«Верховина» – от «коня педального» до скремблера
Иметь свой собственный мопед – предел мечтаний не только молодежи Советского Союза, но и людей более старшего возраста. Легкая машина позволяла быстро передвигаться и решать свои дела вне зависимости от работы общественного транспорта. А в деревне на мопеде ездили в райцентр, больницу, на охоту и рыбалку, за грибами и ягодами. В мире этот вид транспорта уже набрал популярность и в СССР тоже решили приступить к выпуску мопедов.
Это ответственное дело поручили Львовскому мотозаводу, который справился с заданием и представил первые модели к 1958-му году. Это были сначала велосипеды «с моторчиком», однако затем продукция становилась мощнее. Производству «Верховины» предшествовали модели В-902, В-905, «Львовянка», МВ-042 и другие, но их время ушло.
Машину начали производить в 1970-м году. Модель МП-048 уже совсем не походила на мотовелосипеды, с которыми ее роднили разве что педали: их нужно было хорошенько раскрутить для запуска двигателя.
Масса «Верховины-3» составляла всего 51 кг, а высота – 1,2 м, что позволяло с ней справиться любому подростку. Технические параметры машины:
✅ двигатель (г. Ковров) – 2-тактный Ш-51К, объем 49,8 куб. см мощностью 1,6 л. с.
✅ трансмиссия – две передачи
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего (смесь масла с бензином) – менее 2 л на «сотню»
✅ электрооборудование – шестивольтовое
От предыдущих моделей машина отличалась более прочной трубчатой рамой, усовершенствованными вилками, тормозными колодками с защитными упорами, более современным дизайном. Мопед стал более комфортным, посадка – удобней.
Считается довольно редкой моделью (ЛМЗ МП-048Т), хотя от «тройки» у нее не так много отличий. Это было высокой ветровой стекло, да пара сумок по бокам багажника.
Производили машину только в 1971-м году. По неизвестным причинам выпуск прекратили, ограничившись несколькими сотнями машин. Продавались они по цене 192 руб.
Ее многие знают по известному кинофильму «Приключения Электроника». Один из героев ленты как раз раскатывает по городу на этой модели. Хотя некоторые эксперты утверждают, что показанная машина является «сборной солянкой» из «Верховины-3» и «Веховина-4». Внешне она не слишком сильно отличалась от своей предшественницы, да и запуск движка производился все тем же способом: раскруткой педалями. Из экстерьера наибольшим изменениям подвергли бак и седло, под которым уютно разместился «бардачок».
В техническом плане из новшеств у модели с заводским индексом ЛМЗ-2-152 стоит выделить новый двигатель Ш-52 (позже Ш-57), выдававший уже 2,2 л. с., увеличенную до 52 кг массу. Но скорость осталась прежней – до 50 км/ч. Хотя «отчаянные рокеры» разгонялись на нем и до 60 км/ч: правда это было чревато перегревом двигателя. Модель производилась с 1973-го года.
Машина получила заметные изменения во внешнем виде: бак установили горизонтальный, багажник стал другим, переднюю вилку модернизировали.
Иных новшеств не было: силовой агрегат – такой же, что и у предыдущей машины – Ш-57. Выпуск модели ЛМЗ-2.153 стартовал в 1974-м году.
А вот эту машину уже можно было назвать по-своему «революционной»: в ней наконец-то избавились от велосипедных педалей. Теперь это был уже не мопед, а мокик, т. к. заводился кик-стартером. Правда, новое иностранное слово было незнакомо советским «рокерам», и они пользовались старым. По внешнему виду «Верховина-6» (ЛМЗ-2.158) стала изящнее и напоминала мотоцикл. При весе в 57,5 кг машина имела длину 1,77, ширину 0,72 и высоту 1,2 м.
Мокик стал удобнее благодаря более приподнятому рулю и удлиненному сиденью. Багажник рассчитан на 15 кг, а общая масса перевозимого груза не должна была превышать 100 кг. Поэтому пара подростков небольшой комплекции на машине умещалась запросто. Технические данные:
✅ двигатель – Ш-58 (сначала Ш-57) в 2,2 л. с.
✅ трансмиссия – двухступенчатая
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего – до 2-л на «сотню»
Более поздняя модель ЛМЗ-2.158-1 комплектовалась силовым агрегатом S-58, который производил завод в г. Шауляй. Были даже различные «комплектации» мокика:
✅ «базовая версия» с крашенными крыльями, колесными ободами стоила 220 руб.
✅ с хромированными крыльями – 223 руб.
✅ с хромированными крыльями и ободами – 226 руб.
Машина пользовалась огромной популярностью, но выпускалась всего три года: все с нетерпением ждали новых моделей от мотозавода. И в 1980-м году он ее представил.
Машина с заводским индексом ЛМЗ-2.159 выпускалась с 1980-го года до 82-го. Здесь тоже была совершена маленькая техническая «революция»: новый мотор S-62 стали комплектовать CDI – электронной системой зажигания на тиристорах. Такую же ставили на мотоциклы «Минск» и «Восход», но только позже. Надо сказать, что это был серьезный прогресс: в то время далеко не все мокики, выпускаемые в Японии и Италии, имели подобную систему. Предыдущая, механическая требовала постоянного внимания: то контактные винты отвернуться, то гайка, которой крепился маховик (могло и срезать его шпонку).
