Французский скоростной поезд TGV-М для местных и европейских дорог
Французские скоростные поезда давно завоевали всемирную славу. Именно производитель из этой страны многие годы уверенно лидирует в мировых скоростных рекордах среди железнодорожного транспорта. Ведущей в этом отношении является линейка TGV.
Современный виток развития начался в 2015 году, когда французский железнодорожный оператор инициировал запуск программы по выбору поставщика высокоскоростных поездов новой генерации. Одним из основных условий ставилась совместная разработка перспективной техники будущего. Кроме этого, требовалось удешевление расходов на производство по сравнению с предшественниками не менее чем на 20 % и заметное снижение эксплуатационных издержек. Все это планировалось с целью общего снижения себестоимости и, соответственно, удешевления стоимости проезда.
Такие требования появились не на пустом месте. В прошлом десятилетии железнодорожная отрасль Франции с трудом выдерживала конкуренцию с бюджетными авиакомпаниями и автомобильными перевозчиками. Требовались кардинальные меры, в дело вмешалось правительство страны. Еще одним положительным фактором стала поддержка со стороны Еврокомиссии «Европа-2020».
Так появилось совместное с производителем ж/д техники Alstom предприятие SpeedInnov. Оно подразумевало проектирование и дальнейшее производство высокоскоростных поездов нового типа. При этом существующие функции и наработки прошлого поколения составов будут сохранены.
Первоначально планировалось создание подвижного состава для внутреннего рынка. Но имелась неплохая перспектива и для экспорта современной техники с прекрасными характеристиками. Первыми проявила интерес к скоростным французским поездам компания «Чески драги».
Летом 2018 года создатели определились окончательно с дизайном состава. Тогда же появился заказ на 100 новых поездов (общей суммой 2,7 млрд. евро). В нем учитывалась возможность потенциальных вариаций исполнения, с приспособлением поездов к условиям эксплуатации у будущих заказчиков. Расширение производства позволило также создать дополнительные 4000 новых рабочих мест во французском железнодорожном секторе.
Потом в течение четырех лет готовили рабочий проект поезда и производственные мощности для его сборки. Параллельно производилась сертификация новой продукции для обеспечения ее бесперебойной эксплуатации в будущем.
После подготовительного этапа, занявшего несколько лет, совместная компания приступила к сборке подвижного состава. Она стартовала летом 2020 года на заводе в Ла-Рошель. Уже через год приступили к статическим испытаниям состава. А в 2022 году перешли к фазе динамических испытаний. Для них понадобился специализированный полигон, который предоставила чешская сторона.
Для проведения заключительного этапа испытаний лучше всего подходит специальный ж/д полигон, расположенный недалеко от чешской деревни Велим (известный также как Церхенице). Первые скоростные поезда прибыли сюда 12 июля 2022 года. Они приехали в Чехию со стороны Австрии, чтобы в течение нескольких месяцев проводить испытания шасси и ходовых качеств. Все действия проходили под патронатом чешского железнодорожного оператора VUZ, обслуживающего данный участок дороги.
Это не первый случай сотрудничества французских и чешских железнодорожников. В 2008 году уже происходило нечто подобное. Тогда проводились испытания высокоскоростных поездов AGV для итальянского перевозчика Italo. Новые TGV-М тестировались в скоростном режиме до 230 км/ч. Хотя трасса и закрыта для публики, любители стальных магистралей умудрялись подстерегать новинку в удобных местах движения на протяжении всего испытательного полигона.
Активные действия стартовали с 7 декабря 2022 года. Тестовая кампания с первым составом продлится до лета этого года и уже подходит к своему завершению. В целом испытание поезда разделилось на несколько этапов:
✅ статические и квазистатические испытания
✅ предварительные испытания в Велиме
✅ решающие испытания для приемки
Первый этап проходил следующим образом: каждый элемент оборудования поезда сначала оценивался отдельно для проверки его собственных характеристик и долговечности. Потом поезд проверили в статике и в режиме движения на малых скоростях (не выше 30 км/ч). Так испытатели смогли проверить работоспособность и взаимодействие всех интегрированных в поезд систем.
Следующим был чешский этап проверки в замкнутой цепи. На местном полигоне нет ограничений, имеющихся на обычных участках национальных дорог. А, главное, отсутствуют препятствие в виде движения коммерческих поездов. Это позволяет без отвлечений провести тщательную проверку работоспособности состава и устранять риски, возникшие на этапе проектирования. Также производилась и коррекция цифрового моделирования.
