Легенда или неудача: самый известный чехословацкий микроавтобус Skoda-1203
История многих моделей автомобилей, создававшихся в бывшем социалистическом пространстве, ясно показывает неэффективность централизованного управления экономикой. Сегодня мы еще раз подтвердим этот факт на примере одного авто, родом из социалистической Чехословакии. Отсутствие гибкости системы отложило начало его серийного производства на много лет.
Сегодняшний всемирно известный концерн Skoda занимается исключительно производством легковых автомобилей. Даже одноименные трамваи, производимые на других мощностях (как мы уже писали ранее), хотят переименовать, чтобы автомобильный бренд оставался эксклюзивом. Но так было не всегда. Еще пару десятилетий назад покупателям предлагался коммерческий вариант Roomster. И это не было первым опытом в данном направлении. Впервые к транспорту типа фургон чехи обратились еще в середине 50-х.
Развивающаяся коммерция и торговля требовали небольшого автомобиля для перевозки мелких партий груза. Можно, конечно, просто закупать в Западной Германии легендарный Volkswagen Transporter. Но, во-первых – это враждебная страна. А, во-вторых, ведь есть же собственный автопром, почему бы нет? Тем более, что уже существовала служебная версия Skoda-1201, которую нужно было просто немного доработать.
Вот как работает капиталистическая система? Есть спрос – кровь из носу, а постарайся удовлетворить его в максимально сжатые сроки. Потому что: «куй деньги, не отходя от кассы», и никак не иначе. Ну, а при социализме «все вокруг народное, а, значит, ничье». Отсутствие личной заинтересованности порождало крайнюю инертность. К тому же, множество бюрократов, которые, оправдывая свое существование, постоянно требовали кучу проверок, соответствия и т. д.
Именно эта проблема и не позволила чехам начать серийный выпуск требовавшегося как воздух коммерческого автомобиля еще в пятом десятилетии. Работа над проектом легкого грузового автомобиля началась в Врхлаби, где еще в середине 50-х годов Skoda-1200 производилась как фургон, универсал и машина скорой помощи.
С самого начала решили, что новый автомобиль получит вагонную конструкцию. При этом от него же ожидалось наличие переднего расположения двигателя, заднего привода и использование компонентов шасси от серии «1200». В начале у местных инженеров имелся проект очень современного дизайна. Так чехословацкая автомобильная промышленность могла конкурировать с западными автопроизводителями или даже обогнать их. Но инертность все свела на нет.
Причиной такого поворота событий стала смена приоритетов. В 1958 году опытно-конструкторские работы приостановили. Это сделали для того, чтобы все силы и ресурсы бросить на разработку Skoda-1000 МВ, которые велись в Млада-Болеславе. А коммерческий сектор страны смирялся, обходясь моделью «1202» – модифицированной версией Skoda-1201.
К счастью, конструкторские работы приостановили только на время. В 1959 году их возобновили, введя новые данные с уточнением параметров и необходимости модернизации. Еще одно условие: использование двигателя от уже имевшейся модели. Последнее оказалось ошибочным решением: впоследствии самым слабым местом нового фургона стал именно недостаточно мощный двигатель.
В течение 60-х годов появился ряд других прототипов с постепенно развивающимся дизайном, который все больше напоминал будущий серийный автомобиль. Также опробовали разные варианты кузова. В итоге производство необходимой модели началось только 20 ноября 1968 года (через 12 лет после постройки первого прототипа).
Двумя месяцами ранее (14 сентября) состоялась премьера автомобиля на выставке машиностроения в Брно. Производством модели занимался реконструированный завод в Врхлаби, но с 1967 года эстафету постепенно перехватили мощности в Словакии. В Млада-Болеславе требовался выпуск все большего количества «эмбечек».
Skoda-1203 с 1973 года начали производить на заводе Kovosmalt Trnava, который до этого выпускал в основном бытовые электроприборы. Впоследствии компанию переименовали в Trnavske automobilove zavody (TAZ) и она продолжила играть важную роль в истории рассматриваемого автомобиля.
