Французский скоростной поезд TGV-М для местных и европейских дорог
Французские скоростные поезда давно завоевали всемирную славу. Именно производитель из этой страны многие годы уверенно лидирует в мировых скоростных рекордах среди железнодорожного транспорта. Ведущей в этом отношении является линейка TGV.
Современный виток развития начался в 2015 году, когда французский железнодорожный оператор инициировал запуск программы по выбору поставщика высокоскоростных поездов новой генерации. Одним из основных условий ставилась совместная разработка перспективной техники будущего. Кроме этого, требовалось удешевление расходов на производство по сравнению с предшественниками не менее чем на 20 % и заметное снижение эксплуатационных издержек. Все это планировалось с целью общего снижения себестоимости и, соответственно, удешевления стоимости проезда.
Такие требования появились не на пустом месте. В прошлом десятилетии железнодорожная отрасль Франции с трудом выдерживала конкуренцию с бюджетными авиакомпаниями и автомобильными перевозчиками. Требовались кардинальные меры, в дело вмешалось правительство страны. Еще одним положительным фактором стала поддержка со стороны Еврокомиссии «Европа-2020».
Так появилось совместное с производителем ж/д техники Alstom предприятие SpeedInnov. Оно подразумевало проектирование и дальнейшее производство высокоскоростных поездов нового типа. При этом существующие функции и наработки прошлого поколения составов будут сохранены.
Первоначально планировалось создание подвижного состава для внутреннего рынка. Но имелась неплохая перспектива и для экспорта современной техники с прекрасными характеристиками. Первыми проявила интерес к скоростным французским поездам компания «Чески драги».
Летом 2018 года создатели определились окончательно с дизайном состава. Тогда же появился заказ на 100 новых поездов (общей суммой 2,7 млрд. евро). В нем учитывалась возможность потенциальных вариаций исполнения, с приспособлением поездов к условиям эксплуатации у будущих заказчиков. Расширение производства позволило также создать дополнительные 4000 новых рабочих мест во французском железнодорожном секторе.
Потом в течение четырех лет готовили рабочий проект поезда и производственные мощности для его сборки. Параллельно производилась сертификация новой продукции для обеспечения ее бесперебойной эксплуатации в будущем.
После подготовительного этапа, занявшего несколько лет, совместная компания приступила к сборке подвижного состава. Она стартовала летом 2020 года на заводе в Ла-Рошель. Уже через год приступили к статическим испытаниям состава. А в 2022 году перешли к фазе динамических испытаний. Для них понадобился специализированный полигон, который предоставила чешская сторона.
Для проведения заключительного этапа испытаний лучше всего подходит специальный ж/д полигон, расположенный недалеко от чешской деревни Велим (известный также как Церхенице). Первые скоростные поезда прибыли сюда 12 июля 2022 года. Они приехали в Чехию со стороны Австрии, чтобы в течение нескольких месяцев проводить испытания шасси и ходовых качеств. Все действия проходили под патронатом чешского железнодорожного оператора VUZ, обслуживающего данный участок дороги.
Это не первый случай сотрудничества французских и чешских железнодорожников. В 2008 году уже происходило нечто подобное. Тогда проводились испытания высокоскоростных поездов AGV для итальянского перевозчика Italo. Новые TGV-М тестировались в скоростном режиме до 230 км/ч. Хотя трасса и закрыта для публики, любители стальных магистралей умудрялись подстерегать новинку в удобных местах движения на протяжении всего испытательного полигона.
Активные действия стартовали с 7 декабря 2022 года. Тестовая кампания с первым составом продлится до лета этого года и уже подходит к своему завершению. В целом испытание поезда разделилось на несколько этапов:
✅ статические и квазистатические испытания
✅ предварительные испытания в Велиме
✅ решающие испытания для приемки
Первый этап проходил следующим образом: каждый элемент оборудования поезда сначала оценивался отдельно для проверки его собственных характеристик и долговечности. Потом поезд проверили в статике и в режиме движения на малых скоростях (не выше 30 км/ч). Так испытатели смогли проверить работоспособность и взаимодействие всех интегрированных в поезд систем.
Следующим был чешский этап проверки в замкнутой цепи. На местном полигоне нет ограничений, имеющихся на обычных участках национальных дорог. А, главное, отсутствуют препятствие в виде движения коммерческих поездов. Это позволяет без отвлечений провести тщательную проверку работоспособности состава и устранять риски, возникшие на этапе проектирования. Также производилась и коррекция цифрового моделирования.
