.d-md-none .d-lg-block bibimot

Французский скоростной поезд TGV-М для местных и европейских дорог

Французский скоростной поезд TGV-М для местных и европейских дорог
Французские скоростные поезда давно завоевали всемирную славу. Именно производитель из этой страны многие годы уверенно лидирует в мировых скоростных рекордах среди железнодорожного транспорта. Ведущей в этом отношении является линейка TGV.


Современный виток развития начался в 2015 году, когда французский железнодорожный оператор инициировал запуск программы по выбору поставщика высокоскоростных поездов новой генерации. Одним из основных условий ставилась совместная разработка перспективной техники будущего. Кроме этого, требовалось удешевление расходов на производство по сравнению с предшественниками не менее чем на 20 % и заметное снижение эксплуатационных издержек. Все это планировалось с целью общего снижения себестоимости и, соответственно, удешевления стоимости проезда.

Французский скоростной поезд TGV-М для местных и европейских дорогДля проверки ходового оборудования есть современный способ. Фото: youtube.com

Такие требования появились не на пустом месте. В прошлом десятилетии железнодорожная отрасль Франции с трудом выдерживала конкуренцию с бюджетными авиакомпаниями и автомобильными перевозчиками. Требовались кардинальные меры, в дело вмешалось правительство страны. Еще одним положительным фактором стала поддержка со стороны Еврокомиссии «Европа-2020».

Так появилось совместное с производителем ж/д техники Alstom предприятие SpeedInnov. Оно подразумевало проектирование и дальнейшее производство высокоскоростных поездов нового типа. При этом существующие функции и наработки прошлого поколения составов будут сохранены.

TGV-М для внутреннего и европейского рынка


Первоначально планировалось создание подвижного состава для внутреннего рынка. Но имелась неплохая перспектива и для экспорта современной техники с прекрасными характеристиками. Первыми проявила интерес к скоростным французским поездам компания «Чески драги».

Новый проект осуществлявшийся под наименованием Avelia Horizon, в итоге превратился в TGV-М. Это конструкция, подобная Duplex, имеющая двухуровневые вагоны, но обладающая прекрасной энергоэффективностью.


Летом 2018 года создатели определились окончательно с дизайном состава. Тогда же появился заказ на 100 новых поездов (общей суммой 2,7 млрд. евро). В нем учитывалась возможность потенциальных вариаций исполнения, с приспособлением поездов к условиям эксплуатации у будущих заказчиков. Расширение производства позволило также создать дополнительные 4000 новых рабочих мест во французском железнодорожном секторе.

Потом в течение четырех лет готовили рабочий проект поезда и производственные мощности для его сборки. Параллельно производилась сертификация новой продукции для обеспечения ее бесперебойной эксплуатации в будущем.

Испытания вступают в завершающую стадию. Фото: youtube.com

После подготовительного этапа, занявшего несколько лет, совместная компания приступила к сборке подвижного состава. Она стартовала летом 2020 года на заводе в Ла-Рошель. Уже через год приступили к статическим испытаниям состава. А в 2022 году перешли к фазе динамических испытаний. Для них понадобился специализированный полигон, который предоставила чешская сторона.

На чешском полигоне в Велиме


Для проведения заключительного этапа испытаний лучше всего подходит специальный ж/д полигон, расположенный недалеко от чешской деревни Велим (известный также как Церхенице). Первые скоростные поезда прибыли сюда 12 июля 2022 года. Они приехали в Чехию со стороны Австрии, чтобы в течение нескольких месяцев проводить испытания шасси и ходовых качеств. Все действия проходили под патронатом чешского железнодорожного оператора VUZ, обслуживающего данный участок дороги.

Это не первый случай сотрудничества французских и чешских железнодорожников. В 2008 году уже происходило нечто подобное. Тогда проводились испытания высокоскоростных поездов AGV для итальянского перевозчика Italo. Новые TGV-М тестировались в скоростном режиме до 230 км/ч. Хотя трасса и закрыта для публики, любители стальных магистралей умудрялись подстерегать новинку в удобных местах движения на протяжении всего испытательного полигона.

Модельный ряд компании огромен. Фото: youtube.com

Активные действия стартовали с 7 декабря 2022 года. Тестовая кампания с первым составом продлится до лета этого года и уже подходит к своему завершению. В целом испытание поезда разделилось на несколько этапов:

✅ статические и квазистатические испытания
✅ предварительные испытания в Велиме
✅ решающие испытания для приемки

Первый этап проходил следующим образом: каждый элемент оборудования поезда сначала оценивался отдельно для проверки его собственных характеристик и долговечности. Потом поезд проверили в статике и в режиме движения на малых скоростях (не выше 30 км/ч). Так испытатели смогли проверить работоспособность и взаимодействие всех интегрированных в поезд систем.

Следующим был чешский этап проверки в замкнутой цепи. На местном полигоне нет ограничений, имеющихся на обычных участках национальных дорог. А, главное, отсутствуют препятствие в виде движения коммерческих поездов. Это позволяет без отвлечений провести тщательную проверку работоспособности состава и устранять риски, возникшие на этапе проектирования. Также производилась и коррекция цифрового моделирования.

Для колясочников предусмотрены удобные подъемники. Фото: youtube.com

Очень скоро все действие вступит в завершающую фазу, для которой поезд вновь вернется на родину. Во французской национальной сети испытают поезд в предельном скоростном режиме (до 320 км/ч). После этого поступит рекомендация на начало серийного производства перспективной техники.

Технические особенности новинки


Производители постарались, чтобы Avelia Horizon отличалась от предыдущих скоростных поездов TGV не только оформлением передней части. Главным его козырем является всесторонняя экономичность. Ее достигли за счет ряда факторов:

✅ легкие материалы в конструкции
✅ улучшенная аэродинамика
✅ рекуперация энергии при торможении

Кроме того, еще один положительный момент – возможность гибко изменять количество вагонов в соответствии с требованиями заказчиков. Можно «легким движением руки» превратить вагон 1 класса во второй. Перспективные показатели составов будут иметь следующие параметры:

✅ вместимость – 600 (2-этажные комплекты – до 740) пассажиров
✅ максимальная доступность для пассажиров в инвалидных креслах
✅ эксплуатационная скорость – 350 км/ч

На данный момент уже имеется заказ 115 единиц железнодорожной техники. Из них 100 останутся на железных дорогах Франции, а остальные уйдут на экспорт. Именно по этой причине оборудование планируется приспособить для работы с четырьмя системами электропитания. Последний фактор окажется кстати для международных маршрутов, когда составу придется переезжать из зоны использования одной системы в другую.

Скоро на дорогах Франции. Фото: youtube.com

Текущий год станет завершающим для подготовки составов к серийному производству. Скорее всего, французские операторы смогут ввести в использование TGV-М в 2024 году. Поставки новых поездов продолжатся до начала следующего десятилетия. Предусмотрена возможность комплектации составов различным количеством вагонов, в зависимости от требований конкретного заказчика. Зарубежные контракты намерены пролонгировать до 2033 года. Общая сумма международных услуг выльется в 590 миллионов евро.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А вам понравился TGV-М?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
TGV: как поезд для бизнесменов стал популярным у всех французовИтальянский поезд Pendolino и несбывшаяся мечта чешских дорог

Инерционный наддув своими руками

Инерционный наддув своими руками

Все знают (если нет, то сейчас все будет), что автомобили с ДВС могут быть атмосферными и турбированными. Вторые при одинаковых параметрах с первыми способны...
  • 504