Последний микроавтобус во Врхлаби сошел с конвейера в декабре 1981 года. За это время успели собрать 69727 единиц. Но на этом история автомобиля по прозвищу «двухколесник» не закончилась. Просто начался словацкий период его развития. Такое решение имело и политическую подоплеку: руководство страны хотело показать, что и в Словакии тоже развивается какое-то производство, сохраняя промышленную пропорциональность двухсоставной страны. Со временем появилось несколько его модификаций:
✅ фургон
✅ микроавтобус
✅ с бортовым кузовом
✅ дом на колесах
Последней версии в Трнаве создали 87 штук. Спрос на них показывал, что жители страны склонны к путешествиям и частым выездам на пикник. Конструкция автомобиля продолжала совершенствоваться. В 1985 году поступила модернизированная версия TAZ-Skoda-1203 М. Ее легко узнать по прямоугольным фонарям и отсутствию козырька над лобовым стеклом. Предложение также включало более мощный 1,5-литровый двигатель с 5-ступенчатой КПП, мощностью 57 л. с., созданный путем модификации 1,2-литрового исходника.
Приборную панель и задние фонари микроавтобус унаследовал от модели 1000 МВ. По сравнению с предшественниками, Skoda-1203 в спецкузове «скорая помощь» выглядела гораздо эффективнее и уверенней. Улучшилась не только вместимость, но и комфорт перевозки пациентов. К тому же, появилась возможность сложить пару носилок одновременно. Существовала и версия автомобиль-катафалк. В целом, параметры у «1203-го» оказались следующими:
✅ длина – 4520 мм
✅ ширина – 1800 мм
✅ высота – 1900 мм
✅ колесная база – 2320 мм
✅ грузоподъемность – до 950 кг
✅ вместимость – 8 человек (2+3+3)
Пассажирский вариант поставлялся в стандартном или улучшенном исполнении. Был и 5-местный грузопассажирский кузов для смешанного использования. Но прославила модель именно спецмодификация «скорая помощь». Дело в том, что ей пришлось снятся в нескольких чехословацких фильмах, увековечив память о Skoda-1203.
Автомобиль имел заднюю раздельную крышку багажника и одну боковую дверь с правой стороны. Двери открывались классически – по ходу движения авто. В 70-х он претерпел ряд доработок и изменений. В 1973 году появились утопленные дверные ручки, которые на тот момент были и у легковых автомобилей марки, но основная модернизация пришлась на год позже.
Одноконтурные тормоза получили усилитель, генератор заменили динамо-машиной и появилась новая выхлопная труба. Словом, технических изменений оказалось довольно много, сменилось и внутреннее обозначение типа (с 997 на 776). Позже появились новые черные бампера и пластиковая решетка радиатора. Все – в духе того времени.
Тем, кто мечтал о Skoda-1203, не повезло. Их продавали исключительно государственным или кооперативным предприятиям. Заинтересованное частное лицо должно было ждать сданный в утиль подержанный автомобиль. Но и он стоил очень дорого, больше чем новенькие «Жигули» или заднеприводная «Шкода-130».
Завершение социалистического периода и раздел Чехословакии испытали на прочность многие структуры. В середине 90-х у словацкого предприятия также возникли серьезные финансовые трудности, приведшие к его ликвидации в 1999 году. Правда, история Skoda-1203 чудным образом продолжилась.
Документацию на модель и оборудование выкупил Роман Йироуш, наладивший выпуск автомобилей на базе Ocelot в Жацлерже. Активное производство продолжилось вплоть до 2017 года. Так история модели растянулась почти на полвека! У Skoda-1203 не оказалось прямого преемника, хотя новые модели завода и выходили в кузовах пикап.
Сегодняшний всемирно известный концерн Skoda занимается исключительно производством легковых автомобилей. Даже одноименные трамваи, производимые на других мощностях (как мы уже писали ранее), хотят переименовать, чтобы автомобильный бренд оставался эксклюзивом. Но так было не всегда. Еще пару десятилетий назад покупателям предлагался коммерческий вариант Roomster. И это не было первым опытом в данном направлении. Впервые к транспорту типа фургон чехи обратились еще в середине 50-х.