Очень скоро все действие вступит в завершающую фазу, для которой поезд вновь вернется на родину. Во французской национальной сети испытают поезд в предельном скоростном режиме (до 320 км/ч). После этого поступит рекомендация на начало серийного производства перспективной техники.
Производители постарались, чтобы Avelia Horizon отличалась от предыдущих скоростных поездов TGV не только оформлением передней части. Главным его козырем является всесторонняя экономичность. Ее достигли за счет ряда факторов:
✅ легкие материалы в конструкции
✅ улучшенная аэродинамика
✅ рекуперация энергии при торможении
Кроме того, еще один положительный момент – возможность гибко изменять количество вагонов в соответствии с требованиями заказчиков. Можно «легким движением руки» превратить вагон 1 класса во второй. Перспективные показатели составов будут иметь следующие параметры:
✅ вместимость – 600 (2-этажные комплекты – до 740) пассажиров
✅ максимальная доступность для пассажиров в инвалидных креслах
✅ эксплуатационная скорость – 350 км/ч
На данный момент уже имеется заказ 115 единиц железнодорожной техники. Из них 100 останутся на железных дорогах Франции, а остальные уйдут на экспорт. Именно по этой причине оборудование планируется приспособить для работы с четырьмя системами электропитания. Последний фактор окажется кстати для международных маршрутов, когда составу придется переезжать из зоны использования одной системы в другую.
Текущий год станет завершающим для подготовки составов к серийному производству. Скорее всего, французские операторы смогут ввести в использование TGV-М в 2024 году. Поставки новых поездов продолжатся до начала следующего десятилетия. Предусмотрена возможность комплектации составов различным количеством вагонов, в зависимости от требований конкретного заказчика. Зарубежные контракты намерены пролонгировать до 2033 года. Общая сумма международных услуг выльется в 590 миллионов евро.
Современный виток развития начался в 2015 году, когда французский железнодорожный оператор инициировал запуск программы по выбору поставщика высокоскоростных поездов новой генерации. Одним из основных условий ставилась совместная разработка перспективной техники будущего. Кроме этого, требовалось удешевление расходов на производство по сравнению с предшественниками не менее чем на 20 % и заметное снижение эксплуатационных издержек. Все это планировалось с целью общего снижения себестоимости и, соответственно, удешевления стоимости проезда.
Для проверки ходового оборудования есть современный способ. Фото: youtube.com
Такие требования появились не на пустом месте. В прошлом десятилетии железнодорожная отрасль Франции с трудом выдерживала конкуренцию с бюджетными авиакомпаниями и автомобильными перевозчиками. Требовались кардинальные меры, в дело вмешалось правительство страны. Еще одним положительным фактором стала поддержка со стороны Еврокомиссии «Европа-2020».
Так появилось совместное с производителем ж/д техники Alstom предприятие SpeedInnov. Оно подразумевало проектирование и дальнейшее производство высокоскоростных поездов нового типа. При этом существующие функции и наработки прошлого поколения составов будут сохранены.
TGV-М для внутреннего и европейского рынка
Первоначально планировалось создание подвижного состава для внутреннего рынка. Но имелась неплохая перспектива и для экспорта современной техники с прекрасными характеристиками. Первыми проявила интерес к скоростным французским поездам компания «Чески драги».
Новый проект осуществлявшийся под наименованием Avelia Horizon, в итоге превратился в TGV-М. Это конструкция, подобная Duplex, имеющая двухуровневые вагоны, но обладающая прекрасной энергоэффективностью.
Летом 2018 года создатели определились окончательно с дизайном состава. Тогда же появился заказ на 100 новых поездов (общей суммой 2,7 млрд. евро). В нем учитывалась возможность потенциальных вариаций исполнения, с приспособлением поездов к условиям эксплуатации у будущих заказчиков. Расширение производства позволило также создать дополнительные 4000 новых рабочих мест во французском железнодорожном секторе.
Потом в течение четырех лет готовили рабочий проект поезда и производственные мощности для его сборки. Параллельно производилась сертификация новой продукции для обеспечения ее бесперебойной эксплуатации в будущем.
