ЗиЛ-165: гибрид-неудачник или переходная модель?
Любители автомобильной техники, да и не только они, хорошо знают такой грузовик, как ЗиС, а позднее ЗиЛ-157. Это надежная, простая по конструкции техника, долгие годы использовавшаяся в армии и гражданскими организациями. Когда эксплуатационные качества автомобиля перестали устраивать, стало ясно, что нужна более совершенная машина.
ЗиЛ-157 имел хорошую проходимость, но большой расход топлива при сравнительно небольшой мощности шестицилиндрового двигателя. Отсутствие гидроусилителя руля, жесткая подвеска делали эксплуатацию машины для водителя утомительной. Да и внешний вид, напоминающий «Студебеккер» по ленд-лизу, явно морально устарел. И как-то внезапно «колуна» сменил ЗиЛ-131. Неужели так сразу? А была ли переходная модель? Была.
Разработка грузовика велась с середины 50-х годов – первый прототип представили в 1958-м. К этому времени уже велись работы по созданию экспериментального ЗиЛ-130Л и «сто тридцать первого». ЗиЛ-165, призванный заменить 157-й, должен быть не хуже предшественника по проходимости и иным характеристикам.
Поэтому у новинки был большой дорожный просвет, привод на все колеса. Грузоподъемность машины составляла 2,5 т при общей массе 5,6 т, а силовой агрегат ЗиЛ-120ВК выдавал 130 «лошадей».
В первую очередь это кабина, облик которой немного отличался от той, что мы привыкли видеть на 130-х. По сути, этот грузовик «впитал» в себя черты и уходящего 157-го и грядущего 131-го.
У машины был внушительный и даже грозный экстерьер, по эксплуатационным качествам она превосходила устаревший ЗиЛ-157. И все же приемочная комиссия не посчитала возможным поставить автомобиль на конвейер.
Одной из его причин стал длинный капот, по мнению многих, ухудшавший обзорность. Это могло серьезно затруднить использование машины в условиях бездорожья. Вторая причина – узкая и тесная кабина, в которой с трудом могло помещаться три человека скромной комплекции.
И то, в этом случае третий пассажир явно мешал бы водителю управлять грузовиком. Еще одна причина заключалась в претензиях к силовому агрегату. Да, он был сильнее по сравнению с тем, что ставился на ЗиЛ-157 (плюс двадцать «лошадей»), но количество цилиндров осталось прежним – их было шесть. Фактически на ЗиЛ-165 стоял тот же мотор, что и на «колуне», т. е. морально устаревший, а нужно было смотреть вперед!
По ходу развития проектов «ЗиЛ-130» и «ЗиЛ-131», разработку ЗиЛ-165 решили прекратить. Выбор в итоге сделали в сторону «сто тридцать первого», имевшего меньший (на 300 кг) вес, но большую мощность. Восьмицилиндровый мотор ЗиЛ-131 объемом 6 л выдавал 150 «лошадей». Получается, что последний, при меньшей массе, более просторной кабине обладал еще и большей мощностью. И «вишенка на торте»: скорость ЗиЛ-131 – до 80 км/ч, ЗиЛ-165 – до 70 км/ч.
Однако разработка 165-го не была напрасной. Если сравнивать его со 131-м, то и у того и у другого одинаковая ходовая часть, рулевое управление с гидроусилителем, коробка передач. Разница в двигателе и кабине. Можно сказать, что ЗиЛ-165 стал исследовательским полигоном, без которого вряд ли мы увидели знаменитый «сто тридцать первый». Что касается ЗиЛ-130, то он унаследовал от «сто шестьдесят пятого» кабину вместе с некоторыми другими узлами и агрегатами, включая коробку. Также опытный экземпляр машины изначально получил шестицилиндровый силовой агрегат ЗиЛ-120ВК, выдававший 130 «лошадей».
Так закончилась история то ли переходной модели, то ли неудачного гибрида – грузовика ЗиЛ-165. В опытном порядке было выпущено всего четыре единицы техники.
