ЗиЛ-165: гибрид-неудачник или переходная модель?
Любители автомобильной техники, да и не только они, хорошо знают такой грузовик, как ЗиС, а позднее ЗиЛ-157. Это надежная, простая по конструкции техника, долгие годы использовавшаяся в армии и гражданскими организациями. Когда эксплуатационные качества автомобиля перестали устраивать, стало ясно, что нужна более совершенная машина.
ЗиЛ-157 имел хорошую проходимость, но большой расход топлива при сравнительно небольшой мощности шестицилиндрового двигателя. Отсутствие гидроусилителя руля, жесткая подвеска делали эксплуатацию машины для водителя утомительной. Да и внешний вид, напоминающий «Студебеккер» по ленд-лизу, явно морально устарел. И как-то внезапно «колуна» сменил ЗиЛ-131. Неужели так сразу? А была ли переходная модель? Была.
Разработка грузовика велась с середины 50-х годов – первый прототип представили в 1958-м. К этому времени уже велись работы по созданию экспериментального ЗиЛ-130Л и «сто тридцать первого». ЗиЛ-165, призванный заменить 157-й, должен быть не хуже предшественника по проходимости и иным характеристикам.
Поэтому у новинки был большой дорожный просвет, привод на все колеса. Грузоподъемность машины составляла 2,5 т при общей массе 5,6 т, а силовой агрегат ЗиЛ-120ВК выдавал 130 «лошадей».
В первую очередь это кабина, облик которой немного отличался от той, что мы привыкли видеть на 130-х. По сути, этот грузовик «впитал» в себя черты и уходящего 157-го и грядущего 131-го.
У машины был внушительный и даже грозный экстерьер, по эксплуатационным качествам она превосходила устаревший ЗиЛ-157. И все же приемочная комиссия не посчитала возможным поставить автомобиль на конвейер.
Одной из его причин стал длинный капот, по мнению многих, ухудшавший обзорность. Это могло серьезно затруднить использование машины в условиях бездорожья. Вторая причина – узкая и тесная кабина, в которой с трудом могло помещаться три человека скромной комплекции.
И то, в этом случае третий пассажир явно мешал бы водителю управлять грузовиком. Еще одна причина заключалась в претензиях к силовому агрегату. Да, он был сильнее по сравнению с тем, что ставился на ЗиЛ-157 (плюс двадцать «лошадей»), но количество цилиндров осталось прежним – их было шесть. Фактически на ЗиЛ-165 стоял тот же мотор, что и на «колуне», т. е. морально устаревший, а нужно было смотреть вперед!
По ходу развития проектов «ЗиЛ-130» и «ЗиЛ-131», разработку ЗиЛ-165 решили прекратить. Выбор в итоге сделали в сторону «сто тридцать первого», имевшего меньший (на 300 кг) вес, но большую мощность. Восьмицилиндровый мотор ЗиЛ-131 объемом 6 л выдавал 150 «лошадей». Получается, что последний, при меньшей массе, более просторной кабине обладал еще и большей мощностью. И «вишенка на торте»: скорость ЗиЛ-131 – до 80 км/ч, ЗиЛ-165 – до 70 км/ч.
Однако разработка 165-го не была напрасной. Если сравнивать его со 131-м, то и у того и у другого одинаковая ходовая часть, рулевое управление с гидроусилителем, коробка передач. Разница в двигателе и кабине. Можно сказать, что ЗиЛ-165 стал исследовательским полигоном, без которого вряд ли мы увидели знаменитый «сто тридцать первый». Что касается ЗиЛ-130, то он унаследовал от «сто шестьдесят пятого» кабину вместе с некоторыми другими узлами и агрегатами, включая коробку. Также опытный экземпляр машины изначально получил шестицилиндровый силовой агрегат ЗиЛ-120ВК, выдававший 130 «лошадей».
Так закончилась история то ли переходной модели, то ли неудачного гибрида – грузовика ЗиЛ-165. В опытном порядке было выпущено всего четыре единицы техники.
