
ЗиЛ-165: гибрид-неудачник или переходная модель?
Любители автомобильной техники, да и не только они, хорошо знают такой грузовик, как ЗиС, а позднее ЗиЛ-157. Это надежная, простая по конструкции техника, долгие годы использовавшаяся в армии и гражданскими организациями. Когда эксплуатационные качества автомобиля перестали устраивать, стало ясно, что нужна более совершенная машина.
ЗиЛ-157 имел хорошую проходимость, но большой расход топлива при сравнительно небольшой мощности шестицилиндрового двигателя. Отсутствие гидроусилителя руля, жесткая подвеска делали эксплуатацию машины для водителя утомительной. Да и внешний вид, напоминающий «Студебеккер» по ленд-лизу, явно морально устарел. И как-то внезапно «колуна» сменил ЗиЛ-131. Неужели так сразу? А была ли переходная модель? Была.
Разработка грузовика велась с середины 50-х годов – первый прототип представили в 1958-м. К этому времени уже велись работы по созданию экспериментального ЗиЛ-130Л и «сто тридцать первого». ЗиЛ-165, призванный заменить 157-й, должен быть не хуже предшественника по проходимости и иным характеристикам.
К середине 50-х ЗиЛ-157 морально устарел. Фото: YouTube.com
Поэтому у новинки был большой дорожный просвет, привод на все колеса. Грузоподъемность машины составляла 2,5 т при общей массе 5,6 т, а силовой агрегат ЗиЛ-120ВК выдавал 130 «лошадей».
В первую очередь это кабина, облик которой немного отличался от той, что мы привыкли видеть на 130-х. По сути, этот грузовик «впитал» в себя черты и уходящего 157-го и грядущего 131-го.
Оформление передка – на любителя. Фото: YouTube.com
У машины был внушительный и даже грозный экстерьер, по эксплуатационным качествам она превосходила устаревший ЗиЛ-157. И все же приемочная комиссия не посчитала возможным поставить автомобиль на конвейер.
Одной из его причин стал длинный капот, по мнению многих, ухудшавший обзорность. Это могло серьезно затруднить использование машины в условиях бездорожья. Вторая причина – узкая и тесная кабина, в которой с трудом могло помещаться три человека скромной комплекции.
Оснащение лебедкой увеличивало массу машины. Фото: YouTube.com
И то, в этом случае третий пассажир явно мешал бы водителю управлять грузовиком. Еще одна причина заключалась в претензиях к силовому агрегату. Да, он был сильнее по сравнению с тем, что ставился на ЗиЛ-157 (плюс двадцать «лошадей»), но количество цилиндров осталось прежним – их было шесть. Фактически на ЗиЛ-165 стоял тот же мотор, что и на «колуне», т. е. морально устаревший, а нужно было смотреть вперед!
По ходу развития проектов «ЗиЛ-130» и «ЗиЛ-131», разработку ЗиЛ-165 решили прекратить. Выбор в итоге сделали в сторону «сто тридцать первого», имевшего меньший (на 300 кг) вес, но большую мощность. Восьмицилиндровый мотор ЗиЛ-131 объемом 6 л выдавал 150 «лошадей». Получается, что последний, при меньшей массе, более просторной кабине обладал еще и большей мощностью. И «вишенка на торте»: скорость ЗиЛ-131 – до 80 км/ч, ЗиЛ-165 – до 70 км/ч.
ЗиЛ-131 оказался лучше. Фото: YouTube.com
Однако разработка 165-го не была напрасной. Если сравнивать его со 131-м, то и у того и у другого одинаковая ходовая часть, рулевое управление с гидроусилителем, коробка передач. Разница в двигателе и кабине. Можно сказать, что ЗиЛ-165 стал исследовательским полигоном, без которого вряд ли мы увидели знаменитый «сто тридцать первый». Что касается ЗиЛ-130, то он унаследовал от «сто шестьдесят пятого» кабину вместе с некоторыми другими узлами и агрегатами, включая коробку. Также опытный экземпляр машины изначально получил шестицилиндровый силовой агрегат ЗиЛ-120ВК, выдававший 130 «лошадей».
ЗиЛ-165 помог ускорить серийный выпуск ЗиЛ-130. Фото: YouTube.com
Так закончилась история то ли переходной модели, то ли неудачного гибрида – грузовика ЗиЛ-165. В опытном порядке было выпущено всего четыре единицы техники.
ЗиЛ-157 имел хорошую проходимость, но большой расход топлива при сравнительно небольшой мощности шестицилиндрового двигателя. Отсутствие гидроусилителя руля, жесткая подвеска делали эксплуатацию машины для водителя утомительной. Да и внешний вид, напоминающий «Студебеккер» по ленд-лизу, явно морально устарел. И как-то внезапно «колуна» сменил ЗиЛ-131. Неужели так сразу? А была ли переходная модель? Была.
ЗиЛ-165
Разработка грузовика велась с середины 50-х годов – первый прототип представили в 1958-м. К этому времени уже велись работы по созданию экспериментального ЗиЛ-130Л и «сто тридцать первого». ЗиЛ-165, призванный заменить 157-й, должен быть не хуже предшественника по проходимости и иным характеристикам.

