
НАМИ-012: паровой грузовик для ГУЛАГа
Многие наверняка слышали об автомобилях, работающих на дровах: с т. н. газогенераторным двигателем. Идея эта не нова и ее постоянно пытались модернизировать. Например, советским специалистам еще в 30-х годах показалась интересной мысль о машине, двигатель которой «питается» углем и движется благодаря силе пара, как паровоз. И такая техника уже существовала, в Англии.
Одну из подобных машин, а именно модель Sentinel S4 – самосвала, работающего на угле и паре, купили. Идея, конечно, любопытная, и заслуживающая внимания.
Тот самый Sentinel S4, который англичане сохранили. Фото: YouTube.com
Но инженеров из СССР как-то пугала мысль, что, во-первых, в авто должен быть кочегар, а во-вторых, расход угля составлял 1500 кг на 100 км!
Изначально заказ сделать машину, работающую не на бензине, а дровах, был получен от ГУЛАГа. Почему? В стране много леса в отделенных северных районах, который нужно было как-то вывозить. А в конце 40-х нефтяные месторождения Советский Союз имел только в Грозном и Баку. Возить оттуда топливо в Сибирь или, например, Архангельск было дорого: требовалась машина с хорошей проходимостью, работающая на дровах, которых там было в избытке.
Испытания: леса в стране хватало всегда. Фото: YouTube.com
Уголь доставлять тоже хлопотно, а на лесозаготовках всегда найдутся отходы производства (сучья, ветки и т. п.), которые можно запустить в дело. Получается, безотходное производство!
Проектированием, изготовлением машины занимались в Московском институте НАМИ. Работами руководил известный в то время инженер – Николай Коротоношко. Это он приспособил шасси гражданского автомобиля под реактивный миномет «Катюша».
Все оборудование разместили сзади. Фото: YouTube.com
За основу взяли серийный грузовик ЯАЗ-200, который сразу же лишили капота. Оборудование решили разместить за водительской трехместной кабиной. В него входили:
✅ котел
✅ бак под воду
✅ трехцилиндровая силовая установка
✅ турбина
✅ конденсатор
✅ отдельный двигатель для первоначального розжига
Общая мощность установки составляла 100 «лошадей». Получилось громоздко, но грузоподъемность все же была немаленькой для того времени – шесть тонн.
Кочегар не требовался. Перед поездкой в специальный бак забрасывались древесные отходы, которые «самотеком» попадали в топку. Дополнительный электродвижок раскручивался и регулировал подачу воздуха. Подготовка к поездке занимала от 20-ти до 40 минут: все зависело от степени влажности дров – чем она меньше, тем лучше.
В кабине в основном те же органы управления. Фото: YouTube.com
К управлению машиной тоже нужно было приспосабливаться. Руль, тормоза, сцепление есть, а коробки нет. Вместо нее – частичное использование мощности через отсечки. Первая «передача» – 25 %, вторая – 40 %, третья – 70 %. Предусмотрели и «реверс», как у паровоза.
Расход дров – 4-5 кг на километр (не хватит, можно на обочине насобирать!), воды – 1-1,5 л. Мощность, конечно, не ахти, но крутящий момент – 2300 Н*м! Поэтому даже груженая машина спокойно трогалась с места. Максимальная скорость не превышала 45 км/ч, зато динамика разгона была выше, чем у ЯАЗ-200. По производительности и эффективности (КПД – свыше 70 %) НАМИ-012 превосходил (это, не считая стоимости доставки топлива) бензиновые машины на 10 %, а газогенераторные на 100 %! Правда, выяснился минус – порожний грузовик плохо шел по бездорожью из-за перегруженной передней и недогруженной задней оси. Но инженеры уже разрабатывали полноприводной вариант – НАМИ-018.
Вариант с кузовом. Фото: YouTube.com
Почему машина не пошла в серию, неясно: в начале 50-х в стране все работы по созданию паровых грузовиков стали сворачивать. Может, изготовление подобных машин посчитали шагом назад в плане прогресса. Выпустили всего три экземпляра, судьба которых неизвестна. Жаль: это были первые в мире, а скорее всего и единственные паромобили, работающие не на угле, а дровах…
Одну из подобных машин, а именно модель Sentinel S4 – самосвала, работающего на угле и паре, купили. Идея, конечно, любопытная, и заслуживающая внимания.

Но инженеров из СССР как-то пугала мысль, что, во-первых, в авто должен быть кочегар, а во-вторых, расход угля составлял 1500 кг на 100 км!
Лесосеки и ГУЛАГ
Изначально заказ сделать машину, работающую не на бензине, а дровах, был получен от ГУЛАГа. Почему? В стране много леса в отделенных северных районах, который нужно было как-то вывозить. А в конце 40-х нефтяные месторождения Советский Союз имел только в Грозном и Баку. Возить оттуда топливо в Сибирь или, например, Архангельск было дорого: требовалась машина с хорошей проходимостью, работающая на дровах, которых там было в избытке.

Уголь доставлять тоже хлопотно, а на лесозаготовках всегда найдутся отходы производства (сучья, ветки и т. п.), которые можно запустить в дело. Получается, безотходное производство!
Как строили паровой грузовик
Проектированием, изготовлением машины занимались в Московском институте НАМИ. Работами руководил известный в то время инженер – Николай Коротоношко. Это он приспособил шасси гражданского автомобиля под реактивный миномет «Катюша».

За основу взяли серийный грузовик ЯАЗ-200, который сразу же лишили капота. Оборудование решили разместить за водительской трехместной кабиной. В него входили:
✅ котел
✅ бак под воду
✅ трехцилиндровая силовая установка
✅ турбина
✅ конденсатор
✅ отдельный двигатель для первоначального розжига
Общая мощность установки составляла 100 «лошадей». Получилось громоздко, но грузоподъемность все же была немаленькой для того времени – шесть тонн.
Как все это работало
Кочегар не требовался. Перед поездкой в специальный бак забрасывались древесные отходы, которые «самотеком» попадали в топку. Дополнительный электродвижок раскручивался и регулировал подачу воздуха. Подготовка к поездке занимала от 20-ти до 40 минут: все зависело от степени влажности дров – чем она меньше, тем лучше.

К управлению машиной тоже нужно было приспосабливаться. Руль, тормоза, сцепление есть, а коробки нет. Вместо нее – частичное использование мощности через отсечки. Первая «передача» – 25 %, вторая – 40 %, третья – 70 %. Предусмотрели и «реверс», как у паровоза.
Эксплуатационные особенности
Расход дров – 4-5 кг на километр (не хватит, можно на обочине насобирать!), воды – 1-1,5 л. Мощность, конечно, не ахти, но крутящий момент – 2300 Н*м! Поэтому даже груженая машина спокойно трогалась с места. Максимальная скорость не превышала 45 км/ч, зато динамика разгона была выше, чем у ЯАЗ-200. По производительности и эффективности (КПД – свыше 70 %) НАМИ-012 превосходил (это, не считая стоимости доставки топлива) бензиновые машины на 10 %, а газогенераторные на 100 %! Правда, выяснился минус – порожний грузовик плохо шел по бездорожью из-за перегруженной передней и недогруженной задней оси. Но инженеры уже разрабатывали полноприводной вариант – НАМИ-018.

Почему машина не пошла в серию, неясно: в начале 50-х в стране все работы по созданию паровых грузовиков стали сворачивать. Может, изготовление подобных машин посчитали шагом назад в плане прогресса. Выпустили всего три экземпляра, судьба которых неизвестна. Жаль: это были первые в мире, а скорее всего и единственные паромобили, работающие не на угле, а дровах…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...