Французский скоростной поезд TGV-М для местных и европейских дорог
Французские скоростные поезда давно завоевали всемирную славу. Именно производитель из этой страны многие годы уверенно лидирует в мировых скоростных рекордах среди железнодорожного транспорта. Ведущей в этом отношении является линейка TGV.
Современный виток развития начался в 2015 году, когда французский железнодорожный оператор инициировал запуск программы по выбору поставщика высокоскоростных поездов новой генерации. Одним из основных условий ставилась совместная разработка перспективной техники будущего. Кроме этого, требовалось удешевление расходов на производство по сравнению с предшественниками не менее чем на 20 % и заметное снижение эксплуатационных издержек. Все это планировалось с целью общего снижения себестоимости и, соответственно, удешевления стоимости проезда.
Такие требования появились не на пустом месте. В прошлом десятилетии железнодорожная отрасль Франции с трудом выдерживала конкуренцию с бюджетными авиакомпаниями и автомобильными перевозчиками. Требовались кардинальные меры, в дело вмешалось правительство страны. Еще одним положительным фактором стала поддержка со стороны Еврокомиссии «Европа-2020».
Так появилось совместное с производителем ж/д техники Alstom предприятие SpeedInnov. Оно подразумевало проектирование и дальнейшее производство высокоскоростных поездов нового типа. При этом существующие функции и наработки прошлого поколения составов будут сохранены.
Первоначально планировалось создание подвижного состава для внутреннего рынка. Но имелась неплохая перспектива и для экспорта современной техники с прекрасными характеристиками. Первыми проявила интерес к скоростным французским поездам компания «Чески драги».
Летом 2018 года создатели определились окончательно с дизайном состава. Тогда же появился заказ на 100 новых поездов (общей суммой 2,7 млрд. евро). В нем учитывалась возможность потенциальных вариаций исполнения, с приспособлением поездов к условиям эксплуатации у будущих заказчиков. Расширение производства позволило также создать дополнительные 4000 новых рабочих мест во французском железнодорожном секторе.
Потом в течение четырех лет готовили рабочий проект поезда и производственные мощности для его сборки. Параллельно производилась сертификация новой продукции для обеспечения ее бесперебойной эксплуатации в будущем.
После подготовительного этапа, занявшего несколько лет, совместная компания приступила к сборке подвижного состава. Она стартовала летом 2020 года на заводе в Ла-Рошель. Уже через год приступили к статическим испытаниям состава. А в 2022 году перешли к фазе динамических испытаний. Для них понадобился специализированный полигон, который предоставила чешская сторона.
Для проведения заключительного этапа испытаний лучше всего подходит специальный ж/д полигон, расположенный недалеко от чешской деревни Велим (известный также как Церхенице). Первые скоростные поезда прибыли сюда 12 июля 2022 года. Они приехали в Чехию со стороны Австрии, чтобы в течение нескольких месяцев проводить испытания шасси и ходовых качеств. Все действия проходили под патронатом чешского железнодорожного оператора VUZ, обслуживающего данный участок дороги.
Это не первый случай сотрудничества французских и чешских железнодорожников. В 2008 году уже происходило нечто подобное. Тогда проводились испытания высокоскоростных поездов AGV для итальянского перевозчика Italo. Новые TGV-М тестировались в скоростном режиме до 230 км/ч. Хотя трасса и закрыта для публики, любители стальных магистралей умудрялись подстерегать новинку в удобных местах движения на протяжении всего испытательного полигона.
Активные действия стартовали с 7 декабря 2022 года. Тестовая кампания с первым составом продлится до лета этого года и уже подходит к своему завершению. В целом испытание поезда разделилось на несколько этапов:
✅ статические и квазистатические испытания
✅ предварительные испытания в Велиме
✅ решающие испытания для приемки
Первый этап проходил следующим образом: каждый элемент оборудования поезда сначала оценивался отдельно для проверки его собственных характеристик и долговечности. Потом поезд проверили в статике и в режиме движения на малых скоростях (не выше 30 км/ч). Так испытатели смогли проверить работоспособность и взаимодействие всех интегрированных в поезд систем.
Следующим был чешский этап проверки в замкнутой цепи. На местном полигоне нет ограничений, имеющихся на обычных участках национальных дорог. А, главное, отсутствуют препятствие в виде движения коммерческих поездов. Это позволяет без отвлечений провести тщательную проверку работоспособности состава и устранять риски, возникшие на этапе проектирования. Также производилась и коррекция цифрового моделирования.
Очень скоро все действие вступит в завершающую фазу, для которой поезд вновь вернется на родину. Во французской национальной сети испытают поезд в предельном скоростном режиме (до 320 км/ч). После этого поступит рекомендация на начало серийного производства перспективной техники.
