
Родстер «Победа-Спорт» – этот автомобиль блистал на шоссейно-кольцевых гонках
Автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» до сих пор помнят многие российские водители, чей стаж начинался в СССР. Машина для своего времени была отличная – удобная, комфортная, проходимая.
Сейчас говорят, что советские «Жигули», «Москвичи» и «Запорожцы» не в пример лучше преодолевали бездорожье, чем современные седаны, хетчбэки и универсалы. Поверьте, им далеко до «Победы» в этом плане. Машина создавалась с учетом состояния разбитых военной техникой дорог. Поэтому проходимость у нее уж точно не хуже, чем у современных кроссоверов.
А ведь «Победа» – это не только стильный фастбэк. Редко, но встречались экземпляры с кузовом типа кабриолет. Их выпускали небольшими партиями специально для южных республик.
ГАЗ М-20 был самым мощным из условно доступных автомобилей. Фото: Youtube.com
А еще существовал родстер «Победа-Спорт». Считается, что всего было выпущено 5 таких автомобилей. До наших дней ни один из них не сохранился. Остались только архивные фотографии да реплики. А ведь «Победа-Спорт» была одним из лучших гоночных автомобилей своего времени.
Советский автопром примерно до середины 1930-х годов не обращал никакого внимания на гонки. Считалось, что это буржуазное развлечение. Нельзя так эксплуатировать ценные автомобили, они должны возить начальство, специалистов и помогать строить коммунизм.
ЗиС-101А-Спорт был выпущен в 1939 году. Фото: Youtube.com
Впрочем, потом точку зрения пересмотрели. Оказалось, что соревнования несут пользу. Они позволяют эксплуатировать автомобили на пределе возможностей и дорабатывать их. Поэтому в гонках изначально участвовали на серийных моделях – как на легковых, так и грузовых.
Впрочем, были и гоночные автомобили, созданные в единичных экземплярах:
✅ ГАЗ А-Аэро
✅ ГАЗ-ЦАКС
✅ ГАЗ-ГЛ-1
✅ ЗиС-Спорт
✅ «Звезда»
Последний прототип уже послевоенный – он дебютировал в 1946 году. «Звезда» была построена с использованием двигателя и других агрегатов от немецкого мотоцикла DKW. Двигатель имел объем 350 см3. Гоночный автомобиль разгонялся до 140 км/ч.
Спортсмены начали использовать трофейную немецкую технику. Она получалась доступнее, чем отечественная, тем более что ремонтировать ее часто было нечем. Поэтому вышедшие из строя автомобили и мотоциклы шли под разбор.
Спортивные автомобили ГАЗ. Фото: архивное
В 1948 году советское правительство запретило использовать зарубежные модели в гонках и соревнованиях. Для энтузиастов это был серьезный удар. Хотя, понять точку зрения государства можно. Использование иностранных машин не помогало развиваться отечественной промышленности.
Главным производителем гоночных автомобилей стал Завод имени Молотова (ГАЗ). Впрочем, на ЗиС(ЗиЛ) тоже имелась своя спортивная команда, да и модели у них были классом выше и мощнее.
В Советском Союзе 50-х автомобильные соревнования делились на линейные и шоссейно-кольцевые. В первом случае – это преодоление какой-то определенной дистанции от одной до другой точки. Вторые – это замкнутая трасса.
Создание родстера «Победа-Спорт». Фото: архивное
До 1957 года гонщики соревновались на «Минском кольце». Эта трасса с дистанцией круга в 44 км. Чтобы понять разницу с автодромами наших дней, стоит сравнить его с сочинским – самым большим современным. Там длина круга всего 5,8 км.
До этого в Советском Союзе обычно проводились линейные гонки. Расстояние между точками – около 100 км, но приходилось ездить туда и обратно несколько раз. Получается, что автомобили испытывались скорее на выносливость, чем на скорость. Тем более, что трасса была стандартной, не подготовленной, извилистой и не с самым качественным покрытием.
Соответственно, в приоритете легкие автомобили с высокой динамикой разгона. Максимальная скорость в таких соревнованиях отходила на второй план. Но участвовали в гонках как серийные, так и переделанные модели.
Автомобиль во время соревнований. Фото: архивное
Как правило, стартовали 32 экипажа. В каждый из них входили водитель и механик, он же штурман. Стартовали тройками – сначала менее мощные автомобили. Таким образом удавалось избежать столкновений на старте.
