«Верховина» – от «коня педального» до скремблера
Иметь свой собственный мопед – предел мечтаний не только молодежи Советского Союза, но и людей более старшего возраста. Легкая машина позволяла быстро передвигаться и решать свои дела вне зависимости от работы общественного транспорта. А в деревне на мопеде ездили в райцентр, больницу, на охоту и рыбалку, за грибами и ягодами. В мире этот вид транспорта уже набрал популярность и в СССР тоже решили приступить к выпуску мопедов.
Это ответственное дело поручили Львовскому мотозаводу, который справился с заданием и представил первые модели к 1958-му году. Это были сначала велосипеды «с моторчиком», однако затем продукция становилась мощнее. Производству «Верховины» предшествовали модели В-902, В-905, «Львовянка», МВ-042 и другие, но их время ушло.
Машину начали производить в 1970-м году. Модель МП-048 уже совсем не походила на мотовелосипеды, с которыми ее роднили разве что педали: их нужно было хорошенько раскрутить для запуска двигателя.
Масса «Верховины-3» составляла всего 51 кг, а высота – 1,2 м, что позволяло с ней справиться любому подростку. Технические параметры машины:
✅ двигатель (г. Ковров) – 2-тактный Ш-51К, объем 49,8 куб. см мощностью 1,6 л. с.
✅ трансмиссия – две передачи
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего (смесь масла с бензином) – менее 2 л на «сотню»
✅ электрооборудование – шестивольтовое
От предыдущих моделей машина отличалась более прочной трубчатой рамой, усовершенствованными вилками, тормозными колодками с защитными упорами, более современным дизайном. Мопед стал более комфортным, посадка – удобней.
Считается довольно редкой моделью (ЛМЗ МП-048Т), хотя от «тройки» у нее не так много отличий. Это было высокой ветровой стекло, да пара сумок по бокам багажника.
Производили машину только в 1971-м году. По неизвестным причинам выпуск прекратили, ограничившись несколькими сотнями машин. Продавались они по цене 192 руб.
Ее многие знают по известному кинофильму «Приключения Электроника». Один из героев ленты как раз раскатывает по городу на этой модели. Хотя некоторые эксперты утверждают, что показанная машина является «сборной солянкой» из «Верховины-3» и «Веховина-4». Внешне она не слишком сильно отличалась от своей предшественницы, да и запуск движка производился все тем же способом: раскруткой педалями. Из экстерьера наибольшим изменениям подвергли бак и седло, под которым уютно разместился «бардачок».
В техническом плане из новшеств у модели с заводским индексом ЛМЗ-2-152 стоит выделить новый двигатель Ш-52 (позже Ш-57), выдававший уже 2,2 л. с., увеличенную до 52 кг массу. Но скорость осталась прежней – до 50 км/ч. Хотя «отчаянные рокеры» разгонялись на нем и до 60 км/ч: правда это было чревато перегревом двигателя. Модель производилась с 1973-го года.
Машина получила заметные изменения во внешнем виде: бак установили горизонтальный, багажник стал другим, переднюю вилку модернизировали.
Иных новшеств не было: силовой агрегат – такой же, что и у предыдущей машины – Ш-57. Выпуск модели ЛМЗ-2.153 стартовал в 1974-м году.
А вот эту машину уже можно было назвать по-своему «революционной»: в ней наконец-то избавились от велосипедных педалей. Теперь это был уже не мопед, а мокик, т. к. заводился кик-стартером. Правда, новое иностранное слово было незнакомо советским «рокерам», и они пользовались старым. По внешнему виду «Верховина-6» (ЛМЗ-2.158) стала изящнее и напоминала мотоцикл. При весе в 57,5 кг машина имела длину 1,77, ширину 0,72 и высоту 1,2 м.
Мокик стал удобнее благодаря более приподнятому рулю и удлиненному сиденью. Багажник рассчитан на 15 кг, а общая масса перевозимого груза не должна была превышать 100 кг. Поэтому пара подростков небольшой комплекции на машине умещалась запросто. Технические данные:
✅ двигатель – Ш-58 (сначала Ш-57) в 2,2 л. с.
