Его называли самым красивым автомобилем в мире — Norman Timbs Special
Есть машины, которые мы больше никогда не увидим. К ним относится и амбициозный проект одного американского инженера, воплощенный в металле в 1948 году. Уже прошло время романтиков, изобретающих само понятие «машина» с нуля. Но еще было несколько узнаваемых школ автомобилестроения с собственными уникальными стилями.
«Норман Тимбс Спешиал» ухитрился выбиться из общего ряда. Эта машина прошла путь, состоящий из громкого дебюта, полного забытья, триумфального возрождения и окончательной гибели. И все в одном экземпляре. Но не будем забегать вперед, начнем в 1940-х годах.
Норман Тимбс — автомобильный инженер, работающий над спортивными болидами. Причем не просто «крутил гайки», а был по-настоящему влюблен в свое дело. Еще до собственного проекта он с технической стороны помог гоночной команде Blue Crown Spark Plug Team выигрывать гонку Indianapolis 500 на протяжении трех лет. Также он участвовал в разработке авто Tucker Torpedo и привнес новые идеи в процессы компании Halibrand, специализирующейся на гоночных шинах.
Если вкратце, у него серьезный бэкграунд в мире машин. И он загорается идеей создать автомобиль, одинаково подходящий для гоночных трасс и обычных дорог. Сейчас никого не удивить транспортом с индексом «GT» в общем потоке, а тогда идея была достаточно свежей. Большинство гоночных болидов выглядели как капсулы с открытой крышей и выдвинутыми вбок колесами. Тимбс был поклонником Audi (тогда назывались Auto Union), которые регулярно брали пьедестал европейских гонок.
На создание автомобиля почти с нуля ушло три года. Шасси и мотор Норман взял от Buick Super 1947-го года. Кузов он делал в основном один, иногда привлекая друга со сварочным аппаратом. Главной чертой гоночных автомобилей была предельная легкость, пусть даже и в ущерб комфорту водителя, поэтому требовалось высчитывать каждый грамм. Плюс ту работу, которой на заводах занимались целые отделы специалистов, Тимбс сделал один. Все габариты еще не созданного кузова нужно было выверить с точностью до миллиметра, чтобы он подошел к готовому шасси.
Один из первых кадров. Фото: YouTube.com
Сначала Норман попрактиковался в изготовлении моделей из пластилина, потом сделал образец в масштабе 1/4. И уже позже приступил к работе над полноценной версией, собрав деревянный каркас. Потом они вместе с Эмилем Дидтом — тем самым вторым участником проекта — вырезали около сотни панелей из алюминия и сварили их в бесшовный кузов. Снаружи был всего один зазор. Это поднимающийся по нажатию кнопки «багажник» с гидравлическим приводом, который на самом деле был моторным отсеком с местом для запасного колеса. Там же расположен топливный бак, заправить авто без открытия не выйдет.
Зеркала заднего вида казались Тимбсу очевидным излишеством, портящим аэродинамику. В машине даже не было дверей, водителю и пассажиру надо было буквально запрыгивать в салон. Остается только догадываться, как часто после таких маневров приходилось оттирать обивку от следов обуви. К слову, двухместный диван, «дверные» карты и прочие элементы интерьера украшались недешевой кожей. Руль Норман взял от фирмы Mercury, переднюю панель оснастил множеством типично гоночных шкал приборов.
Из прочих элементов дизайна неоригинальные только фары. Передние взяты от Ford, а задние от Packard. Дизайн бампера и радиаторной решетки Тимбс придумал сам. Неизвестно, с какой машины взято лобовое стекло, но стилистика привычна для родстеров тех лет. Спереди, там где у обычных машин капот, есть пустое пространство, но положить туда что-то невозможно.
И никаких бардачков, только все нужное. Фото: YouTube.com
На все работы ушло около 10 тысяч долларов. В переводе на современный курс выходит примерно 126 тысяч.
В итоге в 1948 году машина впервые выехала на улицы Лос-Анджелеса, чем шокировала многих американцев. Слишком она отличалась от всего, что жители города привыкли видеть на дорогах. С ходовой частью все было в порядке: 4,1-литровый двигатель от «Бьюика» выдавал 110 л. с. и соединялся с трехступенчатой «механикой». Хотя маловероятно, что Тимбс сразу начал лихачить. Ведь у автомобиля даже не было номеров, так что не стоило провоцировать дорожную полицию.
Машина относится к классу Streamliner. Прямо переводится как «обтекатель». Так называют авто гоночного типа с предельно аэродинамичным корпусом и скрытыми колесами. Форма кузова у кого-то вызывала ассоциации с волнами, у других — с морскими обитателями, у третьих — с изгибами женского тела.
Серые элементы — специальные подножки. Фото: YouTube.com
Норман планировал назвать машину Buick Streamliner и выпустить ее на заводе марки хотя бы малой партией. Компания ответила отказом. Поэтому единственный выпущенный экземпляр так и носит имя создателя.