ЗиЛ-157 имел хорошую проходимость, но большой расход топлива при сравнительно небольшой мощности шестицилиндрового двигателя. Отсутствие гидроусилителя руля, жесткая подвеска делали эксплуатацию машины для водителя утомительной. Да и внешний вид, напоминающий «Студебеккер» по ленд-лизу, явно морально устарел. И как-то внезапно «колуна» сменил ЗиЛ-131. Неужели так сразу? А была ли переходная модель? Была.
ЗиЛ-165
Разработка грузовика велась с середины 50-х годов – первый прототип представили в 1958-м. К этому времени уже велись работы по созданию экспериментального ЗиЛ-130Л и «сто тридцать первого». ЗиЛ-165, призванный заменить 157-й, должен быть не хуже предшественника по проходимости и иным характеристикам.
К середине 50-х ЗиЛ-157 морально устарел. Фото: YouTube.com
Поэтому у новинки был большой дорожный просвет, привод на все колеса. Грузоподъемность машины составляла 2,5 т при общей массе 5,6 т, а силовой агрегат ЗиЛ-120ВК выдавал 130 «лошадей».
Отличительные особенности
В первую очередь это кабина, облик которой немного отличался от той, что мы привыкли видеть на 130-х. По сути, этот грузовик «впитал» в себя черты и уходящего 157-го и грядущего 131-го.
Оформление передка – на любителя. Фото: YouTube.com
У машины был внушительный и даже грозный экстерьер, по эксплуатационным качествам она превосходила устаревший ЗиЛ-157. И все же приемочная комиссия не посчитала возможным поставить автомобиль на конвейер.
Фиаско
Одной из его причин стал длинный капот, по мнению многих, ухудшавший обзорность. Это могло серьезно затруднить использование машины в условиях бездорожья. Вторая причина – узкая и тесная кабина, в которой с трудом могло помещаться три человека скромной комплекции.
Оснащение лебедкой увеличивало массу машины. Фото: YouTube.com
И то, в этом случае третий пассажир явно мешал бы водителю управлять грузовиком. Еще одна причина заключалась в претензиях к силовому агрегату. Да, он был сильнее по сравнению с тем, что ставился на ЗиЛ-157 (плюс двадцать «лошадей»), но количество цилиндров осталось прежним – их было шесть. Фактически на ЗиЛ-165 стоял тот же мотор, что и на «колуне», т. е. морально устаревший, а нужно было смотреть вперед!
Итоги
По ходу развития проектов «ЗиЛ-130» и «ЗиЛ-131», разработку ЗиЛ-165 решили прекратить. Выбор в итоге сделали в сторону «сто тридцать первого», имевшего меньший (на 300 кг) вес, но большую мощность. Восьмицилиндровый мотор ЗиЛ-131 объемом 6 л выдавал 150 «лошадей». Получается, что последний, при меньшей массе, более просторной кабине обладал еще и большей мощностью. И «вишенка на торте»: скорость ЗиЛ-131 – до 80 км/ч, ЗиЛ-165 – до 70 км/ч.
ЗиЛ-131 оказался лучше. Фото: YouTube.com
Однако разработка 165-го не была напрасной. Если сравнивать его со 131-м, то и у того и у другого одинаковая ходовая часть, рулевое управление с гидроусилителем, коробка передач. Разница в двигателе и кабине. Можно сказать, что ЗиЛ-165 стал исследовательским полигоном, без которого вряд ли мы увидели знаменитый «сто тридцать первый». Что касается ЗиЛ-130, то он унаследовал от «сто шестьдесят пятого» кабину вместе с некоторыми другими узлами и агрегатами, включая коробку. Также опытный экземпляр машины изначально получил шестицилиндровый силовой агрегат ЗиЛ-120ВК, выдававший 130 «лошадей».
ЗиЛ-165 помог ускорить серийный выпуск ЗиЛ-130. Фото: YouTube.com
Так закончилась история то ли переходной модели, то ли неудачного гибрида – грузовика ЗиЛ-165. В опытном порядке было выпущено всего четыре единицы техники.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...