Снаружи машина тоже получила изменения: спидометр «вытащили» из фары, добавили контрольную лампу дальнего света (как на «Рига-22»), иной стала задняя оптика. Генератор установили более мощный. Благодаря электронному зажиганию, машина стала потреблять чуть меньше топлива, чем ее предшественники. А вот скорость снизилась до 40 км/ч, т. к. двигатель развивал мощность в две «лошадки». «Верховина-7» тоже имела несколько «комплектаций» и продавалась по цене от 250-ти до 256-ти руб. Машину выпускали параллельно с предшественницей.
Это модель производили сначала на базе «шестерки», потом – «семерки». История появления машины довольно интересна: даже в то время осуществлялись, как сейчас сказали бы, маркетинговые исследования. Специалисты завода проводили поросы покупателей, стараясь выяснить, что им нужно в очередной, новой модели машины. Ситуация оказалась неожиданной. Если в 60-е годы подобным видом транспорта в основном пользовались мужчины для поездок по делам и, в меньше мере подростки, то к 80-м картина изменилась. Мокиком стали пользоваться в основном пенсионеры для поездок на дачу или в лес по грибы, на рыбалку, а доля тинейджеров значительно выросла. И если первым внешний вид машины был «по барабану», то вторые старались сделать свой «байк» «круче». Это выражалось в самодельном «тюниге». Вот на такую группу покупателей и была ориентирована модель.
Машина получила задратый кверху глушитель с экраном, приподнятое переднее крыло, перемычку на руль. Багажник убрали вообще, а на топливном баке разместили «навигатор» – плоскую сумку-планшет, внутри которой лежала карта местности.
Но в техническом плане все осталось по-прежнему: те же 2,2 л. с. и «максималка» до 50 км/ч. И все же, машина получилась стильной. Первые 500 экземпляров поступили в продажу в 1978-м году: вся партия была раскуплена моментально. Народ получил, по сути первый скремблер, произведенный в СССР.
Изначально «Верховина-Спорт» продавалась за 228 руб. Эта модификация стала последней: с 1981-го завод приступил к выпуску модели «Карпаты».
Это ответственное дело поручили Львовскому мотозаводу, который справился с заданием и представил первые модели к 1958-му году. Это были сначала велосипеды «с моторчиком», однако затем продукция становилась мощнее. Производству «Верховины» предшествовали модели В-902, В-905, «Львовянка», МВ-042 и другие, но их время ушло.
«Верховина-3»
Машину начали производить в 1970-м году. Модель МП-048 уже совсем не походила на мотовелосипеды, с которыми ее роднили разве что педали: их нужно было хорошенько раскрутить для запуска двигателя.
«Верховина-3»: на мопедах ездили и взрослые и дети. Фото: YouTube.com
Масса «Верховины-3» составляла всего 51 кг, а высота – 1,2 м, что позволяло с ней справиться любому подростку. Технические параметры машины:
✅ двигатель (г. Ковров) – 2-тактный Ш-51К, объем 49,8 куб. см мощностью 1,6 л. с.
✅ трансмиссия – две передачи
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего (смесь масла с бензином) – менее 2 л на «сотню»
✅ электрооборудование – шестивольтовое
От предыдущих моделей машина отличалась более прочной трубчатой рамой, усовершенствованными вилками, тормозными колодками с защитными упорами, более современным дизайном. Мопед стал более комфортным, посадка – удобней.
«Верховина-Турист»
Считается довольно редкой моделью (ЛМЗ МП-048Т), хотя от «тройки» у нее не так много отличий. Это было высокой ветровой стекло, да пара сумок по бокам багажника.
Первый советский «туринг». Фото: YouTube.com
Производили машину только в 1971-м году. По неизвестным причинам выпуск прекратили, ограничившись несколькими сотнями машин. Продавались они по цене 192 руб.
«Верховина-4»
Ее многие знают по известному кинофильму «Приключения Электроника». Один из героев ленты как раз раскатывает по городу на этой модели. Хотя некоторые эксперты утверждают, что показанная машина является «сборной солянкой» из «Верховины-3» и «Веховина-4». Внешне она не слишком сильно отличалась от своей предшественницы, да и запуск движка производился все тем же способом: раскруткой педалями. Из экстерьера наибольшим изменениям подвергли бак и седло, под которым уютно разместился «бардачок».
На «Верховина-4» посадка стала удобнее. Фото: YouTube.com
В техническом плане из новшеств у модели с заводским индексом ЛМЗ-2-152 стоит выделить новый двигатель Ш-52 (позже Ш-57), выдававший уже 2,2 л. с., увеличенную до 52 кг массу. Но скорость осталась прежней – до 50 км/ч. Хотя «отчаянные рокеры» разгонялись на нем и до 60 км/ч: правда это было чревато перегревом двигателя. Модель производилась с 1973-го года.
«Верховина-5»
Машина получила заметные изменения во внешнем виде: бак установили горизонтальный, багажник стал другим, переднюю вилку модернизировали.