Испытания вступают в завершающую стадию. Фото: youtube.com
После подготовительного этапа, занявшего несколько лет, совместная компания приступила к сборке подвижного состава. Она стартовала летом 2020 года на заводе в Ла-Рошель. Уже через год приступили к статическим испытаниям состава. А в 2022 году перешли к фазе динамических испытаний. Для них понадобился специализированный полигон, который предоставила чешская сторона.
На чешском полигоне в Велиме
Для проведения заключительного этапа испытаний лучше всего подходит специальный ж/д полигон, расположенный недалеко от чешской деревни Велим (известный также как Церхенице). Первые скоростные поезда прибыли сюда 12 июля 2022 года. Они приехали в Чехию со стороны Австрии, чтобы в течение нескольких месяцев проводить испытания шасси и ходовых качеств. Все действия проходили под патронатом чешского железнодорожного оператора VUZ, обслуживающего данный участок дороги.
Это не первый случай сотрудничества французских и чешских железнодорожников. В 2008 году уже происходило нечто подобное. Тогда проводились испытания высокоскоростных поездов AGV для итальянского перевозчика Italo. Новые TGV-М тестировались в скоростном режиме до 230 км/ч. Хотя трасса и закрыта для публики, любители стальных магистралей умудрялись подстерегать новинку в удобных местах движения на протяжении всего испытательного полигона.
Модельный ряд компании огромен. Фото: youtube.com
Активные действия стартовали с 7 декабря 2022 года. Тестовая кампания с первым составом продлится до лета этого года и уже подходит к своему завершению. В целом испытание поезда разделилось на несколько этапов:
✅ статические и квазистатические испытания
✅ предварительные испытания в Велиме
✅ решающие испытания для приемки
Первый этап проходил следующим образом: каждый элемент оборудования поезда сначала оценивался отдельно для проверки его собственных характеристик и долговечности. Потом поезд проверили в статике и в режиме движения на малых скоростях (не выше 30 км/ч). Так испытатели смогли проверить работоспособность и взаимодействие всех интегрированных в поезд систем.
Следующим был чешский этап проверки в замкнутой цепи. На местном полигоне нет ограничений, имеющихся на обычных участках национальных дорог. А, главное, отсутствуют препятствие в виде движения коммерческих поездов. Это позволяет без отвлечений провести тщательную проверку работоспособности состава и устранять риски, возникшие на этапе проектирования. Также производилась и коррекция цифрового моделирования.
Для колясочников предусмотрены удобные подъемники. Фото: youtube.com
Очень скоро все действие вступит в завершающую фазу, для которой поезд вновь вернется на родину. Во французской национальной сети испытают поезд в предельном скоростном режиме (до 320 км/ч). После этого поступит рекомендация на начало серийного производства перспективной техники.
Технические особенности новинки
Производители постарались, чтобы Avelia Horizon отличалась от предыдущих скоростных поездов TGV не только оформлением передней части. Главным его козырем является всесторонняя экономичность. Ее достигли за счет ряда факторов:
✅ легкие материалы в конструкции
✅ улучшенная аэродинамика
✅ рекуперация энергии при торможении
Кроме того, еще один положительный момент – возможность гибко изменять количество вагонов в соответствии с требованиями заказчиков. Можно «легким движением руки» превратить вагон 1 класса во второй. Перспективные показатели составов будут иметь следующие параметры:
✅ вместимость – 600 (2-этажные комплекты – до 740) пассажиров
✅ максимальная доступность для пассажиров в инвалидных креслах
✅ эксплуатационная скорость – 350 км/ч
На данный момент уже имеется заказ 115 единиц железнодорожной техники. Из них 100 останутся на железных дорогах Франции, а остальные уйдут на экспорт. Именно по этой причине оборудование планируется приспособить для работы с четырьмя системами электропитания. Последний фактор окажется кстати для международных маршрутов, когда составу придется переезжать из зоны использования одной системы в другую.
Скоро на дорогах Франции. Фото: youtube.com
Текущий год станет завершающим для подготовки составов к серийному производству. Скорее всего, французские операторы смогут ввести в использование TGV-М в 2024 году. Поставки новых поездов продолжатся до начала следующего десятилетия. Предусмотрена возможность комплектации составов различным количеством вагонов, в зависимости от требований конкретного заказчика. Зарубежные контракты намерены пролонгировать до 2033 года. Общая сумма международных услуг выльется в 590 миллионов евро.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....