Легкий чехословацкий мотоцикл CZ-98
Чехословацкие мотоциклы навсегда вошли в советскую историю как ее заметная и незаменимая страница. Именно поэтому в ностальгии парней, которым сейчас в районе полтинника, они занимают одно из основных мест. По этой же причине мы не прекратим возвращаться к данной теме еще миллионы раз. Потому что всегда найдется огромное количество тех, кто с трепетом будет прикасаться к истории давно минувших дней.
Нет смысла повторять лишний раз, что в центральноевропейской стране существовало два основных, конкурирующих между собой, предприятия по производству мотоциклов. Причем, одно – сродни нашему ИЖ. Военное предприятие, в качестве дополнения (хочется сказать, для души), занялось также и выпуском различной мототехники.
Речь идет о Ceska zbrojovka AS. Что не слышали о таком? А CZ вам знаком получше? То-то же, а ведь это одно и то же. Ну или, точнее, просто аббревиатура от основного названия предприятия. Он все время находился в тени более успешной Jawa. Правда, в отношении спортивной техники, как мы и писали ранее, смог в одно время ее перещеголять.
Так вот первый опыт на заре 30-х у CZ был более чем скромным. Специалисты предприятия взяли обычный велосипед да и насадили ему двигатель прямо на переднее колесо. Очень неудобно в эксплуатации, низкий эффект. Зато – никаких заморочек. Ну да, ладно, первый блин, сами понимаете. Зато дальше «збройовики» смогли заметно продвинутся и в четвертой попытке предложить вполне стоящий и с прекрасными для 90-летней давности параметрами легкий мотоцикл со 100-кубовым двигателем.
Хотя в конструкции нового мотоцикла прослеживалась зрелость и приобретенный за несколько лет опыт в производстве мототехники, в нем еще хорошо просматривались велосипедные черты. Да, водитель не должен был крутить педали постоянно (а только при необходимости завода или помощи при движении под гору). Но педали все же имелись и общему облику не хватало мотоциклетной «мужественности». Скорее, мы имели дело с велосипедной элегантностью, слегка приправленной мотоциклетным шармом. Эдакий переходный период, который позже на многих языках назовут ностальгическим именем мопед – «мотоцикл педальный».
Прошлая попытка завода CZ-76 (цифры указывают на рабочий объем двигателя) являлся классическим примером велосипеда с мотором. На предприятии-изготовителе ясно понимали, что после простых моделей пора переходить в новую «весовую» категорию. А вот педали для запуска перекочевали и в 100-кубовый мотоцикл.
В первые три года выпуска CZ-98 пережил минимальные эволюционные изменения. Невысокая скорость и внешнее сходство с велосипедом и дальше являлись его визитной карточкой. Максималка сохранялась на уровне советских «дырчиков». Рубикон преодолели в 1937-м, когда настало время кардинальных перемен. Специалисты завода осознали, что серьезный клиент желает видеть перед собой достойную технику. Поэтому, чтобы его не потерять – необходимо соответствовать.
Сейчас кто-то может упрекнуть чехов в консерватизме и отставании от времени. Но все как раз наоборот: мотоцикл полностью соответствовал стилю и уровню технического развития 30-х годов прошлого столетия и имел неплохие параметры:
✅ рабочий объем – 98 куб. см
✅ расход горючего – 2 л / 100 км
✅ вес – ок. 50 кг
✅ максимальная скорость – 45 км/ч
С самого начала он имел в своей конструкции несколько позитивных моментов. А вот двигатель нуждался в доработке. Поэтому, в первые три года выпуска (первое поколение) основные изменения касались именно конструкции силового агрегата:
✅ подшипники коленчатого вала (втулки, ролики)
✅ маршрутизация каналов
✅ крепление выхлопа к цилиндру и его оребрение
✅ форма головки
✅ другие доработки мотора
Еще одним заметным преимуществом этого мотоцикла являлось то, что по местным законам тех лет он не нуждался в регистрации в местных органах. Соответственно, он и не облагался дорожным налогом. Это являлось огромным положительным моментом и привлекало многих, особенно молодых, потенциальных покупателей. Может быть, по причине такого статуса CZ-98 выполнили по большей части с велосипедными, а не мотоциклетными, чертами внешнего дизайна.
В плане окраски существовали две системы: довоенная и конца 40-х. в первом случае техника окрашивалась в серебристый цвет. А украшало силуэт обрамление синей линией. В таком виде мотоциклы выходили с заводского конвейера до самого окончания выпуска из-за полномасштабной войны в Европе. А вот после ее завершения цветовая гамма стала намного богаче. В конце 40-х CZ-98 имел серебристую центральную часть и черные борта. Все это окаймляли три линии двухцветной раскраски: две белые и одна красная.
Итак, с 1937 года чехословацкий мотоцикл ждали коренные изменения. Он пережил глубокую модернизацию. Прежде всего она выразился в изменении внешности байка. 100-кубовый аппарат приобрел больше мотоциклетных черт. Хотя педальный привод сохранился еще на несколько лет. Полностью от него избавились только в конце 40-х.
