Советские двигатели АЗЛК и ВАЗ с объемом 1,8 литра – они так и не стали серийными
Советские двигатели для легковых автомобилей можно разделить на две условные категории. Первая – это малолитражные. Моторы ставили на ЗАЗ, ВАЗ и АЗЛК. Объем у них был до 1,6 литра.
Вторая категория – это «волговские» двигатели. Они никогда не считались «народными», ибо легковые автомобили ГАЗ свободно не продавались. Поэтому эти моторы были недоступны для широкого круга потребителей.
А как же «нивовский» силовой агрегат, спросите вы. Ведь двигатель с индексом ВАЗ-21213 имеет объем 1,7 литра. «Народная» молва гласит, что мотор выпускается с 1977 года почти без изменений. Но если вспомнить историю, то окажется, что силовой агрегат ВАЗ-21213 появился уже после развала СССР. Поэтому считать его советским нельзя.
А ведь во второй половине 80-х инженеры вели работы над новыми двигателями – с объемом 1,8 литра. Такие моторы были необходимы самым крупным заводам по выпуску легковых автомобилей в СССР – ВАЗ и АЗЛК. И каждое из предприятий справилось с задачей, сделав свои двигатели.
К сожалению, ни один из этих силовых агрегатов так и не стал серийным. Помешал развал Советского Союза.
«Москвич» и «Жигули» – это извечные конкуренты. Автомобили ВАЗ с самого начала появления считались лучшими. Их выбирали за:
✅ Динамику
✅ Современный дизайн
✅ Престижность
Вина в том, что «Москвичи» устарели, целиком лежит на руководстве страны. Финансов заводу АЗЛК на новые модели не выделяли.
А ведь столько было опытных автомобилей и интересных прототипов! Если бы их всех запустили в серийное производство, то они могли дать фору иномаркам. Но «сверху» рассудили по-другому. Раз машины покупают и на них даже приходится записываться в очереди – зачем что-то менять, вкладывая деньги в переоборудование?
Что касается нового двигателя с объемом 1,8 литра, то разобраться, кто первый начал его разрабатывать, сейчас сложно. Кто-то ссылается на АЗЛК, оппоненты уверяют, что именно ВАЗ изначально озаботился данной проблемой.
Одно можно сказать с уверенностью – инженеры обоих предприятий явно неоднократно выпускали опытные моторы с увеличенным объемом. У каждого завода было свое конструкторское бюро.
Разработать новый двигатель АвтоВАЗу и АЗЛК поручили в 1986 году. Началось все с модели Москвич-2141, которую продемонстрировали в августе.
Автомобиль всем понравился, за одним исключением. Под капотом опытного образца находился устаревший мотор УЗАМ-412, который выпускался с 1967 года. Конечно, силовой агрегат неоднократно модернизировался, но современнее он не стал от этого.
Поэтому Минавтопром объявил конкурс на создание двигателя с объемом 1,8 литра. Такой силовой агрегат был нужен не только АЗЛК. АвтоВАЗу тоже требовался более мощный мотор – для «Нивы».
Новый силовой агрегат предполагалось устанавливать на советские легковые автомобили трех марок:
✅ ВАЗ
✅ АЗЛК
✅ Ижмаш
Разрабатывать мотор поручили Волжскому автозаводу, как самому крупному и современному предприятию.
АЗЛК это не понравилось – они самовольно взялись делать свой мотор, сообщив руководству страны. В итоге пришлось создавать конкурс.
Самое интересное, что победить в нем должен был ВАЗ – это подразумевалось безоговорочно. Ведь несмотря на потуги конструкторского бюро АЗЛК, большинство их проектов последнего десятилетия проигрывали главным конкурентам. Причем независимо от потенциала и уровня исполнения.
Есть мнение, что «Москвич» был все-таки первым в освоении нового двигателя. Дескать, работы над силовыми агрегатами с объемом 1,8, а то и 2,0 литра велись еще с середины 70-х. Напомним, что тогда конструкторы пытались создать новую линейку автомобилей С-серии.
