МАЗ-529 – тягач с одной осью и двумя колесами: зачем?
Необходимость в разработке самоходного скрепера возникла еще в начале 50-х годов. Выпущенная опытная машина МАЗ-528 выявила ряд недостатков, которые были учтены при производстве следующей модели – МАЗ-529. Это одноосный тягач, предназначенный для работы вместе со скрепером Д-357.
Главным конструктором являлся В. Чвялев, до этого специализировавшийся на создании ракетовозов. Но по распоряжению свыше ему пришлось заняться разработкой техники, как тогда говорили, «двойного назначения».
В 1956-м году был представлен модернизированный вариант МАЗ-529. Новая машина получила дизельный силовой агрегат ЯАЗ-204А мощностью 120 «лошадей». Точно такой же устанавливался на серийный грузовик МАЗ-200 (так решалась задача унификации).
Движок разместили на передке рамы и немного сместили вправо для обустройства водительского места. В трансмиссию входило двухдисковое сцепление сухого типа плюс четырехскоростная КПП (с ней в «комплекте» шел 2-ступенчатый демультипликатор) и редукторы по бортам, в колесных ступицах. Амортизации никакой не было: подразумевалось, что комфорт в кабине для водителя обеспечивает пара колес пониженного давления на 28”. Сама «кабина на колесах» весила 8,5 т, но общая масса «автопоезда» составляла уже 34,3 т. Максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч, нагрузка на сцепку – 8 т.
Способ соединения тягача со скрепером довольно простой: шкворень, который заодно обеспечивал поворот машины в обе стороны (в горизонтальной плоскости на 90 и каждую сторону 20 градусов). Разгрузка осуществлялась принудительно, при объеме ковша в 9 (если с «шапкой, то все 11) кубометров. Минский автозавод, по самую «макушку» занятый производством грузовиков, не мог предоставить производственные площади для выпуска новой модели. Поэтому вся документация и прототипы передали в Могилев, на МоАЗ.
Его характеристики отличались от прототипа в лучшую сторону. В частности, это другой двигатель – шестицилиндровый ЯАЗ-206А объемом 6,97 л и мощностью 180 л. с. Сцепление оставили сухим, но сделали его однодисковым, а коробка стала пятиступенчатой, тоже с демультипликатором. Также предусмотрели коробку, обеспечивающую работу вала отбора мощности (75 л. с.). Внутри цельнометаллической кабины – пара сидений: для водителя и оператора прицепа.
«Автопоезд» в полностью снаряженном виде свободно преодолевал подъемы под 8,5 % крутизны. Машина преодолевала броды глубиной до метра при клиренсе в 54 см. Расход топлива в среднем составлял 80 л на «сотку». Горючего в баках хватало на 375 км. Все этапы госиспытаний к 1960-му году тягач прошел успешно.
Одной из важнейших версий тягача для военных стала машина МАЗ-529Е, позже применявшаяся и в гражданской сфере. Новая техника весила чуть меньше, но расход топлива возрос до 120 л на «сотню». Соответственно сократился и запас хода – 250 км. Все остальные эксплуатационные и технические параметры остались прежними. Конструкторы на этом не остановились: в 60-е на «поток» поставили целое семейство тягачей: 529Б, Г, Д, И. Последняя модель комплектовалась дизелем ЯАЗ-206К, развивавшим 205 «лошадей». Эта машина была спроектирована и построена для работы в составе «поездов» общим весом от 34-х до 57,4 т. Чаще всего тягач использовался совместно со скрепером Д357Г. Иногда МАЗ-529 служил и буксировщиком для перемещения землевозного прицепа Д-504.
В 1969-м выпустили очередную версию тягача – МАЗ-529М (позднее переименованный в Д3-11). Машина оснащалась дизельным ДВС ЯМЗ-238А. По конструкции это была фактическая копия МоАЗ-546П, рассчитанная для использования со скрепером Д-357М, вмещавшего 10 «кубов» грунта. Тягач выпускался вплоть до 1973-го года.
Скрепер – спецтехника, используемая для разработки грунта, перевозки его на расстояния до 5 км с последующей отсыпкой для планировки.