Продолжились и работы по улучшению показателей силового агрегата мотоцикла. Применена тормозная система барабанного типа. В общем, чехи постарались изменить свое детище и внутри, и снаружи. Перемены коснулись очень многих сторон:
✅ совершенно новый мотор с 3-ступенчатой КПП
✅ многодисковое сцепление в масляной ванне
✅ более крупный и округлый бак
✅ мощность выросла до 2,5 л. с
✅ максимальная скорость составила 65 км/ч
Именно с этой модификации началась долгая история «чезетовского» стиля – черная краска с белыми линиями. До 1939 года он еще заводился при помощи педалей. Но уже со следующего года наступил переломный для модели момент. Поступил заказ от голландской стороны на изготовление CZ-98 для рынка этой страны. Экспортный вариант мотоцикла решили сделать более продвинутым, оснастив пусковым рычагом. Он располагался с непривычной для поколения молодежи застойных времен правой стороны.
Машина выглядела не только стильно и современно, но на нет сошли любые ассоциации с велосипедом. К примеру, задний тормоз управлялся уже штатным ножным рычагом. Такое обновление прижилось с 1940 года и на внутреннем рынке. Вообще все мотоциклы, изготовленные в середине 40-х оснащались исключительно пусковой ножкой. Правда, располагалась она уже с обычной для нашей страны левой стороны. Изменение конструкции привело к тому, что с того времени исчезли подставки для ног водителя в виде заводных педалей. Эту роль теперь выполняли фиксированные подножки.
Мотоциклы прекрасно зарекомендовали себя в эксплуатации, но время неумолимо брало свое. Модель 15-летней давности, несмотря на множественные модификации, начала понемногу устаревать. Не будем забывать и о том, что вторая половина 40-х – это время триумфа прямых конкурентов с легендарным «ЯВА-Перак». Все эти факторы привели к тому, что в 1946 году выпуск CZ-98 был полностью прекращен.
В первом поколении успели собрать всего 3800 штук. С 1937 по 1946 – гораздо больше (ок. 12 тысяч). В СССР они не экспортировались, потому что бум чехословацкой техники наступил в нашей стране только в середине 60-х. Правда, может, какой-то любитель старины и смог завести редкий экземпляр. А вот на родине поклонников у «старичка» еще немало. Это подтверждают и объявления в интернете о продаже различных запчастей на него.
Нет смысла повторять лишний раз, что в центральноевропейской стране существовало два основных, конкурирующих между собой, предприятия по производству мотоциклов. Причем, одно – сродни нашему ИЖ. Военное предприятие, в качестве дополнения (хочется сказать, для души), занялось также и выпуском различной мототехники.
Первый образец 1933 года – классический велосипед с мотором. Фото: youtube.com
Речь идет о Ceska zbrojovka AS. Что не слышали о таком? А CZ вам знаком получше? То-то же, а ведь это одно и то же. Ну или, точнее, просто аббревиатура от основного названия предприятия. Он все время находился в тени более успешной Jawa. Правда, в отношении спортивной техники, как мы и писали ранее, смог в одно время ее перещеголять.
Так вот первый опыт на заре 30-х у CZ был более чем скромным. Специалисты предприятия взяли обычный велосипед да и насадили ему двигатель прямо на переднее колесо. Очень неудобно в эксплуатации, низкий эффект. Зато – никаких заморочек. Ну да, ладно, первый блин, сами понимаете. Зато дальше «збройовики» смогли заметно продвинутся и в четвертой попытке предложить вполне стоящий и с прекрасными для 90-летней давности параметрами легкий мотоцикл со 100-кубовым двигателем.
Первое поколение (1933-1936), близкое к велосипеду
Хотя в конструкции нового мотоцикла прослеживалась зрелость и приобретенный за несколько лет опыт в производстве мототехники, в нем еще хорошо просматривались велосипедные черты. Да, водитель не должен был крутить педали постоянно (а только при необходимости завода или помощи при движении под гору). Но педали все же имелись и общему облику не хватало мотоциклетной «мужественности». Скорее, мы имели дело с велосипедной элегантностью, слегка приправленной мотоциклетным шармом. Эдакий переходный период, который позже на многих языках назовут ностальгическим именем мопед – «мотоцикл педальный».
Первые экземпляры CZ-98 представили в 1933 году. Он унаследовал немало черт от своего предшественника, хотя по объему двигателя и мощности уже перешел в более высокую категорию.
Прошлая попытка завода CZ-76 (цифры указывают на рабочий объем двигателя) являлся классическим примером велосипеда с мотором. На предприятии-изготовителе ясно понимали, что после простых моделей пора переходить в новую «весовую» категорию. А вот педали для запуска перекочевали и в 100-кубовый мотоцикл.
В первые три года выпуска CZ-98 пережил минимальные эволюционные изменения. Невысокая скорость и внешнее сходство с велосипедом и дальше являлись его визитной карточкой. Максималка сохранялась на уровне советских «дырчиков». Рубикон преодолели в 1937-м, когда настало время кардинальных перемен. Специалисты завода осознали, что серьезный клиент желает видеть перед собой достойную технику. Поэтому, чтобы его не потерять – необходимо соответствовать.
