Легенда или неудача: самый известный чехословацкий микроавтобус Skoda-1203
История многих моделей автомобилей, создававшихся в бывшем социалистическом пространстве, ясно показывает неэффективность централизованного управления экономикой. Сегодня мы еще раз подтвердим этот факт на примере одного авто, родом из социалистической Чехословакии. Отсутствие гибкости системы отложило начало его серийного производства на много лет.
Сегодняшний всемирно известный концерн Skoda занимается исключительно производством легковых автомобилей. Даже одноименные трамваи, производимые на других мощностях (как мы уже писали ранее), хотят переименовать, чтобы автомобильный бренд оставался эксклюзивом. Но так было не всегда. Еще пару десятилетий назад покупателям предлагался коммерческий вариант Roomster. И это не было первым опытом в данном направлении. Впервые к транспорту типа фургон чехи обратились еще в середине 50-х.
Развивающаяся коммерция и торговля требовали небольшого автомобиля для перевозки мелких партий груза. Можно, конечно, просто закупать в Западной Германии легендарный Volkswagen Transporter. Но, во-первых – это враждебная страна. А, во-вторых, ведь есть же собственный автопром, почему бы нет? Тем более, что уже существовала служебная версия Skoda-1201, которую нужно было просто немного доработать.
Вот как работает капиталистическая система? Есть спрос – кровь из носу, а постарайся удовлетворить его в максимально сжатые сроки. Потому что: «куй деньги, не отходя от кассы», и никак не иначе. Ну, а при социализме «все вокруг народное, а, значит, ничье». Отсутствие личной заинтересованности порождало крайнюю инертность. К тому же, множество бюрократов, которые, оправдывая свое существование, постоянно требовали кучу проверок, соответствия и т. д.
Именно эта проблема и не позволила чехам начать серийный выпуск требовавшегося как воздух коммерческого автомобиля еще в пятом десятилетии. Работа над проектом легкого грузового автомобиля началась в Врхлаби, где еще в середине 50-х годов Skoda-1200 производилась как фургон, универсал и машина скорой помощи.
С самого начала решили, что новый автомобиль получит вагонную конструкцию. При этом от него же ожидалось наличие переднего расположения двигателя, заднего привода и использование компонентов шасси от серии «1200». В начале у местных инженеров имелся проект очень современного дизайна. Так чехословацкая автомобильная промышленность могла конкурировать с западными автопроизводителями или даже обогнать их. Но инертность все свела на нет.
Причиной такого поворота событий стала смена приоритетов. В 1958 году опытно-конструкторские работы приостановили. Это сделали для того, чтобы все силы и ресурсы бросить на разработку Skoda-1000 МВ, которые велись в Млада-Болеславе. А коммерческий сектор страны смирялся, обходясь моделью «1202» – модифицированной версией Skoda-1201.
К счастью, конструкторские работы приостановили только на время. В 1959 году их возобновили, введя новые данные с уточнением параметров и необходимости модернизации. Еще одно условие: использование двигателя от уже имевшейся модели. Последнее оказалось ошибочным решением: впоследствии самым слабым местом нового фургона стал именно недостаточно мощный двигатель.
В течение 60-х годов появился ряд других прототипов с постепенно развивающимся дизайном, который все больше напоминал будущий серийный автомобиль. Также опробовали разные варианты кузова. В итоге производство необходимой модели началось только 20 ноября 1968 года (через 12 лет после постройки первого прототипа).
Двумя месяцами ранее (14 сентября) состоялась премьера автомобиля на выставке машиностроения в Брно. Производством модели занимался реконструированный завод в Врхлаби, но с 1967 года эстафету постепенно перехватили мощности в Словакии. В Млада-Болеславе требовался выпуск все большего количества «эмбечек».
Skoda-1203 с 1973 года начали производить на заводе Kovosmalt Trnava, который до этого выпускал в основном бытовые электроприборы. Впоследствии компанию переименовали в Trnavske automobilove zavody (TAZ) и она продолжила играть важную роль в истории рассматриваемого автомобиля.
