Российские электромобили: робкие попытки прошлого и серьезные планы на будущее
Электрокары – один из главных трендов современного автомобилестроения в последние десятилетия. Россия в этом плане тоже имеет свои разработки. И если в сфере общественного транспорта производство как-то налаживается – электробусы уже курсируют в мегаполисах, то с легковыми машинами «что-то пошло не так». А ведь автомобили на электрической тяге разрабатывались еще в дореволюционной России, во времена СССР и сегодня.
Официально принято считать, что впервые машина на аккумуляторах появилась аж в 1828 году в Венгрии. Постепенно идеей заинтересовались во всем мире, включая Россию. Здесь в 1889 году был построен Романовым Ипполитом Владимировичем двухместный экземпляр. Его мощность составляла 6 л. с., скорость 37 км/ч, а запас хода 60 км. «Попутно» конструктор создал пару омнибусов (автобус), рассчитанных на 10 и 17 пассажиров. Но, как говорят сегодня, модели «не пошли в серию». Иное дело США. Здесь к середине 10-х годов минувшего века в Нью-Йорке была создана целая сеть такси, работавших на электрической тяге. Но в будущем бензиновые машины все же вытеснили авто на аккумуляторах.
В основном это были экспериментальные разработки в виде небольших фургонов для, например, развоза почты. Активно использовали электрокары для обслуживания аэродромов. Из автозаводов особенно усердствовал УАЗ:
Отдельно стоит упомянуть микроавтобус РАФ, специально разработанный к Олимипиаде-80 для сопровождения бегунов-марафонцев. Его максимальная скорость 50 км/ч. На одной зарядке проезжал 100 км. Было произведено несколько образцов, часть из которых трудилась на московском мясокомбинате №34. После Олимпиады электромобиль передали в Ашхабад для испытаний с солнечными батареями. Позже были попытки продолжить производство, но последний экземпляр вышел с завода в 1986 году под индексом 2803.
К другим попыткам создать серийную легковую машину на электрической тяге можно отнести разработки завода АЗЛК. Это пикап «Москвич 2335Е1». Ну еще модель 2144, выпущенная, как концепт-кар.
Первый авто на электрической тяге, пошедший в серию – Lada Ellada на (базе «Калина»), выпущенный в 2013 г. Основные параметры машины:
Из прошлого
Официально принято считать, что впервые машина на аккумуляторах появилась аж в 1828 году в Венгрии. Постепенно идеей заинтересовались во всем мире, включая Россию. Здесь в 1889 году был построен Романовым Ипполитом Владимировичем двухместный экземпляр. Его мощность составляла 6 л. с., скорость 37 км/ч, а запас хода 60 км. «Попутно» конструктор создал пару омнибусов (автобус), рассчитанных на 10 и 17 пассажиров. Но, как говорят сегодня, модели «не пошли в серию». Иное дело США. Здесь к середине 10-х годов минувшего века в Нью-Йорке была создана целая сеть такси, работавших на электрической тяге. Но в будущем бензиновые машины все же вытеснили авто на аккумуляторах.
Электромобиль Baker Electric 1908 года и сегодня в строю. Фото: Youtube. com.
Электротранспорт в СССР
В основном это были экспериментальные разработки в виде небольших фургонов для, например, развоза почты. Активно использовали электрокары для обслуживания аэродромов. Из автозаводов особенно усердствовал УАЗ:
- ✅ 1959 год – модель 450 ЭМ (рассчитан на 70 км пути)
- ✅ 1977 год – 451 МИ проезжал на одной зарядке 80 км и вез 0,5 т груза
- ✅ 1981 год – УАЗ 3801 (перевозил 800 кг, проезжал до 75 км)
Отдельно стоит упомянуть микроавтобус РАФ, специально разработанный к Олимипиаде-80 для сопровождения бегунов-марафонцев. Его максимальная скорость 50 км/ч. На одной зарядке проезжал 100 км. Было произведено несколько образцов, часть из которых трудилась на московском мясокомбинате №34. После Олимпиады электромобиль передали в Ашхабад для испытаний с солнечными батареями. Позже были попытки продолжить производство, но последний экземпляр вышел с завода в 1986 году под индексом 2803.
К другим попыткам создать серийную легковую машину на электрической тяге можно отнести разработки завода АЗЛК. Это пикап «Москвич 2335Е1». Ну еще модель 2144, выпущенная, как концепт-кар.
Электромобили РФ в XXI веке
Первый авто на электрической тяге, пошедший в серию – Lada Ellada на (базе «Калина»), выпущенный в 2013 г. Основные параметры машины:
- ✅ мощность двигателя 81 лошадиная сила
- ✅ емкость аккумулятора 13 кВт*ч (время зарядки на 100% – 8 ч)
- ✅ развиваемая скорость – 150 км/ч
На одной зарядке авто способно проехать 150 км. Было выпущено 100 машин для Ставропольского края (по спецзаказу). Из-за отсутствия денег администрация выкупила аж 5 штук. Оставшиеся авто еле распродали по себестоимости. Вторая попытка – Lada Vesta, собранная на платформе «Калина» в 2016 г. Но эта машина в серию вообще не пошла.Ё-мобили
Это амбициозный проект, так и не реализованный на практике полностью. Им («почему-то» в год выборов) занимался Михаил Прохоров с фирмой «ЯРОВИТ Моторс». Планировалось выпустить машину с гибридным роторно-поршневым двигателем, работающим на газе, бензине и частично электричестве (использовались суперконденсаторы). Компания собиралась выпускать хэтчбек, купе и фургон.КАМА-1
Электромобиль разработан КАМАЗом в сотрудничестве с Центром НТИ из Санкт-Петербурга. Машина – наследник «Оки», хотя новый компактный кроссовер практически ничего с ней общего не имеет. Производитель обещает начать продажи ориентировочно в 2023 году, причем со скидками до 25%, благодаря господдержке. Технические параметры:- ✅ мощность силовой установки 109 л. с.