Техническая сторона первого поколения
Сейчас кто-то может упрекнуть чехов в консерватизме и отставании от времени. Но все как раз наоборот: мотоцикл полностью соответствовал стилю и уровню технического развития 30-х годов прошлого столетия и имел неплохие параметры:
✅ рабочий объем – 98 куб. см
✅ расход горючего – 2 л / 100 км
✅ вес – ок. 50 кг
✅ максимальная скорость – 45 км/ч
С самого начала он имел в своей конструкции несколько позитивных моментов. А вот двигатель нуждался в доработке. Поэтому, в первые три года выпуска (первое поколение) основные изменения касались именно конструкции силового агрегата:
✅ подшипники коленчатого вала (втулки, ролики)
✅ маршрутизация каналов
✅ крепление выхлопа к цилиндру и его оребрение
✅ форма головки
✅ другие доработки мотора
Еще одним заметным преимуществом этого мотоцикла являлось то, что по местным законам тех лет он не нуждался в регистрации в местных органах. Соответственно, он и не облагался дорожным налогом. Это являлось огромным положительным моментом и привлекало многих, особенно молодых, потенциальных покупателей. Может быть, по причине такого статуса CZ-98 выполнили по большей части с велосипедными, а не мотоциклетными, чертами внешнего дизайна.
Спустя восемь десятилетий еще в строю. Фото: youtube.com
В плане окраски существовали две системы: довоенная и конца 40-х. в первом случае техника окрашивалась в серебристый цвет. А украшало силуэт обрамление синей линией. В таком виде мотоциклы выходили с заводского конвейера до самого окончания выпуска из-за полномасштабной войны в Европе. А вот после ее завершения цветовая гамма стала намного богаче. В конце 40-х CZ-98 имел серебристую центральную часть и черные борта. Все это окаймляли три линии двухцветной раскраски: две белые и одна красная.
Довоенный рестайлинг
Итак, с 1937 года чехословацкий мотоцикл ждали коренные изменения. Он пережил глубокую модернизацию. Прежде всего она выразился в изменении внешности байка. 100-кубовый аппарат приобрел больше мотоциклетных черт. Хотя педальный привод сохранился еще на несколько лет. Полностью от него избавились только в конце 40-х.
После рестайлинга бак получил более привлекательную форму. Фото: youtube.com
Продолжились и работы по улучшению показателей силового агрегата мотоцикла. Применена тормозная система барабанного типа. В общем, чехи постарались изменить свое детище и внутри, и снаружи. Перемены коснулись очень многих сторон:
✅ совершенно новый мотор с 3-ступенчатой КПП
✅ многодисковое сцепление в масляной ванне
✅ более крупный и округлый бак
✅ мощность выросла до 2,5 л. с
✅ максимальная скорость составила 65 км/ч
Именно с этой модификации началась долгая история «чезетовского» стиля – черная краска с белыми линиями. До 1939 года он еще заводился при помощи педалей. Но уже со следующего года наступил переломный для модели момент. Поступил заказ от голландской стороны на изготовление CZ-98 для рынка этой страны. Экспортный вариант мотоцикла решили сделать более продвинутым, оснастив пусковым рычагом. Он располагался с непривычной для поколения молодежи застойных времен правой стороны.
В 40-х появились подножки, а заводная перекочевала налево. Фото: youtube.com
Машина выглядела не только стильно и современно, но на нет сошли любые ассоциации с велосипедом. К примеру, задний тормоз управлялся уже штатным ножным рычагом. Такое обновление прижилось с 1940 года и на внутреннем рынке. Вообще все мотоциклы, изготовленные в середине 40-х оснащались исключительно пусковой ножкой. Правда, располагалась она уже с обычной для нашей страны левой стороны. Изменение конструкции привело к тому, что с того времени исчезли подставки для ног водителя в виде заводных педалей. Эту роль теперь выполняли фиксированные подножки.
Окончание истории и хорошие воспоминания
Мотоциклы прекрасно зарекомендовали себя в эксплуатации, но время неумолимо брало свое. Модель 15-летней давности, несмотря на множественные модификации, начала понемногу устаревать. Не будем забывать и о том, что вторая половина 40-х – это время триумфа прямых конкурентов с легендарным «ЯВА-Перак». Все эти факторы привели к тому, что в 1946 году выпуск CZ-98 был полностью прекращен.
Сохранившиеся до сегодня экземпляры время не пощадило. Фото: youtube.com
В первом поколении успели собрать всего 3800 штук. С 1937 по 1946 – гораздо больше (ок. 12 тысяч). В СССР они не экспортировались, потому что бум чехословацкой техники наступил в нашей стране только в середине 60-х. Правда, может, какой-то любитель старины и смог завести редкий экземпляр. А вот на родине поклонников у «старичка» еще немало. Это подтверждают и объявления в интернете о продаже различных запчастей на него.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...