Последний микроавтобус во Врхлаби сошел с конвейера в декабре 1981 года. За это время успели собрать 69727 единиц. Но на этом история автомобиля по прозвищу «двухколесник» не закончилась. Просто начался словацкий период его развития. Такое решение имело и политическую подоплеку: руководство страны хотело показать, что и в Словакии тоже развивается какое-то производство, сохраняя промышленную пропорциональность двухсоставной страны. Со временем появилось несколько его модификаций:
✅ фургон
✅ микроавтобус
✅ с бортовым кузовом
✅ дом на колесах
Последней версии в Трнаве создали 87 штук. Спрос на них показывал, что жители страны склонны к путешествиям и частым выездам на пикник. Конструкция автомобиля продолжала совершенствоваться. В 1985 году поступила модернизированная версия TAZ-Skoda-1203 М. Ее легко узнать по прямоугольным фонарям и отсутствию козырька над лобовым стеклом. Предложение также включало более мощный 1,5-литровый двигатель с 5-ступенчатой КПП, мощностью 57 л. с., созданный путем модификации 1,2-литрового исходника.
Приборную панель и задние фонари микроавтобус унаследовал от модели 1000 МВ. По сравнению с предшественниками, Skoda-1203 в спецкузове «скорая помощь» выглядела гораздо эффективнее и уверенней. Улучшилась не только вместимость, но и комфорт перевозки пациентов. К тому же, появилась возможность сложить пару носилок одновременно. Существовала и версия автомобиль-катафалк. В целом, параметры у «1203-го» оказались следующими:
✅ длина – 4520 мм
✅ ширина – 1800 мм
✅ высота – 1900 мм
✅ колесная база – 2320 мм
✅ грузоподъемность – до 950 кг
✅ вместимость – 8 человек (2+3+3)
Пассажирский вариант поставлялся в стандартном или улучшенном исполнении. Был и 5-местный грузопассажирский кузов для смешанного использования. Но прославила модель именно спецмодификация «скорая помощь». Дело в том, что ей пришлось снятся в нескольких чехословацких фильмах, увековечив память о Skoda-1203.
Автомобиль имел заднюю раздельную крышку багажника и одну боковую дверь с правой стороны. Двери открывались классически – по ходу движения авто. В 70-х он претерпел ряд доработок и изменений. В 1973 году появились утопленные дверные ручки, которые на тот момент были и у легковых автомобилей марки, но основная модернизация пришлась на год позже.
Одноконтурные тормоза получили усилитель, генератор заменили динамо-машиной и появилась новая выхлопная труба. Словом, технических изменений оказалось довольно много, сменилось и внутреннее обозначение типа (с 997 на 776). Позже появились новые черные бампера и пластиковая решетка радиатора. Все – в духе того времени.
Тем, кто мечтал о Skoda-1203, не повезло. Их продавали исключительно государственным или кооперативным предприятиям. Заинтересованное частное лицо должно было ждать сданный в утиль подержанный автомобиль. Но и он стоил очень дорого, больше чем новенькие «Жигули» или заднеприводная «Шкода-130».
Завершение социалистического периода и раздел Чехословакии испытали на прочность многие структуры. В середине 90-х у словацкого предприятия также возникли серьезные финансовые трудности, приведшие к его ликвидации в 1999 году. Правда, история Skoda-1203 чудным образом продолжилась.
Документацию на модель и оборудование выкупил Роман Йироуш, наладивший выпуск автомобилей на базе Ocelot в Жацлерже. Активное производство продолжилось вплоть до 2017 года. Так история модели растянулась почти на полвека! У Skoda-1203 не оказалось прямого преемника, хотя новые модели завода и выходили в кузовах пикап.
