Российские электромобили: робкие попытки прошлого и серьезные планы на будущее
Электрокары – один из главных трендов современного автомобилестроения в последние десятилетия. Россия в этом плане тоже имеет свои разработки. И если в сфере общественного транспорта производство как-то налаживается – электробусы уже курсируют в мегаполисах, то с легковыми машинами «что-то пошло не так». А ведь автомобили на электрической тяге разрабатывались еще в дореволюционной России, во времена СССР и сегодня.
Официально принято считать, что впервые машина на аккумуляторах появилась аж в 1828 году в Венгрии. Постепенно идеей заинтересовались во всем мире, включая Россию. Здесь в 1889 году был построен Романовым Ипполитом Владимировичем двухместный экземпляр. Его мощность составляла 6 л. с., скорость 37 км/ч, а запас хода 60 км. «Попутно» конструктор создал пару омнибусов (автобус), рассчитанных на 10 и 17 пассажиров. Но, как говорят сегодня, модели «не пошли в серию». Иное дело США. Здесь к середине 10-х годов минувшего века в Нью-Йорке была создана целая сеть такси, работавших на электрической тяге. Но в будущем бензиновые машины все же вытеснили авто на аккумуляторах.
В основном это были экспериментальные разработки в виде небольших фургонов для, например, развоза почты. Активно использовали электрокары для обслуживания аэродромов. Из автозаводов особенно усердствовал УАЗ:
Отдельно стоит упомянуть микроавтобус РАФ, специально разработанный к Олимипиаде-80 для сопровождения бегунов-марафонцев. Его максимальная скорость 50 км/ч. На одной зарядке проезжал 100 км. Было произведено несколько образцов, часть из которых трудилась на московском мясокомбинате №34. После Олимпиады электромобиль передали в Ашхабад для испытаний с солнечными батареями. Позже были попытки продолжить производство, но последний экземпляр вышел с завода в 1986 году под индексом 2803.
К другим попыткам создать серийную легковую машину на электрической тяге можно отнести разработки завода АЗЛК. Это пикап «Москвич 2335Е1». Ну еще модель 2144, выпущенная, как концепт-кар.
Первый авто на электрической тяге, пошедший в серию – Lada Ellada на (базе «Калина»), выпущенный в 2013 г. Основные параметры машины:
Из прошлого
Официально принято считать, что впервые машина на аккумуляторах появилась аж в 1828 году в Венгрии. Постепенно идеей заинтересовались во всем мире, включая Россию. Здесь в 1889 году был построен Романовым Ипполитом Владимировичем двухместный экземпляр. Его мощность составляла 6 л. с., скорость 37 км/ч, а запас хода 60 км. «Попутно» конструктор создал пару омнибусов (автобус), рассчитанных на 10 и 17 пассажиров. Но, как говорят сегодня, модели «не пошли в серию». Иное дело США. Здесь к середине 10-х годов минувшего века в Нью-Йорке была создана целая сеть такси, работавших на электрической тяге. Но в будущем бензиновые машины все же вытеснили авто на аккумуляторах.
Электромобиль Baker Electric 1908 года и сегодня в строю. Фото: Youtube. com.
Электротранспорт в СССР
В основном это были экспериментальные разработки в виде небольших фургонов для, например, развоза почты. Активно использовали электрокары для обслуживания аэродромов. Из автозаводов особенно усердствовал УАЗ:
- ✅ 1959 год – модель 450 ЭМ (рассчитан на 70 км пути)
- ✅ 1977 год – 451 МИ проезжал на одной зарядке 80 км и вез 0,5 т груза
- ✅ 1981 год – УАЗ 3801 (перевозил 800 кг, проезжал до 75 км)
Отдельно стоит упомянуть микроавтобус РАФ, специально разработанный к Олимипиаде-80 для сопровождения бегунов-марафонцев. Его максимальная скорость 50 км/ч. На одной зарядке проезжал 100 км. Было произведено несколько образцов, часть из которых трудилась на московском мясокомбинате №34. После Олимпиады электромобиль передали в Ашхабад для испытаний с солнечными батареями. Позже были попытки продолжить производство, но последний экземпляр вышел с завода в 1986 году под индексом 2803.
К другим попыткам создать серийную легковую машину на электрической тяге можно отнести разработки завода АЗЛК. Это пикап «Москвич 2335Е1». Ну еще модель 2144, выпущенная, как концепт-кар.
Электромобили РФ в XXI веке
Первый авто на электрической тяге, пошедший в серию – Lada Ellada на (базе «Калина»), выпущенный в 2013 г. Основные параметры машины:
- ✅ мощность двигателя 81 лошадиная сила
- ✅ емкость аккумулятора 13 кВт*ч (время зарядки на 100% – 8 ч)
- ✅ развиваемая скорость – 150 км/ч
На одной зарядке авто способно проехать 150 км. Было выпущено 100 машин для Ставропольского края (по спецзаказу). Из-за отсутствия денег администрация выкупила аж 5 штук. Оставшиеся авто еле распродали по себестоимости. Вторая попытка – Lada Vesta, собранная на платформе «Калина» в 2016 г. Но эта машина в серию вообще не пошла.Ё-мобили
Это амбициозный проект, так и не реализованный на практике полностью. Им («почему-то» в год выборов) занимался Михаил Прохоров с фирмой «ЯРОВИТ Моторс». Планировалось выпустить машину с гибридным роторно-поршневым двигателем, работающим на газе, бензине и частично электричестве (использовались суперконденсаторы). Компания собиралась выпускать хэтчбек, купе и фургон.КАМА-1
Электромобиль разработан КАМАЗом в сотрудничестве с Центром НТИ из Санкт-Петербурга. Машина – наследник «Оки», хотя новый компактный кроссовер практически ничего с ней общего не имеет. Производитель обещает начать продажи ориентировочно в 2023 году, причем со скидками до 25%, благодаря господдержке. Технические параметры:- ✅ мощность силовой установки 109 л. с.