Очень скоро все действие вступит в завершающую фазу, для которой поезд вновь вернется на родину. Во французской национальной сети испытают поезд в предельном скоростном режиме (до 320 км/ч). После этого поступит рекомендация на начало серийного производства перспективной техники.
Производители постарались, чтобы Avelia Horizon отличалась от предыдущих скоростных поездов TGV не только оформлением передней части. Главным его козырем является всесторонняя экономичность. Ее достигли за счет ряда факторов:
✅ легкие материалы в конструкции
✅ улучшенная аэродинамика
✅ рекуперация энергии при торможении
Кроме того, еще один положительный момент – возможность гибко изменять количество вагонов в соответствии с требованиями заказчиков. Можно «легким движением руки» превратить вагон 1 класса во второй. Перспективные показатели составов будут иметь следующие параметры:
✅ вместимость – 600 (2-этажные комплекты – до 740) пассажиров
✅ максимальная доступность для пассажиров в инвалидных креслах
✅ эксплуатационная скорость – 350 км/ч
На данный момент уже имеется заказ 115 единиц железнодорожной техники. Из них 100 останутся на железных дорогах Франции, а остальные уйдут на экспорт. Именно по этой причине оборудование планируется приспособить для работы с четырьмя системами электропитания. Последний фактор окажется кстати для международных маршрутов, когда составу придется переезжать из зоны использования одной системы в другую.
Текущий год станет завершающим для подготовки составов к серийному производству. Скорее всего, французские операторы смогут ввести в использование TGV-М в 2024 году. Поставки новых поездов продолжатся до начала следующего десятилетия. Предусмотрена возможность комплектации составов различным количеством вагонов, в зависимости от требований конкретного заказчика. Зарубежные контракты намерены пролонгировать до 2033 года. Общая сумма международных услуг выльется в 590 миллионов евро.
Современный виток развития начался в 2015 году, когда французский железнодорожный оператор инициировал запуск программы по выбору поставщика высокоскоростных поездов новой генерации. Одним из основных условий ставилась совместная разработка перспективной техники будущего. Кроме этого, требовалось удешевление расходов на производство по сравнению с предшественниками не менее чем на 20 % и заметное снижение эксплуатационных издержек. Все это планировалось с целью общего снижения себестоимости и, соответственно, удешевления стоимости проезда.
Для проверки ходового оборудования есть современный способ. Фото: youtube.com
Такие требования появились не на пустом месте. В прошлом десятилетии железнодорожная отрасль Франции с трудом выдерживала конкуренцию с бюджетными авиакомпаниями и автомобильными перевозчиками. Требовались кардинальные меры, в дело вмешалось правительство страны. Еще одним положительным фактором стала поддержка со стороны Еврокомиссии «Европа-2020».
Так появилось совместное с производителем ж/д техники Alstom предприятие SpeedInnov. Оно подразумевало проектирование и дальнейшее производство высокоскоростных поездов нового типа. При этом существующие функции и наработки прошлого поколения составов будут сохранены.
TGV-М для внутреннего и европейского рынка
Первоначально планировалось создание подвижного состава для внутреннего рынка. Но имелась неплохая перспектива и для экспорта современной техники с прекрасными характеристиками. Первыми проявила интерес к скоростным французским поездам компания «Чески драги».
Новый проект осуществлявшийся под наименованием Avelia Horizon, в итоге превратился в TGV-М. Это конструкция, подобная Duplex, имеющая двухуровневые вагоны, но обладающая прекрасной энергоэффективностью.
Летом 2018 года создатели определились окончательно с дизайном состава. Тогда же появился заказ на 100 новых поездов (общей суммой 2,7 млрд. евро). В нем учитывалась возможность потенциальных вариаций исполнения, с приспособлением поездов к условиям эксплуатации у будущих заказчиков. Расширение производства позволило также создать дополнительные 4000 новых рабочих мест во французском железнодорожном секторе.
Потом в течение четырех лет готовили рабочий проект поезда и производственные мощности для его сборки. Параллельно производилась сертификация новой продукции для обеспечения ее бесперебойной эксплуатации в будущем.