В 1949 году фото машины уже украшало обложку издания Motor Trend. А вот дальше путь «Норман Тимбс Спешиала» становится неясным. Автомобиль продолжает периодически появляться на выставках и в прессе. Но в 1954 машина оказывается в журнале Motor Life уже перекрашенной в белый цвет вместо прежнего бордового глянца. В интервью про нее рассказывает уже новый владелец. Джим Дэвис из Манхэттена сообщает, что приобрел ее в 1952 и впервые зарегистрировал для езды по общим дорогам. Неясно, как Тимбс решился продать уникальный автомобиль и сколько денег он за это получил.
В какой-то момент авторепортерам надоедает раз в несколько месяцев обозревать одну и ту же машину и популярность родстера идет на спад. Настолько, что с 60-х годов в принципе сложно отследить, где был Norman Timbs Special и кому принадлежал.
Зря, конечно, в «Бьюике» отказались. Фото: YouTube.com
И очень неожиданно, что его нашли только в 2002 году. Причем в абсолютно «убитом» состоянии посреди калифорнийской пустыни. Наверное, редкие туристы даже не понимали, какой раритет просто стоял и ждал своего часа долгие десятки лет. Выводы можно сделать по тому, что 90% деталей были оригинальными. Значит, со времени последней публикации про машину в прессе прошло не так много, 1-2 капитальных ремонта.
По крайней мере, никто не «додумался» сдать ее в металлолом. Машина оказалась на аукционе, где ее приобрел коллекционер Гэри Червени. Сначала он приступил к реставрации авто самостоятельно. Позже к делу подключилась компания Custom Auto — известная фирма из штата Колорадо.
Коллекционера настолько увлекла находка, что он разыскал сына Тимбса (сам конструктор умер в 1993) и попросил у него альбомы и газетные вырезки полувековой давности. Всего на реставрацию ушло 7 лет — в два раза с лишним больше, чем Норман делал машину!
Кадр из 2010: машина вновь приковывает взгляды. Фото: YouTube.com
В итоге следующий выход машины в свет датируется 2010 годом. И сразу с победы: Norman Timbs Special берет первое место на выставке Amelia Island Concours d’Elegance. Это самый известный конкурс красоты среди автомобилей.
Восемь лет участия в выставках, съемок для журналов, автошоу и видео на YouTube закончились в ноябре 2018 года. Тогда штат Калифорния страдал от разрушительных пожаров. В огне оказались дом и гараж Гэри Червени.
К сожалению, алюминиевый кузов Norman Timbs Special не имел шансов уцелеть в такой ситуации. Вместе с ним сгорело около 30 редких автомобилей.
«Норман Тимбс Спешиал» ухитрился выбиться из общего ряда. Эта машина прошла путь, состоящий из громкого дебюта, полного забытья, триумфального возрождения и окончательной гибели. И все в одном экземпляре. Но не будем забегать вперед, начнем в 1940-х годах.
Сначала был человек
Норман Тимбс — автомобильный инженер, работающий над спортивными болидами. Причем не просто «крутил гайки», а был по-настоящему влюблен в свое дело. Еще до собственного проекта он с технической стороны помог гоночной команде Blue Crown Spark Plug Team выигрывать гонку Indianapolis 500 на протяжении трех лет. Также он участвовал в разработке авто Tucker Torpedo и привнес новые идеи в процессы компании Halibrand, специализирующейся на гоночных шинах.
Если вкратце, у него серьезный бэкграунд в мире машин. И он загорается идеей создать автомобиль, одинаково подходящий для гоночных трасс и обычных дорог. Сейчас никого не удивить транспортом с индексом «GT» в общем потоке, а тогда идея была достаточно свежей. Большинство гоночных болидов выглядели как капсулы с открытой крышей и выдвинутыми вбок колесами. Тимбс был поклонником Audi (тогда назывались Auto Union), которые регулярно брали пьедестал европейских гонок.
Долгие годы работы
На создание автомобиля почти с нуля ушло три года. Шасси и мотор Норман взял от Buick Super 1947-го года. Кузов он делал в основном один, иногда привлекая друга со сварочным аппаратом. Главной чертой гоночных автомобилей была предельная легкость, пусть даже и в ущерб комфорту водителя, поэтому требовалось высчитывать каждый грамм. Плюс ту работу, которой на заводах занимались целые отделы специалистов, Тимбс сделал один. Все габариты еще не созданного кузова нужно было выверить с точностью до миллиметра, чтобы он подошел к готовому шасси.
Один из первых кадров. Фото: YouTube.com
Сначала Норман попрактиковался в изготовлении моделей из пластилина, потом сделал образец в масштабе 1/4. И уже позже приступил к работе над полноценной версией, собрав деревянный каркас. Потом они вместе с Эмилем Дидтом — тем самым вторым участником проекта — вырезали около сотни панелей из алюминия и сварили их в бесшовный кузов. Снаружи был всего один зазор. Это поднимающийся по нажатию кнопки «багажник» с гидравлическим приводом, который на самом деле был моторным отсеком с местом для запасного колеса. Там же расположен топливный бак, заправить авто без открытия не выйдет.