Сегодняшний всемирно известный концерн Skoda занимается исключительно производством легковых автомобилей. Даже одноименные трамваи, производимые на других мощностях (как мы уже писали ранее), хотят переименовать, чтобы автомобильный бренд оставался эксклюзивом. Но так было не всегда. Еще пару десятилетий назад покупателям предлагался коммерческий вариант Roomster. И это не было первым опытом в данном направлении. Впервые к транспорту типа фургон чехи обратились еще в середине 50-х.
Потребность в таком автомобиле в 50-х была очень высокой. Фото: youtube.com
Развивающаяся коммерция и торговля требовали небольшого автомобиля для перевозки мелких партий груза. Можно, конечно, просто закупать в Западной Германии легендарный Volkswagen Transporter. Но, во-первых – это враждебная страна. А, во-вторых, ведь есть же собственный автопром, почему бы нет? Тем более, что уже существовала служебная версия Skoda-1201, которую нужно было просто немного доработать.
Выпуск необходимого фургона, задержавшийся на десятилетие
Вот как работает капиталистическая система? Есть спрос – кровь из носу, а постарайся удовлетворить его в максимально сжатые сроки. Потому что: «куй деньги, не отходя от кассы», и никак не иначе. Ну, а при социализме «все вокруг народное, а, значит, ничье». Отсутствие личной заинтересованности порождало крайнюю инертность. К тому же, множество бюрократов, которые, оправдывая свое существование, постоянно требовали кучу проверок, соответствия и т. д.
Именно эта проблема и не позволила чехам начать серийный выпуск требовавшегося как воздух коммерческого автомобиля еще в пятом десятилетии. Работа над проектом легкого грузового автомобиля началась в Врхлаби, где еще в середине 50-х годов Skoda-1200 производилась как фургон, универсал и машина скорой помощи.
Его ждали многие государственные службы. Фото: youtube.com
С самого начала решили, что новый автомобиль получит вагонную конструкцию. При этом от него же ожидалось наличие переднего расположения двигателя, заднего привода и использование компонентов шасси от серии «1200». В начале у местных инженеров имелся проект очень современного дизайна. Так чехословацкая автомобильная промышленность могла конкурировать с западными автопроизводителями или даже обогнать их. Но инертность все свела на нет.
В период с 1956 по 1958 год успели построить пять прототипов. В основном с кузовом микроавтобуса и довольно радикально отличающимся дизайном от более позднего Skoda-1203. А вот серийно коммерческую модель начали выпускать только в 1968 году.
Причиной такого поворота событий стала смена приоритетов. В 1958 году опытно-конструкторские работы приостановили. Это сделали для того, чтобы все силы и ресурсы бросить на разработку Skoda-1000 МВ, которые велись в Млада-Болеславе. А коммерческий сектор страны смирялся, обходясь моделью «1202» – модифицированной версией Skoda-1201.
Наконец, продолжение разработок
К счастью, конструкторские работы приостановили только на время. В 1959 году их возобновили, введя новые данные с уточнением параметров и необходимости модернизации. Еще одно условие: использование двигателя от уже имевшейся модели. Последнее оказалось ошибочным решением: впоследствии самым слабым местом нового фургона стал именно недостаточно мощный двигатель.
В течение 60-х годов появился ряд других прототипов с постепенно развивающимся дизайном, который все больше напоминал будущий серийный автомобиль. Также опробовали разные варианты кузова. В итоге производство необходимой модели началось только 20 ноября 1968 года (через 12 лет после постройки первого прототипа).
Бортовой грузовичок на базе Skoda-1203. Фото: youtube.com
Двумя месяцами ранее (14 сентября) состоялась премьера автомобиля на выставке машиностроения в Брно. Производством модели занимался реконструированный завод в Врхлаби, но с 1967 года эстафету постепенно перехватили мощности в Словакии. В Млада-Болеславе требовался выпуск все большего количества «эмбечек».
Словацкий период истории модели
Skoda-1203 с 1973 года начали производить на заводе Kovosmalt Trnava, который до этого выпускал в основном бытовые электроприборы. Впоследствии компанию переименовали в Trnavske automobilove zavody (TAZ) и она продолжила играть важную роль в истории рассматриваемого автомобиля.