Конечно, это уменьшало зрелищность, поэтому через некоторое время начали стартовать все вместе. Тем более, что подсчитывать на финише, кто выехал раньше, а кто позже, было сложно.
Автомобили ГАЗ М-20 в гонках первой половины 50-х доминировали. Ничего странного в этом нет – они были самыми мощными из условно доступных. «Москвичи» до них недотягивали, а редкие образцы спортивных ЗиМ выступали совсем в других категориях.
Вот так выглядели спортивные автомобили середины 50-х. Фото: архивное
Первая «Победа-Спорт» появилась в 1950 году. Это был обтекаемый двухдверный спорткар облегченной конструкции. Но создали его на шасси стандартных узлов и агрегатов ГАЗ М-20. Технически, это типичный, как сейчас бы сказали, образец творчества гаражных мастеров тюнинга.
Всего было изготовлено пять автомобилей «Победа-Спорт» и каждый из них отличался внешне и технически. Двигатель первого экземпляра удалось форсировать до 75 л. с. Напомним, что мотор оригинальной «Победы» выдавал всего 52 «лошадки».
Мощность выросла за счет:
✅ Небольшого увеличения рабочего объема
✅ Повышения степени сжатия
✅ Перехода на бензин с более высоким октановым числом
✅ Установки двух карбюраторов
Последним и самым красивым стал родстер – герой нашей статьи. Этот автомобиль получил самый интересный двигатель в серии. Его мощность удалось довести до 85 л. с.
Салон одной из современных копий «Победы-Спорт». Фото: Youtube.com
Автомобиль получил кузов вообще без дверей. Это сделали для повышения жесткости на скручивание. Модель была двухместной – как раз для стандартного экипажа, состоящего из водителя и механика.
Интересно, что машина появилась благодаря гонщику, который на ней планировал выступать. Вячеславу Мосолову, показывающему отличные результаты на почти серийных «Победах», разрешили разработать машину для себя самостоятельно.
Самая красивая «Победа-Спорт» привлекала внимание при каждом появлении на публике. Участвовала они и в соревнованиях. Впрочем, карьера модели оказалась недолгой.
Автомобиль всегда привлекает к себе внимание. Фото: Youtube.com
В гонках 1956 года экипаж Мосолова и Ефремычева взял второе место в общесоюзных спортивных соревнованиях. Есть мнение, что мощность двигателя перед последней гонкой удалось довести до отметки в 90 л. с.
После завоевания серебряной медали, модель была отправлена в какой-то таксопарк. Что там с ней делали и куда она пропала – до сих пор неизвестно. Учитывая время, машину не могли продать за рубеж. Скорее всего, ее разбили или кто-то из начальства забрал себе. А может разобрали на запчасти.
В 2015 году группа энтузиастов во главе с Иваном Пандериным сумела сделать реплику родстера «Победа-Спорт». Во время создания не преследовалась цель сделать полноценную копию. Во-первых, особых сведений об оригинале не сохранилось – приходилось работать, используя архивные фотографии.
Во-вторых, машина задумывалась не коллекционной, а для участия в ретро-гонках. В-третьих, энтузиасты работали исходя из своих возможностей и потребностей.
Похоже, что тут и двигатель в разы мощнее. Фото: Youtube.com
Поэтому двигатель на реплике далеко не оригинальный. Вместо гоночного силового агрегата с объемом 2,1 литра на 85-90 л. с. и двумя свечами на цилиндр, там стоит мотор от ГАЗ-24. Коробка передач, соответственно, тоже от «Волги».
Кстати, есть еще одна, как минимум, реплика родстера «Победа-Спорт». Там уже мотор и КПП оригинальные. Конечно, не от старого гоночного автомобиля, а от ГАЗ М-20, но это уже ближе к истокам.
Несмотря на то, что реплики родстера «Победа» спорт далеки от оригинала – они все равно привлекают внимание. Энтузиастам удалось передать дух той эпохи – за это им нужно сказать спасибо.
Сейчас говорят, что советские «Жигули», «Москвичи» и «Запорожцы» не в пример лучше преодолевали бездорожье, чем современные седаны, хетчбэки и универсалы. Поверьте, им далеко до «Победы» в этом плане. Машина создавалась с учетом состояния разбитых военной техникой дорог. Поэтому проходимость у нее уж точно не хуже, чем у современных кроссоверов.
А ведь «Победа» – это не только стильный фастбэк. Редко, но встречались экземпляры с кузовом типа кабриолет. Их выпускали небольшими партиями специально для южных республик.