«Пятерка» почти не отличалась от предшественницы, но стоила дороже. Фото: YouTube.com
Иных новшеств не было: силовой агрегат – такой же, что и у предыдущей машины – Ш-57. Выпуск модели ЛМЗ-2.153 стартовал в 1974-м году.
«Верховина-6»
А вот эту машину уже можно было назвать по-своему «революционной»: в ней наконец-то избавились от велосипедных педалей. Теперь это был уже не мопед, а мокик, т. к. заводился кик-стартером. Правда, новое иностранное слово было незнакомо советским «рокерам», и они пользовались старым. По внешнему виду «Верховина-6» (ЛМЗ-2.158) стала изящнее и напоминала мотоцикл. При весе в 57,5 кг машина имела длину 1,77, ширину 0,72 и высоту 1,2 м.
«Верховина-6» заводилась с кик-стартера, как мотоцикл. Фото: YouTube.com
Мокик стал удобнее благодаря более приподнятому рулю и удлиненному сиденью. Багажник рассчитан на 15 кг, а общая масса перевозимого груза не должна была превышать 100 кг. Поэтому пара подростков небольшой комплекции на машине умещалась запросто. Технические данные:
✅ двигатель – Ш-58 (сначала Ш-57) в 2,2 л. с.
✅ трансмиссия – двухступенчатая
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего – до 2-л на «сотню»
Более поздняя модель ЛМЗ-2.158-1 комплектовалась силовым агрегатом S-58, который производил завод в г. Шауляй. Были даже различные «комплектации» мокика:
✅ «базовая версия» с крашенными крыльями, колесными ободами стоила 220 руб.
✅ с хромированными крыльями – 223 руб.
✅ с хромированными крыльями и ободами – 226 руб.
Машина пользовалась огромной популярностью, но выпускалась всего три года: все с нетерпением ждали новых моделей от мотозавода. И в 1980-м году он ее представил.
«Верховина-7»
Машина с заводским индексом ЛМЗ-2.159 выпускалась с 1980-го года до 82-го. Здесь тоже была совершена маленькая техническая «революция»: новый мотор S-62 стали комплектовать CDI – электронной системой зажигания на тиристорах. Такую же ставили на мотоциклы «Минск» и «Восход», но только позже. Надо сказать, что это был серьезный прогресс: в то время далеко не все мокики, выпускаемые в Японии и Италии, имели подобную систему. Предыдущая, механическая требовала постоянного внимания: то контактные винты отвернуться, то гайка, которой крепился маховик (могло и срезать его шпонку).
«Верховина-7» получила электронное зажигание и отдельный спидометр. Фото: YouTube.com
Снаружи машина тоже получила изменения: спидометр «вытащили» из фары, добавили контрольную лампу дальнего света (как на «Рига-22»), иной стала задняя оптика. Генератор установили более мощный. Благодаря электронному зажиганию, машина стала потреблять чуть меньше топлива, чем ее предшественники. А вот скорость снизилась до 40 км/ч, т. к. двигатель развивал мощность в две «лошадки». «Верховина-7» тоже имела несколько «комплектаций» и продавалась по цене от 250-ти до 256-ти руб. Машину выпускали параллельно с предшественницей.
«Верховина-Спорт»
Это модель производили сначала на базе «шестерки», потом – «семерки». История появления машины довольно интересна: даже в то время осуществлялись, как сейчас сказали бы, маркетинговые исследования. Специалисты завода проводили поросы покупателей, стараясь выяснить, что им нужно в очередной, новой модели машины. Ситуация оказалась неожиданной. Если в 60-е годы подобным видом транспорта в основном пользовались мужчины для поездок по делам и, в меньше мере подростки, то к 80-м картина изменилась. Мокиком стали пользоваться в основном пенсионеры для поездок на дачу или в лес по грибы, на рыбалку, а доля тинейджеров значительно выросла. И если первым внешний вид машины был «по барабану», то вторые старались сделать свой «байк» «круче». Это выражалось в самодельном «тюниге». Вот на такую группу покупателей и была ориентирована модель.
Главное – хромированная труба! Фото: YouTube.com
Машина получила задратый кверху глушитель с экраном, приподнятое переднее крыло, перемычку на руль. Багажник убрали вообще, а на топливном баке разместили «навигатор» – плоскую сумку-планшет, внутри которой лежала карта местности.
Мобильник в эту сумочку тоже уместился бы. Фото: YouTube.com
Но в техническом плане все осталось по-прежнему: те же 2,2 л. с. и «максималка» до 50 км/ч. И все же, машина получилась стильной. Первые 500 экземпляров поступили в продажу в 1978-м году: вся партия была раскуплена моментально. Народ получил, по сути первый скремблер, произведенный в СССР.
Скремблером называют небольшой дорожный мотоцикл с боковой выхлопной трубой, «умеющий» немного ездить по грунтовке благодаря шинам с грубым протектором.
Изначально «Верховина-Спорт» продавалась за 228 руб. Эта модификация стала последней: с 1981-го завод приступил к выпуску модели «Карпаты».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....