Российские электромобили: робкие попытки прошлого и серьезные планы на будущее
Электрокары – один из главных трендов современного автомобилестроения в последние десятилетия. Россия в этом плане тоже имеет свои разработки. И если в сфере общественного транспорта производство как-то налаживается – электробусы уже курсируют в мегаполисах, то с легковыми машинами «что-то пошло не так». А ведь автомобили на электрической тяге разрабатывались еще в дореволюционной России, во времена СССР и сегодня.
Официально принято считать, что впервые машина на аккумуляторах появилась аж в 1828 году в Венгрии. Постепенно идеей заинтересовались во всем мире, включая Россию. Здесь в 1889 году был построен Романовым Ипполитом Владимировичем двухместный экземпляр. Его мощность составляла 6 л. с., скорость 37 км/ч, а запас хода 60 км. «Попутно» конструктор создал пару омнибусов (автобус), рассчитанных на 10 и 17 пассажиров. Но, как говорят сегодня, модели «не пошли в серию». Иное дело США. Здесь к середине 10-х годов минувшего века в Нью-Йорке была создана целая сеть такси, работавших на электрической тяге. Но в будущем бензиновые машины все же вытеснили авто на аккумуляторах.
В основном это были экспериментальные разработки в виде небольших фургонов для, например, развоза почты. Активно использовали электрокары для обслуживания аэродромов. Из автозаводов особенно усердствовал УАЗ:
Отдельно стоит упомянуть микроавтобус РАФ, специально разработанный к Олимипиаде-80 для сопровождения бегунов-марафонцев. Его максимальная скорость 50 км/ч. На одной зарядке проезжал 100 км. Было произведено несколько образцов, часть из которых трудилась на московском мясокомбинате №34. После Олимпиады электромобиль передали в Ашхабад для испытаний с солнечными батареями. Позже были попытки продолжить производство, но последний экземпляр вышел с завода в 1986 году под индексом 2803.
К другим попыткам создать серийную легковую машину на электрической тяге можно отнести разработки завода АЗЛК. Это пикап «Москвич 2335Е1». Ну еще модель 2144, выпущенная, как концепт-кар.
Первый авто на электрической тяге, пошедший в серию – Lada Ellada на (базе «Калина»), выпущенный в 2013 г. Основные параметры машины:
Из прошлого
Официально принято считать, что впервые машина на аккумуляторах появилась аж в 1828 году в Венгрии. Постепенно идеей заинтересовались во всем мире, включая Россию. Здесь в 1889 году был построен Романовым Ипполитом Владимировичем двухместный экземпляр. Его мощность составляла 6 л. с., скорость 37 км/ч, а запас хода 60 км. «Попутно» конструктор создал пару омнибусов (автобус), рассчитанных на 10 и 17 пассажиров. Но, как говорят сегодня, модели «не пошли в серию». Иное дело США. Здесь к середине 10-х годов минувшего века в Нью-Йорке была создана целая сеть такси, работавших на электрической тяге. Но в будущем бензиновые машины все же вытеснили авто на аккумуляторах.
Электромобиль Baker Electric 1908 года и сегодня в строю. Фото: Youtube. com.
Электротранспорт в СССР
В основном это были экспериментальные разработки в виде небольших фургонов для, например, развоза почты. Активно использовали электрокары для обслуживания аэродромов. Из автозаводов особенно усердствовал УАЗ:
- ✅ 1959 год – модель 450 ЭМ (рассчитан на 70 км пути)
- ✅ 1977 год – 451 МИ проезжал на одной зарядке 80 км и вез 0,5 т груза
- ✅ 1981 год – УАЗ 3801 (перевозил 800 кг, проезжал до 75 км)
Отдельно стоит упомянуть микроавтобус РАФ, специально разработанный к Олимипиаде-80 для сопровождения бегунов-марафонцев. Его максимальная скорость 50 км/ч. На одной зарядке проезжал 100 км. Было произведено несколько образцов, часть из которых трудилась на московском мясокомбинате №34. После Олимпиады электромобиль передали в Ашхабад для испытаний с солнечными батареями. Позже были попытки продолжить производство, но последний экземпляр вышел с завода в 1986 году под индексом 2803.
К другим попыткам создать серийную легковую машину на электрической тяге можно отнести разработки завода АЗЛК. Это пикап «Москвич 2335Е1». Ну еще модель 2144, выпущенная, как концепт-кар.