Производители постарались, чтобы Avelia Horizon отличалась от предыдущих скоростных поездов TGV не только оформлением передней части. Главным его козырем является всесторонняя экономичность. Ее достигли за счет ряда факторов:
✅ легкие материалы в конструкции
✅ улучшенная аэродинамика
✅ рекуперация энергии при торможении
Кроме того, еще один положительный момент – возможность гибко изменять количество вагонов в соответствии с требованиями заказчиков. Можно «легким движением руки» превратить вагон 1 класса во второй. Перспективные показатели составов будут иметь следующие параметры:
✅ вместимость – 600 (2-этажные комплекты – до 740) пассажиров
✅ максимальная доступность для пассажиров в инвалидных креслах
✅ эксплуатационная скорость – 350 км/ч
На данный момент уже имеется заказ 115 единиц железнодорожной техники. Из них 100 останутся на железных дорогах Франции, а остальные уйдут на экспорт. Именно по этой причине оборудование планируется приспособить для работы с четырьмя системами электропитания. Последний фактор окажется кстати для международных маршрутов, когда составу придется переезжать из зоны использования одной системы в другую.
Текущий год станет завершающим для подготовки составов к серийному производству. Скорее всего, французские операторы смогут ввести в использование TGV-М в 2024 году. Поставки новых поездов продолжатся до начала следующего десятилетия. Предусмотрена возможность комплектации составов различным количеством вагонов, в зависимости от требований конкретного заказчика. Зарубежные контракты намерены пролонгировать до 2033 года. Общая сумма международных услуг выльется в 590 миллионов евро.
Современный виток развития начался в 2015 году, когда французский железнодорожный оператор инициировал запуск программы по выбору поставщика высокоскоростных поездов новой генерации. Одним из основных условий ставилась совместная разработка перспективной техники будущего. Кроме этого, требовалось удешевление расходов на производство по сравнению с предшественниками не менее чем на 20 % и заметное снижение эксплуатационных издержек. Все это планировалось с целью общего снижения себестоимости и, соответственно, удешевления стоимости проезда.
Для проверки ходового оборудования есть современный способ. Фото: youtube.com
Такие требования появились не на пустом месте. В прошлом десятилетии железнодорожная отрасль Франции с трудом выдерживала конкуренцию с бюджетными авиакомпаниями и автомобильными перевозчиками. Требовались кардинальные меры, в дело вмешалось правительство страны. Еще одним положительным фактором стала поддержка со стороны Еврокомиссии «Европа-2020».
Так появилось совместное с производителем ж/д техники Alstom предприятие SpeedInnov. Оно подразумевало проектирование и дальнейшее производство высокоскоростных поездов нового типа. При этом существующие функции и наработки прошлого поколения составов будут сохранены.
TGV-М для внутреннего и европейского рынка
Первоначально планировалось создание подвижного состава для внутреннего рынка. Но имелась неплохая перспектива и для экспорта современной техники с прекрасными характеристиками. Первыми проявила интерес к скоростным французским поездам компания «Чески драги».
Новый проект осуществлявшийся под наименованием Avelia Horizon, в итоге превратился в TGV-М. Это конструкция, подобная Duplex, имеющая двухуровневые вагоны, но обладающая прекрасной энергоэффективностью.
Летом 2018 года создатели определились окончательно с дизайном состава. Тогда же появился заказ на 100 новых поездов (общей суммой 2,7 млрд. евро). В нем учитывалась возможность потенциальных вариаций исполнения, с приспособлением поездов к условиям эксплуатации у будущих заказчиков. Расширение производства позволило также создать дополнительные 4000 новых рабочих мест во французском железнодорожном секторе.
Потом в течение четырех лет готовили рабочий проект поезда и производственные мощности для его сборки. Параллельно производилась сертификация новой продукции для обеспечения ее бесперебойной эксплуатации в будущем.
Испытания вступают в завершающую стадию. Фото: youtube.com
После подготовительного этапа, занявшего несколько лет, совместная компания приступила к сборке подвижного состава. Она стартовала летом 2020 года на заводе в Ла-Рошель. Уже через год приступили к статическим испытаниям состава. А в 2022 году перешли к фазе динамических испытаний. Для них понадобился специализированный полигон, который предоставила чешская сторона.
На чешском полигоне в Велиме
Для проведения заключительного этапа испытаний лучше всего подходит специальный ж/д полигон, расположенный недалеко от чешской деревни Велим (известный также как Церхенице). Первые скоростные поезда прибыли сюда 12 июля 2022 года. Они приехали в Чехию со стороны Австрии, чтобы в течение нескольких месяцев проводить испытания шасси и ходовых качеств. Все действия проходили под патронатом чешского железнодорожного оператора VUZ, обслуживающего данный участок дороги.
Это не первый случай сотрудничества французских и чешских железнодорожников. В 2008 году уже происходило нечто подобное. Тогда проводились испытания высокоскоростных поездов AGV для итальянского перевозчика Italo. Новые TGV-М тестировались в скоростном режиме до 230 км/ч. Хотя трасса и закрыта для публики, любители стальных магистралей умудрялись подстерегать новинку в удобных местах движения на протяжении всего испытательного полигона.