Последний микроавтобус во Врхлаби сошел с конвейера в декабре 1981 года. За это время успели собрать 69727 единиц. Но на этом история автомобиля по прозвищу «двухколесник» не закончилась. Просто начался словацкий период его развития. Такое решение имело и политическую подоплеку: руководство страны хотело показать, что и в Словакии тоже развивается какое-то производство, сохраняя промышленную пропорциональность двухсоставной страны. Со временем появилось несколько его модификаций:
✅ фургон
✅ микроавтобус
✅ с бортовым кузовом
✅ дом на колесах
Последней версии в Трнаве создали 87 штук. Спрос на них показывал, что жители страны склонны к путешествиям и частым выездам на пикник. Конструкция автомобиля продолжала совершенствоваться. В 1985 году поступила модернизированная версия TAZ-Skoda-1203 М. Ее легко узнать по прямоугольным фонарям и отсутствию козырька над лобовым стеклом. Предложение также включало более мощный 1,5-литровый двигатель с 5-ступенчатой КПП, мощностью 57 л. с., созданный путем модификации 1,2-литрового исходника.
Технические показатели и параметры
Приборную панель и задние фонари микроавтобус унаследовал от модели 1000 МВ. По сравнению с предшественниками, Skoda-1203 в спецкузове «скорая помощь» выглядела гораздо эффективнее и уверенней. Улучшилась не только вместимость, но и комфорт перевозки пациентов. К тому же, появилась возможность сложить пару носилок одновременно. Существовала и версия автомобиль-катафалк. В целом, параметры у «1203-го» оказались следующими:
✅ длина – 4520 мм
✅ ширина – 1800 мм
✅ высота – 1900 мм
✅ колесная база – 2320 мм
✅ грузоподъемность – до 950 кг
✅ вместимость – 8 человек (2+3+3)
Пассажирский вариант поставлялся в стандартном или улучшенном исполнении. Был и 5-местный грузопассажирский кузов для смешанного использования. Но прославила модель именно спецмодификация «скорая помощь». Дело в том, что ей пришлось снятся в нескольких чехословацких фильмах, увековечив память о Skoda-1203.
Автомобиль имел заднюю раздельную крышку багажника и одну боковую дверь с правой стороны. Двери открывались классически – по ходу движения авто. В 70-х он претерпел ряд доработок и изменений. В 1973 году появились утопленные дверные ручки, которые на тот момент были и у легковых автомобилей марки, но основная модернизация пришлась на год позже.
Прославившая модель скорая помощь. Фото: youtube.com
Одноконтурные тормоза получили усилитель, генератор заменили динамо-машиной и появилась новая выхлопная труба. Словом, технических изменений оказалось довольно много, сменилось и внутреннее обозначение типа (с 997 на 776). Позже появились новые черные бампера и пластиковая решетка радиатора. Все – в духе того времени.
Тем, кто мечтал о Skoda-1203, не повезло. Их продавали исключительно государственным или кооперативным предприятиям. Заинтересованное частное лицо должно было ждать сданный в утиль подержанный автомобиль. Но и он стоил очень дорого, больше чем новенькие «Жигули» или заднеприводная «Шкода-130».
Завершение производства и эпохи
Завершение социалистического периода и раздел Чехословакии испытали на прочность многие структуры. В середине 90-х у словацкого предприятия также возникли серьезные финансовые трудности, приведшие к его ликвидации в 1999 году. Правда, история Skoda-1203 чудным образом продолжилась.
Сохранившиеся авто напоминают о их широком применении в прошлом. Фото: youtube.com
Документацию на модель и оборудование выкупил Роман Йироуш, наладивший выпуск автомобилей на базе Ocelot в Жацлерже. Активное производство продолжилось вплоть до 2017 года. Так история модели растянулась почти на полвека! У Skoda-1203 не оказалось прямого преемника, хотя новые модели завода и выходили в кузовах пикап.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...