У них это получилось, хотя машины были выпущены только в нескольких опытных экземплярах. Именно они потом стали основой для модели с индексом 2141. Кстати, прототип Москвич-С3 имел под капотом двигатель с объемом 2,0 литра и внешность, напоминающую шведский СААБ.
Да и новый серийный автомобиль, представленный на смотр правительству в 1986 году разрабатывался с учетом появления более современного двигателя. Конструкторы понимали, что 1,5-литровый УЗАМ для Москвич-2141 откровенно слаб. Да и знаменитый «шестерочный» мотор с объемом 1,6 л. тоже устарел.
Получается, что не такая уж это и легенда – разговоры о разработке перспективного силового агрегата на АЗЛК.
Двигатели делали в спешке. Специально для этого на АЗЛК и ВАЗ организовали временные конструкторские коллективы. Готовые образцы для конкурса появились примерно через полгода.
Испытания двигателей проходили весной 1987 года. Как ни странно, но выиграли в конкурсе моторы от АЗЛК. Инженеры ВАЗ сразу же начали оправдываться, что конкуренты поступили нечестно. Ведь помогали им дорабатывать двигатели англичане из компании Ricardo, коих каким-то чудом удалось нанять в советские времена.
Конструкторы АЗЛК гордо парировали, что иностранные специалисты только помогли доработать силовой агрегат. И вообще, англичане восхищались новыми советскими моторами, утверждая, что они будут иметь успех в Европе.
Инженеры и руководство АвтоВАЗа до последнего утверждали, что победа «Москвича» – это типичный пример бюрократии. Директор АЗЛК был членом ЦК КПСС, его и поддержали по партийной линии. Новые же двигатели были недоработанными, поэтому их в серию и не запустили.
А ведь планировалось, что будет выпускаться около 240 тысяч двигателей в год, включая 1/3 из этого количества дизельных. Считается, что именно из-за закупки нового оборудования АЗЛК так и не смог оправиться после развала СССР. И это похоже на правду – для выпуска моторов потратили несколько сотен миллионов долларов в эквиваленте.
Позднее, конструкторы АЗЛК все же разработали новые двигатели для Москвич-2141 с объемом 1-7 и 1,8 литра. Но это были совсем иные силовые агрегаты. Не современные, а сделанные на базе старых УЗАМ, которые просто расточили под больший объем.
Кстати, тут кроется еще одна причина победы на конкурсе 1987 года моторов АЗЛК. У них были действительно новые двигатели, а не очередная доработка старых силовых агрегатов. И никакие связи директора «Москвич» тут роли не играли. Более того – победа в конкурсе доказывает, что моторы АЗЛК на несколько уровней превосходили образцы от АвтоВАЗ.
Моторы были апробированы на прототипах, а конечный результат был готов в январе 1990 года. Этот силовой агрегат записан в анналах истории как ВАЗ-322, 16-клапанный.
Хотя затраты на серийное производство нового двигателя были в десятки раз меньше, чем у АЗЛК, проект реализовать не удалось. Помешал все тот же развал Советского Союза – катастрофа для всех заводов огромной страны.
Если проанализировать историю, становится ясно, что АвтоВАЗ и АЗЛК были способны создать свои новые двигатели в начале 90-х. Они бы это непременно сделали, не развались страна.
А какие моторы лучшие – показало бы время. Скорее всего, «москвичевские». Ведь это было новое перспективное семейство, рассчитанное на десятки лет доработок.
Вторая категория – это «волговские» двигатели. Они никогда не считались «народными», ибо легковые автомобили ГАЗ свободно не продавались. Поэтому эти моторы были недоступны для широкого круга потребителей.
А как же «нивовский» силовой агрегат, спросите вы. Ведь двигатель с индексом ВАЗ-21213 имеет объем 1,7 литра. «Народная» молва гласит, что мотор выпускается с 1977 года почти без изменений. Но если вспомнить историю, то окажется, что силовой агрегат ВАЗ-21213 появился уже после развала СССР. Поэтому считать его советским нельзя.
