
Забытый советский родстер «Ленинград» – он мог дать фору американскому автопрому
Русская земля славилась уникальными мастерами. Не зря в народных сказках и классической литературе часто встречаются такие герои. Данило, Левша – это далеко не полный перечень.
В Советском Союзе, особенно раннем, изобретателям был дан «зеленый цвет». Страна остро нуждалась в технике. Чтобы выстоять в окружении капиталистов, Сталин применял метод «кнута и пряника».
За любое полезное изобретение выдавали премии, отправляли на ответственные должности. Только почивать на лаврах не получалось – стоило оступиться, сразу следовало наказание. Поэтому изобретатели были людьми с «горящим сердцем». Их не интересовали, как правило, материальные блага. Они жили своими идеями и старались претворить их в реальность, сделать родную страну лучше.
Автомобиль даже сейчас поражает воображение. Фото: архивное
Именно такой увлеченный человек создал забытый сейчас родстер «Ленинград». Это уникальный для своего времени автомобиль, показанный общественности в 1956 году. Потом машина куда-то пропала – с начала 1960-х сведения о ней теряются.
Но сейчас родстер «Ленинград» существует. Хоть это и не совсем оригинал, восстановили его максимально точно. Мы постарались собрать все данные об этом уникальном автомобиле, его создателе и возрождении.
Начнем, пожалуй, с начала 1950-х. Советский Союз уже успел оправиться от последствий войны. Автопром стремительно развивается, но больше в грузовой отрасли. А как же – страна отстраивается, осваиваются новые земли. Для этого нужны грузовики, трактора и спецтехника.
Самым желанным автомобилем для простого советского человека был ГАЗ М-20. Фото: Youtube.com
Впрочем, легковые автомобили тоже выпускались и даже продавались всем желающим. Только денег у народа не было. Позволить машину себе могли разве что новые интеллигенты – инженеры, певцы, художники, профессора, военные в чинах.
В продаже были следующие модели:
✅ ЗМА-400 «Москвич»
✅ М-20 «Победа»
✅ ГАЗ-67
✅ ЗИМ-12
✅ ЗИС-110
Последние два автомобиля вообще доступны только элите.
Но ездить хотелось почти всем советским мужчинам. Водительские права имели многие, да машину купить не получалось. Некоторые довольствовались мотоциклами, но существовала целая когорта «самодельщиков». Специально для них в советских журналах отводили целые рубрики. Создать что-то в условиях отсутствия базы было сложно, но умельцы как-то выкручивались.
В журналах СССР хватало информации для того, чтобы построить какой-нибудь простой автомобиль, мотоцикл или трактор. Только выглядели они, как правило, примитивно. А ведь в руки советских «самодельщиков» часто попадали журналы из ГДР. Намного реже удавалось заполучить прессу из США и «загнивающей» Европы. Впрочем, последняя в начале 50-х роскошью автомобилистов не радовала.
Двигатель и коробка передач взяты от серийного ЗИМ. Фото: Youtube.com
Особенно поражал советских изобретателей дизайн американских моделей. Конечно, сделать машину в таком стиле было сложно, но некоторые пытались.
Государство не мешало увлечению своих граждан. Если те умудрялись достать необходимые узлы и агрегаты для постройки автомобиля – без проблем. Самодельное транспортное средство можно было зарегистрировать официально. Конечно, для этого нужно было пройти ряд испытаний.
Одним из советских «самодельщиков» был Бабич Аркадий Дмитриевич. Этот инженер-конструктор увлекался автогонками и участвовал в них лично. Только собственной машины, как и у большинства советских граждан в конце 40-х, у него не было.
Дизайн – это классика жанра из США. Фото: архивное
Когда именно начал свой путь конструктора Бабич – неизвестно. В 1952 году Аркадий Дмитриевич «рассекал» по ленинградским улицам на простой самоделке – компактной малолитражке с двигателем от мотоцикла.
Судя по тому, что мотор был V2, можно предположить, что это американский силовой агрегат, от «Харлея» или «Индиана». Но точно известно, что самоделка была зарегистрирована официально. А передвигалась она неспешно, что не устраивало создателя.
Поэтому Бабич решил сделать новый автомобиль – на этот раз быстрый, красивый и спортивный. Это у него получилось.
Для создания нового автомобиля «самодельщик» умудрился достать один из лучших двигателей своего времени. Это мотор от ГАЗ-12, более известного как ЗИМ. Конструктору повезло – в начале 50-х все легковые автомобили продавались населению свободно, как и силовые агрегаты к ним.
Автомобиль вместе со своим счастливым создателем. Фото: архивное
Двигатель «донора» имел объем 3,5 литра и развивал мощность 90 л. с. Это шестицилиндровый силовой агрегат с карбюраторной системой питания. Разгонялся до 100 км/ч ГАЗ-12 ЗИМ за 37 секунд. Сейчас это кажется смешным, но для своего времени – отличный результат.
Вместе с мотором в паре работает механическая коробка передач с гидромуфтой. Бабич использовал в своем автомобиле и этот узел.
На создание родстера «Ленинград» ушло несколько лет. Конструктор начал собирать в 1953 и закончил в 1956 году.
Про родстер часто писали в советской автомобильной прессе, но всемирно известным он стал благодаря иностранцу. Джон Шульц случайно увидел «Ленинград» на улице и сфотографировал его.
Технические сведения по самодельному родстеру не сохранились. Но точно известно, что он мог разгоняться до 180 км/ч. Это на 50 % больше, чем у ЗИМ. Считается, что достичь такой скорости Бабичу удалось за счет облегчения автомобиля.
Автомобиль на одном из этапов восстановления. Фото: twitter.com
Но, скорее всего, конструктор доработал двигатель. Не стоит забывать, что он был автогонщиком, а в те времена они самостоятельно «допиливали» серийные силовые агрегаты.
«Самоделка» с этим не просто справилась – автопробег был закончен через 20 часов. Средняя скорость автомобиля, получается, составила около 105 км/ч. Нужно учитывать, что это 1959 год.
Куда делся «Ленинград» после автопробега – никто не знает. Он пропал из поля зрения журналистов.
Именно по этой фотографии автомобиль восстанавливали. Фото: архивное
Как оказалось, машину продали. Неизвестно, сделал это владелец или кто-то из его родственников. Возможно, что автомобиль даже отобрали. Или конструктор безвозмездно передал его государству. А там уже нашелся человек, который решил, что машина будет лучше смотреться в личном гараже.
«Всплыл» родстер «Ленинград» в самом начале 90-х. Удивительно, но его продавали через обычную газету бесплатных объявлений.
Автомобиль превратился в хлам, место которого на свалке:
✅ Кузов сгнил, как и силовой каркас
✅ Двигатель исчез
✅ От оригинальной краски ничего не осталось
✅ Машина разукомплектована
И просили за этот металлолом 6 тысяч долларов. На то время – это цена половины квартиры в Санкт-Петербурге.
Уже восстановленный автомобиль. Фото: twitter.com
Автомобиль был выкуплен. Его в итоге восстановили, хотя, это скорее уже другая машина. Все кузовные детали, как и каркас, пришлось менять. Ценность оригинала только в том, что он помог выдержать размеры и дать понимание пропорций. А вот для воссоздания внешность приходилось использовать архивные фотографии.
Сейчас «Ленинград» находится в одном из латвийских автомобильных музеев. Машина на «боевом» ходу и даже стоит на регистрации. Это намекает, что она может законно передвигаться по дорогам.
В Советском Союзе, особенно раннем, изобретателям был дан «зеленый цвет». Страна остро нуждалась в технике. Чтобы выстоять в окружении капиталистов, Сталин применял метод «кнута и пряника».
За любое полезное изобретение выдавали премии, отправляли на ответственные должности. Только почивать на лаврах не получалось – стоило оступиться, сразу следовало наказание. Поэтому изобретатели были людьми с «горящим сердцем». Их не интересовали, как правило, материальные блага. Они жили своими идеями и старались претворить их в реальность, сделать родную страну лучше.