Потребность в таком автомобиле в 50-х была очень высокой. Фото: youtube.com
Развивающаяся коммерция и торговля требовали небольшого автомобиля для перевозки мелких партий груза. Можно, конечно, просто закупать в Западной Германии легендарный Volkswagen Transporter. Но, во-первых – это враждебная страна. А, во-вторых, ведь есть же собственный автопром, почему бы нет? Тем более, что уже существовала служебная версия Skoda-1201, которую нужно было просто немного доработать.
Выпуск необходимого фургона, задержавшийся на десятилетие
Вот как работает капиталистическая система? Есть спрос – кровь из носу, а постарайся удовлетворить его в максимально сжатые сроки. Потому что: «куй деньги, не отходя от кассы», и никак не иначе. Ну, а при социализме «все вокруг народное, а, значит, ничье». Отсутствие личной заинтересованности порождало крайнюю инертность. К тому же, множество бюрократов, которые, оправдывая свое существование, постоянно требовали кучу проверок, соответствия и т. д.
Именно эта проблема и не позволила чехам начать серийный выпуск требовавшегося как воздух коммерческого автомобиля еще в пятом десятилетии. Работа над проектом легкого грузового автомобиля началась в Врхлаби, где еще в середине 50-х годов Skoda-1200 производилась как фургон, универсал и машина скорой помощи.
Его ждали многие государственные службы. Фото: youtube.com
С самого начала решили, что новый автомобиль получит вагонную конструкцию. При этом от него же ожидалось наличие переднего расположения двигателя, заднего привода и использование компонентов шасси от серии «1200». В начале у местных инженеров имелся проект очень современного дизайна. Так чехословацкая автомобильная промышленность могла конкурировать с западными автопроизводителями или даже обогнать их. Но инертность все свела на нет.
В период с 1956 по 1958 год успели построить пять прототипов. В основном с кузовом микроавтобуса и довольно радикально отличающимся дизайном от более позднего Skoda-1203. А вот серийно коммерческую модель начали выпускать только в 1968 году.
Причиной такого поворота событий стала смена приоритетов. В 1958 году опытно-конструкторские работы приостановили. Это сделали для того, чтобы все силы и ресурсы бросить на разработку Skoda-1000 МВ, которые велись в Млада-Болеславе. А коммерческий сектор страны смирялся, обходясь моделью «1202» – модифицированной версией Skoda-1201.
Наконец, продолжение разработок
К счастью, конструкторские работы приостановили только на время. В 1959 году их возобновили, введя новые данные с уточнением параметров и необходимости модернизации. Еще одно условие: использование двигателя от уже имевшейся модели. Последнее оказалось ошибочным решением: впоследствии самым слабым местом нового фургона стал именно недостаточно мощный двигатель.
В течение 60-х годов появился ряд других прототипов с постепенно развивающимся дизайном, который все больше напоминал будущий серийный автомобиль. Также опробовали разные варианты кузова. В итоге производство необходимой модели началось только 20 ноября 1968 года (через 12 лет после постройки первого прототипа).
Бортовой грузовичок на базе Skoda-1203. Фото: youtube.com
Двумя месяцами ранее (14 сентября) состоялась премьера автомобиля на выставке машиностроения в Брно. Производством модели занимался реконструированный завод в Врхлаби, но с 1967 года эстафету постепенно перехватили мощности в Словакии. В Млада-Болеславе требовался выпуск все большего количества «эмбечек».
Словацкий период истории модели
Skoda-1203 с 1973 года начали производить на заводе Kovosmalt Trnava, который до этого выпускал в основном бытовые электроприборы. Впоследствии компанию переименовали в Trnavske automobilove zavody (TAZ) и она продолжила играть важную роль в истории рассматриваемого автомобиля.