ВАЗ-2121 однозначно не хватало мощности двигателя. Фото: Youtube.com
А ведь во второй половине 80-х инженеры вели работы над новыми двигателями – с объемом 1,8 литра. Такие моторы были необходимы самым крупным заводам по выпуску легковых автомобилей в СССР – ВАЗ и АЗЛК. И каждое из предприятий справилось с задачей, сделав свои двигатели.
К сожалению, ни один из этих силовых агрегатов так и не стал серийным. Помешал развал Советского Союза.
Два друга-соперника
«Москвич» и «Жигули» – это извечные конкуренты. Автомобили ВАЗ с самого начала появления считались лучшими. Их выбирали за:
✅ Динамику
✅ Современный дизайн
✅ Престижность
Вина в том, что «Москвичи» устарели, целиком лежит на руководстве страны. Финансов заводу АЗЛК на новые модели не выделяли.
Самая популярная модель от АЗЛК на все времена. Фото: Youtube.com
А ведь столько было опытных автомобилей и интересных прототипов! Если бы их всех запустили в серийное производство, то они могли дать фору иномаркам. Но «сверху» рассудили по-другому. Раз машины покупают и на них даже приходится записываться в очереди – зачем что-то менять, вкладывая деньги в переоборудование?
Что касается АвтоВАЗа, то там с новыми моделями было все в порядке. В начале 80-х как раз готовили к выпуску перспективное семейство переднеприводных автомобилей.
Что касается нового двигателя с объемом 1,8 литра, то разобраться, кто первый начал его разрабатывать, сейчас сложно. Кто-то ссылается на АЗЛК, оппоненты уверяют, что именно ВАЗ изначально озаботился данной проблемой.
ВАЗ-2108 тоже не помешал бы более мощный двигатель. Фото: Youtube.com
Одно можно сказать с уверенностью – инженеры обоих предприятий явно неоднократно выпускали опытные моторы с увеличенным объемом. У каждого завода было свое конструкторское бюро.
Толчок извне
Разработать новый двигатель АвтоВАЗу и АЗЛК поручили в 1986 году. Началось все с модели Москвич-2141, которую продемонстрировали в августе.
Автомобиль всем понравился, за одним исключением. Под капотом опытного образца находился устаревший мотор УЗАМ-412, который выпускался с 1967 года. Конечно, силовой агрегат неоднократно модернизировался, но современнее он не стал от этого.
Новая модель была всем хороша, кроме устаревшего мотора. Фото: Youtube.com
Поэтому Минавтопром объявил конкурс на создание двигателя с объемом 1,8 литра. Такой силовой агрегат был нужен не только АЗЛК. АвтоВАЗу тоже требовался более мощный мотор – для «Нивы».
Новый силовой агрегат предполагалось устанавливать на советские легковые автомобили трех марок:
✅ ВАЗ
✅ АЗЛК
✅ Ижмаш
Разрабатывать мотор поручили Волжскому автозаводу, как самому крупному и современному предприятию.
АЗЛК это не понравилось – они самовольно взялись делать свой мотор, сообщив руководству страны. В итоге пришлось создавать конкурс.
Работа закипела сразу в двух конструкторских бюро. Фото: Youtube.com
Самое интересное, что победить в нем должен был ВАЗ – это подразумевалось безоговорочно. Ведь несмотря на потуги конструкторского бюро АЗЛК, большинство их проектов последнего десятилетия проигрывали главным конкурентам. Причем независимо от потенциала и уровня исполнения.
Легенда о давних разработках АЗЛК
Есть мнение, что «Москвич» был все-таки первым в освоении нового двигателя. Дескать, работы над силовыми агрегатами с объемом 1,8, а то и 2,0 литра велись еще с середины 70-х. Напомним, что тогда конструкторы пытались создать новую линейку автомобилей С-серии.
У них это получилось, хотя машины были выпущены только в нескольких опытных экземплярах. Именно они потом стали основой для модели с индексом 2141. Кстати, прототип Москвич-С3 имел под капотом двигатель с объемом 2,0 литра и внешность, напоминающую шведский СААБ.