Электромобили РФ в XXI веке
Первый авто на электрической тяге, пошедший в серию – Lada Ellada на (базе «Калина»), выпущенный в 2013 г. Основные параметры машины:
- ✅ мощность двигателя 81 лошадиная сила
- ✅ емкость аккумулятора 13 кВт*ч (время зарядки на 100% – 8 ч)
- ✅ развиваемая скорость – 150 км/ч
На одной зарядке авто способно проехать 150 км. Было выпущено 100 машин для Ставропольского края (по спецзаказу). Из-за отсутствия денег администрация выкупила аж 5 штук. Оставшиеся авто еле распродали по себестоимости. Вторая попытка – Lada Vesta, собранная на платформе «Калина» в 2016 г. Но эта машина в серию вообще не пошла.Ё-мобили
Это амбициозный проект, так и не реализованный на практике полностью. Им («почему-то» в год выборов) занимался Михаил Прохоров с фирмой «ЯРОВИТ Моторс». Планировалось выпустить машину с гибридным роторно-поршневым двигателем, работающим на газе, бензине и частично электричестве (использовались суперконденсаторы). Компания собиралась выпускать хэтчбек, купе и фургон.КАМА-1
Электромобиль разработан КАМАЗом в сотрудничестве с Центром НТИ из Санкт-Петербурга. Машина – наследник «Оки», хотя новый компактный кроссовер практически ничего с ней общего не имеет. Производитель обещает начать продажи ориентировочно в 2023 году, причем со скидками до 25%, благодаря господдержке. Технические параметры:- ✅ мощность силовой установки 109 л. с.
- ✅ емкость аккумулятора 33 кВт*ч
- ✅ разгон до «сотки» за 6,7 секунды
- ✅ скоростной потолок – 150 км/ч
- ✅ запас хода не более 300 км
Машина включена в программу Министерства экономики и является действующей. Однако говорить о том, что городской электрокар будет пользоваться спросом, пока рано: уж больно цена непривлекательна – 1,2 млн. руб.City Modul 1
Электрокаром занимается российский стартап Zetta. Разработка автомобиля находится на конечной стадии. Машинка имеет скромные размеры (3,03х1,76х1,6 м), но рассчитана на 4-х человек. Еще имеется и багажник на 180 л. Управляется электрокар через планшет либо мобильное приложение. Базовая модификация:- ✅ мощность 98 л. с.
- ✅ емкость АКБ 1- кВт*ч
- ✅ пробег на одной зарядке 180 км (более дороги версии – до 500 км)
Чтобы уменьшить нагрузку на мотор и себестоимость, убрали усилитель руля, а печку сделали бензиновой. Озвучена минимальная цена электрокара – 550 тыс. руб. планировали начать серийное производство в 2020 году, но средства для реализации проекта найти не удалось. Т. к. инвестора нет до сих пор, будущее Modul 1 непонятно. Тем не менее разработчики продолжают испытания.Monarch
Позиционируется, как авто премиум-класса. Планируется выпустить пробную партию в 30 единиц, из них 10 сделают по индивидуальным заказам. Предусмотрена пара модификаций:- ✅ S200 – АКБ в 60 кВт*ч, мощность двигателя 200 кВт, скорость по максимуму – 250 км/ч, разбег до «сотки» за 5 сек., проезжаемое на одной зарядке расстояние – 372 км
- ✅ S400 – батарея в 80 кВт*ч, мотор развивает 400 кВт, максимальная скорость 260 км/ч, разгон до «сотки» не более 3,2 секунды, пробег на одной зарядке до 400 км
Салон отделывается дорогими материалами – кожей, элементами из редких пород дерева и драгоценных металлов. Стоимость заявлена внушительная: 4,47 млн. руб. А коллекционные образцы (10 штук) и вовсе пойдут по 190 000$.«Ардерия ТС2»
Электрокар, рассчитанный на пару мест, разработан и выпущен в Адыгее. Вызвал неоднозначную реакцию, т. к. является аналогом Jijie Tule из КНР, в свою очередь, скопированного со Smart ForTwo. Двигатель развивает 7 л. с., АКБ имеет емкость в 7,2 кВт*ч, что гарантирует проезд без подзарядки 100 км. Предельная скорость 60 км/ч, восполнить заряд батареи можно за 8 ч. Характеристики не очень впечатляют, но зато и цена соответствует – 400 тыс. руб. Машина эксплуатируется, модернизируется и уже ездит.Иж UV-4 от концерна «Калашников»
Второе название трехколесного электрокара – «Овум». Опытные образцы переданы столичному МВД для обкатки. Машина отличается неплохой проходимостью и может использоваться для езды по пересеченной местности. Зарядки хватает на 150 км, а максимальная скорость не превышает 80 км/ч. Сейчас электрокар дорабатывается, цена и сроки продаж пока не сообщаются.GAZelle e-NN
Серийный выпуск этого коммерческого электромобиля ГАЗ собирался наладить в 2021 году. Но господдержка, на которую рассчитывал завод, не была оказана (пока). Тем не менее, испытания идут полным ходом, предполагается производить три версии:- ✅ фургон
- ✅ маршрутное такси
- ✅ микроавтобус
На первых моделях планируется устанавливать китайские двигатели и аккумуляторы. Мощность мотора 136 л. с. при максимальной скорости до 100 км/ч. Запас хода 120 км, время «быстрой» зарядки АКБ на 80% составляет 30 минут.