Именно такой увлеченный человек создал забытый сейчас родстер «Ленинград». Это уникальный для своего времени автомобиль, показанный общественности в 1956 году. Потом машина куда-то пропала – с начала 1960-х сведения о ней теряются.
Но сейчас родстер «Ленинград» существует. Хоть это и не совсем оригинал, восстановили его максимально точно. Мы постарались собрать все данные об этом уникальном автомобиле, его создателе и возрождении.
Откуда «ноги» растут
Начнем, пожалуй, с начала 1950-х. Советский Союз уже успел оправиться от последствий войны. Автопром стремительно развивается, но больше в грузовой отрасли. А как же – страна отстраивается, осваиваются новые земли. Для этого нужны грузовики, трактора и спецтехника.

Впрочем, легковые автомобили тоже выпускались и даже продавались всем желающим. Только денег у народа не было. Позволить машину себе могли разве что новые интеллигенты – инженеры, певцы, художники, профессора, военные в чинах.
В продаже были следующие модели:
✅ ЗМА-400 «Москвич»
✅ М-20 «Победа»
✅ ГАЗ-67
✅ ЗИМ-12
✅ ЗИС-110
Последние два автомобиля вообще доступны только элите.
Но ездить хотелось почти всем советским мужчинам. Водительские права имели многие, да машину купить не получалось. Некоторые довольствовались мотоциклами, но существовала целая когорта «самодельщиков». Специально для них в советских журналах отводили целые рубрики. Создать что-то в условиях отсутствия базы было сложно, но умельцы как-то выкручивались.
Помоги себе сам
В журналах СССР хватало информации для того, чтобы построить какой-нибудь простой автомобиль, мотоцикл или трактор. Только выглядели они, как правило, примитивно. А ведь в руки советских «самодельщиков» часто попадали журналы из ГДР. Намного реже удавалось заполучить прессу из США и «загнивающей» Европы. Впрочем, последняя в начале 50-х роскошью автомобилистов не радовала.