- ✅ емкость аккумулятора 33 кВт*ч
- ✅ разгон до «сотки» за 6,7 секунды
- ✅ скоростной потолок – 150 км/ч
- ✅ запас хода не более 300 км
Машина включена в программу Министерства экономики и является действующей. Однако говорить о том, что городской электрокар будет пользоваться спросом, пока рано: уж больно цена непривлекательна – 1,2 млн. руб.City Modul 1
Электрокаром занимается российский стартап Zetta. Разработка автомобиля находится на конечной стадии. Машинка имеет скромные размеры (3,03х1,76х1,6 м), но рассчитана на 4-х человек. Еще имеется и багажник на 180 л. Управляется электрокар через планшет либо мобильное приложение. Базовая модификация:- ✅ мощность 98 л. с.
- ✅ емкость АКБ 1- кВт*ч
- ✅ пробег на одной зарядке 180 км (более дороги версии – до 500 км)
Чтобы уменьшить нагрузку на мотор и себестоимость, убрали усилитель руля, а печку сделали бензиновой. Озвучена минимальная цена электрокара – 550 тыс. руб. планировали начать серийное производство в 2020 году, но средства для реализации проекта найти не удалось. Т. к. инвестора нет до сих пор, будущее Modul 1 непонятно. Тем не менее разработчики продолжают испытания.Monarch
Позиционируется, как авто премиум-класса. Планируется выпустить пробную партию в 30 единиц, из них 10 сделают по индивидуальным заказам. Предусмотрена пара модификаций:- ✅ S200 – АКБ в 60 кВт*ч, мощность двигателя 200 кВт, скорость по максимуму – 250 км/ч, разбег до «сотки» за 5 сек., проезжаемое на одной зарядке расстояние – 372 км
- ✅ S400 – батарея в 80 кВт*ч, мотор развивает 400 кВт, максимальная скорость 260 км/ч, разгон до «сотки» не более 3,2 секунды, пробег на одной зарядке до 400 км
Салон отделывается дорогими материалами – кожей, элементами из редких пород дерева и драгоценных металлов. Стоимость заявлена внушительная: 4,47 млн. руб. А коллекционные образцы (10 штук) и вовсе пойдут по 190 000$.«Ардерия ТС2»
Электрокар, рассчитанный на пару мест, разработан и выпущен в Адыгее. Вызвал неоднозначную реакцию, т. к. является аналогом Jijie Tule из КНР, в свою очередь, скопированного со Smart ForTwo. Двигатель развивает 7 л. с., АКБ имеет емкость в 7,2 кВт*ч, что гарантирует проезд без подзарядки 100 км. Предельная скорость 60 км/ч, восполнить заряд батареи можно за 8 ч. Характеристики не очень впечатляют, но зато и цена соответствует – 400 тыс. руб. Машина эксплуатируется, модернизируется и уже ездит.Иж UV-4 от концерна «Калашников»
Второе название трехколесного электрокара – «Овум». Опытные образцы переданы столичному МВД для обкатки. Машина отличается неплохой проходимостью и может использоваться для езды по пересеченной местности. Зарядки хватает на 150 км, а максимальная скорость не превышает 80 км/ч. Сейчас электрокар дорабатывается, цена и сроки продаж пока не сообщаются.GAZelle e-NN
Серийный выпуск этого коммерческого электромобиля ГАЗ собирался наладить в 2021 году. Но господдержка, на которую рассчитывал завод, не была оказана (пока). Тем не менее, испытания идут полным ходом, предполагается производить три версии:- ✅ фургон
- ✅ маршрутное такси
- ✅ микроавтобус
На первых моделях планируется устанавливать китайские двигатели и аккумуляторы. Мощность мотора 136 л. с. при максимальной скорости до 100 км/ч. Запас хода 120 км, время «быстрой» зарядки АКБ на 80% составляет 30 минут.
Также выпускались «Газель Next Electro» еще в 2017 году. Кроме ГАЗа, коммерческие электромобили выпускали «Экомоторс», «Спецавтоинжиниринг». Всего четыре модификации: грузовик, трех-, пятиместная машина, а также «маршрутка». Стартовая стоимость 6,5 млн. руб. Автозавод настроен серьезно и рассчитывает заполнить нишу коммерческих электромобилей на рынке РФ.Выводы
Если сравнивать с 2020 годом, ситуация на рынке электрокаров все же выглядит лучше. Попытки, хоть и робкие, есть: российские компании разрабатывают и создают для массового выпуска не только электробусы, но и легковой транспорт. Самое последнее подтверждение – разработка серийной модели кроссовера E-Neva, за которую взялся такой гигант оборонной промышленности, как «Алмаз-Антей», производящий знаменитые на весь мир ракетные зенитные комплексы С-400, С-500. - ✅ мощность силовой установки 109 л. с.
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....