- ✅ емкость аккумулятора 33 кВт*ч
- ✅ разгон до «сотки» за 6,7 секунды
- ✅ скоростной потолок – 150 км/ч
- ✅ запас хода не более 300 км
Машина включена в программу Министерства экономики и является действующей. Однако говорить о том, что городской электрокар будет пользоваться спросом, пока рано: уж больно цена непривлекательна – 1,2 млн. руб.City Modul 1
Электрокаром занимается российский стартап Zetta. Разработка автомобиля находится на конечной стадии. Машинка имеет скромные размеры (3,03х1,76х1,6 м), но рассчитана на 4-х человек. Еще имеется и багажник на 180 л. Управляется электрокар через планшет либо мобильное приложение. Базовая модификация:- ✅ мощность 98 л. с.
- ✅ емкость АКБ 1- кВт*ч
- ✅ пробег на одной зарядке 180 км (более дороги версии – до 500 км)
Чтобы уменьшить нагрузку на мотор и себестоимость, убрали усилитель руля, а печку сделали бензиновой. Озвучена минимальная цена электрокара – 550 тыс. руб. планировали начать серийное производство в 2020 году, но средства для реализации проекта найти не удалось. Т. к. инвестора нет до сих пор, будущее Modul 1 непонятно. Тем не менее разработчики продолжают испытания.Monarch
Позиционируется, как авто премиум-класса. Планируется выпустить пробную партию в 30 единиц, из них 10 сделают по индивидуальным заказам. Предусмотрена пара модификаций:- ✅ S200 – АКБ в 60 кВт*ч, мощность двигателя 200 кВт, скорость по максимуму – 250 км/ч, разбег до «сотки» за 5 сек., проезжаемое на одной зарядке расстояние – 372 км
- ✅ S400 – батарея в 80 кВт*ч, мотор развивает 400 кВт, максимальная скорость 260 км/ч, разгон до «сотки» не более 3,2 секунды, пробег на одной зарядке до 400 км
Салон отделывается дорогими материалами – кожей, элементами из редких пород дерева и драгоценных металлов. Стоимость заявлена внушительная: 4,47 млн. руб. А коллекционные образцы (10 штук) и вовсе пойдут по 190 000$.«Ардерия ТС2»
Электрокар, рассчитанный на пару мест, разработан и выпущен в Адыгее. Вызвал неоднозначную реакцию, т. к. является аналогом Jijie Tule из КНР, в свою очередь, скопированного со Smart ForTwo. Двигатель развивает 7 л. с., АКБ имеет емкость в 7,2 кВт*ч, что гарантирует проезд без подзарядки 100 км. Предельная скорость 60 км/ч, восполнить заряд батареи можно за 8 ч. Характеристики не очень впечатляют, но зато и цена соответствует – 400 тыс. руб. Машина эксплуатируется, модернизируется и уже ездит.Иж UV-4 от концерна «Калашников»
Второе название трехколесного электрокара – «Овум». Опытные образцы переданы столичному МВД для обкатки. Машина отличается неплохой проходимостью и может использоваться для езды по пересеченной местности. Зарядки хватает на 150 км, а максимальная скорость не превышает 80 км/ч. Сейчас электрокар дорабатывается, цена и сроки продаж пока не сообщаются.GAZelle e-NN
Серийный выпуск этого коммерческого электромобиля ГАЗ собирался наладить в 2021 году. Но господдержка, на которую рассчитывал завод, не была оказана (пока). Тем не менее, испытания идут полным ходом, предполагается производить три версии:- ✅ фургон
- ✅ маршрутное такси
- ✅ микроавтобус
На первых моделях планируется устанавливать китайские двигатели и аккумуляторы. Мощность мотора 136 л. с. при максимальной скорости до 100 км/ч. Запас хода 120 км, время «быстрой» зарядки АКБ на 80% составляет 30 минут.
Также выпускались «Газель Next Electro» еще в 2017 году. Кроме ГАЗа, коммерческие электромобили выпускали «Экомоторс», «Спецавтоинжиниринг». Всего четыре модификации: грузовик, трех-, пятиместная машина, а также «маршрутка». Стартовая стоимость 6,5 млн. руб. Автозавод настроен серьезно и рассчитывает заполнить нишу коммерческих электромобилей на рынке РФ.Выводы
Если сравнивать с 2020 годом, ситуация на рынке электрокаров все же выглядит лучше. Попытки, хоть и робкие, есть: российские компании разрабатывают и создают для массового выпуска не только электробусы, но и легковой транспорт. Самое последнее подтверждение – разработка серийной модели кроссовера E-Neva, за которую взялся такой гигант оборонной промышленности, как «Алмаз-Антей», производящий знаменитые на весь мир ракетные зенитные комплексы С-400, С-500. - ✅ мощность силовой установки 109 л. с.
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...