.d-md-none .d-lg-block bibimot

Российские электромобили: робкие попытки прошлого и серьезные планы на будущее

Российские электромобили: робкие попытки прошлого и серьезные планы на будущее
Электрокары – один из главных трендов современного автомобилестроения в последние десятилетия. Россия в этом плане тоже имеет свои разработки. И если в сфере общественного транспорта производство как-то налаживается – электробусы уже курсируют в мегаполисах, то с легковыми машинами «что-то пошло не так». А ведь автомобили на электрической тяге разрабатывались еще в дореволюционной России, во времена СССР и сегодня.


Из прошлого


Официально принято считать, что впервые машина на аккумуляторах появилась аж в 1828 году в Венгрии. Постепенно идеей заинтересовались во всем мире, включая Россию. Здесь в 1889 году был построен Романовым Ипполитом Владимировичем двухместный экземпляр. Его мощность составляла 6 л. с., скорость 37 км/ч, а запас хода 60 км. «Попутно» конструктор создал пару омнибусов (автобус), рассчитанных на 10 и 17 пассажиров. Но, как говорят сегодня, модели «не пошли в серию». Иное дело США. Здесь к середине 10-х годов минувшего века в Нью-Йорке была создана целая сеть такси, работавших на электрической тяге. Но в будущем бензиновые машины все же вытеснили авто на аккумуляторах.

Электромобиль Baker Electric 1908 года и сегодня в строю. Фото: Youtube. com.


Электротранспорт в СССР


В основном это были экспериментальные разработки в виде небольших фургонов для, например, развоза почты. Активно использовали электрокары для обслуживания аэродромов. Из автозаводов особенно усердствовал УАЗ:

  • ✅ 1959 год – модель 450 ЭМ (рассчитан на 70 км пути)
  • ✅ 1977 год – 451 МИ проезжал на одной зарядке 80 км и вез 0,5 т груза
  • ✅ 1981 год – УАЗ 3801 (перевозил 800 кг, проезжал до 75 км)


Отдельно стоит упомянуть микроавтобус РАФ, специально разработанный к Олимипиаде-80 для сопровождения бегунов-марафонцев. Его максимальная скорость 50 км/ч. На одной зарядке проезжал 100 км. Было произведено несколько образцов, часть из которых трудилась на московском мясокомбинате №34. После Олимпиады электромобиль передали в Ашхабад для испытаний с солнечными батареями. Позже были попытки продолжить производство, но последний экземпляр вышел с завода в 1986 году под индексом 2803.

Электромобиль RAF на электрической тяге. Фото: Youtube. com.


К другим попыткам создать серийную легковую машину на электрической тяге можно отнести разработки завода АЗЛК. Это пикап «Москвич 2335Е1». Ну еще модель 2144, выпущенная, как концепт-кар.

Концепт-кар «Москвич Истра». Фото: Youtube. com.


Электромобили РФ в XXI веке


Первый авто на электрической тяге, пошедший в серию – Lada Ellada на (базе «Калина»), выпущенный в 2013 г. Основные параметры машины:
  • ✅ мощность двигателя 81 лошадиная сила
  • ✅ емкость аккумулятора 13 кВт*ч (время зарядки на 100% – 8 ч)
  • ✅ развиваемая скорость – 150 км/ч

    На одной зарядке авто способно проехать 150 км. Было выпущено 100 машин для Ставропольского края (по спецзаказу). Из-за отсутствия денег администрация выкупила аж 5 штук. Оставшиеся авто еле распродали по себестоимости. Вторая попытка – Lada Vesta, собранная на платформе «Калина» в 2016 г. Но эта машина в серию вообще не пошла.

    Ё-мобили


    Это амбициозный проект, так и не реализованный на практике полностью. Им («почему-то» в год выборов) занимался Михаил Прохоров с фирмой «ЯРОВИТ Моторс». Планировалось выпустить машину с гибридным роторно-поршневым двигателем, работающим на газе, бензине и частично электричестве (использовались суперконденсаторы). Компания собиралась выпускать хэтчбек, купе и фургон.

    Ё-мобиль от господина Прохорова. Фото: Youtube. com.


    КАМА-1


    Электромобиль разработан КАМАЗом в сотрудничестве с Центром НТИ из Санкт-Петербурга. Машина – наследник «Оки», хотя новый компактный кроссовер практически ничего с ней общего не имеет. Производитель обещает начать продажи ориентировочно в 2023 году, причем со скидками до 25%, благодаря господдержке. Технические параметры:

    • ✅ мощность силовой установки 109 л. с.
    • ✅ емкость аккумулятора 33 кВт*ч
    • ✅ разгон до «сотки» за 6,7 секунды
    • ✅ скоростной потолок – 150 км/ч
    • ✅ запас хода не более 300 км


    Машина включена в программу Министерства экономики и является действующей. Однако говорить о том, что городской электрокар будет пользоваться спросом, пока рано: уж больно цена непривлекательна – 1,2 млн. руб.


    Кама 1 в эксплуатации. Фото: Youtube. com.


