
МАЗ-529 – тягач с одной осью и двумя колесами: зачем?
Необходимость в разработке самоходного скрепера возникла еще в начале 50-х годов. Выпущенная опытная машина МАЗ-528 выявила ряд недостатков, которые были учтены при производстве следующей модели – МАЗ-529. Это одноосный тягач, предназначенный для работы вместе со скрепером Д-357.
Главным конструктором являлся В. Чвялев, до этого специализировавшийся на создании ракетовозов. Но по распоряжению свыше ему пришлось заняться разработкой техники, как тогда говорили, «двойного назначения».
В 1956-м году был представлен модернизированный вариант МАЗ-529. Новая машина получила дизельный силовой агрегат ЯАЗ-204А мощностью 120 «лошадей». Точно такой же устанавливался на серийный грузовик МАЗ-200 (так решалась задача унификации).
Спецтехника готова к работе. Фото: YouTube.com
Движок разместили на передке рамы и немного сместили вправо для обустройства водительского места. В трансмиссию входило двухдисковое сцепление сухого типа плюс четырехскоростная КПП (с ней в «комплекте» шел 2-ступенчатый демультипликатор) и редукторы по бортам, в колесных ступицах. Амортизации никакой не было: подразумевалось, что комфорт в кабине для водителя обеспечивает пара колес пониженного давления на 28”. Сама «кабина на колесах» весила 8,5 т, но общая масса «автопоезда» составляла уже 34,3 т. Максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч, нагрузка на сцепку – 8 т.
Одноосный тягач мог ехать и самостоятельно! Фото: YouTube.com
Способ соединения тягача со скрепером довольно простой: шкворень, который заодно обеспечивал поворот машины в обе стороны (в горизонтальной плоскости на 90 и каждую сторону 20 градусов). Разгрузка осуществлялась принудительно, при объеме ковша в 9 (если с «шапкой, то все 11) кубометров. Минский автозавод, по самую «макушку» занятый производством грузовиков, не мог предоставить производственные площади для выпуска новой модели. Поэтому вся документация и прототипы передали в Могилев, на МоАЗ.
Его характеристики отличались от прототипа в лучшую сторону. В частности, это другой двигатель – шестицилиндровый ЯАЗ-206А объемом 6,97 л и мощностью 180 л. с. Сцепление оставили сухим, но сделали его однодисковым, а коробка стала пятиступенчатой, тоже с демультипликатором. Также предусмотрели коробку, обеспечивающую работу вала отбора мощности (75 л. с.). Внутри цельнометаллической кабины – пара сидений: для водителя и оператора прицепа.
Тягач работает в паре с цистерной. Фото: YouTube.com
«Автопоезд» в полностью снаряженном виде свободно преодолевал подъемы под 8,5 % крутизны. Машина преодолевала броды глубиной до метра при клиренсе в 54 см. Расход топлива в среднем составлял 80 л на «сотку». Горючего в баках хватало на 375 км. Все этапы госиспытаний к 1960-му году тягач прошел успешно.
Одной из важнейших версий тягача для военных стала машина МАЗ-529Е, позже применявшаяся и в гражданской сфере. Новая техника весила чуть меньше, но расход топлива возрос до 120 л на «сотню». Соответственно сократился и запас хода – 250 км. Все остальные эксплуатационные и технические параметры остались прежними. Конструкторы на этом не остановились: в 60-е на «поток» поставили целое семейство тягачей: 529Б, Г, Д, И. Последняя модель комплектовалась дизелем ЯАЗ-206К, развивавшим 205 «лошадей». Эта машина была спроектирована и построена для работы в составе «поездов» общим весом от 34-х до 57,4 т. Чаще всего тягач использовался совместно со скрепером Д357Г. Иногда МАЗ-529 служил и буксировщиком для перемещения землевозного прицепа Д-504.
Машина работает с краном – настоящий универсал! Фото: YouTube.com
В 1969-м выпустили очередную версию тягача – МАЗ-529М (позднее переименованный в Д3-11). Машина оснащалась дизельным ДВС ЯМЗ-238А. По конструкции это была фактическая копия МоАЗ-546П, рассчитанная для использования со скрепером Д-357М, вмещавшего 10 «кубов» грунта. Тягач выпускался вплоть до 1973-го года.
Скрепер – спецтехника, используемая для разработки грунта, перевозки его на расстояния до 5 км с последующей отсыпкой для планировки.
Главным конструктором являлся В. Чвялев, до этого специализировавшийся на создании ракетовозов. Но по распоряжению свыше ему пришлось заняться разработкой техники, как тогда говорили, «двойного назначения».
Технические особенности
В 1956-м году был представлен модернизированный вариант МАЗ-529. Новая машина получила дизельный силовой агрегат ЯАЗ-204А мощностью 120 «лошадей». Точно такой же устанавливался на серийный грузовик МАЗ-200 (так решалась задача унификации).

