые технические характеристики все же имеются:
✅ расход топлива при езде на гусеницах – почти 100 л на «сотню» км
✅ скорость по асфальтированному шоссе – до 90 (!) км/ч
✅ по пересеченной местности на гусеницах – до 25 км/ч
Можно уверенно сказать, что даже если бы в крупную серию вездеход не вышел, то мелкими партиями наверняка выпускался бы.
Как и в большинстве случаев с новаторскими идеями, здесь все сложилось неблагоприятно. Началась перестройка и финансирование проекта прикрыли. Узнав об этом, главный конструктор слег с инфарктом.
Вездеход несколько лет ржавел где-то у Шелепихинской набережной, а позже его, чтобы не «портил пейзаж», сдали на металлолом. Отреставрировать БВСМ-80 и поставить в музей – такая идея как-то никому не пришла в голову…
БВСМ-80
С дорогами в России сейчас стало получше, а вот раньше добраться до больного в труднодоступном районе было большой проблемой. Чтобы как-то ее решить и построили этот странный гибрид ГАЗ-52 (по другим данным ГАЗ-53) с ДТ-75. Его название расшифровывается, как «быстрая военная санитарная машина», хотя и предполагалось, что в гражданских целях она тоже будет использоваться. Цифра «80» соответствовала году начала проектирования, а первые метры машина преодолела только через три года.
В чем смысл конструкции?
Он прост: авто должно быстро мчаться на помощь по дорогам, а там, где их нет, переходить на гусеницы. Машина предназначалась военным медикам, однако они не проявили интереса к изобретению. А вот замминистра здравоохранения Российской Федерации Сидоров Н. И, идею решил поддержать. Руководил проектом Уланов Рем Николаевич. В обязанности кандидата технических наук входило проектирование автомобильной техники, обладающей повышенной проходимостью, а создание БВСМ-80 – его собственная инициатива. Почему «санитарный»? Проходя службу в санитарной части, во время войны, Уланов хорошо знал, с какими проблемами сталкивались военные медики, когда пытались быстро доставить раненых в госпиталь.
Вблизи машина выглядит внушительно. Фото: YouTube.com
В основе вездехода – серийный грузовик ГАЗ-52, «соединенный» с ходовой частью трактора ДТ-75. На нее нанесли медицинские знаки, впоследствии планировалось вместо кузова использовать закрытый фургон, чтобы в нем можно было оказывать первую медицинскую помощь.
Испытания
Окончательно машина была готова в 1983-м: ее построили на базе предприятия Мособлздрава – Куриловском мехзаводе. Испытания было решено провести, как это ни странно, в столичном Битцевском парке. Проверка вездехода в «реальных» условиях выявила ряд недостатков, которые чуть позже устранили. В частности, базу машины укоротили до 4,84 м от серийных 5,54 м. Шесть стандартных катков в гусеничной подвеске оказалось слишком много, поэтому два из них убрали.
Схема гусеничной подвески вездехода. Фото: YouTube.com
Как работала система? В обычном состоянии гусеничная часть была «поджата» к раме автомобиля. Если требовалось преодолеть бездорожье, шасси машины посредством гидравлических цилиндров приподнималась и автомобиль вставал на гусеницы. Испытания 1983-го года в Битцевском парке показали: вездеход успешно преодолевал любые дорожные препятствия, которые были «по плечу» лишь гусеничной технике. К сожалению, подробной информации о проведенных испытаниях не сохранилось. Однако некоторые технические характеристики все же имеются:
✅ расход топлива при езде на гусеницах – почти 100 л на «сотню» км
✅ скорость по асфальтированному шоссе – до 90 (!) км/ч
✅ по пересеченной местности на гусеницах – до 25 км/ч
Можно уверенно сказать, что даже если бы в крупную серию вездеход не вышел, то мелкими партиями наверняка выпускался бы.
Итоги
Как и в большинстве случаев с новаторскими идеями, здесь все сложилось неблагоприятно. Началась перестройка и финансирование проекта прикрыли. Узнав об этом, главный конструктор слег с инфарктом.
Брошенный вездеход доживает последние дни. Фото: YouTube.com
Вездеход несколько лет ржавел где-то у Шелепихинской набережной, а позже его, чтобы не «портил пейзаж», сдали на металлолом. Отреставрировать БВСМ-80 и поставить в музей – такая идея как-то никому не пришла в голову…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...