✅ трансмиссия – двухступенчатая
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего – до 2-л на «сотню»
Более поздняя модель ЛМЗ-2.158-1 комплектовалась силовым агрегатом S-58, который производил завод в г. Шауляй. Были даже различные «комплектации» мокика:
✅ «базовая версия» с крашенными крыльями, колесными ободами стоила 220 руб.
✅ с хромированными крыльями – 223 руб.
✅ с хромированными крыльями и ободами – 226 руб.
Машина пользовалась огромной популярностью, но выпускалась всего три года: все с нетерпением ждали новых моделей от мотозавода. И в 1980-м году он ее представил.
Машина с заводским индексом ЛМЗ-2.159 выпускалась с 1980-го года до 82-го. Здесь тоже была совершена маленькая техническая «революция»: новый мотор S-62 стали комплектовать CDI – электронной системой зажигания на тиристорах. Такую же ставили на мотоциклы «Минск» и «Восход», но только позже. Надо сказать, что это был серьезный прогресс: в то время далеко не все мокики, выпускаемые в Японии и Италии, имели подобную систему. Предыдущая, механическая требовала постоянного внимания: то контактные винты отвернуться, то гайка, которой крепился маховик (могло и срезать его шпонку).
Снаружи машина тоже получила изменения: спидометр «вытащили» из фары, добавили контрольную лампу дальнего света (как на «Рига-22»), иной стала задняя оптика. Генератор установили более мощный. Благодаря электронному зажиганию, машина стала потреблять чуть меньше топлива, чем ее предшественники. А вот скорость снизилась до 40 км/ч, т. к. двигатель развивал мощность в две «лошадки». «Верховина-7» тоже имела несколько «комплектаций» и продавалась по цене от 250-ти до 256-ти руб. Машину выпускали параллельно с предшественницей.
Это модель производили сначала на базе «шестерки», потом – «семерки». История появления машины довольно интересна: даже в то время осуществлялись, как сейчас сказали бы, маркетинговые исследования. Специалисты завода проводили поросы покупателей, стараясь выяснить, что им нужно в очередной, новой модели машины. Ситуация оказалась неожиданной. Если в 60-е годы подобным видом транспорта в основном пользовались мужчины для поездок по делам и, в меньше мере подростки, то к 80-м картина изменилась. Мокиком стали пользоваться в основном пенсионеры для поездок на дачу или в лес по грибы, на рыбалку, а доля тинейджеров значительно выросла. И если первым внешний вид машины был «по барабану», то вторые старались сделать свой «байк» «круче». Это выражалось в самодельном «тюниге». Вот на такую группу покупателей и была ориентирована модель.
Машина получила задратый кверху глушитель с экраном, приподнятое переднее крыло, перемычку на руль. Багажник убрали вообще, а на топливном баке разместили «навигатор» – плоскую сумку-планшет, внутри которой лежала карта местности.
Но в техническом плане все осталось по-прежнему: те же 2,2 л. с. и «максималка» до 50 км/ч. И все же, машина получилась стильной. Первые 500 экземпляров поступили в продажу в 1978-м году: вся партия была раскуплена моментально. Народ получил, по сути первый скремблер, произведенный в СССР.
Изначально «Верховина-Спорт» продавалась за 228 руб. Эта модификация стала последней: с 1981-го завод приступил к выпуску модели «Карпаты».
Это ответственное дело поручили Львовскому мотозаводу, который справился с заданием и представил первые модели к 1958-му году. Это были сначала велосипеды «с моторчиком», однако затем продукция становилась мощнее. Производству «Верховины» предшествовали модели В-902, В-905, «Львовянка», МВ-042 и другие, но их время ушло.
«Верховина-3»
Машину начали производить в 1970-м году. Модель МП-048 уже совсем не походила на мотовелосипеды, с которыми ее роднили разве что педали: их нужно было хорошенько раскрутить для запуска двигателя.
«Верховина-3»: на мопедах ездили и взрослые и дети. Фото: YouTube.com
Масса «Верховины-3» составляла всего 51 кг, а высота – 1,2 м, что позволяло с ней справиться любому подростку. Технические параметры машины:
✅ двигатель (г. Ковров) – 2-тактный Ш-51К, объем 49,8 куб. см мощностью 1,6 л. с.