Главным конструктором являлся В. Чвялев, до этого специализировавшийся на создании ракетовозов. Но по распоряжению свыше ему пришлось заняться разработкой техники, как тогда говорили, «двойного назначения».
Технические особенности
В 1956-м году был представлен модернизированный вариант МАЗ-529. Новая машина получила дизельный силовой агрегат ЯАЗ-204А мощностью 120 «лошадей». Точно такой же устанавливался на серийный грузовик МАЗ-200 (так решалась задача унификации).
Спецтехника готова к работе. Фото: YouTube.com
Движок разместили на передке рамы и немного сместили вправо для обустройства водительского места. В трансмиссию входило двухдисковое сцепление сухого типа плюс четырехскоростная КПП (с ней в «комплекте» шел 2-ступенчатый демультипликатор) и редукторы по бортам, в колесных ступицах. Амортизации никакой не было: подразумевалось, что комфорт в кабине для водителя обеспечивает пара колес пониженного давления на 28”. Сама «кабина на колесах» весила 8,5 т, но общая масса «автопоезда» составляла уже 34,3 т. Максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч, нагрузка на сцепку – 8 т.
Одноосный тягач мог ехать и самостоятельно! Фото: YouTube.com
Машина постоянно совершенствовалась и ей присваивали очередные индексы. Тягач, пошедший в крупносерийное производство назывался МАЗ-529В.
Способ соединения тягача со скрепером довольно простой: шкворень, который заодно обеспечивал поворот машины в обе стороны (в горизонтальной плоскости на 90 и каждую сторону 20 градусов). Разгрузка осуществлялась принудительно, при объеме ковша в 9 (если с «шапкой, то все 11) кубометров. Минский автозавод, по самую «макушку» занятый производством грузовиков, не мог предоставить производственные площади для выпуска новой модели. Поэтому вся документация и прототипы передали в Могилев, на МоАЗ.
Серийный тягач
Его характеристики отличались от прототипа в лучшую сторону. В частности, это другой двигатель – шестицилиндровый ЯАЗ-206А объемом 6,97 л и мощностью 180 л. с. Сцепление оставили сухим, но сделали его однодисковым, а коробка стала пятиступенчатой, тоже с демультипликатором. Также предусмотрели коробку, обеспечивающую работу вала отбора мощности (75 л. с.). Внутри цельнометаллической кабины – пара сидений: для водителя и оператора прицепа.
Тягач работает в паре с цистерной. Фото: YouTube.com
В 1958-м тягач отправили на промышленную выставку в Бельгию. Машина из СССР всего лишь с одной осью и парой колес вызывала живейший интерес у посетителей. Награда – почетный диплом.
«Автопоезд» в полностью снаряженном виде свободно преодолевал подъемы под 8,5 % крутизны. Машина преодолевала броды глубиной до метра при клиренсе в 54 см. Расход топлива в среднем составлял 80 л на «сотку». Горючего в баках хватало на 375 км. Все этапы госиспытаний к 1960-му году тягач прошел успешно.
Модификации
Одной из важнейших версий тягача для военных стала машина МАЗ-529Е, позже применявшаяся и в гражданской сфере. Новая техника весила чуть меньше, но расход топлива возрос до 120 л на «сотню». Соответственно сократился и запас хода – 250 км. Все остальные эксплуатационные и технические параметры остались прежними. Конструкторы на этом не остановились: в 60-е на «поток» поставили целое семейство тягачей: 529Б, Г, Д, И. Последняя модель комплектовалась дизелем ЯАЗ-206К, развивавшим 205 «лошадей». Эта машина была спроектирована и построена для работы в составе «поездов» общим весом от 34-х до 57,4 т. Чаще всего тягач использовался совместно со скрепером Д357Г. Иногда МАЗ-529 служил и буксировщиком для перемещения землевозного прицепа Д-504.
Машина работает с краном – настоящий универсал! Фото: YouTube.com
В 1969-м выпустили очередную версию тягача – МАЗ-529М (позднее переименованный в Д3-11). Машина оснащалась дизельным ДВС ЯМЗ-238А. По конструкции это была фактическая копия МоАЗ-546П, рассчитанная для использования со скрепером Д-357М, вмещавшего 10 «кубов» грунта. Тягач выпускался вплоть до 1973-го года.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...