    City Modul 1


    Электрокаром занимается российский стартап Zetta. Разработка автомобиля находится на конечной стадии. Машинка имеет скромные размеры (3,03х1,76х1,6 м), но рассчитана на 4-х человек. Еще имеется и багажник на 180 л. Управляется электрокар через планшет либо мобильное приложение. Базовая модификация:

    • ✅ мощность 98 л. с.
    • ✅ емкость АКБ 1- кВт*ч
    • ✅ пробег на одной зарядке 180 км (более дороги версии – до 500 км)


    Чтобы уменьшить нагрузку на мотор и себестоимость, убрали усилитель руля, а печку сделали бензиновой. Озвучена минимальная цена электрокара – 550 тыс. руб. планировали начать серийное производство в 2020 году, но средства для реализации проекта найти не удалось. Т. к. инвестора нет до сих пор, будущее Modul 1 непонятно. Тем не менее разработчики продолжают испытания.

    Zetta на городских дорогах. Фото: Youtube. com.


    Monarch


    Позиционируется, как авто премиум-класса. Планируется выпустить пробную партию в 30 единиц, из них 10 сделают по индивидуальным заказам. Предусмотрена пара модификаций:

    • ✅ S200 – АКБ в 60 кВт*ч, мощность двигателя 200 кВт, скорость по максимуму – 250 км/ч, разбег до «сотки» за 5 сек., проезжаемое на одной зарядке расстояние – 372 км
    • ✅ S400 – батарея в 80 кВт*ч, мотор развивает 400 кВт, максимальная скорость 260 км/ч, разгон до «сотки» не более 3,2 секунды, пробег на одной зарядке до 400 км


    Салон отделывается дорогими материалами – кожей, элементами из редких пород дерева и драгоценных металлов. Стоимость заявлена внушительная: 4,47 млн. руб. А коллекционные образцы (10 штук) и вовсе пойдут по 190 000$.

    Роскошный салон Monarch. Фото: Youtube. com.


    «Ардерия ТС2»


    Электрокар, рассчитанный на пару мест, разработан и выпущен в Адыгее. Вызвал неоднозначную реакцию, т. к. является аналогом Jijie Tule из КНР, в свою очередь, скопированного со Smart ForTwo. Двигатель развивает 7 л. с., АКБ имеет емкость в 7,2 кВт*ч, что гарантирует проезд без подзарядки 100 км. Предельная скорость 60 км/ч, восполнить заряд батареи можно за 8 ч. Характеристики не очень впечатляют, но зато и цена соответствует – 400 тыс. руб. Машина эксплуатируется, модернизируется и уже ездит.

    «Ардерия ТС2» на подзарядке. Фото: Youtube. com.


    Иж UV-4 от концерна «Калашников»


    Второе название трехколесного электрокара – «Овум». Опытные образцы переданы столичному МВД для обкатки. Машина отличается неплохой проходимостью и может использоваться для езды по пересеченной местности. Зарядки хватает на 150 км, а максимальная скорость не превышает 80 км/ч. Сейчас электрокар дорабатывается, цена и сроки продаж пока не сообщаются.

    «Овум» на стоянке. Фото: Youtube. com.


    GAZelle e-NN


    Серийный выпуск этого коммерческого электромобиля ГАЗ собирался наладить в 2021 году. Но господдержка, на которую рассчитывал завод, не была оказана (пока). Тем не менее, испытания идут полным ходом, предполагается производить три версии:

    • ✅ фургон
    • ✅ маршрутное такси
    • ✅ микроавтобус


    На первых моделях планируется устанавливать китайские двигатели и аккумуляторы. Мощность мотора 136 л. с. при максимальной скорости до 100 км/ч. Запас хода 120 км, время «быстрой» зарядки АКБ на 80% составляет 30 минут.

    Также выпускались «Газель Next Electro» еще в 2017 году. Кроме ГАЗа, коммерческие электромобили выпускали «Экомоторс», «Спецавтоинжиниринг». Всего четыре модификации: грузовик, трех-, пятиместная машина, а также «маршрутка». Стартовая стоимость 6,5 млн. руб. Автозавод настроен серьезно и рассчитывает заполнить нишу коммерческих электромобилей на рынке РФ.

    Электрическая «Газель Next Electro»: вид под капотом. Фото: Youtube. com.


    Выводы


    Если сравнивать с 2020 годом, ситуация на рынке электрокаров все же выглядит лучше. Попытки, хоть и робкие, есть: российские компании разрабатывают и создают для массового выпуска не только электробусы, но и легковой транспорт. Самое последнее подтверждение – разработка серийной модели кроссовера E-Neva, за которую взялся такой гигант оборонной промышленности, как «Алмаз-Антей», производящий знаменитые на весь мир ракетные зенитные комплексы С-400, С-500.

А вы купите российский электромобиль?

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Венгерский Икарус: продолжение. Теперь в качестве EVЛАЗ-695: самый массовый пассажирский автобус в мире

Зачем японским поездам такой нос

Зачем японским поездам такой нос

Необычная конфигурации головного вагона поездов японской транспортной системы «Синкансэн» скопирована с обычной птицы. Для чего это было сделано и что...
  • 3 848