Опытный Москвич-С3. Фото: Youtube.com
Да и новый серийный автомобиль, представленный на смотр правительству в 1986 году разрабатывался с учетом появления более современного двигателя. Конструкторы понимали, что 1,5-литровый УЗАМ для Москвич-2141 откровенно слаб. Да и знаменитый «шестерочный» мотор с объемом 1,6 л. тоже устарел.
Получается, что не такая уж это и легенда – разговоры о разработке перспективного силового агрегата на АЗЛК.
Испытания
Двигатели делали в спешке. Специально для этого на АЗЛК и ВАЗ организовали временные конструкторские коллективы. Готовые образцы для конкурса появились примерно через полгода.
Испытания двигателей проходили весной 1987 года. Как ни странно, но выиграли в конкурсе моторы от АЗЛК. Инженеры ВАЗ сразу же начали оправдываться, что конкуренты поступили нечестно. Ведь помогали им дорабатывать двигатели англичане из компании Ricardo, коих каким-то чудом удалось нанять в советские времена.
Иностранцы требовали ВАЗ-2121 с более мощным мотором. Фото: Youtube.com
Конструкторы АЗЛК гордо парировали, что иностранные специалисты только помогли доработать силовой агрегат. И вообще, англичане восхищались новыми советскими моторами, утверждая, что они будут иметь успех в Европе.
Почему не стал серийным?
Инженеры и руководство АвтоВАЗа до последнего утверждали, что победа «Москвича» – это типичный пример бюрократии. Директор АЗЛК был членом ЦК КПСС, его и поддержали по партийной линии. Новые же двигатели были недоработанными, поэтому их в серию и не запустили.
Но конструкторы завода «Москвич» до сих пор уверены – отправить силовые агрегаты на конвейер помешал развал Советского Союза. Более того – завод вложился в новое производство, а потом финансирование прекратили.
А ведь планировалось, что будет выпускаться около 240 тысяч двигателей в год, включая 1/3 из этого количества дизельных. Считается, что именно из-за закупки нового оборудования АЗЛК так и не смог оправиться после развала СССР. И это похоже на правду – для выпуска моторов потратили несколько сотен миллионов долларов в эквиваленте.
Что было дальше
Позднее, конструкторы АЗЛК все же разработали новые двигатели для Москвич-2141 с объемом 1-7 и 1,8 литра. Но это были совсем иные силовые агрегаты. Не современные, а сделанные на базе старых УЗАМ, которые просто расточили под больший объем.
Двигатель под капотом одного из поздних Москвич-2141. Фото: Youtube.com
Кстати, тут кроется еще одна причина победы на конкурсе 1987 года моторов АЗЛК. У них были действительно новые двигатели, а не очередная доработка старых силовых агрегатов. И никакие связи директора «Москвич» тут роли не играли. Более того – победа в конкурсе доказывает, что моторы АЗЛК на несколько уровней превосходили образцы от АвтоВАЗ.
Что касается Волжского завода, то там тоже не стали отказываться от нового семейства двигателей с объемом 1,8 литра. Они нужны были для «Нивы», которую, кстати, планировали глобально модернизировать в конце 80-х.
Моторы были апробированы на прототипах, а конечный результат был готов в январе 1990 года. Этот силовой агрегат записан в анналах истории как ВАЗ-322, 16-клапанный.
А двигатель ВАЗ-21213 с объемом 1,7 литра появился только в 1994 году. Фото: Youtube.com
Хотя затраты на серийное производство нового двигателя были в десятки раз меньше, чем у АЗЛК, проект реализовать не удалось. Помешал все тот же развал Советского Союза – катастрофа для всех заводов огромной страны.
Если проанализировать историю, становится ясно, что АвтоВАЗ и АЗЛК были способны создать свои новые двигатели в начале 90-х. Они бы это непременно сделали, не развались страна.
А какие моторы лучшие – показало бы время. Скорее всего, «москвичевские». Ведь это было новое перспективное семейство, рассчитанное на десятки лет доработок.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...