Испытания вступают в завершающую стадию. Фото: youtube.com
После подготовительного этапа, занявшего несколько лет, совместная компания приступила к сборке подвижного состава. Она стартовала летом 2020 года на заводе в Ла-Рошель. Уже через год приступили к статическим испытаниям состава. А в 2022 году перешли к фазе динамических испытаний. Для них понадобился специализированный полигон, который предоставила чешская сторона.
На чешском полигоне в Велиме
Для проведения заключительного этапа испытаний лучше всего подходит специальный ж/д полигон, расположенный недалеко от чешской деревни Велим (известный также как Церхенице). Первые скоростные поезда прибыли сюда 12 июля 2022 года. Они приехали в Чехию со стороны Австрии, чтобы в течение нескольких месяцев проводить испытания шасси и ходовых качеств. Все действия проходили под патронатом чешского железнодорожного оператора VUZ, обслуживающего данный участок дороги.
Это не первый случай сотрудничества французских и чешских железнодорожников. В 2008 году уже происходило нечто подобное. Тогда проводились испытания высокоскоростных поездов AGV для итальянского перевозчика Italo. Новые TGV-М тестировались в скоростном режиме до 230 км/ч. Хотя трасса и закрыта для публики, любители стальных магистралей умудрялись подстерегать новинку в удобных местах движения на протяжении всего испытательного полигона.
Модельный ряд компании огромен. Фото: youtube.com
Активные действия стартовали с 7 декабря 2022 года. Тестовая кампания с первым составом продлится до лета этого года и уже подходит к своему завершению. В целом испытание поезда разделилось на несколько этапов:
✅ статические и квазистатические испытания
✅ предварительные испытания в Велиме
✅ решающие испытания для приемки
Первый этап проходил следующим образом: каждый элемент оборудования поезда сначала оценивался отдельно для проверки его собственных характеристик и долговечности. Потом поезд проверили в статике и в режиме движения на малых скоростях (не выше 30 км/ч). Так испытатели смогли проверить работоспособность и взаимодействие всех интегрированных в поезд систем.
Следующим был чешский этап проверки в замкнутой цепи. На местном полигоне нет ограничений, имеющихся на обычных участках национальных дорог. А, главное, отсутствуют препятствие в виде движения коммерческих поездов. Это позволяет без отвлечений провести тщательную проверку работоспособности состава и устранять риски, возникшие на этапе проектирования. Также производилась и коррекция цифрового моделирования.
Для колясочников предусмотрены удобные подъемники. Фото: youtube.com
Очень скоро все действие вступит в завершающую фазу, для которой поезд вновь вернется на родину. Во французской национальной сети испытают поезд в предельном скоростном режиме (до 320 км/ч). После этого поступит рекомендация на начало серийного производства перспективной техники.
Технические особенности новинки
Производители постарались, чтобы Avelia Horizon отличалась от предыдущих скоростных поездов TGV не только оформлением передней части. Главным его козырем является всесторонняя экономичность. Ее достигли за счет ряда факторов:
✅ легкие материалы в конструкции
✅ улучшенная аэродинамика
✅ рекуперация энергии при торможении
Кроме того, еще один положительный момент – возможность гибко изменять количество вагонов в соответствии с требованиями заказчиков. Можно «легким движением руки» превратить вагон 1 класса во второй. Перспективные показатели составов будут иметь следующие параметры:
✅ вместимость – 600 (2-этажные комплекты – до 740) пассажиров
✅ максимальная доступность для пассажиров в инвалидных креслах
✅ эксплуатационная скорость – 350 км/ч
На данный момент уже имеется заказ 115 единиц железнодорожной техники. Из них 100 останутся на железных дорогах Франции, а остальные уйдут на экспорт. Именно по этой причине оборудование планируется приспособить для работы с четырьмя системами электропитания. Последний фактор окажется кстати для международных маршрутов, когда составу придется переезжать из зоны использования одной системы в другую.
Скоро на дорогах Франции. Фото: youtube.com
Текущий год станет завершающим для подготовки составов к серийному производству. Скорее всего, французские операторы смогут ввести в использование TGV-М в 2024 году. Поставки новых поездов продолжатся до начала следующего десятилетия. Предусмотрена возможность комплектации составов различным количеством вагонов, в зависимости от требований конкретного заказчика. Зарубежные контракты намерены пролонгировать до 2033 года. Общая сумма международных услуг выльется в 590 миллионов евро.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....