А еще существовал родстер «Победа-Спорт». Считается, что всего было выпущено 5 таких автомобилей. До наших дней ни один из них не сохранился. Остались только архивные фотографии да реплики. А ведь «Победа-Спорт» была одним из лучших гоночных автомобилей своего времени.
Предпосылки к появлению
Советский автопром примерно до середины 1930-х годов не обращал никакого внимания на гонки. Считалось, что это буржуазное развлечение. Нельзя так эксплуатировать ценные автомобили, они должны возить начальство, специалистов и помогать строить коммунизм.

Впрочем, потом точку зрения пересмотрели. Оказалось, что соревнования несут пользу. Они позволяют эксплуатировать автомобили на пределе возможностей и дорабатывать их. Поэтому в гонках изначально участвовали на серийных моделях – как на легковых, так и грузовых.
Впрочем, были и гоночные автомобили, созданные в единичных экземплярах:
✅ ГАЗ А-Аэро
✅ ГАЗ-ЦАКС
✅ ГАЗ-ГЛ-1
✅ ЗиС-Спорт
✅ «Звезда»
Последний прототип уже послевоенный – он дебютировал в 1946 году. «Звезда» была построена с использованием двигателя и других агрегатов от немецкого мотоцикла DKW. Двигатель имел объем 350 см3. Гоночный автомобиль разгонялся до 140 км/ч.
Спортсмены начали использовать трофейную немецкую технику. Она получалась доступнее, чем отечественная, тем более что ремонтировать ее часто было нечем. Поэтому вышедшие из строя автомобили и мотоциклы шли под разбор.

В 1948 году советское правительство запретило использовать зарубежные модели в гонках и соревнованиях. Для энтузиастов это был серьезный удар. Хотя, понять точку зрения государства можно. Использование иностранных машин не помогало развиваться отечественной промышленности.
Главным производителем гоночных автомобилей стал Завод имени Молотова (ГАЗ). Впрочем, на ЗиС(ЗиЛ) тоже имелась своя спортивная команда, да и модели у них были классом выше и мощнее.
Гонки и их особенности
В Советском Союзе 50-х автомобильные соревнования делились на линейные и шоссейно-кольцевые. В первом случае – это преодоление какой-то определенной дистанции от одной до другой точки. Вторые – это замкнутая трасса.

До 1957 года гонщики соревновались на «Минском кольце». Эта трасса с дистанцией круга в 44 км. Чтобы понять разницу с автодромами наших дней, стоит сравнить его с сочинским – самым большим современным. Там длина круга всего 5,8 км.
До этого в Советском Союзе обычно проводились линейные гонки. Расстояние между точками – около 100 км, но приходилось ездить туда и обратно несколько раз. Получается, что автомобили испытывались скорее на выносливость, чем на скорость. Тем более, что трасса была стандартной, не подготовленной, извилистой и не с самым качественным покрытием.
Соответственно, в приоритете легкие автомобили с высокой динамикой разгона. Максимальная скорость в таких соревнованиях отходила на второй план. Но участвовали в гонках как серийные, так и переделанные модели.