Поэтому у новинки был большой дорожный просвет, привод на все колеса. Грузоподъемность машины составляла 2,5 т при общей массе 5,6 т, а силовой агрегат ЗиЛ-120ВК выдавал 130 «лошадей».
Отличительные особенности
В первую очередь это кабина, облик которой немного отличался от той, что мы привыкли видеть на 130-х. По сути, этот грузовик «впитал» в себя черты и уходящего 157-го и грядущего 131-го.

У машины был внушительный и даже грозный экстерьер, по эксплуатационным качествам она превосходила устаревший ЗиЛ-157. И все же приемочная комиссия не посчитала возможным поставить автомобиль на конвейер.
Фиаско
Одной из его причин стал длинный капот, по мнению многих, ухудшавший обзорность. Это могло серьезно затруднить использование машины в условиях бездорожья. Вторая причина – узкая и тесная кабина, в которой с трудом могло помещаться три человека скромной комплекции.

И то, в этом случае третий пассажир явно мешал бы водителю управлять грузовиком. Еще одна причина заключалась в претензиях к силовому агрегату. Да, он был сильнее по сравнению с тем, что ставился на ЗиЛ-157 (плюс двадцать «лошадей»), но количество цилиндров осталось прежним – их было шесть. Фактически на ЗиЛ-165 стоял тот же мотор, что и на «колуне», т. е. морально устаревший, а нужно было смотреть вперед!
Итоги
По ходу развития проектов «ЗиЛ-130» и «ЗиЛ-131», разработку ЗиЛ-165 решили прекратить. Выбор в итоге сделали в сторону «сто тридцать первого», имевшего меньший (на 300 кг) вес, но большую мощность. Восьмицилиндровый мотор ЗиЛ-131 объемом 6 л выдавал 150 «лошадей». Получается, что последний, при меньшей массе, более просторной кабине обладал еще и большей мощностью. И «вишенка на торте»: скорость ЗиЛ-131 – до 80 км/ч, ЗиЛ-165 – до 70 км/ч.

Однако разработка 165-го не была напрасной. Если сравнивать его со 131-м, то и у того и у другого одинаковая ходовая часть, рулевое управление с гидроусилителем, коробка передач. Разница в двигателе и кабине. Можно сказать, что ЗиЛ-165 стал исследовательским полигоном, без которого вряд ли мы увидели знаменитый «сто тридцать первый». Что касается ЗиЛ-130, то он унаследовал от «сто шестьдесят пятого» кабину вместе с некоторыми другими узлами и агрегатами, включая коробку. Также опытный экземпляр машины изначально получил шестицилиндровый силовой агрегат ЗиЛ-120ВК, выдававший 130 «лошадей».

Так закончилась история то ли переходной модели, то ли неудачного гибрида – грузовика ЗиЛ-165. В опытном порядке было выпущено всего четыре единицы техники.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...