Также выпускались «Газель Next Electro» еще в 2017 году. Кроме ГАЗа, коммерческие электромобили выпускали «Экомоторс», «Спецавтоинжиниринг». Всего четыре модификации: грузовик, трех-, пятиместная машина, а также «маршрутка». Стартовая стоимость 6,5 млн. руб. Автозавод настроен серьезно и рассчитывает заполнить нишу коммерческих электромобилей на рынке РФ.Выводы
Если сравнивать с 2020 годом, ситуация на рынке электрокаров все же выглядит лучше. Попытки, хоть и робкие, есть: российские компании разрабатывают и создают для массового выпуска не только электробусы, но и легковой транспорт. Самое последнее подтверждение – разработка серийной модели кроссовера E-Neva, за которую взялся такой гигант оборонной промышленности, как «Алмаз-Антей», производящий знаменитые на весь мир ракетные зенитные комплексы С-400, С-500. - ✅ мощность силовой установки 109 л. с.
Рекомендуем для вас
Состоялся дебютный полет полностью отечественного вертолета
Это серийный образец отечественного Ка-32А11М, прошедший глубокую модернизацию. О том, какие комплексные улучшения получила модель и как прошел первый подъем в...
Европейские автопроизводители терпят убытки: «евро-Детройт» уже не за горами
С каждым годом европейским концернам все труднее производить и реализовывать новые автомобили. Главные причины в нашем новом материале....
Личный автомобиль Жириновского – что случилось с самым редким «Ё-мобилем»
«Ё-мобиль» был амбициозным проектом в российской истории автомобилестроения. Отечественная разработка должна была получить передовые технологии, не имеющие...
Беларус 82.3 – самая современная и доработанная версия легендарного трактора
Некогда популярный в СССР трактор в очередной раз обновился как внешне, так и технически. Рассказываем, что конкретно изменилось....
Maybach Exelero: роялю место не в кустах, а на капоте автомобиля
Как мы выбираем автомобили? Кто-то (в основном, женщины) глазами: лишь бы красивый. Другим нужен мотор или проходимость. Нас же зацепило имя. Майбах!...
ВАЗ-21109 или «Лада Консул» для российских чиновников
К концу 90-х АвтоВАЗ остался единственным полностью работоспособным профильным предприятием России. Поэтому именно его специалистам поручили сборку...
Обновленный Toyota 4Runner стал самым мощным в истории модели
На выбор доступно 9 комплектаций. Есть 2,4-литровый бензиновый турбомотор и гибридная силовая установка....
АвтоВАЗ поддержал резкое повышение утильсбора – вот что говорят наши водители
Опять в России грядет резкое подорожание зарубежных автомобилей. Зато отечественный производитель доволен....
Volvo 850 – привет из 90-х, способный еще послужить
Когда-то этот автомобиль поражал своей строгой и стремительной внешностью. Сейчас это классика, причем неплохо сохранившаяся....
Спасение Ауди 200 – весь процесс восстановления от начала до конца кратко
Российские водители считают, что восстанавливают старые автомобили только у нас и в других странах, некогда входящих в состав СССР. Дескать, делать это...
Обеспеченные китайцы все чаще выбирают Zeekr 009 Glory Edition
Он не только премиальный в плане оснащения и количества опций, но и быстрый. Мощность силовой установки 777 л. с., а разгон до «сотни» – 3,9 секунды...
Многопрофильные джипы из ЮАР – URI Desert Runner/Mining Vehicle
Намибийско-южноафриканские джипы URI сначала появились как раллийная техника. Позже их специализация значительно расширилась, охватив целый ряд направлений....
Почему дорожают машины в России и что будет дальше
Рассказали об основных причинах подорожания машин в России. Через 5 лет стоимость новых авто может быть в 2 раза выше сегодняшних цен....
Представлены обновленные версии моделей Skoda – Fabia, Kamiq и Scala
Автомобили получат большее количество опций, за которые придется заплатить около 8% от их стоимости. Так производитель хочет поднять продажи....
Что случится с машиной, если накачать 60 бар в колесо
Чем опасен автомобиль? Первой на ум приходит топливная система, в особенности если в машине используется газобаллонное оборудование. Кроме того далеко не все...
Старая Шкода не поехала даже после 500000 рублей вложений
Увы, вложения в ремонт машины оправдываются далеко не всегда. Герою одного из выпусков на YouTube-канале «Ильдар Live» не повезло. До обращения к команде...