ЗиЛ-165: гибрид-неудачник или переходная модель?
1 911

ЗиЛ-165: гибрид-неудачник или переходная модель?

Любители автомобильной техники, да и не только они, хорошо знают такой грузовик, как ЗиС, а позднее ЗиЛ-157. Это надежная, простая по конструкции техника, долгие годы использовавшаяся в армии и гражданскими организациями. Когда эксплуатационные качества автомобиля перестали устраивать, стало ясно, что нужна более совершенная машина.


ЗиЛ-157 имел хорошую проходимость, но большой расход топлива при сравнительно небольшой мощности шестицилиндрового двигателя. Отсутствие гидроусилителя руля, жесткая подвеска делали эксплуатацию машины для водителя утомительной. Да и внешний вид, напоминающий «Студебеккер» по ленд-лизу, явно морально устарел. И как-то внезапно «колуна» сменил ЗиЛ-131. Неужели так сразу? А была ли переходная модель? Была.

ЗиЛ-165


Разработка грузовика велась с середины 50-х годов – первый прототип представили в 1958-м. К этому времени уже велись работы по созданию экспериментального ЗиЛ-130Л и «сто тридцать первого». ЗиЛ-165, призванный заменить 157-й, должен быть не хуже предшественника по проходимости и иным характеристикам.

ЗиЛ-165: гибрид-неудачник или переходная модель?К середине 50-х ЗиЛ-157 морально устарел. Фото: YouTube.com

Поэтому у новинки был большой дорожный просвет, привод на все колеса. Грузоподъемность машины составляла 2,5 т при общей массе 5,6 т, а силовой агрегат ЗиЛ-120ВК выдавал 130 «лошадей».

Отличительные особенности


В первую очередь это кабина, облик которой немного отличался от той, что мы привыкли видеть на 130-х. По сути, этот грузовик «впитал» в себя черты и уходящего 157-го и грядущего 131-го.

Оформление передка – на любителя. Фото: YouTube.com

У машины был внушительный и даже грозный экстерьер, по эксплуатационным качествам она превосходила устаревший ЗиЛ-157. И все же приемочная комиссия не посчитала возможным поставить автомобиль на конвейер.

Фиаско


Одной из его причин стал длинный капот, по мнению многих, ухудшавший обзорность. Это могло серьезно затруднить использование машины в условиях бездорожья. Вторая причина – узкая и тесная кабина, в которой с трудом могло помещаться три человека скромной комплекции.

Оснащение лебедкой увеличивало массу машины. Фото: YouTube.com

И то, в этом случае третий пассажир явно мешал бы водителю управлять грузовиком. Еще одна причина заключалась в претензиях к силовому агрегату. Да, он был сильнее по сравнению с тем, что ставился на ЗиЛ-157 (плюс двадцать «лошадей»), но количество цилиндров осталось прежним – их было шесть. Фактически на ЗиЛ-165 стоял тот же мотор, что и на «колуне», т. е. морально устаревший, а нужно было смотреть вперед!

Итоги


По ходу развития проектов «ЗиЛ-130» и «ЗиЛ-131», разработку ЗиЛ-165 решили прекратить. Выбор в итоге сделали в сторону «сто тридцать первого», имевшего меньший (на 300 кг) вес, но большую мощность. Восьмицилиндровый мотор ЗиЛ-131 объемом 6 л выдавал 150 «лошадей». Получается, что последний, при меньшей массе, более просторной кабине обладал еще и большей мощностью. И «вишенка на торте»: скорость ЗиЛ-131 – до 80 км/ч, ЗиЛ-165 – до 70 км/ч.

ЗиЛ-131 оказался лучше. Фото: YouTube.com

Однако разработка 165-го не была напрасной. Если сравнивать его со 131-м, то и у того и у другого одинаковая ходовая часть, рулевое управление с гидроусилителем, коробка передач. Разница в двигателе и кабине. Можно сказать, что ЗиЛ-165 стал исследовательским полигоном, без которого вряд ли мы увидели знаменитый «сто тридцать первый». Что касается ЗиЛ-130, то он унаследовал от «сто шестьдесят пятого» кабину вместе с некоторыми другими узлами и агрегатами, включая коробку. Также опытный экземпляр машины изначально получил шестицилиндровый силовой агрегат ЗиЛ-120ВК, выдававший 130 «лошадей».

ЗиЛ-165 помог ускорить серийный выпуск ЗиЛ-130. Фото: YouTube.com

Так закончилась история то ли переходной модели, то ли неудачного гибрида – грузовика ЗиЛ-165. В опытном порядке было выпущено всего четыре единицы техники.
А вы что думаете о ЗиЛ-165?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...