Движок разместили на передке рамы и немного сместили вправо для обустройства водительского места. В трансмиссию входило двухдисковое сцепление сухого типа плюс четырехскоростная КПП (с ней в «комплекте» шел 2-ступенчатый демультипликатор) и редукторы по бортам, в колесных ступицах. Амортизации никакой не было: подразумевалось, что комфорт в кабине для водителя обеспечивает пара колес пониженного давления на 28”. Сама «кабина на колесах» весила 8,5 т, но общая масса «автопоезда» составляла уже 34,3 т. Максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч, нагрузка на сцепку – 8 т.

Машина постоянно совершенствовалась и ей присваивали очередные индексы. Тягач, пошедший в крупносерийное производство назывался МАЗ-529В.
Способ соединения тягача со скрепером довольно простой: шкворень, который заодно обеспечивал поворот машины в обе стороны (в горизонтальной плоскости на 90 и каждую сторону 20 градусов). Разгрузка осуществлялась принудительно, при объеме ковша в 9 (если с «шапкой, то все 11) кубометров. Минский автозавод, по самую «макушку» занятый производством грузовиков, не мог предоставить производственные площади для выпуска новой модели. Поэтому вся документация и прототипы передали в Могилев, на МоАЗ.
Серийный тягач
Его характеристики отличались от прототипа в лучшую сторону. В частности, это другой двигатель – шестицилиндровый ЯАЗ-206А объемом 6,97 л и мощностью 180 л. с. Сцепление оставили сухим, но сделали его однодисковым, а коробка стала пятиступенчатой, тоже с демультипликатором. Также предусмотрели коробку, обеспечивающую работу вала отбора мощности (75 л. с.). Внутри цельнометаллической кабины – пара сидений: для водителя и оператора прицепа.

В 1958-м тягач отправили на промышленную выставку в Бельгию. Машина из СССР всего лишь с одной осью и парой колес вызывала живейший интерес у посетителей. Награда – почетный диплом.
«Автопоезд» в полностью снаряженном виде свободно преодолевал подъемы под 8,5 % крутизны. Машина преодолевала броды глубиной до метра при клиренсе в 54 см. Расход топлива в среднем составлял 80 л на «сотку». Горючего в баках хватало на 375 км. Все этапы госиспытаний к 1960-му году тягач прошел успешно.
Модификации
Одной из важнейших версий тягача для военных стала машина МАЗ-529Е, позже применявшаяся и в гражданской сфере. Новая техника весила чуть меньше, но расход топлива возрос до 120 л на «сотню». Соответственно сократился и запас хода – 250 км. Все остальные эксплуатационные и технические параметры остались прежними. Конструкторы на этом не остановились: в 60-е на «поток» поставили целое семейство тягачей: 529Б, Г, Д, И. Последняя модель комплектовалась дизелем ЯАЗ-206К, развивавшим 205 «лошадей». Эта машина была спроектирована и построена для работы в составе «поездов» общим весом от 34-х до 57,4 т. Чаще всего тягач использовался совместно со скрепером Д357Г. Иногда МАЗ-529 служил и буксировщиком для перемещения землевозного прицепа Д-504.

В 1969-м выпустили очередную версию тягача – МАЗ-529М (позднее переименованный в Д3-11). Машина оснащалась дизельным ДВС ЯМЗ-238А. По конструкции это была фактическая копия МоАЗ-546П, рассчитанная для использования со скрепером Д-357М, вмещавшего 10 «кубов» грунта. Тягач выпускался вплоть до 1973-го года.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...