✅ трансмиссия – две передачи
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего (смесь масла с бензином) – менее 2 л на «сотню»
✅ электрооборудование – шестивольтовое
От предыдущих моделей машина отличалась более прочной трубчатой рамой, усовершенствованными вилками, тормозными колодками с защитными упорами, более современным дизайном. Мопед стал более комфортным, посадка – удобней.
«Верховина-Турист»
Считается довольно редкой моделью (ЛМЗ МП-048Т), хотя от «тройки» у нее не так много отличий. Это было высокой ветровой стекло, да пара сумок по бокам багажника.
Первый советский «туринг». Фото: YouTube.com
Производили машину только в 1971-м году. По неизвестным причинам выпуск прекратили, ограничившись несколькими сотнями машин. Продавались они по цене 192 руб.
«Верховина-4»
Ее многие знают по известному кинофильму «Приключения Электроника». Один из героев ленты как раз раскатывает по городу на этой модели. Хотя некоторые эксперты утверждают, что показанная машина является «сборной солянкой» из «Верховины-3» и «Веховина-4». Внешне она не слишком сильно отличалась от своей предшественницы, да и запуск движка производился все тем же способом: раскруткой педалями. Из экстерьера наибольшим изменениям подвергли бак и седло, под которым уютно разместился «бардачок».
На «Верховина-4» посадка стала удобнее. Фото: YouTube.com
В техническом плане из новшеств у модели с заводским индексом ЛМЗ-2-152 стоит выделить новый двигатель Ш-52 (позже Ш-57), выдававший уже 2,2 л. с., увеличенную до 52 кг массу. Но скорость осталась прежней – до 50 км/ч. Хотя «отчаянные рокеры» разгонялись на нем и до 60 км/ч: правда это было чревато перегревом двигателя. Модель производилась с 1973-го года.
«Верховина-5»
Машина получила заметные изменения во внешнем виде: бак установили горизонтальный, багажник стал другим, переднюю вилку модернизировали.
«Пятерка» почти не отличалась от предшественницы, но стоила дороже. Фото: YouTube.com
Иных новшеств не было: силовой агрегат – такой же, что и у предыдущей машины – Ш-57. Выпуск модели ЛМЗ-2.153 стартовал в 1974-м году.
«Верховина-6»
А вот эту машину уже можно было назвать по-своему «революционной»: в ней наконец-то избавились от велосипедных педалей. Теперь это был уже не мопед, а мокик, т. к. заводился кик-стартером. Правда, новое иностранное слово было незнакомо советским «рокерам», и они пользовались старым. По внешнему виду «Верховина-6» (ЛМЗ-2.158) стала изящнее и напоминала мотоцикл. При весе в 57,5 кг машина имела длину 1,77, ширину 0,72 и высоту 1,2 м.
«Верховина-6» заводилась с кик-стартера, как мотоцикл. Фото: YouTube.com
Мокик стал удобнее благодаря более приподнятому рулю и удлиненному сиденью. Багажник рассчитан на 15 кг, а общая масса перевозимого груза не должна была превышать 100 кг. Поэтому пара подростков небольшой комплекции на машине умещалась запросто. Технические данные:
✅ двигатель – Ш-58 (сначала Ш-57) в 2,2 л. с.
✅ трансмиссия – двухступенчатая
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего – до 2-л на «сотню»
Более поздняя модель ЛМЗ-2.158-1 комплектовалась силовым агрегатом S-58, который производил завод в г. Шауляй. Были даже различные «комплектации» мокика:
✅ «базовая версия» с крашенными крыльями, колесными ободами стоила 220 руб.
✅ с хромированными крыльями – 223 руб.
✅ с хромированными крыльями и ободами – 226 руб.
Машина пользовалась огромной популярностью, но выпускалась всего три года: все с нетерпением ждали новых моделей от мотозавода. И в 1980-м году он ее представил.