ЗиЛ-157 имел хорошую проходимость, но большой расход топлива при сравнительно небольшой мощности шестицилиндрового двигателя. Отсутствие гидроусилителя руля, жесткая подвеска делали эксплуатацию машины для водителя утомительной. Да и внешний вид, напоминающий «Студебеккер» по ленд-лизу, явно морально устарел. И как-то внезапно «колуна» сменил ЗиЛ-131. Неужели так сразу? А была ли переходная модель? Была.
ЗиЛ-165
Разработка грузовика велась с середины 50-х годов – первый прототип представили в 1958-м. К этому времени уже велись работы по созданию экспериментального ЗиЛ-130Л и «сто тридцать первого». ЗиЛ-165, призванный заменить 157-й, должен быть не хуже предшественника по проходимости и иным характеристикам.
К середине 50-х ЗиЛ-157 морально устарел. Фото: YouTube.com
Поэтому у новинки был большой дорожный просвет, привод на все колеса. Грузоподъемность машины составляла 2,5 т при общей массе 5,6 т, а силовой агрегат ЗиЛ-120ВК выдавал 130 «лошадей».
Отличительные особенности
В первую очередь это кабина, облик которой немного отличался от той, что мы привыкли видеть на 130-х. По сути, этот грузовик «впитал» в себя черты и уходящего 157-го и грядущего 131-го.
Оформление передка – на любителя. Фото: YouTube.com
У машины был внушительный и даже грозный экстерьер, по эксплуатационным качествам она превосходила устаревший ЗиЛ-157. И все же приемочная комиссия не посчитала возможным поставить автомобиль на конвейер.
Фиаско
Одной из его причин стал длинный капот, по мнению многих, ухудшавший обзорность. Это могло серьезно затруднить использование машины в условиях бездорожья. Вторая причина – узкая и тесная кабина, в которой с трудом могло помещаться три человека скромной комплекции.
Оснащение лебедкой увеличивало массу машины. Фото: YouTube.com
И то, в этом случае третий пассажир явно мешал бы водителю управлять грузовиком. Еще одна причина заключалась в претензиях к силовому агрегату. Да, он был сильнее по сравнению с тем, что ставился на ЗиЛ-157 (плюс двадцать «лошадей»), но количество цилиндров осталось прежним – их было шесть. Фактически на ЗиЛ-165 стоял тот же мотор, что и на «колуне», т. е. морально устаревший, а нужно было смотреть вперед!
Итоги
По ходу развития проектов «ЗиЛ-130» и «ЗиЛ-131», разработку ЗиЛ-165 решили прекратить. Выбор в итоге сделали в сторону «сто тридцать первого», имевшего меньший (на 300 кг) вес, но большую мощность. Восьмицилиндровый мотор ЗиЛ-131 объемом 6 л выдавал 150 «лошадей». Получается, что последний, при меньшей массе, более просторной кабине обладал еще и большей мощностью. И «вишенка на торте»: скорость ЗиЛ-131 – до 80 км/ч, ЗиЛ-165 – до 70 км/ч.
ЗиЛ-131 оказался лучше. Фото: YouTube.com
Однако разработка 165-го не была напрасной. Если сравнивать его со 131-м, то и у того и у другого одинаковая ходовая часть, рулевое управление с гидроусилителем, коробка передач. Разница в двигателе и кабине. Можно сказать, что ЗиЛ-165 стал исследовательским полигоном, без которого вряд ли мы увидели знаменитый «сто тридцать первый». Что касается ЗиЛ-130, то он унаследовал от «сто шестьдесят пятого» кабину вместе с некоторыми другими узлами и агрегатами, включая коробку. Также опытный экземпляр машины изначально получил шестицилиндровый силовой агрегат ЗиЛ-120ВК, выдававший 130 «лошадей».
ЗиЛ-165 помог ускорить серийный выпуск ЗиЛ-130. Фото: YouTube.com
Так закончилась история то ли переходной модели, то ли неудачного гибрида – грузовика ЗиЛ-165. В опытном порядке было выпущено всего четыре единицы техники.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...