Зеркала заднего вида казались Тимбсу очевидным излишеством, портящим аэродинамику. В машине даже не было дверей, водителю и пассажиру надо было буквально запрыгивать в салон. Остается только догадываться, как часто после таких маневров приходилось оттирать обивку от следов обуви. К слову, двухместный диван, «дверные» карты и прочие элементы интерьера украшались недешевой кожей. Руль Норман взял от фирмы Mercury, переднюю панель оснастил множеством типично гоночных шкал приборов.
Из прочих элементов дизайна неоригинальные только фары. Передние взяты от Ford, а задние от Packard. Дизайн бампера и радиаторной решетки Тимбс придумал сам. Неизвестно, с какой машины взято лобовое стекло, но стилистика привычна для родстеров тех лет. Спереди, там где у обычных машин капот, есть пустое пространство, но положить туда что-то невозможно.
И никаких бардачков, только все нужное. Фото: YouTube.com
На все работы ушло около 10 тысяч долларов. В переводе на современный курс выходит примерно 126 тысяч.
Тест-драйв
В итоге в 1948 году машина впервые выехала на улицы Лос-Анджелеса, чем шокировала многих американцев. Слишком она отличалась от всего, что жители города привыкли видеть на дорогах. С ходовой частью все было в порядке: 4,1-литровый двигатель от «Бьюика» выдавал 110 л. с. и соединялся с трехступенчатой «механикой». Хотя маловероятно, что Тимбс сразу начал лихачить. Ведь у автомобиля даже не было номеров, так что не стоило провоцировать дорожную полицию.
Машина относится к классу Streamliner. Прямо переводится как «обтекатель». Так называют авто гоночного типа с предельно аэродинамичным корпусом и скрытыми колесами. Форма кузова у кого-то вызывала ассоциации с волнами, у других — с морскими обитателями, у третьих — с изгибами женского тела.
Серые элементы — специальные подножки. Фото: YouTube.com
Норман планировал назвать машину Buick Streamliner и выпустить ее на заводе марки хотя бы малой партией. Компания ответила отказом. Поэтому единственный выпущенный экземпляр так и носит имя создателя.
В 1949 году фото машины уже украшало обложку издания Motor Trend. А вот дальше путь «Норман Тимбс Спешиала» становится неясным. Автомобиль продолжает периодически появляться на выставках и в прессе. Но в 1954 машина оказывается в журнале Motor Life уже перекрашенной в белый цвет вместо прежнего бордового глянца. В интервью про нее рассказывает уже новый владелец. Джим Дэвис из Манхэттена сообщает, что приобрел ее в 1952 и впервые зарегистрировал для езды по общим дорогам. Неясно, как Тимбс решился продать уникальный автомобиль и сколько денег он за это получил.
Внезапная пропажа
В какой-то момент авторепортерам надоедает раз в несколько месяцев обозревать одну и ту же машину и популярность родстера идет на спад. Настолько, что с 60-х годов в принципе сложно отследить, где был Norman Timbs Special и кому принадлежал.
Зря, конечно, в «Бьюике» отказались. Фото: YouTube.com
И очень неожиданно, что его нашли только в 2002 году. Причем в абсолютно «убитом» состоянии посреди калифорнийской пустыни. Наверное, редкие туристы даже не понимали, какой раритет просто стоял и ждал своего часа долгие десятки лет. Выводы можно сделать по тому, что 90% деталей были оригинальными. Значит, со времени последней публикации про машину в прессе прошло не так много, 1-2 капитальных ремонта.
Новая жизнь
По крайней мере, никто не «додумался» сдать ее в металлолом. Машина оказалась на аукционе, где ее приобрел коллекционер Гэри Червени. Сначала он приступил к реставрации авто самостоятельно. Позже к делу подключилась компания Custom Auto — известная фирма из штата Колорадо.
Коллекционера настолько увлекла находка, что он разыскал сына Тимбса (сам конструктор умер в 1993) и попросил у него альбомы и газетные вырезки полувековой давности. Всего на реставрацию ушло 7 лет — в два раза с лишним больше, чем Норман делал машину!
Кадр из 2010: машина вновь приковывает взгляды. Фото: YouTube.com
В итоге следующий выход машины в свет датируется 2010 годом. И сразу с победы: Norman Timbs Special берет первое место на выставке Amelia Island Concours d’Elegance. Это самый известный конкурс красоты среди автомобилей.
Трагичный финал
Восемь лет участия в выставках, съемок для журналов, автошоу и видео на YouTube закончились в ноябре 2018 года. Тогда штат Калифорния страдал от разрушительных пожаров. В огне оказались дом и гараж Гэри Червени.
К сожалению, алюминиевый кузов Norman Timbs Special не имел шансов уцелеть в такой ситуации. Вместе с ним сгорело около 30 редких автомобилей.
- mkslzrd
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....