Модельный ряд компании огромен. Фото: youtube.com
Активные действия стартовали с 7 декабря 2022 года. Тестовая кампания с первым составом продлится до лета этого года и уже подходит к своему завершению. В целом испытание поезда разделилось на несколько этапов:
✅ статические и квазистатические испытания
✅ предварительные испытания в Велиме
✅ решающие испытания для приемки
Первый этап проходил следующим образом: каждый элемент оборудования поезда сначала оценивался отдельно для проверки его собственных характеристик и долговечности. Потом поезд проверили в статике и в режиме движения на малых скоростях (не выше 30 км/ч). Так испытатели смогли проверить работоспособность и взаимодействие всех интегрированных в поезд систем.
Следующим был чешский этап проверки в замкнутой цепи. На местном полигоне нет ограничений, имеющихся на обычных участках национальных дорог. А, главное, отсутствуют препятствие в виде движения коммерческих поездов. Это позволяет без отвлечений провести тщательную проверку работоспособности состава и устранять риски, возникшие на этапе проектирования. Также производилась и коррекция цифрового моделирования.
Для колясочников предусмотрены удобные подъемники. Фото: youtube.com
Очень скоро все действие вступит в завершающую фазу, для которой поезд вновь вернется на родину. Во французской национальной сети испытают поезд в предельном скоростном режиме (до 320 км/ч). После этого поступит рекомендация на начало серийного производства перспективной техники.
Технические особенности новинки
Производители постарались, чтобы Avelia Horizon отличалась от предыдущих скоростных поездов TGV не только оформлением передней части. Главным его козырем является всесторонняя экономичность. Ее достигли за счет ряда факторов:
✅ легкие материалы в конструкции
✅ улучшенная аэродинамика
✅ рекуперация энергии при торможении
Кроме того, еще один положительный момент – возможность гибко изменять количество вагонов в соответствии с требованиями заказчиков. Можно «легким движением руки» превратить вагон 1 класса во второй. Перспективные показатели составов будут иметь следующие параметры:
✅ вместимость – 600 (2-этажные комплекты – до 740) пассажиров
✅ максимальная доступность для пассажиров в инвалидных креслах
✅ эксплуатационная скорость – 350 км/ч
На данный момент уже имеется заказ 115 единиц железнодорожной техники. Из них 100 останутся на железных дорогах Франции, а остальные уйдут на экспорт. Именно по этой причине оборудование планируется приспособить для работы с четырьмя системами электропитания. Последний фактор окажется кстати для международных маршрутов, когда составу придется переезжать из зоны использования одной системы в другую.
Скоро на дорогах Франции. Фото: youtube.com
Текущий год станет завершающим для подготовки составов к серийному производству. Скорее всего, французские операторы смогут ввести в использование TGV-М в 2024 году. Поставки новых поездов продолжатся до начала следующего десятилетия. Предусмотрена возможность комплектации составов различным количеством вагонов, в зависимости от требований конкретного заказчика. Зарубежные контракты намерены пролонгировать до 2033 года. Общая сумма международных услуг выльется в 590 миллионов евро.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
Планируется выпуск новой модификации МС-21
Информацией об этом поделился первый вице-премьер РФ. Какая «реинкарнация» может ожидать отечественный авиалайнер читайте в нашем материале....
Новый УАЗ «Буханка» – хороший автомобиль, но требующий глобальной доработки
УАЗ «Буханка» официально сейчас называется СГР. Эта аббревиатура расшифровывается как старый грузовой ряд. И самое главное в этом первое слово. Раз старый,...
УАЗ готовит три новинки к 2025 году – мнения российских водителей
Даже не верится, что УАЗ наконец решился на внедрение новых технологий. Удручает только их китайское происхождение....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
Дешевле только пешком – кому подойдет Dacia Spring
«Спринг» – это самый доступный электромобиль на европейском рынке. При этом он может проезжать до 300 км, есть системы безопасности и климатическая система....
В России появится революционный тип дорожной разметки
Уже совсем скоро российские дороги научатся «петь» в буквальном смысле этого слова. Технология призвана повысить уровень безопасности, оповещая об изменении...
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Lada Aura и e-Largus обещают поставить на конвейер до конца текущего месяца
Наконец в линейке производителя появятся новые модели. Каждая из них уникальна и первая в своем классе....
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
«Роскосмос» готовится к старту пилотируемого корабля «Союз МС-26»
На Байконуре почти все готово к отправке 72-ой экспедиции на МКС....
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
Благодарить за эту модель нужно в первую очередь Генри Форда лично. Он буквально навязал трактор своим партнерам, а потом продал его Советскому Союзу....
Jeep Gladiator на бездорожье – брутальный, но не очень проходимый
Многие российские водители мечтают о настоящем рамном внедорожнике. Одним из самых культовых и желанных из них является Jeep. Только не все в курсе, что...