Как правило, стартовали 32 экипажа. В каждый из них входили водитель и механик, он же штурман. Стартовали тройками – сначала менее мощные автомобили. Таким образом удавалось избежать столкновений на старте.
Конечно, это уменьшало зрелищность, поэтому через некоторое время начали стартовать все вместе. Тем более, что подсчитывать на финише, кто выехал раньше, а кто позже, было сложно.
Появление «Победы-Спорт»
Автомобили ГАЗ М-20 в гонках первой половины 50-х доминировали. Ничего странного в этом нет – они были самыми мощными из условно доступных. «Москвичи» до них недотягивали, а редкие образцы спортивных ЗиМ выступали совсем в других категориях.

Первая «Победа-Спорт» появилась в 1950 году. Это был обтекаемый двухдверный спорткар облегченной конструкции. Но создали его на шасси стандартных узлов и агрегатов ГАЗ М-20. Технически, это типичный, как сейчас бы сказали, образец творчества гаражных мастеров тюнинга.
Всего было изготовлено пять автомобилей «Победа-Спорт» и каждый из них отличался внешне и технически. Двигатель первого экземпляра удалось форсировать до 75 л. с. Напомним, что мотор оригинальной «Победы» выдавал всего 52 «лошадки».
Мощность выросла за счет:
✅ Небольшого увеличения рабочего объема
✅ Повышения степени сжатия
✅ Перехода на бензин с более высоким октановым числом
✅ Установки двух карбюраторов
Последним и самым красивым стал родстер – герой нашей статьи. Этот автомобиль получил самый интересный двигатель в серии. Его мощность удалось довести до 85 л. с.

Автомобиль получил кузов вообще без дверей. Это сделали для повышения жесткости на скручивание. Модель была двухместной – как раз для стандартного экипажа, состоящего из водителя и механика.
Интересно, что машина появилась благодаря гонщику, который на ней планировал выступать. Вячеславу Мосолову, показывающему отличные результаты на почти серийных «Победах», разрешили разработать машину для себя самостоятельно.
Карьера
Самая красивая «Победа-Спорт» привлекала внимание при каждом появлении на публике. Участвовала они и в соревнованиях. Впрочем, карьера модели оказалась недолгой.

В гонках 1956 года экипаж Мосолова и Ефремычева взял второе место в общесоюзных спортивных соревнованиях. Есть мнение, что мощность двигателя перед последней гонкой удалось довести до отметки в 90 л. с.
После завоевания серебряной медали, модель была отправлена в какой-то таксопарк. Что там с ней делали и куда она пропала – до сих пор неизвестно. Учитывая время, машину не могли продать за рубеж. Скорее всего, ее разбили или кто-то из начальства забрал себе. А может разобрали на запчасти.
Возрождение
В 2015 году группа энтузиастов во главе с Иваном Пандериным сумела сделать реплику родстера «Победа-Спорт». Во время создания не преследовалась цель сделать полноценную копию. Во-первых, особых сведений об оригинале не сохранилось – приходилось работать, используя архивные фотографии.
Во-вторых, машина задумывалась не коллекционной, а для участия в ретро-гонках. В-третьих, энтузиасты работали исходя из своих возможностей и потребностей.

Поэтому двигатель на реплике далеко не оригинальный. Вместо гоночного силового агрегата с объемом 2,1 литра на 85-90 л. с. и двумя свечами на цилиндр, там стоит мотор от ГАЗ-24. Коробка передач, соответственно, тоже от «Волги».
Кстати, есть еще одна, как минимум, реплика родстера «Победа-Спорт». Там уже мотор и КПП оригинальные. Конечно, не от старого гоночного автомобиля, а от ГАЗ М-20, но это уже ближе к истокам.
Несмотря на то, что реплики родстера «Победа» спорт далеки от оригинала – они все равно привлекают внимание. Энтузиастам удалось передать дух той эпохи – за это им нужно сказать спасибо.
- Ульф
- https://youtube.com; архивные
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...