«Верховина-7»
Машина с заводским индексом ЛМЗ-2.159 выпускалась с 1980-го года до 82-го. Здесь тоже была совершена маленькая техническая «революция»: новый мотор S-62 стали комплектовать CDI – электронной системой зажигания на тиристорах. Такую же ставили на мотоциклы «Минск» и «Восход», но только позже. Надо сказать, что это был серьезный прогресс: в то время далеко не все мокики, выпускаемые в Японии и Италии, имели подобную систему. Предыдущая, механическая требовала постоянного внимания: то контактные винты отвернуться, то гайка, которой крепился маховик (могло и срезать его шпонку).
«Верховина-7» получила электронное зажигание и отдельный спидометр. Фото: YouTube.com
Снаружи машина тоже получила изменения: спидометр «вытащили» из фары, добавили контрольную лампу дальнего света (как на «Рига-22»), иной стала задняя оптика. Генератор установили более мощный. Благодаря электронному зажиганию, машина стала потреблять чуть меньше топлива, чем ее предшественники. А вот скорость снизилась до 40 км/ч, т. к. двигатель развивал мощность в две «лошадки». «Верховина-7» тоже имела несколько «комплектаций» и продавалась по цене от 250-ти до 256-ти руб. Машину выпускали параллельно с предшественницей.
«Верховина-Спорт»
Это модель производили сначала на базе «шестерки», потом – «семерки». История появления машины довольно интересна: даже в то время осуществлялись, как сейчас сказали бы, маркетинговые исследования. Специалисты завода проводили поросы покупателей, стараясь выяснить, что им нужно в очередной, новой модели машины. Ситуация оказалась неожиданной. Если в 60-е годы подобным видом транспорта в основном пользовались мужчины для поездок по делам и, в меньше мере подростки, то к 80-м картина изменилась. Мокиком стали пользоваться в основном пенсионеры для поездок на дачу или в лес по грибы, на рыбалку, а доля тинейджеров значительно выросла. И если первым внешний вид машины был «по барабану», то вторые старались сделать свой «байк» «круче». Это выражалось в самодельном «тюниге». Вот на такую группу покупателей и была ориентирована модель.
Главное – хромированная труба! Фото: YouTube.com
Машина получила задратый кверху глушитель с экраном, приподнятое переднее крыло, перемычку на руль. Багажник убрали вообще, а на топливном баке разместили «навигатор» – плоскую сумку-планшет, внутри которой лежала карта местности.
Мобильник в эту сумочку тоже уместился бы. Фото: YouTube.com
Но в техническом плане все осталось по-прежнему: те же 2,2 л. с. и «максималка» до 50 км/ч. И все же, машина получилась стильной. Первые 500 экземпляров поступили в продажу в 1978-м году: вся партия была раскуплена моментально. Народ получил, по сути первый скремблер, произведенный в СССР.
Скремблером называют небольшой дорожный мотоцикл с боковой выхлопной трубой, «умеющий» немного ездить по грунтовке благодаря шинам с грубым протектором.
Изначально «Верховина-Спорт» продавалась за 228 руб. Эта модификация стала последней: с 1981-го завод приступил к выпуску модели «Карпаты».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Масштабное расширение трассы М-5 «Урал» набирает обороты
План работ «расписан» на три года. В него входит строительство обхода Сима, эстакад, транспортных развязок и моста....
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Группа ГАЗ передала права на бренд «Волга» новому владельцу
Планируется скорый выпуск как минимум трех новых моделей. В их числе кроссоверы и седан....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
«Патриот» с новым двигателем отправили на испытания – скоро серийный выпуск
Речь идет о дизельной силовой установке. Чем еще сможет похвастаться обновленный внедорожник – смотрите в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Выпущена первая полностью отечественная коробка-автомат
АКПП системы PowerShift производит Ростсельмаш: агрегат устанавливается на трактора мощностью 440-620 л. с. Коробка имеет технические отличия от импортных...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Обломки ракет Илона Маска заставляют авиаперевозчика терпеть убытки
Падающие несгоревшие части ракет SpaceX оказываются на пути самолетов австралийского авиаперевозчика: космическая компания слишком поздно уведомляет о падении...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...