Последний микроавтобус во Врхлаби сошел с конвейера в декабре 1981 года. За это время успели собрать 69727 единиц. Но на этом история автомобиля по прозвищу «двухколесник» не закончилась. Просто начался словацкий период его развития. Такое решение имело и политическую подоплеку: руководство страны хотело показать, что и в Словакии тоже развивается какое-то производство, сохраняя промышленную пропорциональность двухсоставной страны. Со временем появилось несколько его модификаций:
✅ фургон
✅ микроавтобус
✅ с бортовым кузовом
✅ дом на колесах
Последней версии в Трнаве создали 87 штук. Спрос на них показывал, что жители страны склонны к путешествиям и частым выездам на пикник. Конструкция автомобиля продолжала совершенствоваться. В 1985 году поступила модернизированная версия TAZ-Skoda-1203 М. Ее легко узнать по прямоугольным фонарям и отсутствию козырька над лобовым стеклом. Предложение также включало более мощный 1,5-литровый двигатель с 5-ступенчатой КПП, мощностью 57 л. с., созданный путем модификации 1,2-литрового исходника.
Технические показатели и параметры
Приборную панель и задние фонари микроавтобус унаследовал от модели 1000 МВ. По сравнению с предшественниками, Skoda-1203 в спецкузове «скорая помощь» выглядела гораздо эффективнее и уверенней. Улучшилась не только вместимость, но и комфорт перевозки пациентов. К тому же, появилась возможность сложить пару носилок одновременно. Существовала и версия автомобиль-катафалк. В целом, параметры у «1203-го» оказались следующими:
✅ длина – 4520 мм
✅ ширина – 1800 мм
✅ высота – 1900 мм
✅ колесная база – 2320 мм
✅ грузоподъемность – до 950 кг
✅ вместимость – 8 человек (2+3+3)
Пассажирский вариант поставлялся в стандартном или улучшенном исполнении. Был и 5-местный грузопассажирский кузов для смешанного использования. Но прославила модель именно спецмодификация «скорая помощь». Дело в том, что ей пришлось снятся в нескольких чехословацких фильмах, увековечив память о Skoda-1203.
Автомобиль имел заднюю раздельную крышку багажника и одну боковую дверь с правой стороны. Двери открывались классически – по ходу движения авто. В 70-х он претерпел ряд доработок и изменений. В 1973 году появились утопленные дверные ручки, которые на тот момент были и у легковых автомобилей марки, но основная модернизация пришлась на год позже.
Прославившая модель скорая помощь. Фото: youtube.com
Одноконтурные тормоза получили усилитель, генератор заменили динамо-машиной и появилась новая выхлопная труба. Словом, технических изменений оказалось довольно много, сменилось и внутреннее обозначение типа (с 997 на 776). Позже появились новые черные бампера и пластиковая решетка радиатора. Все – в духе того времени.
Тем, кто мечтал о Skoda-1203, не повезло. Их продавали исключительно государственным или кооперативным предприятиям. Заинтересованное частное лицо должно было ждать сданный в утиль подержанный автомобиль. Но и он стоил очень дорого, больше чем новенькие «Жигули» или заднеприводная «Шкода-130».
Завершение производства и эпохи
Завершение социалистического периода и раздел Чехословакии испытали на прочность многие структуры. В середине 90-х у словацкого предприятия также возникли серьезные финансовые трудности, приведшие к его ликвидации в 1999 году. Правда, история Skoda-1203 чудным образом продолжилась.
Сохранившиеся авто напоминают о их широком применении в прошлом. Фото: youtube.com
Документацию на модель и оборудование выкупил Роман Йироуш, наладивший выпуск автомобилей на базе Ocelot в Жацлерже. Активное производство продолжилось вплоть до 2017 года. Так история модели растянулась почти на полвека! У Skoda-1203 не оказалось прямого преемника, хотя новые модели завода и выходили в кузовах пикап.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
SsangYong Rexton официально возвращается в Россию под брендом KGM
Продажи стартуют в ближайшие недели. На все автомобили будет распространяться пятилетняя поддержка....
Первый в истории цивилизации плавучий подводный погружной тоннель: технологии, особенности, цены
Тоннели – привычная часть дорожной инфраструктуры. Сквозное отверстие в скале – пустяк. По морскому дну или под ним – очень сложно. Но тоннель, плавающий в...