Особенно поражал советских изобретателей дизайн американских моделей. Конечно, сделать машину в таком стиле было сложно, но некоторые пытались.
Государство не мешало увлечению своих граждан. Если те умудрялись достать необходимые узлы и агрегаты для постройки автомобиля – без проблем. Самодельное транспортное средство можно было зарегистрировать официально. Конечно, для этого нужно было пройти ряд испытаний.
Автор родстера «Ленинград»
Одним из советских «самодельщиков» был Бабич Аркадий Дмитриевич. Этот инженер-конструктор увлекался автогонками и участвовал в них лично. Только собственной машины, как и у большинства советских граждан в конце 40-х, у него не было.

Когда именно начал свой путь конструктора Бабич – неизвестно. В 1952 году Аркадий Дмитриевич «рассекал» по ленинградским улицам на простой самоделке – компактной малолитражке с двигателем от мотоцикла.
Судя по тому, что мотор был V2, можно предположить, что это американский силовой агрегат, от «Харлея» или «Индиана». Но точно известно, что самоделка была зарегистрирована официально. А передвигалась она неспешно, что не устраивало создателя.
Поэтому Бабич решил сделать новый автомобиль – на этот раз быстрый, красивый и спортивный. Это у него получилось.
Появление родстера «Ленинград»
Для создания нового автомобиля «самодельщик» умудрился достать один из лучших двигателей своего времени. Это мотор от ГАЗ-12, более известного как ЗИМ. Конструктору повезло – в начале 50-х все легковые автомобили продавались населению свободно, как и силовые агрегаты к ним.

Двигатель «донора» имел объем 3,5 литра и развивал мощность 90 л. с. Это шестицилиндровый силовой агрегат с карбюраторной системой питания. Разгонялся до 100 км/ч ГАЗ-12 ЗИМ за 37 секунд. Сейчас это кажется смешным, но для своего времени – отличный результат.
Вместе с мотором в паре работает механическая коробка передач с гидромуфтой. Бабич использовал в своем автомобиле и этот узел.
На создание родстера «Ленинград» ушло несколько лет. Конструктор начал собирать в 1953 и закончил в 1956 году.
Автомобиль активно эксплуатировался. Получив все соответствующие разрешения, счастливый создатель катался на нем по Ленинграду, привлекая зевак. Казалось, что машина прибыла прямиком из США, но это самоделка.
Про родстер часто писали в советской автомобильной прессе, но всемирно известным он стал благодаря иностранцу. Джон Шульц случайно увидел «Ленинград» на улице и сфотографировал его.
Доработки и испытания
Технические сведения по самодельному родстеру не сохранились. Но точно известно, что он мог разгоняться до 180 км/ч. Это на 50 % больше, чем у ЗИМ. Считается, что достичь такой скорости Бабичу удалось за счет облегчения автомобиля.

Но, скорее всего, конструктор доработал двигатель. Не стоит забывать, что он был автогонщиком, а в те времена они самостоятельно «допиливали» серийные силовые агрегаты.
В 1959 году родстер участвовал в автопробеге. Нужно было доехать из Симферополя до Ленинграда, уложившись при этом в рекордно короткое время. Расстояние, которое предстояло пройти – 2,125 тысячи километров.
«Самоделка» с этим не просто справилась – автопробег был закончен через 20 часов. Средняя скорость автомобиля, получается, составила около 105 км/ч. Нужно учитывать, что это 1959 год.
Судьба оригинала и возрождение
Куда делся «Ленинград» после автопробега – никто не знает. Он пропал из поля зрения журналистов.

Как оказалось, машину продали. Неизвестно, сделал это владелец или кто-то из его родственников. Возможно, что автомобиль даже отобрали. Или конструктор безвозмездно передал его государству. А там уже нашелся человек, который решил, что машина будет лучше смотреться в личном гараже.
«Всплыл» родстер «Ленинград» в самом начале 90-х. Удивительно, но его продавали через обычную газету бесплатных объявлений.
Автомобиль превратился в хлам, место которого на свалке:
✅ Кузов сгнил, как и силовой каркас
✅ Двигатель исчез
✅ От оригинальной краски ничего не осталось
✅ Машина разукомплектована
И просили за этот металлолом 6 тысяч долларов. На то время – это цена половины квартиры в Санкт-Петербурге.

Автомобиль был выкуплен. Его в итоге восстановили, хотя, это скорее уже другая машина. Все кузовные детали, как и каркас, пришлось менять. Ценность оригинала только в том, что он помог выдержать размеры и дать понимание пропорций. А вот для воссоздания внешность приходилось использовать архивные фотографии.
Сейчас «Ленинград» находится в одном из латвийских автомобильных музеев. Машина на «боевом» ходу и даже стоит на регистрации. Это намекает, что она может законно передвигаться по дорогам.
- https://youtube.com; twitter.com; архивные
Рекомендуем для вас

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...